Войковская станция метро в честь кого названа – Кто такой Войков в честь которого названа станция метро?

Содержание

Кто такой Войков в честь которого названа станция метро?

Многие москвичи, проезжая станцию метро  «Войковская», не задумываются о том, кто же такой Войков. Писатель? Ученый? Космонавт? Нет, ни то, ни другое, ни третье. Пинхус Лазаревич Войков (1888-1927)  – по профессии химик, но никаких открытий в области химии он не сделал. Это вам не Менделеев, именем которого тоже названа одна из станций метро. Войков был комиссаром Уралсовета в 1918 г. Позже занимал другие хлебные должности, с 1924 г. по день смерти был послом СССР в Польше. Значит, талантливый дипломат? Да нет, химик Войков никаких достижений на дипломатическом поприще не имел, был обыкновенным полпредом, как многочисленный сонм других. До революции состоял в партии меньшевиков, а в 1917 г.  переметнулся в большевистскую партию, вовремя сообразил,  кто теперь на плаву.

Так за что же его чествует русская столица? Что великого или просто важного совершил этот гражданин? Войков действительно знаменит. Он действительно совершил одно, но чрезвычайно необычное  «дело». Черное дело величайшей важности. Он участвовал в величайшем преступлении века – в убийстве Царской Семьи, включая самого Императора, его супругу, их 14-летнего больного сына, ни в чем не повинных дочерей, а также в убийстве простых лиц,  оставшихся верными Царю, в убийстве врача Е. С. Боткина  (врачей тоже надо убивать?), в убийстве слуги А. С.  Труппа, повара И. М. Харитонова и горничной А. Д.  Демидовой. Кем в этот момент был Войков –  меньшевиком или большевиком, какой классовый инстинкт подсказал ему, что надо убивать также поваров и горничных?

 

Вместе с Юровским по приказу Свердлова и Ленина Войков готовил сукно для заворачивания трупов, керосин и серную кислоту для их полного уничтожения. Как матерый бандит,  Войков сжигал и испепелял тела мучеников из Ипатьевского подвала. Но не только. Чтобы спровоцировать Царя Николая Второго на «побег» под контролем ЧК, Войков сочинил фальшивку от имени якобы группы офицеров, желавших освободить свергнутого генералами Алексеевым и Рузским Императора. Царь на фальшивку Войкова не клюнул, и шайке головорезов пришлось довольствоваться собственными домыслами о готовившемся «побеге».

Войков вместе с Юровским был ведущим исполнителем злодеяния. После расправы над Семьей он снял с одного трупа перстень с большим рубином и хвастался им: вот кто,  дескать, прикончил ненавистную Империю.

И вот в честь киллера, в честь убийцы русского Царя,  Царицы, их детей (какая ж свобода без убийства детей?),  врача и слуг названа станция московского метро. Тогда уж добавили бы: станция «имени убийцы Войкова».  Не химика, не дипломата, не меньшевика-большевика, а именно – убийцы! Маньяк Пичушкин, отбывающий пожизненное заключение за кровопускание, правда, не ради революции, а ради «спорта», мог бы повесить у себя в камере портрет Войкова. Братья по крови.

И если на станции метро «Чеховская» художники нарисовали беседку, сад, романтический силуэт девушки, то на станции метро «Войковская» почитатели изувера могли бы нарисовать сцену добивания жертв. Две дочери Царя и горничная Демидова не были сразу расстреляны  (у подручных Войкова руки, что ли, тряслись?), так их потом зверски докалывали штыками. Да так, что штык вонзался в пол через тело и девушки еще страшно мучились.  А позже Пинхус Войков (дипломат!) расчленял топором трупы.  Годится такая картинка для станции метро? Наверное, нет. А имя живодера Войкова годится? Мы должны чтить палача за его палачество?

Общественность многократно, начиная аж с 1994 г.,  обращалась в мэрию Москвы с просьбой о переименовании станции метро «Войковская». Сотни подписей,  масса пикетов, митингов, поток писем и телеграмм –  нет, кому-то очень дорог уголовный преступник. Неподалеку от метро – площадь космонавта В. Н. Волкова. Там стоит и памятник этому отважному человеку, дважды Герою Советского Союза, трагически погибшему при окончании своего второго полета в космос. Можно было бы назвать эту станцию, например, именем космонавта Волкова. Тем более,  что к этой части Москвы екатеринбургский мародер никакого отношения не имеет.

В разгар перестройки московские власти сразу, не задумываясь о материальных издержках, переименовали станцию метро «Ждановская». Конечно, у Жданова были минусы. Но при всем том Жданов руководил обороной Ленинграда, всю блокаду провел в осажденном городе.  Повторяю: московские власти не посмотрели на  «неоднозначность» фигуры Жданова и стерли его имя с лица столицы мгновенно.

Царская семья канонизирована всей полнотой Русской Православной Церкви. Наши власти любят подчеркнуть свое уважение к Патриарху и Церкви. Но при этом берегут, как зеницу ока, имя истязателя святых мучеников.

Доколе?

Владимир Осипов

Православное общественное движение «Божья Воля» просит читателей портала «Православный Взгляд» помочь собрать средства, для организации общественной кампании за переименование станции Войковская, в первую очередь для сбора подписей у жителей района и просветительской деятельности ( листовки, стенды, рол-апп банеры, наклейки, атрибутика).  Активисты предлагают вернуть району и станции метро историческое название — Никольское. Поддержать кампанию можно переведя средства на Яндекс кошелек 41001193462554.

orthoview.ru

В честь кого названа Войковская

ljfun — 14.11.2013 Леонид Каганов рассказывает интересно о том, в честь кого названа станция метро Войковская в Москве.

