что не всегда замечают пассажиры / Новости города / Сайт Москвы
Продолжается реконструкция наземного участка Филевской линии — самая масштабная в ее истории. На станциях, построенных по стандартам середины XX века, меняются прослужившие почти 60 лет несущие конструкции. Перестраиваются, расширяются и оборудуются лифтами вестибюли, заново строятся платформы. Это необходимо, чтобы Филевская линия не только приобрела современный облик, но и стала более удобной для пассажиров и еще долго прослужила москвичам.
Интересные факты, о которых мало кто знает
— Филевская линия — единственная в Москве, большая часть которой проложена по земле. Эксплуатационная длина линии от «Александровского сада» до «Кунцевской» составляет 12,1 километра, еще 2,8 километра — длина ответвления до «Международной». Совокупная протяженность наземных участков — около восьми километров. На поверхности расположены семь из 13 станций голубой ветки;
— Филевская строилась как экспериментальная. Предполагалось, что подобные наземные линии могут соединить центр Москвы с городами ближнего Подмосковья;
— наземный участок Филевской линии местами совпадает с бывшим руслом речки Фильки, которая теперь течет по подземному коллектору;
— в радиусе двух километров от станций Филевской линии проживают свыше 550 тысяч человек. За период эксплуатации она перевезла более трех миллиардов пассажиров;
— между «Александровским садом» и «Смоленской» пассажиры проезжают по участку первой очереди московского метро, который иногда называют Староарбатским. Открыли его, как и всю первую очередь, 15 мая 1935 года. Поезда от «Сокольников» следовали до «Охотного Ряда», после чего часть составов шла до «Парка культуры», а другая — до «Смоленской». Такая схема движения существовала до 13 марта 1938 года;
— первый в Москве и России подземный пешеходный переход появился на месте бывшего входа на станцию «Смоленская». Вестибюль располагался почти посередине нынешнего Садового кольца (в 1935 году на его месте находился бульвар), но просуществовал лишь пару лет. В 1937–1939 годах магистраль расширили, наземный вестибюль станции разобрали, а подходные галереи продлили до обеих сторон Садового кольца и превратили в подземный переход, не связанный с входом в метро;
— 20 марта 1937 года было открыто движение по первому московскому метромосту — Смоленскому. Его можно увидеть во многих кинофильмах. Например, в ленте «Берегись автомобиля», снятой в 1966 году, Дима Самохвалов хранит свою «Волгу» около метромоста. Именно там на нее положил глаз Юрий Деточкин. В картине запечатлено «первозданное» состояние моста — еще до того, как наклон накрыли шумозащитной галереей;
— с 1938 по 1953 год участок от «Александровского сада» до «Киевской» относился к Арбатско-Покровской линии. Схема движения была следующей: поезда от станции «Курская», а с 1944 года — от нынешней «Партизанской», шли до «Площади Революции», откуда по перегонным тоннелям попадали на «Александровский сад» и следовали до конечной станции «Киевской» мелкого заложения;
— в годы Великой Отечественной войны метро использовалось как убежище во время налетов немецкой авиации. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» был пробит авиационной бомбой. В этот момент движение поездов не осуществлялось, но были жертвы среди укрывавшихся в тоннеле людей. Также в 1941-м от авианалета пострадал Смоленский метромост. «Латка» отверстия в перекрытии тоннеля сохранилась, ее могут видеть машинисты следующих по Филевской линии поездов;
— после войны было принято решение продублировать участок до станции «Киевская» линией метро глубокого заложения, пустив ее под Москвой-рекой. Новые станции «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская» были построены на глубине от 38 до 50 метров. 5 апреля 1953 года на них перевели движение поездов синей линии, а участок до «Киевской» мелкого заложения закрыли;
— с 1953 по 1958 год закрытые станции мелкого заложения использовались как склады и пространство для выставок. На путях «Арбатской» и «Смоленской» уложили настилы и выставили стеллажи для экспонатов. А в перегонных тоннелях метрополитен размещал старые вагоны. Многие из них были трофейными — их вывезли после из берлинского метро после окончания войны. Кроме того, на одном из путей участка «Александровский сад» — «Киевская» проводились испытания модернизированных вагонов и новых типов подвижного состава;
— в 1958 году закрытый участок был расконсервирован, чтобы превратить его в новую ветку метро, идущую на запад столицы. Арбатско-Филевская линия открылась 7 ноября 1958 года. Первоначально поезда следовали от «Александровского сада» до «Кутузовской», а ровно через год линию продлили до «Филей». В 1965 году голубая ветка дошла до «Молодежной», а в 1989-м была продлена до «Крылатского». Нынешний вид на схеме московского метро Филевская линия приобрела 7 января 2008 года, когда участок после «Кунцевской» был передан Арбатско-Покровской линии;
