Станция метро «Проспект Мира» (кольцевая)
Дом-музей В. М. Васнецова
За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.
Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.
27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.
Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.
В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.
В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.
29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.
Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.
Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.
Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.
В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.
В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.
Проспект Мира (станция метро, Москва, Кольцевая линия)
Кольцевая линия | |
---|---|
«Проспект Мира» — пересадочная станция Кольцевой линии Московского метрополитена.
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Расположена на ПК 163+79,1.
Разработчики проекта
Архитекторы
В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус.
Инженер-конструктор
Б. М. Прикот.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между укороченным центральным залом и боковыми залами восемь пилонов и девять проходов между ними.
Название
Названа по одноимённому проспекту.
Прежнее название
«Ботанический сад» (до 20 июня 1966 года).
Проекты переименования
«Мещанская слобода» (1991, 1992).
Пересадки
В 1958 году в западном торце станции был построен переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.
Выход в город
- На проспект Мира.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 3 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Калужско-Рижской линией.
Управление стрелочными переводами и светофорами полуавтоматического действия осуществляется с поста централизации станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.
Схема путевого развития |
Художественное оформление
Художественное оформление станции посвящено теме развития сельского хозяйства в СССР. Пилоны станционного зала покрыты светлым мрамором и украшены фарфоровыми барельефами со сценами сельскохозяйственного труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Фриз выполнен в виде фарфорового барельефа с декором из листьев и лозы. Путевые стены облицованы тёмно-красным уральским мрамором. Пол выложен чёрным и серым гранитом.
Наземный вестибюль встроен в многоэтажное жилое здание на проспекте Мира (архитектор А. Е. Аркин). Фасад вестибюля украшен скульптурами и оригинальными часами, внутри — смальтовое панно «Матери мира» художника А. Н. Кузнецова.
Фотогалерея
Центральный зал
Центральный зал
Название станции на путевой стене
Вставка на путевой стене
Проход между пилонами
Вставка на пилоне
Памятная доска к 75-летию на станции
Станционный затвор
Верхний эскалаторный зал
Колонна в вестибюле
Мозаика с матерями и детьми
Памятная доска к 75-летию в вестибюле
Выход со станции
Вход на станцию
Выход со станции
Название станции над входом
Барельефы на пилонах
wiki.nashtransport.ru
Проспект Мира (Кольцевая линия) | Метропедия
Открытие
30 января 1952 года
Глубина залегания, м
40
Статус
жилая станция
Переход на станцию
Население
~1000 человек
У этого термина существуют другие значения, см. Проспект Мира.
«Проспект Мира» — станция Московского метрополитена, входящая в состав содружества Кольцевой линии.
Станция располагается на Кольцевой (коричневой) линии. «Проспект Мира»-кольцевая представляет собой большую процветающую станцию, что не мудрено. Ведь совсем рядом, через переход, на соседней ветке находится огромнейший рынок, за счёт которого кольцевая имеет значительную прибыль: помимо скидок на товары, ганзейцы также взимают большие пошлины с проходивших через их станцию торговцев.
Во время грибного кризиса в сентябре 2035 года, вход на Проспект Мира был запрещён: пропускали лишь некоторых жителей и знакомых охранников.
Экономика Править
Как уже было сказано выше, основном станция живёт за счёт рынка на «Проспекте Мира»-радиальной. Торговля на станции идёт настолько успешно, что ганзейцы понемногу стали подминать рынок под себя. Вторым способом прокормления Проспекта служат торговые дрезины, раз в 15-20 минут проезжавшие через станцию. На Проспекте расположен крупный ганзейский банк, однажды ограбленный бандой Креста.
Вооруженные силы Править
Необходимости в патрулировании территории станции нет, поэтому все основные силы ганзейцев со
metro.fandom.com
Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)
«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.
История
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].
В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].
С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].
Архитектура и оформление
Вестибюль
Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[10]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.
Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[11]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[12]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[11].
Снаружи вход и выход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. При реконструкции 2015—2016 скульптура была восстановлена. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене[12].
Станционные залы
«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.
Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»[12]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[10]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.
Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[12]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками[12].
В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[12].
Переход
Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[13].
Станция в цифрах
- Код станции — 069[3].
- Пикет ПК163+79,1[14].
- В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс.[15].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17]:
По чётным числам | Будние дни | Выходные дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Новослободская» | 05:47:00 | 05:47:00 |
05:49:00 | 05:49:00 | |
В сторону станции «Комсомольская» | 05:39:00 | 05:37:00 |
05:38:00 | 05:38:00 |
Расположение
Станция метро «Проспект Мира» Кольцевой линии расположена между станциями «Новослободская» и «Комсомольская». Выход в город на Проспект Мира.
