Первая женщина — водитель городского автобуса: Фразу «Баба за рулем» я уже научилась читать по губам!
В девять утра у многих водителей автобусного парка №5 уже закончился обед — первая смена начала работать в пять утра, а закончит в четыре вечера. Перед проходной стоят мужики, обсуждая поломавшийся ШРУС и загоревшуюся лампочку давления масла. Совершенно инородно на этом фоне смотрится выходящая из дверей проходной молодая брюнетка. Инна Пехото — первая в Беларуси женщина — водитель городского автобуса.
— Ну что, поехали! — бодро заявляет она, и мы садимся в МАЗ-105 — зеленый автобус-гармошку. Инна заводит машину, нажимает на педальку, и вот мы уже едем по 42-му маршруту «Сухарево-6 — Люцинская». Свой автобус Инна нежно называет Титаником.
— Но это не потому, что он должен утонуть, а потому, что он — как настоящий корабль, — улыбается она. — Говорят, что техника — это как женщина, к каждой нужен индивидуальный подход. Вот и здесь так. Я привыкла к нему, и на короткий автобус в жизни не пересяду. Я без хвостика уже не могу!
«С троллейбуса на автобус пересела из-за любви»
Водителем автобуса Инна работает всего год, но в транспортных делах она уже давно не новичок:
— Никогда не поверите, кем я мечтала стать в детстве, — говорит она. — Дальнобойщиком! В 12 лет я уже каталась на мопеде, а как окончила школу — сдала на права. Сразу на три категории — A, B и C. Но водителем я стала не сразу, какое-время работала на швейном предприятии в Дзержинске. А потом приехала в Минск. Ехала в троллейбусе и в кабине случайно увидела своего одноклассника. Мы разговорились, он рассказал о своей работе, и я прямо загорелась! Пошла учиться в троллейбусное депо и стала водителем троллейбуса.
А из троллейбусного парка в автобусный Инну привела любовь. И не только к автобусам, но и к собственному мужу — именно тут работал Максим, когда они познакомились. Инна решила: буду работать водителем автобуса.
Ее романический рассказ прерывает гудок рядом — водитель из соседнего ряда показывает «Класс!».
— Многие удивляются, хотя в целом реакция положительная, — комментирует Инна. — Некоторые смотрят сперва на меня, а потом на крышу автобуса, чтобы понять: это автобус или все-таки троллейбус? А многие вообще не смотрят. Как-то зашел один мужичок, говорит мне: «Дочка, а какой это троллейбус?» Пришлось ему объяснять, что если женщина за рулем — еще не обязательно троллейбус.
«С троллейбуса на автобус пересела из-за любви»
По словам Инны, конфликтов с пассажирами у нее никогда не было.
— Один мужик в салоне как-то нажаловался кондуктору: «Так медленно едем, что я уже уснул. У вас что там, баба за рулем?» А у нас же график — быстрее нельзя, медленнее тоже. Меня увидел и извинился. Кстати, фразу «Баба за рулем» я уже научилась читать по губам, — смеется Инна.
«На каблуках водить автобус запрещено»
Многие думают, что женщина — водитель автобуса или троллейбуса должна выглядеть эдакой гром-бабой — может и коня на скаку остановить, и колесо самостоятельно поменять.
— Нет, что вы, колеса нам меняют в парке, мы можем только гайки подтянуть, причем я наловчилась это делать даже с маникюром, — с гордостью заявила Инна. — Ну и какой-то мелочевкой приходится заниматься. Например, примерзла дверь. Вот недавно еще у меня люк отвалился — пришлось временно замотать проволокой. В любом случае очень помогают коллеги, всегда подскажут, как и что. Это очень приятно. Хотя поначалу многие воротили носы: ой, баба, куда она там уже…
Я не удержался от вопроса:
— А ездите на каблуках и в мини-юбке?
— Ездить можно в любой одежде. Это женщины — водители троллейбусов не носят юбок, потому что иногда нужно залезать по лестнице на крышу и поправлять «рога». Если жарко — надеваю юбку. Обувь стараюсь использовать удобную. Правда, на каблуках, как и в шлепанцах, нам ездить запрещено, но ведь так хочется иногда выглядеть привлекательнее, — загадочно улыбается Инна. — То же самое и с музыкой. Нам нельзя слушать радио, но вы попробуйте отработать восьмичасовую смену без музыки. В общем, никто не мешает хорошо выглядеть и наслаждаться любимой работой!
«На каблуках водить автобус запрещено»
Уже пару минут мы стоим с левым поворотником в надежде вырулить с остановки в соседний ряд. Сбоку идет плотный поток, автобус никто не пропускает.
— Скажу вам честно, уважения к общественному транспорту со стороны легковушек никакого, — признается Инна. — Все лезут, подрезают, редко пропускают. Иногда хочу таких яйцами закидать!
Тут же вспомнился случай про водителя городского автобуса, который специально совершал ДТП с «неаккуратными» легковушками, а ролики с регистратора выкладывал в сеть. Интернет взорвался: мол, почему не тормозил? В ответ — не хотел подвергать опасности пассажиров из-за резкого торможения. В итоге водителя лишили прав на два года и уволили с предприятия.
— Так значит «наказатель» в чем-то был прав? — спрашиваю.
— В чем-то да, — соглашается Инна. — Мгновенно остановить двадцатитонный автобус действительно невозможно. Мы всем парком смотрели эти ролики — во многих случаях он мог тормозить плавно. Но он просто увлекся, заигрался.