— все семь открытых станций Филевской линии спроектировал архитектор Римидалв Погребной (родители архитектора, пламенные революционеры, назвали своего сына перевернутым именем Ленина). Линия открывалась в годы борьбы с излишествами, и наземные станции получились брутальными. В облике станций частично отразились тенденции советского авангарда 1920–1930-х годов, а также европейского функционализма;
— платформы наземных станций Филевской линии короче обычных станций московского метро. Поэтому здесь никогда не эксплуатировались составы длиной более шести вагонов. Сегодня по этой линии курсируют сочлененные вагоны «Русич». Они длиннее обычных, состав на Филевской линии состоит из четырех сочлененных вагонов. «Русичи» разрабатывались в том числе и для эксплуатации на наземных линиях. Поэтому они оборудованы современной системой вентиляции и отопления;
— реконструкция наземного участка — первая в истории Филевской линии метро. За 60 лет эксплуатации конструктивные и инженерные элементы станций были изношены более чем на 70 процентов;
— пассажиры знают, что с ближней платформы станции «Александровский сад» поезда отправляются до «Кунцевской», а чтобы попасть в «Москва-Сити», надо перейти по мостику или тоннелю к поезду на дальнюю платформу. Филевская — единственная линия в Москве с вилочным движением поездов;
— все три конечные станции Филевской линии уникальны тем, что за ними нет оборотных тупиков. Приехавшим пассажирам не обязательно выходить из поезда, поскольку он через несколько минут отправится обратно. В период реконструкции Филевской линии, например, только таким способом можно попасть по ней на станцию «Пионерская». Поезда из центра на этой станции не останавливаются, пассажиры доезжают до «Кунцевской» и на том же составе возвращаются на «Пионерскую»;
— вход на станцию «Киевская» Филевской линии был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро»;
— пути за станцией «Александровский сад» до сих пор ведут к «Площади Революции». По ним постоянно ходят поезда, передаваемые из депо «Фили» на Арбатско-Покровскую линию;
— повторить схему движения 1935–1938 годов уже невозможно. Один из перегонных тоннелей между станциями «Александровский сад» и «Охотный Ряд» был разрушен в середине 1990-х годов при строительстве одноименного торгового комплекса под Манежной площадью;
— до 2011 года все станции с живописно изогнутыми платформами располагались в московском метро исключительно на Филёвской линии. Это «Александровский сад», «Кутузовская», «Выставочная» и «Международная». Лишь недавно в метро добавились еще две станции, расположенные «по кривой» — «Зябликово» на Люблинско-Дмитровской линии и «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской;
— все подземные станции московского метро островные. Единственное исключение — «Александровский сад». Это связано с тем, что при строительстве было крайне сложно развести пути в узком пространстве между Кутафьей башней Кремля и зданием Манежа;
— перегон «Александровский сад» — «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. Его длина, если считать по серединным осям станций, — 515 метров. С 2006 года рекорд принадлежит другому перегону Филёвской линии «Выставочная» — «Международная» — 498 метров, а протяженность тоннелей между платформами еще меньше — всего 379 метров;
— «Кунцевская» — единственная наземная станция в московском метро, где можно пересесть с одной линии на другую. Через несколько лет она станет также единственной станцией, где будет работать подземно-наземная пересадка с линии на линию. Рядом с «Кунцевскими» будет открыта подземная станция «Можайская» Третьего пересадочного контура;
— станция «Студенческая» известна тем, что к ней не проложен ни один маршрут городского общественного транспорта. С 1983 по 2002 год она была единственной такой в Москве. При этом станция расположена гораздо ближе к центру Москвы, чем «Воробьевы горы», «Лесопарковая» и «Спартак»;
— на «Арбатской» Филевской линии издавна располагался буфет для машинистов, в котором мог поесть любой пассажир. Таких буфетов в только два: второй находится на «Войковской». В 2016 году буфет был реконструирован в ретростиле;
— расположенная в ядре делового центра «Москва-Сити» станция «Выставочная» — первая, оформленная в Москве в стиле хай-тек. На ней пассажиры могут посетить расположенную на балконе станции галерею «Метро».
— на «Выставочной» находится Центр профессиональной ориентации Московского метрополитена. Этот центр — по сути, музей метро, в котором сотрудники рассказывают посетителям (в основном детям) о тонкостях работы в подземке. На выставке можно ознакомиться с инженерными устройствами, расположенными в тоннеле, макетами вагонного оборудования и другими интересными экспонатами, недоступными пассажирам в обычном режиме. Можно даже прокатиться на симуляторе поезда нового поколения.
