Метро москва филевская линия – 2GIS Captcha

Содержание

что не всегда замечают пассажиры — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Многие москвичи называют Филевскую линию метро если не самой любимой, то по крайней мере одной из самых необычных. Одна ее ветка петляет по бывшему руслу речки, а затем вырывается в благоустроенные районы запада Москвы, другая ведет в царство хай-тека.

Портал mos.ru напоминает о богатой истории голубой линии Московского метрополитена.

Продолжается реконструкция наземного участка Филевской линии — самая масштабная в ее истории. На станциях, построенных по стандартам середины XX века, меняются прослужившие почти 60 лет несущие конструкции. Перестраиваются, расширяются и оборудуются лифтами вестибюли, заново строятся платформы. Это необходимо, чтобы Филевская линия не только приобрела современный облик, но и стала более удобной для пассажиров и еще долго прослужила москвичам.

Интересные факты, о которых мало кто знает

— Филевская линия — единственная в Москве, большая часть которой проложена по земле. Эксплуатационная длина линии от «Александровского сада» до «Кунцевской» составляет 12,1 километра, еще 2,8 километра — длина ответвления до «Международной». Совокупная протяженность наземных участков — около восьми километров. На поверхности расположены семь из 13 станций голубой ветки;

— Филевская строилась как экспериментальная. Предполагалось, что подобные наземные линии могут соединить центр Москвы с городами ближнего Подмосковья;

— наземный участок Филевской линии местами совпадает с бывшим руслом речки Фильки, которая теперь течет по подземному коллектору;

— в радиусе двух километров от станций Филевской линии проживают свыше 550 тысяч человек. За период эксплуатации она перевезла более трех миллиардов пассажиров;

— между «Александровским садом» и «Смоленской» пассажиры проезжают по участку первой очереди московского метро, который иногда называют Староарбатским. Открыли его, как и всю первую очередь, 15 мая 1935 года. Поезда от «Сокольников» следовали до «Охотного Ряда», после чего часть составов шла до «Парка культуры», а другая — до «Смоленской». Такая схема движения существовала до 13 марта 1938 года;

— первый в Москве и России подземный пешеходный переход появился на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал лишь пару лет. В 1937–1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, не связанный с входом в метро;

— 20 марта 1937 года было открыто движение по первому московскому метромосту — Смоленскому. Его можно увидеть во многих кинофильмах. Например, в ленте «Берегись автомобиля», снятой в 1966 году, Дима Самохвалов хранит свою «Волгу» около метромоста. Именно там на нее положил глаз Юрий Деточкин. В картине запечатлено «первозданное» состояние моста — еще до того, как наклон накрыли шумозащитной галереей;

— с 1938 по 1953 год участок от «Александровского сада» до «Киевской» относился к Арбатско-Покровской линии. Схема движения была следующей: поезда от станции «Курская», а с 1944 года — от нынешней «Партизанской», шли до «Площади Революции», откуда по перегонным тоннелям попадали на «Александровский сад» и следовали до конечной станции «Киевской» мелкого заложения;

— в годы Великой Отечественной войны метро использовалось как убежище во время налетов немецкой авиации. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» был пробит авиационной бомбой. В этот момент движение поездов не осуществлялось, но были жертвы среди укрывавшихся в тоннеле людей. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. «Латка» отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, ее могут видеть машинисты следующих по Филевской линии поездов;

— после войны было принято решение продублировать участок до станции «Киевская» линией метро глубокого заложения, пустив ее под Москвой-рекой. Новые станции «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» были построены на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года на них перевели движение поездов синей линии, а участок до «Киевской» мелкого заложения закрыли;

— с 1953 по 1958 год закрытые станции мелкого заложения использовались как склады и пространство для выставок. На путях «Арбатской» и «Смоленской» уложили настилы и выставили стеллажи для экспонатов. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны. Многие из них были трофейными — их вывезли после из берлинского метро после окончания войны. Кроме того, на одном из путей участка «Александровский сад» — «Киевская» проводились испытания модернизированных вагонов и новых типов подвижного состава;

— в 1958 году закрытый участок был расконсервирован, чтобы превратить его в новую ветку метро, идущую на запад столицы. Арбатско-Филевская линия открылась 7 ноября 1958 года. Первоначально поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а ровно через год линию продлили до «Филей». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», а в 1989-м была продлена до «Крылатского». Нынешний вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии;

