Станция метро Пушкинская | Гид по Петербургу 2019
Линия | Кировско-Выборгская |
Режим работы | 5-38 – 0-45 |
Выход в город | Площадь Витебского вокзала, Загородный проспект, Винокурцевский проезд, Подъездный переулок |
Дата начала строительства | 22 мая 1946 года |
Дата открытия | 30 апреля 1956 года |
Архитектор | Л.М. Поляков, В.А. Петров |
Особенности | Пилонная станция глубокого заложения |
Краткое описание
Пересадочная станция «Пушкинская» является составной частью первой, красной линии Питерского метрополитена и располагается между «Владимирской» и станцией «Технологический институт». Рядом с надземным павильоном «Пушкинской» находится Витебский вокзал – самый первый железнодорожный вокзал в России.
История
Первоначально станции предполагалось дать наименование «Витебский вокзал», расположенный поблизости от выхода из её вестибюля. Но поезда с этого вокзала отправлялись в сторону города Пушкин – одной из жемчужин в ожерелье пригородов Петербурга. Поэтому название станции постепенно трансформировалось в «Пушкинскую», а её внутреннее оформление стало полностью соответствовать имени и напоминать пассажирам о великом русском поэте.
История строительства
Входя в число 8 станций первой линии, «Пушкинская» имеет общие исторические корни с Ленинградским метрополитеном. История её строительства неразрывно связана с историей возникновения метростроевского движения в городе и, по большому счёту, начинается ещё в позапрошлом веке.
Первые проекты
Тема пуска поездов под землёй зрела в лучших умах Российского государства уже с начала XIX века – с 1820 года стали с завидным постоянством появляться проекты строительства этого вида транспорта.
В общей сложности историки насчитывают около десятка более – менее жизнеспособных идей: одни из них предполагали объединение всех вокзалов в одну сеть, другие рассматривали радиально – кольцевые схемы. Но все основывались на смешении эстакадного и тоннельного передвижения, а эксплуатирование эстакад в условиях Петербурга стало бы проблемой.
В итоге, ни один проект не был принят в разработку. Главное препятствие в этом – отсутствие у Российского государства тех средств, которые требовались для строительства.
Закладка метро в довоенное время
Уже после открытия Московского метрополитена в Ленинграде в 1938 году снова подняли вопрос о строительстве метро. Была проделана огромная проектная работа, создан «Стройпроект №5», который должен был вести строительные работы, начальником метростроя утверждён И.Г. Зубков.
В феврале 1941 года все спроектированные площадки приступили к выполнению заданий, в апреле закончен первый этап – заложены шахты 34 основных стволов. Апрель 1941 года считается датой закладки первых 8 станций Ленинградского метрополитена, в число которых входила и «Пушкинская» станция. Сдача первой ветки планировалась в конце 1942 года.
Война прервала строительство, все шахты были затоплены, чтобы предотвратить их обрушение.
Послевоенное строительство
Только в 1946 году город смог вернуться к строительству метро. В первую линию вошли 8 станций, в том числе и «Пушкинская». В конце мая были начаты работы.
В 1949 году на помощь метростроителям прибыл изготовленный в Ленинграде тоннельный щит. Одновременно проходило три конкурса на лучшие проекты оформления станций. Для проектов «Пушкинской» и «Владимирской» станций конкурс был объявлен отдельно.
Проект «Пушкинской» станции первоначально предусматривал оформление, посвящённое железной дороге, но вскоре концепция кардинально поменялась.
Пуск первых станций
Метрополитен Ленинграда официально оформлен декабрьским указом 1954 года.
Сдача в эксплуатацию первой линии подтверждена подписанием акта от 5 ноября 1955 года, а 15 ноября состоялись торжества по поводу пуска объекта.
По техническим причинам из 8 запланированных начали работу в срок только 7 станций – официальный пуск «Пушкинской» произошёл 30 апреля 1956 года. Проблема с вводом в строй станции «Пушкинская» произошла по причине обнаружения плывуна на месте прокладки тоннеля для подъёмных механизмов и обвала породы. Восстановительные работы заняли некоторое время.
