Проспект мира станция метро кольцевая линия – 2GIS Captcha

Содержание

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) Вики

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

История[ | код]

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савёловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»

[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»

[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии

[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6]

[7].

Архитектура и оформление[ | код]

Вестибюль[ | код]

Вход на станцию метро, 2018 год

ru.wikibedia.ru

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) — WiKi

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями

[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц
[2]
.

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала

[5][6][7].

Вестибюль

  Вход на станцию метро, 2018 год

Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[10]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 году[источник не указан 1472 дня] барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[11]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[12]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[11].

Снаружи вход и выход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. При реконструкции 2015—2016 скульптура была восстановлена. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене

[12].

Станционные залы

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»

[12]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[10]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[12]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками

[12].

В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[12].

  • Зал станции, 1 января 2012 года

  • Керамический фриз

  • Вентиляционная решётка

  • Боковой зал станции

  • Посадочная платформа

  • Медальон на путевой стене

  • Выход в город до реконструкции

Переход

Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[13].

  • Начало перехода на КРЛ

  • Мост через пути

  • Гермозатвор в переходе

ru-wiki.org

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года (после его ввода в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 39 станций), и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].

Архитектура и оформление

Вестибюль

Вход на станцию метро, 2018 год

wikipedia.green

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 55°46′47″ с. ш. 37°38′01″ в. д. / 55.779608° с. ш. 37.633626° в. д. / 55.779608; 37.633626 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.779608&mlon=37.633626&zoom=15 (O)] (Я)Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

«Проспе́кт Ми́ра» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Комсомольская» и «Новослободская». Находится на территории Мещанского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Название получила в честь проспекта Мира, в самом начале которого расположена станция. До 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический Сад» (по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ). Имеет переход на станцию «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[1]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»[1]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[1]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[1].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»[1]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[1]. При проходке перегонного тоннеля «Новослободская» — «Ботанический сад» был установлен рекорд — 150 метров тоннеля за месяц[2].

В 1958 году в западном торце станции сооружён переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии[3]. 20 июня 1966 года станция получила своё нынешнее название в связи с открытием Главного ботанического сада Академии наук СССР в Останкине[4]. Радиальная станция была переименована 26 октября 1966 года[4].

В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Мещанская слобода», а радиальной предлагалось название «Олимпийская», однако эти проекты не были осуществлены[3].

С 30 мая 2015 года по 16 мая 2016 года вестибюль станции был закрыт для замены эскалаторов и ремонта кассового зала[5][6][7].

Архитектура и оформление

Внешние изображения
Первоначальное оформление вестибюля станции
[pastvu.com/_p/d/l/2/i/l2iat259y2sl0gvz9e.jpg Вход в вестибюль] 1956—1957 гг.[8].
[pastvu.com/_p/d/g/5/6/g56hichgkycafdl7j1.jpg Кассовый зал] 1952—1953 гг.[9].

Вестибюль

Выход осуществляется через наземный вестибюль, сооружённый по проекту А. Е. Аркина и встроенный в жилое здание на проспекте Мира. Вестибюль представляет собой высокий прямоугольный зал с плоским потолком, совмещающий в себе функции кассового и эскалаторного помещения. Потолок поддерживают пальмообразные колонны. Они высокие, тонкие, с капителями в виде кроны, зелёного цвета[10]. Зелёная майолика украшена золотой лепниной (гирлянды, колосья, бутоны, звёзды). Сам вестибюль отделан достаточно лаконично — стены просто оштукатурены. Освещают вестибюль спрятанные за карнизами капителей лампы.

Стена напротив эскалатора изначально была украшена барельефом с профилем И. В. Сталина. В 1956 годуК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1526 дней] барельеф был демонтирован в связи с развенчанием культа личности Сталина. Позднее на стене было смонтировано смальтовое панно «Матери мира» работы А. Н. Кузнецова, созданное им в 1967 году к юбилейной республиканской выставке «Советская Россия»[11]. Панно изображает матерей с детьми трёх основных рас на фоне известных построек городов мира, строящих вместе домик из песка[12]. Установка именно этого панно была связана с переименованием станции в «Проспект Мира»[11].

