Площадь революции история – Площадь Революции — история, название и дома на площади Революции

Содержание

Площадь Революции — история, название и дома на площади Революции

Площадь Революции располагается в Тверском районе Центрального округа Москвы. Она соединяет Манежную и Театральную площади.

Площадь Революции — происхождение названия

Первоначально площадь называлась Воскресенской по выходившим на нее Воскресенским воротам Китай-города. Это название возникло в XIX веке.

В 1918 году она была переименована в площадь Революции в память событий 1917 года.

История площади Революции

Изначально по территории будущей площади Революции проходило русло реки Неглинной. В начале XVI века она была запружена, и здесь возникли водяная мельница и лавки, где торговали мукой.

В XVI веке были построены укрепления Китай-города. На площадь выходили ворота, получившие название Воскресенских. В конце XVII столетия они были надстроены двумя шатровыми башнями. В то же время перед воротами появилась Иверская часовня.

На рубеже XVI – XVII веков через Неглинную был построен каменный мост. Он также стал называться Воскресенским по своей близости к воротам. На самом мосту и рядом с ним велась торговля.

В начале XVIII века перед стеной Китай-города возвели земляные бастионы на случай возможного нашествия шведов. В 1741 году был перестроен Воскресенский мост, а в конце столетия построили каменное здание Иверской часовни.

В начале XIX столетия река Неглинная была заключена в коллектор, земляные укрепления снесли, и на этом месте образовалась площадь. Воскресенский мост засыпали землей. К западу от площади на месте русла реки был устроен Александровский сад.

В 1892 году на месте старого здания Присутственных мест было построено новое, предназначенное для Московской городской думы.

В 1918 году на площади Революции был открыт памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу, просуществовавший несколько лет, так как был изготовлен из недолговечных материалов.

В 1938 году открылись станции метро «Площадь Свердлова» (в 1990 году переименована в «Театральную») и «Площадь Революции», для которых был построен общий входной павильон.

В 1997 году на площади Революции был открыт расположенный под землей Музей археологии Москвы. Одним из главных его экспонатов является найденное при раскопках основание Воскресенского моста.

Последние добавленные на сайт статьи …

progulkipomoskve.ru

Площадь Революции в Москве

Площадь Революции — одна из центральных площадей Москвы, расположенная между Манежной и Театральной площадями в самом сердце города.

 

Ввиду близости к Московскому Кремлю площадь Революции является одной из наиболее известных московских площадей, однако, сама по себе она не представляет ровным счётом никакого интереса — это просто пустое проходное пространство, находиться на котором неинтересно и даже местами неприятно.

 

У площади появилось сразу 2 архитектурных доминанты: бывшее здание Московской городской думы (сейчас в нём размещён Музей Отечественной войны 1812 года) — приметный памятник псевдорусской архитектуры, который выходит на неё центральным фасадом — и боковой корпус гостиницы «Москва»; фактически, бОльшая часть площади представляет собой широчайший коридор между ними. В архитектурный ансамбль площади также включены

здание Исторического музея и гостиница «Метрополь», расположенные на соседних площадях, но по факту замыкающие перспективу площади Революции. Со стороны гостиницы «Метрополь» на площадь Революции выходит вестибюль станции метро «Театральная», окружённый новоделом, пародирующим Китайгородскую стену с башней; перед фальш-стеной построено здание кафе с гигантской летней верандой на приподнятом подиуме. В сущности, площадь Революции — типичная проходная площадь у метро, которая могла бы появиться в любом районе, но появилась в историческом центре в окружении памятников архитектуры.

 

У бокового корпуса гостиницы «Москва» есть некоторое количество лавочек для отдыха горожан, но на них обычно не сидят. К счастью, на площади часто устраивают городские фестивали, иначе она была бы просто гигантским асфальтовым полем.

 

 

История площади Революции


В прошлом по территории современной площади Революции протекала река Неглинная. В 16 веке река на этом месте была запружена, и на её берегу существовала мельница с мучными лавками, а также некоторое количество жилых и торговых построек — в целом, довольно хаотичное пространство.

 

В 1534-1538 годах вдоль левого берега Неглинной возвели Китайгородскую стену, а в 1595 от Воскресенских ворот Китай-города сюда был перекинут каменный Воскресенский мост, который вдохнул в территорию новую жизнь: вокруг него выросли торговые пристройки, а Воскресенские ворота стали одним из парадных въездов на Красную площадь, но в целом застройка оставалась довольно хаотичной. В 1707-1708 годах, когда Москву готовили к возможному нападению шведов, по приказу Петра I между стеной Китай-города и Неглинной были возведены земляные бастионы.

 

Формирование площади произошло в начале 19 века: после пожара 1812 года, когда Неглинная была убрана в подземную трубу, а бастионы — разобраны, обветшавшая застройка была снесена, и на её месте появилась Воскресенская площадь, названная так по близости Воскресенских ворот Китай-города.