www.mos.ru
Филевская линия в Москве (голубая)
А
Автомойки / мойка автомобиля
Организации : 7
Агентства недвижимости
Организации : 52
Агентство / компании по организации и проведению праздников под ключ
Организации : 11
Ателье / мастерские по ремонту одежды
Организации : 15
Б
Банкетные залы
Организации : 11
Банкоматы
Организации : 187
Бизнес-центры
Организации : 22
Букмекерские конторы и лотереи
Организации : 17
Бухгалтерские аутсорсинговые компании услуг сопровождения
Организации : 19
Г
Городские клинические больницы
Организации : 11
Д
Девелоперские компании, группы
Организации : 8
Диагностические центры
Организации : 18
К
Кадровые агентства по поиску работы
Организации : 16
Кассы, отделения, банки обмена валют
Организации : 83
Кассы, точки предварительной продажи билетов
Организации : 11
Киоски и точки продаж лотерейных билетов
Организации : 9
Киоски, центры, магазины печатной продукции
Организации : 27
Киоски, центры, магазины по продаже журналов
Организации : 9
Коворкинг центры
Организации : 8
Компании грузоперевозок межгород по России
Организации : 5
Компании для проведения маркетинговых / социологических исследований
Организации : 8
Компании по автоматизации бизнес-процессов
Организации : 9
Компании по аренде помещений
Организации : 12
Компании по изготовлению печатей / штампов
Организации : 15
Компании по оказанию юридических услуг адвоката
Организации : 6
Компании по организации и проведение тендеров / аукционов
Организации : 5
Компании по предпечатной подготовке макетов, книг
Организации : 8
Компании по размещению рекламы в интернете
Организации : 6
Компании по ресторанному консалтингу бизнеса
Организации : 5
Компании по управленческому консалтингу
Организации : 16
Компании по финансовому консалтингу
Организации : 14
Компании помощи в оформление права собственности / регистрация недвижимости
Организации : 6
Компании помощи в оценке недвижимости, собственности
Организации : 8
Компании услуг имидж-консультанта
Организации : 5
Компании услуг операций на фондовом рынке
Организации : 12
Компании услуг перевода с иностранных языков
Организации : 29
Компании услуг сетевого и системное администрирование
Организации : 9
Компании, агентства по продаже зарубежной недвижимости
Организации : 12
Компании, агентства по разработке дизайна рекламы
Организации : 11
Компании, мастерские по ремонту / изготовление ювелирных изделий
Организации : 10
Компании, студии по разработке, поддержке, продвижению веб-сайтов
Организации : 31
Л
Лизинговые финансовые компании услуг, операций
Организации : 6
Ломбарды
Организации : 16
М
Массажные салоны, центры, клиники
Организации : 36
Мастерские по ремонту обуви и кожгалантереи
Организации : 9
Мастерские, сервисный центры по ремонту часов
Организации : 8
Медицинские лаборатории
Организации : 5
Микрофинансовые организации / центры / фонды / компании
Организации : 10
Н
Новостройки / квартиры в новостройках
Организации : 5
Ногтевые студии, салоны
Организации : 56
Нотариальные конторы услуг нотариуса
Организации : 16
О
Отделения, офисы банков
Организации : 23
Официальные автошколы
Организации : 6
Официальные благотворительные фонды
Организации : 8
Охранные частные предприятие / чопы
Организации : 6
П
Парикмахерские / салон красоты и парикмахерских услуг
Организации : 11
Платёжные терминалы оплаты
Организации : 199
Постаматы
Организации : 5
Прачечные / услуги прачечной
Организации : 11
Психологические центры, больницы, клиники, поликлиники
Организации : 6
С
Сайты услуг репетитора
Организации : 6
Салоны SPA-процедур
Организации : 10
Салоны красоты косметических услуг
Организации : 20
Салоны по уходу за ресницами / бровями
Организации : 35
Салоны сотовой / мобильной сети связи
Организации : 11
Сервисные центры, мастерские по ремонту мобильных телефонов
Организации : 9
Сервисные центры, мастерские по ремонту пк компьютеров и ноутбуков
Организации : 31
Системы денежных переводов
Организации : 51
Стоматологические зубные поликлиники, клинки, центры
Организации : 17
Стоматологические центры, больницы, клиники, поликлиники
Организации : 7
Страховые компании
Организации : 17
Студии, салоны загара
Организации : 7
Т
Точки, сайты, агентства, кассы, пункты продаж авиабилетов
Организации : 60
Транспортные компании международных грузоперевозок
Организации : 7
Ф
Финансово инвестиционная компании
Организации : 37
Фотокабины и инстапринтеры
Организации : 13
Х
Художественные мастерские студии
Организации : 7
Ц
Центры бизнес тренингов, семинары
Организации : 5
Центры независимой автоэкспертиза автомобиля
Организации : 7
Центры обучения, школы иностранных языков
Организации : 16
Центры по организации родов и лечения за рубежом клиники
Организации : 5
Центры профессиональной переподготовки и повышение квалификации
Организации : 5
Центры, компании связи с общественностью, реклама PR
Организации : 6
Центры, органы, компании по сертификации продукции
Организации : 7
Центры, сервисы, компании шиномонтажа
Организации : 5
Ш
Швейные ателье, мастерские
Организации : 22
Ю
Юридические компании по ведению дел в суде
Организации : 83
Юридические компании по представительству в суде
Организации : 60
metro.mwmoskva.ru
Филевская линия — это… Что такое Филевская линия?
