Ст бауманская метро – 2GIS Captcha

Содержание

Бауманская (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта

Арбатско-Покровская линия
Памятный билет

«Бауманская» — промежуточная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

Открыта 18 января 1944 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 053+63,3.

С 8 февраля по 24 декабря 2015 года станция была закрыта на реконструкцию, поезда проезжали её без остановки. В процессе реконструкции были установлены новые эскалаторы (при этом их количество увеличилось с 3 до 4), а также выполнен капитальный ремонт вестибюля.

Разработчики проекта

Архитекторы

Б. М. Иофан, соавторы Ю. П. Зенкевич, Д. М. Циперович, М. В. Андрианов, В. В. Поляцкий.

Архитекторы вестибюля

Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, В. В. Пелевин.

Инженеры-конструкторы

Б. М. Прикот, Б. В. Грейц.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Проектирование конструкций станции осуществлял «Метропроект». Проектирование и строительство станции происходило в 1937—1944 годах. Примерно с конца 1941 года по начало 1943 года работы по строительству и проектированию практически не велись. К моменту прекращения работ в конце 1941 года были построены следующие основные сооружения: станционные тоннели и перегонные тоннели, примыкающие к станции; осуществлено бетонирование многих запроектированных монолитных конструкций, на участке длиной около 45 м по II пути был смонтирован зонт из монолитного бетона; наклонный ход, натяжная камера; основные несущие конструкции наземного вестибюля. После возобновления проектных работ многие конструктивные и архитектурные чертежи были изменены, выпущены дополнительные чертежи, что отразилось на строительных работах, которые также были возобновлены и велись в сжатые сроки.

Основные несущие конструкции станции, натяжной камеры, наклонного хода сооружены по типовому проекту, разработанному «Метропроектом» при проектировании станций второй очереди. Основная часть первичной обделки выполнена из сборных чугунных тюбингов различных типоразмеров, образующих замкнутые кольца кругового или эллиптического очертания.

Наружный диаметр чугунной обделки центрального и боковых залов — 9,5 м. Ширина колец трёх станционных тоннелей, натяжной камеры (до начала веерного участка наклона) — 0,6 м. Ширина колец наклонного тоннеля — 0,75 м. Тип чугунных тюбингов — в основном, марок СН, СС и СК.

Гидроизоляция станции и наклонного хода обеспечивается свинцом в стыках тюбингов. Отвод воды с обделки осуществляется за счёт зонтов в пассажирской зоне или самотеком в дренажные приямки и трубы к канализационной насосной станции.

Количество отдельно стоящих пилонов станции, разделённых проходами для пассажиров — 10 штук. Имеются 4 конечных пилона нестандартной формы, переходящие в стены, отделяющие центральный зал от боковых. Между центральным и боковыми залами на уровне пассажирской зоны существует 12 проходов, по 6 проходов с каждой стороны. Габариты пилонов составляют 4,49 × 4,22 м, ширина прохода между пилонами — 2,7 м.

Центральный станционный зал имеет два аванзала: аванзал № 1 расположен на сопряжении с натяжной камерой, аванзал № 2 — в глухой торцевой части. Аванзал № 1 ограничен двумя арками из монолитного железобетона и в настоящее время перекрыт асбоцементным зонтом с простой отделкой по штукатурке без архитектурного обрамления. Аванзал № 2 имеет перекрытие в виде свода с нишами в приопорной части, образуемыми карнизами из монолитного железобетона.

Наклонный ход эскалатора сооружался с использованием искусственного замораживания грунтов в неустойчивых горных породах. Обделка наклонного хода эскалатора нижнего яруса представлена трёхсекционными чугунными тюбингами размером 1600×750 мм.

Наземный вестибюль представляет собой отдельно стоящее здание, имеющее сложную конфигурацию в плане, и состоит из:

  • центрального зала прямоугольной формы, под которым в подземной части расположен машинный зал эскалаторов;
  • «веерной» части (тамбур для входа пассажиров) и лоджии с колоннадой и служебными помещениями в уровне второго этажа;
  • тамбура для выхода пассажиров прямоугольной формы в плане, вынесенного за пределы основного объёма здания.

По периметру центрального зала имеются помещения служебного назначения, имеющие высоту одного-двух этажей.

Центральный зал перекрыт монолитным железобетонным куполом, над которым сооружена крыша из деревянных стропильных конструкций с верхней дощатой обрешёткой и картами листовой стали. Верхние помещения в уровне второго этажа, расположенные в «веерной» части и над лоджией, имеют верхнее перекрытие (покрытие), представляющее собой монолитную железобетонную конструкцию из балок разного сечения, выступающих внутрь помещения, и монолитной плиты в верхней части балок. Покрытия имеют уклон 0,06 и 0,075, по которому устроена «мягкая» кровля: кровельный «пирог» из шлака, стяжки и слоев рубероида.

