Старый Арбат, станция метро «Арбатская». Филевская линия Московского метрополитена
Арбатско-Покровская линия состоит из 22 станций. Ее общая протяженность равна 45,1 км, а общее время следования составляет 67 минут. На схемах метрополитена она обозначена цифрой 3, однако по порядку открытия она вторая. Соединяет эта диаметральная ветка центральную часть города с северо-западными и восточными районами. Арбатско-Покровская – самая длинная линия московского метро.
Станция метро «Арбатская» относится к рассматриваемой и Филевской линии метрополитена Москвы.
В статье представлена одна из самых популярных столичных улиц – любимое место прогулок многих жителей города и гостей столицы. Основным способом, позволяющим добраться до этого места, являются поезда метро.
О происхождении названия улицы
Как добраться до Старого Арбата? Станций метро здесь предостаточно. Но прежде разберем происхождение названия улицы. Имеется несколько теорий возникновения этого наименования. По основной версии считается, что произошло оно от арабского слова «робат», означающего «пригород, предместье».
В давние времена в окрестностях этой местности делали телеги. Возможно, что для их названия было взято слово «арба», которым именовали монгольскую двухколесную повозку.
Первая попытка переименовать эту улицу в Смоленскую была предпринята царем А. М. Романовым, однако местные жители так и называли ее по-старому – Арбат.
История
Удивительную историю имеет Старый Арбат (станции метро близлежащие представлены далее в статье). Он связан с известными государственными и культурными деятелями, жившими и живущими в этом районе. Вслед за страшным пожаром 1736 года пришла сюда первая волна аристократизации. Улица стала заселяться именитыми дворянскими семьями: Голицыны, Трубецкие, Долгорукие, Шереметевы, Ростопчины, Кропоткины и пр. Арбат вновь выгорел в период войны 1812 года.
По этой улице в 30-х годах ездили на автомобилях. Сам Иосиф Сталин проезжал по ней до своей резиденции, расположенной в Кунцево. Связана с этим и трагическая история студентов, живших на тот момент в доме № 43. Им было предъявлено обвинение в попытке из своей квартиры застрелить партийного деятеля. Это было в 1944 году. Ситуация оказалась абсурдной, так как окна этого помещения выходили во внутренний дворик дома.
Общие сведения о Старом Арбате
Как попасть на эту улицу, чтобы осмотреть все ее исторические объекты? Прежде представим небольшое описание этого прекрасного места отдыха.
Понадобилось 12 лет, чтобы Арбат превратился в пешеходную зону. Свое начало она берет от площади Арбатские ворота, а завершается на Смоленской площади.
Это самая прославленная пешеходная улица не только Москвы, но и всей России. Это улица-символ. Она воспета в сотнях романов и стихотворений. Арбат является одной из старейших улиц, где, несмотря на множественные перемены, вполне возможно ощутить дух прошлых эпох.
Достопримечательности
Там, где находится Старый Арбат, много интересных исторических и культурных объектов. Невероятно красивые старинные здания имеют свою историю, ни одна из которых не похожа на другую.
- Знаменитый ресторан «Прага». С него начинается Арбат. Ранее здание являлось доходным домом Фирсановых. В течение XVII столетия оно неоднократно перестраивалось, и лишь в 1872 году в нем появился трактир, имеющий одноименное название. С годами он превратился в знаменитый московский ресторан, знакомый многим обывателям с детства, так как именно здесь был создан чудесный торт «Прага».
- «Литературный особняк». Дом № 9 (ранее № 7) в историю вошел благодаря именам известных посетителей. В этом здании находился кинотеатр «Паризьен» – один из первых в Москве. В нем был Л. Н. Толстой, а после революции здесь открылся «Литературный особняк». В нем бывали С. А. Есенин, А. Белый и В. Маяковский.
- Театр Вахтангова Е. Б. С 1921 года в доме № 26 Старого Арбата (ближайшее метро «Смоленская») существует это культурное заведение. В период Второй мировой войны строение было почти разрушено от бомбежек, но в послевоенные годы оно было отстроено заново, и театр приобрел величественный вид.
- Музей оптических иллюзий. Расположен он в Малом Николопесковском переулке, в шаге от Арбата. Экспозиция представлена 3D-рисунками и художественными инсталляциями, оживающими при определенном ракурсе.
