Станция «Сибирская» | Мир метро
Станция открыта: 31 декабря 1987 года
Проектное название: «Нарымская»
Тип станции: колонная мелкого заложения
Архитектор: В. Питерский
Художники: Г. и О. Алексеевы
Главный инженер проекта: В. Романов
Главный конструктор: А. Мельник
- Станция сегодня
- Строительство станции
- Описание станции
Станция расположена в центре города, под улицей Гоголя, в районе её пересечения с главной транспортной артерией города — Красным проспектом. «Сибирская» является частью единственного пересадочного узла метрополитена, откуда осуществляется пересадка на Ленинскую линию. Восточный вестибюль соединен с платформой станции тремя эскалаторами. Западный вестибюль станции (также соединенный с платформой тремя эскалаторами длиной 30 метров) совмещен с общим кассовым залом станции «Красный проспект». В центре зала расположены лестничные марши перехода на станцию «Красный проспект». Переход выполнен в виде двух тоннелей прямоугольного сечения. Выход в город по подземным переходам — на Красный проспект, улицы Гоголя и Мичурина.
1. Станция сегодня
Станция является пересадочной на Ленинскую линию. На фото, «официальный» переход на станцию «Красный проспект», который не пользуется высокой популярностью. В связи с тем, что переход проходит под сформировавшимся жилым кварталом, он имеет несколько изгибов и является достаточно длинным. Для ускорения пересадки можно воспользоваться альтернативным вариантом: через объединённый вестибюль.
Это выход в совмещённый вестибюль станций «Сибирская» и «Красный проспект», по совместительству являющийся «альтернативным» переходом, которым и пользуются большинство пассажиров.
На станции самые длинные эскалаторы, связано это с тем, что «Сибирская» — самая глубокая станция Новосибирского метро. Длина эскалаторов — 30 метров.
Новосибирский метрополитен — первый за Уралом обладатель лицензии на собственный ремонт эскалаторов. Он осуществляется на территории депо «Ельцовское».
Станция колонная, трёхпролётная. Несмотря на глубину сооружена открытым способом.
Является частью единого комплекса вместе со станцией «Красный проспект».
Станция выполнена в строгом архитектурном стиле.
Стены, пол и потолок облицованы мрамором светлого и темно-красного тонов.
Путевые стены отделаны мрамором «Буровщина» добытый в Иркутской области.
Средний пролет потолка посадочной платформы сводчатого типа.
Проект станции выполнен специалистами института «Новосибметропроект».
Обновленный вход со стороны центрального рынка.
Панно «Леса Сибири».
Путевые стены украшены оригинальными художественными панно, отображающими яркую самобытность природы Сибири.
Панно «Недра Сибири».
Интересна история создания этих панно.
«Люди и горы».
По личной инициативе начальника Дирекции Г.С.Рузаева в 1987 году ленинградские художники Алексеевы разработали проект и на Алтайском камнерезном заводе в п. Колывань, панно были изготовлены из редчайших минералов страны.
«Хлеб Сибири».
«Воды Сибири».
«История Сибири».
«Цветы Сибири».
«Сибирский Север».
Фото: Gelio (Степанов Слава). Июнь 2009 года.
Центральный зал станции. Ещё висит электронный указатель, демонтированный летом 2007 года, в связи с пуском второго тоннеля до станции «Берёзовая роща» и открытием полноценного движения по Дзержинской линии. 2006 год.
Указатель со стороны эскалаторов. 2006 год.
2. Строительство станции
Один из первых проектов станции.
Для того чтобы дать метростроителям возможность приступить к строительству станций «Красный проспект» и «Сибирская», пришлось резко увеличить темпы работ на магистралях Жуковского, Нарымской. Одновременно строились улицы Железнодорожная, Писарева от улицы Нарымской до Красного проспекта, что позволило практически без ущерба для работы городского транспорта закрыть движение на перекрестке Красный проспект — улица Гоголя.
Работы нулевого цикла, начало устройства котлована станции.
В связи с угрозой обрушения котлована, через 4 месяца работы на станции были прекращены. Причиной тому стало то, что из зоны не вынесли проходившие под землёй инженерные сети городских коммуникаций. Подробнее об этом в описании станции.
А так как работы были остановлены, дальнейшие работы по строительству камеры съездов и соединительной ветки нужно было производить, используя козловой кран грузоподъемностью 15 тонн (виден на фото на заднем плане).
28 июня 1985 года закончена проходка правого тоннеля от ветки в депо до камеры съездов станции «Красный проспект».
27 сентября 1986 года.
В 18:00 31 декабря 1987 года от «Сибирской» до «Площади Гарина-Михайловского» прошёл пробный первый поезд. Был введен в действие первый участок Дзержинской линии. После митинга, открылось регулярное движение.
Заместитель председателя горисполкома Лапков П.В. разрезает ленту. Новая линия связала ж/д вокзал с центром и левобережной частью города.
3. Описание станции
Станция возведена открытым способом. Открытие состоялось 31 декабря 1987 года в составе первого пускового участка Дзержинской линии. Перед станцией имеется камера съездов. Под совмещенным кассовым залом расположены служебные помещения Новосибирского метрополитена, в частности комната отдыха машинистов.
Интересный факт! Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена. Уровень ее островной платформы находится на глубине около 15 метров от проезжей части улицы Гоголя, под которой расположена станция. |
Проект станции выполнен по индивидуальному проекту «Новосибметропроекта». Станция колонная, с 22 парами колонн шагом 4,5 метра. Относительно большая глубина заложения станции позволила устроить средний пролет над платформой сводчатого типа, что дает субъективное ощущение станции глубокого заложения. Подвесной потолок между центральным залом и путевой платформой выполнен в ледяных холодных цветах, как бы вызывая ассоциацию с обледеневшими камнями, которые держат на себе 22 пары ледяных глыб — колонн, призматической формы облицованных мрамором. Подобным художественным приёмом авторы проекта станции А. В. Бондаренко и В. М. Голямов сделали попытку выразить характер Сибири.
Путевые стены облицованы мрамором светлых тонов. Архитектор станции В. Питерский использовал для оформления станции цветные мозаичные панно, выполненные из местных природных камней во флорентийском стиле. Главная тема панно – богатства сибирского региона. Они были изготовлены на Алтайском камнерезном заводе. Инициатором такого украшения станции стал начальник Дирекции строящегося метро Г. Рузаев, который еще в 1987 году дал соответствующее задание ленинградским художникам Г. и О. Алексеевым.
