Станция метро Площадь Восстания | Гид по Петербургу 2019
Линия | Кировско-Выборгская |
Режим работы | 5.40-0.45 |
Выход в город | На Площадь Восстания На Лиговский проспект 22А |
Дата начала строительства | Сентябрь 1947 г. |
Дата открытия | 15 ноября 1955 г. |
Архитекторы | Б. Журавлев, В. Ганкевич, И. Фомин |
Особенности | Пилонная станция с максимальной глубиной 58 м |
Краткое описание
«Площадь Восстания» – пересадочная станция с переходом на 3-ю ветку, расположенная на красной линии между «Владимирской» и «Чернышевской».
История
Торжественное открытие первой линии Ленинградского метрополитена от «Площади Восстания» до «Автово» пришлось на 15 ноября 1955 г. Первый , северный наземный вестибюль, выполненный в круглой форме с ротондой и шпилем, находится на площади Восстания. В августе 1960 г. был открыт второй, южный вестибюль станции, расположенный в здании Московского вокзала. В 1967 г. с открытием Невско-Василеостровской линии «Площадь Восстания» стала пересадочным узлом для 3-й ветки. Со станцией «Маяковская» ее соединяют тоннель и четыре эскалатора.
Для оформления станции была выбрана тема Октябрьской революции. Пилоны центрального подземного зала украшают 4 барельефа:
- «Ленин в Разливе у шалаша»
- «Исторический выстрел «Авроры»
- «Выступление В. Ленина в Таврическом дворце»
- «Штурм Зимнего дворца»
Подчеркивает революционную тематику использование символов советской эпохи в украшении люстр и выбранная цветовая палитра. Пол в центральном зале отделан красным гранитом с вкраплениями черного лабрадорита, путевые стены и цоколь выполнены в красном уральском мраморе.
Архитектура
Оформлением залов занималась группа архитекторов:
- В. Шувалова
- А. Гецкин
- В. Ганкевич
- Б. Журавлев
- И. Фомин
Они совместили суровую тему революции с богатым декором в классическом стиле. Подземные помещения украшают белоснежные арки, настенные медальоны, лепные карнизы, декоративные решетки и огромные люстры. Подобной «дворцовой» роскоши не наблюдается больше ни на одной станции петербургского метро.
Изначально станция имела больше элементов украшения. С открытием второго выхода демонтирован барельеф вождя Октябрьской революции, расположенный на торцевой стене в центральном зале. Шпиль, венчающий наземный вестибюль, ранее венчала звезда в венке из лавра. Позднее ее заменили на символ метро — букву «М», а еще позже и ее пришлось убрать из-за угрозы обрушения. На стене напротив эскалатора была памятная доска с указом советского правительства о присвоении петербургскому метрополитену имени В. Ленина — демонтирована в 1993 г.
Интересные факты
- В 2011 г. «Площадь Восстания» признана объектом культурного наследия.
- Первая станция, получившая два выхода.
- Северный вестибюль построен на месте уничтоженной в 1941 г. Знаменской церкви, о чем напоминает памятная доска на здании.
- Только здесь освещение в виде дуг размещено в арках.
- Станция с самым низким цоколем, его высота чуть более метра.
- Самый короткий перегон в петербургском метро длиной 720 м между «Площадью Восстания» и «Владимирской».
.
peterburg.guide
Площадь Восстания | Кировско-Выборгская линия | Санкт-Петербург
Площадь Восстания — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения.
Станция находится в центре Санкт-Петербурга у пересечения Лиговского и Невского проспектов и улицы Восстания на площади Восстания.
Происхождение названия: по одноимённой площади.
Дата открытия — 1955-11-15.
Архитекторы станции — В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин.
Площадь Восстания — конечная станция первого участка первой линии Ленинградского метрополитена.
Художественное оформление станции посвящено Октябрьскому вооружённому восстанию 1917 года. Пилоны станции украшены шестью литыми медальонами с барельефами с изображениями революционных событий, два из которых повторяются. С обеих сторон станции, слева от входа, на втором пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные уцелевшие и доступные для всеобщего обозрения изображения Сталина в Санкт-Петербурге.