Интерьеры и архитектурные находки
Архитектура и внутреннее убранство станции выдержано в популярных в 50-е – 60-е года XX века традициях помпезности и торжественности.
Оформление вестибюля
Отдельно стоящий павильон входа на станцию состоит из круглого вестибюля с турникетами, коридора от входных дверей, в котором расположены билетные кассы, и небольшого квадратного пространства над тоннелем спуска. Декор вестибюля – светлые мраморные стены, богатая потолочная лепнина, кессоны на сводах и расставленные повсюду светильники факельного типа. Особый акцент создаёт медальон с барельефом «солнца русской поэзии».
Структура платформы
Из верхнего фойе по одному из трёх эскалаторов пассажиры попадают в южный конец центрального холла. Оформление главной части решено в яркой пространственной манере: беломраморные пилоны, гранит пола бордового колера с чёрно – белыми окантовками, хрустальные светильники на чёрных с золотой отделкой основаниях в виде копий и щитов.
Под арками между пилонами можно попасть в боковые залы, служащие перронами отправления. Их отделка поддерживает богатство декора главного зала: светлый мрамор изящных колонн, лепнина и бело – чёрная плитка на станционных стенах, ажур вентиляционных решёток.
В центре платформы — широкая двусторонняя лестница на платформу «Звенигородской» станции.
Тема поэта
В противоположном эскалатору конце главного зала расположен памятник А.С. Пушкину, чьё имя с гордостью носит станция. Автором работы является знаменитый советский скульптор М.К. Аникушин. Оригинальная подсветка фигуры поэта и находящееся за её спиной панно кисти талантливой художницы М.А. Энгельке создают имитацию арочного выхода с платформы прямо в Царскосельский парк. У ног поэта в любое время года всегда лежат свежие цветы.
Интересные факты
- Глубина проектного заложения составляет 57 метров, а это в точности совпадает со средней глубиной залегания Питерского метрополитена. По этому показателю метро Северной Пальмиры считается глубочайшим в мире. Спуск или подъём на эскалаторе занимает 2 мин 24 сек.
- Только эта станция спроектирована столичным архитектором Л.М. Поляковым, все остальные – построены по проектам питерских специалистов.
- По данным специалистов, стоимость архитектурных решений и помпезная красота декора первых станций, в том числе и «Пушкинской», составляет не более 5% от стоимости всех затрат по проходке каждого нового отрезка линии метрополитена.
- Единственная станция в Питерском метро, расположенная недалеко от вокзала и не имеющая прямого в ним сообщения.
- В Питерском метрополитене можно увидеть два памятника А.С. Пушкину – на «Пушкинской» и «Чёрной речке». Такой чести удостоен только великий поэт России.
- С 1 декабря 2013 года по 6 июля 2015 года павильон входа на станцию и механизм подъёмника находились на капитальном ремонте. Приём пассажиров для следования в нужных направлениях производился через станцию «Звенигородскую».
- «Пушкинская» считается одной из красивейших станций метрополитена Санкт-Петербурга и названа выявленным объектом культурного наследия.
.
