Станция метро курская радиальная – Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии: russos

Содержание

Станция «Курская» Арбатско-Покровской линии: russos

Продолжим тему метро, а то давно у меня не было фотографий из нашей подземки. Сегодня у нас небольшой рассказ про станцию «Курская» Арбатско-Покровской линии.

Курская была открыта 13 марта 1938 года как вторая очередь строительства в составе всего лишь двух станций: «Курская» и «Площадь Революции». Но это позволило убрать вилочное движение по Сокольнической линии, где поезда следовали от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд», а далее разделялись. Один состав далее ехал до станции «Парк Культуры», а второй до станции «Киевская» (Сейчас это станция «Киевская» Филевской линии). Таким образом Московский метрополитен наконец-то получил две линии. Поезда стали следовать по новым тоннелям от станции «Александровский сад» до станции «Площадь Революции».

1. Поздняя ночь. Заходим через вестибюль, который встроен в первый этаж жилого дома на площади Курского вокзала. В свое время наличие этого вестибюля стало для меня открытием, так как я привык выходить через общий вестибюль с кольцевой станцией. Одно из немногих мест в московском метро, где сохранилась надпись «НЕТ ВЫХОДА».

2. Старые станции и вестибюли богаты на артефакты того времени. Например аутентичная надпись «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».

3. Небольшой эскалатор, по которому вы можете кататься совершенно бесплатно, так как турникеты находятся дальше. Из-за особенностей расположения станции под площадью, переход к выходу получился немного замысловатым. Здесь еще, наверно, сказывается и опыт проектирования станций первой очереди, где все вестибюли были извилистыми коридорами отделены от станций.

4. Промежуточный вестибюль с турникетами.

5. Аванзал перед эскалатором. Вправо проход к общему вестибюлю с кольцевой станцией. Ниша прямо вызывает вопрос, а не задел ли это на еще один выход? А вот все торговые палатки надо вывезти из метро и сжечь!

6. Знаменитый зал с колонной миллионов встреч и свиданий.

7. Аванзал перед эскалатором на радиальную станцию.

8. И его потолок. Посмотрите какая красота! Хоть иногда, находясь в метро, смотрите по сторонам.

9. Как и на всех станциях построенных до войны на Курской не было гермозатвора. Он был установлен позже. Ради этого пришлось пожертвовать одним проходом между пилонами.

10. А раньше станция начиналась вот здесь. А сейчас это предбанник перед гермоворотами. Интересно, в полукруглых нишах что-нибудь было?

11. Проект станции «Курская» и «Площадь революции» положил начало целой серии типовых трехсводчатых станций пилонного типа с диаметром всех тоннелей 9,5 метров. Только потом, в целях экономии, диаметр боковых залов уменьшили до 8,5. Эти станции известны еще как «Сталинская пилонная».

12. Пока есть возможность, снимаю станцию с поездами. Но уже скоро пройдут последние поезда, снимут напряжение на контактном рельсе и можно будет пройти в тоннель. А вот там очень и очень интересно. Но, про тоннели вокруг станции, в следующем посте. 🙂

13. Глубина станции всего лишь 30 метров. Тогда предпочитали делать станции ближе к поверхности, хотя строить часто приходилось в тяжелейших геологических условиях. Не знаю, что конкретно было тут, но на станции «Площади Революции» станционные залы проходили с заморозкой сводчатой части, так как построена она границе известняка и водонасыщенных грунтов. Могу допустить, что здесь было не проще.

14. Переход на Кольцевую лини. Интересно, в каком виде (и был ли вообще) здесь был сделан задел при строительстве станции.

15. Логично предположить, что лестницу и ходки под путями могли построить еще в 30-е года. Но подтвердить или опровергнуть я это никак не могу. А гермоворота здесь, скорее всего, тоже поставили позднее.

16. Переход.

17. И вездесущий гофр-ангар для поломоечной машины. Ну и вопрос, что было в нише?