Ну и как же обойти вечную тему: кто лучше водит — мужчины или женщины?
— Иногда смотрю — кто-то откровенно тупит. Проезжаю мимо — точно, блондинка за рулем! Но вообще неадекватных водителей хватает: и мужчин, и женщин.
Впрочем, никаких особых неприятностей на пути первой женщины-водителя не встречалось.
— Бывает, пьяный заснет, мы на диспетчерской его будим, водители другие помогают. Больше всего страшно, чтобы пьяный не выпал со ступенек автобуса. Виноват-то все равно будет водитель.
А вот погодные условия порой могут стать неплохим испытанием даже для водителей общественного транспорта:
— Год назад, когда был Хавьер, я еще ездила стажером рядом с водителем. О том, как тяжело тогда было, я поняла только недавно, когда выпал небольшой снежок, и мой автобус не смог подняться на горочку на Панченко.
Красота на «Газели»: каково женщине быть водителем маршрутки?
Блондинка за рулем – это явно не про нее. Мужское имя, мужская профессия. На дороге она как рыба в воде: умело маневрирует среди четырехколесных рифов и с легкостью уходит от «акул», жаждущих «подрезать» белокурую «маршрутчицу». Наша собеседница — Александра Ковалева, водитель 35 маршрута, — знает, как избежать аварии на дороге и предотвратить столкновение взглядов в салоне своего автомобиля. «Гуранка» прокатилась с одной из немногих представительниц прекрасного пола, решившихся разбавить своим женским очарованием брутальный мужской коллектив.
Наблюдать за Александрой Ковалевой с пассажирского сидения мне доводилось не раз. Наконец, мое любопытство взяло верх, и вот Саша сидит напротив меня уже в качестве собеседницы. Разговаривать за рулем – табу, поэтому встретиться решили в выходной, которых у нашей героини не так много. Александра пришла не одна. Поддержать любимую маму во время ее первого интервью вызвались шестилетний Ярослав и тринадцатилетняя Олеся. С такой командой никакие журналисты не страшны. А когда за плечами многолетний опыт общения с пассажирами – пожилыми, юными, разговорчивыми, нервными – ни о каком волнении и речи быть не может. Разговор с таким человеком обречен стать легким и непринужденным. Вопрос, который интересовал меня с тех пор, как я впервые увидела Сашу на ее рабочем месте, почему девушка выбрала столь сложную даже для многих мужчин профессию, требующую стальных нервов, каменного терпения и железного здоровья?
— Мой папа был водителем, — начала Александра, — работал дальнобойщиком, на «будке», водил бензовоз. Частенько брал с собой на работу, каталась с ним везде. Так что желание сесть за руль у меня появилось еще в детстве. В 12 лет я уже могла управлять транспортом. Папа даже на «ЗИЛе» (советский грузовой автомобиль) учил ездить. Получить права труда не составило, габаритов я тоже никогда не боялась, поэтому, когда пришло время, легко выучилась на водителя троллейбуса. Обучение длилось тогда 8 месяцев.
— Волновалась первое время? Все-таки управлять такой габаритной машиной, да еще и людей перевозить – дело сложное и ответственное.
— Нет. Не волновалась, не паниковала. Отучилась, сразу села и поехала. Шесть лет я там отработала. Даже побеждала в конкурсах — стала второй девушкой в истории троллейбусного депо, которая завоевала звание лучшего водителя. До сих пор меня там помнят и рассказывают обо мне нынешним сотрудникам.
- А что за конкурс такой?
— Это был конкурс на звание лучшего водителя. Раньше в троллейбусном депо его проводили регулярно. Проверяли мастерство, умение держаться. Нужно было выполнить упражнения: змейку, заезд в гараж и т.д., рассказать об устройстве троллейбуса, провести импровизированную экскурсию по городу — рассказать про какой-нибудь памятник в «агушку», так мы называли громкоговоритель.
- Да, да, помню, в старых троллейбусах водители часто уж очень неразборчиво что-то вещали в эту самую «агушку». Много шуток было по этому поводу.
— Это, наверное, у кого как. Я всегда старалась четко объявлять остановки. Видимо, до сих пор это осталось. По сей день, когда спрашиваю на маршруте об остановках, все удивляются: ничего себе, какой голос звонкий, громкий.
Любовь пересадила на «Газель»
- Почему решили пересесть на «Газель»?
— Тогда я встретила будущего мужа. Я ездила на троллейбусе «шестерке», он был водителем 35-й маршрутки. В общем, были конкурентами – маршрут у нас пересекался. Так и познакомились, на работе. Предложил выучиться на водителя категории «Д» (водитель автобуса). Еще когда работала в троллейбусном, появилось желание пересесть на ГАЗель. Сначала пробовала себя, стажировалась на выходных. А через полгода уже окончательно поменяла место работы. С мужем и по сей день коллеги.
- Чем сложнее управлять – троллейбусом или «маршруткой»?
— Для меня и то, и другое — легко. Но троллейбус, я бы сказала, — это более женский вид транспорта. Там всего 2 педали, а ГАЗель – это механика, не каждый может справиться. Особенно, по нашим пробкам. Да еще время нагонять – мы же по времени ездим. Вообще, на маршруте работать сложнее. В троллейбусном и график был поудобнее, успевала и отдохнуть, и домашние дела сделать. А здесь — с утра и до вечера.
