Метро кировская москва современное название – Список переименованных станций Московского метрополитена

Кировская (станция метро, Москва) Википедия

«Чистые пруды»

Сокольническая линия
Московский метрополитен


Район Басманный
Округ ЦАО
Дата открытия 15 мая 1935 года
Проектное название Мясницкая, Мясницкие ворота
Прежние названия Кировская (до 5 ноября 1990 года)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 35
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Н. Д. Колли,
С. Г. Андриевский[1]
Л. П. Шухарева; реконструкция:
Л. Н. Попов,
А. Ф. Фокина
Инженеры‑конструкторы А. Ф. Денищенко
Станцию возвело Шахта № 18-19 (СМУ-7, руководители И. Пугач, А. Танкилевич) и Шахта № 29-30 (СМУ-8, руководитель Ф. Кузьмин) Мосметростроя; реконструкция 1971 года — СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Фёдоров)
Переходы на станции  Тургеневская
 Сретенский бульвар
Выход к улицам Чистопрудный бульвар, площадь Мясницкие Ворота, Мясницкая улица
Наземный транспорт Тм: А, 3, 39; А: 3Н, 122
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 008
Соседние станции Красные ворота и Лубянка
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 Медиафайлы на Викискладе

«Чи́стые пруды́» — станция Московского метрополитена на Сокольнической линии. Расположена в Басманном районе (ЦАО) под Мясницкой улицей у её пересечения с Чистопрудным бульваром, по которому и получила своё название. Открыта 15 мая 1935 года в составе участка «Сокольники» — «Парк культуры», была капитально реконструирована в 1971 году. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является объектом культурного наследия народов России регионального значения.

Название

Проектное название — «Мясницкие ворота» — происходило от названия площади, у которой находится станция. С момента открытия и до 5 ноября 1990 года станция называлась «Кировская» в память о Сергее Мироновиче Кирове (1886—1934) — государственном и партийном деятеле СССР[1].

5 ноября 1990 года станция вследствие декоммунизации получила название «Чистые пруды» по Чистопрудному бульвару, к которому ведут её выходы.

История

Посадочная платформа в 1935 году
Оформление путевых стен (мрамор, плиточный фриз), отделка пола (асфальт) и станционное освещение (трубчатые светильники) сильно отличаются от сегодняшнего

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена, состоящей из 13 станций: «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Первоначально станция была двухсводчатой, у выходов располагались лишь два коротких аванзала для перехода между боковыми платформами. В 1971 году была произведена реконструкция в связи с сооружением пересадки на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии, открывшейся 5 января 1972 года, в ходе которой был раскрыт центральный зал, и станция стала трёхсводчатой.

Во время Великой Отечественной войны на станции находились отделы Генерального штаба и ПВО страны. В 1947 на станции впервые в Московском метрополитене были установлены люминесцентные лампы.

13 января 2008 года станция соединена переходом со станцией «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.

Архитектура и оформление

Своды станционного зала поддерживают два ряда массивных спаренных пилонов, облицованных светлым уральским мрамором «коелга» и дымчатым мрамором «уфалей». Опоры свода скрыты широкими карнизами, за которыми размещены светильники. Пол выложен серым и розовым гранитом (до 1972 года покрытие было асфальтовым). До сооружения перехода на станцию «Сретенский бульвар» у торцевой стены находился бронзовый бюст С. М. Кирова, в честь которого долгое время называлась станция (автор — М. Г. Манизер). Сейчас бюст находится в переходе со станции «Сретенский бульвар» на станцию «Тургеневская». Путевые стены облицованы светло-серым мрамором (до 1997 года — белой керамической плиткой), снизу — чёрным гранитом.

Вестибюли и пересадки

Наземный вестибюль станции

У станции есть наземный вестибюль кубической формы, расположенный в начале Чистопрудного бульвара. На данный момент это единственный вестибюль подобной конструкции в московском метрополитене. Также «Чистые пруды» — одна из немногих станций, на наземном вестибюле которой сохранилась историческая вывеска «МЕТРО».

Через вестибюль можно выйти, помимо бульвара, на площадь Мясницкие Ворота и Мясницкую улицу[2].

Из центрального зала можно попасть в переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. 13 января 2008 года открылся переход на станцию «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии. Первоначально предлагалось открыть этот переход одновременно со «Сретенским бульваром», однако, в связи с задержкой поставки эскалаторов Санкт-Петербургского завода, станция открылась только с одной пересадкой, а пуск перехода был отложен.

Техническая характеристика

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 35 метров). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. Первоначально располагала двумя короткими аванзалами на месте центрального зала. Реконструирована в трёхсводчатую в 1971 году[3].

wikiredia.ru

Какие станции московского метро переименовывали чаще всего

«А вам, деточка, надо на «Площадь Ногина». Ну да, перейдете там, и потом…» Годы идут, а из московского обихода не уходят старые названия — ни улиц, ни площадей, ни, конечно же, станций метро. Гостям города иногда трудно понять, куда же им советуют поехать — на какую такую «Площадь Ногина» или «Калининскую». 

Мы решили, что пора разобраться с этой путаницей раз и навсегда. И будем рассказывать вам о том, как менялись названия столичных улиц и площадей, переулков и магистралей, ну и, конечно, станций метрополитена. И начнем мы, пожалуй, именно с него — с нашего метро, которым каждый день пользуются миллионы людей.

Чемпионы по количеству имен: 14 названий для четырех станций

201 станция Московского метро, 44 из которых признаны объектами культурного наследия, а более 40 справедливо считаются памятниками архитектуры, — это огромный город. Станций вскоре станет еще больше, а значит прибавится и новых названий на подземной карте Москвы.