— все семь открытых станций Филевской линии спроектировал архитектор Римидалв Погребной (родители архитектора, пламенные революционеры, назвали своего сына перевернутым именем Ленина). Линия открывалась в годы борьбы с излишествами, и наземные станции получились брутальными. В облике станций частично отразились тенденции советского авангарда 1920–1930-х годов, а также европейского функционализма;

— платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро. Поэтому здесь никогда не эксплуатировались составы длиной более шести вагонов. Сегодня по этой линии курсируют сочлененные вагоны «Русич». Они длиннее обычных, состав на Филевской линии состоит из четырех сочлененных вагонов. «Русичи» разрабатывались в том числе и для эксплуатации на наземных линиях. Поэтому они оборудованы современной системой вентиляции и отопления;

— реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70 процентов;

— пассажиры знают, что с ближней платформы станции «Александровский сад» поезда отправляются до «Кунцевской», а чтобы попасть в «Москва-Сити», надо перейти по мостику или тоннелю к поезду на дальнюю платформу. Филевская — единственная линия в Москве с вилочным движением поездов;

— все три конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Приехавшим пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно. В период реконструкции Филевской линии, например, только таким способом можно попасть по ней на станцию «Пионерская». Поезда из центра на этой станции не останавливаются, пассажиры доезжают до «Кунцевской» и на том же составе возвращаются на «Пионерскую»;

— вход на станцию «Киевская» Филевской линии был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро»;

— пути за станцией «Александровский сад» до сих пор ведут к «Площади Революции». По ним постоянно ходят поезда, передаваемые из депо «Фили» на Арбатско-Покровскую линию;

— повторить схему движения 1935–1938 годов уже невозможно. Один из перегонных тоннелей между станциями «Александровский сад» и «Охотный Ряд» был разрушен в середине 1990-х годов при строительстве одноименного торгового комплекса под Манежной площадью;

— до 2011 года все станции с живописно изогнутыми платформами располагались в московском метро исключительно на Филёвской линии. Это «Александровский сад», «Кутузовская», «Выставочная» и «Международная». Лишь недавно в метро добавились еще две станции, расположенные «по кривой» — «Зябликово» на Люблинско-Дмитровской линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской;

— все подземные станции московского метро островные. Единственное исключение — «Александровский сад». Это связано с тем, что при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа;

— перегон «Александровский сад» — «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. Его длина, если считать по серединным осям станций, — 515 метров. С 2006 года рекорд принадлежит другому перегону Филёвской линии «Выставочная» — «Международная» — 498 метров, а протяженность тоннелей между платформами еще меньше — всего 379 метров;

— «Кунцевская» — единственная наземная станция в московском метро, где можно пересесть с одной линии на другую. Через несколько лет она станет также единственной станцией, где будет работать подземно-наземная пересадка с линии на линию. Рядом с «Кунцевскими» будет открыта подземная станция «Можайская» Третьего пересадочного контура;

— станция «Студенческая» известна тем, что к ней не проложен ни один маршрут городского общественного транспорта. С 1983 по 2002 год она была единственной такой в Москве. При этом станция расположена гораздо ближе к центру Москвы, чем «Воробьевы горы», «Лесопарковая» и «Спартак»;

— на «Арбатской» Филевской линии издавна располагался буфет для машинистов, в котором мог поесть любой пассажир. Таких буфетов только два: второй находится на «Войковской». В 2016 году буфет был реконструирован в ретростиле;

— расположенная в ядре делового центра «Москва-Сити» станция «Выставочная»  — первая, оформленная в Москве в стиле хай-тек. На ней пассажиры могут посетить расположенную на балконе станции галерею «Метро».

— на «Выставочной» находится Центр профессиональной ориентации Московского метрополитена. Этот центр — по сути, музей метро, в котором сотрудники рассказывают посетителям (в основном детям) о тонкостях работы в подземке. На выставке можно ознакомиться с инженерными устройствами, расположенными в тоннеле, макетами вагонного оборудования и другими интересными экспонатами, недоступными пассажирам в обычном режиме. Можно даже прокатиться на симуляторе поезда нового поколения.

stroi.mos.ru

Филёвская линия — это… Что такое Филёвская линия?

Филёвская линия
Московский метрополитен
Открытие первого участка:

15 мая 1935 года в составе Сокольнической линии
7 ноября 1958 года как самостоятельная

Длина, км:

14,9

Количество станций:

13

Время поездки:

от «Александровского сада» до «Кунцевской» — 21 мин.
до «Международной» — 13 мин.