— Кажется, что большую часть жизни вы провели за рулем…
— Общий стаж водителя у меня – 10 лет. А сколько еще без прав на мотоцикле ездила. Вообще, могу управлять любым видом транспорта. Когда училась на категорию «Д», даже на «ЛАЗе» (советский городской автобус) ездила.
«Увидят девушку, удивятся и пропустят»
Александра – не единственная, но пока одна из немногих в своем деле. По крайней мере, в нашем городе. И хотя женщина за рулем, пусть даже автобуса, — это уже общемировая тенденция, гендерные стереотипы все еще сильны настолько, что представительницы прекрасного пола на дороге, как и пару десятков лет назад, то и дело ловят скептические взгляды и выслушивают колкие комментарии. К сожалению, статистика в этом случае не на нашей стороне: женщины пока «рулят» по количеству ДТП. В то же время, те, кто эту статистку ведет, отмечают, что именно в серьезные аварии, девушки попадают реже мужчин. В аккуратности дамам точно не откажешь.
Тем не менее, мы все еще становимся героинями обидных анекдотов. А пока над нами смеются, мы продолжаем оттачивать мастерство. Никто не поспорит, что автоледи, готовых дать фору любому джентельмену, год от года становится все больше. Одна из них – сегодня перед нами.
«Есть много критериев, которым должен соответствовать водитель автобуса, к примеру, отсутствие на его счету ДТП и серьезных нарушений, и пол здесь никакого значения не имеет,- поясняет индивидуальный предприниматель Артем Меняйло, — Александра – ответственная, нареканий к ее работе нет. Кроме того, она активно занимается социальной работой. Она была одной из тех, кто оказывал помощь людям, пострадавшим от наводнения».
- Александра, за 10 лет часто возникали сложности на дороге?
— Серьезных ДТП не было. Незначительные нарушения, разве что, в самом начале карьеры, еще когда водила троллейбус и только привыкала к габаритам. Стараюсь аккуратно водить.
- Как вы относитесь к стереотипу «женщина за рулем – это обезьяна с гранатой»? Часто ли приходится слышать подобные комментарии на дорогах?
— Я так не считаю. Хотя, если речь идет именно о профессии водителя, здесь, как и в любом деле, это должно быть в душе, в крови. Все-таки любительские права – это совсем другое. Если не получается, лучше не рисковать. Что касается неприятных комментариев, сталкиваюсь с этим не часто. Но встречаются и, так сказать, злые водители. Бывает, и не пропускают. Но, как правило, если выглянешь в форточку, увидят девушку, удивятся и обязательно пропустят. Бывает, конечно, и кричат. Но я стараюсь реагировать спокойно, не отвечать грубостью на грубость.
«Здравствуй, Саша, спасибо, Саша…»
- Как ладите с коллегами по цеху? В мужском коллективе нравы, наверное, суровые…
— Коллеги ко мне относятся хорошо, с уважением. Даже если со временем затяну, они меня не ругают. Видят во мне, прежде всего, девушку, а не «своего парня».
— Работа с людьми всегда сопряжена с сильным стрессом. Как вы выходите из конфликтных ситуаций?
— Стараюсь промолчать. Но, бывает, устаешь до такой степени, что просто не выдерживаешь. Но до грубости не доходит. Максимум, голос повысишь, но сразу стараешься успокоиться и замолчать. Тем более, пассажиры бывают такие, что лучше лишний раз промолчать.
- Кстати, часто ли пассажиры удивляются, видя на водительском месте симпатичную девушку?
— Когда я только вышла, для многих это было дико. Бывало, зайдут, сядут, доедут, а потом выходят: «Ничего себе! Мы с девушкой ехали!». А сейчас у меня уже пассажиры все свои. Недавно произошел инцидент. Так получилось, что мы задерживались, долгое время не было на маршруте машины. Хотя я ехала согласно расписанию. Села женщина и сразу давай ругаться, даже жаловаться собиралась. Тут пассажиры начали меня защищать: «Этот водитель всегда к нам вовремя приезжает, правила не нарушает». Похвалили, защитили, в общем, меня. Конфликт был исчерпан. Пассажиры уже и по имени меня знают, заходят: «Здравствуй, Саша. Спасибо, Саша».
- Саша, а может быть, ваше имя отчасти и повлияло на выбор профессии?
— Да. Я третья, младшая, дочь в семье. Родители ждали мальчика, а родилась я. Но назвать все-таки решили Сашей. Я всегда больше любила носить брюки. Платья — разве что в раннем детстве. Сейчас иногда надеваю, дети аж удивляются. Но женственность все равно присутствует. Стараюсь следить за собой. В салоны, конечно, хожу редко, больше под настроение. Но домашний уход – масочки разные – обязательно.
Все дороги ведут домой
Водитель – он как пионер: в мороз, и в зной, и в ураган – всегда готов выйти на маршрут. Именно в такие моменты, когда замерзшие, промокшие до нитки, усталые пассажиры, как спасения ждут автобуса, прячась под узкой крышей остановочного павильона, ощущается важность этой профессии. От рассвета и до заката – «за баранкой». И как только у нашей героини на все хватает времени и сил с таким-то графиком?..
— До того, как стала водителем, любила готовить что-то интересное, получалось хорошо. А сейчас, к сожалению, времени совсем нет. По хозяйству помогает старшая дочь. Младший, Ярослав, в этом году пошел в первый класс. Он у нас тоже уже неплохо за рулем держится. Тренируемся рядом с домом. До педалей еще, конечно, не достает, но машину чувствует хорошо. А вот Олеся за руль не хочет, хотя и ноги давно уже достают (смеется).