Филёвская линия | |
---|---|
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка | 15 мая 1935 |
Длина, км | 14,9 |
Количество станций | 13 |
Время поездки, мин. | 21 до Кунцевской (11 до Международной) |
Максимальное число вагонов в составе поезда | 6 |
Количество вагонов в составе поезда | 6 |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс./сутки | 320,6 (2005) |
Самая напряжённая станция | Киевская |
Наземные участки | есть |
Электродепо | ТЧ-9 Фили |
Филёвская линия | |
---|---|
Легенда |
Станция Киевская
Филёвская линия Московского метрополитена (ранее носила название Арбатско-Филёвская, также известна как голубая линия) — единственная линия Московского метро, не считая Бутовской линии лёгкого метро, большая часть которой находится на поверхности.
История
История строительства
Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» — «Смоленская», построенного в 1935 году, в 1937 году продлённого до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской линии, действовало вилочное движение от станции «Охотный ряд». В 1938 году участок вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году.
После попадания бомбы в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» — «Киевская» был закрыт.
Однако после прихода Хрущёва был принят курс на удешевление, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус. Участок «Калининская» — «Киевская» был открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» — «Кутузовская».
Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как тоннели на перегоне «Кутузовская» — «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.
В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодёжной» (1965) и только в 1989 году — до «Крылатского».
В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», поезда в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской»
Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет.
В 2005 году от станции «Киевская» была проложена ветка в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию «Деловой центр». В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная».
После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино» в 2008 году, участок Филёвской линии от «Кунцевской» до «Крылатского» отошёл к Арбатско-Покровской линии[1]. Станция «Кунцевская» реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь. Ранее, в 2007 году, для обустройства «Кунцевской» в целях будущих изменений, участок «Крылатское» — «Пионерская» неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях. Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим.
История переименований
Пересадки
Депо и подвижной состав
Депо, обслуживавшие линию
Количество вагонов в составах
Типы вагонов, использовавшихся на линии
Технические подробности
Система сигнализации: автоблокировка с автостопами и защитными участками.
Перспективы
От открытой 30 августа 2006 года «Международной» планируется продлить линию до строящегося Евровокзала (в районе железнодорожной платформы Тестовская). Также озвучена программа строительства нового кольца, первым участком которого станет продление Филёвской линии по маршруту «Международная» — «Беговая» — «Динамо» — «Савёловская». Однако данный проект всерьёз критикуется пассажирами из-за нецелесообразности, поэтому как альтернатива, существует проект закрытия участка Фили-Суденческая, а пути от станции Международная продлеваются к новой станции Фили, расположенной перпендекулярно прежней и далее по прежнему маршруту с одновременным превращением оставшегося открытого участка Багратионовская-Кунцевская в закрытый участок без существенной перестройки станций.
Планируется создать прямую пересадку «Боровицкая» — «Александровский сад».
В перспективе возможно проление линии на запад после Кунцевской в район Можайского шоссе, а также соединение Филевского и планируемого Капотнинского радиуса в одну линию, при условии решения проблемы с соединительными тоннелями.
Интересные факты
- Все четыре станции Московского метро, платформы которых расположены в кривых, находятся на Филёвской линии — это «Выставочная», «Международная», «Александровский сад» и «Кутузовская».
- Два самых коротких перегона в Московском метро также расположены на Филёвской линии: между станциями «Выставочная» и «Международная», и «Александровский сад» и «Арбатская».
- Самый длинный наземный участок «Фили» — «Кунцевская».
- Как, впрочем, и самые короткие станции (если не считать Бутовской линии).
- На линии в данный момент эксплуатируются самый старый (Еж) и самый новый (Русич) типы подвижного состава.
- Самый большой уклон в Московском метро находится на перегоне Киевская — Деловой центр и составляет 51 тысячную.
- Единственное (на сегодняшний день) в Москве вилочное движение.
- Ни на одной конечной нет полноценных оборотных тупиков.
- Линия с «богатой» историей участков: участок «Александровский сад» — «Киевская» сначала принадлежал Сокольнической линии (Первая Очередь Московского Метрополитена), затем Арбатско-Покровской (Вторая Очередь), затем 5 лет вообще не эксплуатировался, и только с 1958 года отошёл вновь образованной Филёвской линии. Другой бывший участок линии — «Кунцевская» — «Крылатское» в 2008 году вошёл в состав Арбатско-Покровской линии.
- Единственная линия, на которой есть платформа, работающая по расписанию. (Вторая платформа станции «Александровский сад»)
- Единственная линия, не считая ответвления «Выставочная» — «Международная», где ни на одной станции нет эскалатора. До 2008 года станции с эскалаторами были «Молодёжная» и «Крылатское».
Примечания
- ↑ В Москве открылась новая станция метро «Строгино» (рус.). РБК (7 января 2008). Проверено 27 марта 2009.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Филёвская линия — это… Что такое Филёвская линия?