 

В 1879 году в северной части площади был построен дом купца Карзинкина, в котором расположилась «Большая Московская гостиница» с трактиром: в разные годы заведение посещали Пётр Чайковский, Фёдор Достоевский, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Блок и другие известные деятели культуры. В 1890-1892 годах на месте бывших Присутственных мест выросло здание Московской городской думы в псевдорусском стиле, а в 1899-1902 была построена гостиница «Метрополь» Саввы Мамонтова.

 

Завершилось формирование площади в 1968-1977 году, когда вместо сохранявшейся исторической застройки напротив псевдорусского здания Городской думы вырос боковой корпус гостиницы «Москва», и площадь фактически приобрела современный вид.

 

Во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 года на Воскресенской площади шли ожесточённые бои, в память о которых она была переименована в площадь Революции.

 

 

Памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу


Любопытно, что в 1918 году на площади Революции был установлен памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, который — вероятно, ввиду использования недолговечных материалов — просуществовал всего несколько лет.

 

По проекту скульптора Мезенцева основатели марксизма были изображены за высокой трибуной, которая напоминала бочку и навевала нездоровые ассоциации: словно Маркс и Энгельс вместе вылазят из большой ванны (это, разумеется весьма потешало современников). Позже в Москве были установлены отдельные памятники для каждого из них, но парная скульптура в городе так и не появились.

 


 

Помимо прочего, на площади Революции расположен вход в подземный Музей археологии Москвы, выстроенный вокруг найденных при раскопках устоев Воскресенского моста. Кассовый павильон расположен вблизи гостиницы «Москва» напротив Воскресенских ворот.

 

Площадь Революции находится в Тверском районе Москвы между Манежной и Театральной площадями. Добраться до неё можно пешком от станций метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии,

«Театральная» Замоскворецкой и «Охотный Ряд» Сокольнической.

mosprogulka.ru

Площадь Революции. Сталинское метро. Исторический путеводитель

Площадь Революции

Площадь Революции — станция-музей со множеством скульптур и богатой отделкой, была открыта 13 марта 1938 года на Покровском радиусе в рамках Второй очереди строительства. Автор этой красивой станции архитектор А.Н.Душкин. Название дано по имени площади, на которую выходит станция. Данная площадь до 1918 года называлась Воскресенской. Удивительно, но по многочисленным версиям имя площади досталось в честь Февральской революции 1917 года, но при проектировке станции, естественно, данный факт не упоминался.

Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Архитектор не применил декораций для оформления пилонов, а оставил их кривизну, в соответствии с конструкцией тюбингов. Проходы между пилонов решены в виде выступающих арок из бордового мрамора, опирающихся на цоколь, облицованный черным мрамором. Вследствие того, что диаметр арки шире чем проход, то в углах пилонов получились свободные пространства. Эти ниши Душкин собирался заполнить бетонными уголками с барельефами на революционную тему. Для работы был приглашен известный скульптор М.Г.Манизер, который настоял на том, что необходимо вместо барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Душкин был против этой затеи, но руководство приняло сторону Манизера, и проект поменяли. В итоге к тяжелым монументальным цветам цоколя и арки (черный и красный) добавились темные бронзовые скульптуры, согнутые под тяжестью конструкции.

Манизером и его коллективом была выполнена серия эскизов скульптур, из которых (Главпромстроем) были утверждены 24 темы для фигур:

1. Красногвардеец.

2. Красноармеец.

3. Матрос.

4. Партизан.

5. Краснофлотец.

6. Пограничник.

7. Летчик.

8. Танкист.

9. Рабочий.

10. Проходчик.

11. Студент.

12. Изобретатель.

13. Колхозница.

14. Девочка с теленком.

15. Тракторист.

16. Колхозник.

17. Пионеры-авиамоделисты.

18. Девушка с книгой.

19. Осоавиахимовец.

20. Парашютистка.

21. Мать с ребенком.

22. Девушка с диском.

23. Отец с ребенком.

24. Физкультурник.