peterburg.guide
Метро Пушкинская в Москве
А
Аварийные службы
Организаций : 2
Авиакомпании
Организаций : 37
Администрации районов / округов городской власти
Организаций : 3
Администрация города / городского округа
Организаций : 8
Академии
Организаций : 29
Аэропорты
Организаций : 1
В
Военные комиссариаты / московские отделы
Организаций : 2
Воскресные школы
Организаций : 11
Г
Гаражные кооперативы
Организаций : 4
Гимназии
Организаций : 1
Городские избирательные комиссии
Организаций : 3
Городские отделения прокуратуры города
Организаций : 10
Организаций : 2
Городские, районные, арбитражные, мировые суды
Организаций : 32
Городские, федеральные, областные нотариальные палаты
Организаций : 1
Государственные архивы документов
Организаций : 3
ГРЭС / КЭС / ТЭЦ
Организаций : 2
Д
Детские городские / частные музыкальные школы
Организаций : 6
Детские сады и ясли
Организаций : 38
Детские художественные школы искусств
Организаций : 3
Дома престарелых пенсионеров
Организаций : 2
Духовные учебные заведения
Организаций : 3
Е
Единая диспетчерская служба жкх
Организаций : 27
Ж
Железнодорожные вокзалы и станции
Организаций : 5
Животноводческие фермы, комплексы, хозяйства
Организаций : 1
Жилищные управляющие компании жкх / тсж
Организаций : 126
З
Заводы / компании литейного производства
Организаций : 2
Заводы / компании нержавеющего металлопроката, стали
Организаций : 10
Заводы / компании по приёму и переработке драгоценных металлов
Организаций : 5
Заводы / компании по продаже промышленной химии и химического сырья
Организаций : 21
Заводы / компании по продаже технических газов и криогенных жидкостей
Организаций : 2
Заводы / компании по производству и продаже металлов и сплавов
Организаций : 6
Заводы / компании по производству изделий из пластмасс
Организаций : 3
Организаций : 3
Заводы, компании по производству и продаже угля
Организаций : 3
ЗАГСы регистрации брака / дворцы бракосочетания
Организаций : 1
Здания правительства
Организаций : 75
Здания представительства субъектов РФ
Организаций : 27
И
Изоляторы временного содержания
Организаций : 1
Иконописные мастерские
Организаций : 1
Инженерные службы районов
Организаций : 3
Инспекции
Организаций : 6
Институты
Организаций : 37
К
Клубы любителей / питомники домашних животных
Организаций : 2
Колледжи
Организаций : 7
Комбинаты / компании по зернопереработке
Организаций : 1
Компании в сфере теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение
Организаций : 8
Компании по аренде / обслуживанию биотуалетов
Организаций : 1
Компании по вывозу мусора
Организаций : 2
Компании по добыче полезных ископаемых
Организаций : 7
Компании по обслуживанию систем отопления, водоснабжения, канализации
Организаций : 16
Компании по поверки / калибровки измерительных приборов
Организаций : 2
Компании по продаже цветного металлопроката
Организаций : 6
Компании по продаже чёрного металлопроката
Организаций : 9
Компании по сервисному обслуживанию нефтегазодобывающих компаний
Организаций : 8
Компании по строительству, очистке, ремонту нефтяного резервуара
Организаций : 1
Компании по услуге металлообработки
Организаций : 4
Компании по уходу за пожилыми людьми
Организаций : 6
Компания по продаже нефтепродуктов, ГСМ и Газа
Организаций : 32
Конструкторские бюро
Организаций : 4
Л
Лицеи
Организаций : 4
М
Магазины / заводы производители по продаже сухих строительных смесей
Организаций : 31
Многофункциональные центры «Мои документы»
Организаций : 2
Монастыри
Организаций : 11
Музыкальные консерватории
Организаций : 7
Н
Налоговые инспекции / службы
Организаций : 2
Народные дружины
Организаций : 2
Научно-исследовательские институты
Организаций : 81
Начальные / средние образовательные школы
Организаций : 35
Нефтедобывающие и газодобывающие компании
Организаций : 17
О
Общежития
Организаций : 7
Общественные организации
Организаций : 360
Общественные пункты охраны порядка
Организаций : 15
Общественные туалеты
Организаций : 23
Органы государственного контроля и надзора
Организаций : 7
Органы законодательной власти
Организаций : 10
Отделения полиции
Организаций : 2
Отделы ветеринарно-санитарного контроля
Организаций : 1
Отделы ГИБДД
Организаций : 2
Отделы ОМВД / УМВД / ГУМВД / МВД
Организаций : 28
Отделы таможни / областные отделы
