Станция метро москва советская – Станция «Советская» — Нарушая запреты

Содержание

Станция «Советская» — Нарушая запреты

В Московском метрополитене есть 5 закрытых станций:
«Советская» на Замоскворецкой линии — на этапе строительства превращена в бункер;
«Первомайская» на Арбатско-Покровской — превращена в цех подъемочного ремонта;
«Калужская» на Калужско-Рижской — превращена в депо;
«Спартак» (она же «Волоколамская») на Таганско-Краснопресненской — долгое время была законсервированна, скоро откроется;
«Троице-Лыково» на Арбатско-Покровской — небольшая платформа, используемая для технических нужд.


Станция «Советская» была в первоначальном проекте второй очереди Московского метрополитена. Должна была располагаться на Замоскворецкой линии между станциями «Театральная» и «Маяковская». Но уже в 1934 году эта станция была исключена из проекта Горьковского радиуса, а строившиеся тоннели в этом месте получили совершенно отличный от станционной площадки профиль — уклон в 23 тысячных. Позднее в том месте, где планировалась станция «Советская» был построен бункер штаба Гражданской обороны Москвы. В перегон Тверская-Театральная с объекта выходит две «сбойки» по 2-му пути.

В настоящее время станция является подземным пунктом управления ГО и ЧС г.Москвы, тоннель из под здания столичного ГУ МЧС ведёт в массивный ствол с лифтом, спускающимся на уровень метро.
Фотографии плохие, но времени на штатив и профессиональную технику было маловато. Любопытные граждане не поленились спуститься вниз.

Сам объект совсем недавно прошёл капитальный ремонт. Как и большинство современных убежищ глубокого залегания, он напоминает большой офис с дверями на магнитных замках, серверами и компьютерами, хорошей системой вентиляции, электрическими чайниками и камерами наблюдения через каждые 5 метров. Если, конечно, не обращать внимания на гермодвери и многочисленные кабеля и трубы вентиляции.

Наличие многочисленных табличек «Правительство Москвы» говорит о том, что объект используется и в качестве убежища для столичных чиновников (мэрия, кстати, находится напротив).

Беглый осмотр не позволяет сделать описание более красочным и объёмным. Но, как и любой бункер московского метрополитена, «Советская» имеет двухуровневый блок с помещениями прямого функционала (комнаты связи, серверная, кабинеты) и вспомогательными помещениями обеспечения (машинный зал с двумя новенькими дизелями, фильтро-вентиляционные установки, комнаты отдыха, санузлы).

На фотографи ниже один из выходов в перегон Театральная-Тверская

Объектов, подобных станции «Советская», в Московском метрополитене десятки. На каждой ветке есть своё «легендарное» место. Часть из них только в виде заброшенных пустых блоков (например на Новослободской), часть законсорвирована, а другая обеспечивает различные функции в случае ЧС или в условиях военного времени.
Чтобы представить полную картину функционирования подземного штаба ГО и ЧС столицы советую посмотреть американский фильм 1984г. «Нити».

.

Фотографии, по-традиции, всего-лишь дело рук фотошопа.

Читайте меня в Твиттере

zapret-no.livejournal.com

Легенды и факты московского метро

Раз в месяц на Кольцевой линии после полуночи можно наблюдать абсолютно пустой поезд, аккуратно останавливающийся на каждой станции, но не открывающий двери. В кабине машиниста — человек в форме работников метрополитена старого образца. Говорят, что в этом поезде собраны души погибших на строительстве.

Станция Волоколамская

Мистическая станция Волоколамская, находящаяся между Тушинской и Щукинской (кто ездит в сторону Планерной наверняка замечал, что поезд резко набирает ход и идут столбы, столбы…)

Станции-призраки

Особый интерес составляют так называемые станции-призраки. Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции Советскую на Замоскворецкой линии, Первомайскую на Арбатско-Покровской, Калужскую в здании депо на Калужско-Рижской и Волоколамскую на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти территории, поэтому о них имеются определенные сведения. Советская была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между Театральной и Маяковской. Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал Советской был трансформирован в отлично защищенный бункер. В отличие от Советской, Первомайская была реально действующей станцией и первоначально располагалась за Измайловским парком, в здании электродепо Измайлово. По наблюдениям последних вылазок Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция Первомайская была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой Первомайской остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.

Станция Преображенская площадь

Далее в списке аномальных зон московского метрополитена следует станция Преображенская площадь. Начиная с XVIII в. здесь было старообрядческое Преображенское кладбище. Если следовать этой логике, получается, что каждый раз, когда мы спускаемся в метрополитен, то сталкиваемся с нечистой силой. Конечно, кто-то отмахнется с извечной фразой: «Да чушь все это!», а кто-то на себе испытавший полнейшее бессилие после посещения нехорошей станции задастся вопросом: «А как с этим бороться?». По словам специалистов, способов защиты множество. Например, крещеным всегда нужно носить нательный крестик или икону с изображением святого, в честь кого они были названы. Кроме того, есть специальные амулеты, которые помогают справиться с влиянием отрицательной энергии.

Станции метро из надгробий

Из засекреченных источников стало известно, что оказывается некоторые станции метро сделаны из надгробий, которые раньше были на месте Новоспасского монастыря (уцелевшие надгробия так и остались на территории монастыря), именно с этим связано большое количество несчастных случаев на некоторых станциях метро. Видимо энергетика мертвечины даёт о себе знать.

Проект Большого кольца

На станции Курская висит табличка Курская Большого кольца. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от Черкизовской до Преображенской.

Метро-2

С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье (Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним сведениям, эта система получила название Метро-2,по другим — Д-6.