Начнем с того, что сам метрополитен не раз менял свое название, о чем, впрочем, сегодня уже мало кто вспоминает. Но изначально он носил имя Лазаря Кагановича. Лазарь Моисеевич, кстати, личностью был весьма примечательной, за свою долгую жизнь занимал массу разных постов, был близок к Сталину, и прожил он без малого 98 лет — скончался в 1991 году. Сталин категорически возражал против присвоения метро своего имени и, в принципе, это именно он настоял на том, чтобы новому транспорту Москвы присвоили имя Кагановича. С 29 ноября 1955 года метро стало носить имя Ленина. Официально вопрос о снятии его имени из названия никогда не ставился, но два года назад руководство московского метрополитена заявило о намерении вернуть на реконструируемые станции метро таблички с названием «Метрополитен имени Ленина». Ну, что называется, поживем — увидим.  

Итак, что же там с именами? Но прежде чем мы с вами отправимся в историческое путешествие по разным линиям метрополитена, назовем лидеров по числу переименований, это довольно забавно.

Первое место. «Золото» по числу переименований — у станции метро «Охотный ряд». Он пережил это четыре раза!

1 октября 1935 год. Буфет в северном вестибюле станции метро «Охотный ряд» Фото: Леонид Великжанин /Фотохроника ТАСС

Изначально станцию назвали в честь московских торговых рядов, что находились когда-то возле Кремля — «Охотный ряд». Но 25 ноября 1955 года ей присвоили имя уже упомянутого нами Лазаря Кагановича. Название получилось незатейливым: «Имени Кагановича». Но прошло два года, Каганович попал в число участников так называемой антипартийной группы. Естественно, станции той же осенью 1957 года вернули прежнее название — «Охотный ряд». Прошло еще несколько лет, и в 1961 году «Ряд» стал «Проспектом Маркса». Что примечательно, это произошло тоже в ноябре — 30 ноября 1961 года! И жил себе «Проспект Маркса» тихо и спокойно 30 лет без малого. Но 5 ноября 1990 года станции вновь вернули историческое название — «Охотный ряд».

Второе место. Трижды менял свое имя «Александровский сад»!

Московское метро, 1991 год. Станция метро «Калининская» переименована в станцию «Александровский сад» 5 ноября 1990 года, но доска с названием еще висит на входе в вестибюль метрополитена Фото: Олег Власов /Фотохроника ТАСС/

Территориально они были соседями — «Охотный ряд» и «Улица Коминтерна», или, в народе, просто «Коминтерн».

Сейчас, кстати, мало уже кто помнит, что это вообще такое. Ну и напомним по случаю: Коминтерн — «коммунистический интернационал» — организация, основанная 2 мата 1919 года по инициативе партии большевиков и ее руководителя Владимира Ленина. Основная цель Коминтерна была в распространении идей революционного интернационального социализма. Коминтерн был формально распущен 15 мая 1943 года.

Ну а теперь возвращаемся к метро. Итак, 24 декабря 1946 года станция стала «Калининской», увековечив, таким образом, фамилию «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина, умершего 3 июня 1946 года. В 1990 году станцию назвали «Воздвиженкой». Название это, правда, не прижилось, несмотря на то, что улица Воздвиженка — одна из старейших в Москве и проходит рядом. Несмотря на то, что были даже отпечатаны новые схемы метро, уже 5 ноября 1990 года станция получила новое имя и носит его и поныне — это «Александровский сад».  

Третье место по числу переименований, то бишь «бронзу», делят между собой  две станции метро. Они были переименованы дважды.

«Партизанская»

Пассажиры на станции метро «Партизанская» Фото: Николай Галкин/ТАСС

При открытии в 1944 году станция называлась «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Название было слишком  длинным, а «откидывать» в речи имя вождя тоже рисковали не многие. Власти пошли навстречу, и в 1947 году станция стала «Измайловской». Но 20 августа 1963 года она была переименована в «Измайловский парк», а 3 мая 2005 года станция метро получила имя «Партизанской».   

«Алексеевская» же в смысле имени — вообще станция с приключениями. Переименовывалась-то она дважды, но имен имела много. Так, по порядку.

На станции метро «Алексеевская» Фото: Николай Галкин/ТАСС

Когда эту станцию метро проектировали, на планах середины 1950-х годов, ей было присвоено название «Алексеевская». Но когда дело шло к открытию, вдруг возникло название «Щербаковская». Но и это не было финалом: 1 мая 1958 года станцию открыли под именем… «Мир».

Спустя 8 лет, 26 октября 1966 года, станцию «Мир» все же переименовали в «Щербаковскую» — в честь партийного деятеля эпохи Сталина Александра Щербакова. Но дело было не столько в желании увековечить память бывшего Первого секретаря Московского обкома партии, умершего 10 мая 1945 года, сколько в попытке избежать путаницы в названиях: в этот же день двойную пересадочную станцию «Ботанический сад» переименовали в «Проспект мира». К 1990 году все, вроде бы, утряслось, и многие активные пользователи метро терли глаза в изумлении: на схемах вдруг появилась станция «Ново-Алексеевская», хотя официальных изменений никто не объявлял. А 5 ноября 1990 года «Щербаковская» стала «Алексеевской». На табличке на станции пишут, что переименование состоялось в 1991 году, но это ошибка.

Кстати, к вопросу о том, откуда вообще пришло название «Алексеевская». Никаких героев иных времен по фамилии Алексеев за этим не стоит: когда-то примерно в этих местах было расположено село «Алексеевское», только и всего.

С чемпионами по всей этой путанице — все, разобрались! А теперь приступаем к путешествию по разноцветным линиям нашего любимого метро.