Интересный факт! До конца 2000 года использовался только левый путь станции, с открытием станции «Маршала Покрышкина» начал использоваться правый путь. Ровно два года (с 25 июня 2005 г. по 22 июня 2007 г.) на Дзержинской линии существовало однопутное челночное движение. Над средним пролетом над платформой было установлено электронное табло, на котором высвечивались название конечных станций и стрелочные указатели. При челночном движении поезда, идущие с конечных станций, одномоментно подходили к платформе станции «Сибирская». Здесь же осуществлялась пересадка с одного поезда на другой, поскольку при такой организации движения не было сквозного проезда от конечных станций Дзержинской линии. Лишь до 7 часов утра и после 22.30 часов вечера, когда на линии работал один состав, имелась возможность проезда по всей линии без пересадок. Такой график челночного движения перестал существовать 23 июня 2007 года, когда на этой линии открыто полноценное кольцевое движение поездов. |
В утренние и вечерние часы пик, когда осуществлялся приход двух поездов на станцию «Сибирская», происходило уникальное явление. Поскольку один эскалатор не справлялся с потоком пассажиров, направляющихся на пересадку на станцию «Красный проспект», были включены сразу два эскалатора, работавших на выход.
История строительства
Станции «Красный проспект» и «Сибирская» (рабочее название «Нарымская») являются пересадочными на пересечении Ленинской и Дзержинской линий в разных уровнях. В утвержденном техническом проекте станция «Красный проспект» располагалась под станцией «Сибирская», а в рабочих чертежах было принято более рациональное решение: их поменяли местами, это было сделано с целью сокращения капиталовложений и улучшения технико-экономических характеристик. Соединительная ветка между линиями получилась более удобной для эксплуатации.
1 декабря 1980 года начались подготовительные работы по строительству станции «Сибирская». Котлован имел глубину от 20 до 22 м. Из зоны деформаций были вынесены не все подземные коммуникации. При подготовке котлована чем глубже выбирался грунт, тем больше нарушались канализационные сети и создавалась угроза обрушения котлована. Поврежденные сети замачивали борта котлована и возникали большие нагрузки на крепление, которое состояло из трех рядов расстрелов. В отдельных местах расстрелы не выдерживали нагрузок и гнулись. Приходилось в аварийном порядке, рискуя, ставить рядом дополнительные расстрелы.
Через 4 месяца работы на станции были прекращены. Это создало объективные трудности для строительства камеры съездов и соединительной ветки, которая проходит сверху камеры съездов и располагается вдоль борта котлована в зоне деформаций. Трудности заключались в том, что по проекту нужно было сначала построить камеру съездов станции «Сибирская», выполнить обратную засыпку с утрамбовкой грунта. Затем сверху в открытом котловане из цельносекционной обделки смонтировать участок соединительной ветки. Вес секции составлял 17,4 тонны. Монтаж секций можно было вести краном большой грузоподъемности с засыпанных конструкций камеры съездов.
А так как работы были остановлены, дальнейшие работы по строительству камеры съездов и соединительной ветки нужно было производить, используя козловой кран грузоподъемностью 15 тонн. Пришлось цельносекционную обделку заменить другой сборной, соответствующей грузоподъемности.
Участок соединительной ветки, с радиусом кривой 100 м. от камеры съездов станции «Красный проспект» до котлована станции «Сибирская», должен был сооружаться в открытом котловане со свайным ограждением, вблизи здания Дома офицеров. Такая организация работ деформировала здание. Было принято решение этот участок ветки пройти щитом.
28 июня 1985 года закончена проходка правого тоннеля от ветки в депо до камеры съездов станции «Красный проспект». Щит не стали демонтировать, как это принято, а по заранее подготовленной площадке перекатили и развернули на трассе левого тоннеля для проходки, тем самым сократив сроки по перемонтажу щита.
Шла третья декада ноября 1987 года, а на станцию «Сибирская» завод до сих пор не поставил эскалаторы (2-й вестибюль к рынку). Либо вводить комплекс без вестибюля, либо попытаться все-таки добиться поставки эскалаторов с завода. Был принят второй вариант. П.В.Лапков вылетел ночным рейсом в Ленинград на завод. Как вспоминает Петр Владимирович: «Метрополитеновцы прислали за мной машину в Пулково. Еду на завод, очень быстро меня принимает директор. И вот в кабинете долго смотрим друг на друга и вспоминаем, где же мы встречались. Вспомнили. Оказывается, мы в одной группе учились в институте и в 1960 году получали вместе дипломы. Вот так встреча. Он интересуется целью моего приезда. Я ответил: «Посмотреть на тебя, показать себя и получить три ленты эскалаторов на объект, вводимый в декабре». Он отвечает, что новосибирский заказ находится в изготовлении и будет отправлен в Новосибирск не ранее 15 декабря. «Но нам, — говорю, — не хватит времени на монтаж». Вызывает своих специалистов. И на наше счастье оказывается, что нужные нам размеры эскалаторов подготовлены для Бакинского метрополитена. Договариваемся, что на ящиках, в которые упакованы ленты эскалатора, напишут наши реквизиты Новосибирского метрополитена вместо Бакинского, что и было сделано. А на чем отправлять? Конечно на самолете. А где его взять? Договариваемся с руководством Западно-Сибирского управления гражданской авиации, чтобы прислали в Ленинград ИЛ-76. За одну ночь ИЛ-76 перелетел из Владивостока в Ленинград и сделал посадку в «Пулково», а заводчане в течении дня поставили груз в аэропорт. Через сутки ночью вылетел я в Новосибирск. Прилетаю в «Толмачево» (гражданский аэропорт Новосибирска — прим. Аксёнов Д), а эскалаторы уже на грузовом дворе. 2 декабря их привезли на станцию метро «Сибирская» и 28 декабря три ленты эскалатора были предъявлены к сдаче комиссии».
История и происхождение названия
Название станции, не имеющее привязки к городской топонимике, неслучайно. Оно имеет полное право быть представленным на карте единственной в Сибири подземки. Впрочем, Новосибирск является неофициальной столицей Сибири, да и название города олицетворяет новую Сибирь.
Проектное название станции — «Нарымская» было дано по расположенной не в далеке (но и не вблизи, поэтому выбор именно этого проектного названия не очень понятен) Нарымской улице, названной в свою очередь по старому сибирскому городу — Нарыму, ныне являющимся селом в Томской области.
www.mirmetro.net
Сибирская | Метропедия | FANDOM powered by Wikia
Открытие
31 декабря 1987 года
Глубина залегания, м
16
Статус
Столица Союза
Переход на станцию
Первое описание:
«Сибирская» — вымершая столица Союза, Декабрь 2035 года«Сибирская» — станция Новосибирского метрополитена, расположенная на Дзержинской линии. В мире «Метро 2033» является столицей Сибирского Союза.
Станция введена в эксплуатацию в составе первого участка Дзержинской линии 31 декабря 1987 года, вместе со станцией «Площадь Гарина-Михайловского».
Расположена в Центральном районе Новосибирска, около пересечения улицы Гоголя с улицей Мичурина.
«Сибирская» — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения. Проект станции: 22 пары колонн, отстоящие друг от друга на 4,5 метра. Перекрытие центрального зала выполнено сводчатым, из монолитного железобетона. Сводчатая конструкция призвана создать субъективное ощущение станции глубокого заложения. Освещение станционной платформы производится закарнизными светильниками. С недавнего времени вокруг колонн стоят несколько скамеек из полированного дерева, а к потолку подвешены видеоэкраны.