Организаций : 1
П
Паломнические поездки
Организаций : 7
Пенсионные фонды
Организаций : 3
Политические организации
Организаций : 16
Посольства / Консульства
Организаций : 67
Почтовые отделения
Организаций : 28
Приёмные депутатов
Организаций : 10
Приёмные уполномоченных по правам человека
Организаций : 5
Природоохранные организации
Организаций : 6
Приходы
Организаций : 2
Профессиональные лицеи
Организаций : 1
Пункты приёма
Организаций : 10
Р
Религиозные организации
Организаций : 7
С
Синагоги
Организаций : 1
Следственные отделы следственного комитета
Организаций : 6
Службы / отделения пожарной охраны
Организаций : 4
Службы / отделения скорой медицинской помощи
Организаций : 4
Службы / центры по отлову бездомных животных
Организаций : 1
Службы социальной защиты населения
Организаций : 12
Службы спасения / экстренного вызова
Организаций : 3
Службы судебных приставов
Организаций : 6
Службы телефона доверия, помощь
Организаций : 2
Т
Творческие коллективы
Организаций : 27
Троллейбусные депо / парки
Организаций : 1
У
Университеты
Организаций : 101
Управление ГО и ЧС
Организаций : 4
Управления / отделы федерального казначейства
Организаций : 5
Управления / отделы федеральной миграционной службы
Организаций : 3
Управления / отделы федеральной службы
Организаций : 64
Услуги благоустройство городских улиц
Организаций : 4
Услуги вывоза мусора и снега
Организаций : 1
Участковые пункты полиции
Организаций : 21
Училища
Организаций : 2
Ф
Фонды / отделы социального страхования
Организаций : 10
Х
Хоровые капеллы
Организаций : 3
Храмы / Соборы / Церкви
Организаций : 57
Ц
Центры / бюро проведение судебных экспертиз
Организаций : 33
Центры дошкольного подготовительного развития
Организаций : 55
Церковные лавки
Организаций : 36
Ч
Часовни
Организаций : 8
Частные детские сады
Организаций : 7
Ш
Школы-интернаты
Организаций : 2
metro.mwmoskva.ru
Пушкинская (станция метро, Санкт-Петербург) — Энциклопедия нашего транспорта
Линия 1 (Кировско-Выборгская) | |
---|---|
«Пушкинская» — пересадочная станция линии 1 Петербургского метрополитена.
Открыта 30 апреля 1956 года на действующем участке.
С 1 декабря 2013 года по 6 июля 2015 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию, включая замену эскалаторов ЛТ1 на ЕТК-265М производства Крюковского вагоностроительного завода.
Разработчики проекта
Архитекторы станции
Л. М. Поляков, В. А. Петров.
Архитекторы вестибюля
А. А. Грушке, А. С. Гецкин, В. П. Шувалова.
Инженер-конструктор вестибюля
С. М. Эпштейн.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Наклонный ходначинается из южного торца станции. Время поездки на эскалаторе 2 мин. 24 сек. Из-за проблем с прокладкой эскалаторного тоннеля вследствие вывала породы и обнаруженного плывуна Пушкинская была открыта позже остальных станций первой очереди. На следующий после открытия день в газете «Смена» появилась статья следующего содержания: «Бригады под руководством А. П. Пучкова смонтировали эскалатор в рекордно короткий срок — за один месяц», но о сложной проходке — ни слова.
Из центра зала начинается переход на станцию Звенигородская, который является одним из самых коротких в Петербургском метрополитене. Во время постройки пересадки в 2007—2008 годах были разобраны зонты на втором станционном пути. В переходе расположены светильники, снятые со сводов бокового зала при строительстве пересадки.
Название
Станция получила название по городу Пушкин (ранее Царское Село), названному в честь жившего там в 1811—1817 и 1831 гг. поэта, до которого отправляются поезда с Витебского (ранее Царскосельского) вокзала.
Проектное название
«Витебский вокзал» по одноименному вокзалу, который находится недалеко от вестибюля станции.
Пересадки
Выход в город
- На Загородный проспект, к Подъездному переулку и Винокурцевскому проезду.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция без путевого развития.
Художественное оформление
Памятный жетонТема оформления станции — «Пушкин — гениальный русский поэт»
«Пушкинская» с архитектурной точки зрения как две капли похожа на московскую станцию «Октябрьская» Кольцевой линии. Это единственная станция Петербургского метрополитена, которую проектировал московский архитектор. Проект Леонида Полякова был принят вне конкурса.