Снаружи вход и вход оформлены в виде двух больших арок, между которыми раньше, в нише, находилась скульптура «Изобилие» (скульптор Г. И. Мотовилов), изображавшая женщину с полной корзиной фруктов. При реконструкции 2015-2016 скульптура была восстановлена. Над нишей находятся оригинальные часы, украшенные барельефом с изображением мужчины и женщины. Под часами располагалась табличка с первым названием станции, которая после переименования была демонтирована, а вместо неё сделали металлические буквы на стене[12].

Станционные залы

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус.

Архитектурное оформление станции посвящено теме «Преобразование природы»[12]. Массивные кубические пилоны с неширокими карнизами облицованы кремовым мрамором. Над карнизами пилонов — широкие керамические фризы, на которых изображён рельефный растительный орнамент: венки, листья, бутоны и знамёна. Они обрамляют круглые медальоны с рельефными изображениями агрономов, цветоводов, садоводов за работой. В боковых залах вместо медальонов декоративные решётки вентиляционных отверстий с колосьями, лентами и гербовыми символами[10]. Скульптор — Г. И. Мотовилов.

Свод оформлен выпуклыми лепными полосами, образующими сплошную ромбическую сеть. По оси свода — ряд мощных бронзовых люстр с большим числом газоразрядных ламп, в боковых залах люстры немного меньше[12]. Пол облицован серыми и чёрными гранитными плитами в шахматном порядке. Путевые стены облицованы красным мрамором с белыми прожилками[12].

В 1953 году торцевая стена была украшена керамическом панно с изображением И. В. Сталина в окружении знамён. Панно было снято в 1958 году в связи с открытием перехода на радиальную станцию, который начинался через торец[12].

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Зал станции, 13 января 2006

  • Проспект Мира кольцевая 02.jpg

    Пилон

  • Проспект Мира кольцевая 13.jpg

    Керамический фриз

  • Проспект Мира кольцевая 14.jpg

    Вентиляционная решётка

  • Metro, Moscow (149193242).jpg

    Боковой зал станции

  • Проспект Мира кольцевая 03.jpg

    Посадочная платформа

  • Проспект Мира кольцевая 05.jpg

    Медальон на путевой стене

  • Проспект Мира кольцевая 06.jpg

    Выход в город

  • Керамические медальоны
  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Переход

Переход на Калужско-Рижскую линию начинается с лестницы в западном торце, которая связывает центральный зал с переходной камерой в более высоком уровне. Оттуда идут мостики над платформой в сторону «Новослободской»[4]. Переходная и лестничная камеры отделаны трещиноватым рисунчатым бело-розово-фиолетово-красным нижнетагильским мрамором. Далее — проход к межэтажным эскалаторам, которые поднимают к сводчатому коридору, продолжающему центральный зал радиальной станции[13].

  • Проспект Мира кольцевая 07.jpg

    Начало перехода на КРЛ
  • Проспект Мира кольцевая 08.jpg

  • Проспект Мира кольцевая 09.jpg

    Мост через пути

  • Проспект Мира кольцевая 11.jpg

    Гермозатвор в переходе

  • Проспект Мира кольцевая 12.jpg

    Эскалатор

Станция в цифрах

  • Код станции — 069[3].
  • Пикет ПК163+79,1[14].
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 47,0 тыс. человек, по выходу — 48,1 тыс.[15].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17]:

Расположение

Станция метро «Проспект Мира» Кольцевой линии расположена между станциями «Новослободская» и «Комсомольская». Выход в город на Проспект Мира.

Наземный общественный транспорт

Станция «Проспект Мира» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (остановки носят название Метро «Проспект Мира»)[18]:

  • На проспекте Мира, у вестибюля, расположена троллейбусная остановка. На ней останавливаются автобусы № Т9 и ночной Н6.
  • На Протопоповском переулке находится трамвайная остановка. На ней останавливаются трамваи № 7 и 19.