Максимальное число вагонов в составе поезда:

6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич»)

Число вагонов в составе поезда:

6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич»)

Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки:

143 (2011)

Самая напряжённая станция:

Киевская

Наземные участки:

Смоленский метромост, участок «Студенческая» — «Кунцевская»

Электродепо:

ТЧ-9 Фили

Филёвская линия

условные обозначения

Филёвская линия Московского метрополитена (ранее носила название Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена. Проходит в западной части города через исторический район Фили, что объясняет её название. Одна из двух линий московского метро (вторая — Бутовская линия лёгкого метро), большая часть которой находится на поверхности. Станции на линии короткие, рассчитанные на прием составов максимум из шести стандартных вагонов. Также на трассе линии много кривых и уклонов, в связи с чем наземный её участок можно отнести к легкому метро (за исключением четырёхвагонной проходимости составов, вместо шестивагонной). На схемах линия обозначается голубым цветом.

Официальный номер линии — четыре, однако по дате открытия она является шестой (официальной датой открытия линии считается 7 ноября 1958 года, в то время как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше). При этом первый участок Филёвской линии был открыт вообще в составе первой очереди как участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 143 тыс. человек[1].

История

История строительства

Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» — «Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года продлённого до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской линии, действовало вилочное движение от станции «Охотный ряд». В 1938 году участок вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году.

После попадания бомбы[2] в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» — «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава.

Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н. С. Хрущева был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус. Участок «Калининская» — «Киевская» был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» — «Кутузовская».

Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как тоннели на перегоне «Кутузовская» — «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.

В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодёжной» (1965) и только в 1989 году — до «Крылатского».

В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», поезда в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской».

Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в новые спальные районы — Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет. Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от Парка Победы дальше на запад как полноценный диаметр. Она была доведена до Кунцевской, поглотила в себя участок Филевской линии Кунцевская-Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и почти целиком стала наземной.

В 2005 году от станции «Киевская» было проложено ответвление в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию «Деловой центр» (ныне — «Выставочная»). В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная».

После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино» в 2008 году, участок Филёвской линии от «Кунцевской» до «Крылатского» отошёл к Арбатско-Покровской линии[3]. Станция «Кунцевская» реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь. Ранее, в 2007 году, для обустройства «Кунцевской» в целях будущих изменений, участок «Крылатское» — «Пионерская» неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях. Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим, после этого поезда ходили по уже новому направлению в сторону станции «Парк Победы».

История переименований

Пересадки

Депо и подвижной состав

Депо, обслуживавшие линию

ДепоГоды обслуживания
ТЧ-3 Измайлово1958-1962
ТЧ-9 ФилиС 1962

Количество вагонов в составах

По данным 2010 года, на линии используется около 220 вагонов[4] .

Типы вагонов, использовавшихся на линии

Все вагоны (кроме 81-717/714, экcплуатируемых на полностью закрытом (кроме метромоста и составов, следующих в депо) участке от Александровского сада до Международной), были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Средства сигнализации и связи

В качестве средства сигнализации используется двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Система АЛС-АРС на линии не используется. Из-за отсутствия системы АЛС-АРС, поезда обслуживают машинисты вместе с помощниками.

Канал радиосвязи — второй.

Именные поезда

  • На линии ходит именной поезд «Поэзия в метро». С 1 декабря 2011 года по 10 марта 2012 года временно работал на Арбатско-Покровской линии.

Перспективы

Имеется возможность строительства прямой пересадки со станции «Александровский сад» на станцию «Боровицкая». Но ни в каких планах строительство этой пересадки не фигурирует. Продление линии на восток от станции Александровский сад практически неосуществимо.

В январе 2012 года мэр города Сергей Собянин утвердил проект реконструкции линии от станции Пионерская до станция Кунцевская, а также продление линии на запад с двуми станциями — Можайское шоссе и Сколково. Позже этот участок отдали Арбатско-Покровской линии. В августе, на перспективной схеме развития метрополитена на станции Новокосино, было отмечено, что до 2020 года участок Кунцевская — Пятницкое шоссе вернут Филёвской линии, а Арбатско-Покровская линия пойдёт в Сколково.[источник не указан 15 дней] 4 декабря 2012 года заместитель председателя департамента транспорта Москвы Евгений Михайлов отметил, что рассматривается возможность закрытия движения по наземному участку Филёвской линии на время реконструкции. Для выполнения работ по реконструкции планируется привлечение частных инвестиций[5].