Из этих 24 тем было реализовано только 20. На станции при открытии имелось 40 арок, значит, следовало в них установить 80 скульптур, по две в каждой арке. Каждую тему пришлось повторить по 4 раза. Фигуры расставляли в шахматном порядке, если смотреть по оси любого прохода. При таком расположении, двигаясь по продольной оси станции, можно было увидеть все темы скульптур без повторов. Начиная от западного эскалатора (который был сооружен изначально) две арки отводились под тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны. Там были установлены скульптуры рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата с винтовкой, ушедшего на гражданскую войну, на его шинели прикреплен красный революционный бант. Затем пассажир видит крестьянина в лаптях, отстаивающего свое право на землю и революционного матроса с наганом. Следующие две арки раскрывают тему становления обороны СССР после гражданской войны: парашютистка, краснофлотец, пограничник с собакой для строгой охраны границ, девушка с винтовкой. Следующие арки представляют собой труд и образование в СССР: проходчик Метростроя с отбойным молотком в руках и молодой изобретатель, думающий над поставленной задачей держа в руках шестеренку и циркуль (ныне циркулей нет), птичница с курицей и петухом, механизатор, студент и студентка с книгой. Последние три арки раскрывают тему отдыха и семьи в СССР: девушка-дискоболка и юноша футболист, женщина с ребенком, мужчина с ребенком. Последняя арка — пионеры-авиамоделисты, пионерки-географы. Фигуры этой арки можно увидеть только со стороны платформ, так как в 1947 году проход был замурован с открытием восточного вестибюля и фигуры со стороны центрального зала были утрачены. На другой стороне центрального зала те же фигуры перевернуты наоборот относительно каждой арки. Таким образом, пассажир, пройдя вдоль всей станции Площадь Революции, может представить, как менялась жизнь в СССР от октября 1917 года до 1938 года.

Любопытно, что изначально все модели фигур были сделаны скульпторами из гипса и постепенно заменялись на бронзовые. В ходе этой замены некоторые темы фигур были изменены. Также можно заметить, что все фигуры, чтобы поместиться в маленькую нишу, были сделаны сидящими или присевшими на колено. Люди, смотря на сгорбившиеся скульптуры, мрачно шутили: мол, при коммунистах весь народ или «сидит», или стоит на коленях.

Торцевая стена центрального зала была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М.Г.Манизера. Конституция в 1938 году была одной из главнейших тем прославления Сталина, что и было закреплено в работе скульптора. При открытии второго выхода барельеф был перенесен на станцию Павелецкая-Кольцевая.

Освещение станции производится подвешенными люстрами с молочным хрустальным стеклом. В центральном зале два ряда таких люстр, а в боковых залах по одному. Они расположены так, чтобы освещать каждую фигуру.

Интересно оформлены межарочные стены пилонов: на них закреплены вентиляционные решетки с узором, а перед ними расположены картуши. Полы среднего зала при открытии были облицованы мрамором из квадратов светлого и темно-серого цветов, проходы мраморными плитками серого цвета. Боковые залы были попросту заасфальтированы. В торцах боковых залов установлены длинные деревянные диваны. Путевые стены облицованы плитками серого мрамора.

Любопытна судьба западного наземного вестибюля, который был открыт в 1938 году по проекту архитектора А.Н.Душкина. Он стал общим сразу для двух станций: Площадь Свердлова и Площадь Революции. Душкин изначально строил павильон овальным, в сокращенном варианте, так как планировалось, что скоро эскалаторный зал будет обстроен новым зданием огромного Академического кинотеатра (также по проекту Душкина), и люди, поднявшись по эскалатору со станций, окажутся в здании кинотеатра. Но проект реконструкции площади почему-то решили временно приостановить, а архитектору была поставлена задача: сделать павильон самостоятельным зданием. Пришлось достраивать монументальный портик с колоннами, облицованным черным мрамором. Дверные проходы разделены такими же черными пилястрами. На фасаде размещена надпись с названием станций: «Пл. Революции» и «Театральная». Освещается вход с помощью шарообразных молочных светильников. Кинотеатр, как известно, так и не был построен.

Ст. Площадь Революции. Мраморное панно в наземном вестибюле, открытом в 1947 году

Ст. Площадь Революции. Скульптуры на станции: пионерки с глобусом, изобретатель

Внутри наземный вестибюль решен достаточно лаконично. Он состоит из эскалаторного зала, стены которого облицованы темно-серым и желтым мрамором, и кассового зала. Решетки, скрывающие элементы отопления, оформлены разнообразными рисунками. Стены вестибюля освещаются латунными светильниками.

Когда началась Отечественная Война, скульптуры со станции были эвакуированы и возвратились на свои места только в 1944 году.

В 1946 году в центре станции был сооружен отдельный переход на станцию Площадь Свердлова, а в 1974 году сооружен переход из центра зала Площадь Свердлова в торец станции Площадь Революции. Так что при переходе между этими станциями пассажиропотоки полностью разделены.

21 декабря 1947 года, как уже упоминалось, у станции Площадь Революции появился второй выход через восточный вестибюль. Его архитекторами стали Ю.П.Зенкевич, Н.И.Демчинский. Стены вестибюля украшены большими золотыми строчками гимна (две строфы), а между ними расположены окна касс. Над кассами, в честь 30-летия революции, помещено красивое мозаичное нанно с изображением победных знамен, слева на знамени начертано «1917», а справа «1947».

Утраты станции

1. Барельеф с изображением И.В.Сталина со свитком и В.И.Ленина из торца центрального зала. Снят в 1947 году при постройке второго выхода.

2. 4 скульптуры, которые находились в центральном зале у крайних проходов в торцевой части. Пострадали при сооружении второго выхода и замуровывании этих проходов.