- Платформа станции
- Путевое название станции
Станционный потолок выполнен в виде изморози — светлой россыпи разнообразных свисающих кристаллов. Мраморные же колонны, выполненные призматическими — словно ледяные глыбы. А вокруг — мерцающие грани сосулек и льдинок царства Снежной королевы. Этим оформлением авторы проекта станции А. В. Бондаренко и В. М. Голямов сделали попытку выразить характер Сибири.
Обе путевые стены станции отделаны светлым мрамором, поверх которого были смонтированы восемь художественных мозаичных панно из горно-алтайских камн
metro.fandom.com
Сибирская (станция метро) — Википедия. Что такое Сибирская (станция метро)
«Сиби́рская» — станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Расположена в Центральном районе Новосибирска, в районе пересечения улицы Гоголя с улицей Мичурина. Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена.
Введена в эксплуатацию в составе первого пускового участка Дзержинской линии 31 декабря 1987 года, вместе со станцией «Площадь Гарина-Михайловского».
История
Проекты станции
Изначально (на стадии техпроекта) станция «Нарымская» (рабочее название станции) должна была располагаться над «Красным проспектом». В рабочих же чертежах их поменяли местами. Это решение уменьшило финансовые затраты, делало более удобной соединительную ветку в депо и повышало показатели.[1]
Первоначально колонны «Красного проспекта» должны были иметь одинаковый диаметр с колоннами данной станции. Однако этого сделать не удалось — колонны станции «Красный проспект» пришлось сделать толще, так как из-за ошибки при разбивке они оказались сильно смещены от проектных точек.[1]
Окончательный проект — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.
Строительство
В рамках подготовки, перед началом строительства станционных объектов, был выполнен большой объём работ по улицам Жуковского и Нарымской. Пришлось менять схемы движения, перекрывать улицы. Так, пришлось выполнять работы участке от улицы Нарымской до Красного проспекта и на улицах Железнодорожной и Писарева. Был закрыт и перекрёсток Красный проспект — улица Гоголя.[1] Закрытие перекрёстка объяснялось тем, что на месте, согласно проекту, должны были расположиться котлованы под станции «Красный проспект» и «Сибирская».
Подготовка к возведению станции началась 1 декабря 1980 года. Под будущую станцию был выкопан котлован глубиной до 22 метров. При разработке котлована появилась угроза обвала. Причиной тому стало то, что из зоны не вынесли проходившие под землёй инженерные сети городских коммуникаций.[1]
Во время же выбирания грунта чем глубже становилась яма, тем больше повреждались эти сети. Они замачивали борта котлована и появилась угроза его обвала. Всё это создавало большую нагрузку на трёхрядное крепление из распорок. Строителям, в дополнение к невыдержавшим, приходилось устанавливать дополнительные распорки. Через четыре месяца после начала все работы по сооружению станции были свёрнуты.[1]
Проект строительства предполагал, что вначале будет сооружена камера съездов станции и выполнена обратная засыпка с утрамбовкой грунта. Камера располагалась под соединительной веткой, которая размещалась вдоль борта котлована (в зоне появившихся деформаций).[1]
После постройки камеры съездов был запланирован монтаж участка соединительной ветки — из цельносекционной сборной обделки. Работы предполагалось проводить в открытом котловане и выполнять их мощным краном, который должен был разместиться на камере съездов, уже на засыпанных её конструкциях. Здесь у строителей возникла проблема. Работы нужно было производить 15-тонным козловым краном, грузоподъёмности которого не хватало. В связи с этим обделку пришлось поменять на другую, имевшую соответствующий вес.[1]
Другая проблема у метростроителей была с существующей вблизи застройкой. Сложность заключалась в следующем. Станцию «Сибирская» и камеру съездов «Красного проспекта» соединяет участок служебной соединительной ветки (ССВ) с радиусом кривизны 100 метров. Сооружение этого участка велось рядом с Домом офицеров — в открытом котловане, имевшим свайное ограждение. Во время работ выяснилось, что здание Дома офицеров деформируется и было решено проходить щитовым способом участок ССВ.[1]
Кроме того, возникли сложности с канализацией. Так, согласно первоначальным планам, переходные тоннели также должны были сооружать в открытом котловане, с возведённым свайным ограждением. Однако при этом способе необходим был перенос из зоны сооружения всех канализационных городских сетей. В итоге был выбран другой способ: 136-метровые пешеходные тоннели прошли вручную. При этом строители вышли точно в назначенные места «Сибирской», не нарушив ни существовавшей канализации, ни сроков сдачи.[1]
По состоянию на середину ноября 1987 года станция была готова, но в усечённом виде — для приёма пассажиров был готов только один вестибюль (совмещённый со станцией «Красный проспект»). На второй же завод-подрядчик из Ленинграда не поставил эскалаторы. Решался вопрос о пуске станции в усечённом виде или необходимости добиваться получения заказа от подрядчика. В конце концов выбрали второй вариант. После чего в Ленинград ночным рейсом вылетел договариваться с руководством завода заместитель председателя городского исполкома П. В. Лапков. По приезде выяснилось, что директор завода является его сокурсником. Также оказалось, что на складе завода имеются подходящие для станции эскалаторы, но они уже подготовлены для другого метрополитена, Бакинского. Новосибирские же, предназначенные для «Сибирской», будут выпущены только к 15 декабря. В итоге договорились взять бакинский заказ, сменив реквизиты. 2 декабря 1987 года эскалаторы уже находились на станции, доставленные из Ленинграда специально заказанным Ил-76. К 28 декабря все три ленты были смонтированы и приняты государственной комиссией.[1]
Пуск
В 18:00 31 декабря 1987 года от «Сибирской» до «Площади Гарина-Михайловского» прошёл пробный первый поезд. После состоявшегося митинга было открыто движение на этом участке. Торжественную ленту разрезал П. В. Лапков.[1]
Вестибюли и пересадки
Станция является пересадочным узлом на станцию «Красный проспект» Ленинской линии[2] и имеет два вестибюля. Восточный вестибюль находится возле перекрёстка улиц Гоголя и Мичурина. Второй вестибюль — западный, совмещён с кассовым залом станции «Красный проспект». Под этим кассовым залом расположены служебные помещения метрополитена, например комната отдыха машинистов, в которой[3] осуществляется смена состава поездных бригад и машинистов.[4]
Оба вестибюля связаны с платформой трёхленточными эскалаторами. Каждая лента имеет длину 30 метров.[2] С 2011 года на перилах каждого эскалатора наклеены специальные фотолюминесцентные эвакуационные ленты, имеющие салатный цвет. Они предназначены на случай чрезвычайной ситуации и в темноте указатели на лентах укажут направления выходов.[5]
Ещё не включенный эскалатор
Лестница в переход на «Красный проспект»
В центре платформы станции расположены лестницы, ведущие в переход на станцию «Красный проспект». Переход осуществляется через два прямоугольных тоннеля. В связи с тем, что пешеходный переход (протяжённость 136 м) проходит под сформировавшимся жилым кварталом, он имеет несколько изгибов. Для ускорения пересадки на Ленинскую линию можно воспользоваться западным, совмещённым вестибюлем.[3]
В народе переход через тоннели прозван «пьяным» — из-за его кривизны. Кривизна объясняется тем, что метростроители (почти в последний момент) пустили трассу в обход Дворца бракосочетаний. Хотя изначально трасса проектировалась по наикратчайшему пути. И по существовавшим в то время нормам между станциями-пересадками должен был существовать самостоятельный пешеходный переход. Тем не менее трассу переходов строители вынуждены были пустить в обход.[1]
Второй вход был реконструирован и надстроен стеклянной надстройкой, в ходе проводившейся реконструкции. Работы проводились в период с 16 сентября 2006 года до 1 ноября 2008 года.[6][7]
Архитектура и оформление
Тип конструкции — колонная, трёхпролётная станция мелкого заложения. Несмотря на глубину, станция была построена открытым способом по специальному проекту, выполненному институтом «Новосибметропроект». Проект станции: 22 пары колонн, отстоящие друг от друга на 4,5 метра. Перекрытие центрального зала выполнено сводчатым, из монолитного железобетона. Сводчатая конструкция призвана создать субъективное ощущение станции глубокого заложения.[3] Освещение станционной платформы производится закарнизными светильниками. С недавнего времени вокруг колонн стоят несколько скамеек из полированного дерева, а к потолку подвешены видеоэкраны.