18. Но станция мне еще с детства запомнилась этим приводом автостопа со светофором на платформе. Кажется, это единственное такое место в Московском метро.

19. Эту конструкцию пришлось городить из-за того, что сразу после портала встроили гермоворота и разместить автостоп и светофор было больше некуда.

20. Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

21. В одной из книг читал, что кессоны потолка делали на поверхности и очень много хлопот было опустить их на станцию, не повредив. Увы, не всегда это удавалось.

22. На станции уже заменены все эскалаторы.

23. К сожалению, узнать в каком году был смонтирован гермозатвор, не удалось. Дверцы по бокам — небольшие гермухи для прохода на улицу.

24. Последние поезда уже прошли и теперь из депо Измайлово поехали мотовозы.

25. Оформление станции посвящено сельскому хозяйству. Интересно, а что-нибудь было в пустых круглых нишах на путевой стене?

26. Мрамор на станции с Уфалейского месторождения.

27. Пол станции выложен гранитом с простым рисунком.

28. Колосья вы можете найти на оформлении перил перехода и на круглых решетках с светильниками.

29. И на закуску — панорама. Разглядывайте на здоровье!

.::кликабельно::.

russos.livejournal.com

Курская-радиальная (московское метро) — это… Что такое Курская-радиальная (московское метро)?


Курская-радиальная (московское метро)
Станция «Курская»
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Дата открытия 13 марта 1938
Проектное название Курский вокзал
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Архитекторы Л. М. Поляков
Инженеры-конструкторы Н. М. Комаров
Г. И. Кибардин
Выход к улицам Площадь Курского вокзала, ул. Земляной Вал
Переходы на станции «Курская», «Чкаловская»
Работающие операторы
сотовой связи
МТС, Билайн, Мегафон
Код станции 046

«Ку́рская» — станция Московского метрополитена. Станция Арбатско-Покровской линии, расположена на линии между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции».

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Архитектор: Л. М. Поляков. Название получила по Курскому вокзалу.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинской линии. Имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), который имеет два выхода. Один из них встроен в здание на ул. Земляной Вал, другой выводит на платформы Курского вокзала (второй выход был открыт одновременно со станцией Кольцевой линии). Переход на Кольцевую линию осуществляется по двум лестницам в центре зала, ведущим вниз. Переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию — по эскалаторам, построенным в ранее глухом западном торце станции (переход открыт в 1996 году).

Станция в цифрах

Глубина залегания станции — 30,7 метра. Высота над уровнем моря 110 м. Пикет ПК031+51. Ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составляет 17 750 чел., пересадочный на станцию «Курская» Кольцевой линии 30 900 чел., а пересадочный на станцию «Чкаловская» 60 400 чел.

Техническая характеристика

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала 9,5 м, боковых залов — 8,5 м.

Оформление

Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Пилоны облицованы белым с серыми прожилками мрамором. Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Потолок украшен рельефным орнаментом. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором. Светильники в центральном зале укреплены на пилонах на круглых декоративных решётках с изображением колосьев. Также зал освещается круглыми плоскими люстрами, укреплёнными на своде.

Путевое развитие

Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок.

См. также

Ссылки

Координаты: 55°45′33″ с. ш. 37°39′39″ в. д. / 55.759167° с. ш. 37.660833° в. д. (G)55.759167, 37.660833

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Курская-радиальная
  • Курская (станция метро, АПЛ)

Смотреть что такое «Курская-радиальная (московское метро)» в других словарях:

  • Курская (станция метро, Арбатско-Покровская линия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Курская. Координаты: 55°45′33″ с. ш. 37°39′39″ в.  …   Википедия

  • Курская (станция метро, Кольцевая линия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Курская. Координаты: 55°45′30″ с. ш. 37°39′33″ в. д. /  …   Википедия

  • Бауманская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бауманская. Координаты: 55°46′20.5″ с. ш. 37°40′44.5″ в. д. / 55.772361° с.& …   Википедия