«Дом с рыцарями», стена памяти В. Цою, дом Б. Окуджавы, музей-квартира Пушкина и многое другое – исторические объекты, расположенные на знаменитом Старом Арбате Москвы. Как добраться до него, чтобы своими глазами все это увидеть?
Филевская линия Московского метрополитена
Для многих москвичей эта линия метро является любимой. Это одна из самых необычных веток. Одна ее часть петляет по старому руслу речки, после чего появляется в благоустроенных районах западной части столицы, другая приводит в царство хайтека.
Сегодня продолжается самая масштабная в истории линии реконструкция ее наземной части. На станциях, которые были сооружены по строительным стандартам середины XX столетия, меняются несущие конструкции, прослужившие 60 лет. Полностью перестраиваются и расширяются вестибюли и платформы. Таким образом, Филевская линия приобретает современный облик и еще многие годы прослужит москвичам.
Как добраться на метро?
Старый Арбат – довольно протяженная улица. Прежде чем ехать туда, следует разобраться, куда хочется попасть, в какую часть улицы. Чтобы приехать к окончанию пешеходной улицы, удобнее ехать до станции «Смоленская». Если взять за исходную точку прогулки начало Арбата, удобнее доехать до станции «Арбатская» любой из двух линий.
И от ВДНХ легко доехать до Старого Арбата. Как добраться на метро? Для этого следует от станции «ВДНХ» проехать до «Тургеневской», на которой нужно совершить переход до станции «Чистые пруды». От нее следует проехать 3 остановки до «Библиотеки им. Ленина» и перейти к станции «Александровский сад» линии Филевской и далее проехать до станции «Арбатская» (1 остановка) или до станции «Смоленская» (две остановки). А еще можно перейти на «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии и до Старого Арбата прогуляться пешком.
А как добраться от трех вокзалов до Старого Арбата? Станция метро «Комсомольская» – начальная точка этого пути. Следует совершить посадку на радиальной станции метро и через 5 остановок выйти на станции «Библиотека им. Ленина». От нее можно либо прогуляться пешком до Арбата, либо перейти на «Арбатскую» и выйти к станции «Художественный театр». Также можно проехать от станции «Арбатская» одну остановку до станции «Смоленская», откуда можно выйти на Смоленскую площадь, расположенную в конце пешеходной улицы. С этого места недалеко идти до театра им. Вахтангова и памятника Б. Окуджаве.
Несложно приехать и из района Кунцево. Со станции «Кунцевская» по Филевской линии следует ехать до «Смоленской» или «Арбатской» и выйти к необходимой части улицы. Если же поезд едет по Арбатско-Покровской линии, нужно сойти на станции метро «Арбатская», расположенной на ветке метрополитена синего цвета. Дело в том, что Филевская голубая ветка и синяя Арбатско-Покровская имеют станции с одинаковыми названиями. Из них есть выход к началу Старого Арбата, а также к Смоленской площади, где пешеходная улица заканчивается.
Станция «Арбатская»
Одна из ближайших к Старому Арбату – станция метро «Арбатская». Глубина ее заложения – 41 метр. Открыта она была в апреле 1953 года. На сегодня она имеет три перехода на следующие станции: «Александровский сад» (линия Филевская), «Библиотека им. Ленина» (линия Сокольническая) и «Боровицкая» (Серпуховско-Тимирязевская линия). Очень красивая «Арбатская» станция заслуженно получила статус объекта культурного наследия.
Сооружалась она по специальному проекту. Протяженность зала по длине составляет 220 метров (второе место по размерам после «Воробьевых гор»). Форма центрального зала – эллипс. Создававшие проект станции архитекторы применили тему русского зодчества (стиль — московское барокко).
Пилоны в нижней части отделаны красным мрамором. На стенах установлены керамические декоративные элементы с живописными растительными мотивами. Подобного плана композиции являются украшением и путевых стен. Полы украшены ковровым орнаментом из черного, красного и серого мрамора. Платформы и центральный зал освещаются позолоченными роскошными люстрами.