Подземный зал этой станции дает ощущение простора, несмотря на то, что использованные здесь пилонные конструкции несколько сужают объемы. Авторов станции «Пушкинская» вдохновлял образ великого поэта. Светлый и чистый гений Пушкина несовместим с композиционной усложненностью. Здесь всё должно быть ясно, четко, гармонично. В нишах стоят черные мраморные торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройный ствол светильника декорирован позолотой — тонкими щитами и другими отделочными деталями. Облицовка пилонов из белого мрамора, пол темно-красный, стены покрыты белоснежной сверху и черной снизу кафельной плиткой. Контраст белого с красным воспринимается как четкий, звучный аккорд. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины со знаменитых Токовских разработок.
Самый поэтический уголок зала — панно с установленной перед ним скульптурой поэта (скульптор М. К. Аникушин). Художница М. А. Энгельке изобразила на панно пейзаж Царскосельского парка. Воспроизведена поэтическая прелесть пруда у Камероновой галереи, старых аллей, воздуха, пронизанного мягким светом. Одна из ветвей, по-весеннему густая, полновесная, приближена к зрителю. На фоне пейзажа, говорящего о юности поэта, четко рисуется скульптурная фигура Пушкина. Он сидит на скамье, задумчиво уронив на колено руку с только что сорванной молодой веточкой. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Мягкие, матовые краски, подсветка, расположение отдельных частей композиции рождают ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.
Вестибюль богато украшен лепниной, а над эскалаторами находится барельеф А. С. Пушкина (скульптор М. Т. Литовченко).
«Пушкинскую» многие считают самой красивой петербургской станцией.
Фотогалерея
Центральный зал
Центральный зал
Центральный зал
Торец центрального зала
Скульптура А. С. Пушкина
Декоративная решётка
Переход на станцию «Звенигородская»
Переход на станцию «Звенигородская»
Путевая стена
Название станции на путевой стене
Технологическая дверь
Указатели ремонта вестибюля
Указатель ремонта вестибюля
Вестибюль
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Станция метро Пушкинская — Санкт-Петербург
Название станция получила благодаря близкому расположению к Витебскому вокзалу, который ранее назывался Царскосельским. Он соединяет Санкт-Петербург с городом Пушкиным. Вестибюль станции состоит из коридора, ведущему к выходу, здесь располагаются кассы. Турникеты находятся в центральном зале круглой формы. Освещение зала обеспечивать светильники, располагающиеся вдоль стен. Потолок украшен необычной лепниной. Эскалаторный подъем располагается в квадратном зале, отделенный большой аркой от круглого. В этом зале располагается медальон с изображением А.С. Пушкина скульптора М.Т. Ливченко. На потолке располагаются кессоны.
Подземная часть станции располагается на глубине 57 метров. Вначале планировалось связать оформление с Царскосельской железной дорогой, но в настоящее время художественное оформление полностью посвящено великому поэту. «Пушкинская» — одна из красивейших станции метрополитена Санкт-Петербурга, причем спроектирована она была московскими архитекторами. Пилоны станции отделаны белым мрамором, а пол – гранитом темно-красного цвета. Интересно, что гранит заказывался на Токовских разработках и доставлялся с Украины. Красный гранит украшает черно-белый узор из природного камня. В нишах расположены металлические торшеры со стеклянными чашами, они декорированы позолоченными щитами и другими отделочными деталями. В центральном зале установлена статуя великого поэта А.С. Пушкина, созданная М.К. Аникушиным, а рядом установлено панно работы М.А. Энгельке, на котором изображена часть Царскосельского парка. Благодаря необычной композиции и всем деталям зала создается ощущение легкости и спокойствия, чувствуется свобода и вольный воздух.
