Станция новослободская – Станция «Новослободская» — стиль ар деко

Содержание

Станция «Новослободская» — стиль ар деко

«Новослободская» – последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. Она открыта 30 января 1952 года в составе четвертой очереди строительства Московского метро – строительства Кольцевой линии.

Среди проектов для этой станции был объявлен конкурс. Тогда уже известный зодчий Душкин предложил молодому архитектору А.Ф. Стрелкову сделать совместный проект. И он принес им победу. В их конкурсном проекте было два варианта вестибюля. Архитекторы не могли решить, какой вариант лучше – в итоге решение было принято градсоветом.

«Новослободская» – пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, такая конструктивная система (использование тяжелых пилонов, а не изящных колонн) сама диктует архитекторам будущий облик – торжественно строгий и даже суровый. Но в данном случае проектировщики сумели создать легкое пространство, уводящее зрителя (то есть обычного пассажира метро) в свой сказочный мир.

Пилоны станции плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Благодаря этому пилоны зрительно растворяются в многочисленных арках витражей и арочных проходах к перонным залам. Чередование полуциркульных и килевидных завершений разного размера с латунной окантовкой создает сказочную ритмическую композицию, манящую зрителя к главному украшению – смальтовому панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно создано художником Павлом Кориным и изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. Изначально, правда, вместо этого голубя был медальон с изображением Сталина. Мозаика эта чудом сохранилась до наших дней. По указанию Хрущева решено было всю композицию демонтировать. Но её сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в «замурованном» состоянии несколько лет, пока к власти не пришел Л.И. Брежнев.

Витражи в пилонах были созданы также по эскизам Корина, но уже латвийскими мастерами. Интересно, что для этого были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов. На 32 витражах изображены цветы в вазах, сказочные растения и прекрасные птицы. В верхней части каждого витража – по медальону. Шесть из них посвящены советской интеллигенции: музыкант, агроном, географ, художник, энергетик и, конечно же, архитектор. На остальных 26 медальонах изображены замысловатые геометрические узоры.

Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку – через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по замыслу Душкина, это должна быть «станция-грот». К сожалению, при реставрации 2003 года лампы заменили на более мощные. А вот точно такие же люстры можно увидеть на станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена.

«Новослободская» имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры каннелированные.

um.mos.ru

Станция «Новослободская»: russos

Станция открылась 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» Кольцевой линии. Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Руководила строительством легендарная метростроевка — Татьяна Викторовна Федорова. Она первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя.

На тему транспорта хочу добавить, что обязательно прочитайте интервью с Максимом Лискутовым на Эхе. Он руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Рассказывает об общественном транспорте, о парковках, о выделенных полосах для ОТ, о едином билете и о многом другом.

Парковки, выделенные полосы, мегаштрафы  — это хорошо и нужно. Но мы не должны забывать о том, что проезд в общественном транспорте должен быть комфортным и удобным. Кондиционер, удобные средства оплаты не должны быть нечто из области фантастики. Самый большой фейл в этой области — это разные проездные билеты на метро и наземный ОТ. Билет должен быть един на все виды транспорта, включая электричку. Должны быть суточные билеты, билеты выходного дня и много других видов, чтобы платить за проезд было удобно и комфортно. Увы, пока этого нет.

Кстати, а что вам не хватает в метро, что бы вы изменили?

Ну а пока вернемся к Новослободской. Обои традиционно в комплекте.

1. В торце центрального зала расположено большое, во всю стену, смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно было удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

2. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков (соавтор проекта) — прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь. Но внутри вестибюль все равно круглый 🙂

3. Помимо традиционного затвора еще установлен дополнительный наверху.

4. Вентиляционная решетка.

5. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна — на Селезнёвскую.

6. Н. Губанков был тогда начальником Метростроя, а Татьяна Викторовна руководила шахтой.

7. Ремонт эскалатора.

8. Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров, типовой проект сталинской пилонной) с тремя сводами. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала — 9,5 метров.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

9. Центральный зал, как у подавляющего большинства станций кольцевой линии, короткий, что способствует очень неравномерной заполняемости вагонов.

10. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами.

11. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов, с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

12. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

13. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

14. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина.

15.  Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Он предлагал сделать витражи из уранового стекла.

16. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

17. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

18. Оформление дверцы в кабельный канал на путевой стене.

19. Мотовоз.

20. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

21. С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом. Это вызвало большой скандал в архитектурной среде, но все осталось как есть. Также при монтаже витражей была нарушена их герметичность, и они все очень быстро покрылись внутри пылью.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

22. Переход на «Менделеевскую».

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

23. При сооружении перехода произошла одна из самых крупных аварий на строительстве метрополитена. При проходе фурнели снизу вверх проходчики наткнулись на линзу с водой, которая хлынула в выработки. На поверхности возникла угроза осадки почвы, разрушения дома и прорыва газопровода. Но обошлось.

24. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия «Савёловской» в 1988 году «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

25. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

26. Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.

Обои: 1024×768 | 1280×1024 | 1280×800 | 1366×768 | 1440×900 | 1600×1200 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1200

27. Панорамы станции.

.::кликабельно::.

28. Станция «Новослободская».

.::кликабельно::.

20. ОМГ! Внезапно.

.::кликабельно::.

30.

.::кликабельно::.

31. Все витражи. По-хорошему, надо было пары выровнять и привести к общему балансу белого, но уже нету времени и сил.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

Напоминаю, что у меня есть твиттер, фейсбук, вконтакт и инстаграм!

russos.livejournal.com

Станция Новослободская московского метро


Самой красивой в московском метро считается станция Новослободская. Ее называют подземным чудом, созданным по мотивам сказки Бажова «Каменный цветок». Эта станция действительно очень красива, она имеет статус объекта культурного наследия.

Станцию Новослободскую построили в 1952 году по проекту архитектора А.Н.Душкина. Станция достаточно просторна, диаметр центрального зала составляет 9,5 метров. 16 пилонов расширяются кверху, плавно переходя в своды.

В торце зала станции находится мозаичное панно «Мир во все мире», созданное по эскизу художника П.Д.Корина. Первоначально частью композиции являлся медальон с изображением Сталина. Во времена Хрущева медальон убрали, а на этом месте появились голуби.

В отделке станции Новослободская использован мрамор различных цветов, сталь и латунь. Но самым эффектными элементами декора являются 32 витража, подсвеченных изнутри. По замыслу архитекторов станция Новослободская должна напоминать грот с приглушенным мягким светом, однако после проведенной в 2003 году реконструкции освещение станции и подсветку витражей сделали достаточно яркими.

Проект предполагал, что витражи будут объемными и их выполнят из уранового стекла. Однако, финансирование на урановое стекло не было выделено. В результате витражи были изготовлены в Латвии из стекла, использующегося для витражных окон в костелах.

Станция Новослободская кольцевой линии в 1992 году была соединена переходом со станцией Менделеевской Серпуховско-Тимирязевской линии. Серое оформление станции Менделеевская являет резкий контраст с яркими красками Новослободской.

Станция Новослободская стала последней станцией, соединенной с радиальной линией. Теперь в московском метро с любой станции кольцевой линии можно совершить переход.

Кстати, интересный факт — на кольцевой ветке при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против часовой — женский, что служит для удобства ориентирования слепых и слабовидящих пассажиров.

 


vicamilleri.com

Новослободская (станция метро) — это… Что такое Новослободская (станция метро)?