Станционный потолок выполнен в виде изморози — светлой россыпи разнообразных свисающих кристаллов. Мраморные же колонны, выполненные призматическими — словно ледяные глыбы. А вокруг — мерцающие грани сосулек и льдинок царства Снежной королевы. Этим оформлением авторы проекта станции А. В. Бондаренко и В. М. Голямов сделали попытку выразить характер Сибири.[8]
Обе путевые стены станции отделаны светлым мрамором, поверх которого были смонтированы восемь художественных мозаичных панно из горно-алтайских камней. Мозаики выполнены во флорентийском стиле и посвящены различным темам природы и истории Сибири.[1]
Мозаики левой путевой стены
«Воды Сибири»
«История Сибири»
«Цветы Сибири»
Художественные панно имеют свои названия[1]:
- Левая путевая стена: «Воды Сибири»; «История Сибири»; «Цветы Сибири»; «Люди и горы».
- Правая путевая стена: «Леса Сибири»; «Хлеб Сибири»; «Север»; «Недра Сибири».
Мозаики правой путевой стены
«Леса Сибири»
«Хлеб Сибири»
«Недра Сибири»
Укладка панно производилась следующим образом: на асбо-цементные доски (толщина 2 см) по рисунку наклеивались пластинки (5 мм) мрамора и других камней. На путевые стены мозаика выкладывалась с зазором. Воздушный зазор делался для того, чтобы при попадании воды не было высолов цементного камня.[8] Работы выполнили на Алтайском камнерезном заводе алтайские мастера, а часть панно сделали ученики художественной школы из Колывани (Алтайский край). Инициатива по созданию мозаик принадлежит начальнику Дирекции метрополитена Г. С. Рузаеву. Авторы проекта — ленинградские художники Георгий и Ольга Алексеевы.[1]
Путевое развитие
За станцией расположены тупики, никогда не использовавшиеся.[1] Перед станцией расположена камера съездов. До 28 декабря 2000 года был задействован только один путь, левый[3], по которому ходил один электропоезд.[9] С пуском следующей станции начал использоваться и второй путь. Через станцию стали ходить два поезда.[10]
В период до 22 июня 2007 года, когда был запущен в эксплуатацию второй путь на участке от «Маршала Покрышкина» до «Берёзовой рощи» и открыто оборотное движение на линии, на станции осуществлялась пересадка с одного пути на второй. При этом на станции, над средним пролётом, висел электронный дисплей-табло (ныне демонтирован). На этом табло показывались стрелки и названия конечных станций. Возможность проезда по всей линии без пересадок в ту пору имелась лишь в те временные промежутки, когда по линии ходил один электропоезд (до 7:00 и после 22:30). В ту пору в режиме «на выход» (в сторону западного вестибюля) работали сразу 2 эскалатора — во время прихода двух метропоездов один эскалатор не справлялся с потоком. Подобная схема движения перестала существовать с открытием 23 июня 2007 года кольцевого движения на Дзержинской линии.[3]
Станция в цифрах
- Длина станции, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-х вагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м.[11]
- Пикет ПК 114+28.
- Длина пути до станции «Площадь Гарина-Михайловского» — 1560 метров. До станции «Маршала Покрышкина» длина перегона составляет 1080 метров.[12]
- В 2010 году суточный пассажиропоток станции составлял 18,1 тысяч человек. Таким образом, «Сибирская» является наиболее загруженной станцией Дзержинской линии.
- Время работы входов станции для пассажиров[13]:
- Входы № 1 и 2 работают с 5 часов 45 минут до 23 часов 00 минут.
- Совмещённый вестибюль работает с 5 часов 45 минут до 00 часов 00 минут.
- Таблица времени отправления первого и последнего поездов[13]:
Расположение
Находится в Центральном районе Новосибирска, на пересечении улицы Гоголя и Мичурина. Рядом проходит Красный проспект, улицы Крылова, Лермонтова, Каменская.
Рядом расположены: Центральный рынок, УВД Центрального района, различные торговые центры. Ранее, в советскую эпоху, рядом находились известные в городе магазины («1000 мелочей» и «Синтетика»).
Один из её вестибюлей, совмещённый со станцией «Сибирская», расположен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Другой находится на пересечении улицы Гоголя и улицы Мичурина и позволяет выйти к Центральному рынку, Дворцу бракосочетаний и торговым центрам.
Остановки
Остановки наземного общественного транспорта вблизи выходов станции:
- А, Мт, Тб, Тр: «Магазин 1000 мелочей», «Магазин Синтетика».
В транспортной доступности расположены остановки А, Мт, Тб: «Метро Красный проспект», «Центральный рынок».
Фотографии
Название станции
Поезд на станции
Ряд колонн
Скамейка ожидания
Примечания
Ссылки
wiki.sc
Сибирская (станция метро, Новосибирск) — Энциклопедия нашего транспорта
Дзержинская линия | |
---|---|
Сиби́рская — станция метро в Центральном районе города Новосибирска, расположенная под ул. Гоголя между Красным проспектом и ул. Мичурина. Входит в состав Дзержинской линии. Открыта 31 декабря 1987 года одновременно со станцией «Площадь Гарина-Михайловского».
Информация для пассажиров
Выход в город
Станция является пересадочной на Ленинскую линию. Один из вестибюлей совмещен с вестибюлем станции «Красный проспект». С другой стороны расположен самостоятельный вестибюль с выходом на ул. Гоголя и ул. Мичурина, к центральному рынку.
Выйдя через него в город, можно совершить пересадку на трамвай № 13 и троллейбус № 23.
Станция в 2ГИС | Станция на google maps | Станция на Яндекс. Картах
Режим работы
Совмещенный вестибюль открыт с 6:00 до 24:00, отдельный — с 7:30 до 19:30 часов.