Собаки в метро

В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а на работу ездят на другие.

Станция Советская

Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти тоннель как тоннель. Несомненно одно с 1938 до 1979 года,пока не открыли Тверскую, между Маяковской и Театральной был длинный перегон без остановок.

Загадочный переход на Ленинском Проспекте

В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию Площадь Гагарина Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение и переход пригодится.

Закрытый выход на Битцевском Парке

Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии — конечной станции Битцевский Парк. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер с изображениями зверей и птиц.

Исчезнувшие станции

Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. Первомайская (не путать с действующей современной одноименной станцией) и Калужская раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные станции, а старые закрыли.

Метро при царе

Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и духовенство.

Подземный Кремль

В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от Сокольников до Парка Культуры и нескольких станций Филевской линии.Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции Серпуховская.

Потопы

В 84-м сразу после открытия движения на участке Каширская — Орехово в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.

Бодрая корова

Это сейчас метро не хватает, а в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением так, в 1963 году открылось движение по участку Университет — Юго-Западная. Во время строительства тоннелей случился казус в котлован упала корова.

Машинист-африканец

Долгие годы ходят слухи о том, что в Москве есть чернокожий машинист. Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину из-за государственного переворота.Он водит электропоезда на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

Бюро находок

За забытыми в метро вещами отправляйтесь на Университет. Склад забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли бомжи, есть шанс получить его назад.

Падение на рельсы

Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.

Как первым войти в вагон

Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.

Парк Победы

Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже например, киевская Днiпро — 100 м. У Парка Победы два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве.Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.

Доисторические животные в метро

Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете.

Рекордсмены по переименованиям

Больше всех не повезло Александровскому Саду. Станция называлась и Коминтерн, иИмени Коминтерна, и Улица Коминтерна, с 1946 по 1990 год носила название Калининская. В 1990 году станция буквально несколько дней называлась Воздвиженкой.

Станция Римская

В Москве есть станция метро Римская, а вот в Риме Московской нет. Зато станция Mosсova есть в Милане. Названа она в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне Наполеона.

Русские горки

На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз. Так сделано, чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.

Станция Физтех

В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий, на которых была отмечена строящаяся станция Физтех. Она располагалась сразу за станцией Алтуфьево. Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали усовершенствованные схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро.

Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе Метровагонмаш. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской железной дороге до станции Северянин, оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции Подмосковная. Отсюда есть ветка в депо Сокол.

Рекорды строительства

Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона Кузьминки — Рязанский Проспект. Этот результат удалось улучшить при строительстве тоннелей от Парка Победы к Кунцевской рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование строительства.

Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии

Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От Площади Революции поезда шли к Александровскому Саду, после Арбатской и Смоленской пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на Киевскую. Однако во время войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от Площади Революции поезда следовали к новым Арбатской и Смоленской, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, Киевскую. Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от Александровского Сада до Киевской. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.

Монеты, жетоны и билеты

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).

Метромосты

Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку Киевский на Филевской линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией Воробьевы Горы — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях метротоннели проходят под реками и каналами.

Воробьевы Горы

Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи в результате и станция, и мост начали осыпаться. К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново. А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно увидеть слева от южного выхода.

Площадь Революции

В нишах-арках станции Площадь Революции установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьверв среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу Пограничник с собакой. Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.

Легенды и факты московского метро интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

places.moscow

Советская (станция метро, Москва) — это… Что такое Советская (станция метро, Москва)?


Советская (станция метро, Москва)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Советск (город в Тульской обл.)
  • Советская Антарктическая Экспедиция

Смотреть что такое «Советская (станция метро, Москва)» в других словарях:

  • Войковская (станция метро, Москва) — Станция «Войковская» Замоскворецкая линия Московский метрополитен Дата открытия …   Википедия

  • Красногвардейская (станция метро, Москва) — Станция «Красногвардейская» Замоскворецкая линия Московский метрополитен Дата открытия …   Википедия

  • Москворецкая (станция метро, Москва) — Станция «Москворецкая» Замоскворецкая линия Московский метрополитен Дата открытия нет данных …   Википедия

  • Павелецкая (станция метро — Павелецкая (станция метро, Замоскворецкая линия) Станция «Павелецкая» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Белорусская (станция метро — Белорусская (станция метро, Замоскворецкая линия) Станция «Белорусская» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Динамо (станция метро — Динамо (станция метро, Москва) Станция «Динамо» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Красногвардейская (станция метро — Красногвардейская (станция метро, Москва) Название «Красногвардейская» в прошлом также носила станция «Новочеркасская» Петербургского метрополитена. Станция «Красногвардейская» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Маяковская (станция метро — Маяковская (станция метро, Москва) Станция «Маяковская» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Речной вокзал (станция метро — Речной вокзал (станция метро, Москва) Станция «Речной вокзал» Замоскворецкая линия Московский метрополитен …   Википедия

  • Братеево (станция метро) — Координаты: 55°37′55″ с. ш. 37°45′53″ в. д. / 55.631944° с. ш. 37.764722° в.& …   Википедия

dic.academic.ru

Незавершенные проекты московского метро | Жизнь в СССР

В марте1933 года на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве московского метрополитена. Грандиозный проект подразумевал синергию идей и планов, но не все они осуществились. Метро могло быть совсем другим…

Станция-призрак «Советская»

На протяжении всей истории московского метрополитена в подземке постоянно возникали и исчезали станции-призраки. Некоторые заброшенные участки достраивали, некоторые обустраивали под депо. Из всего этого списка интересна станция «Советская», которая расположена под Советской площадью, между станциями Тверская и Маяковская.