Продолжение следует

* ПРОВИНЦИАЛЫ – новый потребительский раздел. Здесь мы публикуем материалы от наших корреспондентов и читателей, способные помочь адаптироваться в столице приезжим из российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Использованные в названиях слова ПРОВИНЦИАЛЫ и ПОНАЕХАЛИ не несут негативного смысла.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

ПОНАЕХАЛИ. Ищем работу. Как не попасться на развод… Алексей Хорошилов (прибыл из Ульяновска) хотел получать тысячу долларов в месяц, работая по 20 минут в день, но был вынужден вернуться к старому проверенному кредо: «Чтобы достать много денег, надо много работать» (далее…)

ПОНАЕХАЛИ. Как жить в Москве без постоянной регистрации… Оксана Крученко (прибыла из Волгограда) пришла к выводу что само понятие «прописка» перестало быть актуально, поскольку оформить ребенка в детский сад или школу, получить СНИЛС, зарегистрировать автомобиль в первопрестольной можно и без этой бумажки (далее…)

ПОНАЕХАЛИ. Не так страшен опт, как его малюют. Как сэкономить на продуктах в Москве. Элла Бойцова (прибыла из Санкт-Петербурга) знает, как в Москве не положить зубы на полку и не остаться при этом с пустым карманом (далее…)

ПОНАЕХАЛИ. Как шокировать москвичей словами «стулка», «шуфлятка» и «шкорка» Полина Ермилова (прибыла из Ростовской области) долго не могла найти общий язык со столицей, зато теперь может «отомстить» любому москвичу, устроив ему нехилый лингвистический квест (далее…)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий

Читатели-провинциалы, давайте вместе сделаем жизнь в большом городе более интересной и доступной! Присылайте свои истории и советы на почту [email protected]!

vm.ru

Список переименованных станций Московского метрополитена

Сокольническая линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Красные ворота,

Лермонтовская

29 мая 1962 года

25 августа 1986 года

Лермонтовская,

Красные ворота

Кировская 5 ноября 1990 года Чистые пруды
Дзержинская 5 ноября 1990 года Лубянка
Охотный ряд,

Имени Кагановича,

Охотный ряд,

Проспект Маркса

25 ноября 1955 года,

Осень 1957 года,

30 ноября 1961 года,

5 ноября 1990 года

Имени Кагановича,

Охотный ряд,

Проспект Маркса,

Охотный ряд

Дворец Советов 8 октября 1957 года Кропоткинская
Центральный Парк Культуры и Отдыха имени Горького 1980 год Парк культуры
Ленинские горы 12 мая 1999 года Воробьёвы горы

Замоскворецкая линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Горьковская 5 ноября 1990 года Тверская
Площадь Свердлова 5 ноября 1990 года Театральная
Завод имени Сталина 5 июля 1956 года Автозаводская
Ленино 5 ноября 1990 года Царицыно

Арбатско-Покровская линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Измайловский парк 20 августа 1963 года Измайловская
Измайловская,

Измайловский парк

20 августа 1963 года,

3 мая 2005 года

Измайловский парк,

Партизанская

Сталинская 30 ноября 1961 года Семёновская

Филёвская линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Улица Коминтерна

Калининская

24 декабря 1946 года

5 ноября 1990 года

Калининская

Александровский сад

Деловой центр 1 июня 2009 года Выставочная

Кольцевая линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Центральный Парк Культуры и Отдыха имени Горького 1980 год Парк культуры
Калужская 6 июня 1961 года Октябрьская
Серпуховская 6 июня 1961 года Добрынинская
Ботанический сад 20 июня 1966 года Проспект Мира

Калужско-Рижская линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
ВСХВ 12 декабря 1959 года ВДНХ
Мир

Щербаковская

26 октября 1966 года

5 ноября 1990 года

Щербаковская

Алексеевская

Ботанический сад 20 июня 1966 года Проспект Мира
Колхозная 5 ноября 1990 года Сухаревская
Площадь Ногина 5 ноября 1990 года Китай-город
Новокузнецкая 4 января 1983 года Третьяковская
Битцевский парк 1 июня 2009 года Новоясеневская

Таганско-Краснопресненская линия     

Прежнее название станции Дата переименования станции Новое название станции
Площадь Ногина 5 ноября 1990 года Китай-город
Ждановская 13 января 1989 года Выхино

www.opklare.ru

Метрополитен имени Кагановича — Город на память

Этот сюжет — о первых двух десятилетиях из жизни Московского метрополитена, с 1935 по 1955 годы, когда подземка носила имя Лазаря Кагановича — наркома путей сообщения, руководившего также составлением Генерального плана реконструкции Москвы и возглавлявшего строительство московского метро. Как раз в этот исторический период сложилась привычная нам схема метро с кольцевой и радиальными линиями, были построены станции-дворцы, столь любимые иностранными туристами и богатые интерьеры которых не замечают вечно спешащие москвичи.



Но сначала немного дореволюционной истории. Первая в мире подземная железная дорога появилась в Лондоне, в 1863 году компания «Metropolitan Railways» построила линию длиной шесть километров. К старейшим метрополитенам мира относят и надземную железную дорогу в Нью-Йорке, которая открылась в 1868 году, а в 1904 году спряталась под землю. В Москве в то время пассажиров перевозили извозчики и появившаяся чуть позднее конка.

К началу ХХ века российские инженеры разработали и передали властям проекты строительства внеуличных железных дорог в крупных городах. Московский проект А.Антоновича, Н.Голиневича и Н.Дмитриева предусматривал двухпутное движение поездов по кольцевой и радиальным линиям, причём составы двигались бы то в тоннеле, то по земле, то по эстакадам. Это был обобщённый опыт строительства метрополитена в разных странах мира.