3. Циркули из рук скульптур изобретателя.

4. Мраморный пол станции. Заменен гранитными плитами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Площадь Революции в Челябинске: общая информация, история.

Общая информация

Площадь Революции — архитектурный комплекс, главная и наиболее известная площадь Челябинска, расположенная в центре города.

Сегодня площадь, прежде всего, красивая прогулочная аллея и место встречи возлюбленных, друзей или просто знакомых. Также все массовые мероприятия Челябинска проходят на площади Революции. А зимой здесь располагается ледовый городок с главной ёлкой города.

Протяжность территории — 1,75 км. Ограниченна площадь Революции улицами Воровского и Кирова с запада, Цвиллинга с востока, Тимирязева с юга и проспектом Ленина с севера. Также на юге с улицы Тимирязева расположилась Театральная площадь, которая адресно принадлежит Площади Революции. Возглавляет Театральную площадь Театр Драмы, от этого и название у площади соответствующее.

Архитектура на площади в основном выдержана в стиле «неоклассики» или по другому в стиле «советского монументального классицизма».

История

Изначально площадь называлась Южной, так как располагалась на южной окраине города, за чертой основной застройки, и была ограничена с севера Южным бульваром (сейчас проспект Ленина).

Первое значительное каменное здание на площади, Народный дом (сейчас ТЮЗ), было построено в 1903 году. В непосредственной близости к Народному дому были построены два каменных дома, принадлежавших Андрею Максимовичу Батракову. В одном из них (ныне — Кирова, 118) разместилась первая городская пивоварня. В 1910 году на месте комплекса служб пересыльной тюрьмы, так называемого «тюремного замка», что располагался на пересечении улицы Уфимской (ныне — Кирова) и Южного бульвара было построено каменное двух-трёхэтажное здание отделения Государственного банка по проекту губернского инженера Баллога.

С северо-востока к площади примыкала территория Одигитриевского женского монастыря, строительство которого началось с конца XIX века. В конце 20-х годов монастырь был снесён.

На площади регулярно проводились гулянья в связи с радостными и праздничными датами. В такие дни на площади располагались различные аттракционы. Также на площади располагался цирк. Пустырь Южной площади окружал с юга и востока берёзовый лес, на месте которого сейчас магазин Музей искусств, памятник В. Ленину и сквер площади Революции.

1-го мая 1920-го года Южная площадь обретает своё сегодняшнее название Площадь Революции, в честь Октябрьской революции большевиков.

В 1934-ом году было построено пятиэтажное здание гостиницы, где сейчас располагается Арбитражный суд Челябинской области.

В 1938-ом году был построен жилой дом для работников областного исполкома (пр. Ленина, 54). В этом же году здание Государственного банка, где сейчас размещается обл.дума.

На месте монастыря в 1941-ом по проекту архитектора Барагина возведено здание гостиницы «Южный Урал». В 1942-ом году на площади появляется здание Управления южноуральской железной дороги.

В 1953 году был построен жилой дом, который находится по пр. Ленина, 53 и ул. Цвиллинга, 33. В 1955-ом году было построено здание «Челябэнерго». Напротив него в 1958-ом году было возведено здание, где сейчас располагается мэрия. В 50-е годы XX века на площади формируется  сквер с аллеями, газонами, зелёными насаждениями и мраморно-чугунным фонтаном. В 1959-ом на площади Революции возводится памятник Владимиру Ленину.

В 1968-72-й годы на южной границе площади, по бокам, возводятся два восьмиэтажных здания. В 1973-1984-ом годах между ними появляется театр Драмы.

Формирование облика площади было завершено к концу 90-х годов со строительством в 1997-ом здания «Инвестбанка» , в 1999-ом году — подземного торгового комплекса «Никитинского». В 1991-93-ем годах произведена реконструкция здания Арбитражного суда, после которой на нём появились часы с курантами.

После реконструкции в 2014 году на площади появился музыкальный фонтан.

 

0 -0

Добавить отзыв

chelyabinsk.tourslife.ru

Станция метро «Площадь Революции» — здание в стиле ар деко

Новая станция была построена по проекту архитектора А.Н. Душкина, чье имя прочно связано со строительством метрополитена, а работы признаются одними из лучших. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Проходы между пилонами представляют собой полуцилиндрические арки, которые опираются на невысокие широкие постаменты. На них разместились 76 бронзовых фигур работы скульптора М. Г. Манизера. Однако по первоначальному проекту архитектора на месте скульптур должны были расположиться бронзовые рельефы, которые визуально облегчили бы конструкцию станции. Однако вместо них появились громоздкие скульптуры, которые разрушили композиционное единство станции. Вместо задуманного органичного пространства станция превратилась в музей скульптуры. Как писал А.Н. Душкин: «Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