Филёвская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | 15 мая 1935 года в составе Сокольнической линии |
---|---|
Длина, км: | 14,9 |
Количество станций: | 13 |
Время поездки: | от «Александровского сада» до «Кунцевской» — 21 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: | 6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич») |
Число вагонов в составе поезда: | 6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич») |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: | 143 (2011) |
Самая напряжённая станция: | Киевская |
Наземные участки: | Смоленский метромост, участок «Студенческая» — «Кунцевская» |
Электродепо: | ТЧ-9 Фили |
Филёвская линия | |
---|---|
условные обозначения |
Филёвская линия Московского метрополитена (ранее носила название Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена. Проходит в западной части города через исторический район Фили, что объясняет её название. Одна из двух линий московского метро (вторая — Бутовская линия лёгкого метро), большая часть которой находится на поверхности. Станции на линии короткие, рассчитанные на прием составов максимум из шести стандартных вагонов. Также на трассе линии много кривых и уклонов, в связи с чем наземный её участок можно отнести к легкому метро (за исключением четырёхвагонной проходимости составов, вместо шестивагонной). На схемах линия обозначается голубым цветом.
Официальный номер линии — четыре, однако по дате открытия она является шестой (официальной датой открытия линии считается 7 ноября 1958 года, в то время как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше). При этом первый участок Филёвской линии был открыт вообще в составе первой очереди как участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.
Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 143 тыс. человек[1].
История
История строительства
Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» — «Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года продлённого до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской линии, действовало вилочное движение от станции «Охотный ряд». В 1938 году участок вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году.
После попадания бомбы[2] в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» — «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава.
Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н. С. Хрущева был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус. Участок «Калининская» — «Киевская» был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» — «Кутузовская».
Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как тоннели на перегоне «Кутузовская» — «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.
В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодёжной» (1965) и только в 1989 году — до «Крылатского».
В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», поезда в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской».
Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в новые спальные районы — Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет. Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от Парка Победы дальше на запад как полноценный диаметр. Она была доведена до Кунцевской, поглотила в себя участок Филевской линии Кунцевская-Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и почти целиком стала наземной.
В 2005 году от станции «Киевская» было проложено ответвление в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию «Деловой центр» (ныне — «Выставочная»). В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная».
После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино» в 2008 году, участок Филёвской линии от «Кунцевской» до «Крылатского» отошёл к Арбатско-Покровской линии[3]. Станция «Кунцевская» реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь. Ранее, в 2007 году, для обустройства «Кунцевской» в целях будущих изменений, участок «Крылатское» — «Пионерская» неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях. Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим, после этого поезда ходили по уже новому направлению в сторону станции «Парк Победы».
История переименований
Пересадки
Депо и подвижной состав
Депо, обслуживавшие линию
Депо | Годы обслуживания |
---|---|
ТЧ-3 Измайлово | 1958-1962 |
ТЧ-9 Фили | С 1962 |
Количество вагонов в составах
По данным 2010 года, на линии используется около 220 вагонов[4] .
Типы вагонов, использовавшихся на линии
Все вагоны (кроме 81-717/714, экcплуатируемых на полностью закрытом (кроме метромоста и составов, следующих в депо) участке от Александровского сада до Международной), были специально адаптированы для наземной эксплуатации.
Средства сигнализации и связи
В качестве средства сигнализации используется двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Система АЛС-АРС на линии не используется. Из-за отсутствия системы АЛС-АРС, поезда обслуживают машинисты вместе с помощниками.
Канал радиосвязи — второй.
Именные поезда
- На линии ходит именной поезд «Поэзия в метро». С 1 декабря 2011 года по 10 марта 2012 года временно работал на Арбатско-Покровской линии.
Перспективы
Имеется возможность строительства прямой пересадки со станции «Александровский сад» на станцию «Боровицкая». Но ни в каких планах строительство этой пересадки не фигурирует. Продление линии на восток от станции Александровский сад практически неосуществимо.
В январе 2012 года мэр города Сергей Собянин утвердил проект реконструкции линии от станции Пионерская до станция Кунцевская, а также продление линии на запад с двуми станциями — Можайское шоссе и Сколково. Позже этот участок отдали Арбатско-Покровской линии. В августе, на перспективной схеме развития метрополитена на станции Новокосино, было отмечено, что до 2020 года участок Кунцевская — Пятницкое шоссе вернут Филёвской линии, а Арбатско-Покровская линия пойдёт в Сколково.[источник не указан 15 дней] 4 декабря 2012 года заместитель председателя департамента транспорта Москвы Евгений Михайлов отметил, что рассматривается возможность закрытия движения по наземному участку Филёвской линии на время реконструкции. Для выполнения работ по реконструкции планируется привлечение частных инвестиций[5].
Интересные факты
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 сентября 2011. |
- Четыре из пяти станций, имеющих кривые платформы, расположены на Филевской линии: «Международная», «Выставочная», «Александровский сад» и «Кутузовская».