Интересно, что станция была сдана в эксплуатацию в ноябре 1955 года, но к тому времени не были закончены отделочные работы вестибюля, не до конца построен наклонный ход. Наземная часть станции стала доступной для пассажиров только весной 1956 года, в это же время и состоялось официальное открытие.
www.101hotels.ru
Станция метро Пушкинская — Москва
Станция метро «Пушкинская» была сдана в эксплуатацию 17 декабря 1975 года. Конструкция станции – трехсводчатая колонная глубокого заложения. Все подземные коммуникации располагаются на глубине 51 м. Архитектурные элементы были предложены Ю.В.Вдовиным и Р.В. Баженовым, а художественное оформление станции выполнено В.А. Бубновым с соавторами. Станция «Пушкинская» имеет такое название в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В соответствии с творческим замыслом авторской группы ее оформление буквально пронизано духом творчества Пушкина.
Интерьеру станции присущи легкость, изящность и возвышенность. Все внутренне убранство выполнено с использованием оттенков белого цвета. Пол платформы выложен пестрым камнем серых тонов. Своды потолков довольно высоки, а расширяющиеся в верхней части колонны придают им куполообразность. Межколонное пространство выполнено в виде арок, окантованных великолепным декором в виде пальмовых веток. Особого внимания заслуживает система освещения «Пушкинской».
Она представлена шикарными потолочными люстрами и настенными светильниками-канделябрами.
Стены станции декорированы чеканными панно, на которых изображены ключевые моменты творческой и жизненной биографии А.С. Пушкина, приведены выдержки из произведений поэта. Каждая путевая стена украшена 4-мя такими панно. Станция «Пушкинская» – крупный пересадочный узел. От нее можно перейти к поездам Серпуховско-Тимирязевской или Замоскворецкой линий. В первом случае следует воспользоваться эскалатором либо подняться по широкой лестнице и, минуя бронзовый бюст поэта, пройти к станции «Чеховская». Во втором случае необходимо найти переход в направлении «Выхино» и через длинный коридор подняться в зал станции «Тверская». Выйдя на поверхность, можно попасть на улицы Тверскую и Пушкинскую, Тверской и Страстной бульвары, к Московскому драматическому театру им. К.С. Станиславского, Музею современной истории России, храмам Рождества Пресвятой Богородицы и Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.
www.101hotels.ru
Пушкинская (станция метро, Санкт-Петербург) — это… Что такое Пушкинская (станция метро, Санкт-Петербург)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Пушкинская.Координаты: 59°55′14.48″ с. ш. 30°19′46.81″ в. д. / 59.920689° с. ш. 30.329669° в. д. (G) (O) (Я)59.920689, 30.329669
Павильон станции«Пу́шкинская» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Технологический институт» и «Владимирская».
Станция открыта 30 апреля 1956 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания».
Название связано с близостью Витебского (бывш. Царскосельского) вокзала, соединяющего Санкт-Петербург с городом Пушкин (Царское Село), где в Лицее 1811 по 1817 год жил и учился поэт (позже Пушкин жил в Царском Селе в 1831 году). В проекте станция носила название «Витебская».
Одноэтажное деревянное здание первого вокзала было возведено уже после смерти Пушкина (1837).
15 декабря 2011 года совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести «Пушкинскую» в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2], однако пока она остается выявленным объектом культурного наследия.
Наземные сооружения
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. А. Грушке, А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, инженера С. М. Эпштейна и располагается на Загородном проспекте, рядом с Витебским вокзалом. Вестибюль включает в себя:
- Коридор, идущий к дверям входа-выхода пассажиров. В нём расположены кассы станции.
- Центральный круглый зал, в нём находятся турникеты. Зал освещён светильниками, расставленными вдоль стен. Также обращают на себя внимание два киоска, декорированные в соответствии с оформлением станции. Потолок этого зала богато украшен лепниной.
- Над эскалаторным подъёмом расположен квадратный зал, отделённый от круглого большой аркой. На стене этого зала над наклонным ходом находится барельефный медальон с профильным изображением А. С. Пушкина, работы скульптора М. Т. Литовченко. Потолок зала покрыт кессонами.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в южном торце станции. Для его освещения применяются светильники, похожие на факелы. Такие светильники были распространены на станциях первой очереди.