Цоколь пилонов и путевых стен облицован красным уральским мрамором, высота цоколя — около метра, это минимум среди всех станций метро в Петербурге. Своды центрального зала богато украшены лепниной и увенчаны светильниками, образующими световые арки. Боковые залы освещены люстрами, похожими на люстры на станции Новослободской Кольцевой линии в Москве.
Пол центрального зала станции выложен красным гранитом с чёрными полосами по бокам, их разделяет зигзагообразная белая полоса в виде квадратной волны. Полы боковых залов раньше были покрыты асфальтом, но в 1993 году поочерёдно был проведён ремонт боковых залов, в результате которого платформа первого пути (в сторону Чернышевской) оказалась выложена серым кранитом, а со стороны второго пути (в сторону Владимирской) были уложены совершенно другие гранитные плиты — красные, а вперемежку с ними серые в белую крапинку.
Площадь Восстания — первая в Петербурге-Ленинграде станция с двумя выходами. Наземный вестибюль станции, расположенный на площади Восстания на пересечении Невского и Лиговского проспектов, является символом Петербугского метрополитена. Второй наземный вестибюль встроен в здание Московского вокзала, он был открыт в 1960 году.
www.metrowalks.com
Станция метро Площадь Восстания — Санкт-Петербург
Свое название станция получила от площади, которая располагается недалеко от площади Восстания, известной масштабными событиями, происходившими в 1917 году. До революции она называлась Знаменской. Выйти в город можно на Лиговский проспект, площадь Восстания, улицу Восстания, Невский проспект, Гончарную улицу, к платформам Московского вокзала и остановкам наземного общественного транспорта.
«Площадь Восстания» имеет путевое развитие. Вначале она строилась как конечная, поэтому присутствует оборотный тупик. В перспективах планируется сделать станцию пересадочной на «Знаменскую». В настоящее время пересадка возможна только на станцию «Маяковская». На нее можно перейти из центра зала «Площади Восстания», выбрав один из четырех эскалаторов. Также можно использовать тоннель, который начинается в южном торце. Оба перехода были построены в 1967 году.
Основная тема художественного оформления стации – восстание 1917 года. Наземный вестибюль – это ротонда, выполненная в классическом стиле, по двум сторонам пристроены ризалиты. Основа композиции – большая ротонда с венчающим ее шпилем. Вначале на нем была установлена звезда, а затем буква М и лавровый венок, но в дальнейшем и ее сняли, так как появился риск обрушения.
В заде станции нарядная и светлая обстановка, полукруглые своды освещаются ярким светом и поражают своей белизной. Со стороны эскалаторов похоже, что они украшены кружевным плетением.
Эта станция метро имеет самый низкий цоколь – облицовка в высоту только 60 сантиметров.
На своде расположена необычная лепника, она делает сооружение легким и нарядным, а световые дуги придают конструкции невесомости. Интересно, что осветительные устройства станции являются не деталью интерьера, а архитектурным решением. Еще одно украшение – круглые рельефы, которые рассказывают о событиях 1917 года.
Стены станции облицованы красным мрамором и украшены необычным лепным карнизом. В нижней части расположен материал черного цвета. Платформы освещаются люстрами необычной формы, на которых присутствует серп, молот и пятиконечная звезда.
www.101hotels.ru
Станция метро «Площадь Восстания» в Санкт-Петербурге
Все всегда имеет свое начало. Так было и с петербургским метрополитеном в бытность его Ленинградом. Его история началась с открытия первой — красной ветки и первой станции, которой и стала станция метро «Площадь Восстания».
Начало
Открытие станции метро «Площадь Восстания» Санкт-Петербурга — Ленинграда состоялось осенью 1955 г., через десять лет после окончания войны. А еще через пять лет был оборудован второй выход из вестибюля, который вел в здание Московского вокзала. Еще через семь лет «Площадь Восстания» стала крупным пересадочным узлом с Кировско-Выборгской на Невско-Василеостровскую линию. Переход осуществляется как пешеходным способом — по подземному комфортабельному переходу, так и с помощью короткого тройного эскалатора, две лестницы которого поднимаются на станцию «Маяковская», а одна ведет обратно. Нужно отметить, что переход «Площадь Восстания» — «Маяковская» — один из самых загруженных в петербургском метрополитене.