- На Филёвской линии расположен самый короткий перегон в московском метро — между станциями «Выставочная» и «Международная» — его длина составляет всего 498 м. На линии также находится самый длинный наземный участок: «Фили» — «Кунцевская» длиною в 9,6 км. Поезд с остановками проезжает его за 16 с половиной минут.
- Самый большой уклон в московском метро находится на перегоне «Киевская» — «Выставочная» и составляет 51 тысячную (при том что нормы не позволяют строительства тоннелей с уклоном более 50 тысячных).
- Единственная линия, на которой есть платформа, работавшая продолжительное время по расписанию (первая платформа станции «Александровский сад»).
- Единственная в настоящее время линия московского метрополитена с вилочным движением: от «Киевской» поезда поочерёдно уходят как к «Студенческой», так к «Выставочной».
- На линии ходят составы 81-717/714. На данный момент с 20 ноября по 30 ноября, были видны только 2 состава, идущие до станции Международная. Однако, сейчас вагоны были заменены на годы выпуска 2010. С 20 сентября 2013 года, будут курсировать с через 1 с «Русичем».
Примечания
Ссылки
dal.academic.ru
Арбатская (станция метро, Москва, Филёвская линия)
Филёвская линия | |
---|---|
«Арбатская» — промежуточная станция Филёвской линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 7+55.
С 1953 по 1958 год участок «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт.
Разработчики проекта
Архитектор
Л. С. Теплицкий.
Инженер-конструктор
Г. И. Кибардин.
Конструкция
Колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Построена по типовому проекту, применённому на первой очереди.
Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона, железобетон применён в напряжённых местах — железобетонные ленточные фундаменты колонн с шагом 7 м, колонны, безбалочные железобетонные перекрытия. Построена открытым способом. Ширина платформы — 10 м, высота перекрытия от платформы — 6 м.
На станции два ряда по 23 колонны, расстояние между осями рядов колонн — 7 м, ширина колонны — 850 мм.
Название
Названа по улице Арбат.
Проектное название
«Арбатская площадь».
Проект переименования
«Воздвиженка» (1992).
Выход в город
- На Арбатскую площадь.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Вестибюль соединяется с кассовым залом и посадочной платформой лестницами.
На станции планируется сооружение второго выхода на пересечении улицы Арбат и Гоголевского бульвара.
Путевое развитие
Станция без путевого развития.
Художественное оформление
Колонны отделаны розовым мрамором. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой кремового цвета. Пол выложен красной метлахской плиткой. Наземный вестибюль выполнен в виде пятиконечной звезды. Внешняя отделка вестибюля выдержана в красном и белом тонах.
Интересные факты
Особенностью станции является находящийся в её восточном торце буфет от столовой № 9 отдела рабочего снабжения ГУП «Московский метрополитен». Вход в буфет расположен прямо на платформе. В отличие от большинства других буфетов, доступ в него свободный. Аналогичные доступные пассажирам буфеты находятся на станциях «Киевская» Арбатско-Покровской линии и «Войковская».
Фотогалерея
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Арбатская (станция метро, Филёвская линия)
У этого термина существуют и другие значения, см. Арбатская.Координаты: 55°45′07″ с. ш. 37°36′02″ в. д. / 55.751944° с. ш. 37.600556° в. д. (G) (O) (Я)55.751944, 37.600556
«Арбатская» Филёвская линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 15 мая 1935 года |
---|---|
Проектное название: | Арбатская площадь |
Проекты переименования: | Воздвиженка (1992 год) |
Тип: | Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м.: | 8 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | Островная |
Форма платформы: | Прямая |
Архитекторы: | Л. С. Теплицкий |
Инженеры-конструкторы: | Г. И. Кибардин |
Выход к улицам: | Площадь Арбатские Ворота |
Наземный транспорт: | А 6; Тб 2, 44 |
Время открытия: | 5:35 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | Билайн, МТС |
Код станции: | 055 |
«Арбатская» на Викискладе |
«Арба́тская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская».
Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская».
Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Вестибюли и пересадки
На станции один (западный) вестибюль, к которому ведёт лестница с платформы. Расположенная симметрично ей бездействующая лестница напоминает о планах строительства второго выхода к улице Арбат, которые существуют с момента постройки станции, но только сейчас имеют шансы воплотиться в жизнь в связи с заинтересованностью инвесторов в проекте.
Станция в цифрах
Одна из самых безлюдных станций в московском метро: пассажиропоток 12 100 человек в сутки (основная масса пассажиров пользуется другой Арбатской, где имеется пересадка на другие линии). Глубина заложения — 8 метров Пикет ПК7+55.
Техническая характеристика
Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Сооружена с использованием типового проекта (похожие станции — «Сокольники», «Парк Культуры», «Смоленская»).
Оформление
Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красной метлахской плиткой. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.
Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.
Наземный вестибюль. 2007 год.
Наземный вестибюль. 4 апреля 2010 года.
