Где находится на карте пролив дарданеллы – Пролив Дарданеллы: история, где находится, карта

Содержание

Пролив Дарданеллы: история, где находится, карта

Пролив Дарданеллы известен благодаря историческим событиям и огромному стратегическому значению. Он разделяет северо-западную часть Малой Азии и Галлипольский полуостров, соединяя внутреннее море страны – Мраморное с Эгейским морем, переходящим в Средиземное. Длина пролива – 120 км, ширина – от 1,2 до 27 км.

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

 

История названия

В древности пролив носил название Геллеспонт, в переводе с греческого языка означающее «море Геллы». В основе этого наименования лежит античный миф. У царя Фессалии Атамаса умерла жена Нефела. Вскоре царь женился повторно, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умолила бога Гермеса помочь им. Брат с сестрой попытались спастись бегством, улетев на златорунном овне – божественном подарке. Но во время полёта Гелла сорвалась в море и утонула, а Фриксу оставалось лишь её оплакивать. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое употребляется теперь, пролив получил благодаря находящемуся в непосредственной близости древнему городу Дардании. Впрочем, его существование в античности также основано на мифах.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Чёрное моря. Длина составляет 30 км, ширина – от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллой Босфор является одним из звеньев водного маршрута, соединяющего Средиземное море открытого типа с закрытым Чёрным. Расстояние между проливами – 190 км. Морское судно, следующее из Чёрного моря, сначала заходит в Босфор, по обе стороны которого раскинулся Стамбул. Далее пересекается Мраморное море, и сквозь Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного. И в древние времена, и в настоящем эта территория имеет высокую значимость и неоднократно являлась поводом для крупномасштабных войн.

Дарданеллы и основные сражения

Первые военные операции за эту территорию относятся к временам Троянской войны (предположительно XII в. до н.э.). Её причины до сих пор являются предметом спора историков, а развалины легендарного города, находящиеся у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.

V в. до н.э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл для возведения своеобразных мостов из кораблей. Для перехода его войск в Грецию были выставлены в ряд в двух местах пролива по 300 судов, по ним воины Ксеркса перебрались на сушу.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский именно здесь положил начало своим знаменитым свершениям в Азии, перейдя пролив на кораблях из Греции.

XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 г. (взятие Константинополя — современного Стамбула) происходит укрепление османов и рождение новой империи. В 1462-1467 гг. на берегах Дарданелл возводятся две крепости – Чименлик и Килитбахир, — призванные отразить возможную атаку со стороны венецианцев.

В 1833 г. Россия выступила на стороне Османской империи во время Турецко-Египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункяр-Искелесийского соглашения, дающего России право без препятствий проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход судов других стран со стороны Средиземного моря. В 1841 г. в Лондоне была подписана конвенция, лишившая Россию этого права, только турецким судам разрешался проход через Дарданеллы. Во время Первой Балканской войны османы неоднократно были разбиты у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.

Первая мировая война вновь втянула Турцию в битвы за Дарданеллы. В 1915 году операция по захвату пролива планировалась лично английским премьер-министром Черчиллем. Он был блестящим политиком и оратором, но не обладал талантом полководца. После поражения на море им было принято решение о высадке войск на Галлипольский полуостров. В результате затянувшихся сражений странами-участниками операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) было потеряно свыше 300 тыс. человек. Османская армия победила, а Черчилль был вынужден уйти в отставку.

Не последнюю роль Дарданеллы сыграли и в трагическом участии России в Первой Мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала перебросить войска с других направлений не раньше 1917 года. Британские власти пообещали в случае успеха операции отдать русским и оба пролива, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

vsya-planeta.ru

Пролив Дарданеллы — «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)

Пролив Дарданеллы на карте мира.

Пролив Дарданеллы – гордость и слава всех жителей Турции. Для туристов – это уникальная возможность прикоснуться к месту боевой славы всей страны, интересная историческая достопримечательность Турции.

Посещая это место (вместе с прилегающим городом Чанаккале), возникают образы славных воинов, их покровителей и муз. Среди них: Ксеркс 1, Александр Македонский, Марк Антоний, Клеопатра и многие другие.

Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и, находящимся в европейской части Турции Галлипольским полуостровом. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина — 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Пролив Дарданеллы в паре с Босфором и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется «Чанаккале Богазы» (от имени города на азиатском берегу пролива). Длина и ширина пролива Дарданеллы в два раза больше длины и ширины Пролива Босфор.

Легенды Пролива Дарданеллы (Море Геллы)

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы».

Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино.

Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла.

Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы».

Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Дарданеллы — история воин за пролив со времён античного мира

Пролив Дарданеллы на протяжении долгого времени являлся объектом стратегической борьбы. История пролива отмечена массой сражений и зафиксирована во множестве международных соглашений. А главная историческая реликвия вблизи пролива — развалины Трои.

Древний Город Троя (Илион) был расположен недалеко от западного входа в пролив Дарданеллы. Еще в 12 веке до н. э. пролив и земли вокруг пролива стали ареной Троянской войны.

Во время Греко-персидских войн (V в. до н.э), Ксеркс I повелел построить лодочный мост для переправы войск через Дарданеллы в Грецию. Геродот пишет, что Персидская армия Ксеркса построила 2 моста из морских судов через Дарданеллы и прошла по ним в Европу. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов.

В 334 г. до н. э. Александр Македонский, переправился из Европы через Геллеспонт (Дарданеллы) и начал свой знаменитый поход в Азию.

Спустя более полутора тысячелетия в самом узком месте пролива Мехметом II Завоевателем были построены две крепости. Крепость Чименлик — на азиатском берегу и крепость Килитбахир на европейском берегу пролива (как Румели Хисары и Анадолу Хисары на Босфоре).

Крепости были построены в 1462-1467 годахспустя 10 лет после взятия Константинополя (1453), чтобы совсем обезопасить новую столицу Османской Империи от угрозы венецианского флота. Крепость Килитбахир (в переводе «замок моря») построена в форме трёхлистного клевера в центре которого находится семиэтажная 30 метеровая башня. Крепость Чименлик ныне служит как военно-морской музей, часть экспозиции музея, это полноразмерная копия минного заградителя «Нусрет» который швартован рядом с крепости у музейного причала.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе.

После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива. В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы.

Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели.

Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть.

Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

posmotrim.by

Пролив Дарданеллы на карте Евразии

Дарданеллы – это пролив между северо-западной частью Малой Азии и Галлипольским полуостровом, находящимся в европейской части Турции. Пролив Дарданеллы, ширина которого составляет от 1,3 км до 6 км, а длина — 65 км, имеет важное стратегическое значение, так как является частью водного пути, соединяющего Средиземное море с Черным.

Море Геллы

Устаревшее название пролива – Геллеспонт, что с греческого переводится как «море Геллы». Это название связано с древним мифом о близнецах, брате и сестре, Фриксе и Гелле. Рожденные орхоменским царем Афамантом и Нефелой, дети вскоре остались без матери — их воспитывала злая мачеха Ино. Она захотела погубить брата и сестру, но близнецы спаслись бегством на летающем баране с золотой шерстью. Во время полета Гелла соскользнула в воду и погибла. Место падения девочки – между Херсонесом и Сигеем — с тех пор прозвали «морем Геллы». Пролив Дарданеллы получил свое современное наименование по названию когда-то стоящего на его берегу древнего города – Дардания.

Босфор

Это еще один черноморский пролив. Босфор соединяет Черное море с Мраморным. Пролив имеет длину примерно 30 километров, его ширина колеблется в пределах от 700 м до 3700 м. Глубина фарватера – от 36 до 124 м. По обе стороны пролива расположен Стамбул (исторический Константинополь). Берега Босфора соединяются двумя мостами: Босфорским (длина – 1074 метра) и Мостом Султана Мехмеда Фатиха (длина – 1090 метров). В 2013 году, чтобы объединить азиатскую и европейскую часть Стамбула, был построен железнодорожный подводный тоннель Мармарай.

Географическое положение

Пролив Дарданеллы и Босфор находятся на расстоянии 190 километров друг от друга. Между ними располагается Мраморное море, площадь которого 11,5 тыс.км2. Морскому судну, идущему из Черного в Средиземное море, нужно сначала войти в довольно узкий Босфор, миновать Стамбул, доплыть до Мраморного моря, после которого его ждет встреча с Дарданеллами. Этот пролив заканчивается Эгейским морем, которое, в свою очередь, является частью Средиземного. По своей протяженности этот путь не превышает 170 морских миль.