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2016 год)[19][20]

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
авт. № Т9«ВДНХ», «Алексеевская», «Рижская», «Сухаревская», «Красные Ворота», «Чистые пруды», «Лубянка»Гостиница «Останкино»Лубянская площадь
трам. № 7«Бульвар Рокоссовского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Менделеевская», «Новослободская»Ст. метро «Бульвар Рокоссовского»Ст. метро «Новослободская»
трам. № 19«Менделеевская», «Новослободская»Каланчёвская улицаСт. метро «Новослободская»

Достопримечательности

  • Ботанический сад МГУ — самый старый ботанический сад в России. Сад основан в 1706 году на тогдашней северной окраине Москвы ещё Петром I. 1 апреля 1805 года бывший аптекарский огород был куплен Московским университетом. В 1950 году, когда Университет закладывает сад на своей новой территории на Ленинских горах, «Аптекарский огород» становится филиалом Ботанического сада Московского Университета[21].
  • Стадион «Олимпийский» — один из крупнейших крытых спортивных комплексов России и Европы. Комплекс состоит из двух спортивных сооружений — гигантского овального здания, в котором располагается крытый стадион, и овального здания с несколькими плавательными бассейнами. Комплекс был возведен специально к XXII Олимпийским играм 1980 года в Москве и с 19 июля 1980 года Спорткомплекс Олимпийский остаётся самым большим сооружением такого рода на территории Европы, а на момент открытия ему не было равных в мире.

Станция в культуре

Станция «Проспект Мира» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[22].

Напишите отзыв о статье «Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Лисов И. [metro.molot.ru/hist_proj_3.shtml Проектирование и первые очереди строительства]. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. [www.webcitation.org/60v7IJ7ju Архивировано из первоисточника 14 августа 2011].
  2. [metro.ru/f/1/library/metrostroy/ms-1980-05.pdf Год за годом] // Метрострой. — 1980. — № 5. — С. 26.
  3. 1 2 3 [mosmetro.ru/stations/koltsevaya/prospekt_mira/ Проспект Мира]. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014.
  4. 1 2 3 Наумов, 2010, с. 261.
  5. [www.rg.ru/2015/05/26/metro-site-anons.html Вход на станцию «Проспект Мира» кольцевой линии метро закроют на год — Светлана Батова — Российская газета]
  6. [stroi.mos.ru/news/rekonstrukciya-vestibulya-metro-prospekt-mira-v-moskve-vypolnena-na-70 Реконструкция вестибюля метро «Проспект мира» в Москве выполнена на 70%]
  7. [tass.ru/moskva/3276209 Выход со станции московского метро «Проспект Мира-кольцевая» откроется 16 мая]. ТАСС. Проверено 13 мая 2016.
  8. [pastvu.com/p/327448 Станция «Ботанический сад». Вход в наземный вестибюль.]
  9. [pastvu.com/p/327485 Станция «Ботанический сад». Кассовый зал.]
  10. 1 2 Наумов, 2010, с. 262.
  11. 1 2 Кузнецов А. Н. [web.archive.org/web/20150425153527/www.mosjour.ru/index.php?id=122 Облик метро. Художник рассказывает о своей работе по оформлению станций метрополитена] // Московский журнал. — 2008. — № 7 (211).
  12. 1 2 3 4 5 6 Зиновьев, 2011, с. 186.
  13. Наумов, 2010, с. 311.
  14. [trackmap.ru/img/trackmap.gif Схема путевого развития Московского Метрополитена]. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2011. [www.webcitation.org/61HGhzPh8 Архивировано из первоисточника 28 августа 2011].
  15. [www.metro.ru/information/facts/03.2002/ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года]. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. [www.webcitation.org/64wZguYUC Архивировано из первоисточника 25 января 2012].
  16. [mosmetro.ru/info/routine/station/ Режим работы станций и вестибюлей]. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014 года.
  17. [mosmetro.ru/info/time/ Время отправления первых поездов]. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 17 мая 2014 года.
  18. [maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%2C%20%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&sll=37.601421%2C55.779565&ll=37.603679%2C55.779437&spn=0.007339%2C0.002255&z=17&l=sat%2Cskl Метро «Проспект Мира» на Яндекс-картах]. Яндекс.Карты. Проверено 7 февраля 2012.
  19. [trolley.ruz.net/routes/ Маршруты]. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. [www.webcitation.org/614xX4tT7 Архивировано из первоисточника 20 августа 2011].
  20. [tram.ruz.net/routes/ Маршруты]. Московский трамвай. Проверено 12 октября 2012. [www.webcitation.org/614xX4tT7 Архивировано из первоисточника 12 октября 2012].
  21. [mospark.ru/parki/parki-moskvy/parki-tsao/botanicheskij-sad-moskovskogo-universiteta-qaptekarskij-ogorodq.html Ботанический сад Московского университета «Аптекарский огород»]. Парки Москвы. Проверено 18 июня 2014.
  22. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