По каким-то причинам, одна из них – ускорение строительства, станция так и не была построена. Поэтому, «Советскую» нельзя увидеть в перегоне замоскворецкой. По распоряжению Сталина ее приспособили для подземного бункера московского штаба ГО, а туннели замаскировали.

Сегодня первый и второй этаж дома, под которым расположена «Советская» — Тверская 8/2 строение 4 занимает Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы. Предполагают, что их убежище находится на «Советской».

Две кольцевые

Уже давно ходят разговоры о строительстве второй кольцевой линии московского метрополитена, которая должна проходить за пределами Садового, и, в первую очередь соединить станцию Полежаевскую и Парк Победы. Тем не менее, это отнюдь не первый проект, который подразумевал две кольцевые линии в московском метро.

Подобный проект, правда, менее масштабный был утвержден в 1922 году. Согласно официальной брошюре «Москва будущего – пути и средства сообщения», московский метрополитен должен был состоять из пяти диаметральных и двух кольцевых линий в районе Бульварного и Садового кольца.

Работа кипела вовсю. По всей трассе в 1924-1925 годах было пробурено 55 разведочных скважин и составлены геологические профили. Через год лучшие специалисты отправились в командировки в города, где метро уже стала частью ежедневной жизни – Париж, Берлин, Гамбург.

Поездка стала роковой – в 1929 году Сталин начал искать врагов народа, практически все разработчики были арестованы по подозрению в измене и отправлены на Соловки, а проект заморожен.

Глубокое метро первой очереди

Когда строительство метро возобновилось в 1931 году, у всех возник вполне закономерный вопрос – как нужно строить его в Москве? Большинство специалистов были репрессированы, да и геология столицы СССР отличалась от условий других городов, где уже было метро. В результате, первую очередь – Сокольническую линию от станции Сокольники до Парка культуры было решено прокладывать глубоко под землей.

Однако при дальнейшей экспертизе, в которой участвовали советские, германские, английские и французские эксперты, не удалось практически ни разу дойти до указанной отметки в мощных слоях глины. Решили попробовать, как французы – проложить «щитовым способом». Участок под номером 4 проработал всего несколько месяцев, затем штольня вошла в водоносный слой, произошла осадка земли, стоявшее рядом здание дало трещины и лишь чудом не рухнуло.

Вскоре лопнула водопроводная магистраль, и затопило вторую «французскую» шахту №29. В результате этих долгих мытарств было принято решение о мелком заложении туннелей. Даже сейчас легко заметить, что станции от «Сокольников» до «Парка культуры» очень неглубокие.

Уничтожение метрополитена

16 октября 1941 года жители Москвы столкнулись со страшным: московское метро было закрыто. Это был единственный день во всей его, когда оно не работало. В Москве началась паника. Получила распространение информация о том, что Сталин уехал из Москвы, а город вот-вот сдадут немцам.

В Москве перестали топить, закрывались аптеки и поликлиники. В итоге такой халатности Москва опустела, начались стихийные акции мародерства и массовый отток населения. Кто побогаче — уезжал на машинах, кто попроще — уходил пешком.  Сталин распорядился подготовить к взрыву основные промышленные предприятия и другие важнейшие объекты Москвы.

10 октября взрывчатка была доставлена на заводы. У москвичей складывалось твердое убеждение конца России, конца Света. Ждали Сталина, его решения. Сталин велел прекратить панику. Он сам остался, хотя всё уже было готово к отлету. Отменил Сталин и приказ о взрыве метро, которое после знаменитого парада  7 ноября 1941 года стало огромным бомбоубежищем.

В метро, на станции «Маяковская»  произнес Сталин и свою знаменитую речь «Товарищи красноармейцы и краснофлотцы». Надо сказать, что за время ожидания Сталина метро все же успели разобрать, и до середины 1942 оно работало на половинных мощностях.

В недостроенных тоннелях и на станциях были установлены деревянные настилы и двухъярусные нары, были оборудованы буфеты и камеры хранения. При этом сообщение не прекращалось, только поезда ходили до семи вечера. За годы войны в метро родилось больше 200 детей.

Тупиковые пути Филевской линии

Филевская линия московского метро связывает центр города с районами Фили и Кунцево. Самая старая её станция — «Александровский сад» — неоднократно переименовывалась. До декабря 1946 года она называлась «Улица Коминтерна», до  ноября 1990 – «Калининская», в 1991 году  на несколько дней станция была официально названа «Воздвиженка».

С голубой веткой связано много легенд, главная из которых гласит о специальной правительственной ветке, которая идет до дачи Сталина в Кунцево. Как подтвердить, так и опровергнуть эту легенды пока никто не смог, однако совершенно точно на станции «Александровский сад» существуют пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филевской линии в направлении Кремля. Об этом в своей работе «Засекреченные линии метро Москвы», — рассказал историк Матвей Гречко.  

С противоположной, западной части станции с платформ ведут лестничные марши, которые предназначались для соединения с другим вестибюлем, но он так и не был построен. Проходы закрыли для пассажиров.

Шедевр ВДНХ

Проблема заморозки и сокращения проектов коснулась и внешнего вида станций. Например, станция ВДНХ на Калужско-рижской по первоначальной задумке должна была стать настоящим произведением искусства – ее пилоны должны были обрамлять арки, украшенные зеленой с золотом флорентийской мозаикой.

Исполнитель проекта – художник Фаровский подготовил  орнаменты из переплетенных дубовых листьев и лент. Однако когда часть одного пилона уже была исполнена в камне, бюджет внезапно сократили. Минимализм Хрущева дал о себе знать. Уже выполненную мозаику безжалостно заштукатурили и закрасили темно-зеленой краской. Так очередной шедевр стал жертвой экономики.