Слово Каганову:


Храм на месте Ипатьевского дома, где была убита царская семья.


Ганина Яма под Екатеринбургом — место, где были закопаны останки.

Как вы помните, недавно я с коллегами-литераторами побывал в Екатеринбурге на конференции, посвященной 400-летию дома Романовых.

Там я с изумлением узнал одну любопытную деталь, о которой не подозревал. Собственно говоря, расстрел царской семьи — без суда, тайком, в подвале, вместе с детьми (двумя юными девушками и маленьким царевичем), а затем зверское добивание умирающих и растворение останков в серной кислоте (!) — это некое эталонное зло в палате Мер и Весов. Которое одинаково противно любому интеллигентному человеку, независимо от вероисповедания и отношения к идеям Революции. Понятно, что расстрел и растворение в кислоте детей — далеко не единственное зверство тех лет, однако это не может оправдать злодеяние (как сегодня принято говорить — «резонансное убийство»).


yablor.ru

расположение, история названия и архитектура

Станция «Войковская» расположена на Замоскворецкой линии метро в Москве. Она находится под Ленинградским шоссе на территории одноименного района в Северном округе столицы. Станция была открыта в декабре 1964 г. Свое название получила по чугунолитейному заводу им. П. Войкова, находящемуся поблизости.

История

План строительства станции «Войковская» в метро Москвы появился еще в 1938 г. Затем она упоминалась в схеме 1957 г., однако в то время программа развития подземки часто корректировалась, поэтому возведение началось только в 1959-м. Строили открытым способом по типовому проекту.

Станция представляет собой колонную трехпролетную конструкцию с мелким заложением. Ввод «Войковской» в эксплуатацию в составе участка «Речной вокзал» — «Сокол» состоялся 31.12.1964. После этого в Московском метро стало 72 станции.

В честь кого названа

Станция метро «Войковская» получила название по находящемуся неподалеку Московскому чугунолитейному заводу, носящему имя российского революционера Петра Войкова. Кроме того, она сохранила название рабочего поселка Войковец, ранее существовавшего близ завода.

Вместе с тем история названия станции метро «Войковская» до сих пор будоражит общественность. Многие москвичи требуют переименовать ее по причине преступных деяний Петра Войкова, которого считают причастным к убийству семьи Николая Второго.

Вопрос о переименовании станции в ноябре 2015 года даже подняли на электронном референдуме «Активный гражданин». По результатам голосования 53 процента участников высказались против смены названия.

Несмотря на завершение опроса, общественная дискуссия продолжается по сей день. Депутаты «Справедливой России» предлагают присвоить станции метро «Войковская» имя Эльдара Рязанова. В 2016 году о недопустимости сохранения в московской топонимике имени П. Войкова высказался патриарх Кирилл.

Оформление и архитектура

Станция была построена при Хрущеве, когда действовало постановление об устранении излишеств в проектировании, поэтому оформлена скромно. Путевые стены покрывает керамическая плитка черного и голубого цветов. Пол выложен серым гранитом, а колонны облицованы белым мрамором.

На платформе станции метро «Войковская» — две скамейки, у северного и южного выходов, а в центре — колонна экстренного вызова.

Расположение

«Войковская» находится между станциями «Водный стадион» и «Сокол». Выходы соединены с подземными переходами, которые оканчиваются павильонами, ведущими на площадь Ганецкого, Ленинградское шоссе, улицу Космодемьянских и железнодорожную платформу Ленинградская. От станции метро «Войковская» до центра столицы – десять километров.

Есть выходы к троллейбусным и автобусным остановкам, находящимся по обеим сторонам Ленинградки. Вблизи восточного выхода расположена трамвайная остановка.

В 340 метрах от «Войковской» находится ж/д платформа Ленинградская, через которую проходят поезда, отправляющиеся с Курского и Рижского вокзалов.

Достопримечательности

Неподалеку от юго-восточного выхода станции метро «Войковская» расположен Парк им. Воровского. В 1896 г. на этом месте была лечебница для алкоголиков, а в советское время на ее территории разбили парк.

В 210 метрах от северного выхода находится офисный и торговый центр «Метрополис». Также в ста метрах от станции, на Ленинградском шоссе, расположено здание колледжа предпринимательства № 11.

Происшествия

19.03.2006 между станциями метро «Войковская» и «Сокол» произошел провал бетонной сваи в тоннель. В результате происшествия был поврежден один из вагонов проходившего в том месте электропоезда. К счастью, никто из пассажиров состава не пострадал, однако этот случай вызвал бурную реакцию москвичей и широко освещался в СМИ. Как было установлено, виноваты в произошедшем оказались монтажники, которые прямо над тоннелем подземки устанавливали рекламную конструкцию.