В заключение
На Арбате практически каждое здание, каждый памятник и монумент могут рассказать много интересного любопытному путешественнику. В то же время, сохраняя память о прошлых знаменательных событиях и о выдающихся личностях, Старый Арбат и поныне живет насыщенной и яркой жизнью, предлагая многочисленным гостям немало современных увлекательных развлечений.
gkd.ru
Наземные вестибюли станции Арбатская.: ilinga45
В ФБ увидела фото:Текст гласил: «Станция метро Арбатская. Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат. ещё не замурована в МО
Я , честно говоря, ничего не поняла, поскольку такого вестибюля не помню и никак не могла сообразить — где это.
Начались раскопки.
Итак, у станции Арбатская два выхода :
один — на Арбатскую площадь к к-ру Художественный
а второй — на Воздвиженку. Вот про него, как оказалось и речь.
Это был второй вестибюль , который в период 1979 — 1987 гг. был поглощён Зданием Генерального штаба министерства обороны Российской Федерации (архитекторы М. В. Посохин, Ю. В. Попов, Н. Г. Минаев).
Во дворе Генштаба расположен наземный вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. При строительстве Генштаба были устроены новые выходы из вестибюля через здание в сторону Воздвиженки, а старые, на Арбатскую площадь, были закрыты.
Про первый вестибюль попутно тоже выяснились интересные подробности.
Довоенные фото показывают, что на Арбатской площади, справа от Художественного, были торговые ряды.
и
В начале 1930-х старый рынок разогнали, а для нового выстроили нечто капитальное. При строительстве вестибюля метро Арбатская, Филевской ветки, здание рынка пришлось немного укоротить. Во время войны в здание рынка попала бомба и впоследствии его решили не восстанавливать.
и
Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.
А это один из проектов Арбатской — архитектор Б.Иофан
Кстати , в интерьерной отделке самой станции метро Арбатская использованы цветочно-фруктовые мотивы именно потому, что сверху над ней располагался колхозный рынок
Информация взята с сайтов:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=972369196188444&set=a.612704518821582.1073741828.100002461173872&type=3
https://ru.wikipedia.org
http://moscowwalks.ru/2008/02/24/arbatskaya/comment-page-1/
ilinga45.livejournal.com
Как добраться (доехать) до метро Арбатская в Москве (голубая)
Остановка Арбатские ворота
Арбатские ворота, 160 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2)
Арбатские ворота
Остановка Арбатские ворота, 160 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2)
Оттуда - Сюда
Остановка Арбатская площадь
Арбатская площадь, 190 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Арбатская площадь
Остановка Арбатская площадь, 190 метрах, 3 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Оттуда - Сюда
Остановка Дом книги
Дом книги, 340 метрах, 6 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2), Н2
Дом книги
Остановка Дом книги, 340 метрах, 6 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2), Н2
Оттуда - Сюда
Остановка Площадь арбатские ворота
Площадь Арбатские Ворота, 390 метрах, 7 мин. пешком
Автобусов:
39, А (бывш. Т31), Т15
Площадь арбатские ворота
Остановка Площадь Арбатские Ворота, 390 метрах, 7 мин. пешком
Автобусов:
39, А (бывш. Т31), Т15
Оттуда - Сюда
Остановка Переулок сивцев вражек
Переулок Сивцев Вражек, 520 метрах, 10 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Переулок сивцев вражек
Остановка Переулок Сивцев Вражек, 520 метрах, 10 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Оттуда - Сюда
Остановка Метро «библиотека имени ленина»
Метро «Библиотека имени Ленина», 530 метров, 10 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), м2 (бывш.Т2), Н2, Н1, 144, м3 (бывш.255к), К
Метро «библиотека имени ленина»
Остановка Метро «Библиотека имени Ленина», 530 метров, 10 мин. пешком
Автобусов:
м1 (бывш. Т1), м6 (бывш. 6), м2 (бывш.Т2), Н2, Н1, 144, м3 (бывш.255к), К
Оттуда - Сюда
Остановка Консерватория
Консерватория, 540 метрах, 10 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Остановка Консерватория, 540 метрах, 10 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Оттуда - Сюда
Остановка Боровицкая площадь
Боровицкая площадь, 650 метрах, 12 мин. пешком
Автобусов:
39, м6 (бывш. 6)
Боровицкая площадь
Остановка Боровицкая площадь, 650 метрах, 12 мин. пешком
Автобусов:
39, м6 (бывш. 6)
Оттуда - Сюда
Остановка Никитские ворота
Никитские ворота, 650 метрах, 12 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Никитские ворота
Остановка Никитские ворота, 650 метрах, 12 мин. пешком
Автобус:
м6 (бывш. 6)
Оттуда - Сюда
Остановка Моховая улица
Моховая улица, 670 метрах, 13 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2), Н2
Моховая улица
Остановка Моховая улица, 670 метрах, 13 мин. пешком
Автобусов:
39, м2 (бывш.Т2), Н2
Оттуда - Сюда
Остановка Кинотеатр «октябрь»
Кинотеатр «Октябрь», 690 метров, 13 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Кинотеатр «октябрь»
Остановка Кинотеатр «Октябрь», 690 метров, 13 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15
Оттуда - Сюда
Остановка Метро «кропоткинская»; музей изобразительных искусств имени пушкина
Метро «Кропоткинская»; Музей изобразительных искусств имени Пушкина, 690 метрах, 13 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15, м3 (бывш.255к), 255
Метро «кропоткинская»; музей изобразительных искусств имени пушкина
Остановка Метро «Кропоткинская»; Музей изобразительных искусств имени Пушкина, 690 метрах, 13 мин. пешком
Автобусов:
А (бывш. Т31), Т15, м3 (бывш.255к), 255
Оттуда - Сюда
Остановка Никитские ворота; тасс
Никитские ворота; ТАСС, 710 метрах, 14 мин. пешком
Автобус:
м2 (бывш.Т2)
Никитские ворота; тасс
Остановка Никитские ворота; ТАСС, 710 метрах, 14 мин. пешком
Автобус:
м2 (бывш.Т2)
Оттуда - Сюда
Остановка Ножовый переулок
Ножовый переулок, 740 метрах, 14 мин. пешком
Автобус:
101 (бывш. 12ц)
Ножовый переулок
Остановка Ножовый переулок, 740 метрах, 14 мин. пешком
Автобус:
101 (бывш. 12ц)
Оттуда - Сюда
Остановка Кропоткинская
Кропоткинская, 770 метрах, 15 мин. пешком
Автобусов:
м3 (бывш.255к), 255
Кропоткинская
Остановка Кропоткинская, 770 метрах, 15 мин. пешком
Автобусов:
м3 (бывш.255к), 255
Оттуда - Сюда
Остановка Манежная площадь
Манежная площадь, 830 метрах, 16 мин. пешком
Манежная площадь
Остановка Манежная площадь, 830 метрах, 16 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Метро «охотный ряд»
Метро «Охотный Ряд», 960 метрах, 19 мин. пешком
Метро «охотный ряд»
Остановка Метро «Охотный Ряд», 960 метрах, 19 мин. пешком
Оттуда - Сюда
Остановка Кропоткинская
Кропоткинская, 980 метрах, 19 мин. пешком
Кропоткинская
Остановка Кропоткинская, 980 метрах, 19 мин. пешком
Оттуда - Сюда
metro.mwmoskva.ru
Станция «Арбатская». Филёвская линия. — Метрополитен
«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская».
Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская».Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция «вышла» на Арбатскую площадь.Фотография 1938 — 1940 года с сайта oldmos.ru
Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.
Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.
Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.
Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.
На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.
Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.
На станции мне повстречался вот такой агрегат.
А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция «Арбатская» глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.
Из книги: «Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена» Московский рабочий 1985 год.
А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с «Калининской» опять занимали места в кабине поезда.
Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный :).
«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Александровский сад»
Все отснятые мной станции Московского метрополитена «Московское метро в фотографиях».
ru-metro.livejournal.com
Станция метро «Арбатская» (филевская) | Достопримечательности и интересные факты о станции метро Арбатская
Главная » Станции » Станции » В России » Москва » Филевская линия » АрбатскаяРасположение
«Арбатская» расположена между станциями «Смоленская» и «Александровский сад» Филёвской линии Московского метрополитена.
История станции
Станция была построена на месте Храма Тихона, епископа Амафунтского (1689 год), и открыта в составе первой очереди Московского метро 15 мая 1935 года.
История названия
Станция названа по расположенной недалеко от станции улице Арбат. Проектное название станции «Арбатская площадь» не было использовано. В 1992 году станцию предлагали переименовать в «Воздвиженку».