Это статья о станции метро. Об одноимённой улице см. Новослободская улица (Москва)

Координаты: 55°46′46.26″ с. ш. 37°36′04.2″ в. д. / 55.779517° с. ш. 37.601167° в. д. (G) (O) (Я)55.779517, 37.601167

«Новослободская»

Кольцевая линия

Московский метрополитен
Дата открытия:

30 января 1952 года

Район:

Тверской

Округ:

ЦАО

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

40

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

А. Н. Душкин, А. Стрелков[1]

Инженеры-конструкторы:

Б.М. Прикот, А.И. Семенов[1]

Выход к улицам:

Селезнёвская улица, Новослободская улица

Переходы на станции:

Менделеевская

Наземный транспорт:

Тб 3, 15, 47, 69; Тм 7, 19

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон[1]

Код станции:

068

«Новослободская» на Викискладе

«Новослобо́дская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская». Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина[2] и имеет статус выявленного объекта культурного наследия

[3]. Название — по одноимённой улице, в самом начале которой расположена станция[4]. Имеет переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

История

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями[5]. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская»

[5]. В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру[5]. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» — «Площадь Свердлова» — «Площадь Революции»[5].

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха»

[5]. Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года[5].

Проект станции выбирался на конкурсной основе. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР А. Н. Душкин, уже имевший опыт сооружения станций московского метро и награждённый за эту работу двумя Сталинскими премиями, предложил начинающему архитектору А. Ф. Стрелкову совместно разработать проект станции[6]. Уже тогда у Душкина появилась идея сделать «что-то сказочное, декоративное»[6]. После победы на конкурсе Стрелков в течение двух месяцев дорабатывал проект, а Душкин контролировал. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков — прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь[6].

В 1992 году был открыт переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии[1]. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия станции «Савёловская» в 1988 году станция «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.

С февраля по май[7]2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно[1]. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом[8].

Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года[9].

Архитектура и оформление

Вестибюль

Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями[10]. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия[11].

За входом расположен прямоугольный аванзал с кассами и выходом в боковой стене. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна — на Селезнёвскую. Аванзал отделён от дугообразного коридора колоннадой из круглых колонн, которые являются уменьшенными копиями уличных. В противоположных концах дугообразного коридора находятся широкие и глубокие арки для входа и выхода в эскалаторный зал. На внутренней стене коридора между арками напротив колоннады находятся декоративные колонны[12].

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. Белый купол зала пересечён частыми узкими невысокими нервюрами. В вершине купола расположена лепная розетка со звездой. По подкупольному барабану идёт широкий фриз с парадным орнаментом из рельефной лепнины[12]. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году[13].

Станционные залы

Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала — 9,5 метров.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды[14]. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверху длиннее, чем внизу. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами[14]. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения[10].

Один из витражей в центральном зале

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража[14]. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд[14]. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном[15]. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды[15]. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина[10]. По сути, архитекторы использовали ту же схему, которую Зеленин предложил при строительстве «Добрынинской» (тогда «Серпуховской»), — чередование больших и малых арочных пролётов: большие обрамляют проходы на платформу, малые образуют ниши в теле пилона[15]. Но так как современникам это показалось очень лаконичным и недостаточно торжественным, архитекторы решили закрыть ниши витражными окнами, а внутри пилонов установить лампы, имитирующие дневной свет[15]. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны[2]. Душкин предлагал сделать витражи из уранового стекла[6]. Оба архитектора хотели сделать витражи рельефными, а также, чтобы их сделала В. И. Мухина[6], работавшая над стеклянными скульптурами. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла[6]. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон[8]. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов[8].

Панно «Мир во всём мире»

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной[8]. При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби[8]. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей[10].

Подвесная люстра на станции «Новослободская»

Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки[10].

Переход на станцию «Менделеевская»

Из восточного конца зала можно осуществить пересадку на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии (переход открыт в 1992 году). Переход начинается с лестницы на мостик через платформу в сторону «Белорусской»[10]. Далее расположены переходная камера и короткий эскалатор вниз[10]. Из длинного широкого сводчатого коридора можно выйти к четырём сводчатым проходам, которые выводят на мостики и лестницы над платформой в сторону «Бульвара Дмитрия Донского»[16].

Станция в цифрах

  • Код станции — 068[1].
  • Пикет ПК145+84,5[17].
  • В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 62,7 тыс. человек[18].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[19].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[20]:

Расположение

Станция метро «Новослободская» Кольцевой линии расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Наземный вестибюль имеет выход на Селезнёвскую и Новослободскую улицы. Адрес вестибюля: Новослободская улица, дом 2[10].

