Казанское метро — ювелирная точность
Казанское метро, самое безопасное, самое чистое и самое дешевое в мире, оказалось в центре внимания сразу нескольких федеральных каналов. Ведущие рассказали о тонкостях татарстанской подземки, и завершили репортаж со словами: Кто знает, чем еще нас удивит этот город? Знаем мы — к 2013 году в День Победы заработают три новых станции. И тогда добраться из Авиастроительного района на проспект Победы можно будет за 27 минут. Одна платформ приобретает свой постоянный вид.
Валерий Чернышов, Сергей Акимов
Три доблестных трудяги – проходческие комплексы «Айсылу», «Алтычяч» и «Сююмбике» готовятся к бою. До завершения первой ветки казанского метро машинам с именами татарских сказочных героинь остается не много — каждой по тоннелю. Они свяжут семь существующих станции с новыми тремя.
Первой к работе приступила лунная красавица – «Айсылу». Но работать по ночам она не может – чтобы не мешать жителям. Пока пройдено лишь с десяток метров. Комплекс выкладывает своего рода опору для старта. Точность ювелирная – отклонение в миллиметр и тоннель забракуют. Управляет лунной машиной всего один человек. Руслан Галимарданов – автолюбитель. Признается — со сложной механикой управляется не хуже, чем с баранкой.
Руслан Галимарданов, машинист тоннелепроходческого комплекса
– Здесь сложнее гораздо. У машины один двигатель, один тормоз, одно сцепление и все. А здесь три двигателя на то, три двигателя на се.
Обучать молодых специалистов метростроевцам приходится прямо на рабочем месте. В вузах и техникумах их не готовят. Нынешнюю команду собирали со всего СНГ.
Александр Цой, начальник участка ГУП «Казметрострой»
– У нас потерялась специальность после развала Союза и сейчас мы только на стадии её восстановления.
Скоро под землю уйдут и два других проходческих комплекса. Пока они на ремонте. Хоть грунт для строительства метро в Казани идеальный – песок. Но за пару километров он стачивает металл. Поэтому после завершения каждого тоннеля – уникальная техническая операция. Ведь машины рассчитаны всего на одну проходку. И после каждой их перебирают заново. Сейчас перерождается «Златовласка» — она пойдет параллельно сестре. Это в сказке «Алтынчяч» строптивая девица. На деле возвела уже несколько перегонов. На очереди еще один от новой станции «Декабристов» – до действующей станции «Козья слобода».
Александр Цой, начальник участка ГУП «Казметрострой»
– 150 метров в месяц, но думаю мы поработаем над машинами и даже ускорим проходку. Получается где-то в августе сдадим первые тоннели.
Как бы странно не казалось – но в обратном направлении станции уже соединены. Не хватает лишь одного тоннеля. Этим и займется третий комплекс с именем последней казанской царицы. Выполнить работы он должен не позднее сентября.
Александр Цой, начальник участка ГУП «Казметрострой»
– Здесь пойдет первая машина, которая была приобретена для строительства казанского метро. Под названием «Сююмбике». На данный момент у нас идут ремонтные работы по графику, даже опережая.
Валерий Чернышов, корреспондент
– На строительстве казанского метрополитена все как на съемках хорошего полнометражного фильма – начинают с финала. Так уже уложены рельсы на перегоне от станции «Заводская» до станции «Московская». Да и сама конечная остановка начинает приобретать законченный вид.
Пока не определись с точным названием — «Заводская» или «Авиастроительная». Зато здесь уже идут отделочные работы. Три тысячи кубометров бетона уйдет на самую большую платформу в Казани. Рельсы уложат только после обратной засыпки. Ведь станция еще осядет – примерно на полметра.
– Имеет длину 505 метров. То есть именно сюда состав будет приходить вечером и ночевать на станции. Утром движение будет начинаться со станции «Заводская».
Недавно определились и с точной датой завершения первой ветки. В тринадцатом году – доехать из одного конца города до другого можно будет за полчаса.
Вениамин Терзиманов, заместитель начальника ГУП «Казметройстрой»
– Мы поставили себе планку – дату, чтобы 9 мая сдать все три станции.