Описание станции
Путевые стены станции облицованы керамической глазурованной плиткой кремового цвета. Колонны декорированы розовым мрамором. Пол покрыт метлахской плиткой красного цвета.
Технические характеристики
«Арбатская» – это колонная станция мелкого заложения (8 метров), построенная по типовому проекту.
Вестибюли и пересадки
В распоряжении станции только один вестибюль (западный), в который можно попасть по лестнице, расположенной непосредственно на платформе.
Вестибюль, выполненный в форме пятиконечной звезды, первое время был символом Московского метро. На его крыше даже собирались установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но затем от этой идеи отказались и установили только шпиль со звездой. Это один из немногих вестибюлей Московского метро, на котором сохранилась надпись «Метро».
Вестибюль выходит на площадь Арбатские ворота.
Достопримечательности
Рядом со станцией находится большое количество театров, среди которых театр «Арбат-Опера», Театр им. Вахтангова и многие другие. Музеи представлены в основном мемориальными квартирами выдающихся деятелей, например, дом-музей Марины Цветаевой, А. Н. Скрябина, дом Бурганова и т.д.
Наземная инфраструктура
ВУЗы рядом со станцией имеют творческую направленность – Театральный институт им. Щукина и Академия музыки им. Гнесиных. Больших торговых центров рядом со станцией нет, зато на каждом шагу можно встретить всевозможные бутики. Ресторанов, кафе, ночных клубов и дискотек в районе станции великое множество.
Интересно
На станции есть «Буфет от столовой № 9 Отдела рабочего снабжения ГУП «Московский метрополитен». Большинство столовых и станций обслуживают только работников метро, но есть и исключения. На станциях «Арбатская» Филевской линии, «Войковской» и «Киевской» Арбатско-Покровской линии буфеты обслуживают пассажиров.
План станции
На карте
proezdmetro.ru
Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)
Арбатская (станция метро, Арбатско-Покровская линия) | |
Дата открытия: | 5 апреля 1953 года |
Район: | Арбат |
Округ: | ЦАО |
Тип: | Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м: | 41 м |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич |
Архитекторы вестибюлей: | Л. М. Поляков, Ю. П. Зенкевич |
Инженеры-конструкторы: | А. И. Семёнов, А. Н. Пирожкова, П. Пашин |
Выход к улицам: | ул. Воздвиженка |
Переходы на станции: | Библиотека им. Ленина, Александровский сад, Боровицкая |
Наземный транспорт: | А 6; Тб 2, 44 |
Время открытия: | 5:30 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС, Билайн, МегаФон |
Код станции: | 044 |
Соседние станции: | Смоленская и Площадь Революции |
«Арбатская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
История
15 мая 1935 года открылась первая очередь Московского метрополитена — участок от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской». В составе ответвления было три станции — «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». В 1937 году ответвление продлили до «Киевской».
13 марта 1938 года была открыта вторая по хронологии линия метро — Арбатско-Покровская. Был построен участок «Улица Коминтерна» — «Курская» и соединён с ответвлением первой линии. Поезда проследовали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составеФилёвской линии. Арбатский радиус глубокого заложения строился в спешке (строительство заняло два года) и в тайне, и его открытие стало неожиданностью для москвичей.
Станция была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская» пятой очереди строительства. Тогда же был открыт переход на станцию «Библиотека имени Ленина». В 1958 году Арбатский радиус мелкого заложения был вновь открыт в составе Арбатско-Филёвской линии, и «Арбатская» получила переход на станцию «Калининская» (ныне «Александровский сад»).
В 1980-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее —Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. В 1986 году сооружён переход из центра зала на станцию «Боровицкая».
С 18 мая 2006 года по 3 сентября 2007 года вестибюль был закрыт на реконструкцию. К открытию вестибюля были выпущены памятные билеты.
Архитектура и оформление
Вестибюль
У станции один собственный наземный вестибюль (западный). Первоначально вестибюль был в виде отдельного здания, которое стояло в центре квартала между Воздвиженкой, Знаменкой, Арбатской площадью и Крестовоздвиженским переулком, в 100 м от наземного павильона станции «Арбатская» Филёвской линии. Арочные входы-выходы располагались на фасаде в сторону Арбатской площади. Вестибюль был построен в виде трёхпролётной триумфальной арки.