- Олеся, неужели не хочешь продолжить семейную традицию?
— Не знаю. Просто не интересуюсь этим. Я увлекаюсь танцами.
- А ты, Ярослав, не боишься садиться за руль?
— Нет. Я просто пытаюсь чувствовать дорогу. И никогда не отвожу от нее глаз, смотрю внимательно. Это все благодаря маме, она меня учит уже с 6 лет. А еще я очень люблю спорт. Хорошо бегаю.
- Спортом тоже вместе с мамой занимаетесь?
— Нет. Мама у нас не спортсмен.
— На спорт, конечно, времени не хватает, как и на другие увлечения. Работа занимает практически все время, с 6 утра и до 10 вечера. На выходных – стараешься успеть переделать все домашние дела.
- Как отдыхаете от работы?
— Всей семьей ездим на озера. Я люблю рыбачить, это успокаивает нервы, особенно нравится, когда клев идет. Еще я хорошо плаваю, это тоже снимает напряжение.
- Не возникает желания сменить работу, найти что-то более спокойное, в каком-нибудь уютном офисе с 9.00 до 18.00?
— Нет. Ведь это любимая работа. В детстве я мечтала стать парикмахером, даже выучилась. Немного поработала, но поняла, что это — не мое. Я люблю водить машину, а еще нравится с людьми работать, с моими пассажирами. И они отвечают мне взаимностью.
- Спасибо за беседу. Всего вам доброго и удачи на дорогах!
Читайте также
lifestyle.guranka.ru
Женщины в мужских профессиях. Водитель автобуса.
Лариса, расскажите, кем вы мечтали стать в детстве?
Я мечтала стать капитаном корабля.
Как вы пришли в данную профессию?
Череда жизненных событий меня сюда привела. Семейные обстоятельства так сложились, что я не работала, мой муж обеспечивал семью, а я сидела с ребёнком. Всё было «шоколадно», но случилось небольшое несчастье и мне срочно потребовалось выйти на работу.
До этого я была художником, писала пейзажи и этим иногда зарабатывала. Ехала я тогда в автобусе и думала: «И что делать? Куда податься? Куда идти?», а автобусом тем управляла женщина. И я думаю: «О, а не пойти ли и мне?», тут минимум учёбы и хорошая зарплата.
А с какими трудностями вы столкнулись?
Было сложно привыкнуть, тогда я была единственной женщиной. Постоянные мужские взгляды, мне это было непривычно. Когда я в первый раз шла на учёбу в комбинат (Учебно-курсовой комбинат, филиал ГУП «Мосгортранс» – прим. редакции), перед ним стояла целая толпа мужчин, все в чёрном, я даже подумала о том, не повернуть ли обратно. Но ничего, справилась.
Наверное, хорошая закалка для характера?
Да, по началу было очень трудно. Изнеженная девушка не придёт сюда работать, должен быть определённый склад характера. Кто-то сможет, а кто-то нет. Многие приходят и уходят, остаются те, которым это очень нравится или кого жизненная ситуация заставляет.
А вы к какой категории относитесь?
Мне нравится.
Как сейчас к вам относятся коллеги мужского пола?
С уважением, я сейчас уже езжу на всех автобусах, на всех маршрутах, и на механике, и на автомате.
Как давно вы получили категорию D?
В 2005 году, я отучилась в комбинате. До этого у меня была категория B, а мой стаж вождения составлял год. Как раз в 2004 году я только получила права. Но я считаю, что это у меня в крови, когда я села в автобус, посмотрела в эти огромные зеркала, в которые всё прекрасно видно, и подумала: «Вот как тут можно не ездить? Это же проще, чем на маленькой машине!».
А какова реакция участников дорожного движения, когда они видят за рулём автобуса женщину?
Все уступают, потому что уважают.
Часто попадаются не слишком вежливые пассажиры?
Конечно, этого очень много, но их тоже можно понять. Они стоят, ждут на остановке автобуса и почему-то не понимают, что пробки в одну сторону могут длиться по несколько часов. И они злые, заходят в автобус, кричат: «Мерзавка, где ты была?», они просто не понимают.
А были ли какие-то интересные случаи за всё время вашей работы?
Из интересного, один раз мне просунули цветы под дворники.
Как реагируют пассажиры, когда заходят в автобус и видят за рулём вас?
Некоторые говорят: «О, смотри, смотри женщина за рулём!». А первое время, когда ещё были талоны, пассажиры, видя меня, были настолько удивлены, что, оплатив проезд, продолжали стоять и смотреть.
Лариса, нам рассказали, что вы ездили и на междугородних маршрутах повышенной сложности.
Да, я ездила из Москвы в Алушту (самый большой по продолжительности, до 36 часов). Это была моя мечта! Когда я увидела наш автобус «Волжанин», я в него влюбилась! И благодаря начальнику колонны, нашей дирекции, которая в меня поверила, моя мечта исполнилась. Были, конечно, сомнения, я всё же женщина. Сложившиеся стереотипы не играют нам на руку. Но всё прошло хорошо, и всё прошлое лето я вот так проездила.
Успевали отдохнуть, искупаться в море в перерывах между рейсами?
После линии мы сразу отправляемся на другую линию, автобус ещё подготовить нужно, чтобы знать, что с ним происходит. На длинных расстояниях нужно предусмотреть все возможные ситуации и взять с собой запасные детали, чтобы при необходимости сделать замену.
Вы сами меняете детали?
У меня есть сменщик, мужчина, но я и сама могу.