Стены надземной части вестибюля выполнены из кирпичной кладки на цементно-песчаном растворе. Кирпич керамический или силикатный. Толщина кладки стен с учётом облицовок с наружной и внутренней сторон: на уровне 1 этажа — 690—900 мм; на уровне 2 этажа — 690—780 мм. Подземная часть стен и фундаменты — из монолитного железобетона толщиной 800—900 мм (без учёта подошвы).

Прямоугольный основной объём вестибюля имеет габариты по наружному контуру стен 21,32 × 20,99 м. Тамбур для выхода пассажиров, пристроенный к основному объёму вестибюля в 1943 году, имеет габариты по наружной облицовке 10,33 × 2,37 м.

К зданию вестибюля примыкает прямоугольная в плане одноэтажная пристройка, сооружённая над сопряжением машинного зала и наклонным ходом, которая в настоящее время эксплуатируется как помещение складского назначения. Габариты по наружному контуру 11,88 × 10,48 м. Стены из кирпичной кладки. Перекрытие (покрытие) балочное из монолитного железобетона. Кровля мягкая из рулонного рубероида с разуклонкой в две стороны i=0,003.

Машинный зал расположен не под всем контуром здания: габариты его основного помещения по внутреннему контуру стен составляют 21,99 × 13,31 м. Одна из стен выступает за контур наземного вестибюля. К основному помещению машинного зала примыкают санитарно-бытовые помещения, выступающие в плане за контур наземных конструкций вестибюля. Стены машинного зала выполнены из монолитного железобетона толщиной 800—900 мм. Под всей площадью машинного зала устроена фундаментная плита мощностью до 1000 мм.

Непосредственно к машинному залу примыкает помещение вентиляторов тепловой завесы входов-выходов вестибюля и вентиляции машинного зала. Габариты основного помещения по внутреннему контуру стен — 9,75 × 7 м. Непосредственное сообщение с машинным залом отсутствует, вход в помещение осуществляется через отдельный лестничный марш и проход, устроенный в стене заднего фасада вестибюля. Часть помещения вентиляторной расположена под надземными помещениями вестибюля, часть вынесена за контур здания под благоустроенной территорией, прилегающей к вестибюлю.

Название

Названа в честь видного революционного деятеля Николая Эрнестовича Баумана (1873—1905).

Проектные названия

«Разгуляй», «Спартаковская».

Проект переименования

«Елохово» (1992).

Выход в город

  • На Бауманскую улицу.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Оформление станции посвящено теме единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Пилоны станционного зала облицованы розовым мрамором «газган». На каждом пилоне имеются по два выступа из полированного красного порфира. В нишах на пьедесталах установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Торцевую стену центрального зала украшает мозаичный портрет В. И. Ленина на фоне развевающихся знамён. Путевые стены покрыты серым и чёрным мрамором. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Пол зала выложен серым, чёрным и красным гранитом.

Наземный вестибюль выполнен в виде классического портала с высокой колоннадой, облицованной тёмно-серым гранитом Клюевского месторождения. Фасады здания облицованы натуральным розовым туфом (рядовые размеры блоков — 40×30×15 см). Над входной группой расположены рельефные изображения панорамы Красной площади и солдаты различных видов войск. Интерьеры вестибюля облицованы светлым мрамором «газган». В 1960-х годах фасад вестибюля был переоблицован керамической плиткой. Арка эскалаторного тоннеля украшена мозаичным панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович, 1947) и высеченной цитатой И. В. Сталина об армии. Его подпись была убрана после развенчания культа личности. Композиция панно состоит из центрально расположенной надписью под позолоту «Слава Советской Армии», геральдического изображения ордена Победы и развевающихся красных знамён военных частей, участвовавших в Великой Отечественной войне. В вестибюле у выхода установлен бюст Н. Э. Баумана работы А. П. Шлыкова.

Архиектор Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально — в древнеримском стиле, наполнив её классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира». Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Интересные факты

До 2015 года на мраморной стене станции «Бауманская» находилась вырезанная вручную странная надпись. Она располагалась около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 м. Надпись содержала 2 даты, разделённые чёрточкой и записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: в начале идут первые 2 цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние 2 цифры года. Даты следующие: 14.11.1946—15.12.1954. Надпись была вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина около 8 см, высота около 1,5 см. Происхождение неизвестно. В ходе реконструкции станции в 2015 года, в результате шлифовки мрамора, надпись исчезла.