В сентябре 2013 года на станции метро «Войковская» случился еще один инцидент. Байкер вместе с мотоциклом спустился в подземку и проехал на транспортном средстве по перрону. Соучастники нарушителя порядка снимали все происходившее на видео. Первого октября сотрудникам МУРа удалось задержать байкера, совершившего нарушение, на Измайловском бульваре. Им оказался молодой человек по имени Павел Волков. Впоследствии ему предъявили обвинение в хулиганстве.

fb.ru

Войковская (станция метро) — Википедия. Что такое Войковская (станция метро)

«Войковская»

Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Выход на поверхность

55°49′11″ с. ш. 37°29′49″ в. д.HGЯO

55°49′05″ с. ш. 37°29′54″ в. д.HGЯO
Дата открытия 31 декабря 1964 года[1]
Проектное название Завод Войкова, Посёлок Войкова[1]
Проекты переименования Петербургская (1991, 1992), Северо-Западная (2007), Волковская (2010), Героев обороны Москвы (2010), Декабрьская (2011), Ковердинская [2], Чугунолитейная (2012), Авиационная (2012), Манделы (2013), Воротынская[3], Глебово[4], Коптево, Эльдара Рязанова (2015), Маршала Василевского, Балтийская[5] (2016)
Район Войковский
Округ Северный
Тип Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 7
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы И. Г. Петухова, А. Ф. Фокина[1]
Инженеры‑конструкторы Э. М. Гендель, О. А. Сергеев[1]
Станцию возвело СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Фёдоров)
Выход к улицам Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого,
улица Зои и Александра Космодемьянских
Переходы на станции 14 Балтийская
Ленинградская МЖД
Наземный транспорт А: 90, 114, 179, 204, 282, 321, 461, 591, 621, 780, 888, 905, Н1; Тб: 6, 43, 43к, 57; Тм: 23, 27, 30, 31
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 039
Соседние станции Водный стадион и Сокол
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями

wiki.sc

Войковская (станция метро) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску
«Войковская»

Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Выход на поверхность

55°49′11″ с. ш. 37°29′49″ в. д.HGЯO

55°49′05″ с. ш. 37°29′54″ в. д.HGЯO
Район Войковский
Округ Северный
Дата открытия 31 декабря 1964 года[1]
Проектное название Завод Войкова, Посёлок Войкова[1]
Проекты переименования Петербургская (1991, 1992), Северо-Западная (2007), Волковская (2010), Героев обороны Москвы (2010), Декабрьская (2011), Ковердинская [2], Чугунолитейная (2012), Авиационная (2012), Манделы (2013), Воротынская[3], Глебово[4], Коптево, Эльдара Рязанова (2015), Маршала Василевского, Балтийская[5] (2016)
Тип Колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 7
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы И. Г. Петухова, А. Ф. Фокина[1]
Инженеры‑конструкторы Э. М. Гендель, О. А. Сергеев[1]
Станцию возвело СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Фёдоров)
Переходы на станции 14 Балтийская
Ленинградская МЖД
Выход к улицам Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого,
улица Зои и Александра Космодемьянских
Наземный транспорт А: 90, 114, 179, 204, 282, 321, 461, 591, 621, 780, 888, 905, Н1; Тб: 6, 43, 43к, 57; Тм: 23, 27, 30, 31
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 039
Соседние станции Водный стадион и Сокол
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Войковская» на Викискладе

wiki2.red

Названия станций метро в лицах (исторические личности на схеме метро)

В московском метрополитене можно насчитать 44 станции, в чьём названии прослеживается имя исторической персоны. Ещё 12 персон к настоящему моменту утратили своё присутствие на схеме.

Иногда упоминание личности очевидно, как, например, в названиях станций «Проспект Вернадского» или «Библиотека имени Ленина». Иногда — не очень, к примеру, на станциях «Свиблово», «Дмитровская» или «Марьино».

Попытаюсь составить сборный портрет всех историчесих деятелей, о которых нам каждый день напоминают, объявляя название станции. И в первой части этого триптиха я расскажу об относительно недавних персонажах. Тех, кто успел оставить нам, потомкам, свой фотографический портрет, а стало быть, жил и трудился в 20 или в конце 19 века.


Буду вести этот список в порядке исторической отдалённости от нынешнего времени, ориентируясь на даты рождения деятелей.

1.

Янгель Михаил Кузьмич
(1911-1971)

Академик, конструктор ракетно-космических комплексов. Его именем назван кратер на Луне и улица в Москве, давшая в свою очередь название станции метро «Улица Академика Янгеля».

2.

Полежаев Василий Дементьевич
(1909-1972)

Метростроевец, посвятивший всю свою жизнь московскому метрополитену. Начав ещё со строительства первой очереди метро в 1933 году, в 60-х годах он уже служил начальником московского Метростроя. Редкий случай: станция «Полежаевская» была названа так сразу после смерти Полежаева. Кроме него подобной чести удостаивались лишь Калинин и Киров, уже утратившие своё присутствие на схеме метро. Если бы не смерть Полежаева, станция бы называлась «Хорошёвская» по одноимённому шоссе. Название же «Полежаевская» не имеет отношения к наземным объектам города.

3.

Чкалов Валерий Павлович
(1904-1938)

Легендарный лётчик-испытатель, в 1937 году совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. После смерти лётчика улица Земляной Вал в Москве была названа его именем. И, несмотря на то, что улице в 1994 году вернули прежнее название, станции метро, открывшейся рядом в 1995 году, всё же оставили проектное название «Чкаловская».

4.

Рокоссовский Константин Константинович
(1896-1968)

Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны, дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы 1945 года на Красной площади в Москве. Его именем был назван бульвар в московском районе Богородское, а затем и станция метро «Бульвар Рокоссовского», получившая своё название совсем недавно — в 2014 году. До этого станция носила несоответствующие текущей топонимике название «Улица Подбельского». Впрочем, нынешнее название тоже не вполне точное: ведь от станции до одноимённого бульвара довольно далеко — более полукилометра.