Наземный общественный транспорт
Станция «Проспект Мира» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (остановки носят название Метро «Проспект Мира»)[18]:
Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2019 год)[19][20]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № м2 | Проспект Мира / Проспект Мира, Сухаревская, Лубянка, Библиотека имени Ленина / Арбатская, Кутузовская, Парк Победы, Багратионовская | Рижский вокзал | Фили |
авт. № м9 | Владыкино / Владыкино, ВДНХ, Алексеевская, Сухаревская, Чистые пруды, Лубянка | Станция метро «Владыкино» | Станция метро Китай-город |
авт. № 903 | Проспект Мира, Рижская, Алексеевская, ВДНХ, Ростокино | Станция метро «Проспект Мира» | Холмогорская улица |
авт. № Н6 | Медведково, Бабушкинская, Свиблово, Ботанический сад / Ботанический сад, ВДНХ, Рижская, Проспект Мира / Проспект Мира, Сухаревская, Лубянка | Осташковская улица | Станция метро Китай-город |
трам. № 7 | Преображенская площадь, Сокольники, Красносельская, Комсомольская, Белорусская / Белорусская | Станция метро «Бульвар Рокоссовского» | Площадь Тверская Застава |
трам. № 50 | Авиамоторная, Бауманская, Красносельская, Комсомольская, Новослободская / Менделеевская | Проезд Энтузиастов | Нововоротниковский переулок |
Достопримечательности
- Ботанический сад МГУ — самый старый ботанический сад в России. Сад основан в 1706 году на тогдашней северной окраине Москвы ещё Петром I. 1 апреля 1805 года бывший аптекарский огород был куплен Московским университетом. В 1950 году, когда Университет закладывает сад на своей новой территории на Ленинских горах, «Аптекарский огород» становится филиалом Ботанического сада Московского Университета[21].
- Стадион «Олимпийский» — один из крупнейших крытых спортивных комплексов России и Европы. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года Спорткомплекс Олимпийский остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.
Станция в культуре
Станция «Проспект Мира» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[22].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Дата обращения 15 ноября 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
- ↑ Год за годом // Метрострой. — 1980. — № 5. — С. 26.
- ↑ 1 2 3 Проспект Мира (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 17 мая 2014. Архивировано 28 сентября 2015 года.
- ↑ 1 2 3 Наумов, 2010, с. 261.
- ↑ Вход на станцию «Проспект Мира» кольцевой линии метро закроют на год — Светлана Батова — Российская газета
- ↑ Выход со станции московского метро «Проспект Мира-кольцевая» откроется 16 мая. ТАСС. Дата обращения 13 мая 2016.
- ↑ Вестибюль «Проспекта Мира» отремонтируют к 15 мая mos.ru
- ↑ Станция «Ботанический сад». Вход в наземный вестибюль.
- ↑ Станция «Ботанический сад». Кассовый зал.
- ↑ 1 2 Наумов, 2010, с. 262.
- ↑ 1 2 Кузнецов А. Н. Облик метро. Художник рассказывает о своей работе по оформлению станций метрополитена // Московский журнал. — 2008. — № 7 (211).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Зиновьев, 2011, с. 186.
- ↑ Наумов, 2010, с. 311.
- ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Дата обращения 14 марта 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Дата обращения 14 марта 2011 года. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения 17 мая 2014 года. Архивировано 18 августа 2011 года.
- ↑ Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
- ↑ Метро «Проспект Мира» на Яндекс-картах. Яндекс.Карты. Дата обращения 7 февраля 2012.
- ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Дата обращения 11 февраля 2011 года. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Маршруты. Московский трамвай. Дата обращения 12 октября 2012. Архивировано 20 августа 2011 года.
- ↑ Ботанический сад Московского университета «Аптекарский огород». Парки Москвы. Дата обращения 18 июня 2014.
- ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
Литература
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Ссылки
Проспект МираПроспе́кт Ми́ра — название проспектов в различных населённых пунктах ряда государств.
Проспект Мира (станция метро)«Проспе́кт Ми́ра» — пересадочный узел Московского метрополитена:
«Проспект Мира» (станция метро, Кольцевая линия)
«Проспект Мира» (станция метро, Калужско-Рижская линия)
Проспект Мира (станция метро, Калужско-Рижская линия)Проспе́кт Ми́ра — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Рижская» и «Сухаревская». Код станции — 093.
