Проспект мира кольцевая станция – Станция метро «Проспект Мира» (кольцевая)

Содержание

Станция метро «Проспект Мира» (кольцевая)

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

um.mos.ru

Проспект Мира (станция метро, Москва, Кольцевая линия)

Кольцевая линия

«Проспект Мира» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 163+79,1.

Разработчики проекта

Архитекторы

В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус.

Инженер-конструктор

Б. М. Прикот.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.

Название

Названа по одноимённому проспекту.

Прежнее название

«Ботанический сад» (до 20 июня 1966 года).

Проекты переименования

«Мещанская слобода» (1991, 1992).

Пересадки

В 1958 году в западном торце станции был построен переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

Выход в город

  • На проспект Мира.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 3 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Калужско-Рижской линией.

Управление стрелочными переводами и светофорами полуавтоматического действия осуществляется с поста централизации станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

Схема путевого развития

Художественное оформление

Художественное оформление станции посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР. Пилоны станционного зала покрыты светлым мрамором и украшены фарфоровыми барельефами со сценами сельскохозяйственного труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Фриз выполнен в виде фарфорового барельефа с декором из листьев и лозы. Путевые стены облицованы тёмно-красным уральским мрамором. Пол выложен чёрным и серым гранитом.

Наземный вестибюль встроен в многоэтажное жилое здание на проспекте Мира (архитектор А. Е. Аркин). Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами, внутри — смальтовое панно «Матери мира» художника А. Н. Кузнецова.

Фотогалерея

  • Центральный зал

  • Центральный зал

  • Название станции на путевой стене

  • Вставка на путевой стене

  • Проход между пилонами

  • Вставка на пилоне

  • Памятная доска к 75-летию на станции

  • Станционный затвор

  • Верхний эскалаторный зал

  • Верхний эскалаторный зал

  • Колонна в вестибюле

  • Мозаика с матерями и детьми

  • Памятная доска к 75-летию в вестибюле

  • Выход со станции

  • Вход на станцию

  • Выход со станции

  • Название станции над входом

Барельефы на пилонах

wiki.nashtransport.ru

Проспект Мира (Кольцевая линия) | Метропедия

 

Открытие

30 января 1952 года

Глубина залегания, м

40

Статус

жилая станция

Переход на станцию

Население

~1000 человек

У этого термина существуют другие значения, см. Проспект Мира.

«Проспект Мира» — станция Московского метрополитена, входящая в состав содружества Кольцевой линии.

    Станция располагается на Кольцевой (коричневой) линии. «Проспект Мира»-кольцевая представляет собой большую процветающую станцию, что не мудрено. Ведь совсем рядом, через переход, на соседней ветке находится огромнейший рынок, за счёт которого кольцевая имеет значительную прибыль: помимо скидок на товары, ганзейцы также взимают большие пошлины с проходивших через их станцию торговцев.

    Во время грибного кризиса в сентябре 2035 года, вход на Проспект Мира был запрещён: пропускали лишь некоторых жителей и знакомых охранников.

    Экономика Править

    Как уже было сказано выше, основном станция живёт за счёт рынка на «Проспекте Мира»-радиальной. Торговля на станции идёт настолько успешно, что ганзейцы понемногу стали подминать рынок под себя. Вторым способом прокормления Проспекта служат торговые дрезины, раз в 15-20 минут проезжавшие через станцию. На Проспекте расположен крупный ганзейский банк, однажды ограбленный бандой Креста.

    Вооруженные силы Править

    Необходимости в патрулировании территории станции нет, поэтому все основные силы ганзейцев со

    metro.fandom.com

    Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

    «Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

    Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

    История

    В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

    Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

    В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

    В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

    С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].

    Архитектура и оформление

    Вестибюль

    Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[10]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

    Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[11]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[12]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[11].

    Снаружи вход и выход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. При реконструкции 2015—2016 скульптура была восстановлена. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене[12].

    Станционные залы

    «Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

    Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»[12]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[10]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

    Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[12]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками[12].

    В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[12].

    Переход

    Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[13].

    Станция в цифрах

    • Код станции — 069[3].
    • Пикет ПК163+79,1[14].
    • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс.[15].
    • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17]:
    По чётным числамБудние
    дни
    Выходные
    дни
    По нечётным числам
    В сторону станции
    «Новослободская»
    05:47:0005:47:00
    05:49:0005:49:00
    В сторону станции
    «Комсомольская»
    05:39:0005:37:00
    05:38:0005:38:00

    Расположение

    Станция метро «Проспект Мира» Кольцевой линии расположена между станциями «Новослободская» и «Комсомольская». Выход в город на Проспект Мира.