Время отправления первого поезда к станции «Пл. Гарина-Михайловского» 06:10, последнего — 00:09.
Время отправления первого поезда к станции «Маршала Покрышкина» 06:05, последнего — 00:05.
Наименование и создатели
Архитекторы
Главный архитектор проекта В. В. Питерский, художники — авторы панно Г. Л. Алексеев и О. М. Алексеева.
Конструкторы
Главный инженер проекта В. И. Романов, главный конструктор А. П. Мельник.
Описание станции
Конструкция и строительство
Сибирская — колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построена открытым способом на глубине 15-20 метров. Вероятно, этим объясняется уменьшенный до 4,5 метров шаг колонн общим числом 22 пары. Перекрытие среднего пролета станции имеет сводчатую форму и освещается закарнизными светильниками.
Оба вестибюля соединены с платформой эскалаторами, средней части платформы расположен лестничный спуск из перехода на станцию «Красный проспект». Переход между станциями возможен как по переходу, так и через совмещенный вестибюль. С декабре 2006 на пересадке впервые в новосибирском метро начали включать одновременно по два эскалатора в одном направлении.
С 16 сентября 2006 по 1 ноября 2008 г. выполнена реконструкция входа № 2 с надстройкой над ним торгового павильона. Существуют планы по строительству подземных переходов через ул. Мичурина с сооружением подземной парковки под ул. Гоголя. При строительстве вестибюля был оставлен задел под их продление.
За станцией расположен оборотный тупик, никогда не использовавшийся в регулярном движении поездов.
Художественное оформление
Мозаика «Север»Станция облицована светлым мрамором. На её стенах расположены восемь мраморных мозаичных панно, посвященных природе и истории Сибири. Их названия: Леса Сибири, Недра Сибири, Люди и горы, Хлеб Сибири, Воды Сибири, История Сибири, Цветы Сибири, Север.
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Сибирская (станция метро) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Сибирская.«Сиби́рская» — станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Расположена в Центральном районе Новосибирска, в районе пересечения улицы Гоголя с улицей Мичурина. Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена.
Введена в эксплуатацию в составе первого пускового участка Дзержинской линии 31 декабря 1987 года, вместе со станцией «Площадь Гарина-Михайловского».
История
Проекты станции
Изначально (на стадии техпроекта) станция «Нарымская» (рабочее название станции) должна была располагаться над «Красным проспектом». В рабочих же чертежах их поменяли местами. Это решение уменьшило финансовые затраты, делало более удобной соединительную ветку в депо и повышало показатели.[1]
Первоначально колонны «Красного проспекта» должны были иметь одинаковый диаметр с колоннами данной станции. Однако этого сделать не удалось — колонны станции «Красный проспект» пришлось сделать толще, так как из-за ошибки при разбивке они оказались сильно смещены от проектных точек.[1]
Окончательный проект — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.
Строительство
В рамках подготовки, перед началом строительства станционных объектов, был выполнен большой объём работ по улицам Жуковского и Нарымской. Пришлось менять схемы движения, перекрывать улицы. Так, пришлось выполнять работы участке от улицы Нарымской до Красного проспекта и на улицах Железнодорожной и Писарева. Был закрыт и перекрёсток Красный проспект — улица Гоголя.[1] Закрытие перекрёстка объяснялось тем, что на месте, согласно проекту, должны были расположиться котлованы под станции «Красный проспект» и «Сибирская».
Подготовка к возведению станции началась 1 декабря 1980 года. Под будущую станцию был выкопан котлован глубиной до 22 метров. При разработке котлована появилась угроза обвала. Причиной тому стало то, что из зоны не вынесли проходившие под землёй инженерные сети городских коммуникаций.[1]
Во время же выбирания грунта чем глубже становилась яма, тем больше повреждались эти сети. Они замачивали борта котлована и появилась угроза его обвала. Всё это создавало большую нагрузку на трёхрядное крепление из распорок. Строителям, в дополнение к невыдержавшим, приходилось устанавливать дополнительные распорки. Через четыре месяца после начала все работы по сооружению станции были свёрнуты.[1]
Проект строительства предполагал, что вначале будет сооружена камера съездов станции и выполнена обратная засыпка с утрамбовкой грунта. Камера располагалась под соединительной веткой, которая размещалась вдоль борта котлована (в зоне появившихся деформаций).[1]
После постройки камеры съездов был запланирован монтаж участка соединительной ветки — из цельносекционной сборной обделки. Работы предполагалось проводить в открытом котловане и выполнять их мощным краном, который должен был разместиться на камере съездов, уже на засыпанных её конструкциях. Здесь у строителей возникла проблема. Работы нужно было производить 15-тонным козловым краном, грузоподъёмности которого не хватало. В связи с этим обделку пришлось поменять на другую, имевшую соответствующий вес.[1]
Другая проблема у метростроителей была с существующей вблизи застройкой. Сложность заключалась в следующем. Станцию «Сибирская» и камеру съездов «Красного проспекта» соединяет участок служебной соединительной ветки (ССВ) с радиусом кривизны 100 метров. Сооружение этого участка велось рядом с Домом офицеров — в открытом котловане, имевшим свайное ограждение. Во время работ выяснилось, что здание Дома офицеров деформируется и было решено проходить щитовым способом участок ССВ.[1]
Кроме того, возникли сложности с канализацией. Так, согласно первоначальным планам, переходные тоннели также должны были сооружать в открытом котловане, с возведённым свайным ограждением. Однако при этом способе необходим был перенос из зоны сооружения всех канализационных городских сетей. В итоге был выбран другой способ: 136-метровые пешеходные тоннели прошли вручную. При этом строители вышли точно в назначенные места «Сибирской», не нарушив ни существовавшей канализации, ни сроков сдачи.[1]
По состоянию на середину ноября 1987 года станция была готова, но в усечённом виде — для приёма пассажиров был готов только один вестибюль (совмещённый со станцией «Красный проспект»). На второй же завод-подрядчик из Ленинграда не поставил эскалаторы. Решался вопрос о пуске станции в усечённом виде или необходимости добиваться получения заказа от подрядчика. В конце концов выбрали второй вариант. После чего в Ленинград ночным рейсом вылетел договариваться с руководством завода заместитель председателя городского исполкома П. В. Лапков. По приезде выяснилось, что директор завода является его сокурсником. Также оказалось, что на складе завода имеются подходящие для станции эскалаторы, но они уже подготовлены для другого метрополитена, Бакинского. Новосибирские же, предназначенные для «Сибирской», будут выпущены только к 15 декабря. В итоге договорились взять бакинский заказ, сменив реквизиты. 2 декабря 1987 года эскалаторы уже находились на станции, доставленные из Ленинграда специально заказанным Ил-76. К 28 декабря все три ленты были смонтированы и приняты государственной комиссией.[1]