Наземный общественный транспорт

Станция «Новослободская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта (все остановки носят название Метро «Новослободская»)[21]:

  • В конце Долгоруковской улицы имеется троллейбусная остановка. На ней останавливаются автобусы 3, 3к, 47;
  • На Сущёвской улице остановка машрутных автобусов. На ней останавливаются маршрутные автобусы 8м, 65м, 70м, 72м, 123м, 594м, 595м;
  • На углу Краснопролетарской улицы и Нововоротниковского переулка находится троллейбусная остановка, на которой останавливаются троллейбусы 15, 69;

Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2011 год)[22][23]

МаршрутСледует к станциям метроКонечный пункт 1Конечный пункт 2
трол. № 3«Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Трубная»Улица МилашенковаТрубная площадь
трол. № 47«Петровско-Разумовская», «Тимирязевская», «Дмитровская», «Савёловская», «Менделеевская», «Новослободская», «Маяковская»Бескудниковский переулокСамотечная площадь
трол. № 69«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»ВВЦ (южный выход)Петровские ворота
трол. № 15«ВДНХ», «Новослободская», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская», «Арбатская», «Кропоткинская»ВВЦ (южный выход)Лужнецкий проезд
трам. № 7«Улица Подбельского», «Преображенская площадь», «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»Ст. метро «Улица Подбельского»Ст. метро «Новослободская»
трам. № 19«Комсомольская», «Проспект Мира», «Менделеевская», «Новослободская»,Каланчёвская улицаСт. метро «Новослободская»

Достопримечательности и учреждения вблизи станции

  • Московский государственный университет путей сообщения — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российской Федерации. Крупнейший транспортный вуз Европы и один из старейших технических вузов России, с самой большой площадью среди образовательных учреждений. Основан в 1896 году. Адрес: улица Образцова, дом 9.

Станция в культуре

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Новослободская. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 11 марта 2012.
  2. 1 2 Душкина Т. Как рождались образы станций. metro.ru (1988). Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 30 марта 2012.
  3. Станция «Новослободская». reestr.answerpro.ru. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 26 апреля 2012.
  4. Новослободская, станция метро. Имена московских улиц. Топонимический словарь.(недоступная ссылка — история) Проверено 11 марта 2012.
  5. 1 2 3 4 5 6 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 15 ноября 2011.
  6. 1 2 3 4 5 6 Стрелков А. В душе человека должна зазвучать музыка. metro.ru (1988). Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 30 марта 2012.
  7. Кольцевая линия. Станция «Новослободская». news.metro.ru. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 29 марта 2012.
  8. 1 2 3 4 5 Чередниченко, 2010, с. 328
  9. Журналисты выяснили, какие эскалаторы метро опасны для пассажиров. NEWSmsk.com (19 апреля 2012). Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 22 апреля 2012.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 Наумов, 2010, с. 259
  11. Наземный вестибюль. reestr.answerpro.ru. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 26 апреля 2012.
  12. 1 2 Наумов, 2010, с. 260
  13. Основные характеристики эскалаторов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 6 февраля 2012.
  14. 1 2 3 4 Наумов, 2010, с. 258
  15. 1 2 3 4 Чередниченко, 2010, с. 327
  16. Наумов, 2010, с. 381
  17. Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 14 марта 2011.
  18. Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 14 марта 2011 года.
  19. Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 14 марта 2011 года.
  20. Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 января 2012 года.
  21. Метро «Новослободская» на Яндекс-картах. Яндекс.Карты. Проверено 7 февраля 2012.
  22. Маршруты. Московский троллейбус. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 11 февраля 2011 года.
  23. Список маршрутов. Московский автобус. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011. Проверено 7 ноября 2010 года.
  24. Схема проезда. РГГУ. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 30 марта 2012.
  25. Лукьяненко С. Глава 4 // Ночной Дозор. — М.: АСТ, 2006. — 186 с. — (Дозоры).
  26. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2

Литература

  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

Ссылки

  Метро   Москва   Архитектура

dic.academic.ru

Живая архитектура. Станция метро «Новослободская». Russian Architecture. Novoslobodskaya. — Russificate

Здравствуйте! Сегодня в рубрике Живая архитектура мы с вами поговорим об одной из красивейших станций Московского метро – метро “Новослободская”, находящейся на кольцевой линии метрополитена.