Но строительство на этом не завершится. К чемпиону мира по водным видам спорта в 15 году и к Мундеалю – должна быть появиться вторая ветка. А это еще три или четыре станции. Чтобы процесс шел быстрее, руководство республики приняло решение о покупке еще одной сестрицы-трудяги. Так что жители Казани уже гадают — как нарекут новую заграничную машину.
trt-tv.ru
А вы ощущаете себя защитником Отечества?
Завтра в России будут отмечать День защитника Отечества
Геннадий Осипов, заведующий лабораторией селекции плодовых культур ТатНИИ сельского хозяйства:
— Ощущаю, хотя по возрасту уже не годен к строевой службе. Стрелять умею, а научился этому за три месяца, когда вместе с сокурсниками химфака КГУ был на сборах в Саратовской области. Помню, мы проходили службу с солдатами-срочниками. Так мы быстро освоили то, чему солдат учили целый год, и стали лейтенантами. Теперь я старший лейтенант запаса, так что могу защищать Отечество в качестве ополченца.
Тимур Халитов, руководитель пресс-службы Арбитражного суда РТ:
— Я ощущаю себя защитником своей семьи и близких мне людей. А что касается защиты Отечества, то у нас должна быть профессиональная армия, потому что психологически сложно каждому мужчине стать солдатом или офицером, особенно творческим людям. Если кто-то хорошо рисует, пишет стихи, рассказы, играет на сцене, то уж лучше пусть занимается творчеством. Пользы от этого обществу будет больше. Так что каждый на своем участке должен быть защитником, тогда у нас будет все в порядке.
Василий Логинов, депутат Госсовета РТ:
— Всю жизнь ощущаю, как только стал взрослым. Я два года прослужил в радиоразведке, вначале в Нарьян-Маре, потом на острове Диксон. Погодные условия были очень трудные, но мы, солдаты, жили как одна семья, никакой дедовщины. Наверное, поэтому в советские годы никто не уклонялся от солдатской службы, все считали, что она закаляет характер. Да и чувство гордости было за страну. Когда над нейтральными водами летали американские бомбардировщики и истребители, то офицеры говорили, что наша военная авиация лучше.
Вениамин Терзиманов, заместитель начальника МУП «Казметрострой»:
— Однозначно, ощущаю. Да меня с детства учили, что Родину нужно защищать. Военным я не стал, но работа у меня, как говорится, самая мужская. После окончания Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта я работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Мне достался сложный участок в Бурятии, на котором проводились буровзрывные работы. БАМ была всесоюзной стройкой, молодые ребята приезжали со всех республик СССР. Вначале меня назначили горным мастером, потом стал начальником участка. Я думаю, что у меня есть и знания, и опыт для защиты Отечества. Но хотелось, чтобы они пригодились только в мирных целях — для строительства железных дорог и метро.
Айрат Сафин, директор Озерной средней школы:
— Так уж получилось, что мне не пришлось служить в армии. Однако, как любой мужчина, чувствую ответственность за безопасность своей страны. И если понадобится моя помощь, я не буду отсиживаться дома, жаловаться на какие-нибудь болезни. Я пойду защищать Родину.
www.evening-kazan.ru
«Давайте я подберу вам спецовки и приходите ко мне на станцию!» — Татцентр.ру
На прошедшей во вторник пресс-конференции строители казанского метрополитена подтвердили, что первый участок второй линии метро пройдет все же через микрорайон Азино, а не через Ново-Савиновский район, как рассчитывали горожане. Несогласные с новым вариантом «синей» ветки метро активисты движения «Казанцы за общественный транспорт» начали сбор подписей под петицией главе республики, в которой аргументируют большую эффективность для города Савиновского радиуса.
Новая линия будет начинаться с улицы Фучика, где возведут пересадочную станцию «Дубравная», и далее пройдет по улице Сахарова. Акт выбора трассы уже подготовлен и находится на согласовании в минстрое республики, рассказал замначальника технического отдела ГКУ «Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений» Андрей Давыденко. Возможно, что начало второго участка линии будет положено с улицы Декабристов, затем она пройдет по улице Чуйкова.