А как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?
В принципе, всё нормально и со стрессами я справляюсь. Единственный момент, когда мы в Крым собирались, я волновалась о том, как пассажиры будут реагировать. Поэтому, мы договорились со сменщиком, что я поеду первая, чтобы пассажиры ко мне привыкли. Всё было хорошо и замечательно, после серпантина, как при посадке самолёта, все аплодировали.
Расскажите, а какой у вас график? Удаётся ли отдохнуть на выходных?
Сейчас график очень хороший, мы работаем по сменам (9 часов) и мне это нравится. Я могу работать даже без выходных! (смеется) Если у меня два выходных, то уже начинаю скучать. Я настоящий трудоголик!
Есть ли возможность карьерного роста в данной сфере?
Я недавно задумывалась на этот счёт, но знаете, меня сейчас всё устраивает. Работа начальника не так интересна, пусть это работу выполняют другие люди. Возможно, в будущем.
Есть ли какие-то особенности в работе на автобусе?
Сначала пугают габариты, но потом привыкаешь. А так, многое похоже на обычный автомобиль. Вот разница заключается в моделях автобусов, они все разные. У каждой машины свой характер, душа. Вот стоит только плохо подумать о своём автобусе, как он сразу ломается.
Или когда «хозяин» меняется, а некоторых людей автобус не принимает. Машину нужно любить.
Скажите, а успеваете сейчас заниматься творчеством? Есть ли желание?
Желания практически нет, но иногда возникает. Сейчас пишу в основном для того, чтобы преподнести кому-то в подарок.
Текст – Ирина Сергеева
Фото – Мария Маринчук
- Девушка за рулем
somanyhorses.ru
«Почему женщины не водят автобусы?» — The Village
Многие горожане наверняка замечали странную закономерность: среди водителей троллейбусов и трамваев очень много женщин, а среди водителей автобусов их практически нет. The Village решил разобраться, действительно ли это так и если да, то почему? За ответом мы обратились к «Мосгортрансу».
Почему женщины не водят автобусы?
Пресс-сслужба «Мосгортранса»
Исторически сложилось, что для управления электротранспортом привлекались в основном женщины. Дело в том, что техническое обслуживание автобусов традиционно осуществлялось с участием водителей, а подобная работа зачастую требует серьёзных физических усилий, поэтому для работы на автобусном транспорте раньше приглашали мужчин. При этом техобслуживанием троллейбусов и трамваев с самого начала занимались специальные технические бригады, водители к этой работе не привлекались, поэтому водить троллейбус и трамвай могли и представительницы женского пола.
Сейчас ни водители автобусов, ни водители электротранспорта не привлекаются к участию в ремонте. Для этого в каждом парке работают соответствующие службы. Сейчас вакансии водителей «Мосгортранса» открыты как для мужчин, так и для женщин. А популярность троллейбусов и трамваев среди представительниц слабого пола, по всей видимости, связана именно с традициями.
15 183
водителей
в «Мосгортрансе»
СРЕДИ НИХ:
мужчин
2269
женщин
женщин-водителей
трамваев
женщин-водителей
троллейбусов
женщин-водителей
автобусов
Для управления троллейбусом требуются права категории «Троллейбус». Получить их можно на курсах в нашем Учебно-курсовом комбинате. После курсов будущий водитель сдаёт в ГИБДД экзамен на знание правил дорожного движения, далее проходит стажировку в троллейбусном парке, где сдаёт экзамен на вождение, после чего в ГИБДД получает соответствующую категорию и допускается к управлению транспортным средством.
Для управления автобусом водителю требуются права категории D. Но сказать, что сложнее водить, автобус или троллейбус — нельзя, у каждого своя специфика.
Иллюстрация: Саша Похвалин
Инфографика: Сергей Родионов
www.the-village.ru
Женщины, покорившие автобусы! В Петербурге дамы получают права категории «Д»
Женщины покоряют еще одну «мужскую» профессию. Скоро на улицы Петербурга выйдут автобусы с водителями-дамами.
На такой эксперимент в северной столице пошли впервые. Автобус — самая громоздкая и сложная в управлении машина.
Репортаж Ольги Суховой.
В Петербурге впервые выйдут в рейс женщины – водители автобусов. До сих пор на такую работу принимали только мужчин. Автобус – самая тяжелая городская машина и сложная в управлении. Троллейбус намного легче. Принимают на учебу дам с правами категории «В». Переподготовка на «Д» длится 3 месяца. У мужчин эта профессия непопулярная. Зарплата начинающего — 18 тысяч. С опытом – 30 тысяч.
Непривычно большой руль и габариты. Длина автобуса больше, чем у автомобиля в 3 раза. Но это не пугает слабую половину человечества. Отныне кресло в кабине самого мужского транспортного средства заняла женщина.
11 женщин — водителей автобуса выйдут на городские маршруты перед новым годом. После 6-летнего перерыва учебный комбинат снова стал готовить специалистов категории «Д». Водители маршруток вот-вот уступят дорогу профессионалам. В Петербурге вакантно 500 рабочих мест. Но никто не ожидал, что за руль сядут женщины.
Первой женщине–водителю пришлось не легко. Это теперь она — лучший шофер в парке. И не так давно бывшему автобусному кондуктору пришлось вынести много насмешек от коллег.
Для первого женского набора менять учебную программу не стали. Но перестроиться пришлось. Адаптировать язык под дамскую аудиторию.
Только потихонечку. Нас никто не торопит. От езды получайте удовольствие.