5.

Добрынин Пётр Григорьевич
(1895-1917)

Революционер, до революции работал токарем, был активным участником подпольной деятельности большевиков. Погиб во время октябрьского вооружённого восстания в Москве. Добрынин прожил всего 22 года и, таким образом, является самой молодой персоной, упомянутой на схеме московского метро. Его именем сначала была названа площадь (ныне Серпуховская), а затем и станция метро «Добрынинская».

6.

Бабушкин Михаил Сергеевич
(1893-1938)

Полярный лётчик, Герой Советского Союза. Вместе с Михаилом Водопьяновым впервые в мире совершил посадку самолёта на Северный полюс. После смерти его имя присвоили городу Лосиноостровск, который стал называться Бабушкиным. Войдя в состав Москвы, город дал название району, по которому затем была названа и станция метро «Бабушкинская».

7.

Маяковский Владимир Владимирович
(1893-1930)

Один из крупнейших поэтов XX века.

Крошка сын к отцу пришёл,

и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?

Станция «Маяковская» названа по одноимённой площади, которая теперь называется Триумфальной.

8.


Войков Пётр Лазаревич

(1888-1927)

Революционер, участник «красного террора» и расстрела царской семьи. После смерти (убит в Варшаве) его именем был назван чугунолитейный завод и улица в Москве, а в 1964 году — открывшаяся рядом станция метро «Войковская». Одно из самых спорных названий в московском метро из-за своей идеологической составляющей и неоднозначной оценки деятельности Войкова. В СМИ регулярно обсуждается необходимость переименования станции. Возможные варианты — «Глебово», «Коптево», «Волковская», «Петербургская» и другие.

9.

Фрунзе Михаил Васильевич

(1885-1925)

Видный военный теоретик, красный командир времён гражданской войны. После смерти его именем была названа Военная академия, а также расположенные рядом Хамовническая улица и набережная. В 1957 году здесь была построена станция метро, которая также стала называться «Фрунзенской».

10.

Бауман Николай Эрнестович

(1873—1905)

Революционер, организатор подпольной большевистской типографии. Убит рядом с Императорским Московским Техническим Училищем, названным впоследствии в его честь, на углу Немецкой улицы (ныне Бауманская) и Денисовского переулка. Его же именем названа и станция метро «Бауманская», расположенная поблизости.

11.

Бунин Иван Алексеевич
(1870-1953)

Писатель и поэт, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе, присуждённой за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». После революции эмигрировал во Францию, где и написал свои наиболее известные произведения. В 1996 году его именем назвали улицу (аллею) в тогда новом районе Южное Бутово, а в 2003 — открывшуюся рядом станцию метро «Бунинская аллея».

12.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин)
(1870-1924)

Главный организатор Октябрьской революции, основатель и первый фактический руководитель СССР. Именем Ленина названо множество объектов, в том числе и сам московский метрополитен. Кроме того, в период с 1984 по 1990 год его имя упоминалось в названиях пяти станций метро: «Библиотека имени Ленина», «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы»), «Ленинский проспект», «Площадь Ильича» и «Ленино» (ныне «Царицыно»). Все они повторяют названия соответствующих наземных объектов. В 90-х годах две станции были переименованы, но и с тремя оставшимися Владимир Ильич прочно удерживает лидерство.

13.

Вернадский Владимир Иванович
(1863-1945)

Учёный, мыслитель. Исследователь радиоактивных минералов, основоположник радиогеологии и биогеохимии, организатор экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита, создатель философского учения о биосфере и ноосфере. В 1956 году две новые магистрали, идущие от МГУ на юго-запад, получили названия в честь двух учёных: Мичурина и Вернадского. Позже вдоль проспекта Вернадского построили продолжение линии метро, а одна из станций была названа «Проспект Вернадского».

14.

Чехов Антон Павлович
(1860-1904)

Писатель, один из самых известных драматургов мира. Такие пьесы, как «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад» уже более ста лет ставятся во многих театрах мира. Некоторое время писатель прожил в Москве, в доме на Малой Дмитровке. Здесь, например, он написал повесть «Палата №6». Дом этот сохранился и сейчас в нём расположен выставочный зал «Домик Чехова». Открывшаяся в 1987 году неподалёку от этого места станция метро была названа «Чеховской».

15.

Скобелев Михаил Дмитриевич
(1843-1882)

Выдающийся военачальник, стратег. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, по результатам которой на свет появились независимые государства Румыния и Черногория, участник Ахал-текинской экспедиции, присоединившей к Российской империи Закаспийскую область (нынешняя Туркмения). Во время застройки района Южное Бутово в 90-х годах, многие улицы получили имена государственных и военных деятелей времён Российской империи. В том числе Скобелева. Открывшаяся здесь позже станция метро получила название «Улица Скобелевская».

16.

Климент Аркадьевич Тимирязев
(1843-1920)

Учёный, физиолог. Один из первооткрывателей процесса выделения кислорода зелёными растениями под действием солнца. Профессор Петровской земледельческой и лесной академии, названной впоследствии его именем (Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Построенную в 1991 году неподалёку от академии станцию метро назвали «Тимирязевской».

17.