  • Комсомольская (станция метро, Кольцевая линия) — Координаты: 55°46′35.35″ с. ш. 37°39′22.21″ в. д. / 55.776486° с. ш …   Википедия

  • Электрозаводская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Электрозаводская. Координаты: 55°46′55″ с. ш. 37°42′09″ в. д. /  …   Википедия

  • Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Арбатская. Координаты: 55°45′08″ с. ш …   Википедия

  • Площадь Революции (станция метро, Москва) — Координаты: 55°45′23″ с. ш. 37°37′17″ в. д. / 55.756389° с. ш. 37.621389° …   Википедия

  • Семёновская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Семёновская. Координаты: 55°46′59″ с. ш. 37°43′20″ в. д. /  …   Википедия

  • Кольцевая линия (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кольцевая линия. Кольцевая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Общественный транспорт Москвы — Городской автобус Ikarus 280 Общественный транспорт Москвы  городской и пригородный пассажирский тра …   Википедия

dic.academic.ru

Станция метро «Курская» Арбатско-покровской линии — красивые места в москве

Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии была открыта 13 марта 1938 г. и до 1944 г. была конечной. Архитектор Л. Поляков и инженеры-конструкторы Н. Комаров и Г. Кибардин создали проект станции, которая располагается диагонально по отношению к площади Курского вокзала. Эта трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения по проекту носила название «Курский вокзал», которое в итоге сократили до «Курской».

Два ряда пилонов, которые держат центральный свод, объединены общими карнизами. В каждом пилоне есть круглое вентиляционное отверстие, которое закрыто кружевной бронзовой решеткой с изображением колосьев. Позже на эти решетки укрепили бра, которые освещают мраморные скамьи, стоящие у каждого пилона. Все три свода этой станции обработаны ромбовидными кессонами. Кессоны прерываются широкими арочными полосами, «вырастающими» из пилонов. Путевые стены облицованы снизу черным мрамором, а сверху — белой керамической плиткой. Пол станции выложен серым гранитом с геометрическим рисунком из черного диабаза и красного гранита.

Основным же отделочным материалом является уральский голубовато-серый мрамор Уфалейского месторождения. Зодчий тщательно подбирал отдельные плиты этого материала, создавая игру нюансов, которая избавила оформление станции от монотонности.

Освещение станции создается подвешенными к сводам чашами из хрустального стекла в бронзовой оправе и дополнительными бра.

Интересно, что во время Великой Отечественной войны станция использовалась не только как бомбоубежище: на ней находился филиал Государственной публичной исторической библиотеки.

По проекту станция имела два выхода в город, но в итоге сооружен был только один. По нему можно попасть в круглый аванзал вестибюля с колоннадой по периметру и мощной колонной в центре. Эта колонна, украшенная затейливой лепниной, сильно расширяется кверху, создавая впечатление своеобразного «каменного цветка». Наземный вестибюль встроен в первый этаж жилого дома на площади Курского вокзала.

um.mos.ru

радиальная — это… Что такое Курская-радиальная?


Курская-радиальная
Станция «Курская»
Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен
Дата открытия 13 марта 1938
Проектное название Курский вокзал
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Архитекторы Л. М. Поляков
Инженеры-конструкторы Н. М. Комаров
Г. И. Кибардин
Выход к улицам Площадь Курского вокзала, ул. Земляной Вал
Переходы на станции «Курская», «Чкаловская»
Работающие операторы
сотовой связи
МТС, Билайн, Мегафон
Код станции 046

«Ку́рская» — станция Московского метрополитена. Станция Арбатско-Покровской линии, расположена на линии между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции».

Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Архитектор: Л. М. Поляков. Название получила по Курскому вокзалу.