Согласно их проекту, московское метро включало около 40 станций с довольно длинными перегонами, например, в южной части кольцевой линии планировались наземные станции «Дорогомиловская застава» — «Новодевичий монастырь» — «Калужская застава» — «Данилов монастырь» — «Симоновская», а на севере «Сокольники» — «Крестовская застава» (возле Виндавского (Рижского) вокзала) — «Марьина роща» — «Бутырская застава» — «Петровский парк». Частично идея была реализована как Московская окружная железная дорога, открывшаяся в 1908 году для транспортировки грузов и перевозки пассажиров.

Параллельно с Антоновичем свои идеи предложили инженеры П.Балинский и Е.Кнорре, а художник Н.Каразин дорисовал метропоезда и станции к привычным московским пейзажам. Радиальные линии проходили бы под землёй и связывали железнодорожные вокзалы с центром города, где в Александровском саду могла появиться Центральная станция, а на Васильевском спуске грандиозное здание вокзала. Реализации новаторских решений помешало трамвайное лобби Московской городской думы во главе с А.Гучковым, консерваторы не оценили перспективу нового вида транспорта да и духовенство выступило против. Думцы вынесли вердикт: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать».


Схема 1902 года с сайта: http://www.etomesto.ru/img_map.php?id=1162


В 1914 году появилась серия открыток «Москва в будущем», изданная «Товариществом Эйнем». Художник сделал акцент на изображении футуристических транспортных средств. Здесь есть и подвесной трамвай-фуникулёр, и поезда на эстакадах.

Тем временем город задыхался в транспортном кризисе и в 1912 году Городская дума вернулась к обсуждению вариантов строительства подземных линий, но помешала сначала Первая Мировая война, а затем Октябрьская революция. В первые годы Советской власти с участием зарубежных фирм были разработаны проекты московского метрополитена, замороженные из-за недостатка финансовых средств.

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и разгрузить трамвайные линии. В ноябре 1931 года началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице, а спустя два года был утверждён технический проект первой очереди. Первую линию частично прокладывали открытым способом, а на участках со станциями глубокого заложения от «Комсомольской» до «Библиотеки имени Ленина» использовалась щитовая проходка.


Котлован на Краснопрудной улице. 1933 год: https://pastvu.com/p/285788


Тоннель под Краснопрудной улицей. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/154914


Шахта Метростроя на площади Свердлова. 1933 год: https://pastvu.com/p/7091

«Наш Московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, — нет, там не просто гранит, — нет, там не просто металл, — нет, там не только бетон, — нет! Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона, в каждой ступени эскалатора сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество», — говорил Каганович. Подвиг строителей был увековечен переименованием Остоженки в Метростроевскую улицу и в художественных произведениях советских литераторов.


Барельеф на фасаде павильона станции «Сокольники»

Панно на станции «Комсомольская»

А героизма при строительстве первых станций хватало. И снова цитата из Кагановича: «Московская геология оказалась дореволюционной, старорежимной, она не сочувствовала большевикам, она шла против нас». Летом 1934 года проходчики станции «Комсомольская» натолкнулись под землёй сначала на плывунное болото, а немного глубже — на древний ручей Ольховец. Труба, сдерживающая его, была уже ветхой, и ручей вот-вот мог вырваться наружу. Метростроевцы сделали огромный деревянный короб и в нём подвесили на стальных сваях Ольховец. Теперь он шумел над головами людей, а они в это время заковывали в железные стены болото, чтобы оно не разрушало грунт. Но в это время пошёл дождь. Он лил несколько дней подряд. В котловане, где работали люди, с каждым днём прибывала вода. Бушевал в закрытом коробе и Ольховец. Наконец доски короба не выдержали, и ручей водопадом обрушился на железные стены, сдерживавшие болото. Под сильным напором стены разрушились, и на площади образовалась трещина. Она очень быстро приближалась к стенам Казанского вокзала. Но никто: ни пешеходы, ни те, кто проезжал мимо, даже не подозревали о приближающейся катастрофе. Об этом знали только строители метро. Чтобы избежать катастрофы, три вагона камней были выгружены в трещину в течение десяти минут. По неподтверждённым данным, во время ликвидации аварии погибли люди.

Говорят, что Каганович часто бывал в шахтах и держал руку на пульсе строительства. Когда не хватало грузовиков, он мобилизовывал транспорт с московских предприятий, нехватку рабочих рук компенсировал набором комсомольцев-добровольцев. Работы велись ударными темпами и уже 14 октября 1934 года по участку от «Комсомольской» до «Сокольников» прошёл первый пробный поезд, состоявший из моторного и прицепного вагонов типа «А».

В феврале 1935 года началось регулярное учебное движение четырёхвагонных составов, а 15 мая для пассажиров открылись станции «Сокольники» — «Красносельская» — «Комсомольская» — «Красные ворота» — «Кировская» — «Дзержинская» — «Охотный ряд» — «Библиотека им.Ленина» — «Дворец Советов» — «Парк культуры им.Горького». От «Охотного ряда» уходило ответвление «Коминтерн» — «Арбатская» — «Смоленская».

Поначалу вход в подземку осуществлялся по билетам красного или жёлтого цвета в зависимости от направления движения. Чтобы горожане не катались в вагоне целый день, на билете отмечалось время покупки и он был действителен в течение 35 минут. Первым обилеченным пассажиром Московского метро стал вовсе не Каганович или кто-то из высокопоставленных городских чиновников, а рядовой пролетарий П.Н.Латышев, о чём написала газета «Рабочая Москва», а кинохроника зафиксировала этот исторический момент.


Первый пассажир метро предъявляет билет серии «А» №0001: https://pastvu.com/p/53331

Билеты в метро были актуальны до 1959 года, пока не появились турникеты, заглатывающие сначала жетоны, а после денежной реформы 1961 года — пятикопеечные монеты. Эти, ставшие привычными устройства, работают по принципу свободного прохода, но ещё в 1935 году в метро экспериментировали с турникетами с поворотной крестовиной.