Стратегическое значение

Босфор и Дарданеллы являются звеньями цепи, соединяющей закрытое море (Черное) с открытым (Средиземным). Эти проливы не раз становились предметом спора ведущих мировых держав. Для России в 19 веке путь к Средиземному морю обеспечивал доступ к центру мировой торговли и цивилизации. В современном мире он также имеет важное значение, является «ключом» к Черному морю. Международная конвенция предполагает, что проход торговых и военных судов через черноморские проливы должен быть бесплатным и свободным. Однако Турция, которая является основным регулятором движения через пролив Босфор, старается использовать эту ситуацию в своих интересах. Когда в 2004 году сильно увеличился объем нефтеэкспорта из России, Турция санкционировала ограничение движения судов в Босфоре. В проливе появились пробки, а нефтяники стали нести всевозможные убытки за срыв сроков поставок и простой танкеров. Россия официально обвинила Турцию в намеренном осложнении движения на Босфоре с целью перенаправления экспортного грузопотока нефти в порт Джейхан, чьи услуги являются платными. Это не единственная попытка Турции извлечь выгоду из своего геофизического положения. Страна разработала проект строительства Босфорского канала. Идея хороша, однако Турецкая Республика пока не нашла инвесторов для воплощения в жизнь этого проекта.

Боевые действия в регионе

В античности пролив Дарданеллы принадлежал грекам, и главным городом в регионе был Абидос. В 1352 году азиатский берег пролива перешел к туркам и главенствующим городом стал Чанаккале.

По договору, заключенному в 1841 году, только турецкие военные корабли могли проходить Дарданеллы. Первая Балканская война положила конец такому положению вещей. Греческий флот разбил турецкий при входе в проливы дважды: в 1912 году, 16 декабря, во время сражения у Элли, и в 1913 году, 18 января, в битве при Лемносе. После этого турецкий флот не решался более выйти из пролива.

В дни Первой мировой войны за Дарданеллы велись кровопролитные бои между Атлантой и Турцией. В 1915 году сэр Уинстон Черчилль решил разом выбить Турцию из войны, прорвавшись к столице страны через пролив Дарданеллы. Первый Лорд Адмиралтейства был лишен военного таланта, поэтому операция потерпела крах. Кампания была плохо спланирована и бездарно осуществлена. За один день англо-французский флот лишился трех броненосцев, остальные корабли получили серьезные повреждения и чудом уцелели. Высадка бойцов на Галлипольский полуостров обернулась еще большей трагедией. 150 тысяч человек погибли в позиционной мясорубке, не принесшей никаких результатов. После того как турецкий миноносец и немецкая подлодка потопили еще три английских броненосца, а второй десант в бухте Сувла был бесславно разбит, военную операцию решено было свернуть. Об обстоятельствах величайшей катастрофы в британской военной истории написана книга под названием «Дарданеллы 1915. Самое кровавое поражение Черчилля».

Вопрос о проливах

Пока Византийская, а затем Османская империя господствовали в районе проливов, вопрос об их функционировании решался внутри самих государств. Однако на рубеже 17-18 веков обстановка изменилась – Россия вышла на побережье Черного и Азовского морей. Проблема контроля над Босфором и Дарданеллами встала на международной повестке дня.

В 1841 году на конференции в городе Лондоне было заключено соглашение о том, что проливы будут закрыты для прохода военных кораблей в мирное время. С 1936 года, согласно современному международному праву, зона Проливов считается «открытым морем» и вопросы о ней регулируются Конвенцией Монтре о статусе проливов. Таким образом, контроль за проливами осуществляется при сохранении суверенитета Турции.

Положения Конвенции Монтре

Конвенция гласит, что торговые суда любых государств имеют свободный доступ прохода через Босфор и Дарданеллы как в военное, так и в мирное время. Черноморские державы могут проводить через проливы военные суда любого класса. Нечерноморские государства могут пропускать через Дарданеллы и Босфор только надводные мелкие корабли.

Если Турция будет вовлечена в военные действия, то страна может по своему усмотрению пропускать боевые корабли любой державы. Во время войны, к которой Турецкая Республика не имеет отношения, Дарданеллы и Босфор должны быть закрыты для военных судов.