«При выборе района для новой ветки метро, в первую очередь, учитывалась его густонаселенность, транспортная доступность. Этот район (Азино) достаточно напряженный по перевозке пассажиров. Кроме того, строить здесь технически и экономически выгодно из-за сухих грунтов», — объяснил главный инженер ОАО «Метроэлектротранс» Эльмир Закиров. Кроме того, по его словам, первые варианты для ветки (через Ново-Савиновский район) подбирались предварительно, без учета показетелей. Впоследствии была выбрана «более востребованная трасса».
Гражданские активисты: «Станции в Азино смогут охватить 80 тыс. человек, тогда как в Ново-Савиновском — 200 тыс. жителей»
Не согласен с доводами Закирова лидер движения «Казанцы за общественный транспорт» Аскар Гатиатулин, по мнению которого линия через Азино будет экономически неэффективной. «Станции в Азино смогут охватить 80 тыс. человек, тогда как в Ново-Савиновском — 200 тыс. жителей. Строительство радиуса, а не дуги из Азино в центр могло бы решить транспортную проблему и быть более выгодным», считает Гатиатуллин.
Вариант, предлагаемый активистами движения «Казанцы за общественный транспорт» |
По предложению участников движения, первая очередь «синей» ветки должна начинаться от станции Суконная слобода и через парк им. Горького пройти до Ново-Савиновского района.
Метро наносит ответный удар
«Давайте я подберу вам спецовки, выдам перчатки, и, если вы такой патриот, приходите ко мне на станцию и наводите порядок, помогайте. Если у вас столько энтузиазма, собирайте еще людей», — посоветовал молодым людям заместитель начальника ОАО «Казметрострой» Вениамин Терзиманов. «Нужно сначала поучиться метростроительству, прежде чем рассказывать про его экономическую эффективность. Метро — это удобный, недорогой вид транспорта, о выгоде здесь говорить не приходится. Мы посчитали, что от станции Заводской (Авиастроительной) в Авиастроительном районе до Дубравной можно будет добраться менее, чем за час. А если мы будем делать радиус, то упремся в реку», — ответил активистам заместитель начальника ОАО «Казметрострой».
Метростроевцы уточнили, что нынешняя схема развития казанского метроплитена — всего лишь приблизительные наработки, и пока сказать, как действительно в дальнейшем могут быть проложены новые линии, практически невозможно. Как они заверили, в Ново-Савиновском районе метро будет обязательно, только не так скоро.
«Все предложенные варианты правильные, и они не отметаются. Просто нужно учитывать реалии сегодняшнего дня», — сказал Эльмир Закиров.
«Надо понимать, что мы строим в кредит, на заемные федеральные деньги. Может, участники движения смогут помочь и привлекут средства?», — поинтересовался Вениамин Терзиманов.
Активисты хотят выйти из интернета «на поверхность»
Несмотря на то, что решение о маршруте ветки принято, участники движения «Казанцы за общественный транспорт» намерены собрать подписи горожан под онлайн-петицией Рустаму Минниханову, «чтобы в Казани появилась действительно нужная линия метро». Как заявил лидер движения Аскар Гатиатулин, они намерены «выйти в оффлайн и продолжить работу с населением».
«Нужен диалог между теми, кто принимает решения на самом верху и народом. Даже если у нас не получится изменить ситуацию, мы хотим хотя бы понять логику властей». По словам Гатиатуллина, движение и в дальнейшем намерено привлекать внимание казанцев к транспортной проблеме Казани, чтобы горожане принимали активное участие в ее решении.
Карина Каримова
tatcenter.ru
Седьмая станция метро: метростроители Казани планируют сдать «Заречье» к концу года
На днях с заместителем начальника МУП «Казметрострой» Вениамином Геннадиевичем Терзимановым мы посетили строительство станции. Сейчас обустраиваются первый и второй вестибюли, полностью проложены рельсы по тоннелям от станции «Кремлевская», ведутся активные работы по отделке платформы, электромонтажные работы на платформенном участке, строительство пешеходных переходов.