Интересные факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 сентября 2011.
  • Четыре из пяти станций, имеющих кривые платформы, расположены на Филевской линии: «Международная», «Выставочная», «Александровский сад» и «Кутузовская».
  • На Филёвской линии расположен самый короткий перегон в московском метро — между станциями «Выставочная» и «Международная» — его длина составляет всего 498 м. На линии также находится самый длинный наземный участок: «Фили» — «Кунцевская» длиною в 9,6 км. Поезд с остановками проезжает его за 16 с половиной минут.
  • Самый большой уклон в московском метро находится на перегоне «Киевская» — «Выставочная» и составляет 51 тысячную (при том что нормы не позволяют строительства тоннелей с уклоном более 50 тысячных).
  • Единственная линия, на которой есть платформа, работавшая продолжительное время по расписанию (первая платформа станции «Александровский сад»).
  • Единственная в настоящее время линия московского метрополитена с вилочным движением: от «Киевской» поезда поочерёдно уходят как к «Студенческой», так к «Выставочной».
  • На линии ходят составы 81-717/714. На данный момент с 20 ноября по 30 ноября, были видны только 2 состава, идущие до станции Международная. Однако, сейчас вагоны были заменены на годы выпуска 2010. С 20 сентября 2013 года, будут курсировать с через 1 с «Русичем».

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Филевская линия Московского метрополитена

На протяжении долгого времени Филевская линия была главной транспортной артерией запада столицы. Однако несколько лет назад ее часть была отдана Арбатско-Покровской ветке, продолженной на северо-запад. Так есть ли необходимость в развитии наземной Филевской линии?

История строительства

Эта ветка имеет четвертый номер и красивый голубой цвет. Почти вся она — мелкого заложения или вовсе наземная. Изначально она была тесно связана с Арбатско-Покровской веткой, однако после открытия станции «Курской» этот радиус стал полностью самостоятельным.

Именно станции Филевской линии больше всего пострадали во время Великой Отечественной войны. Причиной тому послужило неглубокое заложение. В результате большая часть станций плохо переносила вражеские авиаудары. Так, была разрушена часть перегона «Арбатская»-«Смоленская» (Филевская линия), а также серьезно поврежден метромост через Москву-реку. Неудивительно, что сразу после войны началось строительство радиуса глубокого заложения, дублировавшего старый, а сохранившиеся тоннели стали использоваться для хранения вагонов.

Однако в 1955 году было решено восстановить движение по данной ветке, а также продлить ее дальше на запад. Филевская получила вторую жизнь. В дальнейшем она также сыграла свою роль при строительстве инфраструктуры делового центра на берегу Москвы-реки. С целью увеличения скорости и удешевления проекта к этому району подвели мини-ветку метро, берущую начало от станции «Киевская» Филевской линии. Так что сбрасывать эту линии со счетов еще очень рано.

Современное состояние

Сейчас Филевская линия — это в общей сложности 13 станций на двух участках. Один из них, на обоих концах соединяясь в Арбатско-Покровской, идет на запад — в Кунцево и Фили. Другой же, начинающийся от станции метро «Киевская» (Филевская линия), представляет собой небольшой участок, захватывающий деловой центр «Москва-Сити». Этот радиус крайне необходим, поскольку вовлекает важный район в транспортную сеть. В будущем планируется, что этот «аппендикс» войдет в состав новой ветки, так что доступность делового центра станет еще выше.

Некоторые части рассматриваемой линии находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочном ремонте, но пока столичные власти обходятся полумерами и обсуждают возможное полное закрытие ветки для проведения капитального ремонта.

Станции

В контексте Московского метрополитена Филевская бледно-голубая ветка считается достаточно короткой. У нее всего лишь 13 станций на два радиуса:

  • «Александровский сад». Имеет переходы на «Библиотеку имени Ленина» и «Арбатскую», а через одну из них еще и на «Боровицкую». Этот крупнейший пересадочный узел расположен в самом центре столицы и ежедневно принимает сотни тысяч пассажиров. В непосредственной близости от станции расположены Кремль, Красная и Манежная площади.
  • «Арбатская» (Филевская линия). Одна из самых невостребованных станций (чуть больше 12 тысяч человек в сутки), поскольку большинство пассажиров предпочитают соседнюю ветку, имеющую удобные переходы. Наземный вестибюль — один из символов метро — имеет форму пятиконечной звезды. Он расположен в районе начала Старого и Нового Арбата.
  • «Смоленская». Находится почти вплотную с одноименной станцией АПЛ. Находится в районе пересечения Арбата и Садового кольца.
  • Станция «Киевская» Филевской линии. Находится в районе одноименного вокзала, имеет переход на Кольцевую и Арбатско-Покровскую ветки. Отсюда отправляются поезда по двум направлениям — на запад в Кунцево и в ММДЦ «Москва-Сити».
  • «Выставочная». Находится между деловой частью города и «Экспоцентром». В будущем после постройки Третьего пересадочного контура будет иметь переход на станцию «Деловой центр».
  • «Международная». Расположена в центральном ядре ММДЦ «Москва-Сити» и, как планируется, со временем войдет в состав крупного пересадочного узла.
  • «Студенческая». Находится в районе Киевской улицы, на данный момент практически оторвана от наземной сети общественного транспорта.
  • «Кутузовская». Находится под одноименным проспектом, по которому и названа.
  • «Фили». Находится около Багратионовского проезда. Платформа расположена на стыке тоннеля и наземного участка.
  • «Багратионовская». В непосредственной близости от станции работают популярные торговые центры «Горбушка» и «Горбушкин двор».
  • «Филевский парк». Находится в районе Минской улицы, названа по расположенному неподалеку зеленому массиву.
  • «Пионерская». Находится на месте старой деревни Мазилово, по которой ее и хотели назвать в проекте.
  • «Кунцевская». Конечная станция с переходом на Арбатско-Покровскую ветку. Находится в районе Рублевского шоссе.

Дублирование АПЛ

Не только гости столицы, но и сами москвичи нередко путаются, ведь Филевская и Арбатско-Покровская ветки частично дублируют друг друга не только в направлении, но и в названии станций. Выйдя не на той, можно заблудиться, хотя наземные вестибюли обычно тоже расположены недалеко друг от друга.

Может показаться, что Филевская линия и вовсе не нужна, однако (пусть даже по сравнению с некоторыми другими ветками эта не слишком загружена) она все-таки обслуживает заметный пассажиропоток, и потому не может быть закрыта насовсем.

Реконструкция

С 2014 года руководство метрополитена стало говорить о необходимости срочного ремонта некоторых участков ветки. Поскольку некоторые станции Филевской линии имеют наземное расположение, они сильно страдают от перепадов температуры, осадков и других факторов. На данный момент некоторые части находятся в крайне плачевном состоянии, так что есть даже планы временного закрытия ветки целиком (радиус Киевская-Кунцевская) с целью проведения капитального ремонта. Правда, это может обернуться транспортной катастрофой на западе Москвы, так что к подобному варианту прибегнут лишь в крайнем случае.

Перспективы развития

Продление ветки на восток столицы невозможно, да в этом и нет особой нужды, как считают власти. Тем не менее Филевская линия еще не исчерпала свои возможности.

Одновременно с проблемой проведения масштабного ремонта (с закрытием станций или без подобных мер) также обсуждается изменение траектории всей ветки. Возможно, Филевская станет важной частью Солнцевского радиуса или Третьего пересадочного контура.

fb.ru

станции, режим работы, реконструкция :: SYL.ru

Московский метрополитен может похвастаться не только самыми красивыми станциями в мире, многие из которых являются настоящими памятниками архитектуры. Здесь, помимо подземных, имеются и наземные остановки.

На каких-то линиях подобные станции встречаются в единственном экземпляре, на каких-то и вовсе отсутствуют. Однако есть две ветки метрополитена, которые преимущественно расположены именно на поверхности, а не под землей. Это Бутовская, а также Филевская линия метро.

Появление последней началось еще в 1935 году, когда Московский метрополитен только начал свою работу. Множество изменений и даже весьма агрессивных воздействий с тех пор претерпела в метро Филевская линия. Ремонт станций и путей здесь ранее не проводился, однако 2016 год исправил эту ситуацию.

История Филевской линии

В еще довоенном 1935 году в Московском метрополитене появился участок между станциями «Улица Коминтерна» и «Смоленская», который отличался мелким заложением. По прошествии двух лет он был продлен до остановки под названием «Киевская». Созданный участок был частью Кировско-Фрунзенской линии (ныне Сокольническая), на которой действовало движение вилочного типа от станции «Охотный ряд». Уже в 1938 году участок поменял свою принадлежность: он оказался в составе новой Арбатско-Покровской линии.

Во время Великой Отечественной войны в тоннель между станциями «Смоленская» и «Арбатская» попала бомба, вызвавшая очень серьезные повреждения. Именно поэтому после окончания войны было принято решение построить новый участок метрополитена, который проходил бы параллельно уже существующему, но отличался бы глубоким заложением. Из-за этого в 1953 году дорога между станциями «Киевская» и «Калининская» оказалась закрытой. Все станции этого перегона начали использовать как склады, а тоннели превратились в депо, где хранились резервные вагоны.