Тяжелый, в прямом смысле слова, автобус покоряется не сразу. Лариса Кузнецова только привыкла к тугим педалям, теперь придется подкачать и бицепсы. Но о своем желании стать водителем автобуса ни разу не пожалела.
Проверить уровень масла и поменять колесо — это еще не все, что обязан уметь водитель. Но пока название узлов и агрегатов даются нелегко.
На самом деле, каждая ученица надеется, что выйдет в рейс на автобусе, который совсем не будет ломаться. В противном случае без мужской силы все равно не обойтись. Ремонт автобусов — единственное пока не женское занятие. Хотя в автопарке теперь готовы к любым сюрпризам.
www.1tv.ru
«Пассажиры восхищаются, водители уступают дорогу»: 7 историй женщин, которым разрешили рулить автобусами
Водителей-женщин на автобусы стали набирать только в 2015 годуЖенщина за рулём автомобиля уже привычная всем картина. А вот женщина-водитель автобуса в России до сих пор диковинка.
В Екатеринбурге набирать представительниц слабого пола на автобусы стали только в 2015 году. Как объяснили в МОАП, мужчины не шли работать на автобусные маршруты, и кадровую проблему попробовали решить за счёт дам.
– Молодёжь к нам просто не идёт, – пожаловался корреспонденту E1.RU директор автотранспортного предприятия N 2 Екатеринбурга Сергей Катышев. – Молодые люди предпочитают автобусу другую работу, ведь прежде чем сесть за руль, нужно за свои деньги четыре месяца учиться на категорию D. Раньше у нас при предприятии была своя школа и обучение было дешевле, поэтому и проблем с кадрами не было. А теперь им приходится учиться в автошколах, а у них ценник выше.
До 2015 года на автобусном маршруте работала одна-единственная женщина – Людмила Яковлева, которая пришла работать в 1957 году и провела за рулём почти 40 лет, причём разрешение стать водителем автобуса она выбивала через Министерство транспорта СССР. Сегодня из 636 водителей городских автобусов 9 женщин. Почти все они раньше водили троллейбусы, но теперь решили пересесть на транспорт потяжелее.
Корреспонденты Е1.RU встретились с ними, чтобы узнать, почему они взялись за тяжёлую «мужскую» работу, как на них реагируют пассажиры, как складываются отношения с другими водителями и как они уживаются на одной дороге с горячими восточными пилотами вездесущих маршруток. Двух нам застать на рабочем месте – за баранкой – не удалось, но остальные о своей работе рассказали с удовольствием.
«Некоторые считают, что женщина за рулём автобуса – это аномалия»class=»_»>
Галине Блиновой 36 лет. В водители автобуса её «заманил» муж, который раньше сам работал на автотранспортном предприятии. Галина решила попробовать и променяла троллейбус, на котором проработала 13 лет, на автобус. Сейчас она работает на автобусе 1-го маршрута, который ходит в Кольцово, и говорит, что не представляет свою жизнь без руля.
Галина Блинова работает на автобусе N 1 и ездит между Кольцово и железнодорожным вокзалом– В первую очередь, в водители автобусов потянулись женщины, которые работали на троллейбусе. Нам легче приспособиться к этому транспорту, ведь мы знакомы и с габаритами, и с принципами управления. Я нисколько не пожалела, что поменяла место работы. Ездить на автобусе гораздо комфортнее, чем на троллейбусе. Это как пересесть с «Жигулей» на иномарку. Услышав наши положительные отзывы и видя наши расчётки по зарплате (зарплата водителя автобуса – от 34 тысяч, троллейбуса – от 26 тысяч. – Прим. ред.), многие женщины-водители сейчас подумывают, чтобы перейти из ТТУ в МОАП. Чтобы прекратить эту текучку, мы даже стали распускать слухи, что нам здесь очень плохо, что нас не воспринимают.
Основная часть коллектива нас приняла хорошо. Конечно, ещё остались закоренелые мужчины, убеждённые в том, что женщина за рулём автобуса – это аномалия. Просто они никогда не сидели за рулём троллейбуса и не понимают, что это гораздо сложнее, чем управлять автобусом.
Что касается пассажиров, то кто благодарит за поездку, а кто-то, бывает, остаётся недоволен тем, что за рулём женщина. Однажды у меня сломался автобус, и когда я вышла посмотреть, что произошло, то первое, что услышала, было: «Конечно, баба за рулём!». Но, несмотря на такие высказывания, я всё равно люблю свою работу. Изначально я училась на ювелира, но поняла, что это не моё.
«Один из пассажиров, увидев меня, перекрестился»class=»_»>
Всю жизнь Ольга Скаредина мечтала работать водителем автобуса, но когда узнала, что женщин туда не берут, устроилась работать на троллейбус. За рулём «рогатого» она ездила 14 лет. Сейчас ей 38 лет, и она решила пойти в водители автобуса. Тем более что её муж тоже водитель автобуса и всему её научил. Сейчас они работают на одном рейсе – посменно.
В кабине автобуса Ольга Скаредина изо всех сил наводит уют: на полу – коврик, на ногах – тапочки– Мой папа был водителем грузовых машин и в детстве брал меня с собой в гараж, я любила сидеть за рулём. Видимо, это и повлияло на мой выбор профессии.
Горожане по-разному относятся к женщинам-водителям. Некоторые считают, что женщина за рулём – это обезьяна с гранатой. У меня был случай на 45-м маршруте, когда пассажир вышел на остановке, обошёл автобус спереди и перекрестился. Поэтому за рулём автобуса я чувствую себя богиней: пассажиры молятся, пешеходы крестятся.