При строительстве нового здания Генерального Штаба Министерства обороны в 1980-х годах вестибюль оказался в егоатриуме. Старые выходы были закрыты, новый вход был встроен в здание Генштаба со стороны улицы Воздвиженка. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.
Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного. Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства.
За входом расположены два коридора, созданные для движения пассажиропотоков. Здесь четыре двери в одной арке — на вход, а ещё четыре — на выход. Между двумя коридорами находится небольшое помещение, в котором продаются авиа- и железнодорожные билеты, а также расположен аптечный киоск. За коридорами — кассовый зал. В стене напротив эскалаторного зала, где раньше осуществлялся вход-выход, находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена. Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал.
Вестибюль станции был закрыт на реконструкцию с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года. За время реконструкции произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Выполнен комплекс работ по укреплению грунтов и усилению конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него были установлены модернизированные эскалаторы типа Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие.
Станционные залы
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.
Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками.
Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу. Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.
Переходы
Станция имеет пересадки на станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии и «Александровский сад» Филёвской линии. Пересадка на Сокольническую и Филёвскую линии осуществляется через эскалаторный наклон в восточном торце вестибюля (также оттуда можно выйти в город кАлександровскому саду и Моховой улице). В 1986 году в центре зала сооружены лестницы, используемые для перехода на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Далее расположен мостик над путём в сторону «Щёлковской», затем — переход и межэтажный эскалатор вверх выводит в северный торец «Боровицкой».
Станция в цифрах
- Код станции — 044
- Глубина залегания станции составляет 41 метр.
- Высота над уровнем моря — 103 метра.
- Пикет ПК10+86.
- По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 49 130 человек, пересадочный на станцию «Александровский сад» 8800 человек, на станцию «Библиотека имени Ленина» 80 300 человек, на станцию «Боровицкая» 140 400 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 43 100 человек, по выходу — 44 800 человек.
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) | Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) | |
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Пятницкое шоссе»е | 5:49:00 | 5:51:10 |
5:52:20 | 5:52:20 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:44:05 | 5:44:20 |
5:44:30 | 5:44:20 |
Расположение
Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская». Наземный вестибюль в настоящее время встроен в новое здание Министерства обороны Российской Федерации, с выходом к улице Воздвиженка.
Наземный общественный транспорт
Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год):
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
авт. № 6 | «Беговая», «Улица 1905 года», «Краснопресненская», «Кропоткинская», «Боровицкая», «Павелецкая-радиальная», «Павелецкая-кольцевая» | Силикатный завод | Павелецкий вокзал |
авт. № 05 | «Кропоткинская» | Стадион «Лужники» (южная) | Никитский бульвар |
авт. № 015 | «Кропоткинская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Трубная» | Стадион «Лужники» (южная) | Трубная площадь |
тр. № 1 | «Нагатинская», «Тульская», «Серпуховская», «Добрынинская», «Полянка», «Боровицкая», «Кропоткинская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд», «Тверская», «Чеховская», «Пушкинская», «Маяковская», «Белорусская-радиальная», «Белорусская-кольцевая» | Ст. метро «Нагатинская» | Больница имени Боткина |
Достопримечательности
Рядом со станцией метро «Арбатская» находится большое количество достопримечательностей.
Выход на Моховую улицу:
- Государственный Кремлёвский дворец
Выход на Воздвиженку:
- Театр им. Е. Вахтангова
- Кинотеатр «Художественный»
Станция «Арбатская» в культуре
- Станция «Арбатская» фигурирует в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция принадлежит так называемому Полису, который состоит из четверного пересадочного узла. Полис — культурная и духовная столица метрополитена, и в его сохранности заинтересованы все обитатели метро.
- В 1976 году на станции «Арбатская» был снят один из первых клипов Аллы Пугачёвой на песню «Арлекино».
- В 1996 году на станции был снят клип на песню «42 минуты» Валерия Сюткина.
cultura-russia.ru
На какой станции метро находится старый арбат?
метро Арбатская, филевкой ветки. Когда выйдешь из метро надо будет немного пройти вперед и спустится в подземный переход и на той стороне будет начинаться Старый Арбат
Старого Арбата нет. Есть Арбат и Новый Арбат. Арбат- между Смоленской и Арбатской.
Метро Арбатская
touch.otvet.mail.ru