Последним конфликтом, в котором были задействованы механизмы, предусмотренные Конвенцией, был Югоосетинский кризис в августе 2008 года. В это время через проливы были пропущены военные корабли ВМС США, которые проследовали в направлении грузинских портов Поти и Батуми.

Заключение

Пролив Дарданеллы на карте Евразии занимает совсем немного места. Однако стратегическое значение этого транспортного коридора на континенте трудно переоценить. С экономической точки зрения для России важен, прежде всего, экспорт нефтепродуктов. Транспортировка «черного золота» по воде значительно дешевле, чем по нефтепроводу. Каждый день через Дарданеллы и Босфор проходит 136 судов, 27 из них – танкеры. Плотность движения через черноморские проливы в четыре раза превышает интенсивность Панамского канала, в три раза – Суэцкого. Из-за низкой проходимости проливов Российская Федерация ежедневно несет убытки в размере примерно 12,3 млн. долл. Однако достойная альтернатива пока не найдена.

fb.ru

📌 Пролив Дарданеллы. Физическая карта


Пролив Дарданеллы. Физическая карта

Географический атлас для учителей средней школы. Четвёртое издание. — М.: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР. Ответственный редактор атласа Л.Н. Колосова. 1982.

  • Пролив Босфор. Физическая карта
  • Баб-Эль-Мандебский пролив. Физическая карта

Смотреть что такое «Пролив Дарданеллы. Физическая карта» в других словарях:

  • Все карты — Физическая карта полушарий Антлантический океан. Физическая карта Арктика. Физическая карта Тихий и Индийский океаны. Физическая карта …   Географический атлас

  • Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа …   Энциклопедия инвестора

  • Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное …   Энциклопедия инвестора

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора

  • Чёрное море — У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрное море (значения). Чёрное море …   Википедия

  • Атлантический океан — Запрос «Атлантика» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Атлантический океан …   Википедия

  • Европа (часть света) — Европа (греческое Europe, от ассир. эреб ‒ запад; в Древней Греции так именовались территории, лежащие к З. от Эгейского моря), часть света, западная часть материка Евразии. I. Общие сведения На С. Европа омывается Северным Ледовитым океаном и… …   Большая советская энциклопедия

  • Европа — I Европа         в древнегреческой мифологии дочь Финикийского царя Агенора, похищенная и увезённая на о. Крит Зевсом, обратившимся в быка. Культ Е. существовал в Финикии и на Крите. Похищение Е. частый сюжет в изобразительном искусстве (у… …   Большая советская энциклопедия

geography_atlas.academic.ru

Дарданеллы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дардане́ллы (греч. Δαρδανέλλια, Δαρδανέλια), также пролив Чанаккале (тур. Çanakkale boğazı омонимично городу на его берегу), — пролив между Европой (Балканский полуостров) и Азией (полуостров Малой Азии)[1]. Соединяет Мраморное и Эгейское моря[1].

Геллеспо́нт (др.-греч. Ἑλλήσποντος, лат. Hellespontus)[2] — античное название пролива.

Длина пролива — 120 км, ширина — от 1,3 до 27 км, глубина на фарватере 29—153 м[1]. На европейском берегу — порт Гелиболу, на азиатском — Чанаккале (Турция)[1].

Название

Пролив получил название в честь расположенного рядом города Дардании[3], по преданию основанного Дарданом, родоначальником племени дарданов[4]. Пролив назывался Геллеспонтом, морем Геллы по имени дочери Атаманта, царя Фессалии, которая, спасаясь от мачехи Ино вместе с братом Фриксом, утонула в проливе при переправе[5].

Видео по теме

Течения

Из-за разности солёности Левантийского и Чёрного морей существуют два постоянных течения: опреснённые черноморские воды поступают по поверхности со средней скоростью 1—1,5 узла из Мраморного моря вдоль европейского берега, придонное течение — из Эгейского моря в Мраморное[6][7].

Описание

В Дарданеллы входят[источник не указан 435 дней]
  • пролив Галата — вход с Мраморного моря;
  • узкость Гелиболу у одноимённого города;
  • пролив Галлиполи;
  • пролив Кызкалеси;
  • узкость Нагара Кале (иногда — просто Нагара или Кале), изменяющая направление Дарданелл на 90° у мыса Нагара Кале;
  • пролив Эджеабат у города того же названия;
  • узкость Чанаккале у одноимённого города;
  • участок с заливом Сари Сиглар;
  • узкость Кепез у мыса Кепез Бурну;
  • участок между мысами Кум-Кале и Кепепз Бурну с несколькими заливами;
  • узкость Кум-Кале — вход с Эгейского моря у мыса Кум-Кале.