Подземные сооружения
Статуя А. С. Пушкина в подземном зале Платформа станции«Пушкинская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 57 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В А. Петрова и Л. М. Полякова. Первоначально оформление станции планировалось связать со строительством Царскосельской железной дороги, первой в России. В окончательном проекте тематика изменилась — она целиком посвящена великому русскому поэту, и считается одной из красивейших в петербургском метро. Это единственная станция первой очереди, спроектированная не ленинградскими архитекторами, а московским архитектором Л. М. Поляковым (проект также в отличие от остальных станций принят на внеконкурсной основе).
Леонид Михайлович Поляков (ленинградец по рождению, окончивший в 1929 году ЛВХТИ (быв. Академию художеств) переехал в Москву в 1933 году в составе группы Щуко — Гельфрейха для проектирования Дворца Советов). К тому времени был автором уже трёх станций московского метро, в том числе «Калужской» (с 1961-го «Октябрьская») Кольцевой линии, с которой у «Пушкинской» совпадают даже мелкие детали оформления.
Пилоны облицованы белым мрамором, пол выстлан тёмно-красным гранитом. Гранит доставлялся в Ленинград с Украины, со знаменитых Токовских разработок. По кромке красного гранита выложен узор из чёрного и белого камня. В нишах установлены чёрные металлические торшеры с хрустальными чашами, излучающими свет. Стройные стволы светильников декорированы позолоченными стилизованными щитами, копьями и другими отделочными деталями.
В торце центрального подземного зала установлена статуя А. С. Пушкина работы М. К. Аникушина. За ней располагается панно художницы М. А. Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Панно подсвечено снизу лампами дневного света. Благодаря мягким, матовым краскам, подсветке и расположению отдельных частей композиции создаётся ощущение раздвинувшихся стен, арки, выходящей на вольный воздух.
Пол проходов на перроны выложен гранитом, вокруг которого была положена простая кафельная плитка светлого цвета.
На путевых стенах перронов плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены двери с декоративными решётками с надписью «1955» (станция была открыта в 1956 году, но решётки были сделаны аналогично соседним станциям). Станционные стены покрыты мрамором, украшены колоннами и изящными вентиляционными решётками, рисунок которых перекликается со светильниками центрального зала. Перроны освещены небольшими изящными люстрами. Две люстры сняты с потолка над перроном в месте перехода на станцию «Звенигородская» и установлены в переходе.
В 2006 году на станции проводилась замена полов.
Привязка общественного транспорта
- Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб.
- Автобусные коммерческие маршруты: № К-15, К-25, К-90, К-124, К-177, К-258, К-338, К-800, К-900.
- Трамвайные маршруты: № 16.
- Троллейбусные маршруты: № 3, 8, 15, 17.
Особенности проекта и станции
- Станция была номинально сдана в эксплуатацию 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания», но при этом был оформлен только подземный зал станции, вестибюль и наклонный ход не были построены. Они должны были быть открыты тогда же, однако из-за проблем при строительстве наклонного хода были закончены только 30 апреля 1956 года (после номинального открытия станция вновь закрылась для постройки наклонного хода с вестибюлем).
- Станция считается первым мемориалом в метро СССР[3]. Здесь был установлен первый подземный памятник. К тому же, этот памятник — не единственный памятник Пушкину в Петербургском метро (второй — на станции «Чёрная речка»).
- Длина перегона «Пушкинская» ←→ «Технологический институт» около 780 метров[4]. Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
- Единственная станция Петербургского метрополитена, которая, будучи расположенной рядом с вокзалом, не имеет выхода в здание вокзала. Чтобы попасть на Витебский вокзал, нужно выйти из вестибюля станции.
Пересадка
20 декабря 2008 года открылся переход на станцию «Звенигородская» Фрунзенско-Приморской линии. Лестница перехода расположена над путями южного направления. Линии в этом месте проходят почти параллельно, но строительство ССВ не планируется.
В начале 2013 года планируется закрытие собственного выхода со станции сроком на 12-13 месяцев для проведения ремонта наклонного хода и замены эскалаторов[5]. Для входа и выхода пассажиры будут пользоваться «Звенигородской».