Тема декоративного оформления «Площади Революции» проста и понятна. Она посвящена этапам создания «Страны Советов». 76 бронзовых изваяний расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 года до декабря 1937 года. Галерея начинается от западного торца станции (на момент открытия именно тут располагался единственный выход) образами красногвардейца и матроса. Изначально скульптур было 80, но из-за открытия в декабре 1947 года восточного наземного вестибюля, четыре фигуры демонтировали, как, впрочем, и барельеф с изображениями Ленина и Сталина, возглавляющими шествие советского народа. Именно поэтому из 20 скульптурных сюжетов 18 повторяются четырежды, а два – только по два раза. Многократное повторение образов тогда подверглось критике, так как ослабляло эффект их идейного и художественного содержания. Критиковали и неудачное тесное расположение фигур в ограниченном сводчатом объеме арочных проходов: они изображены (кроме фигур пионеров) либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. А в народе ходила шутка: «Здесь весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Вообще со станцией и ее скульптурами связано много примет и поверий. Студенты верят, если потереть нос пса у «Пограничника с собакой», то экзамен сдашь на «отлично». А если ранним утром прикоснуться к флажку в руках у сигнальщика «Марата» — день пройдет удачно, такое же поверье сложилось и о нагане матроса, из-за чего наган сильно страдает, так как его постоянно воруют.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году скульптуры были разобраны и вывезены в Среднюю Азию, а возвращены в 1944 году. Во время эвакуации они сильно пострадали – фактически развалились на части. Но так как каждая скульптурная композиция повторялась, их удалось восстановить.

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный вестибюль – работа А.Н. Душкина. Предполагалось, что этот вестибюль будет встроен в здание Академического кинотеатра, который так и не был построен. Поэтому вестибюль имеет достаточно странную форму – это два строения, одно овальное в плане, другое квадратное, соединенные переходом.

Восточный вестибюль создан по проекту архитектора Ю.П. Зенкевича и встроен в линию домов в Богоявленском переулке. Зал вестибюля ошеломляет изрядной пышностью, а освещает его гигантская висячая люстра с 24 рожками.

Несмотря на то, что замысел архитектора А.Н. Душкина воплотился не в полной мере, эта станция стала достаточно известной и полюбилась москвичам.

«Площадь Революции» имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

um.mos.ru

Площадь Революции в Самаре: история и современность

В исторической части города Самары на пересечении улиц Куйбышева и Венцека расположена площадь Революции. Это одна из старейших и красивейших площадей города, которая имеет богатую историю и является достопримечательностью Самары. О ней и пойдет речь в статье.

Названия

Первоначальное название площади – Рыночная. За всю свою историю существования она не раз переименовывалась — Панская, Алексеевская, и в конце концов стала называться площадью Революции.

История площади Революции в Самаре

В середине 18-го века на этом месте было озеро и небольшая поляна. Однако в 1782 году был разработан геометрический план застройки города, который предусматривал строительство на этом месте рыночной площади, которую так и назвали – Торговая, или Рыночная. Территория стала застраиваться деревянными торговыми лавками, которые образовывали гостиный двор. Сюда было удобно доставлять товары с пристаней. Территория плаца в то время имела типичный базарный вид и утопала в мусоре. Но в 1851 году случился страшный пожар, который уничтожил здесь все лавки и постройки. Торговлю пришлось перенести на Троицкую, а Торговую площадь переименовать в Панскую.

Идут годы, Самара становится губернией, грязная площадь в центре города портит облик города, ее расчищают и переименовывают в честь покровителя города митрополита Алексия. Новоотстроенная площадь становится украшением и общественным центром города.

Постепенно на территории площади складывается неповторимый архитектурный ансамбль, и она превращается в центральную городскую площадь.

Революционные годы

В годы революции площадь в Самаре становится местом проведения митингов и массовых собраний, на которых выступают Куйбышев, Галактионов, Фрунзе и многие другие. После окончания революции на центральной площади города устраивались праздничные демонстрации трудящихся.

История застройки

С середины 19-го века площадь начинает интенсивно застраиваться. Здесь была построена двухэтажная гостиница (первое каменное строение в городе). В 1862 году в здании был открыт первый книжный магазин в Самаре (в советские годы здание было перестроено и надстроено до 5 этажей).

В 60-е годы 19-го столетия на площади была построена деревянная часовня, высота башни которой достигала около 17 метров. В нижнем ярусе располагалась сторожка, а на верхнем – 2-метровый циферблат и часовой механизм. Верхнюю часть башни-часовни венчал огромный колокол. Деревянное строение ветшало, и уже в 1875 году колокол был перемещен в Троицкую церковь, а часовня была разобрана.

В 1887 году на площади был разбит сквер, который украсили клумбами. В это время появились и новые здания: окружной суд, гостиницы, квартира губернатора, контора нотариуса, несколько магазинов и редакция газеты.