  • [mosmetro.ru/stations/koltsevaya/prospekt_mira/ Описание станции на официальном сайте Московского метрополитена]
  • [www.metro.ru/stations/koltsevaya/prospekt_mira/ «Проспект Мира» на сайте Артемия Лебедева metro.ru]
  • [download.radio801.ru/podzemka/arh/mp3/p037.mp3 «Проспект Мира» в программе «Подземка» на Радио801]
  • [news.metro.ru/f58.html «Проспект Мира» на news.metro.ru]
  • [mosmetro.ru/files/21299217574533dc1f06b7e/prospectmira.swf План-схема станции]

Отрывок, характеризующий Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)


Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d’ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M’apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l’abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L’ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l’heure qu’il est. Je l’ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l’armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N’avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l’exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu’il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j’ai laisse toute l’armee depuis les chefs jusqu’au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l’armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n’aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j’userai ainsi jusqu’a la derniere ressource de mon empire. Il m’en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu’ici (государь показал рукой на половину груди), et j’irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n’oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu’un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J’ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d’ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu’il venait d’entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l’Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.
В самом веселом расположении духа Николай ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе все то, чего он долго лишен был в армии, и на другой день, чисто начисто выбрившись и надев давно не надеванную парадную форму, поехал являться к начальству.
Начальник ополчения был статский генерал, старый человек, который, видимо, забавлялся своим военным званием и чином. Он сердито (думая, что в этом военное свойство) принял Николая и значительно, как бы имея на то право и как бы обсуживая общий ход дела, одобряя и не одобряя, расспрашивал его. Николай был так весел, что ему только забавно было это.
От начальника ополчения он поехал к губернатору. Губернатор был маленький живой человечек, весьма ласковый и простой. Он указал Николаю на те заводы, в которых он мог достать лошадей, рекомендовал ему барышника в городе и помещика за двадцать верст от города, у которых были лучшие лошади, и обещал всякое содействие.
– Вы графа Ильи Андреевича сын? Моя жена очень дружна была с вашей матушкой. По четвергам у меня собираются; нынче четверг, милости прошу ко мне запросто, – сказал губернатор, отпуская его.
Прямо от губернатора Николай взял перекладную и, посадив с собою вахмистра, поскакал за двадцать верст на завод к помещику. Все в это первое время пребывания его в Воронеже было для Николая весело и легко, и все, как это бывает, когда человек сам хорошо расположен, все ладилось и спорилось.
Помещик, к которому приехал Николай, был старый кавалерист холостяк, лошадиный знаток, охотник, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей.
Николай в два слова купил за шесть тысяч семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. Пообедав и выпив немножко лишнего венгерского, Ростов, расцеловавшись с помещиком, с которым он уже сошелся на «ты», по отвратительной дороге, в самом веселом расположении духа, поскакал назад, беспрестанно погоняя ямщика, с тем чтобы поспеть на вечер к губернатору.
Переодевшись, надушившись и облив голову холодной подои, Николай хотя несколько поздно, но с готовой фразой: vaut mieux tard que jamais, [лучше поздно, чем никогда,] явился к губернатору.
Это был не бал, и не сказано было, что будут танцевать; но все знали, что Катерина Петровна будет играть на клавикордах вальсы и экосезы и что будут танцевать, и все, рассчитывая на это, съехались по бальному.