Кропоткин Пётр Алексеевич
(1842-1921)

Историк, географ, революционер. Теоретик анархизма. Основываясь на научных методах, предсказал существование ещё не открытых на тот момент Земли Франца-Иосифа и Северной Земли. Родился в Москве, в районе Пречистенки, которую после его смерти переименовали в Кропоткинскую улицу. А в 1957 году название «Кропоткинская» получила и станция метро, сменившая неактуальное к тому времени название «Дворец Советов».

18.


Менделеев Дмитрий Иванович
(1834-1907)

Великий учёный, химик. Первооткрыватель одного из фундаментальных законов природы — периодического закона химических элементов. Его имя носит Российский химико-технологический университет. Когда в 1988 году неподалёку от университета была построена новая станция метро, ей также было решено присвоить имя Менделеева. Интересно, что в оформлении «Менделеевской» принимали участники и сотрудники университета, благодаря замыслу которых на станции появились оригинальные «химические» украшения: светильники, напоминающие кристаллическую решетку, а также узоры на путевых стенах, изображающие электронные плотности молекул.

19.

Третьяков Павел Михайлович
(1832-1898)

Предприниматель, меценат. Активно собирал произведения русского изобразительного искусства. Для собранной им коллекции выстроил специальное здание-галерею, открыв её для всеобщего обозрения. Ближе к концу жизни передал галерею в дар городу, которая теперь называется Государственной Третьяковской галереей. Построенная рядом станция метро также получила название «Третьяковской».

20.

Фёдор Михайлович Достоевский
(1821-1881)

Классик русской литературы и один из лучших романистов мирового значения. К наиболее значительным произведениям писателя относят романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», в которых он размышляет о материализме, Боге, свободе и справедливости. Достоевский родился в Москве, в Мариинской больнице для бедных, где врачом служил его отец. Здесь, в левом флигеле, на занимаемой отцом писателя казенной квартире, Достоевский провел первые пятнадцать лет своей жизни. Теперь улица, где расположена больница, носит его имя. Открытую здесь в 2010 году станцию метро также назвали «Достоевской».

21.

Карл Маркс
(1818-1883)

Немецкий философ и общественный деятель. Основатель диалектического и исторического материализма, автор теории классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм», а его последователей стали называть — «марксистами». Наиболее известный труд — «Капитал». В Советском Союзе много объектов носили имя Маркса, в том числе две станции московского метро: «Проспект Маркса» и «Марксистская». Первая (вместе с проспектом) в 90-е годы была переименована в «Охотный Ряд», вторая — сохраняет название по сей день, вместе с одноимённой улицей.

22.

Тургенев Иван Сергеевич
(1818-1883)

Писатель и поэт, классик русской литературы. Наиболее известные произведения — цикл рассказов «Записки охотника», рассказ «Муму», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». После смерти писателя его именем была названа площадь и библиотека-читальня на ней, превратившаяся вскоре в значительный культурный очаг столицы. В 1972 году на площади открылась новая станция метро, названная «Тургеневской». В том же году во время реконструкции площади старое здание библиотеки было снесено, площадь же сохраняет своё название по сей день.

23.

Горчаков Александр Михайлович
(1798-1883)

Дипломат, глава русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последний канцлер Российской империи. Добился пересмотра итогов Крымской войны, проигранной Россией, вернув ей право снова держать военный флот в Черном море. В 2000 году на карте Москвы появилась новая улица, названная именем Горчакова. А построенная вскоре на ней станция метро получила название «Улица Горчакова».

Горчаков родился ещё в 18 веке и учился в лицее вместе с Пушкиным. Но, в отличие от поэта, он прожил весьма долгую жизнь — 85 лет, застав новую эпоху в истории человечества — эпоху фотографии. Пушкину же этого, как мы знаем, не удалось, так что об облике поэта мы можем судить лишь по живописным полотнам. Об исторических персонажах, присутствующих в названиях станций метро, но не оставивших после себя фотографических портретов (а таковых я насчитал ещё 22), расскажу в следующий раз.

alexeygoncharov.livejournal.com

Войковская (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°49′09″ с. ш. 37°29′51″ в. д. / 55.81917° с. ш. 37.49750° в. д. / 55.81917; 37.49750 (G) (O) (Я)

«Войковская»

Московский метрополитен
Выход на поверхность:

55°49′11″ с. ш. 37°29′49″ в. д. / 55.819833° с. ш. 37.4971972° в. д. / 55.819833; 37.4971972 (Северный подземный вестибюль станции метро «Войковская») (G) (O)
55°49′05″ с. ш. 37°29′54″ в. д. / 55.8183167° с. ш. 37.4984306° в. д. / 55.8183167; 37.4984306 (Южный подземный вестибюль станции метро «Войковская») (G) (O)

Дата открытия:

31 декабря 1964 года[1]

Проектное название:

Завод Войкова, Посёлок Войкова[1]

Прежние названия:

нет

Проекты переименования:

Петербургская (1991, 1992), Северо-Западная (2007), Волковская (2010), Героев обороны Москвы (2010), Декабрьская (2011), Ковердинская (2011), Чугунолитейная (2012), Авиационная (2012), Манделы (2013), Воротынская[2], Глебово[3], Коптево, Эльдара Рязанова (2015).