В 1889 году здесь был установлен памятник императору Александру, в нижней части фигуры которого были расположены эмблемы, которые изображали важные события, произошедшие во времена его царствования: отмена крепостного права, покорение Кавказа, освобождение славянских народов (1878 год), завоевания в Средней Азии. После революции памятник с площади убрали.

В 1918 году здесь был установлен памятник Освобожденному народу. Он представлял собой скульптуру рабочего, в руках у которого была винтовка и факел, а у ног – наковальня, молот и серп. Памятник на площади Революции в Самаре простоял вплоть до 1927 года, и был заменен на памятник Ленину В. И. (один из первых памятников вождю в стране). Но скульптура вождя оказалась непропорциональной пьедесталу, из-за чего складывается зрительное впечатление, что Ленин занимает не свое место.

Здания и сооружения

Одно из самых уникальных и знаменитых зданий на площади и в городе — здание окружного суда. Первоначально это было трехэтажное здание, в котором располагалась гостиница Корнилова и ресторан. Здесь завсегдатаями были судейские служащие и зажиточные горожане. В революционные годы здание было национализировано и заселено нуждающимися в жилье рабочими и крестьянами, а позже здесь была размещена организация по охране памятников культуры и истории.

Непосредственно к зданию примыкали двухэтажное строение с элементами классического декора, в котором размещалась редакция и типография местной газеты «Самарские вести».

Напротив находилась редакция не менее популярной газеты «Самарская». К этому зданию примыкал трактир и складские помещения. Чуть позже рядом с трактиром разместилась типография.

Здесь же располагалось здание, в котором размещалась канцелярия и личные апартаменты губернатора. В залах губернской резиденции часто устраивались выставки самарских художников и ремесленников, а также их собратьев по искусству из других городов.

Так из грязного торгового плаца это место превратилось в центральную городскую площадь, где кипела и продолжает кипеть культурная и общественная жизнь. На фоне площади Революции в Самаре фото- и видеосъемку устраивают молодожены, горожане и гости города, так как она является поистине украшением и достопримечательностью города.

Как добраться

К площади Революции в Самаре можно добраться несколькими способами:

  • от станции метро «Алабинская» на автобусе — № 47, 11 и маршрутном такси — 97, 47;
  • от железнодорожного вокзала на троллейбусе — № 16, 6, автобусе — № 11, 5, 37, 105, 114, маршрутном такси — № 37, 77, 127, 140, 226, 205, 295.

fb.ru

Площадь Революции (станция метро). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

«Площадь Революции» Арбатско-Покровская линия Арбатско-Покровская линия A.Savin, CC BY-SA 3.0

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства).

Станция является работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по одноимённой площади (до 1918 года она носила название Воскресенская). Имеет переход на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль.

История

История проектирования станции «Площадь Революции» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Трассировка Покровского радиуса несколько раз менялась. По планам 1932 года планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» и «Ильинские Ворота» станцию «Красная Площадь», которую предполагалось расположить под одноимённой площадью. Там же проектировался пересадочный узел трёх линий: Арбатско-Покровской, Таганско-Тверской и Дзержинско-Замоскворецкой.

В 1934 году было решено не строить пересадочный узел под Красной площадью. Вместо этого пересадочный узел перенесли к Театральной площади. В том же году в планах впервые появляется станция «Площадь Революции». Её планировалось построить между станциями «Библиотека Ленина» (сооружена как «Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» — «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» исключили из плана.

На конкурсе проектов станции победил архитектор А. Н. Душкин. Строительство второй очереди началось в 1935 году. В январе 1938 года работы на Покровском радиусе были в заключительной стадии. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» второй очереди строительства. Поезда поехали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».

В 1946 году построен переход из центра зала по лестницам и коридору в торец станции «Театральная». 21 декабря 1947 года был открыт восточный вестибюль в Богоявленском переулке. В 1974 году был сооружен ещё один, дополнительный переход из торца станционного зала на станцию «Театральная».

После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро, который носил стратегический характер. Было принято решение о замене этого участка новым, глубоким. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года западный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.

С марта 2007 года на станции «Площадь Революции» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля. Западный, находящийся на площади Революции и общий со станцией «Театральная», был открыт вместе со станцией 13 марта 1938 года. Восточный вестибюль в Богоявленском переулке открылся 21 декабря 1947 года.

Западный вестибюль

Западный вестибюль «Площади Революции» является общим со станцией «Театральная», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Большого академического кинотеатра, планировавшегося к строительству напротив здания Большого театра.

Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции» Shakko, CC BY-SA 4.0

Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭТ-3М, установленные в 2004 году.

С начала 1970-х годов выход из метро находится в самом эскалаторном зале. До этого выход осуществлялся из кассового зала, там же где и вход, в левых дверях (если присмотреться, можно увидеть следы от креплений букв «Нет входа»). В ходе реконструкции Центрального пересадочного узла к эскалаторному помещению был пристроен блок тамбуров выхода.