Вестибюли и пересадки

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинской линии. Имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), который имеет два выхода. Один из них встроен в здание на ул. Земляной Вал, другой выводит на платформы Курского вокзала (второй выход был открыт одновременно со станцией Кольцевой линии). Переход на Кольцевую линию осуществляется по двум лестницам в центре зала, ведущим вниз. Переход был открыт в 1950 году. Переход на Люблинскую линию — по эскалаторам, построенным в ранее глухом западном торце станции (переход открыт в 1996 году).

Станция в цифрах

Глубина залегания станции — 30,7 метра. Высота над уровнем моря 110 м. Пикет ПК031+51. Ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составляет 17 750 чел., пересадочный на станцию «Курская» Кольцевой линии 30 900 чел., а пересадочный на станцию «Чкаловская» 60 400 чел.

Техническая характеристика

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала 9,5 м, боковых залов — 8,5 м.

Оформление

Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Пилоны облицованы белым с серыми прожилками мрамором. Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Потолок украшен рельефным орнаментом. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором. Светильники в центральном зале укреплены на пилонах на круглых декоративных решётках с изображением колосьев. Также зал освещается круглыми плоскими люстрами, укреплёнными на своде.

Путевое развитие

Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок.

См. также

Ссылки

Координаты: 55°45′33″ с. ш. 37°39′39″ в. д. / 55.759167° с. ш. 37.660833° в. д. (G)55.759167, 37.660833

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Курск (группа)
  • Курская-радиальная (московское метро)

Смотреть что такое «Курская-радиальная» в других словарях:

dic.academic.ru

Курская-радиальная (московское метро) Википедия

«Курская»

Арбатско-Покровская линия
Московский метрополитен

Зал станции, 1 января 2012 года
Район Басманный
Округ ЦАО
Дата открытия 13 марта 1938 года
Проектное название Курский вокзал
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 30,7
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Л. М. Поляков[1]
Инженеры‑конструкторы Н. М. Комаров
Г. И. Кибардин[1]
Переходы на станции 05 Курская
10 Чкаловская
Выход к улицам Площадь Курского Вокзала, Земляной Вал
Наземный транспорт А: 40, 78, Б; Тм: 20, 20п, 24, Б
Режим работы 5:30—1:00
станции 046, Ку
Соседние станции Площадь Революции и Бауманская

ru-wiki.ru

Курская (станция метро, Москва, Арбатско-Покровская линия)

Арбатско-Покровская линия

«Курская» — пересадочная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

Открыта 13 марта 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 031+51.

Разработчики проекта

Архитектор

Л. М. Поляков.

Инженеры-конструкторы

Н. М. Комаров, Г. И. Кибардин.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Построена по типовому проекту.

Название

Названа по одноимённому вокзалу.

Проектное название

«Курский вокзал».

Пересадки

В 1950 году был построен переход на одноимённую станцию Кольцевой линии.

В 1996 году был построен переход из западного торца станционного зала на станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Выход в город

  • На площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал.
  • К пассажирским платформам Курского вокзала:
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 2 стрелочных перевода и пошёрстный съезд.

Схема путевого развития

Художественное оформление

Пилоны облицованы белым с серыми прожилками мрамором. Пол выложен серым, чёрным и красным гранитом. Потолок украшен рельефным орнаментом. Путевые стены покрыты сверху белой глазурованной керамической плиткой, внизу — чёрным мрамором. Круглые вентиляционные отверстия закрыты декоративными решётками с изображением колосьев, на которых укреплены светильники. Также зал освещается круглыми плоскими люстрами, укреплёнными на своде.

Фотогалерея

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Палеонтология метро: станция метро Курская

Станция «Курская — кольцевая» открыта 1 января 1950 года.
Станция «Курская — радиальная» открыта 13 марта 1938 года.