Губернская жизнь в 1812 году была точно такая же, как и всегда, только с тою разницею, что в городе было оживленнее по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы и что, как и во всем, что происходило в то время в России, была заметна какая то особенная размашистость – море по колено, трын трава в жизни, да еще в том, что тот пошлый разговор, который необходим между людьми и который прежде велся о погоде и об общих знакомых, теперь велся о Москве, о войске и Наполеоне.
Общество, собранное у губернатора, было лучшее общество Воронежа.
Дам было очень много, было несколько московских знакомых Николая; но мужчин не было никого, кто бы сколько нибудь мог соперничать с георгиевским кавалером, ремонтером гусаром и вместе с тем добродушным и благовоспитанным графом Ростовым. В числе мужчин был один пленный итальянец – офицер французской армии, и Николай чувствовал, что присутствие этого пленного еще более возвышало значение его – русского героя. Это был как будто трофей. Николай чувствовал это, и ему казалось, что все так же смотрели на итальянца, и Николай обласкал этого офицера с достоинством и воздержностью.
Как только вошел Николай в своей гусарской форме, распространяя вокруг себя запах духов и вина, и сам сказал и слышал несколько раз сказанные ему слова: vaut mieux tard que jamais, его обступили; все взгляды обратились на него, и он сразу почувствовал, что вступил в подобающее ему в губернии и всегда приятное, но теперь, после долгого лишения, опьянившее его удовольствием положение всеобщего любимца. Не только на станциях, постоялых дворах и в коверной помещика были льстившиеся его вниманием служанки; но здесь, на вечере губернатора, было (как показалось Николаю) неисчерпаемое количество молоденьких дам и хорошеньких девиц, которые с нетерпением только ждали того, чтобы Николай обратил на них внимание. Дамы и девицы кокетничали с ним, и старушки с первого дня уже захлопотали о том, как бы женить и остепенить этого молодца повесу гусара. В числе этих последних была сама жена губернатора, которая приняла Ростова, как близкого родственника, и называла его «Nicolas» и «ты».
Катерина Петровна действительно стала играть вальсы и экосезы, и начались танцы, в которых Николай еще более пленил своей ловкостью все губернское общество. Он удивил даже всех своей особенной, развязной манерой в танцах. Николай сам был несколько удивлен своей манерой танцевать в этот вечер. Он никогда так не танцевал в Москве и счел бы даже неприличным и mauvais genre [дурным тоном] такую слишком развязную манеру танца; но здесь он чувствовал потребность удивить их всех чем нибудь необыкновенным, чем нибудь таким, что они должны были принять за обыкновенное в столицах, но неизвестное еще им в провинции.
Во весь вечер Николай обращал больше всего внимания на голубоглазую, полную и миловидную блондинку, жену одного из губернских чиновников. С тем наивным убеждением развеселившихся молодых людей, что чужие жены сотворены для них, Ростов не отходил от этой дамы и дружески, несколько заговорщически, обращался с ее мужем, как будто они хотя и не говорили этого, но знали, как славно они сойдутся – то есть Николай с женой этого мужа. Муж, однако, казалось, не разделял этого убеждения и старался мрачно обращаться с Ростовым. Но добродушная наивность Николая была так безгранична, что иногда муж невольно поддавался веселому настроению духа Николая. К концу вечера, однако, по мере того как лицо жены становилось все румянее и оживленнее, лицо ее мужа становилось все грустнее и бледнее, как будто доля оживления была одна на обоих, и по мере того как она увеличивалась в жене, она уменьшалась в муже.

Николай, с несходящей улыбкой на лице, несколько изогнувшись на кресле, сидел, близко наклоняясь над блондинкой и говоря ей мифологические комплименты.

wiki-org.ru

Станция метро «Проспект Мира, Кольцевая линия»

В 1952 г. Кольцевая линия была дополнена станцией «Проспект Мира», которая расположилась на участке между станциями «Новослободская»-«Комсомольская». Изначально данную подземную остановку все москвичи знали, как «Ботанический Сад», поскольку в непосредственной близости от метро находится известнейший сад МГУ. Так было вплоть до конца октября 1966 г., пока столичное руководство не приняло решение назвать станцию по одноименному проспекту, в начало которого можно попасть через вестибюль метро, встроенный в один из жилых домов.