Пуск
В 18:00 31 декабря 1987 года от «Сибирской» до «Площади Гарина-Михайловского» прошёл пробный первый поезд. После состоявшегося митинга было открыто движение на этом участке. Торжественную ленту разрезал П. В. Лапков.[1]
Вестибюли и пересадки
Станция является пересадочным узлом на станцию «Красный проспект» Ленинской линии[2] и имеет два вестибюля. Восточный вестибюль находится возле перекрёстка улиц Гоголя и Мичурина. Второй вестибюль — западный, совмещён с кассовым залом станции «Красный проспект». Под этим кассовым залом расположены служебные помещения метрополитена, например комната отдыха машинистов, в которой[3] осуществляется смена состава поездных бригад и машинистов.[4]
Оба вестибюля связаны с платформой трёхленточными эскалаторами. Каждая лента имеет длину 30 метров.[2] С 2011 года на перилах каждого эскалатора наклеены специальные фотолюминесцентные эвакуационные ленты, имеющие салатный цвет. Они предназначены на случай чрезвычайной ситуации и в темноте указатели на лентах укажут направления выходов.[5]
Ещё не включенный эскалатор
Лестница в переход на «Красный проспект»
В центре платформы станции расположены лестницы, ведущие в переход на станцию «Красный проспект». Переход осуществляется через два прямоугольных тоннеля. В связи с тем, что пешеходный переход (протяжённость 136 м) проходит под сформировавшимся жилым кварталом, он имеет несколько изгибов. Для ускорения пересадки на Ленинскую линию можно воспользоваться западным, совмещённым вестибюлем.[3]
В народе переход через тоннели прозван «пьяным» — из-за его кривизны. Кривизна объясняется тем, что метростроители (почти в последний момент) пустили трассу в обход Дворца бракосочетаний. Хотя изначально трасса проектировалась по наикратчайшему пути. И по существовавшим в то время нормам между станциями-пересадками должен был существовать самостоятельный пешеходный переход. Тем не менее трассу переходов строители вынуждены были пустить в обход.[1]
Второй вход был реконструирован и надстроен стеклянной надстройкой, в ходе проводившейся реконструкции. Работы проводились в период с 16 сентября 2006 года до 1 ноября 2008 года.[6][7]
Архитектура и оформление
Тип конструкции — колонная, трёхпролётная станция мелкого заложения. Несмотря на глубину, станция была построена открытым способом по специальному проекту, выполненному институтом «Новосибметропроект». Проект станции: 22 пары колонн, отстоящие друг от друга на 4,5 метра. Перекрытие центрального зала выполнено сводчатым, из монолитного железобетона. Сводчатая конструкция призвана создать субъективное ощущение станции глубокого заложения.[3] Освещение станционной платформы производится закарнизными светильниками. С недавнего времени вокруг колонн стоят несколько скамеек из полированного дерева, а к потолку подвешены видеоэкраны.
Станционный потолок выполнен в виде изморози — светлой россыпи разнообразных свисающих кристаллов. Мраморные же колонны, выполненные призматическими — словно ледяные глыбы. А вокруг — мерцающие грани сосулек и льдинок царства Снежной королевы. Этим оформлением авторы проекта станции А. В. Бондаренко и В. М. Голямов сделали попытку выразить характер Сибири.[8]
Обе путевые стены станции отделаны светлым мрамором, поверх которого были смонтированы восемь художественных мозаичных панно из горно-алтайских камней. Мозаики выполнены во флорентийском стиле и посвящены различным темам природы и истории Сибири.[1]
Мозаики левой путевой стены
«Воды Сибири»
«История Сибири»
«Цветы Сибири»
Художественные панно имеют свои названия[1]:
- Левая путевая стена: «Воды Сибири»; «История Сибири»; «Цветы Сибири»; «Люди и горы».
- Правая путевая стена: «Леса Сибири»; «Хлеб Сибири»; «Север»; «Недра Сибири».
Мозаики правой путевой стены
«Леса Сибири»
«Хлеб Сибири»
«Недра Сибири»
Укладка панно производилась следующим образом: на асбо-цементные доски (толщина 2 см) по рисунку наклеивались пластинки (5 мм) мрамора и других камней. На путевые стены мозаика выкладывалась с зазором. Воздушный зазор делался для того, чтобы при попадании воды не было высолов цементного камня.[8] Работы выполнили на Алтайском камнерезном заводе алтайские мастера, а часть панно сделали ученики художественной школы из Колывани (Алтайский край). Инициатива по созданию мозаик принадлежит начальнику Дирекции метрополитена Г. С. Рузаеву. Авторы проекта — ленинградские художники Георгий и Ольга Алексеевы.[1]
Путевое развитие
За станцией расположены тупики, никогда не использовавшиеся.[1] Перед станцией расположена камера съездов. До 28 декабря 2000 года был задействован только один путь, левый[3], по которому ходил один электропоезд.[9] С пуском следующей станции начал использоваться и второй путь. Через станцию стали ходить два поезда.[10]
В период до 22 июня 2007 года, когда был запущен в эксплуатацию второй путь на участке от «Маршала Покрышкина» до «Берёзовой рощи» и открыто оборотное движение на линии, на станции осуществлялась пересадка с одного пути на второй. При этом на станции, над средним пролётом, висел электронный дисплей-табло (ныне демонтирован). На этом табло показывались стрелки и названия конечных станций. Возможность проезда по всей линии без пересадок в ту пору имелась лишь в те временные промежутки, когда по линии ходил один электропоезд (до 7:00 и после 22:30). В ту пору в режиме «на выход» (в сторону западного вестибюля) работали сразу 2 эскалатора — во время прихода двух метропоездов один эскалатор не справлялся с потоком. Подобная схема движения перестала существовать с открытием 23 июня 2007 года кольцевого движения на Дзержинской линии.[3]
Станция в цифрах
- Длина станции, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-х вагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м.[11]
- Пикет ПК 114+28.
- Длина пути до станции «Площадь Гарина-Михайловского» — 1560 метров. До станции «Маршала Покрышкина» длина перегона составляет 1080 метров.[12]
- В 2010 году суточный пассажиропоток станции составлял 18,1 тысяч человек. Таким образом, «Сибирская» является наиболее загруженной станцией Дзержинской линии.
- Время работы входов станции для пассажиров[13]:
- Входы № 1 и 2 работают с 5 часов 45 минут до 23 часов 00 минут.
- Совмещённый вестибюль работает с 5 часов 45 минут до 00 часов 00 минут.
- Таблица времени отправления первого и последнего поездов[13]:
Расположение
Находится в Центральном районе Новосибирска, на пересечении улицы Гоголя и Мичурина. Рядом проходит Красный проспект, улицы Крылова, Лермонтова, Каменская.
Рядом расположены: Центральный рынок, УВД Центрального района, различные торговые центры. Ранее, в советскую эпоху, рядом находились известные в городе магазины («1000 мелочей» и «Синтетика»).
Один из её вестибюлей, совмещённый со станцией «Сибирская», расположен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Другой находится на пересечении улицы Гоголя и улицы Мичурина и позволяет выйти к Центральному рынку, Дворцу бракосочетаний и торговым центрам.
Остановки
Остановки наземного общественного транспорта вблизи выходов станции:
- А, Мт, Тб, Тр: «Магазин 1000 мелочей», «Магазин Синтетика».