Работа станции начинается ежедневно в 5.40 утра. Станция метро Санкт-Петербурга «Площадь Восстания» закрыта на вход с 0.25 часов. Это не очень удобно для горожан и гостей города, так как поезда на Московский вокзал прибывают круглосуточно. Кроме того, «Площадь Восстания» закрыта и на выход с 0.45, что создает дополнительные неудобства для отъезжающих. Согласитесь, что не хочется провести ночь в зале ожидания, если твой поезд уходит незадолго до открытия метро.
Историческое место
Главный павильон станции метро «Площадь Восстания» открывает свои двери на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания (бывшей Знаменской), а с другой стороны — Лиговского проспекта, и выходит на круглую площадь перед зданием Московского вокзала. Рядом расположены корпуса гостиницы «Октябрьская», первое здание которой до сих пор существует на углу улицы Восстания и Невского проспекта. В центре площади высится обелиск, открытый к 40-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и посвященный защитникам города. В этом месте находился стык двух участков Невского проспекта, которые при Петре I начали одновременно прокладывать навстречу друг другу от Адмиралтейства и от Александро-Невского монастыря (позже — лавры).
Сам же павильон был возведен на месте разрушенной перед войной деревянной Знаменской церкви работы Демерцова, о чем на его фасаде напоминает прохожим черная мемориальная доска.
Особенности архитектуры и декора
Павильон станции метро «Площадь Восстания» Санкт-Петербурга имеет округлую форму с пристроенными к ней выступами-ризалитами. Сверху его венчает башенка-ротонда, украшенная небольшого размера шпилем.
Нижний зал имеет две платформы и оформлен в двуцветной бело-коричневой гамме. Для облицовки использован искусственный коричневый с прожилками мрамор. Надписи сделаны золотыми буквами. Вестибюль украшен барельефами, связанными по тематике с революционными событиями 1917 года, происходившими в Петрограде, и вождем большевиков Владимиром Ильичом Лениным. Основные сюжеты рассказывают горожанам и гостям города о выступлении Ленина перед рабочими у Финляндского вокзала, о выстреле «Авроры» и Октябрьском восстании, а точнее, о штурме Зимнего дворца, а также о пребывании Ленина в его шалаше в Разливе под Петроградом.
Место в инфраструктуре и городском пространстве
На данный момент станция метро Санкт-Петербурга «Площадь Восстания» — одна из самых проходимых и самых загруженных. Она находится почти в центре красной ветки метрополитена между станцией «Чернышевская» и крупным пересадочным узлом «Владимирская» — «Достоевская», который дает возможность пересадки на оранжевую ветку. Через станцию «Площадь Восстания» можно добраться как на Выборгскую сторону, так и в Московско-Нарвскую часть города.
Вокруг на поверхности станцию окружают достопримечательности — доходные дома и особняки преимущественно XIX века, возведенные в архитектурном стиле эклектика. Также неподалеку на улице Восстания в здании бывшего Павловского института разместилась одна из старейших элитных гимназий города. Если двигаться в сторону Аничкова моста, то по правую руку будет здание, связанное с историей распространения в Петербурге-Петрограде кинематографа — доходный дом Дернова, во дворе которого размещался знаменитый кинотеатр «Паризиана», по левую руку — доходный дом Кожевникова, где располагался петербургский кинотеатр «Мулен-Руж».
fb.ru
Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург)
Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург) | |
Дата открытия: | 15 ноября 1955 года |
Проектное название: | Московская |
Район: | Центральный |
Округ: | Смольнинское, Лиговка-Ямская |
Тип: | пилонная |
Глубина заложения, м: | ≈ 58 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич |
Архитекторы вестибюлей: | Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова |
Инженеры-конструкторы: | Е. А. Эрганов |
Выход к улицам: | улица Восстания, Лиговский проспект |
Переходы на станции: | Маяковская, Московский вокзал |
Время открытия: | 05.40 |
Время закрытия: | 00.25 |
Код станции: | ВС |
Соседние станции: | Чернышевская и Владимирская |
«Площадь Восстания» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.