Первые поворотные турникеты на станции «Красные ворота». 1935 год.: https://pastvu.com/p/21461

В те годы в СССР было принято называть города, заводы, корабли в честь не только ушедших героев революции и Гражданской войны, но и вполне здравствующих личностей, и в первую очередь именем Иосифа Сталина. Считается, что в случае с московским метрополитеном вождь отказался от увековечивания своего имени в пользу соратника. Вроде бы Каганович скромно отказывался, но с Хозяином (так между собой близкие коллеги называли Сталина) не поспоришь.


Станция «Библиотека им.Ленина». 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/39278 Любопытно, что на фасадах первых станций не указаны их названия.

Электрику и тяговые двигатели для первых вагонов разработала немецкая фирма Siemens, а пневматику — отечественные производители. В вагоне типа «А» предусмотрены 44 сидячих места, салон отделан жёлтым фактурным картоном и освещён 30 лампами. Максимальная скорость поездов достигала 65 км/ч.

В 1937 году на линии вышли усовершенствованные вагоны типа «Б», а после Победы в Москву поступили 120 вагонов из Германии, из берлинского метро. Хотя немецкие вагоны были построены в 1927-1930-х годах, они оказались гораздо комфортнее, а технические решение и разработки пригодились отечественным конструкторам. Трофейные вагоны обозначались как тип «В» и эксплуатировались до 1966 года. А вагоны типа «Г» стали первыми, выкрашенными в сине-голубой цвет, привычный для столичной подземки. Некоторые раритеты подвижного состава сохранились или были восстановлены. По Сокольнической линии можно даже прокатиться в ретропоезде, стилизованным под первые составы.

Служебная техника 1950-х годов

После разоблачения культа личности Сталина товарищи по партии обвинили Кагановича в массовых репрессиях против советских граждан. По архивным источникам «Мемориала», его подпись стоит на 189 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 19 000 человек. «Мы виноваты в том, что пересолили, думали, что врагов больше, чем их было на самом деле. Ошибки были у нас у всех, у сталинского руководства в целом были ошибки», — оправдывался Каганович, отделавшийся снятием со всех постов и исключением из партии. Он дожил до 97 лет, пользовался привилегиями пенсионера союзного значения и был похоронен в 1991 году на Новодевичьем кладбище. Ну а метрополитен с 1955 года и до наших дней носит имя В.И.Ленина.

При строительстве первой очереди метро всё было в новинку и приоритет отдавался техническим нюансам, но уже в 1938 году москвичи и гости столицы оценили архитектурные изыски метростроевцев. Новые станции Замоскворецкой и Арбатско-Покровской линий были решены в стиле ар-деко и стали прообразами помпезных послевоенных станций. Немецкий литератор Лион Фейхтвангер написал тогда: «наивная гордость местных патриотов к их метрополитену вполне обоснована, он действительно самый красивый и удобный в мире».

По словам Кагановича, «наше общество есть прежде всего общество социалистическое. Социалистическое государство может позволить себе постройку для народа сооружения, которое стоит дороже, но зато даёт удобства, лучшее самочувствие, художественное наслаждение населению. Мы хотим, чтобы это сооружение, которое, больше чем какой-либо другой дворец, театр, обслуживает миллионы людей, — чтобы это сооружение поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие».

Всего с 1935 по 1954 год было построено 45 станций, могло бы быть и больше, но планы корректировались из соображений экономии и ускорения строительства. Так, ещё до войны в Москве могли появиться станции «Советская», «Пушкинская площадь», «Бега», «Ильинские ворота», «Покровские ворота», позднее из планов вычеркнули станции «Гороховская улица», «Площадь Баумана», «Бакунинская улица», «Мироновская улица», «Москворецкая», «Вишняковский переулок» и «Дербенёвская». Иногда под них оставляли заделы — прямолинейные участки тоннелей. Ну а возведённые станции стали настоящими произведениями искусства с мозаикой, скульптурами, витражами, фресками, лепными украшениями.

На каких станциях Московского метрополитена сделаны эти фотографии? Сможете вспомнить все?


Павильон станции «Комсомольская». 1935 год: https://pastvu.com/p/3399 До наших дней сохранились не все исторические здания метрополитена, старый павильон «Комсомольской»-радиальной явно не справлялся с возросшим пассажиропотоком и был снесён в 1952 году.


Павильон станции «Парк культуры им.Горького». 1935 год: https://pastvu.com/p/96178 В 1950 году на этом месте открылся новый просторный вестибюль со входом на радиальную и кольцевую линии.


Павильон станции «Дворец Советов». 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/4988 Многие станции лишились прежних названий, например, проект строительства Дворца Советов к середине 1950-х годов был окончательно закрыт, соответственно и метро переименовали. С 1957 года это «Кропоткинская».

15 октября 1941 года, когда немецко-фашистские захватчики вышли на подступы к Москве, лично от Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен и в течение трёх часов подготовить предложения по уничтожению его объектов. Станции и тоннели планировали уничтожить, а вагоны и оборудование подлежали эвакуации. 16 октября 1941 года стало единственным днём, когда метрополитен не работал. Метро изначально предполагалось использовать в качестве объекта гражданской обороны и во время войны по сигналу тревоги москвичи спешили к метро и на подземных станциях находили убежище от авианалётов.

С 12 декабря 1951 года в поездах стали объявлять станции, объявления делал машинист.