Сама станция строилась в соответствии со стандартным проектом, над разработкой которого трудились несколько талантливых архитекторов, среди которых хотелось бы выделить М. А. Минкуса и В. Г. Гельфрейха.

Основной темой для оформления станции «Проспект Мира» стала пропаганда развития в Советском союзе сельского хозяйства. Все капители декорированы барельефами, раскрывающими тему единения людей и природы: пионеры, высаживающие деревья, жители, облаченные в традиционные одежды, занимаются различными сельскими работами, ученые выводят новые виды растений и т. п. Некоторые из этих композиций превосходно вписались в довольно строгий архитектурный облик станции.

Расширенные к верху пилоны, для отделки которых применялся прохоро-баландинский мрамор, поддерживают плоский потолок станции, который будто бы расчерчен ромбообразными кессонами, а широкие капители, украшенные обильным орнаментом, переходят в мощные прямоугольные колонны.

Свод наземного входа в метро изнутри поддерживают столпы с капителями из майолики. На фасаде установлены часы, оформленные скульптурами. Центральный зал декорирован затейливым смальтовым панно, получившим название «Матери мира».

На станции «Проспект Мира» освещение организовано с помощью оригинальных бронзовых люстр с лампами, выполненными в форме связки колосьев.

Кольцевая линия

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

www.msmap.ru

Ст.м. Проспект Мира (Кольцевая линия)


Станция «Проспект мира» кольцевая. Еще одна архитектурная жемчужина, насаженная на нитку кольцевой линии. На этот раз темой оформления стала сельскохозяйственная тема. Барельефы на эту тему, а также растительные орнаменты украшают как станционный зал, так и наземный вестибюль. Станция пилонная глубокого заложения, имеет один наземный вестибюль.

Помпезный стиль — одна из особенностей так называемого сталинского ампира. Все станции кольца одинаково помпезные, но совершенно разные по тематике.

Наземный вестибюль не имеет отдельного павильона, он встроен в цокольный этаж здания по адресу Проспект Мира, д.38.

Входные двери массивные деревянные, и сейчас, слава богу сохранены.

Кадр из хроники. Собственно надпись говорит сама за себя.

А вот, неожиданно какие то шотландцы в московском метро.

1. Итак посмотрим, что из себя представляет сейчас станция. Над входом висят часы, рядом с которыми барельефы колхозника и колхозница. Если мне не изменяет память — это единственный подобный случай с установкой часов на фасаде в Московском метрополитене. Бросается в глаза пустая ниша под часами. Тут стояла скульптура «Изобилие»

2. Очень красивые входные порталы, с замечательными деревянными дверями. Над дверями металлические литые растительные орнаменты в которые вплетены серп и молот, а также значок «метро», буква М. Обращает на себя внимание, что написание и вид этой буквы совершенно различный на ранних станциях. Только сегодня принят единый стандарт на написание буквы «М».

3. Похоже, что за этими веселенькими желтыми панелями гермозатвор.

4. Кассовый и он же эскалаторный зал представляет из себя прямоугольное помещение. Отделка не такая помпезная, как на других кольцевых станциях. Никаких сводчатых потолков и богатого декора. Предполагаю, что это связано именно с особенностью конструкции вестибюля, тем, что он встроен в жилой дом. Однако совсем без красивостей не обошлось. Потолок поддерживают колонны с растительным орнаментом. Чем то напоминает отчего то древний Египет. Кстати колонны чем то напоминают колонны на платформе ст.м. «Кропоткинская». Аналогично с «Кропоткинской» выполнена и подсветка. Светильники установлены за карнизами капителей колонн. Также по периметру на стенах развешаны светильники, которые тоже дают свет.