Проект 1902 года

Проект московского метрополитена при Сталине был далеко не первым. Идеи о строительстве внеуличного железнодорожного транспорта, который мог бы стать альтернативой трамваю, посещали русских инженеров и в царские времена.

Один из наиболее успешных проектов царского метро, которому удалось дойти до московской государственной думы, был план гражданских инженеров П.И.Балинского и Е.К.Кнорре. Суть проекта заключалась в объединении систем городских и внегородских магистральных железных дорог в едином пункте, который бы гарантировал удобную пересадку в любые направления.

В пределах окружной железной дороги была запроектирована сеть линий метрополитена, общей протяженностью 105 километров. Проект был разбит на несколько очередей. Первая состояла из 14-километрового радиуса, направленного от Центрального вокзала через Красную площадь вдоль Тверской, мимо Петровского дворца к Петровско-Разумовской, и двух линий по Садовым и Бульварным улицам, образующих контур своеобразного замкнутого кренделя протяжённостью почти 30 км.

Речь Балинского перед председателем государственной думы князем Голициным была безупречна: «Как воин, выступающий в первых рядах сражающегося войства, знающий, что его ожидает почти верная смерть, он подставляет свою грудь под выстрел, ибо отлично понимает, что своей жизнью отстаивает высшие принципы…».

Слова оказались пророческими – проект не одобрили, посчитав его излишним для Москвы того времени. Кроме того, в районе Тверской планировалось именно подземное метро, которое русское духовенство расценило как «вход в преисподнюю».

 

 

 


ussrlife.blogspot.com

Заброшенные станции метро в Москве: легенды московского метро

Московский метрополитен, строительство которого началось во второй половине двадцатых годов XX века, многими воспринимается исключительно как достижение продвинутой современности. Освещенные переходы, красиво (а местами великолепно) оформленные станции, сотни километров путей, пассажиропоток свыше 8 миллионов человек в день… Все это как-то не вяжется с бытующим в народе мнением, что там, под землей, базируется мир чужой, страшный, потусторонний. Но есть в зазеркальном транспортном королевстве места, где даже несгибаемые материалисты начинают сомневаться в том, что все в этом мире объяснимо. Это заброшенные станции метро в Москве. Легенды, связанные с ними, курсируют между людьми, словно скоростные поезда. Так и хочется вскочить в очередной «вагон», чтобы узнать удивительную подземную тайну, да не одну! (На фото внизу ст. «Советская»).

Мечты сбываются и не сбываются

Многие гости столицы России (и даже коренные жители) сомневаются в том, что существуют (или существовали) заброшенные станции метро в Москве. Список есть: «Советская», «Первомайская», «Волоколамская», «Калужская». Одни так и остались призраками, другие вернулись в строй после долгого забвения.

Загадочные миры находятся чуть в стороне от подземной транспортной цивилизации. Их огибают, проскакивают, используют по иному назначению. Но здесь не звучит бодрый голос диктора: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция…». Это своеобразные памятники несбывшимся или изменившимся намерениям человека разумного.

Примечательно, что территории, скрытой от солнечного света Москвы с переходами, казематами, подвалами существовали еще в XVIII веке. Есть сведения о наличии карты этой «темной страны». Давайте и мы составим краткий путеводитель, повествующий о том, где находятся и как выглядят заброшенные станции метро в Москве. Фото помогут нам лучше представить тайные уголки.

«Советская»

Ст. «Советская» (Замоскворецкая линия). Она сама по себе легенда. Известно, что объект входил во вторую очередь строительства московского метрополитена (проект утвердили в сентябре 1935 года). Установить его хотели в промежутке между нынешней станцией «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») и «Маяковского».

При строительстве возникли проблемы, в том числе гидрологические. В итоге изначальные задумки потеряли актуальность, особенно после того как появилась станция «Тверская» (другое название «Горьковская»). Однако элементы проекта якобы пригодились.

По слухам, на месте несостоявшейся «Советской» соорудили бункер управления гражданской обороны, обладающий высокими степенями защиты от неблагоприятного внешнего воздействия. Мчась в вагоне по данной ветке метро, особо любопытные пристально вглядываются в подземные пейзажи: вдруг мелькнет хотя бы намек на это сооружение? Но тайна так и остается покрытой мраком.

Если допустить, что бункер существует, то он располагается в считанных метрах от стены перегонного тоннеля, примерно под тем местом на поверхности, где стоит памятник Юрию Долгорукому.

«Первомайская» (утраченная)

К категории «заброшенные станции метро» в Москве относится и ст. «Первомайская» (1954г. — 1961г., Арбатско-Покровская линия). В отличие от «Советской» эта была действующая подземная остановка. Располагалась в здании электродепо «Измайлово» (за Измайловским парком).

Вестибюль можно увидеть и сейчас. До недавнего времени над входной группой красовалось: «Метрополитен им. Л. М. Кагановича» и красивыми четкими буквами: «Первомайская». Сегодня внутри помещения кипит работа по подъемочному ремонту: своевременное устранение неисправностей, замена изношенных деталей – залог безопасной работы столичного метро.

Рабочие цеха имеют возможность ежедневно видеть кафель, лепнину, и остатки позолоты, как подтверждение того, что производственное помещение ранее было станцией подземки (конечной), где кипела обычная пассажирская жизнь. Есть мнение, что из помещения мог бы получиться новый музей метро (старому уже тесно): выставочный комплекс на базе закрытой станции – отличный способ показывать и рассказывать экскурсантам «как это было».