Your browser does not support the audio element.

Архитектор станции “Новослободкая” А.Н.Душкин.

Вестибюль станции метро “Новослободская”. Фотографии строительства станции вы можете посмотреть здесь. Пилоны станции облицованы уральским мрамором. “Визитной карточкой” станции являются 32 (тридцать два) подсвечиваемых витража, размещëнных внутри пилонов. Витражи выполнены Латвийским отделением Художественного Фонда СССР.  Стены облицованы светлым мрамором, пол выложен белыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. В торце центрального зала расположено мозаичное панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина; витражи также созданы по эскизам этого художника. Поразительно, что П.Д.Корин родился в Палехе (там, где и по сей день делают палехские шкатулки!) и происходил из семьи потомственных иконописцев. Кроме мозаик метро “Новослободская”, он изготовил мозаики для станций метро “Комсомольская” и “Смоленская”.

Примеры мозаики станции.

Автор центральной мозаики “Мир во всëм мире” П.Д.Корин.

Любопытна и история мозаики “Мир во всëм мире”. Она изображает женщину с ребенком, тянущим ручки к солнцу, только вместо солнца в верхней части мозаики размещался портрет Сталина. Некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля и считали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.- Почему она босая?! – возмущался Никита Сергеевич. – Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! После этого фигура Родины на мозаике была одета в сандалии.

Вскоре последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта Новослободской пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стеной, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала “в заточении” вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого мозаика была возвращена на станцию. Декоративную стену сломали, а в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили изображение ленты с надписью “Мир во всем мире”. Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босой – как и было первоначально задумано художником. 

Центральная мозаика станции метро “Новослободская”, “Мир во всëм мире” (П.Д.Корин).

Люстры станции метро “Новослободская”.

Задание:

1. Прочитайте биографию А.Душкина. Какие здания он построил в Москве?
2. Прочитайте биографию П.Корина. Как называются наиболее известные работы? 

(Ответы в комментариях).

Russificate ©.Learn Russian Online. Russian Architecture. Novoslobodskaya Metro Station.

Russificate. Learn Russian Online and On Skype.

Do you have questions about Russian language? Our teachers are ready to answer!

Ask them here!

learnrussianweb.net

Станция метро Новослободская | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Новослабодская

Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Кольцевая линия » Новослободская

Расположение

Метро «Новослободская» расположена между станциями «Проспект Мира» и «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

Станция была открыта 30 января 1952 года и вошла в состав участка «Белорусская» — «Курская».

История названия

В XVI-XVII веках на территории Новой Дмитровской слободы вдоль дороги на Дмитров появилась новая улица, которой дали название «Новослободская». Современная станция метро «Новослободская» располагается в начале этой улицы и названа в ее честь.

Описание станции

Станция «Новослободская» стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, который принимал активное участие в строительстве Московского метрополитена.

Схема строительства «Новослободской» такая же, как у станции «Добрынинская». Ее отличительная особенность – чередование больших и малых арочных пролетов. Разница заключается только в том, что образованные в теле пилонов ниши было решено закрыть витражами, за которыми установили светильники. Этот прием позволил «дематериализовать» тяжелые несущие конструкции и создать ощущение легкости и невесомости.

Станцию украшают 32 витража, выполненные по рисункам П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская». Каждый витраж вставлен в рамку из отчеканенной позолоченной латуни. Аналогичные латунные пояса располагаются над арочными проходами на перроны. В верхней части каждого витража находится медальон.

На шести витражах изображены представители интеллигентных профессий – агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. Все остальные витражи изображают различные геометрические орнаменты.

Торцевую стену главного зала украшает мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с младенцем на руках. До разоблачения культа Сталина его изображение находилось в верхней части панно, а к вождю протягивал руки ребенок. После прихода к власти Хрущева портрет удалили и вместо него изобразили пару парящих белых голубей.

В 2003 году на станции проводили реставрацию светильников, панно и витражей, после чего свет на станции стал более ярким, что не соответствует первоначальной задумке архитекторов, которые намеревались создать некий загадочный грот.

Цоколь пилонов обложен черным с белыми прожилками мрамором. Верх пилонов облицован прохоро-баландинским мрамором. Путевые станы тоже отделаны мрамором с труднопроизносимыми названиями: цокольная часть – «коркодино», верхняя – «коелга». Пол станции напоминает шахматную доску из черного «габбро» и серого гранита.

Технические характеристики

Станция метро «Новослободская» – трехсводчатая пилонная глубокого заложения станция (40 метров), которая имеет только одну платформу.

Вестибюли и пересадки

В 1988 году на станции был открыт подземный переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Вестибюль станции расположен на перекрестке улиц Селезневская и Новослободская. Вход в вестибюль выполнен в виде колонного портика и обложен мрамором серого цвета.

Интересно

С 6 ноября 1983 года до 1 января 1989 года станция «Новослободская» была единственной беспересадочной станцией Кольцевой линии. 

Точно такие же люстры, которые можно наблюдать на «Новослободской», установлены в Санкт-Петербурге на станции метро «Площадь Восстания».

Метро «Новослободская» встречается в кино и литературе. В фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» есть сцена, снятая на этой станции. Примерно на сороковой минуте фильма Эрик Лассард в сопровождении своего русского родственника выходит из вагона метро.

Герой романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий обменивается телами с Ольгой именно на станции «Новослободская».

Все витражи станции изготавливались в Латвии. В России просто не было мастеров, занимающихся таким видом искусства, да и стекол, собственно говоря, тоже не было. Рижские художники использовали для витражей стекла, предназначенные для костелов. Идея украшения станции витражами, которые ассоциировались у советских руководителей только с культовыми сооружениями, была очень спорной, но результат превзошел все ожидания. Москвичи восприняли витражи как картины некоего подводного сказочного царства.

План станции

Фотографии станции

Видео станции

На карте


proezdmetro.ru

Новослободская | Метропедия | FANDOM powered by Wikia

Новослободская

Открытие

30 января 1952 года

Глубина залегания, м

40

Переход на станцию

Население

~150 чел.

Первое описание:

«Новослободская» — станция Кольцевой линии Московского метрополитена. В мире Метро принадлежит Ганзе.

    Станция открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» – «Белорусская». Расположена между станциями «Белорусская» и «Проспект Мира». Имеет переход на станцию «Менделеевская».

    Станция метро «Новослободская» имеет один наземный вестибюль, находящийся на Новослободской улице. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн.

    Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями.

    «
    Изменилась Новослободская. Тут когда-то были цветные витражи, и станцию держали чуть в сумерках, чтобы стекольная живопись ярче сияла. А по-наверх витражей раньше бежала двойная окантовка золотом, выделывая округлые арки; и пол тоже был в гранитную шашку, словно пассажир вступал на драгоценную шахматную доску, подаренную русскому царю персидским шахом… Теперь был всюду один цемент.
    — «Метро 2035»
    »

    Описание Править

    К 2035 году Новослободская является тёмной станцией несмотря даже на то, что находилась под контролем Ганзы и расположена на «кольце». Одной ручной гранаты хватило бы, чтобы похоронить хрупкую и трещавшую по швам станцию.

    В романе «Метро 2035»Править

    От Проспекта Мира Артём, Гомер, Лёха и ганзейский проводник на «ганзейской маршрутке» добираются до Новослободской, где расстаются с проводником и переходят на Менделеевскую.

    metro.fandom.com