Район:

Войковский

Округ:

Северный

Тип:

Колонная трёхпролётная мелкого заложения

Глубина заложения, м:

7 метров

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

И. Г. Петухова, А. Ф. Фокина[1]

Инженеры-конструкторы:

Э. М. Гендель, О. А. Сергеев[1]

Станцию возвело:

СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Фёдоров)

Выход к улицам:

Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого,
улица Зои и Александра Космодемьянских

Переходы на станции:

14 Войковская (строится)
Ленинградская МЖД

Наземный транспорт:

А 90, 114, 179, 204, 621, 621к, 780, 905, Н1; Тб 6, 43, 57; Тм 23, 27, 30, 31

Время открытия:

5:40

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

Билайн, МТС, МегаФон[1]

Код станции:

039

«Войковская» на Викискладе

«Во́йковская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена под Ленинградским шоссе между станциями «Водный стадион» и «Сокол». Выходы находятся на территории района «Войковский» Северного административного округа города Москвы. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения, построена по типовому проекту.

Открыта 31 декабря 1964 года. Названа по расположению вблизи Чугунолитейного завода им. П. Л. Войкова[4] (закрыт к началу 2000-х). C начала 90-х годов XX века поднимается вопрос о переименовании станции.

Первый план строительства метро в Войковском районе появился в 1938 году. Планировалось продление Горьковского радиуса ещё на 3 станции от станции «Сокол». Первой из них была станция «Братцево», названная так по названию станции Малого кольца Московской железной дороги. Её планировалось построить значительно севернее нынешнего расположения станции «Войковская»[5].

Затем она упоминается в перспективной схеме 1957 года, уже под названием «Войковская». Впрочем, планы строительства метро в те годы часто корректировались, и на разных планах встречаются другие варианты названия станции — «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова»[6]. На одном из планов 1957 года «Войковская» даже раздвоилась на две станции — «Окружная» («Ленинградская») и «Завод Войкова»[6]. В 1959 году Совет Министров СССР утвердил план строительства линий Московского метрополитена на семилетку (1959—1965)[6].

Строительство метро осуществлялось открытым способом. Открыта 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Станция получила своё название по расположенному на поверхности бывшему Московскому чугунолитейному заводу имени Войкова, названному, в свою очередь, в честь П. Л. Войкова (1888—1927) — российского революционера, советского партийного деятеля, участника подготовки расстрела семьи последнего российского императора Николая II, дипломата, полпреда СССР в Польше. Сохраняет также название географического объекта — рабочего посёлка «Войковец», существовавшего ранее близ завода имени Войкова.

В апреле 1965 года были представлены новые предложения по строительству метрополитена на период до 1970 года. Предполагалось строительство ответвления от станции «Войковская» в Тушино, но в 1966 году было решено отказаться от этого (на переспективных схемах 1966—1967 годов ответвления уже нет)[6] в пользу строительства Краснопресненского радиуса[7]. В конце 1960-х годов северный участок Горьковско-Замоскворецкой линии был самым загруженным, поэтому для увеличения размеров движения с ноября 1968 года в утренний час пик организован пропуск поездов без пассажиров через два на третий от станции «Речной вокзал» до станции «Войковская»[8]. По генеральному плану 1971 года предполагалось строительство Большого кольца, которое должно было пройти через «Войковскую»[7]. Однако позднее было принято решение, что Большое кольцо пройдёт через станцию «Сокол»[9]. В 1991—1992 годах был предложен проект смены названия станции на «Петербургская», однако он не был осуществлён[1].

Вопрос о переименовании[править]

В 1997 году члены Государственной комиссии по идентификации екатеринбургских останков подняли вопрос о переименовании станции «Войковская». С тех пор с аналогичным предложением выступали различные общественные организации, в том числе глава движения «За Веру и Отечество» иеромонах Никон (Белавенец)[10] и участники Фонда «Возвращение»[11].

Предлагались различные варианты нового названия:

  • «Северо-Западная»[12],
  • «Петербургская»[12]
  • «Волковская»[12]
  • имени «Героев обороны Москвы»[13],
  • «Декабрьская»[13],
  • «Ковердинская»[14],
  • «Чугунолитейная»[15],
  • «Авиационная»[16][17].

Против переименования станции выступили КПРФ и Союз коммунистической молодёжи[18].

6 декабря 2013 года депутаты Государственной думы от партии «Справедливая Россия» предложили мэру Москвы переименовать станцию в честь Нельсона Манделы, который в этот день скончался в своём доме в городе Йоханнесбург (ЮАР)[19].

17 июля 2015 года газета «Коммерсантъ» сообщила, что зампред совета депутатов Войковского района Александр Закондырин направит вице-мэру Москвы Анастасии Раковой письмо, в котором поставил вопрос о переименовании района и станции метро. Он предлагает провести голосование в рамках проекта «Активный гражданин» и выбрать одно из пяти других названий[20].

В июле 2015 года был предложен очередной вариант названия — «Воротынская»[2], а в августе в список вариантов попало «Глебово»[3].

Наконец, 1 сентября 2015 года пришло сообщение о рекомендации со стороны межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц переименовать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Войковская» в «Коптево», что способно повлечь и переименование входящей в ТПУ станции метро[21].

Архитектура и оформление[править]

Станция построена по типовому проекту[22]. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 7 метров). На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Шаг колонн — 4 метра. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 метра.

Станция «Войковская» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление[23]. Путевые стены покрыты голубой и чёрной керамической плиткой. Колонны облицованы белым мрамором[24]. Пол выложен гранитом серых тонов[22]. В целом три станции открытого в 1964 году участка были построены по типовому проекту и отличаются лишь облицовкой колонн и путевых стен[25].