Но недолго этой линии пришлось бездействовать. Во время правления Хрущева в целях экономии средств Арбатско-Покровскую ветку продлевать не стали и решили создать совершенно новый участок, который шел бы на запад, причем не под землей, а по ее поверхности. Заброшенные перегоны между «Киевской» и «Калининской» были снова открыты, также в эксплуатацию был введен новый участок между станциями «Киевская» и «Кутузовская». Произошло это в 1958 году, на праздник 7 Ноября. Именно эта дата и считается моментом, когда была открыта Филевская линия метро. Сама же станция «Фили», в честь которой эта ветка и получила свое названия, была открыта лишь спустя год.

Позже линия была продлена до станций «Пионерская» (в 1961 году), «Молодежная» (в 1965 году) и «Крылатское» (в 1989 году). Работа Филевской линии метро должна была продолжиться и в новых районах с названиями Митино и Строгино. Однако экономические проблемы страны помешали такому продлению ветки, поэтому метрополитен появился там только в 2009 и 2008 годах соответственно.

К этому времени на запад была продлена Арбатско-Покровская линия, которая включила в себя эти две новые станции, а также уже существующий участок Филевской ветки от «Кунцевской» до «Крылатского». Так Филевская линия метро сократилась до конечной остановки «Кунцевская».

Современная Филевская линия

Филевская ветка, которая обозначается голубым цветом и номером 4 на схеме метрополитена, берет свое начало от станции «Александровский сад», расположенной в центре города, и уходит в западную часть Москвы в районы Фили и Кунцево. Ее протяженность составляет 14,9 километров, и включает она в себя всего 13 станций.

Сегодня Филевская линия метро является практически целиком наземной. Ряд интересных особенностей выделяет ее среди прочих веток Московского метрополитена. На ней оказались сосредоточены самые короткие перегоны между станциями, наиболее длинные открытые участки, одни из самых коротких станций. Линия славится своими крутыми кривыми, и за счет этого она является единственной веткой, где станции располагаются по кривой.

Единственная линия метро с разветвлением

Главной же особенностью Филевской линии является то, что она не представляет собой единый участок. У нее есть вилочное ответвление, из-за которого она состоит из двух разных частей. На сегодняшний день такое решение больше не встречается в метро Москвы.

Филевская линия благодаря второму небольшому участку стала прекрасным связующим звеном между новым важным районом и обширной транспортной сетью всего города. Ведь это ответвление заканчивается в Московском международном деловом центре «Москва-Сити», который должен быть доступен любому городскому общественному и личному транспорту.

Список станций

Если сравнивать Филевскую линию с другими ветками метрополитена Москвы, то она является одной из самых коротких. Конечно, Каховская, Бутовская и Калининская линии еще меньше, но и 13 станций, входящих в состав Филевской ветки, не могут конкурировать своим числом с другими очень протяженными линиями.

Станции Филевской линии метро начинаются с подземной остановки под названием «Александровский сад». С нее можно перейти на станции «Арбатская», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая». Располагается данный пересадочный узел в самом сердце столицы вблизи Манежной и Красной площади. Поэтому здесь ежедневно бывают не только тысячи москвичей, но и огромное количество туристов.

Далее, идет подземная «Арбатская», которая не пользуется особой популярностью у пассажиров. Ведь на Арбатско-Покровской ветке есть остановка с таким же названием. Выход этой станции Филевской линии располагается рядом с началом улиц Арбат и Новый Арбат, а сам вестибюль выполнен в форме пятиконечной звезды.

Подземная станция метро «Смоленская» также имеет одноименного клона на синей ветке метро, причем располагаются они недалеко друг от друга, около пересечения Садового кольца и улицы Арбат.

Остановка под названием «Киевская», которая является подземной, расположена рядом с одноименным вокзалом. С нее можно перейти на станции с таким же названием Кольцевой и Арбатско-Покровской линий. Именно на этой станции организовано разветвление Филевской ветки.

Метро «Студенческая» находится на Киевской улице, прямо возле ее пересечения с Можайским переулком. Она является наземной. Это одна из немногих станций Московского метрополитена, возле которой нет развитой системы наземного городского транспорта.

С наземной станции «Кутузовская» пассажиры сразу попадают на одноименный проспект ведь располагается она прямо под ним. Именно в честь Кутузовского проспекта она и получила свое название.