В транспортной доступности расположены остановки А, Мт, Тб: «Метро Красный проспект», «Центральный рынок».
Фотографии
Название станции
Поезд на станции
Ряд колонн
Скамейка ожидания
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
«Сибирская» | |
---|---|
Дзержинская линия | |
Новосибирский метрополитен | |
Расположение платформ | 55°02′32″ с. ш. 82°55′15″ в. д.HGЯOL |
Район | Центральный |
Округ | Центральный |
Дата открытия | 31 декабря 1987 года |
Проектное название | «Нарымская» |
Проекты переименования | «Центральная» (1992 год) |
Тип | колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м | 16 |
Количество платформ | 1 |
Тип платформы | островная |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 102 |
Ширина платформы, м | 10 |
Архитекторы | Питерский В.В |
Художники | Алексеев Г.Л. и Алексеева О.М. |
Инженеры‑конструкторы | Романов В.И |
Станцию возвело | ТО № 29 «Новосибирскметрострой» |
Переходы на станции | 1 Красный проспект |
Выход к улицам | Красный просп., ул. Гоголя, ул. Мичурина |
Режим работы | 05:45—00:00 (входы 1 и 2 — до 23:00) |
Соседние станции | Площадь Гарина-Михайловского и Маршала Покрышкина |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Сибирская (станция метро) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Сибирская.«Сиби́рская» — станция Дзержинской линии Новосибирского метрополитена. Расположена в Центральном районе Новосибирска, в районе пересечения улицы Гоголя с улицей Мичурина. Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена.
Введена в эксплуатацию в составе первого пускового участка Дзержинской линии 31 декабря 1987 года, вместе со станцией «Площадь Гарина-Михайловского».
История
Проекты станции
Изначально (на стадии техпроекта) станция «Нарымская» (рабочее название станции) должна была располагаться над «Красным проспектом». В рабочих же чертежах их поменяли местами. Это решение уменьшило финансовые затраты, делало более удобной соединительную ветку в депо и повышало показатели.[1]
Первоначально колонны «Красного проспекта» должны были иметь одинаковый диаметр с колоннами данной станции. Однако этого сделать не удалось — колонны станции «Красный проспект» пришлось сделать толще, так как из-за ошибки при разбивке они оказались сильно смещены от проектных точек.[1]
Окончательный проект — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения.
Строительство
В рамках подготовки, перед началом строительства станционных объектов, был выполнен большой объём работ по улицам Жуковского и Нарымской. Пришлось менять схемы движения, перекрывать улицы. Так, пришлось выполнять работы участке от улицы Нарымской до Красного проспекта и на улицах Железнодорожной и Писарева. Был закрыт и перекрёсток Красный проспект — улица Гоголя.[1] Закрытие перекрёстка объяснялось тем, что на месте, согласно проекту, должны были расположиться котлованы под станции «Красный проспект» и «Сибирская».
Подготовка к возведению станции началась 1 декабря 1980 года. Под будущую станцию был выкопан котлован глубиной до 22 метров. При разработке котлована появилась угроза обвала. Причиной тому стало то, что из зоны не вынесли проходившие под землёй инженерные сети городских коммуникаций.[1]
Во время же выбирания грунта чем глубже становилась яма, тем больше повреждались эти сети. Они замачивали борта котлована и появилась угроза его обвала. Всё это создавало большую нагрузку на трёхрядное крепление из распорок. Строителям, в дополнение к невыдержавшим, приходилось устанавливать дополнительные распорки. Через четыре месяца после начала все работы по сооружению станции были свёрнуты.[1]
Проект строительства предполагал, что вначале будет сооружена камера съездов станции и выполнена обратная засыпка с утрамбовкой грунта. Камера располагалась под соединительной веткой, которая размещалась вдоль борта котлована (в зоне появившихся деформаций).[1]
После постройки камеры съездов был запланирован монтаж участка соединительной ветки — из цельносекционной сборной обделки. Работы предполагалось проводить в открытом котловане и выполнять их мощным краном, который должен был разместиться на камере съездов, уже на засыпанных её конструкциях. Здесь у строителей возникла проблема. Работы нужно было производить 15-тонным козловым краном, грузоподъёмности которого не хватало. В связи с этим обделку пришлось поменять на другую, имевшую соответствующий вес.[1]
Другая проблема у метростроителей была с существующей вблизи застройкой. Сложность заключалась в следующем. Станцию «Сибирская» и камеру съездов «Красного проспекта» соединяет участок служебной соединительной ветки (ССВ) с радиусом кривизны 100 метров. Сооружение этого участка велось рядом с Домом офицеров — в открытом котловане, имевшим свайное ограждение. Во время работ выяснилось, что здание Дома офицеров деформируется и было решено проходить щитовым способом участок ССВ.[1]
Кроме того, возникли сложности с канализацией. Так, согласно первоначальным планам, переходные тоннели также должны были сооружать в открытом котловане, с возведённым свайным ограждением. Однако при этом способе необходим был перенос из зоны сооружения всех канализационных городских сетей. В итоге был выбран другой способ: 136-метровые пешеходные тоннели прошли вручную. При этом строители вышли точно в назначенные места «Сибирской», не нарушив ни существовавшей канализации, ни сроков сдачи.[1]
По состоянию на середину ноября 1987 года станция была готова, но в усечённом виде — для приёма пассажиров был готов только один вестибюль (совмещённый со станцией «Красный проспект»). На второй же завод-подрядчик из Ленинграда не поставил эскалаторы. Решался вопрос о пуске станции в усечённом виде или необходимости добиваться получения заказа от подрядчика. В конце концов выбрали второй вариант. После чего в Ленинград ночным рейсом вылетел договариваться с руководством завода заместитель председателя городского исполкома П. В. Лапков. По приезде выяснилось, что директор завода является его сокурсником. Также оказалось, что на складе завода имеются подходящие для станции эскалаторы, но они уже подготовлены для другого метрополитена, Бакинского. Новосибирские же, предназначенные для «Сибирской», будут выпущены только к 15 декабря. В итоге договорились взять бакинский заказ, сменив реквизиты. 2 декабря 1987 года эскалаторы уже находились на станции, доставленные из Ленинграда специально заказанным Ил-76. К 28 декабря все три ленты были смонтированы и приняты государственной комиссией.[1]
Пуск
В 18:00 31 декабря 1987 года от «Сибирской» до «Площади Гарина-Михайловского» прошёл пробный первый поезд. После состоявшегося митинга было открыто движение на этом участке. Торжественную ленту разрезал П. В. Лапков.[1]
Вестибюли и пересадки
Станция является пересадочным узлом на станцию «Красный проспект» Ленинской линии[2] и имеет два вестибюля. Восточный вестибюль находится возле перекрёстка улиц Гоголя и Мичурина. Второй вестибюль — западный, совмещён с кассовым залом станции «Красный проспект». Под этим кассовым залом расположены служебные помещения метрополитена, например комната отдыха машинистов, в которой[3] осуществляется смена состава поездных бригад и машинистов.[4]