В московском метро существуют две станции с названием «Курская» — на Кольцевой и Арбатско-Покровской линиях. Они соединены длинным переходом, стены которого облицованы красным мраморовидным известняком. Именно в нем встречаются окаменелости. На стенах основной части коридора красный мраморовидный известняк с окаменелостями перемежается с белым, пустым в палеонтологическом отношении камнем. А на стенах возле лестницы, ведущей на «Курскую-радиальную» облицовка красным камнем сплошная и именно там больше всего окаменелостей.

На этом снимке — колониальный коралл из коридора между станциями «Курская-кольцевая» и «Курская-радиальная». Это один из лучших образцов кораллов, обнаруженных в метро в облицовке из красного мрамора (мраморовидного известняка). Кораллы этого вида обнаружены пока только на «Курской». Хорошие коралловые рифы есть и на других станциях, но в красном мраморе их очень мало.

Брюхоногий моллюск в стене коридора, соединяющего две станции «Курская». Раковина распилена практически пополам, частично заполнена окаменевшим осадком. Видно, что раковина перевернута по отношению к положению, в котором она окаменевала. Брюхоногие моллюски — не самый распространенный вид окаменелостей в метро, так что эта раковина хорошей сохранности весьма интересна. Выше нее видна «прозрачная» раковина маленькой гастроподы и фрагмент морской лилии.

Еще один брюхоногий моллюск — гастропода. Раковина расположена в облицовке перехода-тоннеля, соединяющего станции кольцевой и радиальной линий. Тоннель отделан красным и белым мрамором, в красном камне как раз и встречаются окаменелости. Ниже раковины гастроподы на снимке видны членики морских лилий и небольшая колония кораллов.

Крупная раковина аммонита. Она частично скрыта в камне и не бросается в глаза. Только приглядевшись можно увидеть, что вокруг центральной, светлой части раковины проступает еще один оборот — видны изогнутые перегородки между камерами раковины. В одном месте заметна довольно толстая внешняя стенка большого оборота.

На этой фотографии — членики морских лилий. Морские лилии, в отличие от гастропод, очень часто встречаются в красном мраморе. Множество члеников их стеблей застыли в камне под самыми разными углами. В некоторых местах поверхность камня процентов на 30 состоит из фрагментов лилий. Некоторые членики срезаны практически идеально, некоторые только чуть-чуть просматриваются в породе. Можно разглядеть фрагменты разных видов лилий в самых разных ракурсах.

Срез ростра маленького белемнита. Таких срезов в переходе между «Курскими» несколько, некоторые из них почти круглые, другие — эллиптические, будто срезаны под углом. Получается, что все эти ростры белемнитов были расположены в породе примерно в одном и том же направлении, а при использовании камня в облицовке, его пилили и полировали тоже одинаково, так что все ростры оказались срезаны поперек. Продольный срез ростра есть на «Электрозаводской» и, судя по всему, в метро это редкость.

Небольшой колониальный коралл. Окаменелость разорвана пополам трещиной в породе. Видимо, эти трещины возникли уже в окаменевшей горной породе, а по ним проходили минерализованные растворы, осаждавшиеся на стенках. Состав раствора постепенно менялся, соответственно менялся и цвет отложениий, выпадавших из них.

На этом снимке — членик морской лилии, видимый «сверху» — хорошо видна его структура и заметна свойственная иглокожим пятилучевая симметрия. А над ним — часть стебля лилии, состоящая из нескольких члеников — они видны сбоку. Виден центральный канал в стебле этого морского животного.

Скопление различных окаменелостей. В центре — спирально-закрученная раковина гастроподы. Хорошо видно, что она заполнялась разнородным осадком — частично песком, частично — мелкими частицами, видимо, глиной. Справа видны еще две небольшие раковины гастропод (одна из них еле заметна, так как окрашена в черный цвет). Вокруг разбросаны членики стебля морской лилии. Природа белой окаменелости справа внизу не совсем понятна — либо это основание стебля криноидеи, либо фрагменты небольшого коралла.

Авторы этой фотографии Александра Кириллина и Сергей Кириллин.

www.paleometro.ru