«Волоколамская» (возрожденная)

А вот еще сведения по теме «Заброшенные станции метро в Москве». Ст. Волоколамская (Таганско-Краснопресненская ветка) состоит из трех пролетов мелкого заложения. Два ряда колонн по 26 штук в каждом. Конструкция – аналог «Тушинской», собрана в 1975 году. Отделочные работы не производились, так как открытие отложили.

Объект находится под бывшим тушинским аэродромом (аэрополем). Весной, при таянии снега, просматривались его очертания. С 2010 года на местности отмечается оживление в виде работ по строительству стадиона для футбольного клуба «Спартак».

Если бы в 70-е годы XX здесь, как планировалось, возвели жилые кварталы, «Волоколамская» не попала бы в разряд законсервированных на десятилетия. «Замершую» станцию особенно можно было видеть при приближении состава к остановке «Тушинская» (особенно когда погруженную во мглу обстановку высвечивали огни движущегося по параллельному пути состава).

Наверняка многие пассажиры мысленно прикидывали: как бы все смотрелось в готовом виде? Теперь особой надобности в подобных фантазиях нет: в 2014 году станция была открыта. Неподалеку от нее на домашнем стадионе тренируются спартаковцы. Так что не все так грустно: хоть и не в полдень, но безжизненные тени исчезают, порой меняя названия. «Волоколамская» теперь именуется «Спартак».

«Калужская» (временная)

Эта непостоянная «особа» тоже входит в заброшенные станции метро в Москве. Ст. «Калужская» (Калужско-Рижская линия) действовала с 1964 по 1974 гг. Название получила по объекту, в котором была открыта – депо «Калужская». Точный адрес: улица Профсоюзная, 59, самый дальний 5 зал, или неф. Находится в непосредственной близости от современной, действующей. Когда-то была конечной на данном (Калужском) радиусе.

До 1971 г. стена крайнего нефа имела окно. Но депо расширяли, пристроив еще три зала. Стена стала глухой. Два пути на Калужской вели в тупик. Каких-либо украшений на объекте не наблюдалось: еще с 60-х годов XX века к оформлению станций художников и скульпторов не привлекали, дело было поставлено на поток.

Освещение давали промышленные светильники, время ожидания поезда пассажиры коротали на простых деревянных скамьях. Платформа и вестибюль с кассами и турникетами были неким общим пространством – участок ожидания переходил во входную группу. В 1974 году, когда после продления линии наземная часть стала подземной, временную станцию закрыли.

Платформа последние годы представляет собой складское помещение (по некоторым сведениям вообще разрушена), в старом вестибюле обустроены служебные комнаты отдыха, служебный тоннель позволяет передвигаться, минуя пассажирскую зону. Кое-где можно увидеть старые светильники. Есть мнение, что всему этому хозяйству было бы неплохо под крылышком Музея Московского метрополитена, пока время окончательно не стерло следы.

«Воробьевы горы» (реконструированная)

А как вам такая заброшенная станция метро? Москве «Воробьевы горы» («Ленинские») хорошо известны. Станцию открыли 12 января 1959 г. Ее приютил нижний ярус Лужнецкого метромоста. В 1983 г. стали наблюдаться признаки разрушения базового объекта: сказывалось плохое качество бетона. Он не выдерживал вибрации моста от воздействия интенсивного автопотока.

Останавливать движение на два-три года (чтобы устранить проблему) – означало оставить огромную часть города без связи с центром (Москва-реку не перепрыгнешь). Выход нашли в сооружении двух обходных мини-метромостов (1984 г.) и спокойно закрыли станцию на ремонт.

Но выполнить намеченное не удалось, разрушения только усугубились. В конце 90-х годов стоял вопрос уже не о реконструкции «Воробьевых гор», а о ремонте всего Метромоста. Восстановление шло поэтапно: сначала преображался верхний уровень, потом дело дошло до нижнего, станционного. Волны кризисов усложнили и затянули работы. Станция открылась только 14 декабря 2002 года. Пути движения поездов и платформу разделили, так что теперь «горы» не трясет.

Мечтать не вредно

Любители пощекотать себе нервы интересуются: «Заброшенные станции метро в Москве? Как попасть? Так хочется побывать там, где страшно, темно, где лежит седая пыль преисподней». Трудно представить себе регулярные организованные походы по сложным, большей частью небезопасным, тайным тропам подземки. Но к бункеру Сталина (объект реальный), говорят, частные фирмы любопытных водят (удовольствие, правда, не из дешевых).

Но особо расстраиваться не стоит: легенды московской подземки носят глобальный характер, в их числе поезд с бледными «мужчинами в сером» – фантомами заключенных, которые умерли на работах и захоронены в тоннеле; неупокоенная душа путевого обходчика, бродящего по ночам своими рабочими тропами; фигурка погибшей девушки, появляющаяся в черном проеме путей; гигантские крысы-мутанты; некие сущности, толкающие людей на гибель, ставящие подножки. Обо всем этом можно подробно узнать и без проникновения в заброшенные станции метро в Москве. Экскурсии охватывают и другие места метрополитена.

Пройдемте в метро!

Как только стихает грохот приближающихся или уносящихся составов, гиды рассказывают стихийным группам интересные истории о станциях метро. Хотя пережидать шум – значит застрять надолго, а время экскурсии не бесконечно. Так что информацию знатоки часто прокрикивают.