Про наших «коллег»-маршрутчиков скажу одно – они беспредельщики. Мешают нам на дороге, регулярно создавая аварийные ситуации. Всё, что можно нарушить, они нарушают. Их девиз: «Красный наш, зелёный общий». А вообще я люблю свою работу, уж очень мне нравятся большие машины. Я бы и на фуру работать пошла, если бы меня отпустил муж.
«Мне всегда нравились большие машины»class=»_»>
Из всех женщин в автопарке Людмила Боркунова единственная, кто до этого не водил общественный транспорт. Всю свою жизнь она проработала в торговле. Но в 40 лет, увидев в газете объявление, решила пойти на водителя автобуса. Сейчас она заканчивает обучение и готовится выйти на линию. На каком маршруте она будет ездить, пока не знает.
Людмила Боркунова раньше работала продавцом, а теперь водит автобус– Я пришла сюда за стабильностью. Мой муж сначала был против этой работы – он дальнобойщик и считает эту профессию сложной, но я смогла его убедить в обратном.
Большие машины мне всегда нравились. Поэтому и работа на автобусе мне по душе. Особенно нравится сидеть высоко и управлять этой большой машиной. Я не пожалела, что потратила столько времени на обучение и пришла сюда. В 40 лет я сделала свой выбор сознательно.
«Водители-мужчины шутят, что мы рога потеряли»class=»_»>
Долгое время Ольга Комарова работала на троллейбусе водителем. Несколько лет назад захотела научиться водить автобус, когда узнала, что в Москве на этом транспорте работают женщины. Поэтому когда набирать женщин начали и в Екатеринбурге, она, не раздумывая, в свои 38 лет решила пересесть на автобус. Вы её можете встретить на двух маршрутах: N 13 и N 56.
Ольга Комарова тоже по-женски украсила кабину водителя– Я уже не первый год на дороге, поэтому не считаю свою работу сложной. Конфликтов с другими водителями на улицах города у меня не было. Конечно, бывает, что не выпускают с остановки, но у нас это обычная ситуация. Водители маршруток приветливые. Бывает, конечно, что подрезают, но когда увидят, что за рулём женщина, улыбаются.
Горожане по-разному реагируют, когда видят меня за рулём автобуса. Некоторые пассажиры на остановках заглядывают и проверяют, неужели тут женщина сидит, пальцем показывают. С мужчинами на работе отношения хорошие, они всегда готовы прийти на помощь. Бывает, вспоминают нашу прежнюю работу и шутят, что мы «рога потеряли». Но мы не обижаемся.
«Автомобилисты мне показывают «класс»class=»_»>
10 из 30 лет Татьяна Данилова водит троллейбус. Когда узнала, что в Екатеринбурге требуются женщины-водители автобусов, решила поработать и на этом виде транспорта.
Татьяна Данилова просит водителей уважать друг друга на дороге– Когда горожане видят меня за рулём автобуса, то сначала удивляются, а затем восхищаются. Бывает, что автомобилисты даже выглядывают из окон, показывают «класс» и кричат «молодец». Но мне хотелось бы, чтобы на дорогах было больше уважения к общественному транспорту и вообще друг к другу. От остановки сложно отъехать, водители не выпускают, а ведь у общественного транспорта есть преимущество. Есть сложности и с коммерческими перевозчиками: маршрутки могут встать посередине остановки, так, что не подъехать. Тогда приходится ждать, а пассажиры возмущаются и просят их высадить на проезжую часть. Объясняю им, что я не могу этого сделать. А так, мы с маршрутчиками не соревнуемся, за пассажирами не гоняемся. Пусть они между собой устраивают гонки, а для нас важнее безопасность пассажиров.
«Свою работу я люблю за душевное спокойствие»class=»_»>
Марина Куликова недавно закончила юридический факультет с красным дипломом. До этого она 12 лет проработала водителем троллейбуса. Однако вместо того, чтобы уйти в юридическую контору, она пошла работать водителем автобуса. Сейчас ей 37 лет, она воспитывает трёх сыновей и работает на 45-м маршруте.
Марина Куликова, кроме того, что водит автобус, ещё воспитывает трёх сыновей. Поэтому в мужском коллективе чувствует себя легко– Свою работу я люблю за душевное спокойствие. На работе я отдыхаю, ведь здесь нет эмоциональной напряжённости. Поэтому я и не пошла в юристы, потому что не хочу ложиться спать с проблемами чужих людей.
Приятно, что водители, когда видят меня за рулём, улыбаются и уступают дорогу. С уважением относятся даже водители маршруток. За рулём троллейбуса такого не было, троллейбус вообще не воспринимают как общественный транспорт. Водителей автобусов хоть как-то уважают, возможно, потому что привыкли видеть за рулём мужчин.
Я хорошо разбираюсь в технической части автобуса. Конечно, мастера меня сначала всерьёз не воспринимали. Но когда я привозила автобус на ремонт и в заявке писала, что мне нужно починить, то всегда правильно определяла неисправность. Опыт, его же никуда не денешь.
«Пассажиры говорят, что мы плавнее едем»class=»_»>
Наталье Кунщиковой 41 год. Её можно встретить на 45-м маршруте. 15 лет она работала водителем троллейбуса, но весной этого года решила стать водителем автобуса.