На путевых стенах висят рекламные баннеры. Их количество — по три на каждой стене, то есть всего 6. Также имеются две скамейки. Одна из них расположена у северного выхода, а другая — у южного. В центре станции стоит колонна экстренного вызова.

Путевое развитие[править]

В тоннелях за станцией оставлены заделы для возможного будущего соединения путей с второй кольцевой линией[26]. Однако, по современным данным, Большое кольцо будет объединено с Третьим пересадочным контуром и будет проходить через станцию «Динамо»[27][28].

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 039[1].
  • Ордината оси станции ПК103+17,6[29].
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 100,2 тысяч человек, по выходу — 99,2 тысяч человек[30].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 40 минут, время закрытия — в 1 час ночи[31].
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[32]:

Станция метро «Войковская» Замоскворецкой линии расположена между станциями «Сокол» и «Водный стадион». Выходы со станции соединены с подземными переходами, оканчивающимися павильонами, из которых можно попасть на Ленинградское шоссе, площадь Ганецкого, к улице Зои и Александра Космодемьянских, а также к платформе Ленинградская Рижского направления Московской железной дороги. Расстояние до центра Москвы — 10 км[33].

Наземный общественный транспорт[править]

Станция «Войковская» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[34]:

  • По обеим сторонам Ленинградского шоссе, а также на Старопетровском проезде находятся автобусные остановки. На них останавливаются автобусы № 90, 114, 179, 204, 780.
  • По обеим сторонам Ленинградского шоссе находятся троллейбусные остановки. На них останавливаются троллейбусы № 6, 43, 57, 43к. Для троллейбуса № 57 это конечная остановка.
  • Остановка Станция метро «Войковская» находится рядом с восточным выходом из подземного перехода на чётную сторону Ленинградского шоссе. На ней останавливаются трамваи № 27, 31 (для которой является конечной остановкой), 23, 30.

Таблица: Маршруты общественного транспорта (данные на 2013 год) [35][36][37]

Железнодорожный транспорт[править]

В 340 метрах от станции находится платформа Рижского направления Московской железной дороги «Ленинградская». Через неё проходят поезда, следующие с Рижского и Курского вокзалов[39].

Планируется пересадка на Московскую Окружную железную дорогу с четвёртого квартала 2015 года, после того, как по Малому кольцу будет организовано пассажирское движение[40].

Парк имени Воровского

Достопримечательности и учреждения вблизи станции[править]

  • Парк имени Воровского расположен недалеко от юго-восточного выхода из подземного перехода, где находится южный вход на станцию. В 1896 году на месте парка началось строительство лечебницы для алкоголиков врача А. М. Коровина. В советское время территория лечебницы стала парком.
  • «Метрополис»[41] — торговый и офисный центр, находящийся в 210 м[42] от северного выхода со станции.
  • Колледж предпринимательства № 11 (отделение управления и информационных технологий) расположен в 100 м от станции[43]. Находится по адресу Ленинградское шоссе, дом 13А. В здании также находится клуб «Самооборона 100%»[44].

Разрушение тоннеля между станциями «Войковская» и «Сокол»[править]

Широкое освещение в СМИ получил случай, произошедший 19 марта 2006 года, когда в тоннель между станциями «Сокол» и «Войковская» провалилась бетонная свая и повредила один из вагонов проезжавшего поезда. Это произошло по вине монтажников, которые устанавливали рекламную конструкцию прямо над тоннелем метро. По счастливой случайности никто из пассажиров поезда не пострадал[45].

Инцидент 13 сентября 2013[править]

13 сентября 2013 года на «Войковской» произошел инцидент с байкером, который спустился в подземку вместе с мотоциклом и проехался на транспортном средстве по перрону станции[46][47][48]. Вместе с байкером была группа соучастников, снимавших на видео происходившее нарушение на «Войковской», длившееся 12 секунд[47]. 1 октября на Измайловском бульваре сотрудниками МУРа было произведено задержание молодого человека, совершившего данное нарушение[46][48][49]. Им оказался байкер Павел Волков[50]. 9 октября Волкову предъявлено обвинение в хулиганстве (ст. 213 УК РФ)[49][50].

Станция «Войковская» в культуре[править]

Станция упоминается в постапокалиптическом романе Сергея Антонова «Тёмные туннели». В ней «Войковская» (переименованная в «Гуляй-поле») является столицей анархо-коммунистических станций, которыми также являются «Водный стадион» и «Речной вокзал»[51].