Наземные сооружения
Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.
Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.
13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы — А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.
В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.
Подземные сооружения
«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.
При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.
Центральный зал
Тема оформления подземного зала — Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов
Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:
- Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
- Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
- Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.
Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:
- «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
- «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
- «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
- «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.
Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.
Посадочные платформы
Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированнымилюстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.
Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.
В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
Пересадка
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».
Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.
В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.
На спуск работает один пересадочный эскалатор. Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. |
Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.
Малые эскалаторы
Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992—1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.
Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».
Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.
Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992—1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.
Пешеходный тоннель
Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».
Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.
Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.
Особенности проекта и станции
- Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» — 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
- За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.
Привязка общественного транспорта
Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:
- Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
- Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Перспективы развития
Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».
Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро — либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».
В кино
Улица полна неожиданностей
cultura-russia.ru
Метро и церковь
Мифологизация явления
Смена куполов тоннелями вообще полна двойных-тройных смыслов и хотя бы от этого надуманного процесса заслуживает толику уважения – идею здесь возвышает не ее реализация, а надумывание объяснений.
Во-первых, это действительно сильный для советской пропаганды образ: вершение судеб от Бога переходит в руки людей и машин (как научно-фантастично!), человек приобретает власть во внутренней силе, которую вырабатывает, отказываясь от «средневековых традиций» и надежды на случай. Во-вторых, сам образ метро видоизменялся в глазах людей: то ли своеобразный храм индустриализации, то ли подземный храм дьявола.
Так или иначе, это было эффектно, а сегодня не все вспомнят и не все знают, что было раньше на месте эскалаторов и касс.
Знаменская церковь – Площадь Восстания
Знаменская церковь, вероятно, самый известный храм, уступивший свое место метро; возможно, это связано с тем, что названный по ее имени квартал – Знаменская площадь, Знаменская улица и Знаменский мост, перекинутый через тогда еще Лиговский канал – после уничтожения храма был переименован полным комплексом, и сегодня носит имя Восстания.
Впервые церковь была выстроена в дереве в 1765-1768 годах. Полное ее название – церковь во имя Входа Господня в Иерусалим, а «Знаменской» ее прозвали в народе по приделу, освященному в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В камне церковь перестраивали в 1794-1804 годах.
Закрытие Знаменской церкви произошло в 1937 году, разобрали ее четырьмя годами позже – в начале войны, а уже в 1955 году на ее месте был открыт вестибюль станции метро «Площадь Восстания».
Восстановление: Разговоры о восстановлении ведутся, но никакие действия не предпринимаются.
Знаменская церковь
Церковь Спаса на Сенной – Сенная площадь
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы – даже не церковь, а с 1923 года собор. Выстроенный в стиле позднего барокко, храм представлял собой в том числе и архитектурный памятник; есть вероятность, что в ее строительстве участвовал Ф.Б. Растрелли.
На Сенной площади церковь появилась в 1753 году – для этого готовую деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ перенесли туда с Выборгской стороны. Каменная церковь была заложена в том же году, но ее строительство затянулось из-за изменения мнения архитекторов по поводу решения сводов; только в 1761 году был освящен первый левый придел. Под ним был установлен склеп, в котором покоились останки родителей Саввы Яковлевича Яковлева, предпринимателя и мецената, на чьи деньги возводилась церковь. Правый придел, открытый в 1764 году, получил имя самого «спонсора» – и одновременно имя преподобного Саввы. Главный придел был освящен в 1765 году.
Собор был закрыт в 1938 году, причем все ценности были изъяты из него еще в 1920-х годах. Для освобождения площадки под строительство метро Спас на Сенной взорвали в 1961 году; в результате взрыва было повреждено несколько зданий, в том числе сваи Исаакиевского собора.