Самое время вспомнить про судьбу «аппендикса», ответвления «Коминтерн» — «Смоленская». К 1938 году этот участок через Смоленский метромост продлился до «Киевской» и вошёл в состав Арбатско-Покровской линии. Но в первый год войны во время бомбёжки в тоннель попала бомба и власти приняли решение построить параллельный участок глубокого заложения. В 1953 году с введением в строй глубоких станций, довоенный участок-дублёр был законсервирован, станции использовались в качестве складов, а тоннели — как депо резервных поездов. Движение по старому участку возобновилось в 1958 году, но уже в составе Филёвской линии. Таким образом в метро появились две станции «Арбатская» и две станции «Смоленская». В связи со всеми метаморфозами возникла городская легенда о правительственной подземной трассе, ведущей из Кремля на дачу Сталина в Кунцево.

После смерти Сталина в советской архитектуре случился резкий поворот от величественных зданий-дворцов к функциональным постройкам без лишних украшений, Никита Хрущёв призывал зодчих к экономии средств. Так появились быстровозводимые жилые пятиэтажки и типовые станции метро неглубокого заложения. Но это уже другая история.

Узнать больше об истории Московского метрополитена можно на сайтах:
http://mosmetro.ru/
http://www.metro.ru/
http://metro.molot.ru/
http://wiki.nashtransport.ru/wiki/
http://nashemetro.ru/

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

evgechesnokov.livejournal.com

Несколько фактов о переименованиях станций

1. Самое первое переименование в московском метро случилось на 12 год его существования, 24 декабря 1946 года. В этот день станция «Улица Коминтерна» была переименована в «Калининскую» (теперь это «Александровский сад»). Причиной переименования станции и одноимённой улицы стало их неактуальное название — к этому моменту Коминтерна (международной коммунистической организации) не существовало уже три года.

2. Самое недолговечное название станции московского метро — «ВСХВ». Оно просуществовало всего полтора года — с 1 мая 1958 года по 12 декабря 1959. Здесь причиной переименования также стало переименование наземного объекта: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства. Любопытно, что несмотря на то, что выставку в 1992 году снова переименовали (на этот раз в ВВЦ — всероссийский выставочный центр), станцию метро решили не переименовывать. В 2014 году выставке вернули название ВДНХ, устранив разногласие между названиями наземного объекта и станции метро.

В ряде источников также упоминается название «Воздвиженка», которое в течение нескольких дней носила будущая станция «Александровский сад», что является скорее бюрократическим казусом, чем настоящим переименованием.

3. Последнее на данный момент переименование произошло в 8 июля 2014 года, когда станция «Улица Подбельского» получила своё теперешнее название — «Бульвар Рокоссовского». Интересно, что сама улица Подбельского была переименована ещё за 22 года до этого (в Ивантеевскую улицу).

4. Два раза в истории московского метро был переименован пересадочный узел, состоящий сразу из двух станций: «Ботанический сад» в «Проспект Мира» в 1966 году и «Площадь Ногина» в «Китай-город» в 1990 году.

5. Забавное переименование случилось 20 августа 1963 года: в этот день две станции московского метро обменялись друг с другом своими названиями: «Измайловская» стала «Измайловским парком» (теперь это станция «Партизанская»), а «Измайловский парк»«Измайловской». См. также пост о «переезде» названий станций.

6. Дольше всех своё название носят те пять станций первой очереди московского метро, которые никогда не меняли своё название: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Библиотека имени Ленина» и «Парк Культуры», которые называются так уже 81 год. Сюда можно добавить и станции «Арбатская» и «Смоленская» ныне Филёвской линии, с той оговоркой, что в течении пяти лет с 1953 по 1958 год станции были закрыты для пассажиров.

Среди бывших названий лидерами по продолжительности являются названия «Дзержинская» и «Кировская», продержавшиеся 55 лет (с 1935 по 1990 год). Теперь эти станции носят названия «Лубянка» и «Чистые пруды» соответственно.

7. Чаще других (четыре раза) переименовывалась станция «Охотный Ряд»: с момента открытия в 1935 году и по 1955 год станция называлась «Охотный Ряд», с 1955 по 1957 — «Имени Кагановича», с 1957 по 1961 — снова «Охотный Ряд», с 1961 по 1990 — «Проспект Маркса» и, наконец, с 1990 по настоящее время — «Охотный Ряд».

8. Всего за годы своего существования московское метро пережило 35 переименований.

9. Самое массовое переименование случилось 5 ноября 1990 года. Тогда со схемы московского метро исчезли 11 названий с идеологической нагрузкой: станция «Щербаковская» стала называться «Алексеевской», «Проспект Маркса»«Охотным Рядом», «Дзержинская»«Лубянкой», «Ленино»«Царицыно», «Колхозная»«Сухаревской», «Горьковская»«Тверской», «Площадь Ногина»«Китай-городом» (две станции), «Площадь Свердлова»«Театральной», «Калининская»«Александровским садом» и «Кировская»«Чистыми прудами».

alexeygoncharov.livejournal.com

Предложения по переименованиям станций метро: tema

Московская межведомственная комиссия довольно небрежно проделала огромный объем работы, в результате чего скоро все москвичи будут страдать (каждый по-своему).

Мы в студии составили свои принципы наименования и предложили хорошие и годные варианты. Нам небезразлична московская топонимика, и мы готовы принимать деятельное участия в ее формировании.

Наименования станций

1. Название станции должно совпадать или максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов города: «Сокольники», «ВДНХ», «Воробьевы горы», «Технопарк» и др.

2. Короткие названия лучше длинных, они легче запоминаются и не путаются в дальнейшем с похожими.

3. На схеме метро (вне транспортно-пересадочных узлов, ТПУ) не должно быть станций с похожими или одинаковыми названиями, которые легко перепутать: «Арбатские», «Смоленские», «Ходынка» и «Ходынское поле» (пример был актуален до недавнего переименования «Ходынского поля» в «ЦСКА»).