Положение

Пролив Дарданеллы соединяет Эгейское море с Мраморным морем, а в паре с Босфором — и с Чёрным.

История

В античное время главным городом здесь был Абидос. После перехода азиатского берега к туркам (1352 год) его место занял портовый город Чанаккале.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы: в сражении у Элли (16 декабря 1912 года) и при Лемносе (18 января 1913 года), после чего османский флот не решался более выходить из Дарданелл. Во время Первой мировой войны в 1915 году за них шли тяжёлые затяжные бои между Турцией и Антантой.

В 2016 году, в рамках строительства транспортного кольца вокруг Мраморного моря, начались работы по возведению моста «Чанаккале-1915» (en:Çanakkale 1915 Bridge) через Дарданеллы — специально оборудованное судно приступило к буровым работам перед установкой опор моста[8]. Мост соединит населённые пункты Коджавели в уезде Лапсеки (провинция Балыкесир) в азиатской части и Сютлюдже в европейской части близ города Гелиболу (провинция Чанаккале). «Чанаккале-1915» будет самым длинным подвесным мостом в мире, протяжённость его основного пролёта составит 2023 м, общая протяжённость от берега до берега — 3869 м. 18 марта 2017 года в городе Чанаккале состоялась церемония закладки первого камня в рамках проекта строительства автомобильного моста через пролив Дарданеллы[9]. Завершить строительство планируется к 2023 году. Мост станет частью 80-километровой автодороги «Кыналы—Текирдаг—Чанаккале—Саваштепе». Строить его будет консорциум из двух турецких и двух южнокорейских фирм[10][11].

До этого переправу через Дарданеллы наводили лишь однажды, в 480 году до н. э., когда по приказу персидского царя Ксеркса I были сооружёны два понтонных перехода из связанных между собой кораблей у Абидоса[12]. Первый состоял из 360 судов, а второй мост состоял из 314 судов[13]. К моменту возвращения войск переправа была разрушена бурей[8].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 Дарданеллы // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. Яновский А. Е. Дарданелльский пролив // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. X. — С. 137—139.
  3. Harry Thurston Peck. Dardănus // Harpers Dictionary of Classical Literature and Antiquities. — New York: Harper and Brothers, 1898.
  4. Клейн, Лев Самуилович. Илион и Троя. К характеристике формирования и источников гомеровского эпоса // Народы Азии и Африки. — М., 1986. — Вып. 4—6. — С. 86—116. — ISSN 0130-6995.
  5. ↑ Геллеспонт // Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык с означением их корней / Сост. Михельсон А. Д.. — М.: Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. — 718 с.
  6. ↑ Гидрология Средиземного моря / И. М. Овчинников, Е. А. Плахин, Л. В. Москаленко и др. ; Под ред. д-ра геогр. наук В. А. Буркова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 375 с.
  7. Залогин, Б. С.; Косарев А. Н. Средиземное море // География : Журнал. — Издательский дом «Первое сентября», 2000. — № 29.
  8. 1 2 В Турции начали строить мост через Дарданеллы. Первый со времён царя Ксеркса, 2 ноября 2016
  9. ↑ В Турции началось строительство моста через пролив Дарданеллы, 20 марта 2017
  10. ↑ Названы сроки закладки фундамента нового моста «Чанаккале-1915» в Турции, 6 марта 2017
  11. ↑ Южнокорейско-турецкий консорциум построит мост через пролив Дарданеллы
  12. ↑ В Турции начали строить мост через Дарданеллы. Первый со времён царя Ксеркса, 2 ноября 2016.
  13. ↑ Пролив Дарданеллы — «Море Геллы» (Пролив Босфор и Дарданеллы на карте мира)

Литература

Ссылки

wiki2.red

Дарданеллы. Морской пролив-река и мост между Европой и Азией

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева

Пролив Дарданеллы у турецкого города Чанаккале. На берегу полуострова Галлиполи расположена средневековая крепость.