См. также
Примечания
Литература
- Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения. Альбом-каталог. — СПб.:ГМИСПб, 2005. ISBN 5-902671-21-3
- Метрополитен Северной Столицы (Альбом) / Под ред. Гарюгина В. А. — СПб.: Издательство «Лики России», 1995. ISBN 5-87417-020-0
Ссылки
dic.academic.ru
Станция метро Пушкинская | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Пушкинская
Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Таганско-краснопресненская линия » ПушкинскаяРасположение
Пушкинская — одна из станций Таганско-Краснопресненской линии метрополитена Москвы. Она располагается между станциями «Кузнецкий мост» и «Баррикадная».
История станции
Первые пассажиры вошли на станцию 17 декабря 1975 года. В тот же день была открыта и соседняя станция — Кузнецкий мост. Это центральный участок, который соединил Ждановский и Краснопресненский радиусы в одну линию.
История названия
Станция названа в честь русского выдающегося поэта А.С.Пушкина, а также из-за места расположения станции — на Пушкинской площади.
Описание станции
Творцы станции выбрали общую белую цветовую гамму. Для станции характерна пушкинская тематика: на путевых стенах располагаются медные чеканки. На каждой стене есть по четыре таких чеканки. Две работы посвящены городу Москва, остальные — Санкт-Петербургу, имению Михайловское, Царскосельскому лицею, а также могиле Пушкина в Святогорском монастыре. Еще две чеканки рассказывают пассажирам метро о поэтическом таланте Пушкина. На каждой работе есть строки из стихов великого поэта.
Технические характеристики
Данная станция является трехсводчатой, колонного типа. Это станции глубокого заложения, причем, на данной линии станция «Пушкинская» — сама глубокая, ведь она расположена на глубине 51 м. На «Пушкинской» одна платформа островного типа.
Вестибюли и пересадки
Всего на станции «Пушкинская» есть два подземных вестибюля.
Западный вестибюль – общий для станций «Пушкинская» и «Тверская». Это два широких подземных зала прямоугольной формы, которые связывают двумя короткими, но широкими проходами. Между этими проходами располагаются кассы метро. Выход в город осуществляется на Тверскую улицу и в подземный переход под Тверской площадью.
Восточный вестибюль – общий для станций «Пушкинская» и «Чеховская». Это широкий подземный зал прямоугольной формы, в котором низкий подвесной потолок со световыми кессонами квадратной формы. Выход осуществляется в подземный переход, расположенный под Страстным бульваром.
Символичным является пересадочный узел, названия станций которого посвящены писателям и поэтам Пушкину, Чехову и Горькому (именно так ранее называлась станция Тверская).
Достопримечательности
От станции метро «Пушкинская» очень быстро можно добраться к нескольким популярнейшим театрам. Известный Московский государственный театр Ленком, здание которого построили еще в 1907 году в стиле «модерн», сегодня пользуется славой далеко за пределами России. Кстати, ранее в этом здании был Купеческий клуб. Также рядом со станцией работает Театр имени А. С. Пушкина, Детский музыкальный театр юного актера Драматический театр им. К. С. Станиславского. Есть здесь также много музеев и мест, где ранее проживали знаменитые деятели культуры. Около станции работает Музей-квартира А.Б.Гольденвейзера и Государственный центральный музей современной истории России.
Наземная инфраструктура
Социальная инфраструктура в данном районе широко развита и представлена образовательными учреждениями, больницами, магазинами и торговыми центрами, заведениями общественного питания. Отлично развита сфера досуга и транспортная инфраструктура. В качестве мест отдыха москвичи предпочитают рядом расположенные сквер Патриаршие Пруды и Сад Эрмитаж.
Полезные факты
Станция открывается в 5 часов 35 минут, закрывается в час ночи. На станции работают мобильные операторы Билайн, Мегафон, МТС, Скайлинк.
Интересно
«Пушкинская» является одной из наиболее сильно загруженных станций метро: каждый день через нее проходит около 400 000 человек.
Видео станции
На карте
proezdmetro.ru