4. Использовать исторические названия топонимов, а не их производные. В Москве существует историческая особенность наменования улиц: Волхонка, Лубянка, Остоженка, Покровка, Маросейка и др. Это очень ценная черта, придающая названиям особый московский колорит. Предлагается продолжать эту традицию при выборе названий в будущем, не прибегая к производным от исторических наименований (не использовать названия вроде «Лубянская» вместо «Лубянки»).

5. Использовать закрепившиеся в речи москвичей названия. Нет смысла использовать названия, которыми не пользуются жители, даже если они более корректны.

Наименование пересадочных узлов

6. При открытии Второго кольца и ТПК (третьего пересадочного контура) появились дополнительные пересадки с существующих линий, которые делятся на два вида: теплые (по подземному переходу) и холодные (с проходом по улице) пересадки. Если пересадка теплая, то следует стремиться к общему названию пересадочного узла, потому что одно название легче запомнить. Если пересадка холодная, то нужно стремиться к разным названиям. При составлении маршрута по карте легко перепутать станции Второй кольцевой и метро с общим названием, а длина пути по улице между такими станциями иногда доходит до 700 м («Дубровка»).

Часть проблемных названий строящихся станций (вроде второй «Волоколамской») исправили на последнем заседании межведомственной комиссии, и они же утвердили другие названия. Но мы все равно хотим пару станций скорректировать за ними.

СТРОЯЩИЕСЯ СТАНЦИИ

«Пресня» МКЖД (утверждено комиссией)

Проблема: Район Красной Пресни ассоциируется с территорией вокруг одноименной улицы: зоопарк, высотка на Кудринской площади, станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Ул. 1905 года», парк «Красная Пресня». Станция МКЖД находится далеко (более 2,5 км) от этих мест, даже за пределами Пресненского района. Она будет путаться с «Краснопресненской» и создавать обманчивое впечатление, будто Красная Пресня рядом.

Варианты:
— «Магистральная». Рядом со станцией район Магистральных улиц.
— «Звенигородское шоссе». Важная улица рядом. Минусы такого варианта — длинное название и неточечная географическая привязка (шоссе длинное, на нем позже есть вероятность появления новых станций).
— «Звенигородская». Короткая версия предыдущего варианта.

«ЗИЛ» МКЖД (утверждено комиссией)

Проблема: В Москве помимо станции МКЖД есть железнодорожная платформа ЗИЛ (на другом берегу Москвы-реки), они будут путаться.

Варианты:
— «Парк легенд»
— «Хоккейная» (рядом расположен Ледовый дворец).
— Переименовать железнодорожную станцию Павелецкого направления.

«Нагатинский Затон» ТПК

Проблема: Будет путаться с «Нагатинской» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Варианты:
— «Кленовый бульвар». Выход со станции будет располагаться вблизи Кленового бульвара.
— «Кленовая». Короткая версия предыдущего варианта.
— «Судостроительная». По одноименной улице поблизости.

«Петровский парк» ТПК

Проблема: Связь между станциями Замоскворецкой линии и ТПК будет в «теплом контуре».

Варианты:
— «Динамо». Единое наименование пересадочного узла.

«Нижняя Масловка» ТПК

Проблема: Связь между станциями Серпуховско-Тимирязевской линии и ТПК будет в «теплом контуре».

Варианты:
— «Савёловская». Единое наименование пересадочного узла. Следующим по ТПК к Савеловскому вокзалу будет легче не пропустить нужную станцию.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СТАНЦИИ

«Международная». Мы хотели переименовать ее в «Сити», но межведомственная комиссия категорически против иностранного названия на схеме (o tempora!), и поэтому переименовала ее в «Деловой центр». Теперь на схеме два «Деловых центра», и мы рады, что Дептранс решил переименовывать старый «Деловой центр» желтой линии в «Выставочную», чтобы весь пересадочный узел имел общее название.

«Аэропорт» Замоскворецкая

Проблема: Отсутствие на этой станции аэропорта путает пассажиров. Название станции является ложной подсказкой для всех незнакомых с городом туристов, которым надо добраться до аэропорта.

Варианты:
— «Ходынка». Планируемые станции «Ходынка» и «Ходынское поле» были переименованы в «Улица Панфилова» и «ЦСКА» соответственно, освобождая характерный московский топоним для находящейся неподалеку станции.
— «Ленинградский проспект». Минусы такого варианта — длинное название и неточечная географическая привязка (шоссе длинное и на нем расположено много станций).

«Калужская» Калужско-Рижская

Проблема: Ассоциируется с Калужской площадью, которая находится на «Октябрьской».

Вариант:
— «Улица Обручева». В честь улицы, на которой станция расположена.

«Спортивная» Сокольническая

Проблема: Название не конкретно: в Москве много спортивных объектов.

Варианты:
— «Лужники». Уникальный всемирно известный московский топоним. «Спортивная» может быть где угодно, «Лужники» — только в Москве.

«Кропоткинская» Сокольническая

Проблема: После открытия планируемой станции «Волхонка» Калининско-Солнцевской линии ситуация в уже перегруженном названиями центре схемы метро еще сильнее усложнится. Если делать единое название пересадочного узла, переименовать лучше «Кропоткинскую», так как «Волхонка» — классический московский топоним, а географические объекты, к которым было привязано название станции Сокольнической линии (Кропоткинские Ворота и Кропоткинская улица), уже переименованы.

Варианты:
— «Волхонка». Один из выходов станции расположен на Волхонке (уникальный московский топоним). Единое название пересадочного узла.
— «Храм Христа Спасителя». Название обеих станций можно привязать к мощному туристическому и навигационному объекту.