Пассажиры Натальи Кунщиковой пишут в МОАП благодарности, отмечая, что она едет по дороге плавно– На автобусе работать мне нравится больше, здесь намного комфортнее, и я так сильно не устаю. За рулём троллейбуса ведь нужно не только за дорогой следить, но и за контактной сетью.
От работы у меня только положительные отзывы. Пассажиры шлют благодарности руководству, отмечая, что мы плавнее и спокойнее едем, и водители относятся уважительно. Например, когда я еду в пробке у «Калины», водители большегрузов, видя, что за рулём женщина, всегда пропускают.
Поболтать подружкам-водителям удаётся только на конечнойТекст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: Антон БАСАНАЕВ / Е1.RU
www.e1.ru
Троллейбусы и автобусы – Раньше, когда мы проходили медкомиссию, 24-я поликлиника не допускала нас к работе на автобусах – только троллейбусы. А с Нового года дали добро, вот самые смелые и пошли. К автобусу, мне кажется, больше уважения как к общественному транспорту, троллейбус воспринимается как игрушка. Я 17 лет отработала на троллейбусе, поэтому могу точно сказать, что автобус проще, потому что нет токоприемников. В плохую погоду с токоприемниками будет однозначное лазание наверх несколько раз в день. Автобус спокойней – едешь, ни за кем не стоишь, никто за тобой не стоит, никому ты не мешаешь. С точки зрения управления, маневренности, по габаритам одно и то же. Здесь больше датчиков, больше лампочек, за которыми надо постоянно следить, но к ним быстро привыкаешь. «Баба за рулем» – В троллейбусе меня никто не замечал, в автобусе стало много внимания, конечно. Очень обидно, когда слышишь или явно видишь по губам «баба за рулем» – дикость какая-то! Впрочем, иногда наоборот – подходят, благодарят. Одна бабуля прочитала, что обслуживает Наталья Сергеевна, подошла к окошку и говорит: «Наталья Сергеевна, вы гордость столицы». Смешно, но и приятно, конечно. Даже замуж один раз звали! Если посмотришь в заднее зеркало, то иногда кажется, что весь салон сюда смотрит. Одеваюсь, впрочем, все равно так, как захочу: и юбки, и платья, и джинсы. Только не каблуки, каблуки – это табу: для педалей они ни в коем случае не подходят, можно зацепиться – и будет трагедия. Коллеги, наверное, понимают, что с троллейбуса на автобус пересесть – перемена не такая уж большая, поэтому конфликтных ситуаций нет. Смотрят, конечно, иногда с подозрением, но отношения хорошие. Я никогда не делю водителей на женщин и мужчин, водитель – он и в Африке водитель. Мужики, бывает, ездят так, что «боже мой, откуда ты взялся?» Мне кажется, процентов 20 вообще выпускать на дорогу нельзя – и мужчин, и женщин. Я несколько лет отработала в такси и сейчас, если приедет девчонка-водитель, буду ехать с ней гораздо спокойней. Женщина за рулем зачастую ответственней мужчины. Пассажиры – Очень бы хотелось изменить понимание людей о том, как себя вести. Даже как заходить и выходить из автобуса – это у нас какая-то проблема, пассажиры как будто гуляют по парку: еле заходят, еле выходят. Чуть-чуть бы ускорились – и нам было бы проще работать по расписанию. Поведение на остановке тоже удивительное: подъезжаешь, зеркало на этом автобусе висит так, что можно снести головы. А люди все уже на краю платформы и вытягивают шеи – высматривают тебя. Или не успеешь подъехать, а некоторые уже внизу, не на краю платформы, а на самом асфальте – лишь бы быстрее заскочить. А потом начинаются жалобы: почему вы к бордюру вплотную не подъезжаете? Переходя дорогу, бегут, буквально кидаются под колеса! И не только на пешеходных переходах, но и где угодно. Не смотрят по сторонам, не думают, что остановить эту махину мгновенно нельзя, а зимой, в гололед, даже если я еду 5 км/ч, тормозной путь очень длинный. Нужно создать какую-то обучающую программу и всем пешеходам тоже сдавать экзамен в ГАИ!
О езде по городу и других водителях – Я работаю в Каменной Горке – и это просто ужасно. Плохо продуманная инфраструктура усугубляется невежливым поведением водителей. Вот, например, «Материк»: на въезде стоит колонна машин, у меня такое чувство иногда, что там все дают бесплатно в определенное время, поэтому всем туда нужно. И мне надо налево, для этого нужно перестроиться в третий ряд от остановки, а всем надо из третьего в первый и направо, к «Материку». Очень часто стоишь, красный свет горит, какой-нибудь водитель станет между вторым и третьим рядом и не может чуть подвинуться, чтобы пропустить. Место есть, усилия минимальные, я уеду – и не будет меня больше на этом перекрестке. Но нет – такие будут стоять и держать за собой колонну автобусов, потому что на всех наплевать. Машины, запаркованные в крайнем правом ряду, меня не очень волнуют – лишь бы одна полоса была свободна, проеду. Плохо, когда останавливаются посреди остановки высадить кого-то или газету купить – им на пару минут, а мне из-за этого невозможно подъехать к остановке. И пассажиры начинают ругаться, но не на виновника, а на водителя общественного транспорта. В целом, я бы советовала минчанам меньше торопиться. У меня стаж большой, я свое уже отлетала, да и за время работы насмотрелась на разные ситуации на дороге, на жуткие аварии. И после этого поняла, что лучше ездить спокойно, аккуратно и не торопясь. |
citydog.by