Архитектура интерьеров западного вестибюля достаточно лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Восточный вестибюль

Восточный вестибюль, встроенный в линию домов в Богоявленском переулке, представляет собой большой полуциркульный зал с кассами и верхней аркой эскалаторного тоннеля.

Интерьер восточного вестибюля Bin im Garten, CC BY-SA 3.0

Архитекторы — Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский. Стены с выступающими полуколоннами облицованы серовато-белым мрамором. Напротив эскалатора, над кассами, выложена флорентийская мозаика, аллегорически прославляющая 30-летие Великой Октябрьской социалистической революции: щит с серпом и молотом в окружении алых знамён с датами «1917» и «1947» (художник — В. Ф. Бородиченко). Ниже на мраморе стены высечены строки первой редакции Гимна СССР, принятой в 1943 году. Слева:

«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский союз!»

Справа:

«Славься, Отечество наше свободное!
Славы народов надёжный оплот
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!»

Зал освещает находящаяся перед аркой эскалаторного тоннеля гигантская висячая люстра с 24 рожками. По сторонам арки на постаментах расположены колоннообразные торшеры, обложенные бронзовыми листами причудливой фигурной чеканки.

Снаружи вестибюль представляет собой неказистое здание во дворе 5-го квартала Тверского района (адрес: Богоявленский переулок, дом 3/5, стр. 1в). В соответствии с Генпланом реконструкции Москвы 1935 года планировалась перепланировка квартала, в том числе надстройка над вестибюлем административного здания и организация второго выхода из вестибюля в сторону Никольской улицы.

Восточный вестибюль был закрыт на реконструкцию 8 декабря 2008 года. Ранее на станции уже проводились плановые капитальные работы помещений и эскалаторов, но комплексная реконструкция вестибюля была осуществлена впервые. После проведения реконструкции восточный вестибюль в полдень 29 марта 2010 года был открыт в рабочем порядке. Из-за терактов в московском метрополитене, произошедших за несколько часов до планируемого открытия восточного вестибюля после реконструкции, торжественная часть мероприятия была отменена. В восточном вестибюле во время реконструкции было установлено три эскалатора типа Э55Т. При реконструкции внешний вид вестибюля — выявленного памятника архитектуры — был искажён. Оригинальные кассы были уничтожены и заменены новоделом, лишь отдалённо напоминающим оригинал.

Станционные залы

Революционная тематика в оформлении станции была выражена архитектором А. Н. Душкиным с помощью средств синтеза архитектуры и скульптуры. Благодаря ложным архивольтам, охватывающим края проходов и прилегающие углы пилонов, архитектор добился зрительного уменьшения размеров опор, так как свободные пространства в углах пилонов относились бы уже к проёмам.

В первоначальном проекте станции, как и в других проектах А. Н. Душкина, световым эффектам уделялась очень большая роль. В пояснительной записке к проекту архитектор писал:

«Пилоны больших размеров… при оформлении должны быть обработаны так, чтобы создалось впечатление более лёгкой несущей конструкции. Автор находит приём арок архивольтов по всей длине станции и помещает под архивольтами барельефы, выполненные из бронзы. У основания каждого пилона, между архивольтами, помещается прожекторный рефлектор. Из этой точки выходят лучи, образующие своим рисунком ромбы плафона. При подсвечивании из преображённой игры светотеней устремлённость вверх».

— А. Н. Душкин

Изначально ниши в углах пилонов планировалось украсить барельефами на революционную тему. Результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора и руководство Метростроя, и потому было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру. Однако он предложил вместо барельефов установить объёмные скульптуры. Душкин был против этого, но руководство приняло сторону Манизера.

По мнению архитектора С. М. Кравеца, Душкин

«… перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции».

— С. М. Кравец

Сам Душкин позже писал:

«Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

— А. Н. Душкин

Из-за этого решения акцент в освещении станции пришлось сделать на освещение скульптур. Освещение центрального зала решено в виде двух рядов подвешенных к своду люстр-«тарелок», сдвинутых к пилонам. Аналогично расположены светильники и в боковых залах. Свод станции решён лаконично — простой, белый. Почти весь он гладко оштукатурен, за исключением частей, примыкающих к архивольтам. Там свод обогащается лёгким узором из переплетённых нервюр, начинающихся в междуарочных пазухах.

Пол центрального зала изначально был выложен цельными квадратами из мрамора с чередованием «бьюк-янкоя» и «уфалея» светлого и тёмно-серого цвета. Позднее мрамор был заменён на тёмно-серый жежелевский гранит и чёрный габбро. Покрытие полов перронов — асфальт, также заменённый впоследствии жежелевским гранитом и лабрадоритом, а путевые стены облицованы мрамором серого цвета Уфалейского месторождения, с карнизом из красной «шроши».