Буфет
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 1 ноября 2012. |
На платформе станции действует буфет, обслуживаемый столовой № 9 Отдела рабочего снабжения Московского метрополитена. Большинство буфетов и столовых Отдела рабочего снабжения обслуживает только работников метро, но есть три исключения: помимо «Арбатской» (Филевской линии), открыта пассажирам столовая на закрытой «Калужской» и ещё один буфет на «Войковской». Буфеты являются полноценными столовыми за исключением объёма помещения.
Ранее был открыт буфет на станции «Киевской» (Арбатско-Покровская линия), со стороны первого вагона в сторону «Смоленской», после продления до «Строгино» помещение занято линейным пунктом, а буфет закрыт. Тем не менее, появление буфета на «Арбатской» связано именно с наличием линейного пункта на станции и более длительным перерывом во время оборота бригадами по сравнению с другими линиями (но на другой конечной в обычных условиях оборачивает сам машинист).
Изображения
Неиспользуемые билетные кассы
Платформа. 28 июля 2009 года.
См. также
Примечания
Ссылки
muller.academic.ru
Филёвская линия — это… Что такое Филёвская линия?
Филёвская линия | |
Московский метрополитен | |
Открытие первого участка: | 15 мая 1935 года в составе Сокольнической линии |
---|---|
Длина, км: | 14,9 |
Количество станций: | 13 |
Время поездки: | от «Александровского сада» до «Кунцевской» — 21 мин. |
Максимальное число вагонов в составе поезда: | 6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич») |
Число вагонов в составе поезда: | 6 (стандартного типа), 4 (типа «Русич») |
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки: | 143 (2011) |
Самая напряжённая станция: | Киевская |
Наземные участки: | Смоленский метромост, участок «Студенческая» — «Кунцевская» |
Электродепо: | ТЧ-9 Фили |
Филёвская линия | |
---|---|
условные обозначения |
Филёвская линия Московского метрополитена (ранее носила название Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена. Проходит в западной части города через исторический район Фили, что объясняет её название. Одна из двух линий московского метро (вторая — Бутовская линия лёгкого метро), большая часть которой находится на поверхности. Станции на линии короткие, рассчитанные на прием составов максимум из шести стандартных вагонов. Также на трассе линии много кривых и уклонов, в связи с чем наземный её участок можно отнести к легкому метро (за исключением четырёхвагонной проходимости составов, вместо шестивагонной). На схемах линия обозначается голубым цветом.
Официальный номер линии — четыре, однако по дате открытия она является шестой (официальной датой открытия линии считается 7 ноября 1958 года, в то время как Рижский радиус Калужско-Рижской линии был открыт на несколько месяцев раньше). При этом первый участок Филёвской линии был открыт вообще в составе первой очереди как участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.
Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 143 тыс. человек[1].
История
История строительства
Линия ведёт своё начало от участка мелкого заложения первой очереди «Улица Коминтерна» — «Смоленская», построенного в 1935 году и спустя два года продлённого до станции «Киевская». Между «Смоленской» и «Киевской» находится открытый участок и построенный в 1937 году Смоленский метромост. Участок входил в состав Кировско-Фрунзенской линии, действовало вилочное движение от станции «Охотный ряд». В 1938 году участок вошёл в состав новой Арбатско-Покровской линии. При строительстве тоннелей к «Площади Революции» были использованы заделы, оставленные в 1935 году.
После попадания бомбы[2] в тоннель «Арбатская» — «Смоленская» во время одной из бомбардировок 1941 года было принято решение о необходимости строительства параллельного участка глубокого заложения. В 1953 году участок «Калининская» — «Киевская» был закрыт, на станциях были организованы склады, а в тоннелях — депо для хранения резервного подвижного состава.
Однако спустя несколько лет, после прихода к власти Н. С. Хрущева был взят курс на максимальное удешевление строительства, и Арбатско-Покровская линия продлена не была, вместо этого на запад по поверхности земли решили строить новый Филёвский радиус. Участок «Калининская» — «Киевская» был расконсервирован и открыт повторно (уже в составе новой Арбатско-Филевской линии) 7 ноября 1958 года вместе с новым наземным участком «Киевская» — «Кутузовская».
Изначально планировали открыть участок от «Киевской» сразу до «Филей», но так как тоннели на перегоне «Кутузовская» — «Фили» не успели сдать в срок, было принято решение пустить поезда до «Кутузовской». Станция «Фили» была открыта только через год, 7 ноября 1959 года.
В дальнейшем линия была продлена до «Пионерской» (1961), потом до «Молодёжной» (1965) и только в 1989 году — до «Крылатского».
В 1985 году в связи с реконструкцией Смоленского метромоста на несколько месяцев вновь был закрыт участок «Калининская» — «Киевская», поезда в это время ходили от «Молодёжной» до «Киевской».