Сколько же интересного сокрыто в московском метро! Едва ли не каждый метр экскурсионного маршрута раскрывает благодарному слушателю тайну за тайной. Их не счесть: архитектурные, политические, палеонтологические, художественные… «Листаются» страницы, повествующие про заброшенные станции метро в Москве. Идут «главы» про действующие и строящиеся объекты. Все интересно! Скучать некогда!

fb.ru

Станции-призраки московского метрополитена

Практически в каждом нашем метрополитене имеются т.н. станции-призраки, то есть заброшенные или закрытые стации. Многие из них со временем открыли для пассажиров, другие либо уже не существуют, либо используются не по назначению.

МОСКВА

Станция «Советская»
Должна была располагаться под Советской (ныне Тверской) площадью. Однако процессе строительства её по личному распоряжению Сталина приспособили для подземного пункта управления Московского штаба ГО, а станционные туннели замаскировали под обычные. Станция должна была быть похожа на «Рижскую» (тоже жёлтая).

Так и не построенная станция «Советская» находится под жилым домом по адресу Тверская 8/2 строение 4. Первый и второй этаж этого дома занимает Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы. А убежище этой конторы (а также московской мэрии) находится на «Советской».

Станция «Красные ворота»
Была неким подобием призрака в годы Великой отечественной войны, когда там временно разместили отделы Генерального штаба и ПВО. Поезда на этой станции не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. После войны еще долго уничтожали следы этой деятельности. Ходит ложный слух, что штаб размещался на соседней «Кировской», но эта информация ошибочная.

Арбатский радиус
В связи с открытием 5 апреля 1953 года Арбатского радиуса глубокого заложения от «Площади Революции» до «Киевской» параллельный участок мелкого залегпния от «Калининской» до «Киевской» был закрыт. На станциях устроили склады, а в тоннели сгоняли немецкие вагоны типа В, на которые катастрофически не хватало запчастей, и их приходилось отправлять на покой до лучших времён. Поскольку забивать депо всяким «старьём» было неразумно, вагоны решили согнать на закрытый участок.

Весьма оригинальное решение было найдено для использования станций «Арбатская» и «Смоленская»: их приспособили под выставки. По неизвестным причинам, подобная практика использования станции не продержалась долгое время. На «Смоленской» вообще прошло всего две-три выставки, и станцию закрыли. Выставки на «Арбатской» продолжались вплоть до 1958 года, только в последние два года их в основном стали проводить в вестибюле, на углу современной ул. Воздвиженка и Гоголевского бульвара. В конце августа — начале сентября в вестибюле проходила выставка цветов.

7 ноября 1958 года старый Арбатский радиус мелкого залегания вновь был открыт для пассажиров, поскольку в этот день было открыто продление от станции «Киевская» до станции «Кутузовская», положившее начало нынешней Филёвской линии.

Станция «Первомайская»
До открытия в 1961 году нынешней «Первомайской» эта станция находилась в здании депо «Измайлово». Вестибюль станции хорошо сохранился, но прохода в него нет, сверху ясно видна надпись «Метрополитен имени Л. М. Кагановича. Станция «Первомайская». Сейчас вестибюль заставлен скелетами старых вагонов.

Сама станция сейчас из себя ничего особенного не представляет и используется как цех подъёмочного ремонта вагонов, а в проходах, которые когда-то вели от входа к станции, обустроен актовый зал, где иногда проводятся различные мероприятия.

Станция «Шаболовская»
Должна была открыться 13 октября 1962 года вместе с пуском первого участка Калужской линии. Однако из-за проблем со строительством наклонного хода для эскалатора была открыта лишь 5 ноября 1980 года (благодаря чему, вероятно, получила более-менее пристойную отделку).

Станция «Калужская»
Открыта 15 апреля 1964 года. Была конечной наземной станцией Калужско-Рижской линии. Располагалась при депо «Калужское» в восточном нефе депо, а после продления в 1974 году линии до ст. «Беляево» заменена подземной. Сейчас станцию «съело» депо.

Станция «Волоколамская»
Построена 28 декабря 1975 года, и является единственным призраком, который так хорошо виден. Станция находится на перегоне между «Щукинской» и «Тушинской». Из вагона поезда отчётливо видны фиолетовые стены и неотделанный внутренний зал. А история этой станции очень интересна. Сама она расположена под Тушинским аэродромом, который в своё время планировали застроить, но по многочисленным просьбам (говорят, даже Гагарин просил) этот проект был отменён. Станцию же, поскольку денег тогда никто не считал, всё равно построили (так, на всякий пожарный). Вопреки многочисленным слухам, выходов на поверхность «Волоколамская» не имеет.

Станция «Дубровка»
Открыть ее должны были25 декабря 1995 года вместе с остальными станциями Люблинской линии, однако ввиду многочисленных проблем при строительстве эскалатора, между прочим, самого длинного в России, открыть в срок ее не удалось. Потом одно время ходили слухи, что станцию не откроют вообще, т.к. народа на ней много не будет (так и есть), а вкладывать немереные деньги в строительство не особо нужного объекта не особо хотелось.

Вплоть до 1998 года никакого строительства на «Дубровке» не наблюдалось как внутри, так и снаружи. Поезда проезжали станцию мимо. Проходы к платформам были закрыты железными щитами, облицовочный мрамор был вымазан густым слоем побелки, и все это уныло освещалось несколькими тусклыми лампами…

11 декабря 1999 года в 12 часов 45 минут станция была открыта для пассажиров. Одним призраком стало меньше.

Станция «Воробьёвы горы» (они же Ленинские)
Открыта 12 января 1959 года в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста.

Однако строили этот мост из плохого бетона, из-за чего в 1983 году он начал медленно разрушаться. Сильная вибрация автомобилей и поездов массой около 400 тонн, которые по 600-700 раз в сутки тормозят и разгоняются привела к довольно опасной ситуации.