Казанский метрополитен отвечает самым высоким стандартам безопасности. В тоннелях существует специальная система, благодаря которой пассажиры в случае форс-мажорных обстоятельств смогут перейти из одного тоннеля в другой. Это так называемые людские соединительные сбойки на протяжении всех 2500 метров.
— Вениамин Геннадиевич, в чем особенности запуска новой станции?
— Станция «Козья слобода» имеет односторонний съезд для поездов, поэтому она может быть запущена отдельно от вводимых в эксплуатацию станций второй очереди первой линии метрополитена. Она буквально «прирастет» седьмой станцией к действующей линии метрополитена. Платформа и вестибюли станции будут оформлены в стиле Hi-tech. Также в оформлении станции «Заречье» найдется место новшеству: вдоль платформы будет расположена светосигнальная полоса, которая будет загораться примерно за 100 метров до появления состава, предупреждая пассажиров о его прибытии на станцию. Финансирование на строительство метро поступает в необходимом объеме.
«Алтынчеч» вышла на станцию «Московская»
Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов и мэр столицы республики Ильсур Раисович Метшин 6 августа наблюдали за историческим моментом сбойки: тоннелепроходческий комплекс «Алтынчеч» вышел на станцию Казанского метро «Московская». Машина проделала путь от ДК им. Ленина (станция метро «Заводская») расстоянием более 1320 метров за 7 с небольшим месяцев.
Сегодня, по словам начальника МУП «Казметрострой» Марата Мулахмедовича Рахимова, на станции «Московская» полным ходом идут работы по строительству и обустройству котлована, водопонижение, готовится к проходке правый тоннель к станции «Декабристов».
— Расскажите о безопасности Казанского метрополитена.
— Безопасность — это первый и главный приоритет подземного транспорта. Казанский метрополитен отвечает самым высоким стандартам безопасности. В тоннелях существует специальная система, благодаря которой пассажиры в случае форс-мажорных обстоятельств смогут перейти из одного тоннеля в другой. Это так называемые людские соединительные сбойки на протяжении всех 2500 метров. Всего их 10.
Кроме того, программное обеспечение поездов метрополитена дополнено специальной системой автоведения, которая остановит состав в случае нарушения правил и норм безопасности. К примеру, в случае, если машинист потеряет сознание, система управления поездом автоматически переключится на диспетчера. Такие показатели безопасности в виде электронных STOP–условий применены на всех системах метрополитена.
Самый современный
Казанский метрополитен — самый молодой на территории бывшего Советского Союза в общем и России в частности. Регулярное движение было открыто 27 августа 2005 г. на участке из пяти станций «Кремлевская — Горки». Казань — столица Республики Татарстан, а поэтому все надписи, в том числе названия — на двух языках. Поезда Казанского метрополитена обслуживает электродепо. В метро Казани ходят составы из четырех вагонов, хотя станции рассчитаны принять поезд из пяти вагонов. В качестве подвижного состава используются новые вагоны с асинхронным приводом российского производства объединения ОАО «Вагонмаш» г. Санкт-Петербурга.
Значительную роль в оснащении Казанского метрополитена играют системы безопасности. Безопасность пассажиров организована при помощи систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и контроля доступа, противопожарной безопасности, а также особого комплекса обнаружения взрывчатых и наркотических веществ, фейс-контроля.
Проектировщики Казанского метрополитена оборудовали метро системами для комфортного и удобного пользования для людей с ограниченными возможностями.
К Универсиаде-2013 будут введены в эксплуатацию все станции первой линии метрополитена.
— Какие ближайшие планы у строителей?
— В этом году метростроевцы планируют запустить 3 тоннелепроходческих комплекса – «Айсылу», «Алтынчеч» и «Сююмбике». В ближайшее время тоннелепроходческий комплекс «Айсылу» начнет проходку тоннеля от станции «Заводская» к станции «Московская», «Алтынчеч» — от станции «Московская» к «Декабристов», а «Сююмбике» к концу года планирует начать проходку от станции «Декабристов» к станции «Заречье». Сейчас на станции «Декабристов» ведутся работы по подготовке котлована станции. Станции «Декабристов», «Московская» и «Заводская» должны быть сданы единым комплексом. Их пуск запланирован на 2013 год, к Универсиаде.