Наземный павильон метро «Войковская»Посадочная платформа. 26 февраля 2000 годаОбращение И. А. Смыкова к Ю. М. Лужкову с просьбой переименовать ст. метро «Войковская»
  1. 1,01,11,21,31,41,51,6 Войковская. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 5 марта 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  2. 2,02,1 Дарья Зеленская. «Яблоко» изгоняет революцию из метро // Коммерсант, 29 июля 2015 г.
  3. 3,03,1 «Войковская» или «Глебово»: как станции метро в Москве меняли название // РИА-Недвижимость, 19 августа 2015 г.
  4. ↑ Войковская, станция метро Замоскворецкой линии. Московские улицы, 2007. Проверено 7 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  5. Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  6. 6,06,16,26,3 Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  7. 7,07,1 Лисов И. От Генплана 1971 года до наших дней. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  8. ↑ Конкурс «История Московского метрополитена». Итоги пятого тура. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  9. ↑ Генеральный план города Москвы. Книга 3. Страница 386. Москомархитектура. Проверено 24 июня 2010. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  10. ↑ Иеромонах предложил переименовать «Войковскую». news.mail.ru (12 апреля 2007). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  11. ↑ Станцию метро «Войковская» могут переименовать. Взгляд. Деловая газета (17 июля 2007). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  12. 12,012,112,2 Станцию метро «Войковская» предложили переименовать в «Волковскую». NEWSmsk.com (25 октября 2010). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  13. 13,013,1 Переименование «Войковской». NEWSmsk.com (25 октября 2010). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  14. Чудинова Е. Русский рыцарь Борис Коверда. Эксперт online (19 октября 2011). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  15. Чудинова Е. Ещё раз о «Войковской». Эксперт online (10 октября 2012). Архивировано из первоисточника 16 октября 2012.
  16. ↑ http://www.change.org/ru/петиции/мэру-москвы-сергею-семёновичу-собянину-переименуйте-станцию-метро-войковская-в-маи-или-авиационный-институт
  17. ↑ Студенты МАИ инициировали письмо С.Собянину о переименовании станции метро
  18. ↑ Войковская-да! Ельцинская-нет!. Красное ТВ (21 января 2011). Проверено 14 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  19. ↑ Станцию «Войковская» в Москве предложили назвать именем Манделы. Lenta.ru (6 декабря 2013). Архивировано из первоисточника 19 мая 2014.
  20. ↑ http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=news&id=59721
  21. ↑ Новую ж/д станцию «Войковская» могут переименовать в «Коптево» // Интерфакс-религия, 1 сентября 2015 г.
  22. 22,022,1 Замоскворецкая линия. Станция «Войковская». news.metro.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  23. ↑ Москва 850 лет. Северный административный округ / Под общ. ред. В. А. Виноградова. — М.: АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — С. 123. — 20 000 экз. — ISBN 5-7853-0019-2.
  24. М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — С. 157.
  25. Рогачев А. В. Планировка и застройка округа // Северный округ Москвы. Век XX. — М.: Энциклопедия Российских деревень, 1997. — С. 25. — 735 с. — (Энциклопедия московских селений). — ISBN 5-88367-019-02.
  26. ↑ Войковская. Моё метро. Проверено 13 июля 2011. Архивировано из первоисточника 10 октября 2010.
  27. Воронов А. Большую Москву ставят на рельсы (рус.). Ъ-Газета (28.10.2011). Проверено 18 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  28. ↑ Перспективная схема Московского метро. Официальный сайт правительства Москвы. Проверено 13 июля 2011. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.
  29. ↑ Схема путевого развития Московского метрополитена. trackmap.ru. Проверено 12 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  30. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 14 марта 2011 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  31. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  32. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012 года. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  33. ↑ Измерение расстояния от станции метро «Воковская» до «Нулевого километра».. Яндекс. Проверено 30 ноября 2011.
  34. ↑ Метро «Войковская» на Яндекс-картах. Яндекс. Проверено 7 ноября 2010 года.
  35. ↑ Маршруты. Московский троллейбус. Проверено 11 февраля 2011 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  36. ↑ Список маршрутов. Московский автобус. Проверено 7 ноября 2010 года. Архивировано из первоисточника 20 августа 2011.
  37. ↑ Станция метро «Войковская». Справочник маршрутной сети города Москвы. Проверено 8 декабря 2011 года. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  38. ↑ Организуется маршрут автобуса № 905 «75-й км МКАД» – «Белорусский вокзал». ГУП «Мосгортранс». Проверено 9 ноября 2013.
  39. ↑ Расписание электричек по платформе Ленинградская (рус.). Яндекс.Расписания. Проверено 18 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  40. Мирошкин А. Метро получит новое кольцо. По окружной железной дороге пассажиры могут поехать уже через пять лет (рус.). archi.ru (18 января 2011). Проверено 12 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  41. ↑ ТЦ «Метрополис» на Войковской. metromap.ru. Проверено 9 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  42. ↑ Измерение расстояния от станции метро «Войковская» до ТЦ «Метрополис».. Яндекс. Проверено 9 декабря 2011.
  43. ↑ Отделение управления и информационных технологий. Колледж предпринимательства № 11. Проверено 9 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  44. ↑ Контакты. Самооборона 100%. Проверено 9 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  45. ↑ «Зеленую ветку» надломили. Российская газета. Проверено 12 июня 2010.
  46. 46,046,1 В Москве задержан байкер, который на мотоцикле катался по станции метро «Войковская». ИТАР-ТАСС. Архивировано из первоисточника 19 мая 2014.
  47. 47,047,1 Задержан мотоциклист, проехавший на байке по станции «Войковская». Российская газета.
  48. 48,048,1 Задержан байкер, катавшийся на мотоцикле по станции метро «Войковская». Москва 24. Архивировано из первоисточника 19 мая 2014.
  49. 49,049,1 Байкеру, который въехал на мотоцикле в московское метро, предъявлено обвинение.. ИнтерФакс.
  50. 50,050,1 Мотоциклиста, катавшегося по московскому метро, обвинили в хулиганстве.. РИА Новости. Архивировано из первоисточника 19 мая 2014.
  51. Антонов С. Метро 2033. Тёмные туннели. — М.: Астрель, АСТ, 2010. — (Вселенная Метро 2033). — ISBN 978-5-17-065009-5.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • М. С. Наумов, И. А. Кусый. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с.

wp.wiki-wiki.ru