    Наземный общественный транспорт

    Станция «Проспект Мира» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (остановки носят название Метро «Проспект Мира»)[18]:

    Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2019 год)[19][20]

    МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
    авт. № м2Проспект Мира /  Проспект Мира,  Сухаревская,  Лубянка,  Библиотека имени Ленина /  Арбатская,  Кутузовская,  Парк Победы,  БагратионовскаяРижский вокзалФили
    авт. № м9 Владыкино /  Владыкино,  ВДНХ,  Алексеевская,  Сухаревская,  Чистые пруды,  ЛубянкаСтанция метро «Владыкино»Станция метро  Китай-город
    авт. № 903 Проспект Мира,  Рижская,  Алексеевская,  ВДНХ,  РостокиноСтанция метро «Проспект Мира»Холмогорская улица
    авт. № Н6 Медведково,  Бабушкинская,  Свиблово,  Ботанический сад /  Ботанический сад,  ВДНХ,  Рижская, Проспект Мира /  Проспект Мира,  Сухаревская,  ЛубянкаОсташковская улицаСтанция метро  Китай-город
    трам. № 7 Преображенская площадь,  Сокольники,  Красносельская,  Комсомольская,  Белорусская /  БелорусскаяСтанция метро «Бульвар Рокоссовского»Площадь Тверская Застава
    трам. № 50Авиамоторная, Бауманская, Красносельская, Комсомольская, Новослободская / МенделеевскаяПроезд ЭнтузиастовНововоротниковский переулок

    Достопримечательности

    • Ботанический сад МГУ — самый старый ботанический сад в России. Сад основан в 1706 году на тогдашней северной окраине Москвы ещё Петром I. 1 апреля 1805 года бывший аптекарский огород был куплен Московским университетом. В 1950 году, когда Университет закладывает сад на своей новой территории на Ленинских горах, «Аптекарский огород» становится филиалом Ботанического сада Московского Университета[21].
    • Стадион «Олимпийский» — один из крупнейших крытых спортивных комплексов России и Европы. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года Спорткомплекс Олимпийский остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.

    Станция в культуре

    Станция «Проспект Мира» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[22].

    См. также

    Примечания

    1. 1 2 3 4 5 6 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
    2. ↑ Год за годом // Метрострой. — 1980. — № 5. — С. 26.
    3. 1 2 3 Проспект Мира (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 17 мая 2014. Архивировано 28 сентября 2015 года.
    4. 1 2 3 Наумов, 2010, с. 261.
    5. ↑ Вход на станцию «Проспект Мира» кольцевой линии метро закроют на год — Светлана Батова — Российская газета
    6. ↑ Выход со станции московского метро «Проспект Мира-кольцевая» откроется 16 мая. ТАСС. Дата обращения 13 мая 2016.
    7. ↑ Вестибюль «Проспекта Мира» отремонтируют к 15 мая mos.ru
    8. ↑ Станция «Ботанический сад». Вход в наземный вестибюль.
    9. ↑ Станция «Ботанический сад». Кассовый зал.
    10. 1 2 Наумов, 2010, с. 262.
    11. 1 2 Кузнецов А. Н. Облик метро. Художник рассказывает о своей работе по оформлению станций метрополитена // Московский журнал. — 2008. — № 7 (211).
    12. 1 2 3 4 5 6 Зиновьев, 2011, с. 186.
    13. ↑ Наумов, 2010, с. 311.
    14. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения 14 марта 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
    15. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения 14 марта 2011 года. Архивировано 25 января 2012 года.
    16. ↑ Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 17 мая 2014 года. Архивировано 18 августа 2011 года.
    17. ↑ Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
    18. ↑ Метро «Проспект Мира» на Яндекс-картах. Яндекс.Карты. Дата обращения 7 февраля 2012.
    19. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Дата обращения 11 февраля 2011 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
    20. ↑ Маршруты. Московский трамвай. Дата обращения 12 октября 2012. Архивировано 20 августа 2011 года.
    21. ↑ Ботанический сад Московского университета «Аптекарский огород». Парки Москвы. Дата обращения 18 июня 2014.
    22. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.

    Литература

    • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
    • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
    • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
    • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
    • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

    Ссылки

    Проспект Мира

    Проспе́кт Ми́ра — название проспектов в различных населённых пунктах ряда государств.

    Проспект Мира (станция метро)

    «Проспе́кт Ми́ра» — пересадочный узел Московского метрополитена:

    «Проспект Мира» (станция метро, Кольцевая линия)

    «Проспект Мира» (станция метро, Калужско-Рижская линия)

    Проспект Мира (станция метро, Калужско-Рижская линия)

    Проспе́кт Ми́ра — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Рижская» и «Сухаревская». Код станции — 093.