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Коротченко, 4, тел. (843) 292-78-10, факс (843) 292-39-62, e-mail:[email protected]
prominf.ru
Казанскому метро водолазы не понадобились
На прошедшей неделе авария в казанской подземке прокатилась волной не только по рельсам, но и слухами по городу: «Говорят, потоки воды неслись так быстро, что люди едва успели выскочить из поезда», «Теперь метро закроют, и надолго». Что же на самом деле случилось под землей между станциями «Площадь Тукая» и «Суконная слобода»? Наш корреспондент побывал на месте аварии.
Накануне Дня защитника Отечества, 22 февраля, тоннельный отряд из Башкирии, как обычно, проводил работы по бурению скважин для будущей водоотливной камеры. Такие камеры строятся для отвода грунтовых вод и располагаются в центре между тоннелями. Если посмотреть сверху, эта камера под №115 находится в районе остановки «Ул. Айдинова». Однако в конце рабочего дня, в 23.45, мощный буровой инструмент отклонился от вертикального движения и со всей силой врезался в стену правого тоннеля метро, пробив ее. В образовавшееся отверстие диаметром сантиметров двадцать стала поступать вода с песком. Вода быстро поднялась примерно на полметра. Но грязевой поток до самой станции «Площадь Тукая» не дошел — место аварии от пассажирской платформы отделяли триста метров.
На помощь метростроевцам для аварийно-восстановительных работ тут же прибыли сотрудники МЧС республики, подразделения Государственной противопожарной службы, военизированной газоспасательной части №4 «Восход». С рукавного автомобиля ГПС пожарные шланги раскатали в магистральную линию. А для откачки воды использовали мотопомпы мощностью 1600 литров в минуту.
Вначале на пробоину, как на пробитую велосипедную камеру, наложили резиновый пластырь, зафиксировав его металлическим листом. Затем с внешней стороны стены начали заливать цементно-песчаный раствор с «жидким стеклом» — такой состав затвердевает буквально в течение нескольких минут. После того как поврежденная стена приняла первоначальный вид, аварийный пластырь сняли.
Полностью аварию ликвидировали к 15 часам 23 февраля. Конечно, потребовалось время для очистки тоннеля от нанесенного грунта и песка.
Работа метрополитена в праздничные дни, которые оказались аварийными, не прекращалась. Но движение осуществлялось лишь по левому тоннелю. В течение трех суток, с 23 по 25 февраля, там курсировал по принципу челнока всего один поезд. Интервалы в движении, разумеется, увеличились, что заметно убавило количество пассажиров в эти дни.
Поезда в обоих направлениях с обычным интервалом движения начали ходить 26 февраля в 6 утра.
В чем же причина случившейся аварии? Рабочий зазевался и недосмотрел, что бур пошел не в ту сторону?
— Нет, — ответил заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов, — дело не в халатности или головотяпстве. У нас нет претензий к коллегам из Башкирии. Мощный бур, вращающийся с огромной скоростью и силой, вероятно, попал на большой камень или монолитный кусок породы такой крепости, что не смог пробить его. Точные причины после разбирательства назовет специально созданная комиссия.
Почему на действующем метро продолжаются строительные работы? Как пояснил Вениамин Геннадьевич, строительство водоотливных камер не вошло в график сдачи первого пускового участка казанского метро. Грунтовые воды, увы, неизбежный спутник подземного транспорта, и можно сказать, его первый враг. Но такое соседство воды за «бортом» метрокорабля обычное дело. В Москве, например, рядом с метрополитеном семь подземных рек столичного мегаполиса. А в Санкт-Петербурге соседствуют на большой глубине воды Балтийского моря.
Сейчас в Казанском метрополитене специальное оборудование в автоматическом режиме откачивает грунтовые воды в канализационную систему города. Свои собственные водоотливные камеры, которые сейчас строятся, «Казметрострой» планирует сдать весной.
Владимир ДЫННИК
Loading…
kazved.ru