Проспект Мира (станция метро, Москва)«Проспект Мира» — пересадочный узел из двух станций Московского метрополитена:
Проспект Мира (станция метро, Калужско-Рижская линия)
Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)
howlingpixel.com
Проспект Мира (Кольцевая линия). Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.
История
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии.
Изображение станции на почтовой марке 1952 года Agent001, CC BY-SA 3.0Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции».
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц.
В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года.
В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены.
30 мая 2015 года вестибюль станции закрывается на один год для замены эскалаторов и ремонта кассового зала.
Архитектура и оформление
Вестибюль
Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.
Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия».
Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира».
Часы над входом в метро Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0Снаружи вход и вход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене.
Станционные залы
Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы». Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами. Скульптор — Г. И. Мотовилов.
Решетка, станция Проспект мира Mikhail (Vokabre) Shcherbakov, CC BY-SA 2.0Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками.
В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец.
Переход
Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской». Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции.
Станция в цифрах
- Код станции — 069.
- Пикет ПК163+79,1.
- В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс…
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) | Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) | |
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
По часовой стрелке | 5:36:30 | 5:39:10 |
5:39:00 | 5:42:30 | |
Против часовой стрелки | 5:47:20 | 5:48:20 |
5:47:00 | 5:49:30 |
moscow.drugiegoroda.ru
Метро Проспект Мира Кольцевой линии на карте Москвы
от остановки «Метро Проспект Мира» (60 метров)
Авиамоторная — 21 остановка на трамвае 50
Александровский сад — 9 остановок на автобусе М2
Алексеевская — 4 остановки на автобусе 903 ; 8 остановок на автобусе 379, Н6, М9
Арбатская 3 — 9 остановок на автобусе М2
Арбатская 4 — 11 остановок на автобусе М2
Бабушкинская — 30 остановок на автобусе Н6
Багратионовская — 27 остановок на автобусе М2
Бауманская — 11 остановок на трамвае 50
Белорусская 2 — 15 остановок на трамвае 7
Ботанический Сад 14 — 21 остановка на автобусе Н6
Бульвар Рокоссовского 14 — 27 остановок на трамвае 7
ВДНХ — 5 остановок на автобусе 903 ; 12 остановок на автобусе 379, Н6, М9
Владыкино 14 — 24 остановки на автобусе М9
Достоевская — 6 остановок на трамвае 7, 50
Китай-город 6 — 6 остановок на автобусе Н6, М9
Комсомольская 1 — 4 остановки на трамвае 7, 50
Красносельская — 6 остановок на трамвае 7, 50
Кузнецкий мост — 6 остановок на автобусе Н6
Кутузовская 14 — 20 остановок на автобусе М2
Лубянка — 6 остановок на автобусе Н6
Медведково — 42 остановки на автобусе Н6
Менделеевская — 12 остановок на трамвае 7 ; 17 остановок на трамвае 50
Новослободская — 12 остановок на трамвае 7 ; 17 остановок на трамвае 50
Охотный ряд — 6 остановок на автобусе Н6, М2, М9
Парк Победы 3 — 24 остановки на автобусе М2
Преображенская площадь — 13 остановок на трамвае 7
Рижская — 3 остановки на автобусе 903 ; 5 остановок на автобусе 379, Н6, М2, М9
Ростокино — 7 остановок на автобусе 903
Свиблово — 25 остановок на автобусе Н6
Сокольники — 9 остановок на трамвае 7
Сухаревская — 2 остановки на автобусе Н6, М2, М9
Театральная — 6 остановок на автобусе Н6, М2, М9
Казанский вокзал — 5 остановок на трамвае 7, 50
Ленинградский вокзал — 4 остановки на трамвае 7, 50
Москва-Каланчёвская — 4 остановки на трамвае 7, 50
Ржевская — 23 остановки на автобусе 903 ; 43 остановки на автобусе М9 ; 88 остановок на автобусе Н6
Рижский вокзал — 6 остановок на автобусе М2 ; 23 остановки на автобусе 903 ; 43 остановки на автобусе М9 ; 88 остановок на автобусе Н6
от остановки «Капельский переулок» (470 метров)
Тимирязевская — 39 остановок на автобусе 85
Фонвизинская — 45 остановок на автобусе 85
Северянин — 16 остановок на троллейбусе 14
Ярославский вокзал — 38 остановок на троллейбусе 14
www.moscowmap.ru
Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.
Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.
История
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].
В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная
wiki.sc