Оба вестибюля связаны с платформой трёхленточными эскалаторами. Каждая лента имеет длину 30 метров.[2] С 2011 года на перилах каждого эскалатора наклеены специальные фотолюминесцентные эвакуационные ленты, имеющие салатный цвет. Они предназначены на случай чрезвычайной ситуации и в темноте указатели на лентах укажут направления выходов.[5]
Ещё не включенный эскалатор
Лестница в переход на «Красный проспект»
В центре платформы станции расположены лестницы, ведущие в переход на станцию «Красный проспект». Переход осуществляется через два прямоугольных тоннеля. В связи с тем, что пешеходный переход (протяжённость 136 м) проходит под сформировавшимся жилым кварталом, он имеет несколько изгибов. Для ускорения пересадки на Ленинскую линию можно воспользоваться западным, совмещённым вестибюлем.[3]
В народе переход через тоннели прозван «пьяным» — из-за его кривизны. Кривизна объясняется тем, что метростроители (почти в последний момент) пустили трассу в обход Дворца бракосочетаний. Хотя изначально трасса проектировалась по наикратчайшему пути. И по существовавшим в то время нормам между станциями-пересадками должен был существовать самостоятельный пешеходный переход. Тем не менее трассу переходов строители вынуждены были пустить в обход.[1]
Второй вход был реконструирован и надстроен стеклянной надстройкой, в ходе проводившейся реконструкции. Работы проводились в период с 16 сентября 2006 года до 1 ноября 2008 года.[6][7]
Архитектура и оформление
Тип конструкции — колонная, трёхпролётная станция мелкого заложения. Несмотря на глубину, станция была построена открытым способом по специальному проекту, выполненному институтом «Новосибметропроект». Проект станции: 22 пары колонн, отстоящие друг от друга на 4,5 метра. Перекрытие центрального зала выполнено сводчатым, из монолитного железобетона. Сводчатая конструкция призвана создать субъективное ощущение станции глубокого заложения.[3] Освещение станционной платформы производится закарнизными светильниками. С недавнего времени вокруг колонн стоят несколько скамеек из полированного дерева, а к потолку подвешены видеоэкраны.
Станционный потолок выполнен в виде изморози — светлой россыпи разнообразных свисающих кристаллов. Мраморные же колонны, выполненные призматическими — словно ледяные глыбы. А вокруг — мерцающие грани сосулек и льдинок царства Снежной королевы. Этим оформлением авторы проекта станции А. В. Бондаренко и В. М. Голямов сделали попытку выразить характер Сибири.[8]
Обе путевые стены станции отделаны светлым мрамором, поверх которого были смонтированы восемь художественных мозаичных панно из горно-алтайских камней. Мозаики выполнены во флорентийском стиле и посвящены различным темам природы и истории Сибири.[1]
Мозаики левой путевой стены
«Воды Сибири»
«История Сибири»
«Цветы Сибири»
Художественные панно имеют свои названия[1]:
- Левая путевая стена: «Воды Сибири»; «История Сибири»; «Цветы Сибири»; «Люди и горы».
- Правая путевая стена: «Леса Сибири»; «Хлеб Сибири»; «Север»; «Недра Сибири».
Мозаики правой путевой стены
«Леса Сибири»
«Хлеб Сибири»
«Недра Сибири»
Укладка панно производилась следующим образом: на асбо-цементные доски (толщина 2 см) по рисунку наклеивались пластинки (5 мм) мрамора и других камней. На путевые стены мозаика выкладывалась с зазором. Воздушный зазор делался для того, чтобы при попадании воды не было высолов цементного камня.[8] Работы выполнили на Алтайском камнерезном заводе алтайские мастера, а часть панно сделали ученики художественной школы из Колывани (Алтайский край). Инициатива по созданию мозаик принадлежит начальнику Дирекции метрополитена Г. С. Рузаеву. Авторы проекта — ленинградские художники Георгий и Ольга Алексеевы.[1]
Путевое развитие
За станцией расположены тупики, никогда не использовавшиеся.[1] Перед станцией расположена камера съездов. До 28 декабря 2000 года был задействован только один путь, левый[3], по которому ходил один электропоезд.[9] С пуском следующей станции начал использоваться и второй путь. Через станцию стали ходить два поезда.[10]
В период до 22 июня 2007 года, когда был запущен в эксплуатацию второй путь на участке от «Маршала Покрышкина» до «Берёзовой рощи» и открыто оборотное движение на линии, на станции осуществлялась пересадка с одного пути на второй. При этом на станции, над средним пролётом, висел электронный дисплей-табло (ныне демонтирован). На этом табло показывались стрелки и названия конечных станций. Возможность проезда по всей линии без пересадок в ту пору имелась лишь в те временные промежутки, когда по линии ходил один электропоезд (до 7:00 и после 22:30). В ту пору в режиме «на выход» (в сторону западного вестибюля) работали сразу 2 эскалатора — во время прихода двух метропоездов один эскалатор не справлялся с потоком. Подобная схема движения перестала существовать с открытием 23 июня 2007 года кольцевого движения на Дзержинской линии.[3]
Станция в цифрах
- Длина станции, как и на всех станциях Новосибирского метрополитена, стандартная — 102 м, что позволяет поместить на путь до пяти вагонов (в настоящее время используются 4-хвагонные составы). Длина посадочной платформы — 100 м.[11]
- Пикет ПК 114+28.
- Длина пути до станции «Площадь Гарина-Михайловского» — 1560 метров. До станции «Маршала Покрышкина» длина перегона составляет 1080 метров.[12]
- В 2010 году суточный пассажиропоток станции составлял 18,1 тысяч человек. Таким образом, «Сибирская» является наиболее загруженной станцией Дзержинской линии.
- Время работы входов станции для пассажиров[13]:
- Входы № 1 и 2 работают с 5 часов 45 минут до 23 часов 00 минут.
- Совмещённый вестибюль работает с 5 часов 45 минут до 00 часов 00 минут.
- Таблица времени отправления первого и последнего поездов[13]:
Расположение
Находится в Центральном районе Новосибирска, на пересечении улицы Гоголя и Мичурина. Рядом проходит Красный проспект, улицы Крылова, Лермонтова, Каменская.
Рядом расположены: Центральный рынок, УВД Центрального района, различные торговые центры. Ранее, в советскую эпоху, рядом находились известные в городе магазины («1000 мелочей» и «Синтетика»).
Один из её вестибюлей, совмещённый со станцией «Сибирская», расположен на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Другой находится на пересечении улицы Гоголя и улицы Мичурина и позволяет выйти к Центральному рынку, Дворцу бракосочетаний и торговым центрам.
Остановки
Остановки наземного общественного транспорта вблизи выходов станции:
- А, Мт, Тб, Тр: «Магазин 1000 мелочей», «Магазин Синтетика».
В транспортной доступности расположены остановки А, Мт, Тб: «Метро Красный проспект», «Центральный рынок».
Фотографии
Название станции
Поезд на станции
Ряд колонн
Скамейка ожидания
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru