Метро-2021. Новое кольцо и станции далеко за МКАД – Москва 24, 05.09.2017
Строительство третьего пересадочного контура завершится за три-четыре года, пообещали власти Москвы. В ближайшие два года запустят поезда по северному полукольцу новой ветки метро.
Концепция станции «Петровский Парк». Фото: stroi.mos.ru
Концепция станции «Петровский Парк». Фото: stroi.mos.ru
Протяженность нового кольца составит 66,7 км, на нем будет расположено 31 станция. Кольцевая ветка пересечется 17 раз с действующими радиальными линями, с семью станциями радиальных направлений московской железной дороги и двумя станциями московского центрального кольца.
Иллюстрация: stroi.mos.ru
Третий пересадочный контур пройдет на расстоянии примерно 10 километров от Кольцевой линии метро. Северная часть нового контура от станции «Нижегородская улицы» до станции «Шелепиха» будет пролегать в пределах МЦК, а южная часть пройдут по районам, находящимся за станциями МЦК. Предполагается, что пассажиры благодаря новому кольцу смогут быстрее попадать из одной точки города в другую и экономить на поездке от 20 до 30 минут.
Первые пять станций нового кольца «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» откроют в конце этого года. В следующем году запланировано открытие станций: «Рубцовская», «Лефортово», «Авиамоторная», «Нижняя Масловка», а также «Улица народного ополчения» и «Нижние Мневники» на западе от станции «Хорошевская». А еще через год поезда пойдут от «Нижней Масловки» до станции «Рубцовская» с остановками: «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка», «Рубцовская».
Как назовут кольцо
В прошлом месяце москвичи предложили на «Активном гражданине» 47 тысяч названий для ТПК. Самым популярным вариантом стало «Большое кольцо». Оно встречается более чем в четырех тысячах ответов участников.
Самым популярным вариантом названия стало «Большое кольцо»
На втором месте – «Третье кольцо». Такой вариант предложили 1693 участника. Третье место заняла «Вторая кольцевая линия». Другие популярные варианты названия – «Вторая кольцевая», «Деловое кольцо», «Объездная», «Орбита», «Индустриальная» и «Тройка». Примечательно, что 33,64 процента участников голосования предложили сохранить за новой линией существующее рабочее название «Третий пересадочный контур».
Первый этап стройки
Участок от «Делового центра» до «Петровского парка» длиной 10,5 км строители планировали открыть еще в прошлом году, затем перенесли срок на лето этого года. Для метростроевцев этот участок оказался непростым из-за насыщенного водой грунта.
Сейчас все станции практически готовы, осталось навести последний марафет.
«Хорошёвская» станет второй станцией метро с буквой «ё» в названии
Станцию «Шелепиха» проложили на глубине 40 метров. Она будет иметь два вестибюля с выходами на Шелепихинское шоссе и к Шмитовскому проезду. Пассажиры смогут с нее пересесть на одноименную станцию МЦК, не выходя на улицу.
Концепция станции «Хорошёвская». Фото: stori.mos.ru
На станции «Хорошёвская» завершили облицовку пола, колонн и путевых стен, а также смонтировали эскалаторы. Новая станция будет расположена вдоль Хорошевского шоссе, к ней примыкают улицы Куусинена и четвертая Магистральная. Восточный вестибюль украсят художественными композициями по мотивам картин Казимира Малевича и его последователей – Родченко, Поповой и Экстер. «Хорошёвская» станет второй станцией московского метро в названии которой будет буква «ё». Первой станцией с буквой «ё» стала станция «Тропарёво» на Сокольнической линии, открытой 8 декабря 2014 года. «Хорошёвская» будет связана переходом со станцией «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии.
Концепция станции «ЦСКА» (старое название «Ходынское поле»). Фото: stori.mos.ru
Работы на «ЦСКА» завершатся осенью, обещают метростроевцы. Станцию на глубине 30 метров оформят в традиционных цветах московского футбольного клуба ЦСКА – синем и красном. Своды украсят картины, посвященные разным видам спорта, а на платформе установят бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста высотой около пяти метров. На постаментах скульптур выбьют герб ЦСКА.
Южный вестибюль станции выходит в парк «Ходынское поле», который сейчас возводят, а северный к дворцу спорта «Мегаспорт». Станция должна разгрузить другие станции метро: «Полежаевскую», «Сокол» и «Аэропорт». Предположительно, в сутки ей будут пользоваться до 120 тысяч человек, 12 тысяч человек в час пик. При желании с «ЦСКА» можно будет пересесть на станцию Зорге МЦК. Идти до нее примерно 20 минут, но планируют создать с удобный пешеходный проход.
Концепция станции «Петровский парк». Фото: stroi.mos.ru
Станция «Петровский парк» появится возле реконструируемого стадиона «Динамо». У станции будет два выхода на обе стороны Ленинградского проспекта и переход на станцию «Динамо». Цветовой фон станции будет выдержан в бело-зеленых тонах. Стены облицуют мрамором, а пол выложат гранитом. На платформе установят два ряда колонн. Ежедневно станция сможет принять 240 тысяч пассажиров, а в часы пик через нее будут проходить 24 тысячи человек в час.
Северо-восточный, второй этап
Второй участок третьего пересадочного контура длиной 12 километров включит станции: «Нижняя Масловка», «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка», «Рубцовская», «Лефортово», «Авиамоторная». В 2018 году запустят поезда с остановками на станциях: «Рубцовская», «Лефортово», «Авиамоторная», «Нижегородская», откроют также станцию «Нижняя Масловка». А через год станции «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка». Таким образом к 2019 году второй участок ТПК от «Нижней Масловки» до «Нижегородской» будет запущен полностью.
От «Петровского парка» тоннель кольца приведет на станцию «Нижняя Масловка», расположенную на глубине 64 метров прямо под Савеловским вокзалом. Ее планируют открыть в следующем году. Оба станционных тоннеля как левого, так и правого, по словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, проложены.
Концепция станции «Шереметьевская». Фото: stroi.mos.ru
В июле этого года строители начали работы на станции метро «Шереметьевская», следующей станции от «Нижней Масловки» по часовой стрелке. Ее возведут на глубине 70 метров. А располагаться она будет между четвертым и пятым проездами Марьиной Рощи. Здесь пассажиры смогут перейти на станцию «Марьина Роща» Дмитровско-Люблинской ветки. Станцию планируют оформить в стиле старинной усадьбы с эстетикой светлого фарфора и выпуклыми колоннами, облицованными гранитом.
Станция «Рубцовская» расположится вдоль Семеновской набережной и будет иметь пересадку на Казанское направление Московской железной дороги, а также на станцию метро «Электрозаводская» Арбатско-Покровской ветки. По проекту запланированы два выхода с платформы на Семеновскую набережную и к железнодорожной платформе Электрозаводская. Пассажиропоток здесь может достигать 337 тысяч человек в сутки.
Станция «Лефортово» расположится в сквере у кинотеатра «Спутник» в одноименном районе Москвы. Два выхода поведут к улице Солдатская и улице Наличная. Пользоваться станцией, по всей вероятности, будут 135 тысяч человек в день.
Сейчас на строительных площадках «Рубцовской» и «Лефортова» идет работа по выносу инженерных сетей, устройству ограждения котлованов станционного комплекса и монтажно-щитовой камеры. В ближайшее время метростроевцы проложат тоннель между двумя станциями.
Концепция станции «Стромынка». Фото: stroi.mos.ru
По всему вестибюлю «Стромынки», «колонной станции мелкого заложения», будут идти поддерживающие свод колонны. Выходы из северного вестибюля будут вести в подуличный переход под Сокольническим Валом, к парку «Сокольники» и трамвайному кольцу, а из южного вестибюля — на улицу Стромынку. Кроме того, будущая станция образует пересадочный узел со станцией «Сокольники» Сокольнической линии Московского метрополитена. Строители приступили к работам по устройству ограждающих конструкций станционного котлована станции.
В активной фазе строительства находится около 25 километров третьего пересадочного контура ТПК
Через год также планируется открыть две станции на западе контура: «Народного ополчения» и «Мневники». Они станут продолжением контура от станции «Хорошёвская» против часовой стрелки. По словам Андрея Бочкарева, сегодня в активной фазе строительства находится около 25 километров третьего пересадочного контура ТПК.
Южное полукольцо
Юго-восточная часть контура займет участок длиной 11,5 километра. Между «Каширской» и «Нижегородской» расположатся еще четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Начнется участок рядом со станцией «Каширская» под территорией музея-заповедника «Коломенское».
Тоннели пройдут под Коломенской улицей, пересекут Москву-реку и далее протянутся под улицей Гурьянова к действующей станции «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии. Затем, пересекая Курское направление Московской железной дороги, участок второго кольца метро выйдет к станции «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии. Далее линия проходит вдоль Люблинской и Газгольдерной улиц с выходом на Рязанский проспект к станции «Нижегородская улица». Расчетная нагрузка станций составит от 55 до 360 тысяч человек в сутки.
Станция «Кленовый бульвар» проектируется вдоль Коломенской улицы с учетом возможности организации пересадки из восточного торца на перспективную станцию линии метрополитена ТПК – район Бирюлево – территория ТиНАО.
В Печатниках появится вторая станция «Текстильщики»
Станция «Нагатинский Затон» расположится в одноименном районе Москвы и также вдоль Коломенской улицы. У нее будет два вестибюля с выходами на обе стороны улицы Коломенская. Станция «Печатники» проектируется севернее пересечения улицы Гурьянова к Шоссейной улице, с двумя вестибюлями и выходами к Шоссейной улице, улице Гурьянова, полиграфическому комплексу «Пушкинская площадь», проектируемой производственной и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. Она будет пересадочной со станцией «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.
В Печатниках между Шоссейной улицей и Курским направлением Московской железной дороги, появится станция «Текстильщики», пересадочная со станцией «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии. Предусмотрены два вестибюля и выходы к остановочному пункту Текстильщики Курского направления Московской железной дороги.
Концепция станции «Нижегородская улица». Фото: stroi.mos.ru
Станции «Нижегородская улица» Кожуховской линии и ТПК проектируются в одном станционном комплексе вдоль Рязанского проспекта у пересечения с Малым кольцом Московской железной дороги. У них будет один вестибюль с выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к остановочному пункту Московского центрального кольца и к проектируемой станции электричек на Горьковском направлении.
Юго-западная часть кольца
Последний участок большого кольца от станции «Каховская» до «Мневников» включит станции: «Терехово», «Можайская», «Давыдково», «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Улица Новаторов», «Воронцовская». Начать строительство станций планируется в 2019 году.
Три станции построит китайская компания
Три станции: «Аминьевское шоссе», «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект» – построит китайская компания China Railway Construction Corporation (CRCC). «Китайцев мы пригласили, потому что у нас не хватает ресурсов, к тому же это создаст конкуренцию для наших подрядчиков, они начнут работать более бойко», – сказал ранее Москве 24 Андрей Бочкарев.
Планы на 2017 год
Концепция станции «Окружная». Фото: stroi.mos.ru
До конца года метростроители пообещали сдать три станции на Люблинско-Дмитровской линии: «Окружную», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская», расположенные на участке от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской». Точную дату пуска отрезка длиной 6,1 километра для пассажиров глава департамента строительства называть отказался, обозначив лишь ориентировочное время – конец года. Тогда же можно ожидать и открытие семи станций Калининско-Солнцевской ветки: «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка».
Розовая ветка
Кожуховская линия московского метро примет первых пассажиров в конце 2018 года. Ее протяженность составит более 17 километров. На линии построят девять станций: «Авиамоторная», «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевксого», «Люберецкая», «Некрасовка». На карте метро новую радиальную линию обозначат розовым цветом. С запуском новой ветки метро станет комфортнее пассажирам, которые пользуются самой загруженной на сегодняшний день линией — Таганско-Краснопресненской.
Кожуховская линия пройдет от микрорайона Некрасовка через районы Косино-Ухтомский, Нижегородский, Выхино, Жулебино и Рязанский. Розовая ветка будет примыкать к действующей Таганско-Краснопресненской линии: они пересекутся в районе станции «Лермонтовский проспект».
Схема московского метро в 2020 году. Иллюстрация: stroi.mos.ru
После 2020 года
До конца года подготовят проект планировки Рублево-Архангельской линии метро. Она будет брать начало от станции «Шелепиха» третьего пересадочного контура. Семь станций новой линии «Шелепиха», «Улица Народного ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская» планируют построить после 2020 года. Линия пройдет от Пресненского района до района Кунцево, а также затронет территории подмосковного Красногорска. Ветку свяжут с Рижским направлением московской железной дороги.
Вопрос о строительстве ветки в Мытищи рассмотрят после 2020 года
После 2020 года метро может прийти в подмосковные Мытищи. По словам заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, вопрос о строительстве ветки в Мытищи столичные власти рассмотрят после 2020 года. Скорее всего, за пределы Москвы протянут Калужско-Рижскую линию от станции «Медведково».
Планы на 2035 год
Протяженность линии Московского метрополитена до Зеленограда может составить 45 километров. Она пойдет из центра города. Об этом говорится в документах Москомархитектуры.
После 2035 года планируется строительство линии метрополитена из центральной части Москвы в Зеленоград. Она пройдет вдоль Ленинградского шоссе, Панфиловского проспекта до станции Крюково Октябрьской железной дороги и далее в район Крюково. Общая протяженность линии должна составить 45 километров, в том числе 10 километров расположится на территории самого Зеленограда. Также здесь построят электродепо для обслуживания новой линии.
Концепция станции «Улица Новаторов». Фото: stori.mos.ru
К 2035 году две линии подземки построят в Новой Москве. Одна линия метро пройдет из центра Москвы до станции «Улица Новаторов» Третьего пересадочного контура (ТПК), оттуда линию протянут до административно-делового центра «Коммунарка» в ТиНАО, и далее она дойдет до Троицка и деревни Красная Пахра.
Еще одна новая ветка пройдет от станции ТПК «Нагатинский затон» в поселение Рязановское через аэропорт Остафьево и дотянется до деревни Тарасово.
После «Саларьево» появится четыре станции Сокольнической линии
Также построят новые станции на Сокольнической линии: после «Саларьево» появится станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Всего на присоединенных территориях построят 29 станций и 65 километров путей. Помимо этого, планируется строительство Рублево-Архангельской ветки. Новая линия будет включать в себя семь станций: «Шелепиха», «Улица Народного ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское» и «Ильинская». Линия пройдет от Пресненского района до района Кунцево, а также затронет территории подмосковного Красногорска. В городе достраивают Кожуховскую линию метро. Станции «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино» практически построены, полностью строительство Кожуховской линии планируют завершить до конца 2018 года.
Казанцева Светлана
каким будет Третий пересадочный контур метро Москвы – Москва 24, 13.03.2017
Строительство Третьего пересадочного контура в Москве ведется в полную мощь. Планируется, что первые пять станций второго кольца метро откроют уже этим летом. Что из себя представляет ТПК и когда его полностью запустят – читайте в материале m24.ru.
Что это такое
Третий пересадочный комплекс – это новая кольцевая ветка в метро. Причем это будет самая длинная линия подземки, ее общая длина составит 61 километр. Контур пройдет на расстоянии около 10 километров от Кольцевой линии.
Второе кольцо будет состоять из 30 станций, 17 из которых будут иметь пересадки на другие линии подземки, две – на Московское центральное кольцо и семь – на радиальные железные дороги. ТПК свяжет между собой все линии метрополитена, кроме Бутовской и монорельса.
Это позволит пассажирам совершать пересадки, не заезжая в центр города, и сократить время в пути. Запуск второго кольца метро поможет разгрузить центральные участки радиальных веток на 20–25 процентов.
Станции ТПК
Третий пересадочный комплекс будет состоять из 30 станций. Шесть из них уже строятся, еще 20 площадок подготавливают к строительству.
- Деловой центр;
- Шелепиха;
- Хорошевская;
- ЦСКА;
- Петровский парк;
- Нижняя Масловка;
- Шереметьевская;
- Ржевская;
- Стромынка;
- Рубцовская;
- Лефортово;
- Авиамоторная;
- Нижегородская;
- Текстильщики;
- Печатники;
- Кленовый бульвар;
- Каширская;
- Варшавская;
- Каховская;
- Севастопольский проспект;
- Воронцовская;
- Улица Новаторов;
- Проспект Вернадского;
- Мичуринский проспект;
- Аминьевское шоссе;
- Давыдково;
- Можайская;
- Терехово;
- Мневники;
- Улица Народного Ополчения.
На всех станциях северной части ТПК организуют пересадки на радиальные ветки метро: контур пройдет через «Марьину рощу» («Шереметьевская»), «Рижскую» («Ржевская») и «Сокольники» («Стромынка»). Осенью 2014 года столичные власти окончательно определились с типом движения на ТПК. Поезда будут двигаться по нему, как по кольцу.Юго-восточная часть контура займет участок длиной 11,5 километра. Между «Каширской» и «Нижегородской» расположатся еще четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Начнется участок от примыкания к станции «Каширская» под территорией музея-заповедника «Коломенское».
Тоннели пройдут под Коломенской улицей, пересекут Москву-реку и далее протянутся под улицей Гурьянова к действующей станции «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии. Затем, пересекая Курское направление Московской железной дороги, участок Второго кольца метро выйдет к станции «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии. Далее линия проходит вдоль Люблинской и Газгольдерной улиц с выходом на Рязанский проспект к станциям «Нижегородская улица».Расчетная нагрузка станций составит от 55 до 360 тысяч человек в сутки.
Станция «Кленовый бульвар» проектируется вдоль Коломенской улицы с учетом возможности организации пересадки из восточного торца на перспективную станцию линии метрополитена ТПК – район Бирюлево – территория ТиНАО.
Станция «Нагатинский Затон» расположится в одноименном районе Москвы и также вдоль Коломенской улицы. У нее будет два вестибюля с выходами на обе стороны улицы Коломенская, существующей жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта.
Станция «Печатники» проектируется севернее примыкания улицы Гурьянова к Шоссейной улице, с двумя вестибюлями и выходами к Шоссейной улице, улице Гурьянова, полиграфическому комплексу «Пушкинская площадь», проектируемой производственной и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта. Она будет пересадочной со станцией «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена.
В районе Печатники между Шоссейной улицей и Курским направлением Московской железной дороги, появится станция «Текстильщики», пересадочная со станцией «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии. Предусмотрены два вестибюля и выходы к остановочному пункту Текстильщики Курского направления Московской железной дороги.
Станции «Нижегородская улица» Кожуховской линии и ТПК проектируются в одном станционном комплексе вдоль Рязанского проспекта у пересечения с Малым кольцом Московской железной дороги. У них будет один вестибюль с выходами на обе стороны Рязанского проспекта, к остановочному пункту Московского центрального кольца и к проектируемой станции электричек на Горьковском направлении.
Ввод станций
Первые пять станций Второго кольца метро откроются этим летом. Это станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», ЦСКА и «Петровский парк». Таким образом, запустят первый участок длиной 10,5 километра.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
По словам заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, это очень сложный участок с точки зрения строительства. Основные трудности связаны с тем, что здесь очень водонасыщенные грунты.
Кроме того, в 2017 году в строй введут участки от «Петровского парка» до «Нижней Масловки» и от «Нижегородской» до «Рубцовской».
В 2018 году запустят участок от «Хорошевской» до «Каховской». А в 2019 году поезда поедут от «Каширской» до «Нижегородской» и от «Нижней Масловки» до «Рубцовской», а значит, кольцо замкнется полностью.
Сюжет: Удобный город: все, что нужно знать
www.m24.ru
Новое кольцо и как будет развиваться метро
МЦК, Третий пересадочный контур, новые станции метро… Похоже все уже запутались в этом постоянном потоке информации, который приходит каждый день. В последние годы строится просто невероятными темпами: появились 18 новых станций и 34 километра линий. Уже 10 сентября собираются запускать МЦК – Московское центральное кольцо (бывшая МОЖД, и это скорее городские электрички, совместный проект метро и РЖД), и тут же анонсируют скорое открытие Третьего пересадочного контура (ТПК).
Давайте разбираться, что и когда, и что конкретно нас ждет уже в ближайшей перспективе.
Хотите узнать, как продвигается его строительство – смотрите фото с пресс-тура на строительство станции «Шелепиха» —>
Нам в руки попала «пиратская» фотография пока еще не показанной нигде новой схемы метро, которая появится в вагонах уже совсем скоро:
Что добавилось важного.
Во-первых, кольцо МЦК с пересадками на метро.
Во-вторых, салатовую линию (мы знаем, что это ЛДЛ, но говорим так, чтобы было понятно всем) продлевают до Петровско-Разумовской.
В-третьих, на схеме появился первый участок Третьего пересадочного контура от «Делового центра» до «Динамо».
В перспективе транспортные кольца Москвы будут выглядеть так:
Почему этот пересадочный контур Москвы третий? Дело в том, что идея хорд родилась еще в 1980-х, и тогда же появилось подобное рабочее название: первым пересадочным контуром считаются станции центра внутри кольца, вторым контуром считается сама кольцевая линия, а следующее кольцо – третий контур. Интересно, что после завершения строительства это кольцо станет самым длинным транспортным кольцом в мире протяженностью 60 км, отодвинув на второе место метро Пекина с его 57-километровым кольцом.
Уже в этом 2016 году сдадут в эксплуатацию станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк», поэтому на новой схеме обозначены строящимися они будут недолго:
На станции «Шелепиха» в районе Сити сейчас уже идут отделочные работы:
Станции, которые откроют в 2016 году, будут типовыми и отличаться будут цветом оформления. «Шелепиху» строители уже прозвали пчелой, и действительно как пчела:
Материалы отделки следующие: камень (гранит или мрамор) своего цвета на каждой станции для стен и пола, стекло для колонн, отделки переходов и платформ, стеклопластик для сводов залов.
Сейчас на станции уже завершены капитальные работы и идет активная отделка
Общий вид стройплощадки
Есть надежда, что строительство станций в традиционно депрессивных промышленных зонах среднего пояса Москвы даст им новую жизнь, как в свое время произошло с местом, где стоит Сити. «Шелепиха» будет одной из ключевых станций на этом участке. Рядом с ней вырастет одноименный транспортно-пересадочный узел, который свяжет метро и «наземную железку» Московское центральное кольцо.
Да и горизонтальные связи между районами усилятся, потому что в корне неправильно, когда с Динамо на Петровско-Разумовскую приходится ехать через центр, хотя там рукой подать по прямой.
Будем следить за открытием новых станций далее.
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Четверг, августа 11, 2016 в 15:14 в теме: Метро, ТРАНСПОРТ. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .
moscowwalks.ru
Каким будет новое кольцо метро в Москве — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Горожане активно интересуются планами по развитию столичной подземки. Где появятся новые станции? Какие новые линии метро строятся в Москве? В чем их уникальность? На эти и другие вопросы можно получить ответ на традиционных лекциях «Метрофест» от специалистов, кто непосредственно проектирует и строит метро, а также разрабатывает их дизайн.
Очередной «Метрофест» состоялся 12 октября в парке «Зарядье». Лекция была посвящена строительству нового подземного кольца метро — Третьего пересадочного контура (ТПК).
Третий пересадочный контур метро будет включать 31 станцию. Он расположится ближе к окраинам столицы и пересечет все радиальные линии столичной подземки.
Цитата
«Третий пересадочный контур — самый масштабный проект за всю более чем 80-летнюю историю московского метростроения. Он может стать самой длинной в мире кольцевой линией метро», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Длина кольца составит 67 км, ТПК будет иметь 21 пересадку на другие станции метро и Московское центральное кольцо.
Длина первого участка — 10,5 км. На нем расположены станции «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». Его планируется открыть до конца 2017 года.
В ходе лекции слушатели узнали об истории «колец» московского метро, уникальности ТПК, особенностях строительства тоннелей, о крупнейшем транспортно-пересадочном узле (ТПУ) и конкурсе на дизайн новых станций.
Почему «Третий пересадочный контур»?
Блогер Александр Попов рассказал об истории создания первого кольца столичного метро. Первые упоминания о кольцевой линии относятся к 1932 году, однако строить ее начали только в 1941-1942 годах.
Кольцевая линия должна была стать Большим кольцом метро. Малое кольцо планировалось под Бульварным кольцом, однако от этого плана отказались.
Еще одно кольцо собирались построить в густонаселенных районах столицы, но этим планам не суждено было сбыться. От него осталась лишь небольшая Каховская ветка метро, которая войдет в состав ТПК.
Таким образом, Третьим пересадочным контуром новую линию называют потому, что первым условно считаются станции внутри Кольцевой линии, а вторым — сама Кольцевая линия.
В чем уникальность ТПК
Третий пересадочный контур — это уникальный проект, сказал в начале своей презентации начальник управления по технологии и экспертизе АО «Мосинжпроект» Вадим Ломов.
Во-первых, речь идет об удобстве движения по этой линии. Здесь строятся в основном станции мелкого заложения. А значит, жители смогут быстрее спуститься к поезду и выйти на нужной станции. На посадку-высадку будет уходить на 5% меньше времени.
В. Ломов рассказал о трудностях, которые приходится преодолевать строителям ТПК. Поскольку работы ведутся в условиях плотной городской застройки, какие-то здания приходилось сносить, некоторые — укреплять и шумоизолировать.
Комфорт жителей домов, расположенных рядом со строящимися станциями метро, всегда остается на первом месте. Чтобы горожане не жаловались на шум от проходящих поездов, выполняется виброзащита. Для этого застройщик работает с ведущими разработчиками систем виброзащиты. Благодаря применению таких систем, горожанам будет максимально удобно жить рядом с этим кольцом метро.
Как строят тоннели метро
Об особенностях строительства тоннелей современными тоннелепроходческими механизированными комплексами (ТПМК) рассказал начальник участка Тоннеля-2001 Московского метростроя Евгений Бибиков.
Для строительства левого перегонного тоннеля между станциями «Лефортово» и «Авиамоторная» используется ТПМК с гидропригрузом, единственный в России. Его диаметр — 6 метров.
Длина тоннеля от «Лефортово» до «Авиамоторной» — почти 1300 м. «За месяц мы уже прошли 100 метров. Стоим в 10 метрах от Авиамоторного завода», — сказал Е. Бибиков.
Он отметил, что особенностью проходки является густая застройка.
«Мы успешно пересекли Авиамоторную улицу с трамвайными путями. Такие машины позволяют очень быстро и качественно прокладывать тоннели», — пояснил эксперт.
Один из крупнейших ТПУ столицы
Возле станций Третьего пересадочного контура появятся ТПУ, которые объединят сразу несколько видов транспорта. Транспортно-пересадочный узел — комплекс с оптимальным маршрутом, в котором жители столицы могут менять один вид транспорта на другой. Например, пересаживаться из автомобиля на метро, электричку или автобус. Здесь также можно найти магазины, банки и центры госуслуг.
Одним из самых крупных ТПУ в Москве станет «Рязанская», уверены директор ТПУ-1 дирекции по развитию транспортно-пересадочных узлов АО «Мосинжпроект» Антон Татарчук и руководитель программы Олег Иванов.
ТПУ «Рязанская» свяжет станции «Нижегородская» МЦК и ТПК со станцией Кожуховской линии метро, а также железнодорожной платформой Карачарово.
Поток пассажиров будет сопоставим с Комсомольской площадью (площадью трех вокзалов). В утренний час-пик он составит около 115 тыс. человек.
Важный этап строительства ТПУ — создание инфраструктуры. Здесь построят торгово-развлекательный центр площадью 14 тыс. кв.м., офисную башню с апартаментами и наземный и подземный паркинги.
Новое кольцо — новый дизайн
Владелец архитектурного бюро АБТБ Тимур Башкаев представил презентацию, посвященную конкурсам на дизайн станций московского метро. Его команда победила в конкурсе на разработку оформления станции «Мнёвники».
Открытые национальные конкурсы с международным участием на оформление станций метро были организованы по инициативе Москомархитектуры и главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
Благодаря этому было получено множество интересных проектных решений, ярких идей и откликов. Наиболее интересные из них Т. Башкаев показал во время своей презентации.
Все проекты отличает современный дизайн, яркие цвета и использование необычных форм, конструкций и материалов.
Все о строительстве Третьего пересадочного контура метро
stroi.mos.ru
Первый участок Большой кольцевой линии метро открыт — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Исторический момент: первый участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро поехал! 26 февраля 2018 года для пассажиров открылись пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».
Цитата
«Участок очень важный. На каждой станции в течение суток будут проходить от 200 до 300 тысяч пассажиров. Это часть большого проекта Большой кольцевой линии метро, которое серьезно повлияет на изменение транспортной инфраструктуры города Москвы, разгрузит радиальные ветки метро, пригородных железнодорожных перевозок, действующей Кольцевой линии метро, создаст новые возможности для транспортного обслуживания москвичей. Все станции уникальны. Мы сохраняем традицию московского метро, чтобы станции были полезные и нужные не только с технической точки зрения, но и эстетически радовали глаз и привлекали людей», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Длина участка – 10,5 км. Открытие первых пяти станций Большого кольца улучшит транспортную ситуацию в четырех районах столицы – Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савеловский, а также в деловом центре «Москва-Сити».
Уникальность Большого кольца метро
Большая кольцевая линия (БКЛ) метро – самый масштабный проект в истории метростроения в России и в мире. Длина нового кольца составит 69 км с 31 станцией (включая существующий участок «Каховская – Каширская») и двумя электродепо.
Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – первый (станции внутри Кольца) и второй (сама Кольцевая линия).
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на радиальные линии метро, 4 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), 5 пересадок на первоочередные Московские центральные диаметры (МЦД) Одинцово – Лобня и Подольск – Нахабино, 11 пересадок на линии железной дороги.
Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Нижняя Масловка», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Впервые о строительстве БКЛ заговорили в 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.
Решение приступить к строительству БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы были начаты в ноябре того же года.
На Большой кольцевой строятся в основном станции мелкого заложения. А значит, жители смогут быстрее спуститься к поезду и выйти на нужной станции. На посадку-высадку будет уходить меньше времени.
Есть и особенности, связанные с эксплуатацией поездов. Если при движении по радиальной ветке колесные пары поезда на поворотах изнашиваются в обе стороны, то на кольце – только с одной стороны, потому что поезд поворачивает все время в одном направлении.
С учетом такой специфики создаются дополнительные съезды, электродепо, технологические развороты, чтобы «загонять» туда поезда и периодически менять колесные пары местами, чтобы их износ проходил равномерно.
Стройка ведется в условиях плотной городской застройки. Поэтому некоторые дома и предприятия, попадающие в зону строительства станций, приходится укреплять и изолировать от шума. Чтобы горожане не жаловались на шум от проходящих поездов, используется технология виброзащиты. Благодаря этой системе горожанам будет максимально комфортно соседствовать с кольцом метро.
Первый участок Большого кольца: 5 станций метро
Третий пересадочный контур (ТПК) получил название Большая кольцевая линия метро. Его выбрали москвичи в системе «Активный гражданин».
«Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк» стали первыми станциями Большой кольцевой. До полного запуска кольца часть поездов будет ездить от «Раменок» до «Петровского парка», другая часть поездов будет следовать от «Делового центра» до «Петровского парка».
Рассмотрим детально каждую открытую станцию.
Станция метро «Деловой центр»
Расположение | в центре делового центра «Москва-Сити» |
Пересадка | на станции «Выставочная» Филевской линии, «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, на станцию МЦК «Деловой центр» |
Выходы | в торгово-развлекательный центр «Афимолл» («Москва-Сити»), к «Экспоцентру» и на Краснопресненскую набережную |
Это «близнец» станции метро «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии. У обеих станций – общий дизайн. Платформу и колонны через каждые 7–8 метров облицевали алюминиевыми трехслойными панелями с поверхностью из нержавеющей стали. Архитектура металла в едином пересадочном комплексе из трех станций напоминает о бизнес-возможностях «Москва-Сити» – крупнейшего в России делового центра.
На алюминиевом реечном потолке есть световые ниши и голубые панели в цвет Филевской линии. Ограждения пешеходных балконов и витражи облицевали стеклом.
Небоскребы «Москва-Сити» защитили от вибрации метрополитена. Поезда подземки ходят по плите, «подвешенной» на специальных вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически полностью нейтрализует вибрационное воздействие на высотки, которые находятся на поверхности.
Из вестибюля станции «Деловой центр» пассажиры смогут попасть в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл», не выходя на улицу.
Станция метро «Шелепиха»
Расположение | Пересечение Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом |
Пересадка | на станцию «Шелепиха» Московского центрального кольца по принципу «сухие ноги», шаговая доступность от железнодорожной платформы Тестовская Смоленского направления МЖД |
Солнечная или станция-пчелка. Именно так называют «Шелепиху» те, кто хотя бы раз видел ее дизайн. Все дело в цветовой гамме: в отделке применили белый, желтый и черный цвета.
Шестиметровые колонны неправильной формы словно вытягивают станцию вверх. Платформа отделана гранитом, а стены – мрамором.
Цитата
«Станция «Шелепиха» стала частью транспортно-пересадочного узла. Пассажиры смогут по закрытому переходу перейти к поездам Московского центрального кольца, и им не надо будет выходить для этого на улицу», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
С запуском станции организуют связь с наземным городским транспортом, а в дальнейшем закончат строительство транспортно-пересадочного узла, который обеспечит прямую пешеходную связь с деловым центром «Москва-Сити».
Станция метро «Хорошёвская»
Расположение | вдоль Хорошевского шоссе, между улицами Куусинена и 4-й Магистральной |
Пересадка |
на станцию «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, в шаговой доступности станция «Хорошево» МЦК |
Выходы | на обе стороны Хорошевского шоссе, к улице Куусинена |
В отделке станции использовали белый и фиолетовый мрамор по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую можно будет сделать пересадку. Для удобства пассажиров около «Хорошёвской» строится транспортно-пересадочный узел с перехватывающей парковкой, где личные автомобили могут «подождать» своих владельцев.
К открытию станции реконструировали вестибюль и подземные переходы станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской ветки.
Подвесной потолок на платформе станции «Хорошёвская» визуально увеличивает пространство зала и создает эффект парения в воздухе.
Станция получила букву «Ё» в названии. Пассажиры могут любоваться композициями по мотивам картин Казимира Малевича, Александра Родченко и других художников-конструктивистов прямо в вестибюлях.
В названии станции буква «Ё» будет прописана с двумя точками. Ранее подобную «привилегию» получила станция «Тропарёво».
Станция метро в этом районе уже существует, но Таганско-Краснопресненскую ветку необходимо было разгрузить. Столичной подземкой пользуются не только жители близлежащих домов, сюда приезжают жители соседнего района Хорошево – Мневники.
Интересный факт: на «Хорошёвской», как и на всех других станциях Большой кольцевой линии, установили специальные колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они удаляют дым с платформы.
Станция метро «ЦСКА»
Расположение | на территории Ходынского поля, около стадиона ЦСКА |
Пересадка |
без пересадки, в шаговой доступности станция «Зорге» МЦК |
Выходы | ко Дворцу спорта «Мегаспорт» и в новый парк на Ходынском поле |
Станцию оформили в фирменных цветах футбольного клуба ЦСКА – красном и синем. На потолок подвешена декоративно-художественная композиция, посвященная разным видам спорта Центрального спортивного клуба армии. Помимо футболистов, пассажиры могут рассмотреть спускающихся с неба парашютистов, спортсменов конников и парусников.
На платформе установили четыре бронзовые скульптуры – лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М.Б. Грекова. Скульптуры стоят на гранитных круглых постаментах-колоннах.
Как доставляли пятиметровые скульптуры на станцию? Их везли специальным поездом по перегонам от станции метро «Деловой центр». Вес каждой скульптуры составляет 1,5 тонны.
Павильоны входа и выхода со станции имеют неправильную овальную форму. Плавные линии вестибюлей напоминают холмы в парке. На кровле разбит парк. Первая очередь благоустройства завершена, вторую закончат в 2018 году.
Цитата
«Станция «ЦСКА» построена открытым способом на глубине 28 метров. Это как девятиэтажный дом, только под землёй», –
Марат Хуснуллин
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Станция метро «Петровский парк»
Расположение | около реконструируемого стадиона «Динамо» на Ленинградском проспекте |
Пересадка |
на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии (переход через второй этаж станции временно закрыт) |
Выходы | на обе стороны Ленинградского проспекта, к стадиону «Динамо» и Петровскому парку |
Основным цветом интерьеров «Петровского парка» стал зеленый. В отделке станции применили уральский мрамор и гранит. Пол станции выложен плитами из серого и черного гранита, а путевые стены отделали белым мрамором, необычные колонны в форме факелов – зеленым мрамором.
На станции метро «Петровский парк» есть специальные шторы. Они спрятаны на «балконах» станции около перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются лишь если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, которой не страшны дым, газ и огонь. В случае нештатной ситуации они экстренно отсекут «Петровский парк» от перехода на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии.
В связи с окончанием строительства станции «Петровский парк» для движения транспорта вновь открыли Театральную аллею, которая ранее была занята стройплощадкой.
stroi.mos.ru
Третий пересадочный контур Московского метро: схема и начало работы
Третий пересадочный контур Московского метро – рабочее название линии, которой предполагается соединить перспективные и существующие радиальные ветки. Это позволило бы разгрузить действующие станции. Далее рассмотрим, как воплощается проект третьего пересадочного контура метро.
Предпосылки к разработке
Как известно, крупнейшим городом России с самой разветвленной системой подземного транспорта является Москва. Проект третьего пересадочного контура метро стал воплощением идеи, которая появилась в 1985 году. Она состояла в создании скоростных хордовых веток для связи отдаленных территорий с центральными районами. Всего предполагалось построить 4 линии. Участки между их пересечением стали бы 3-им посадочным контуром.
Новый этап
В 2005 году снова был представлен план третьего пересадочного контура Московского метро. К этому моменту завершалось сооружение узла, состоящего из станции на нижнем уровне центра ММДЦ «Сити» («Деловой центр») и станции «Ходынское поле», где осуществлялось строительство жилого комплекса «Гранд парк». Вместе с этим первый участок третьего пересадочного контура Московского метро – Солнцевская линия – возводился с перебоями и задержками. В этой связи было решено начать строительство ТПК в качестве отдельной ветки. В качестве пускового участка установили отрезок от ст. «Деловой центр» до «Динамо».
Начальная стадия реализации
Исходный проект пускового участка основывался на 2-м варианте ТЭО продления Калининской ветки между станциями «Деловой центр» и «Народное ополчение» и затем в Строгино. Было принято решение объединить Калининской и Солнцевский радиусы. В результате этого «освобождались» два участка. Ими стали часть линии «Солнцево-Мытищи» (от «Делового центра» по направлению к «Беговой»), затем «ВДНХ», а далее — продление Калининского отрезка до «Народного ополчения». При этом от линии первого радиуса решили отказаться. Вместо нее развитие должна была получить линия от «Делового центра» через «Шелепинский мост», «Магистральную» до ст. «Мневники». От последней станции ветка трассировалась до «Динамо» и проходила по району «Ходынское поле». На этой территории застройка не предполагалась на момент проектирования линий и создания ТЭО Калининского отрезка. Именно этот район стал краеугольным камнем в строительстве ТПК.
Предполагаемые станции
В соответствии с первоначальной идеей, третий пересадочный контур Московского метро на пусковом участке должен был включать 9 станций. Ими должны были стать:
- «Шмитовская».
- «Шелепихинская».
- «Олимпийская».
- «Краснопресненский пр-т».
- «Полежаевская».
- «Ходынское поле-1».
- «Ходынское поле-2».
- «Ленинградский пр-т».
- «Динамо».
Общая протяженность участка – 9.7 км. На протяжении пяти лет (с 2005-го по 2010-й) строительство не осуществлялось. В 2011-м была проведена интенсификация проекта, и он снова стал обсуждаться. Вместе с этим были скорректированы и предыдущие схемы. Так, общую протяженность прежнего участка уменьшили до 9.1 км, число предполагаемых станций – до шести. К первой очереди добавили новый отрезок. Предполагалось сооружение линии от ст. «Петровский парк» («Динамо») до «Нижней Масловки». Длина ветки – 1.9 км.
Вопросы дальнейшего развития
Второе кольцо метро (третий пересадочный контур) сооружалось неравномерно. В схеме сравнительная ясность была относительно северного радиуса. В частности, линия от «Нижней Масловки» шла через станции «Марьина Роща», затем «Рижская», «Красносельская», далее «Бауманская» и «Лефортово» до ст. «Авиамоторная». Оттуда начиналась Кожуховская ветка. Каким должен быть третий пересадочный контур Московского метро в южном радиусе, оставалось неясным. В конце 2011-го было выдвинуто предложение об объединении северного и южного радиусов. В результате третий пересадочный контур Московского метро должен пройти от «Хорошевской» через «Народное ополчение» (пересечение с просп. м. Жукова), затем по трассе БКЛ к «Кунцевской» через Нижние Мневники, «Мичуринский пр-т», «пр-т Вернадского», затем «Калужскую», далее «Каховскую» с присоединением этой линии, потом от «Каширской» через ст. «Нагатинский затон», далее — ст. «Печатники» и «Текстильщики», «Нижегородскую улицу» и замкнуться на ст. «Авиамоторная». В этом виде ТПК обозначило Постановление Правительства столицы 4 мая 2012 г. Предполагается, что третий пересадочный контур метро запустят к 2018 году.
Развитие пускового отрезка
В случае воплощения приведенного выше варианта судьба пускового участка от «Хорошевской» до станции «Деловой центр» становится неясной. От этого отрезка не отказались, хотя он и не входит в общую схему ТПК как кольца. Сооружение этой линии продолжается в составе пусковой ветки, но дальнейшая ее перспектива так и не определена. Было предложено вернуться к исходному варианту ТЭО продолжения Калининской линии. В соответствии с ним отрезок от ст. «Деловой центр» через ст. «Шелепиха» и еще одну промежуточную продлился бы до «Народного ополчения». От последней точки предполагалась пересадка. Далее ветка шла бы через пр. м. Жукова до ст. «Живописная». В этом случае ветка «Шелепиха-Хорошевская» становилась бы двухпутной соединительной линией, а весь участок был бы самостоятельным радиусом.
Новые корректировки
Они произошли весной 2012-го. Было предложено провести отрезок от «Рижской» до ст. «Авиамоторная» не через ст. «Красносельская» и «Бауманская», а по «Сокольникам» и «Электрозаводской». Этот вариант значительно упростит сооружение и позволит отодвинуть линию от Кольцевой еще дальше. После перетрассировки по всему ТПК предусматривался только 1 отрезок глубокого заложения — со ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Марьина роща».
Особенности схемы сооружения
План, по которому предполагалось осуществлять создание третьего пересадочного контура, позволял в перспективе вернуться при необходимости к хордовому варианту с возможностью создания и маршрутного движения, и абсолютного разделения ветки на отдельные отрезки. Для реализации этой задачи в 2012 г. схема была откорректирована. Так, было спроектировано 4 четырехпутных пересадочных узла. Они представляют собой параллельные станции с кросс-платформенными (совмещенными) участками и 2 комплексами камер съездов. Это позволит организовывать перемещение по любому необходимому маршруту. В качестве таких узлов выступают ст. «Марьина роща», «Нижегородская ул.», «Нагатинский затон» и ст. «Аминьевское шоссе». Как указывает информация сайта «Метрострой», третий пересадочный контур (Москва) начал сооружаться ООО «СМУ Ингеоком». Разработка схемы пускового участка от «Делового центра» до ст. «Нижняя Масловка» осуществлялась «Метрогипротрансом». Проектирование остальной ветки выполнял изначально «Мосинжпроект».
Ход сооружения
Судя по тому, как сейчас ведется реализация разработанной программы, многие граждане высказывают мнение о том, что третий пересадочный контур метро построят на рубеже 2019-2020 годов. Возведение веток началось с ноября 2011 г. В следующем, 2012-м г., с 1 августа стала выполняться прокладка 1 тоннеля в сторону «Делового центра». Изначально предполагалось пройти транзитом ст. «Хорошевская» и «Шелепиха». Однако работа шла довольно тяжело и только в декабре 2013-го г. была завершена. К тому моменту было начато прохождение еще двух тоннелей: правого (восточного) и левого (западного).
Вместе с этим в 2013-м схема снова была несколько изменена. Так, станция «Марьина роща» была перепроектирована на мелкое заложение. Ее местоположение было смещено к северу. В результате только станция «Нижняя Масловка» осталась участком глубокого заложения. Было предложено часть тоннелей сооружать двухпутными, используя ТПМК большего диаметра, чем на других отрезках. В 2014-м началось прохождение правого (восточного) участка. Он пролегал от ст. «Ходынское поле» до «Петровского парка». Это был последний из четырех тоннелей, примыкавших к «Ходынскому полю». В мае этого же года началось прохождение левого (западного) отрезка. В сентябре 2014-го было решено отказаться от сооружения хордовых веток. В результате строительство трех совмещенных станций пересадки перестало быть необходимым. Однако в связи с тем, что в схеме осталась Кожуховская ветка, «Нижегородская улица» будет 4-хпутной.
Работы в 2015 г.
Сегодня ведется раскрытие котлованов ст. «Хорошевская» и ст. «Шелепиха», производится прохождение четырех перегонных тоннелей. Также выполняются бетонные работы на станциях «Петровский парк», «Ходынское поле». Кроме этого, монтируется ТПМК для прохождения еще двух тоннельных отрезков, ведутся работы на 2-х наклонных ходах и стволах станции «Нижняя Масловка». Изначально сдача участка планировалась на текущий, 2015-й, год. Однако в связи с рядом трудностей и задержек завершение работ перенесено на следующий, 2016-й. Если работы будут проводиться такими темпами, то, вероятно, третий пересадочный контур Московского метро откроют к 2020 году.
Временная схема эксплуатации
Решение о ее введении было озвучено в феврале 2015-го. Предположительно, будет объединено движение поездов по пусковому участку и Солнцевскому отрезку ТПК с сооружением двухпутного соединительного отрезка (перегона) между «Парком Победы» и «Шелепихой». Ранее планировалось строительство соединительной однопутной ветки. Это связано с тем, что начало сооружения центрального отрезка Калининско-Солнцевского участка откладывается на еще более поздние сроки. В результате большая часть пассажиров, перемещающихся по этому отрезку, должна была бы пересаживаться на «Парке Победы» на загруженную Арбатско-Покровскую ветку. Если движение будет организовано по двум линиям, новыми узлами сможет воспользоваться большее количество пассажиров. В результате предусматривается организация вилочных маршрутов, по которым четыре из пяти поездов Солнцевской ветки будут следовать от станции «Раменки» через «Парк Победы» на отрезок ТПК до «Петровского парка». При этом один состав от «Парка Победы» проследует до «Делового центра». При этой схеме последняя станция не будет вводиться вместе с пусковым участком. В начале апреля 2015 г. несколько станций третьего пересадочного контура получили проектные наименования. Так, вместо «Рижской» теперь «Ржевская», «Марьина роща» стала «Шереметьевской», «Кунцевская» получила название «Можайская», «Нижегородская улица» стала ст. «Карачарово».
В заключение
Как видно, проект третьего пересадочного контура имеет большие масштабы. Его главная задача – разгрузить основную ветку подземки. Речь идет, в частности, о станциях близ Кольцевой линии. Следует отметить, что на апрель 2013 года на 24 участках первоочередного отрезка ТПК, протяженность которого составила 13.7 км, было задействовано три ТПМК и 1400 рабочих. Несомненно, реализация этого проекта имеет особое социальное и экономическое значение для столицы. К разработке схемы привлекались не только отечественные, но и зарубежные специалисты.
fb.ru
Создание схемы линий Московского метро 3.0
Появилась задача — на новой схеме метро должна быть новая кольцевая ветка. Проектное название — Малое кольцо железной дороги (МКЖД).
Начинаем работу со студийного эскиза на 2025 год (слегка измененный вариант этой схемы, вероятно, знаком читателю как совместная схема московского метро и кольцевой железной дороги).
Дело в том, что примерно к 2025 году в Москве достроят Третий пересадочный контур (ТПК) — еще одну кольцевую ветку. МКЖД и ТПК допустимо назвать симметричными относительно первой кольцевой: МКЖД смещена относительно нее на север почти на столько же, на сколько на юг смещен ТПК.
Обе новые кольцевые при этом взаимодействуют друг с другом и линиями вокруг, пересекаются не один раз — короче, наука геометрия говорит нам о том, что концентрическими окружностями эти ветки нарисовать не получится и придется их обе ломать, оставляя просто замкнутыми кривыми. Решаем готовиться к будущему заранее и гнем МКЖД таким образом, каким она будет погнута когда-то.
С другой стороны, ТПК станет замкнутой кольцевой веткой через 10 лет, а до этого будет открываться небольшими участками по несколько станций (например, Каховская ветка — один из открытых уже участков). МКЖД же сразу открывается полностью и сразу называется кольцом. Сохранить привычный для всех вид московской схемы важнее. Ломаная ветка вокруг кольца по эстетике проигрывает просто двум кольцам.
Вспоминаем, что в последней итерации схем у большинства из них существенно увеличился физический размер (исчез алфавитный указатель, сами форматы стали шире и выше, из-за чего где-то пришлось добавлять белые поля, чтобы схема не выглядела в вагоне слишком большой), поэтому если что-то будет не влезать, то в случае чего мы раздвинем ветки пошире. Быстро готовим эскиз и решаем рисовать МКЖД в виде круга.
Географически МКЖД распространяется далеко на север от центра Москвы.
В первом эскизе эта особенность учтена. Такой подход позволяет легко разместить большое количество станций между МКЖД и кольцевой линией наверху схемы, не создавая дыр между кольцами в нижней части.
Вариант со сдвинутыми кольцами смущает, но из-за географии и удобства размещения станций сперва начинаем разрабатывать именно его. Для начала проходим по схеме «широкой кистью», не вдаваясь в детали: кладем МКЖД и добавляем новые станции, обозначаем ключевые пересадки, выпрямляем синюю линию внутри кольца.
Грубый эскиз необходим, чтобы оценить общую картину и увидеть наиболее проблемные места. Несмотря на то что МКЖД откроется только осенью 2016 года, в начале проектирования станции кольцевой железной дороги обозначаем как уже открытые — кегль шрифта у открытых станций больше, чем у закрытых, и если проектировать схему с закрытыми станциями, то при их открытии найти место для новых подписей будет сложно. А так просто выключим потом станции МКЖД.
После оценки эскиза выделяем три главные проблемы:
— верх Сокольнической линии изгибается у МКЖД и разрушает сетку построения схемы;
— очень тесно на западе, между голубой и фиолетовыми ветками;
— пока неясно, как развести «Александровский сад» и «Площадь Революции» (пересадка у «Площади» отвалилась от зеленой ветки, а если ее двигать левее, надписи налезают друг на друга).
Начинаем спасать запад. Чтобы найти место для станций между кольцевой линией и МКЖД, синюю и голубую ветки опускаем вниз. Станции разрядились, но голубая и синяя ветки находятся очень близко к кольцу. При таком соседстве станция «Хорошево» подписывает и МКЖД, и Филевскую ветку, а «Шелепиха» — еще и «Беговую».
Пытаясь решить эти проблемы, отодвигаем линии метро. Заодно ищем, как бы красиво погнуть голубую и синюю ветки внутри кольца.
Вроде бы все нормально — надписи стоят равномерно. Но важно помнить, что МКЖД только строится. Выключаем станции и получаем дыру между МКЖД и голубой веткой.
Перекомпоновываем надписи по-другому, не забывая о поиске оптимального положения желтой, синей и голубой веток внутри кольца.
Получается очередной вариант схемы.
Плохо, конечно, что центр масс перестал быть в центре кольцевой. А по-другому и не сделаешь, казалось тогда. Наверху, где «Петровско-Разумовская», вон сколько станций между кольцами, а внизу — «Серпуховская» и всего пара других. И, не меняя положения колец, продолжаем работу.
Верх Сокольнической линии долго извивается, принимая причудливые формы. Сначала он загибался у внутреннего края МКЖД, повторяя географию, но в существующей сетке схемы это смотрится очень странно.
Поэтому линию выпрямляем, закончив пересадкой на «Открытое шоссе».
Решение не походит — пересадку с «Черкизово» на «Черкизовскую» так не покажешь. Поэтому изгиб линии возвращаем, пытаясь сделать его «более лучше».
Но, когда выключаем «Ярославскую», «Белокаменную», «Открытое шоссе» и «Черкизово» на МКЖД, уменьшив шрифт и сделав серыми, снаружи кольца в этом месте появляется дыра, а внутри кольца — все так же плотно. Поэтому конец ветки вытаскиваем, инвертировав порядок станций.
Оказывается, пересадка «Черкизово» — «Черкизовская» будет располагаться не в «теплом» контуре, а проходить по улице. Обозначение уличной пересадки — два кружка с точками — длиннее обозначения «теплой» пересадки, поэтому приходится искать другие решения.
Наконец-то линия встает как надо.
В центре решаем избавиться от изгиба над звездой.
Если просто разгладить линию и попытаться развести «Александровский сад» и «Площадь Революции», то приходится использовать чит-коды — поворот руля и растягивание пересадки.
Получив по рукам за такое, дизайнер возвращает прежний вид пересадкам и начинает искать честные способы разместить звезду, «Александровский сад» и «Площадь Революции». И почти получается, только не хватает места звезде, а «Охотный Ряд» отрывается от линии.
Чтобы вернуть «Охотный Ряд» на место, придаем зеленой линии дополнительный изгиб.
Понимаем, что это был неважный способ решить проблему. От второго изгиба зеленой ветки отказываемся, сдвинув левее первый.
Зеленая линия тащит за собой пересадку «Тверская» — «Чеховская» — «Пушкинская», а также «Белорусскую» и немного меняет сетку схемы.
Это небольшое изменение сетки и еще несколько других, не замеченных во время борьбы со сложными местами, впоследствии приводят к незабываемой ночи перед сдачей схемы в печать. Но мы пока об этом не догадываемся.
В разгар проектирования приходит пожелание от заказчика: поменять шрифт на Москоу Санс, чтобы схема была выполнена в едином стиле с транспортной навигацией. Москоу Санс отличается от Директа, использованного в схеме, пропорциями букв — слова, набранные им, получаются шире, — поэтому замена шрифта влечет за собой изменение схемы.
Например, чтобы «Пушкинская» на картинке внизу влезла между линиями, предлагаем подвинуть зеленую ветку влево. После надо немного опустить пересадку на «Белорусской» и решить, что сделать с «Беговой». Да, у нас еще «Кузнецкий Мост» не помещается. И «Трубная». А если сдвинуть вправо оранжевую ветку? И так по всей схеме.
Словом, поменять шрифт — задача далеко не на один день. И заказчик дает дополнительную неделю.
Процесс проектирования удачно представляется гифкой.
Поставив новый шрифт и решив основные проблемы, показываем схему арт-директору.
Арт-директор: Кольцо — узнаваемый символ московской схемы, и нужно эту красоту сохранить. Поэтому кольца должны быть выровнены относительно друг друга.
К следующему утру готовим три схемы, чтобы оценить варианты и выбрать лучший.
Вариант с усеченным кольцом арт-директор сразу вычеркивает — символом Московского метро не может быть спущенное колесо. Смещенные кольца забракованы еще вчера. Выровненные кольца побеждают. Но с ними есть проблема: вверху, где «Петровско-Разумовская», пространство между кольцами забито станциями, а на противоположной стороне, где «Серпуховская», так пусто, что даже бегемотик помещается.
Заполняем пустоту, переместив «Нагатинскую» и «Нагорную» внутрь кольца. Считаем, что в качестве временного решения на несколько месяцев вполне норм, но помечаем себе как домашнее задание на будущее.
В ночь перед сдачей тиража в печать прилетает идея поправить сетку.
Становится понятно, что ночь будет долгой и незабываемой. Берем паузу, наливаем чай и перерисовываем схему. К утру схема расправляет плечи, набирает воздуха полной грудью и целиком преображается.
В прошлой версии бант прятался в реке.
В схеме 3.0 он повязан на ленту реки.
Пока готовим анонс, получаем известие об открытии трех станций: «Технопарк», «Румянцево» и «Саларьево». К открытию «Саларьева» нужно внести изменения в схему:
— «Нагатинскую» и «Нагорную» вынести за пределы МКЖД;
– МКЖД переименовать во Вторую кольцевую;
– добавить «Севастопольский проспект» на Вторую кольцевую.
Появляется еще немного времени на добавление станций, заодно успеваем провести небольшую работу над шероховатостями.
Пересадка «Полежаевская» — «Хорошево» отличалась от других длиной.
Физически она самая длинная — 850 метров. Но на схеме два вида пересадок на Вторую кольцевую: в «теплом» контуре и уличные. Градаций по длине нет. Это был компромисс из-за сжатых сроков разработки.
Хронологическое отступление
В первых вариантах схемы со смещенными кольцами было достаточно места для пяти станций с двумя пересадками.
Одно время мы думали, что пересадки длиной больше 300 метров показывать не нужно. И на пересечении Второй кольцевой с седьмой линией пересадок не стало. Жаться не надо, станции расставляем свободно, и получается красота.
Позже узнаём, что такие пересадки надо показать. Это означает появление связей «Хорошево» — «Полежаевская» и «Ходынка» — «Октябрьское Поле» вновь. И между ними нужно запихнуть «Новопесчаную».
Хоть пересадки и стоят под разными углами, но, кажется, все хорошо. Все пять станций стоят неплохо, на надписи голубой линии не давят. Однако при таком раскладе «Волоколамская» залезает на зеленую ветку — много чести для строящейся станции.
Но все разрешимо: разводим «Щукинскую» и «Спартак», чтобы поставить «Волоколамскую», а «Новопесчаную» ставим над «Хорошево».
Но после бессонной ночи с перерисовкой схемы станциям становится совсем тесно, особенно «Новопесчаной».
И вот, чтобы дать ей вздохнуть, приходится растягивать пересадку.
Назад в настоящее
Мы нашли способ укоротить злосчастную пересадку.
Также поправляем верх схемы. Расставляем как следует ребят в коммунальной квартире имени «Петровско-Разумовской» и поворачиваем наверх монорельс, чтобы в освободившемся месте разместить станции с обеих сторон Сокольнической линии.
Разобравшись с этим, переходим к перемещению станций. Поначалу кажется, что перемещение и добавление новой станции на схему, которая проектировалась с другими требованиями, откроет портал в ад. Сперва просто передвинули станции. Получилось не настолько ужасно, как казалось.
Чтобы разместить все станции, осторожно вытягиваем южные линии. Но немного — схема должна остаться в рамках формата. Осталось понять, как органично заполнить получившееся место.
От лишних надписей все же отказываемся.
Пока схема ждет печати, Вселенная посылает нам новые иконки.
Арт-директор предлагает заполнить пустоту внизу колец контурным логотипом метро.
Или подписью Москвы-реки?
Нет, пусть пока там будет контурный логотип.
Часть II
www.artlebedev.ru