Фотогалерея

  • Центральный зал

  • Центральный зал

  • Центральный зал

  • Центральный зал

  • Центральный зал

  • Проход между пилонами

  • Вентиляционная решётка

  • Название станции на путевой стене

  • Мозаика с В. И. Лениным

  • Памятная доска к 75-летию

  • Транспарант об истории станции

Скульптуры у пилонов

  • Метростроевка

  • Красноармеец со знаменем

  • Красноармеец в маскировочном халате

wiki.nashtransport.ru

Бауманская (станция метро) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску
«Бауманская»

Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен

Перронный зал ст. Бауманская
Район Басманный
Округ ЦАО
Дата открытия 18 января 1944 года
Проектное название «Спартаковская», «Разгуляй»
Проекты переименования «Елохово» (1992 год)
Тип пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 32,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Б. М. Иофан[1]
Архитекторы вестибюлей Б. М. Иофан
Ю. П. Зенкевич
В. В. Пелевин[1]
Скульпторы В. А. Андреев, О. А. Андреева, С. В. Кольцов
Художники А. Т. Иванов
Инженеры‑конструкторы Б. М. Прикот
Б. В. Грейц
Выход к улицам Бауманская улица
Наземный транспорт А: м3, 387, 425, 440, Т25, Т88, Н3; Тб: 22 Тм: 37, 45, 50, Б
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 047
Соседние станции Курская и Электрозаводская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Бауманская» на Викискладе

wikipedia.green

Обновлённая станция метро «Бауманская» — The Village

В четверг, 24 декабря, станция метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии заново открылась для пассажиров после реконструкции. Станция не работала с 8 февраля, и москвичи почти год были вынуждены пользоваться трамваями и бесплатными автобусами от «Курской», для которых на Садовом кольце организовали специальную выделенную полосу. Ранее планировалось, что станцию откроют только 8 января 2016 года, но работы удалось закончить раньше.

За это время на «Бауманской» полностью заменили эскалаторы, которые работали здесь ещё с 1940-х, — теперь они принадлежат Музею Московского метрополитена. Также на станции частично обновили вестибюль и залы внизу. The Village побывал на станции и изучил, как она изменилась снаружи и внутри.

У открывшихся в полдень дверей пассажиров встречают новогодние гирлянды и искусственные деревья — вроде тех, которые ставят у суши-баров. Рядом с одним из них сотрудница Центра обеспечения мобильности пассажиров периодически включает повторяющуюся по громкоговорителю запись об изменениях в движении наземного транспорта. На первый взгляд изменения незаметны: на остановках по-прежнему высаживают пассажиров бесплатные автобусы от метро «Курская», а по рельсам едут те же трамваи.

Внутри на станции установили новые турникеты, а вместо трёх эскалаторов поставили четыре, что должно увеличить пропускную способность вестибюля. Кроме того, в новых эскалаторах предусмотрена возможность автоматической остановки в случае внештатной ситуации.

Внизу — новые гермоворота и информационные табло. Причём вместо табличек с перечислением остановок по обеим сторонам платформы разместили стенды с названиями конечных станций следования. В проёмах вестибюль заново облицован мрамором, залу возвращена когда-то утраченная люстра, а отдельные архитектурные элементы отреставрированы и отполированы. Поскольку станция является памятником истории и архитектуры федерального значения, в остальном сохранён её прежний облик.

www.the-village.ru

Бауманская (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°46′20″ с. ш. 37°40′44″ в. д. / 55.772361° с. ш. 37.679028° в. д. / 55.772361; 37.679028 (G) (O) (Я)

«Ба́уманская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (третья очередь строительства). Название получила в честь Н. Э. Баумана.

8 февраля 2015 года «Бауманская» была закрыта на капитальный ремонт приблизительно на 11 месяцев[2], 24 декабря 2015 года станция была вновь открыта, но уже с увеличенной пропускной способностью: на ней были заменены все эскалаторы, их количество было увеличено с трёх до четырёх[3][4], а количество турникетных линий увеличилось вдвое[5].

История проектирования станции «Бауманская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Спартаковская площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводская», «Семёновская площадь», «Мироновская улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году[6].

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская» 18 января 1944 года[6].

В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести хорду Химки — Жулебино[7]. В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Елохово», однако он не был осуществлён[1]. Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[8], который призван разгрузить Кольцевую линию[9]. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской»[10].