Такое состояние моста требовало остановки линии на 2-3 года, чтобы провести там капитальный ремонт. Однако пойти на такой вариант власти города не могли, так как огромная часть города стала бы отрезана от центра Москвой-рекой. Учитывая эти обстоятельства, в 1984 году в кратчайшие сроки было сооружено два обходных мини-метромоста, после чего станцию закрыли на «временный» ремонт.

За это время там всё разрушилось ещё больше, и вот в конце 90-х годов было принято решение уже о полной реконструкции Метромоста. Сначала, с полным закрытием автомобильного и пешеходного движения, восстановили верхний уровень, после этого строители взялись уже за нижний уровень, на котором, собственно и расположена станция.

Вначале её хотели открыть в 1998 году, потом кризис, потом — через год… И так далее… Когда в 2001 стали закрывать движение поездов от станции «Спортивная» до станции «Юго-Западная» по вечерам, и, если не ошибаюсь, по выходным, появилась хоть и небольшая, но всё же надежда на скорое завершение реконструкции. Но время тянулось бесконечным веретеном, пока летом 2002 вновь закрыли движение на этом участке линии, только теперь почти на месяц. А за этот месяц временные объездные пути передвинули под мост, так чтобы по ним теперь поезда ходили всё время.

Мы ждали… Месяц, другой… И, наконец, в конце октября мы услышали это… Услышали дату: это 12 декабря 2002 года, в день Конституции России.

Мы ждали… Вот первый день зимы, второй день зимы… До открытия «Воробьёвых гор» меньше двух недель… И тут «весёлая» новость: «12 декабря «Воробьёвы горы» не откроют, откроют двумя днями позже». Мы уже настроились к тому, что станцию откроют к Новому году, но на удивление, своё последнее обещание сдержали и 14 декабря 2002 года, станция «Воробьёвы горы» распахнула-таки свои двери для пассажиров.

Будем надеяться, что в будущем её судьба не повторит печальной судьбы предшественницы. К этому есть все основания: до реконструкции все конструкции Метромоста были едины (из-за чего станция заметно тряслась), а теперь оба пути для движения поездов и пассажирская платформа выполнены раздельно.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Станция «Дачное»
Я могу ошибаться, но построена она в 1972 году одновременно с вводом в строй одноименного депо (которое, собственно, больше не депо, а ремонтная база, но сейчас не об этом). Долгое время станция «Дачное» являлась конечной наземной станцией Кировско-Выборгской линии. После продления линии до «Проспекта Ветеранов» станцию «Дачное» закрыли, поскольку поблизости была открыта подземная станция «Ленинский проспект».

Сейчас здание станции значительно перестроено, и в нем расположена часть управления депо «Автово». Точный адрес — Трамвайный проспект, д. 18-а.

Станция «Крестовский остров»
Находится между станциями «Чкаловская» и «Старая деревня». Первоначально открытие было намечено одновременно с пуском этого участка, однако из-за отсутствия денег этого сделано не было, в результате чего станцию сдали на полгода позже.

Станция «Адмиралтейская»
Недостроенная станция на перегоне «Садовая» — «Чкаловская». Строительство заморожено по финансовым соображениям. Также строители опасаются разрушения исторических зданий, расположенных поблизости. На станции запланирован переход на перспективную станцию Невско-Василеостровской линии, которая должна быть станция между «Гостиным двором» и «Василеостровской». Открыть «Адмиралтейскую» собираются в 2006 году…

КИЕВ

Станция «Львiвська брама»
Планируется к открытию в 2004 году. Сейчас поезда проезжают её мимо. Станция не открыта из-за того, что к ней не могут проложить эскалатор. Это несложно, однако удовольствие дорогостоящее (ситуация, аналогичная московской «Дубровке»). Эта станция будет одной из самых глубоких в Киеве.

Станция «Телiчка»
Подземная станция, расположенная прямо перед выездом на улицу, имеет правые платформы. Первоначально станцию хотели назвать «Рєїнський завод», потом «Заводська», потом — «Наддніпровська». Сейчас официальная дата открытия не определена, но очевидно, что эту станцию и открывать не стоит, т.к. расположена она в промзоне, и пользоваться ею будет не много народу. Безусловно, «Телiчка» — это самая убыточная станция Киевского метро.

БАКУ

Станция «Хатаи»
Единственный периодический призрак бывшего СССР. Открыта в 1968 году, и за это время уже два раза закрывалась на ремонт в связи с проникновением грунтовых вод в туннели (станцию строили методом заморозки грунта, а в последние годы стала пропускать бетонная защита). В последний раз это происходило 5 сентября 2000 года, и была ли открыта эта станция к сроку — 19 марта 2001 года — неизвестно.

НОВОСИБИРСК

Как такового призрака там нет, но в планы строительства первой очереди метро входила станция «Спортивная». Однако из-за того, что она строилась открытой и как раз над тем местом, где весной растекается Обь, станция требовала дальнейших укреплений и более длительного сооружения. В срок не успели, и первое время за окнами поезда можно было видеть стройку. Однако через некоторое время ее прекратили, станцию разобрали, а ее пространство было встроено в т.н. «кишку» метромоста. Сейчас никаких следов «Спортивной» не осталось.