Щёлковская Арбатско-Покровская

Проблема: Внешний топоним отличается от внутреннего: станция названа в честь Щелковского шоссе, а жители называют район расположения станции Гольяново.

Варианты:
— «Гольяново». Минус этого варианта в том, что станция «Щелковская» связана названием с Щелковским автовокзалом.

«Филёвский парк» Филевская

Проблема: Пассажиры путают со станцией «Фили».

Варианты:
— «Минская». Крупная улица около станции.

«Арбатская» Филевская и Арбатско-Покровская

Проблема: Две «Арбатские» на схеме путают пассажиров.

Варианты:
— «Новый Арбат» (для станции Филевской линии). Привязка к объекту на поверхности — Новому Арбату.
— «Воздвиженка» (для станции Арбатско-Покровской линии). Выход со станции на Воздвиженку, московский топоним.

«Смоленская» Арбатско-Покровская

Проблема: Две «Смоленские» на схеме путают пассажиров.

Варианты:
— «Плющиха». Московский топоним, станция расположена вблизи улицы. Такое же название имеет планируемая станция Калининско-Солнцевской линии, поэтому после ее открытия пересадочный узел будет иметь единое название.

Кроме того, предлагаем привести все названия к единому стилю и сохранить московскую топонимику, используя прямые названия, а не производные:

«Шаболовская» → «Шаболовка»
«Чертановская» → «Чертаново»
«Кунцевская» → «Кунцево»
«Тушинская» → «Тушино»
«Щукинская» → «Щукино»
«Черкизовская» → «Черкизово»
«Кожуховская» → «Кожухово»
«Каховская» → «Каховка»
«Сходненская» → «Сходня»
«Арбатская» → «Арбат»

Спасибо за внимание.

tema.livejournal.com

Улица Кирова, «Кировская» — Энциклопедия «Москва» 1980

https://адвокаты-вологда.рф Адвокаты и юридические фирмы вологды.

Кирова улица

(до 1935 — Мясницкая), между площадью Дзержинского и Садовой-Спасской улицей, на востоке центра Москвы. Названа в честь С. М. Кирова. Возникла в конце 15 века. В 16 веке заселялась торговцами, в том числе мясниками (отсюда прежнее название), в 17—18 веках — духовен­ством и дворянами, позднее купцами и фабрикантами. В конце 17 века построены палаты (современный дом 40, перестроен). Здесь в ноябре 1905 проходили собрания почтово-телеграфных работников (мемориальная доска). В 17—18 веках сооружён дом 7 (перестроен в 19 веке), где находилась Чертковская библиотека. В годы Советской власти здесь помещался Деловой клуб, ныне — Дом научно-технической пропаганды. С 1699 территория и последующая застройка на уча­стке улицы Кирова и Чистопрудного бульвара при­надлежала А. Д. Меншикову, затем А. Б. Куракину, Н. З. Лазареву, с конца 18 века — московскому Почтамту (в 1912 построено новое здание, дом 26). В конце 18 — начале 19 веков М. Ф. Казаковым воздвигнут Барышникова дом (дом 42). В конце 18 века пост­роен дом 21 (возможно, архитектор В. И. Баженов). Здесь находилось училище живописи, ваяния и зодчества, в советское время — Вхутемас; 25 февраля 1921 в общежитии (дом 216) В. И. Ленин беседовал со студентами (мемориальная доска). В конце 18 века сооружён дом 43 (возможно, архитектор Ф. Кампорези). Дом 37 конца 18 — начала 19 веков (перестроен А. Резановым в 50-х годах 19 века) принадлежал К. Т. Солдатёнкову, во время Великой Отечественной войны здесь была Ставка Верховного Главнокомандования. В 1890 построен дом 19 С. Перлова (архитектор Р. И. Клейн; фасад 1895, архитектор К. К. Гиппиус, ныне магазин «Чай—кофе»), в 1898 — дом 8 М. С. Кузнецова (архитектор Ф. О. Шехтель, ныне здесь магазин фарфора, стекла и др.), в 1900-х годах — дом 18 (архитектор И. Т. Барютин), д. 24 (архитектор Шехтель). В доме 20 6 декабря 1905 проходило заседание Московского совета рабочих депутатов, посвященное вооружённому восстанию (ныне здесь Министерство химической промышленности СССР). В доме 41 в 1905 помеща­лось Всероссийское центральное бюро профсоюзов почтово-телеграфных работников (мемориальная доска). В 1910 сооружён дом 15 (гражданские инженеры Б. М. Великовский и А. Н. Милюков, фасад архитекторов В. А. и А. А. Весниных; ныне здесь магазин «Инструменты»).


Улица Кирова.

В ночь с 24 на 25 октября 1917 по распоряжению Московского ВРК были заняты солда­тами 56-го пехотного полка Почтамт, Центральная телеграфная станция (дом 28). В июле 1918 здесь шли бои с левыми эсерами. В советское время построены дом 47 для Госторга (архитектор Б. М. Великовский, 1927), доме 39 (см. Центросоюза дом, ныне ЦСУ СССР). Улица Кирова входит в одну из заповедных зон Москвы. На улице Кирова: Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (дом 13), магазин «Книжный мир», «Литература наро­дов СССР» (дом 6), станции метро «Дзержин­ская», «Кировская», «Тургеневская».

 

«Кировская»

станция метро Кировско-Фрунзенской линии. Открыта 15 мая 1935. Архитектор Н. Я. Колли. Вестибюль у пе­ресечения Кирова улицы и Чистопрудного бульвара. Сдвоенные пилоны и стены станционного зала облицованы светлым и серым мрамором, пол выложен гранитом. У торцовой стены — бронзовый бюст С. М. Кирова. Переходы на станцию «Тургеневская» (1971).

 



mos80.ru