Архитектура и оформление[править]

Вестибюль[править]

Наземный вестибюль выполнен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами[11] и облицован мрамором «газган» изнутри и керамической плиткой снаружи, переоблицованый в 60-ые годы. На фасаде над сводчатыми дверьми расположены рельефные изображения панорамы Красной площади и солдат разных видов войск[12]. В вестибюле расположены кассы, а также вход и выход, разнесённые по разным стенам. У выхода на высоком гранитном постаменте установлен бюст Н. Э. Баумана (скульптор А. П. Шлыков). Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович), а над ним высечена цитата И. В. Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». Его подпись была убрана после развенчания «культа личности»[13]. Планировалось, что после реконструкции утраченная подпись «И.Сталин» вернётся, но в сентябре 2015 года появилась информация о том, что подпись Сталина не вернут на обновлённую станцию, так как на момент принятия под охрану цитата была лишена подписи в связи с осуждением «культа личности»[14].

Станционные залы[править]

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально — её оформление должно было быть посвящено восстанию Спартака. Эта тема развивалась бы с помощью скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами между пилонов планировалось нанести цитаты, посвящённые этому событию[11]. Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Пилоны облицованы белым мрамором «газган». На пилонах со стороны центрального зала есть вставки из красного шокшинского кварцита[15], между которыми установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены облицованы серым и чёрным мрамором.

В торце станции сооружён аванзал, в котором пилоны отличаются от пилонов центрального зала. Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году кусок знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем Ленина, где его взор направлен уже в другую сторону[11]. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде.

Надпись на стене

На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: в начале идут первые две цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние две цифры года. После обеих дат стоит сокращение «г.». Даты следующие: 14.XI.1946 — 15.XII.1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина составляет около 8 сантиметров, высота составляет около 1,5 сантиметра. Происхождение неизвестно. Ныне надпись замазана[источник не указан 892 дня].

Эскалаторы[править]

4 эскалатора на станции (28 декабря 2015 года)

На станции до 2015 года работали самые старые на тот момент эскалаторы Московского метро — три эскалатора типа Н-40-III, установленные в 1944 году[16]. Они были самыми старыми действующими тоннельными эскалаторами в мире. Замена эскалаторов планировалась ещё с конца 2000-х, но так и не была реализована из-за постоянно менявшихся планов по строительству второго вестибюля станции[17][18]. В сентябре 2014 года стало известно, что «Бауманскую» закроют целиком на одногодичный капремонт с 8 февраля 2015 года. Ранее эскалаторы закрывали по одному на техпроверку и ремонт каждые полгода. 24 декабря 2015 года станция Бауманская была вновь открыта. Все эскалаторы на станции были заменены на машины нового поколения, а их количество было увеличено с трёх до четырёх.

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 047[1].
  • Глубина заложения станции — 32,5 метра (глубокое заложение).
  • Высота над уровнем моря составляет 110 метров
  • Пикет ПК053+63,3[19].
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 72 420 человек[20]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 78 000 человек, по выходу — 78 300 человек[21]. Одна из самых загруженных станций московского метро: у неё лишь один выход с изношенным эскалатором, центральный зал короткий, в результате на платформе в час пик возникает давка. Исключительная загруженность в час пик связана во многом с изобилием вузов в районе станции, в частности МГТУ им. Баумана. Удалённость от станций Курская и Электрозаводская была причиной того, что перегруженную станцию длительное время не закрывали на ремонт для замены эскалаторов и обходились постоянным ремонтом[источник не указан 1210 дней].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[22].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[23]:

Станция метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Выход в город на Бауманскую улицу.

Наземный общественный транспорт[править]

Станция «Бауманская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[24]:

  • Остановка «Метро «Бауманская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются трамваи № 37, 45, 50 и Б.
  • Остановка «Бакунинская улица» находится на Бакунинской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22, 25, 45, 88.

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[25][26][27]

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
трол. № 22«Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая16-я Парковая улицаКомсомольская площадь
Автобус Т25 (бывш. трол. № 25)«Электрозаводская», «Китай-город», «Лубянка», «Кузнецкий мост»Проспект БудённогоЛубянская площадь
трол. № 45«Электрозаводская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная»Проспект Будённого4-я Кабельная улица
тролл. № 88«Электрозаводская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцеваяПроспект БудённогоКомсомольская площадь
трам. № 37«Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая, «Красносельская»НовогиреевоКаланчёвская улица
трам. № 45«Красносельская», «Сокольники»Новоконная площадьСокольническая застава
трам. № 50«Авиамоторная», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая,Проезд ЭнтузиастовКаланчёвская улица

Непостроенный второй выход[править]