5. Напротив эскалаторов мозаичное панно «Матери мира». Даже не вооруженным глазом видно, что панно выполнено гораздо позже самого вестибюля. Так и есть. Панно тут появилось в 1967 году. Кстати панно появилось после переименования станции и должно было символизировать дружбу между народами. Не нашел информации, но с вероятностью 90% раньше тут стоял Сталин. Есть информация, что тут был барельеф Сталина. В любом случае на каждой кольцевой станции присутствовал образ Сталина, впоследствии все упоминания о нем демонтировали.

6. А это мостик перехода на Калужско-Рижскую линию. Тоже довольно декоративно оформленный.

7. Внизу более мрачно. Сверху светильников нет, пришлось устанавливать дополнительно на стене.

8. Дверца пожарного крана, еще оригинальная.

9. По кольцевой линии теперь ходят Русичи. Я строго за использование новых составов в Московском метро, но тут, среди сталинского ампира они выглядят чужеродно.

10. Путевая стена отделана красным мрамором. По виду напоминает… мраморное мясо =)

11. В боковых залах освещение с помощью массивных люстр. У каждого пилона стоит лавочка с обоих сторон. Отделка пола в боковом зале не такая, как в центральном. Скорее всего по тогдашней моде тут был асфальтовый пол, так как тогда это было очень круто. Теперь здесь камень.

12. В центральном зале люстры побольше. И вообще с этой отделкой, с этими люстрами… это не станция общественного транспорта, а храм или дворец, ну на худой конец музей.

13. Фриз пилонов выполнен из керамических панелей. Барельефы с колхозниками, позолота — очень красиво.

14. Потолок расчерчен лепными полосами, образующими ромбы. Очень нарядно.

15. Немного деталей.

16. В боковых залах вентрешетки, которые также богато оформлены. Рога изобилия обрамляют серп и молот на фоне снопа.

17. Потолок боковых залов лепниной не украшен.

18. Так как станция пересадочная, то народу тут всегда много, однако это не мешает наслаждаться красотой и богатством отделки станции. Настоятельно рекомендую даже тем, кто не пользуется метро, спуститься туда и прокатиться по кольцевой линии, окунуться в атмосферу помпезной архитектуры послевоенного периода.

19. Красота. До постройки станции «Ботанический сад» (сейчас «Проспект мира») Калужской-Рижской линии этот торец станции был глухим и тут красовался Сталин в окружении знамен из керамики. Очень жаль, что все вот эти декоративные элементы, которые убирают в связи с открытием пересадок на другие станции утрачиваются, а не сохраняются, например где нибудь в музее. Ведь это же произведения искусства, и совершенно неважно кто там изображен. Жаль, что эта простая мысль не пришла строителям Московского метро в свое время.

20. Вид центрального зала.

21. Еще меня постоянно мучает вопрос. Зачем соседние пересадочные станции называть одинаково, ну вот, как например у нас две «Проспект Мира» и аж три «Киевских». Неужели так проще? Мне кажется, что лучше дать каждой станции свое название. Естественно это не касается станций с кросс-платформенной пересадкой. Ладно, все, поехали дальше…

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

Новослободская <- Проспект Мира — > Комсомольская
Пересадка на ст.м. Проспект Мира Калужско-Рижской линии
МОСКОВСКОЕ МЕТРО

bluesmaker.livejournal.com

Проспект Мира (станция метро, Кольцевая линия)

«Проспект Мира»

Кольцевая линия
Московский метрополитен
Район Мещанский
Округ ЦАО
Дата открытия 30 января 1952 года
Прежние названия Ботанический Сад (до 20 июня 1966 года)
Проекты переименования Мещанская слобода (1991, 1992)
Тип пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 40
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус
Архитекторы вестибюлей А. Е. Аркин
Скульпторы Г. И. Мотовилов
Инженеры‑конструкторы Б. М. Прикот
Станцию возвело Шахта N426 Мосметростроя (рук. С. Семёнов)
Переходы на станции 06 Проспект мира
Выход к улицам Проспект Мира
Наземный транспорт А: м2, м9, 903, Н6; Тм: 7, 9
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 069
Соседние станции

encyclopaedia.bid