Станция «Крылатское» была построена как временная конечная (в дальнейшем планировалось продолжить ветку в новые спальные районы — Строгино и Митино). Этим объясняется наличие на ней перекрёстного съезда вместо полноценных тупиков. Но экономический спад в стране отложил эти планы на 20 лет. Станции «Строгино» и «Митино» были открыты лишь в конце 2000-х годов. К этому моменту было принято решение развивать Арбатско-Покровскую линию от Парка Победы дальше на запад как полноценный диаметр. Она была доведена до Кунцевской, поглотила в себя участок Филевской линии Кунцевская-Крылатское, и новые станции открылись уже в её составе. Филёвская же линия была «урезана» до «Кунцевской» и почти целиком стала наземной.
В 2005 году от станции «Киевская» было проложено ответвление в строящийся Московский международный деловой центр, организовано вилочное движение на станцию «Деловой центр» (ныне — «Выставочная»). В 2006 году была открыта следующая за «Деловым центром» станция — «Международная».
После открытия участка Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» до станции «Строгино» в 2008 году, участок Филёвской линии от «Кунцевской» до «Крылатского» отошёл к Арбатско-Покровской линии[3]. Станция «Кунцевская» реконструирована, и для Филёвской линии теперь предназначен только 1 путь. Ранее, в 2007 году, для обустройства «Кунцевской» в целях будущих изменений, участок «Крылатское» — «Пионерская» неоднократно закрывался в выходные дни или в позднее время с назначением автобуса «М» между этими станциями с остановками на всех промежуточных станциях. Закрытие 2 января 2008 — 7 января 2008 стало последним и решающим, после этого поезда ходили по уже новому направлению в сторону станции «Парк Победы».
История переименований
Пересадки
Депо и подвижной состав
Депо, обслуживавшие линию
Депо | Годы обслуживания |
---|---|
ТЧ-3 Измайлово | 1958-1962 |
ТЧ-9 Фили | С 1962 |
Количество вагонов в составах
По данным 2010 года, на линии используется около 220 вагонов[4] .
Типы вагонов, использовавшихся на линии
Все вагоны (кроме 81-717/714, экcплуатируемых на полностью закрытом (кроме метромоста и составов, следующих в депо) участке от Александровского сада до Международной), были специально адаптированы для наземной эксплуатации.
Средства сигнализации и связи
В качестве средства сигнализации используется двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни». Система АЛС-АРС на линии не используется. Из-за отсутствия системы АЛС-АРС, поезда обслуживают машинисты вместе с помощниками.
Канал радиосвязи — второй.
Именные поезда
- На линии ходит именной поезд «Поэзия в метро». С 1 декабря 2011 года по 10 марта 2012 года временно работал на Арбатско-Покровской линии.
Перспективы
Имеется возможность строительства прямой пересадки со станции «Александровский сад» на станцию «Боровицкая». Но ни в каких планах строительство этой пересадки не фигурирует. Продление линии на восток от станции Александровский сад практически неосуществимо.
В январе 2012 года мэр города Сергей Собянин утвердил проект реконструкции линии от станции Пионерская до станция Кунцевская, а также продление линии на запад с двуми станциями — Можайское шоссе и Сколково. Позже этот участок отдали Арбатско-Покровской линии. В августе, на перспективной схеме развития метрополитена на станции Новокосино, было отмечено, что до 2020 года участок Кунцевская — Пятницкое шоссе вернут Филёвской линии, а Арбатско-Покровская линия пойдёт в Сколково.[источник не указан 15 дней] 4 декабря 2012 года заместитель председателя департамента транспорта Москвы Евгений Михайлов отметил, что рассматривается возможность закрытия движения по наземному участку Филёвской линии на время реконструкции. Для выполнения работ по реконструкции планируется привлечение частных инвестиций[5].
Интересные факты
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 сентября 2011. |
- Четыре из пяти станций, имеющих кривые платформы, расположены на Филевской линии: «Международная», «Выставочная», «Александровский сад» и «Кутузовская».
- На Филёвской линии расположен самый короткий перегон в московском метро — между станциями «Выставочная» и «Международная» — его длина составляет всего 498 м. На линии также находится самый длинный наземный участок: «Фили» — «Кунцевская» длиною в 9,6 км. Поезд с остановками проезжает его за 16 с половиной минут.
- Самый большой уклон в московском метро находится на перегоне «Киевская» — «Выставочная» и составляет 51 тысячную (при том что нормы не позволяют строительства тоннелей с уклоном более 50 тысячных).
- Единственная линия, на которой есть платформа, работавшая продолжительное время по расписанию (первая платформа станции «Александровский сад»).
- Единственная в настоящее время линия московского метрополитена с вилочным движением: от «Киевской» поезда поочерёдно уходят как к «Студенческой», так к «Выставочной».
- На линии ходят составы 81-717/714. На данный момент с 20 ноября по 30 ноября, были видны только 2 состава, идущие до станции Международная. Однако, сейчас вагоны были заменены на годы выпуска 2010. С 20 сентября 2013 года, будут курсировать с через 1 с «Русичем».
Примечания
Ссылки
dis.academic.ru