В 2012 году на станции планировалась постройка второго вестибюля с независимым выходом из восточного торца. 24 февраля 2012 года рабочая группа комиссии правительства Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовала к сносу 13 строений для возведения второго вестибюля станции «Бауманская»[28]. 14 марта 2012 года прошёл конкурс по разработке проекта планировки второго выхода станции. В проекте было определено точное место размещения вестибюля и выходов станции, внесены предложения по корректировке маршрутов наземного пассажирского транспорта[29]. Согласно проекту планировки, второй вестибюль должен был быть расположен на территории ООО «Московский завод „Физприбор“» вблизи владения 14 по Бакунинской улице и соединён с центральным залом станции четырьмя эскалаторами. Выход планировалось организовать через лестничные сходы к улицам Бакунинская и Фридриха Энгельса[30].

Открытие второго выхода было запланировано на октябрь 2013 года[31]. 10 апреля 2013 года в интервью телеканалу «Москва 24» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин заявил, что второй вестибюль станции метро «Бауманская» исключён из программы строительства московского метро из-за дороговизны[32].

Станция в культуре[править]

Станция «Бауманская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Электрозаводской» и «Семёновской»[33].

  1. 1,01,11,21,3 Бауманская. Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  2. ↑ Московский метрополитен: C 8 февраля 2015 года станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии закрыта на ремонт
  3. ↑ Дом.Лента.ру: Город: Станция «Бауманская» в 2015 году будет закрыта
  4. ↑ M24.ру: Станции и линии: что и когда будут закрывать в метро в 2015 году
  5. ↑ Станция московского метро «Бауманская» открылась после реконструкции. ТАСС (24 декабря 2015). Проверено 29 декабря 2015.
  6. 6,06,1 Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  7. ↑ От скоростных хорд до мини-метро. metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  8. ↑ Власти Москвы утвердили план развития столичного метро с 2012 года. РИА Новости. Проверено 8 января 2011 года. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  9. ↑ Третий пересадочный контур метро разгрузит Кольцевую ветку на 20%. РИА Новости. Проверено 8 января 2011 года. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  10. ↑ Третий пересадочный контур. Метрострой. Проверено 14 августа 2012. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012.
  11. 11,011,111,2 Зиновьев, 2011, с. 128
  12. ↑ Наумов, 2010, с. 195
  13. ↑ Зиновьев, 2011, с. 129
  14. ↑ Надпись «И.Сталин» не вернут на стену станции метро «Бауманская»
  15. Сайт Дилетант
  16. ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  17. ↑ Постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2011 г. N 40-ПП «О финансировании проектирования и строительства вновь начинаемых объектов Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2011 год»
  18. ↑ Инвестиционная программа(недоступная ссылка — история). Департамент экономической политики и развития города Москвы. Проверено 25 марта 2011. Архивировано из первоисточника 7 октября 2008.
  19. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2011. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  20. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  21. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 26 апреля 2012 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  22. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  23. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  24. ↑ Метро «Курская» на Яндекс.Картах. Яндекс. Проверено 10 июня 2012.
  25. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  26. ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 7 ноября 2010 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  27. ↑ Станция метро «Войковская». Справочник маршрутной сети города Москвы. Проверено 8 декабря 2011 года. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  28. ↑ Власти Москвы снесут более десятка зданий для строительства вестибюля станции метро «Бауманская» — Газета.Ru | Новости дня
  29. ↑ В Москве будет разработан проект планировки второго выхода станции метро «Бауманская». — Новости дня — РосБизнесКонсалтинг
  30. ↑ Проект планировки линейного объекта — второй выход станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии метрополитена. Метрострой. Проверено 14 августа 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  31. ↑ Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г.. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  32. ↑ У станции метро «Бауманская» второго вестибюля не будет. Интерфакс (10 апреля 2012).
  33. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

www.wikiznanie.ru

Бауманская (станция метро)

28 сентября 2015

Оглавление:
1. Бауманская (станция метро)
2. Станция в цифрах
3. Интересные факты
4. Перспективы

Станция «Бауманская»
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен

Координаты: 55°46′20.5″ с. ш. 37°40′44.5″ в. д. / 55.772361° с. ш. 37.679028° в. д.  55.772361, 37.679028

Дата открытия18 января 1944
Прежние названия«Спартаковская», «Разгуляй»
Проекты переименования«Елохово»
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Количество платформ1
Тип платформостровная
Форма платформпрямая
АрхитекторыБ. М. Иофан
Архитекторы вестибюлейБ. М. Иофан
Ю. П. Зенкевич
В. В. Пелевин
Инженеры-конструкторыБ. М. Прикот
Б. В. Грейц
Выход к улицамБауманская улица
Наземный транспортТб 22, 25, 45, 88; Тм 37, 45, 50
Работающие операторы
сотовой связи
МТС, Билайн
Код станции047
Бауманская на Викискладе
Арбатско-Покровская линия

условные обозначения

станция Арбатско-Покровской линии Московского метро, расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская».

Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Архитекторы: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич. Название получила в честь Н. Э. Баумана.

Просмотров: 3785

www.opklare.ru

Бауманская (станция метро)

Станция «Бауманская»
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Дата открытия18 января 1944
Прежние названияСпартаковская, Разгуляй (проектные)
Проекты переименованияЕлохово (1992)
ТипПилонная трёхсводчатая глубокого заложения
АрхитекторыБ. М. Иофан
Архитекторы вестибюлейБ. М. Иофан
Ю. П. Зенкевич
В. В. Пелевин
Инженеры-конструкторыБ. М. Прикот
Б. В. Грейц
Выход к улицамБауманская ул.
Работающие операторы
сотовой связи
Код станции047

«Ба́уманская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метро, расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская».

Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») (третья очередь строительства). Архитекторы: Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич. Название получила в честь Н. Э. Баумана.

Станция в цифрах

На станции один (западный) вестибюль. Глубина залегания станции — 32,5 метра. Высота над уровнем моря 110 м. Пикет ПК053+63,3. Ежедневный пассажиропоток составляет 78 160 чел (по данным на 2002 год). С сентября 2006 года на станции работает оператор сотовой связи «МТС».

Техническая характеристика

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала 9,5 м, боковых залов — 8,5 м.

Оформление

Пилоны облицованы белым мрамором «газган». На пилонах со стороны центрального зала есть вставки из красного порфира, между которыми установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены облицованы серым и чёрным мрамором. Торцевая стена центрального зала украшена мозаичным портретом В. И. Ленина на фоне развевающихся знамён. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде.

Наземный вестибюль выполнен в виде павильона сложной формы и облицован мрамором «газган» изнутри, керамической плиткой снаружи. Внутри вестибюля у выхода установлен бюст Н. Э. Баумана (скульптор А. П. Шлыков). Над эскалаторным ходом располагается мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович). В 60-е гг. фасад вестибюля был заново облицован керамической плиткой.

Интересные факты

На мраморной стене станции Бауманская вручную вырезана таинственная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону Щёлковской, под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой. Даты записаны так, как их иногда пишут на надгробиях: вначале идут первые две цифры года, месяц римскими цифрами, а затем последние две цифры года. Даты следующие: 14/11/1946 — 15/12/1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина — в районе 8 см. Высота — около 1,5 см. Происхождение надписи неизвестно. Подробнее см. Сайт, посвящённый раследованию происхождения этой надписи.

Перспективы

На 2010 год запланировано строительство второго выхода (на Спартаковскую площадь). В ближайшие годы требуют замены выработавшие ресурс эскалаторы, но, в отличие от «Семёновской» и «Электрозаводской», второй выход, по-видимому, будет построен до закрытия первого, что позволит избежать закрытия сильно загруженной станции.

См. также

Ссылки

mediaknowledge.ru

Бауманская (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°46′20″ с. ш. 37°40′44″ в. д. / 55.772361° с. ш. 37.679028° в. д. / 55.772361; 37.679028 (G) (O) (Я)

«Ба́уманская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (третья очередь строительства). Название получила в честь Н. Э. Баумана.

8 февраля 2015 года «Бауманская» была закрыта на капитальный ремонт приблизительно на 11 месяцев[2], 24 декабря 2015 года станция была вновь открыта, но уже с увеличенной пропускной способностью: на ней были заменены все эскалаторы, их количество было увеличено с трёх до четырёх[3][4], а количество турникетных линий увеличилось вдвое[5].

История проектирования станции «Бауманская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Спартаковская площадь», «Переведеновский переулок», «Электрозаводская», «Семёновская площадь», «Мироновская улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский переулок» переименовали в «Бакунинскую улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская площадь» и «Мироновская улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году[6].

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Строительство было возобновлено в мае 1943 года. «Спартаковская» была переименована в «Бауманскую» и открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская» 18 января 1944 года[6].

В 1989 году по новому проекту хордовых линий через «Бауманскую» планировалось провести хорду Химки — Жулебино[7]. В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Елохово», однако он не был осуществлён[1]. Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[8], который призван разгрузить Кольцевую линию[9]. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской»[10].