Боковой зал Mikhail (Vokabre) Shcherbakov, CC BY-SA 2.0

Торцевая стена центрального зала изначально была украшена барельефом «Сталин и Ленин» работы М. Г. Манизера. Сталин был изображён с Конституцией СССР в руке. Барельеф был убран в 1947 году в связи с открытием второго выхода и перенесён в торец станции «Павелецкая» Кольцевой линии. Однако, барельеф в 1960-х годах сняли и оттуда в связи с борьбой с культом личности Сталина.

В торцах платформ у стен расположены оригинальные дубовые скамейки, над которыми установлены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу. На стенах боковых залов закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город». Это старейшие указатели в Московском метрополитене.

Арки были сложены из цельных фасонных камней, которые вырезали из мраморных блоков и обработали по лекалу. Архивольты опираются на цоколи из чёрного с золотыми прожилками мрамора армянского месторождения Давалу, которые являются и постаментами для скульптур. Очертания архивольтов облицованы тёмно-красным мрамором месторождения Шроша, на которых также есть три простые палочки из жёлтой латуни. Между архивольтами расположены лепные картуши, оформляющие вентиляционные решётки и подсвечиваемые сзади. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой».

Скульптурное оформление

На постаментах в углах пилонов установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптуры были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом под руководством видного скульптора М. Г. Манизера (в коллектив скульпторов входили А. И. Денисов, А. А. Дивин, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году, в связи с сооружением гермозатвора перед восточным выходом, четыре были сняты. Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а два — дважды).

Пограничник с собакой скульптор: Матвей Манизер, фото: Monk, GNU 1.2

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации скульптуры пострадали. От них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937:

  • Арка I
    • Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой.
    • Революционный солдат с винтовкой.
  • Арка II
    • Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
    • Революционный матрос с наганом.
  • Арка III
    • Парашютистка ДОСААФ.
    • Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
  • Арка IV
    • Девушка-«Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
    • Пограничник с собакой.
  • Арка V
    • Стахановец с отбойным молотком.
    • Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
  • Арка VI
    • Птичница с курицей и петухом.
    • Хлебороб-механизатор.
  • Арка VII
    • Студент.
    • Студентка с книгой.
  • Арка VIII
    • Спортсменка-дискоболка.
    • Футболист.
  • Арка IX
    • Отец с ребёнком.
    • Мать с ребёнком.
  • Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ.
    • Пионеры-авиамоделисты.
    • Пионерки-географы.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. В связи с этим говорили, что статуи представляют образ советского народа — «он весь или сидит, или стоит на коленях». За неестественное положение скульптурных образов они подверглись критике, однако скульптуры одобрил И. В. Сталин:

«На эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…»

— А. Н. Душкин

Для фигуры матроса-сигнальщика «Марата» позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации).

Прототипа революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском Краснознамённом высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе — это был Алексей Никитенко. Во время войны с Японией он командовал монитором, а закончил службу также капитаном 1-го ранга.

По одной из версий, автором обеих этих фигур был сам Манизер, по другой — их изваял под его руководством один из лучших его учеников — Алексей Андреевич Дивин.

Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат (1911—1941). В 1930-х он учился, а затем преподавал в ГЦИФК; занимался спортом — был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту. Участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. Погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот.

Народная молва

Народная молва приписывает скульптурам станции «Площадь Революции» определённые магические свойства, в связи с чем постепенно сложились некоторые поверья. Например, если ранним утром потрогать флажок в руках у сигнальщика с «Марата», день будет удачным.

Впоследствии такое же поверье сложилось и о нагане революционного матроса, поэтому его постоянно воруют.

Тем, кто собирается на свидание, советуют коснуться туфельки бронзовой девушки, однако ни в коем случае нельзя тереть бронзового петуха, а тем более трогать его клюв.

Студенты говорят, что верная примета сдать экзамен — потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой» — в итоге носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска, бронзовый слой истончился.

В результате таких суеверий многие скульптуры оказались под угрозой уничтожения.

Переходы

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы.

В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали). С

вод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.

Переход c «Площади Революции» на «Театральную» Andreykor, CC0 1.0

В 1974 году был построен переход из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции». Он начинается в центре зала «Театральной», двумя лестницами и мостиками над платформой в сторону «Тверской» (ширина — 2,9 м), затем коридор вдоль станции, заканчивающийся тремя эскалаторами типа ЛТ-5 (высота —7,8 м) на подъём, и две лестницы на спуск, в торец станции «Площадь Революции».

Пересадочные потоки были разделены. В настоящее время первый переход используется только для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию, второй — только для пересадки в противоположном направлении.

Хотя в состав пересадочного узла также входит станция «Охотный ряд» Сокольнической линии, она не имеет прямой пересадки на «Площадь Революции» (пересадку можно осуществить только через «Театральную»).

moscow.drugiegoroda.ru