Источник: Мир метро

www.pravda.ru

Московский Метрополитен в 90-е годы

(Схема Московского метро, 1990 год)

В эти не простые 90-е годы конца XX века после медленного развала Советского Союза новое Российское правительство Москвы получило в наследие огромный с действующей инфраструктурой метрополитен и музей былой Советской власти в одном, а также целый пакет нереализованных проектов по развитию московского метро. Это введение полно действующей Серпуховской линии метро, начатое строительство новой Люблинской линии метро и проекты так и нереализованных новых станций и линий метро, оставшихся только на бумаге.

Все же еще при действующем СССР в 1990 году были открыты станции на Калужско-Рижской линии «Битцевский парк», которая стала станцией с самым низким пассажир-потоком во всем Метрополитене, а также открытие станции «Улица Подбельского» на Сокольнической линии. Также 1 марта 1991 года было открыто движение по 8,5 км участку Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савеловская» до станции «Отрадное». Следующие новые станции метро будут уже открыты во времена нового Российского государства.

Начало 90-х годов ознаменовались небывалой по размерам культурной социальной революцией, временем перемен и сменой образов уклада и  жизни всей страны. Началась эпоха возврата к прежним старым историческим временам, еще до прихода советской власти. Были уничтожены многие духовные ценности советского периода, памятники Ленина, названия улиц и возрождались церкви, храмы, символики старой Российской империи. Особенно, это коснулось столицы России — Москвы.  Улицам, площадям стали возвращаться их прежние старые исторические названия.

Это же коснулось и станций Московского метрополитена. Были переименованы многие станции, вслед  переименованных над ними улиц. Вот некоторые из них:

  • «Кировская» — «Чистые Пруды»
  • «Дзержинская»— «Лубянка»
  • «Площадь Ногина»— «Китай-город» (обе станции)
  • «Проспект Маркса»— «Охотный Ряд»
  • «Площадь Свердлова»— «Театральная»
  • «Горьковская»— «Тверская»
  • «Калининская»— «Александровский Сад»
  • «Колхозная»— «Сухаревская»
  • «Щербаковская»— «Алексеевская»
  • «Ленино»— «Царицыно»

Несмотря на финансовые трудности в тот период, продолжилось строительство станций метро, хоть уже с меньшими, чем раньше темпами. 31 декабря 1992 года был введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимерязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево», затем в 15 июля 1994 года линия была продлена до станции  «Алтуфьево», где соединила с центром огромные спальные районы города.

(Со второй половины 90-х появились новые таксофоны, принимающие, ноу-хау того времени, магнитные карты)

В Московском метрополитене появилась самая маленькая линия метро, всего 3 станции. 20 ноября 1995 года небольшое ответвление на Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Каховская» стало самостоятельной линией с курсирующими поездами под названием «Каховская».

(Это годы максимально простого минимализма в архитектуре метростроения. Вестибюль станции Волжская)

После долгого строительства 29 декабря 1995 года наконец-то был введен в эксплуатацию первый участок, протяженностью 12,1 км, новой Люблинской линии метро от станции «Чкаловская» до станции «Волжская», линия получила салатовый цвет на карте метро. Через год линия был введен следующий участок, протяженностью 5,4 км от станции «Волжская» до «Марьино», а в 1999 году была открыта станция «Дубровка» (перовое название в проекте было очень длинным «Шарикоподшипниковская»).

(Схема линий Московского метро, 1998 год)

Станцию «Дубровка»вместе со всей линией открыть не смогли из-за сложных водонасыщенных грунтов. Водные течения никак не поддавались глубокой заморозке, применяемой при строительстве, так как предприятия находящиеся наверху спускали «горячие воды», которые подогревали и без того сложные водные потоки под землей. Все это время поезда проходили без остановки. Что интересно, кризис 1998 года «сыграл на руку» метрострою, когда предприятия закрылись и к подземным водным грунтам удалось применить глубокую заморозку.

(Метросостав Яуза 81-720)

Именно, на Люблинской линии с 1998 года начал эксплуатироваться новый метропоезд «Яуза 81-720», который разрабатывался еще с 1991 года. Правда, заменить другие поезда на других линиях метро ему не удалось, так как «Метровагонмаш» уже разрабатывал и готовил к серийному выпуску на 2003 год более комфортный и современный метропоезд «Русич». А пока не такой, как все привычные метропоезда «Яуза 81-720», выглядел, как унылый герой какого-то фантастического фильма про роботов или отдаленно напоминал стальные поезда американского «сабвэй».

(Интерьер вагона метропоезда «Яуза 81-720»)

После 1995 года из-за серьезных недостатков финансирования новые линии метро не прокладывались, новых станций почти не появлялось на карте метро. были открыты только вторые выходы на станциях «Белорусская-кольцевая» и «ВДНХ».

(Старые туриникеты метро, принимающие монеты и жетоны в Политехническом музее)

В течении всех 90-х годов оплата за проезд, как и способ прохода в Московском метрополитене неоднократно менялись. Сначала 5-копеечные турникеты были переделаны под прием 15-копеечных монет, а затем под металлические жетоны. Позже металлические жетоны было решено заменить на более дешевые пластмассовые, которые были полупрозрачными и зеленого цвета.

(Металлический жетон 1992 года, пришедший на смену пластиковый 1993 года и первый магнитный билет с 1996 года)

Еще с 1993 года в рамках эксперимента на станции «Проспект мира» были установлены два турникета, принимающие магнитные билеты, там же их продавали в кассах. первые бумажные билеты были с магнитной полоской, а с 1 сентября 1998 года были выпущены первые бесконтактные транспортные карты. И вот с 15 января 1999 года привычные жетоны выходят из продажи и 1 февраля их перестают принимать. Так Московский метрополитен перешел на пластиковые проездные билеты с магнитной полоской и бесконтактные транспортные карты.

moscowchronology.ru