Архитектура и оформление[править]

Вестибюль[править]

Наземный вестибюль выполнен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами[11] и облицован мрамором «газган» изнутри и керамической плиткой снаружи, переоблицованый в 60-ые годы. На фасаде над сводчатыми дверьми расположены рельефные изображения панорамы Красной площади и солдат разных видов войск[12]. В вестибюле расположены кассы, а также вход и выход, разнесённые по разным стенам. У выхода на высоком гранитном постаменте установлен бюст Н. Э. Баумана (скульптор А. П. Шлыков). Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович), а над ним высечена цитата И. В. Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь». Его подпись была убрана после развенчания «культа личности»[13]. Планировалось, что после реконструкции утраченная подпись «И.Сталин» вернётся, но в сентябре 2015 года появилась информация о том, что подпись Сталина не вернут на обновлённую станцию, так как на момент принятия под охрану цитата была лишена подписи в связи с осуждением «культа личности»[14].

Станционные залы[править]

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Б. М. Иофан в своём первоначальном проекте станции «Спартаковская» трактовал название станции буквально — её оформление должно было быть посвящено восстанию Спартака. Эта тема развивалась бы с помощью скульптур, установленных около пилонов в нишах, а над проходами между пилонов планировалось нанести цитаты, посвящённые этому событию[11]. Этот проект и был реализован, но на место гладиаторов встали статуи современников.

Пилоны облицованы белым мрамором «газган». На пилонах со стороны центрального зала есть вставки из красного шокшинского кварцита[15], между которыми установлены скульптуры защитников Родины и тружеников тыла во времена Великой Отечественной войны (скульптор В. А. Андреев). Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Путевые стены облицованы серым и чёрным мрамором.

В торце станции сооружён аванзал, в котором пилоны отличаются от пилонов центрального зала. Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году кусок знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем Ленина, где его взор направлен уже в другую сторону[11]. Вентиляционные отверстия скрыты фигурными бронзовыми и мраморными решётками. Светильники в центральном зале располагаются за широкими карнизами в 4 ряда — непосредственно над пилонами и на своде.

Надпись на стене

На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: в начале идут первые две цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние две цифры года. После обеих дат стоит сокращение «г.». Даты следующие: 14.XI.1946 — 15.XII.1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко. Длина составляет около 8 сантиметров, высота составляет около 1,5 сантиметра. Происхождение неизвестно. Ныне надпись замазана[источник не указан 892 дня].

Эскалаторы[править]

4 эскалатора на станции (28 декабря 2015 года)

На станции до 2015 года работали самые старые на тот момент эскалаторы Московского метро — три эскалатора типа Н-40-III, установленные в 1944 году[16]. Они были самыми старыми действующими тоннельными эскалаторами в мире. Замена эскалаторов планировалась ещё с конца 2000-х, но так и не была реализована из-за постоянно менявшихся планов по строительству второго вестибюля станции[17][18]. В сентябре 2014 года стало известно, что «Бауманскую» закроют целиком на одногодичный капремонт с 8 февраля 2015 года. Ранее эскалаторы закрывали по одному на техпроверку и ремонт каждые полгода. 24 декабря 2015 года станция Бауманская была вновь открыта. Все эскалаторы на станции были заменены на машины нового поколения, а их количество было увеличено с трёх до четырёх.

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 047[1].
  • Глубина заложения станции — 32,5 метра (глубокое заложение).
  • Высота над уровнем моря составляет 110 метров
  • Пикет ПК053+63,3[19].
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 72 420 человек[20]. Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 78 000 человек, по выходу — 78 300 человек[21]. Одна из самых загруженных станций московского метро: у неё лишь один выход с изношенным эскалатором, центральный зал короткий, в результате на платформе в час пик возникает давка. Исключительная загруженность в час пик связана во многом с изобилием вузов в районе станции, в частности МГТУ им. Баумана. Удалённость от станций Курская и Электрозаводская была причиной того, что перегруженную станцию длительное время не закрывали на ремонт для замены эскалаторов и обходились постоянным ремонтом[источник не указан 1210 дней].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[22].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[23]:

Станция метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Электрозаводская» и «Курская». Выход в город на Бауманскую улицу.

Наземный общественный транспорт[править]

Станция «Бауманская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[24]:

  • Остановка «Метро «Бауманская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются трамваи № 37, 45, 50 и Б.
  • Остановка «Бакунинская улица» находится на Бакунинской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22, 25, 45, 88.

Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[25][26][27]

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
трол. № 22«Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Электрозаводская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая16-я Парковая улицаКомсомольская площадь
Автобус Т25 (бывш. трол. № 25)«Электрозаводская», «Китай-город», «Лубянка», «Кузнецкий мост»Проспект БудённогоЛубянская площадь
трол. № 45«Электрозаводская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная»Проспект Будённого4-я Кабельная улица
тролл. № 88«Электрозаводская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцеваяПроспект БудённогоКомсомольская площадь
трам. № 37«Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая, «Красносельская»НовогиреевоКаланчёвская улица
трам. № 45«Красносельская», «Сокольники»Новоконная площадьСокольническая застава
трам. № 50«Авиамоторная», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая,Проезд ЭнтузиастовКаланчёвская улица

Непостроенный второй выход[править]

В 2012 году на станции планировалась постройка второго вестибюля с независимым выходом из восточного торца. 24 февраля 2012 года рабочая группа комиссии правительства Москвы по градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия рекомендовала к сносу 13 строений для возведения второго вестибюля станции «Бауманская»[28]. 14 марта 2012 года прошёл конкурс по разработке проекта планировки второго выхода станции. В проекте было определено точное место размещения вестибюля и выходов станции, внесены предложения по корректировке маршрутов наземного пассажирского транспорта[29]. Согласно проекту планировки, второй вестибюль должен был быть расположен на территории ООО «Московский завод „Физприбор“» вблизи владения 14 по Бакунинской улице и соединён с центральным залом станции четырьмя эскалаторами. Выход планировалось организовать через лестничные сходы к улицам Бакунинская и Фридриха Энгельса[30].

Открытие второго выхода было запланировано на октябрь 2013 года[31]. 10 апреля 2013 года в интервью телеканалу «Москва 24» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин заявил, что второй вестибюль станции метро «Бауманская» исключён из программы строительства московского метро из-за дороговизны[32].

Станция в культуре[править]

Станция «Бауманская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Электрозаводской» и «Семёновской»[33].

  1. 1,01,11,21,3 Бауманская. Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  2. ↑ Московский метрополитен: C 8 февраля 2015 года станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии закрыта на ремонт
  3. ↑ Дом.Лента.ру: Город: Станция «Бауманская» в 2015 году будет закрыта
  4. ↑ M24.ру: Станции и линии: что и когда будут закрывать в метро в 2015 году
  5. ↑ Станция московского метро «Бауманская» открылась после реконструкции. ТАСС (24 декабря 2015). Проверено 29 декабря 2015.
  6. 6,06,1 Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  7. ↑ От скоростных хорд до мини-метро. metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  8. ↑ Власти Москвы утвердили план развития столичного метро с 2012 года. РИА Новости. Проверено 8 января 2011 года. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  9. ↑ Третий пересадочный контур метро разгрузит Кольцевую ветку на 20%. РИА Новости. Проверено 8 января 2011 года. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  10. ↑ Третий пересадочный контур. Метрострой. Проверено 14 августа 2012. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012.
  11. 11,011,111,2 Зиновьев, 2011, с. 128
  12. ↑ Наумов, 2010, с. 195
  13. ↑ Зиновьев, 2011, с. 129
  14. ↑ Надпись «И.Сталин» не вернут на стену станции метро «Бауманская»
  15. Сайт Дилетант
  16. ↑ Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 6 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
  17. ↑ Постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2011 г. N 40-ПП «О финансировании проектирования и строительства вновь начинаемых объектов Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2011 год»
  18. ↑ Инвестиционная программа(недоступная ссылка — история). Департамент экономической политики и развития города Москвы. Проверено 25 марта 2011. Архивировано из первоисточника 7 октября 2008.
  19. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2011. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  20. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  21. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 26 апреля 2012 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  22. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  23. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  24. ↑ Метро «Курская» на Яндекс.Картах. Яндекс. Проверено 10 июня 2012.
  25. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  26. ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 7 ноября 2010 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  27. ↑ Станция метро «Войковская». Справочник маршрутной сети города Москвы. Проверено 8 декабря 2011 года. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  28. ↑ Власти Москвы снесут более десятка зданий для строительства вестибюля станции метро «Бауманская» — Газета.Ru | Новости дня
  29. ↑ В Москве будет разработан проект планировки второго выхода станции метро «Бауманская». — Новости дня — РосБизнесКонсалтинг
  30. ↑ Проект планировки линейного объекта — второй выход станции «Бауманская» Арбатско-Покровской линии метрополитена. Метрострой. Проверено 14 августа 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  31. ↑ Об утверждении Перечня объектов перспективного строительства Московского метрополитена в 2012-2020 г.. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 мая 2012). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012.
  32. ↑ У станции метро «Бауманская» второго вестибюля не будет. Интерфакс (10 апреля 2012).
  33. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

www.wiki-wiki.ru