Вестибюль «Площадь Мира» был открыт в 1963 году, а свое нынешнее имя он, а вместе с ним и площадь получили в 1992 году.
Восстановление: О восстановлении церкви говорили с 1970-х годов, но реальные действия начали предприниматься только в XXI веке. Часовню в память о взорванном соборе построили в 2003 году, восстановление самого храма началось в 2011 году; сегодня продолжаются раскопки старого фундамента.
Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Косьмы и Дамиана – Чернышевская
Церковь Косьмы и Дамиана лейб-гвардии cаперного батальона была построена на углу Знаменской и Кирочной улиц в 1879 году архитектором Максимилианом Месмахером вместо существовавшей на этом месте прежде деревянной домовой церкви (деревянная церковь была выстроена еще в 1760 году).
В 1899 году напротив церкви состоялось торжественное открытие памятника «Подвигам лейб-гвардии Саперного батальона»: двуглавый бронзовый орел с короной, державой и скипетром, парящий над необработанной глыбой гранита.
Необычным элементом жизни церкви было то, что она была одновременно и храмом и площадкой для военных учений. Для них была создана специальная перегородка, закрывавшая алтарь и иконостас на время этих учений.
Церковь Косьмы и Дамиана была закрыта в 1933 году, а снесена частично в 1936 году в связи со строительством школы, частично – в 1950-х годах в ходе строительства станции метро «Чернышевская».
Восстановление: Восстанавливать церковь пока не планируют.
Церковь Косьмы и Дамиана лейб-гвардии cаперного батальона
Фарфоровская церковь – Ломоносовская
Церковь Сошествия Святого Духа в Щемиловке в народе известна как Фарфоровская церковь – она была построена в Фарфоровской слободе Петербурга. Здание было построено в неорусском стиле, его закладка состоялась в 1902 году в присутствии отца Иоанна Кронштадтского. Открытие состоялось в 1912 году, церковь сразу оправдала свое народное название – внутри был установлен иконостас из фарфора, изготовленный на Императорском Фарфоровом заводе.
Церковь была закрыта в 1939 году и долгое время использовалась в промышленно-хозяйственных нуждах: в качестве картофелехранилища во время войны, затем – в виде литейного цеха. В 1966 году здание было снесено, представляя, якобы, неудобства для метростроевцев.
Восстановление: О воссоздании церкви заговорили в 2009 году, проект был разработан в 2012 году. В том же году Императорский Фарфоровый завод приступил к изготовлению убранства еще непостроенной церкви – предполагается, что исторический облик будет возвращен зданию, а с ним и интерьеры.
Церковь Сошествия Святого Духа в Щемиловке
Наравне с церквями, взорванными, чтобы проложить дорогу метро, есть, конечно, и другие: храмы, снесенные по другим причинам, но на месте которых вестибюли метрополитена сегодня все равно находятся, такова тесная связь этих двух социальных элементов. Самый яркий пример, наверное, Часовня Христа Спасителя на Перинной линии: здание в «русском стиле» было выстроено в 1861 году, а уничтожено в 1929 году, поскольку было признано «уродливым». Вестибюль станции метро «Невский проспект» появился там только в 1963 году.
Часовня Христа Спасителя
Ну и как обойтись без обратного примера – церковь снесена в угоду транспортному разгулу, но метро на ее месте строить не построили и не собирались (хотя жители района очень его ждут). Это Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы на Благовещенской площади (нынешней площади Труда). Удивительной красоты храм был построен в середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона в русско-византийском стиле (который, как мы уже упоминали в статье о традициях русского декора, был принят Николаем I за образец), а закрыт и снесен в 1929 году. Причиной сноса назвали то, что церковь «стесняла трамвайное движение». При этом не исключено, что метро на месте церкви все-таки появится: открытие станции «Театральная» вблизи площади Труда обещают провести в 2015 году, хотя ее строительство до сих пор не начато.