Наземная станция «Фили» находится возле Новозаводской улицы и Багратионовского проезда. Здесь можно совершить пересадку на железнодорожную станцию с таким же названием Белорусского направления.

Под улицей Барклая находится наземная остановка «Багратионовская». Рядом располагается электродепо «Фили», а также известные в Москве торговые центры «Горбушкин двор» и «Горбушка».

Станция «Филевский парк» обязана своим названием находящемуся неподалеку большому парку. Располагается она на Минской улице и является наземной.

Находящаяся на улице Мазиловская наземная остановка «Пионерская» изначально должна была называться «Мазилово» в честь расположенной в этом месте деревни, которая присоединилась к Москве в 1960 году.

Конечная станция «Кунцевская» также является наземной, как и большинство станций Филевской ветки. Располагается она на пересечении Рублевского шоссе, Молдавской и Малой Филевской улиц.

Станции второго направления

Небольшой участок Филевской линии, который доставляет пассажиров к «Москве-Сити», включает в себя всего две подземные станции:

  • «Выставочная» располагается возле Центрального Выставочного комплекса «Экспоцентр». Она имеет переход на остановку «Деловой центр» Солнцевской линии. Также здесь планируется создание перехода на Третий пересадочный контур, когда он будет построен.
  • «Международная» является одной из конечных станций Филевской линии. Находится она также около «Москвы-Сити», рядом с Третьим транспортным кольцом.

Старые названия некоторых станций

Не все станции Филевской линии метро свои сегодняшние названия получили в момент открытия.

Так, остановка «Александровский сад» в разные годы носила абсолютно разные имена:

  • со дня открытия в 1935 году и до 1946 года она называлась «Улица Коминтерна»;
  • далее, до ноября 1990 года, все знали ее как станцию «Калининскую»;
  • в течение нескольких дней в конце 1990 года она официально называлась «Воздвиженка».

Станция «Выставочная» свое сегодняшнее название получила только в июне 2008 года. Открывали же ее в сентябре 2005 года как «Деловой центр».

Переходы на МЦК

Не только с несколькими другими ветками метрополитена связана Филевская линия. Две ее станции имеют переходы на Московское центральное кольцо.

С «Кутузовской» оказаться на одноименной остановке МЦК можно с помощью перехода через южный вестибюль станции. Вестибюль станции «Международная» совмещен с остановкой МЦК под названием «Деловой центр».

Ремонты на Филевской линии

В последние годы все чаще стали появляться разговоры о ремонте такого довольно старого пути, как Филевская линия метро. Реконструкция здесь нужна как вестибюлям станций, так и всей их инфраструктуре. Ведь некоторые остановки здесь построены уже более 70 лет назад, а станции, находящиеся на поверхности, постоянно подвергаются различным погодным явлениям, которые не несут ничего хорошего их состоянию.

И вот, наконец, в конце 2016 года, а именно с 29 октября, здесь начался капитальный ремонт. Конечно, он будет проходить в несколько этапов, ведь закрыть всю ветку целиком не представляется возможным.

И теперь всех пассажиров, которые регулярно пользуются метрополитеном, интересует вопрос: какие станции метро закрыты на Филевской линии? К счастью, полностью не закрыли ни одну остановку.

Однако на станциях «Студенческая» и «Фили», которые и стали первыми в череде ремонтов на этой ветке, пассажиры не смогут пользоваться платформами, у которых останавливаются поезда, следующие в сторону центра. Терпеть же подобные неудобства жителям и гостям столицы недолго: 1 марта 2017 работы должны быть закончены.

www.syl.ru

Киевская (станция метро, Москва, Филёвская линия)

Филёвская линия

«Киевская» — пересадочная станция Филёвской линии Московского метрополитена.

Открыта 20 марта 1937 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 33+02,6.

С 1953 по 1958 год участок «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт.

Часть перегона «Киевская» — «Смоленская» наземная и проходит по Смоленскому метромосту над Москвой-рекой.

Разработчики проекта

Архитектор

Д. Н. Чечулин.

Инженеры-конструкторы

Л. В. Воронецкий, Н. А. Кабанов.

Конструкция

Колонная трёхпролётная мелкого заложения.

Поперечный разрез

Построена по специальному проекту.

Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона.

Название

Названа по одноимённому вокзалу в честь города Киева — столицы Украины.

Проектные названия

«Брянский вокзал» (1934), «Киевский вокзал» (1935).

Пересадки

Переход на Кольцевую линию возможен через оба вестибюля станции, а на Арбатско-Покровскую — только через западный.

Выход в город

  • К площади Киевского вокзала, площади Европы, Большой Дорогомиловской, Киевской и Брянской улицам и Бережковской набережной.
  • К пассажирским платформам Киевского вокзала:
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

В 1937 году станция была открыта с одним восточным выходом и наземным вестибюлем (архитектор Д. Н. Чечулин), который предполагалось позднее встроить в здание Киевского универмага. Этот вестибюль был снесён в 1972 году одновременно с сооружением эскалаторного тоннеля со станции «Киевская» Кольцевой линии, а вместо него были организованы несколько входов из подуличного перехода.

В 1941 году был открыт западный выход с вестибюлем, пристроенным к зданию Киевского вокзала и совмещённым с кассовым залом пригородных поездов. В 1958 году этот вестибюль был соединён с построенным в 1953 году совмещённым вестибюлем Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 8 стрелочных переводов, перекрёстный съезд, 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава и двухпутное ответвление к станции «Международная».

Схема путевого развития

Художественное оформление

Колонны станционного зала изначально были покрыты армянским ониксом, но уже через 10 лет после открытия станции отделка начала разрушаться. Тогда колонны были переоблицованы светлым мрамором «газган» голубых и желтоватых тонов. Капители колонн выполнены в виде лепных колосьев пшеницы. На полу серым и розовым гранитом выложен национальный украинский орнамент. Верх путевых стен облицован глазурованной керамической плиткой, низ — розовым гранитом. На потолке расположены в три ряда люстры в оригинальных плафонах.

Фотогалерея

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Филёвская линия, Московский метрополитен | Метро 2-х столиц

Филёвская — четвертая линия Московского метрополитена (первый участок линии был одним из двух первых в Московском метро, самостоятельной линией стала шестой по счету).

На линии 13 станций, протяженность — 14,9 км. На линии действует вилочное движение.

Ответвление от Киевской до Международной было открыто с 2005 по 2006 годы, последняя построенная станция на основном направлении — Кунцевская была открыта в 1965 году. Работы по продлению линии не ведутся.

Большая часть линии наземная. Участок Александровский сад — Киевская (исключая Смоленский метромост) подземный, мелкого заложения. Участок Киевская — Международная глубокого заложения.

Линию обслуживают составы из 6 вагонов типа 81-717/714 или 4 сдвоенных вагонов типа 81-740.1/741.1 (Русич).

Строительство Филевской линии

Участок c вилочным движением Александровский сад — Смоленская открыт в составе Сокольнической линии в 1935 году, в 1937 продлен до Киевской, в 1938 вошел в состав Арбатско-покровской линии, в 1953 был закрыт в связи со строительством параллельного участка глубокого заложения, в 1958 году был продлен до Кутузовской и снова открыт в качестве Филевской линии.

Сооружение наземного метро хорошо вписывалась в концепцию удешевления строительства, поэтому вместо продления Арбатско-покровской линии глубокого заложения, было решено расконсервировать участок, который не использовался с 1953 года, и дальше прокладывать филевский радиус по поверхности. В довольно короткие сроки, С 1958 по 1965 годы линия дошла до Молодёжной, а в 1989, уже мелким заложением, до Крылатского. Интересно, что наземные станции строились с расчетом приема 6-ти вагонных составов (Студенческая была удлинена, чтобы этому соответствовать), но станции Кунцевская, Молодежная и Крылатское имеют обычную длину, и могут принимать составы из 8-ми вагонов, они же в 2008 году были переданны Арбатско-покровской линии. Для составов Филевской линии на Кунцевской используется один путь, таким образом на обеих конечных станциях этого направления работает челночное движение.

Строительство Участка от Киевской до Международной по первоначальному проекту предусматривало сооружение туннелей с меньшим диаметром (4,5 м), меньшим радиусом кривых и укороченными станциями (90 м, 4 вагона). Но в последствии, проект был пересмотрен в пользу совместимости с существующим метро и интеграции с Филевской линией. В ходе строительства обе станции, и Выставочная (открыта в 2005 г.) и Международная (открыта в 2006 г.) были удлинены для возможности принятия 6-ти вагонных составов, из-за чего платформы оказались изогнутыми. С открытием нового направления, на линии организовывается вилочное движение.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие линии во многом нецелесообразно по ряду причин:

metro2.org

Киевская (станция метро, Филёвская линия)

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

biograf.academic.ru