    Проспект Мира (станция метро, Москва)

    «Проспект Мира» — пересадочный узел из двух станций Московского метрополитена:

    Проспект Мира (станция метро, Калужско-Рижская линия)

    Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

    howlingpixel.com

    Проспект Мира (Кольцевая линия). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

    Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская».  Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

    История

    В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии.

    Изображение станции на почтовой марке 1952 года   Agent001, CC BY-SA 3.0

    Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции».

    Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц.

    В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года.

    В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены.

    30 мая 2015 года вестибюль станции закрывается на один год для замены эскалаторов и ремонта кассового зала.

    Архитектура и оформление

    Вестибюль

    Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

    Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия».

    Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира».

    Часы над входом в метро Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0

     Снаружи вход и вход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене.

    Станционные залы

    Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы». Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

    Решетка, станция Проспект мира Mikhail (Vokabre) Shcherbakov, CC BY-SA 2.0

    Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками.

    В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец.

    Переход

    Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской». Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции.

    Станция в цифрах

    • Код станции — 069.
    • Пикет ПК163+79,1.
    • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс…
    • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
    • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
    Понедельник — пятница
    (чч:мм:сс)
    Суббота — воскресенье
    (чч:мм:сс)
    По чётным числам
    По нечётным числам
    По часовой стрелке5:36:305:39:10
    5:39:005:42:30
    Против часовой стрелки5:47:205:48:20
    5:47:005:49:30

    moscow.drugiegoroda.ru

    Метро Проспект Мира Кольцевой линии на карте Москвы

    от остановки «Метро Проспект Мира» (60 метров)

    Авиамоторная — 21 остановка на трамвае 50

    Александровский сад — 9 остановок на автобусе М2

    Алексеевская — 4 остановки на автобусе 903 ; 8 остановок на автобусе 379, Н6, М9

    Арбатская 3 — 9 остановок на автобусе М2

    Арбатская 4 — 11 остановок на автобусе М2

    Бабушкинская — 30 остановок на автобусе Н6

    Багратионовская — 27 остановок на автобусе М2

    Бауманская — 11 остановок на трамвае 50

    Белорусская 2 — 15 остановок на трамвае 7

    Ботанический Сад 14 — 21 остановка на автобусе Н6

    Бульвар Рокоссовского 14 — 27 остановок на трамвае 7

    ВДНХ — 5 остановок на автобусе 903 ; 12 остановок на автобусе 379, Н6, М9

    Владыкино 14 — 24 остановки на автобусе М9

    Достоевская — 6 остановок на трамвае 7, 50

    Китай-город 6 — 6 остановок на автобусе Н6, М9

    Комсомольская 1 — 4 остановки на трамвае 7, 50

    Красносельская — 6 остановок на трамвае 7, 50

    Кузнецкий мост — 6 остановок на автобусе Н6

    Кутузовская 14 — 20 остановок на автобусе М2

    Лубянка — 6 остановок на автобусе Н6

    Медведково — 42 остановки на автобусе Н6

    Менделеевская — 12 остановок на трамвае 7 ; 17 остановок на трамвае 50

    Новослободская — 12 остановок на трамвае 7 ; 17 остановок на трамвае 50

    Охотный ряд — 6 остановок на автобусе Н6, М2, М9

    Парк Победы 3 — 24 остановки на автобусе М2

    Преображенская площадь — 13 остановок на трамвае 7

    Рижская — 3 остановки на автобусе 903 ; 5 остановок на автобусе 379, Н6, М2, М9

    Ростокино — 7 остановок на автобусе 903

    Свиблово — 25 остановок на автобусе Н6

    Сокольники — 9 остановок на трамвае 7

    Сухаревская — 2 остановки на автобусе Н6, М2, М9

    Театральная — 6 остановок на автобусе Н6, М2, М9

    Казанский вокзал — 5 остановок на трамвае 7, 50

    Ленинградский вокзал — 4 остановки на трамвае 7, 50

    Москва-Каланчёвская — 4 остановки на трамвае 7, 50

    Ржевская — 23 остановки на автобусе 903 ; 43 остановки на автобусе М9 ; 88 остановок на автобусе Н6

    Рижский вокзал — 6 остановок на автобусе М2 ; 23 остановки на автобусе 903 ; 43 остановки на автобусе М9 ; 88 остановок на автобусе Н6

    от остановки «Капельский переулок» (470 метров)

    Тимирязевская — 39 остановок на автобусе 85

    Фонвизинская — 45 остановок на автобусе 85

    Северянин — 16 остановок на троллейбусе 14

    Ярославский вокзал — 38 остановок на троллейбусе 14

    www.moscowmap.ru

    Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

    Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

    История

    В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

    Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

    В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная

    wiki.sc