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы
www.kvartira78.ru
Площадь Восстания (станция метро, Санкт-Петербург) Википедия
«Площадь Восстания» | |||
---|---|---|---|
Кировско-Выборгская линия | |||
Петербургский метрополитен | |||
Район | Центральный | ||
Округ | Смольнинское Лиговка-Ямская | ||
Дата открытия | 15 ноября 1955 года | ||
Проектное название | Московская | ||
Тип | пилонная | ||
Глубина заложения, м | ≈ 58 | ||
Количество платформ | 1 | ||
Тип платформы | островная | ||
Форма платформы | прямая | ||
Архитекторы | Б. Н. Журавлёв И. И. Фомин В. В. Ганкевич | ||
Архитекторы вестибюлей | Б. Н. Журавлёв И. И. Фомин В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин В. П. Шувалова | ||
Инженеры‑конструкторы | Е. А. Эрганов | ||
Переходы на станции | Маяковская Московский вокзал | ||
Выход к улицам | площадь Восстания Первый вестибюль: Невский проспект, улица Восстания Второй вестибюль: Лиговский проспект | ||
Наземный транспорт | 3, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191 1, 5, 7, 10, 11, 22 28 | ||
Режим работы | 5:40[1]—0:25[1] | ||
Код станции | ВС | ||
Соседние станции | Чернышевская и Владимирская | ||
| |||
Медиафайлы на Викискладе |
«Пло́щадь Восста́ния» — станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».
Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Названа по одноимённой площади.
15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения[2].
Наземные сооружения
Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.
Павильон оформлен в классическом стиле — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой [1], звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.
13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы — А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. Изначально, кроме подземного перехода в световой зал, существовал переход к платформам пригородного движения, который был закрыт при внедрении на них автоматизированной системы оплаты. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.
В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.
Павильон станции
Вход с Лиговского проспекта в здании Московского вокзала
Подземные сооружения
«Площадь Восстания» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.
При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в метрополитен.
Центральный зал
Тема оформления подземного зала — Октябрьская революция 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов[3]
Барельеф «Выступление Ленина на площади перед Финляндским вокзалом»Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:
- Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
- Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
- Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.
Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:
Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.
Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.
Посадочные платформы
Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированными люстрами, сходными по дизайну с использованными тремя годами ранее в оформлении московской «Новослободской», в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды. Крайние люстры расположены на достаточном удалении от концов платформ, из-за чего части станции у порталов тоннелей были освещены слабо. В 2016 году на стенах боковых залов у последних вагонов установлены дополнительные упрощенные светильники в виде светящихся полос, у первых вагонов применено закарнизное освещение прожекторами.
Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.
В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный — платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» — красным.
Путевая стена станции
Платформа в сторону станции «Чернышевская»
-
Усиленные конструкции свода под путями третьей линии
Пересадка
Станция является пересадочным узлом к поездам линии 3, на станцию «Маяковская».
Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.
В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.
На спуск работает один пересадочный эскалатор. Для перехода на станцию «Площадь Восстания» пользуйтесь пешеходным переходом в центре зала. |
Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.
Малые эскалаторы
Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992—1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.
Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».
Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.[4]
Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992—1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.
Пешеходный тоннель
Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».
Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.
Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.
Пешеходный тоннель
Стена напротив малых эскалаторов
Указатель под лестничным спуском
Вход на станцию
Особенности проекта и станции
- Длина перегона «Владимирская» — «Площадь Восстания» — 720 метров[5]. Это самый короткий перегон в петербургском метрополитене.
Происшествия
3 апреля 2017 года около 15:00 (согласно информации сайта «Фонтанка.ру») на станции было обнаружено самодельное взрывное устройство, снаряженное поражающими элементами. Указанное устройство было своевременно обезврежено взрывотехниками УФСБ[6]. Мощность взрывного устройства составила 1 килограмм в тротиловом эквиваленте, само устройство было замаскировано под огнетушитель[7]. Устройство имело дистанционное управление, для его обезвреживания была временно заглушена мобильная связь[8].
Путевое развитие
За станцией расположен трёхстрелочный оборотный тупик. В 1967 году он был продлён к станции «Маяковская», став соединительной ветвью. Ранее в тупике находился ПТО.
Наземный общественный транспорт
Автобусы
wikiredia.ru