Пролив Дарданеллы (Чанаккале, в древности — Геллеспонт) между Эгейским и Мраморным морями разделяет европейский полуостров Галлиполи и азиатский берег Малой Азии.

Длина пролива — 65 км, ширина — от 1,2 до 6 км, средняя глубина — 50 м, минимальная глубина судоходной части составляет 29 м. Протяженные Дарданеллы включают несколько узостей, разделенным более мелкими проливами.

Современное название происходит от близкого троянцам народа дарданы, а античное название переводится  с древнегреческого языка как «проливное море». Проливы  Дарданеллы и Босфор соединяют Эгейское  и Черное моря.

В античную эпоху главным городом на берегах пролива  был Абидос (на карте к северу от Чанаккале), а в Османской империи  –  Чанаккале. Древнегреческий Абидос, расположенный на азиатском берегу Геллеспонта,  являлся предшественником  Константинополя в качестве торгового моста между Европой и Азией.  Здесь берега пролива сближались до 2 км, — напротив античного Сеста, название которого означает « «город у кратчайшей переправы».

Первое упоминание об Абидосе встречается в «Илиаде». Греческое поселение на месте фракийского было основано милетцами с разрешения лидийского царя приблизительно за 670 лет до н. э. Во время греко-персидских войн Абидос прославился строительством моста через Геллеспонт, который в 480 году до н.э. навёл от Абидоса к Сесту персидский царь Ксеркс для своей армии. Были сооружены два понтонных перехода из связанных между собой кораблей.

Армия Ксеркса, согласно Геродоту, переправлялась по мосту для похода на Грецию. К моменту возвращения войск переправа была разрушена бурей.

В 411—394 годах до н. э. местные греки состояли в союзе со Спартой против Афин, затем город перешёл к персидским Ахеменидам. В 334 году до н. э. Александр Македонский переправился с армией из Сеста в Абидос. Последние сведения о городе встречаются в эпоху Византии, когда здесь собирали пошлину с проплывавших по Геллеспонту судов. В 989 году в сражении у Абидоса византийский император разбил мятежные войска. В этой битве на его стороне принимал участие шеститысячный корпус русов, посланный на помощь императору киевским князем Владимиром Святославичем. Именно здесь из Европы в Азию переправлялись крестоносцы.

По договору 1841 года только турецким военным кораблям разрешалось проходить Дарданеллы. В ходе Первой Балканской войны греческий флот дважды нанёс поражение турецкому при входе в проливы: в сражении у Элли (16 декабря 1912 года) и при Лемносе (18 января 1913 года), после чего османский флот не решался более выходить из Дарданелл. Во время Первой мировой войны в 1915 году за пролив  шли тяжёлые затяжные бои между Турцией и Антантой, закончившиеся поражением западных союзников.

***
На горизонте Дарданеллы.

Полуостров Галиполли. Слева маяк у мыса Гелла и справа от него стела-монумент погибшим англичанам во время Дарданельской операции 1915 года.

Турецкий Монумент Мученикам, отдавшим жизнь за победу в 1915 году


http://otoparkplakatanimasistemi.com/document/sehirler/%C3%A7anakkale%C5%9Fehitligianiti_plaka_tanima.jpg

Азиатский берег у входа в пролив Дарданеллы. Справа на мысе — маяк, слева — крепость Кумкале, расположенная на невысоком холме Троянской равнины. На горизонте в дымке  в 4,5  километрах от берега виднеется слабо различимый холм Гиссарлык, ставший известным  благодаря Генриху Шлиману,  обнаружившего здесь остатки легендарной Трои, описанной в поэмах Гомера.

В проливе наблюдается интенсивное судоходство.  Этот морской паром типа Ro-Ro серии Alternative Transport обслуживает маршрут из Стамбула в Италию и встречался нам в Босфоре в предыдущем  яхтенном переходе.

По теме: Судоходство на Босфоре

Грузовые паромы оператора Grimaldi Lines соединяют многие средиземноморские порты Испании, Италии, Греции и Турции.

В Дарданеллы входит судно, назначение которого расшифровать не удалось. К этому подозрительному судну даже пришвартовывался турецкий пограничный катер.  Справа на азиатском берегу на холме створный маяк.

Контейнеровоз одной из крупнейших в мире  итальянской (швейцарской по регистрации) судоходной компании «Mediterranean Shipping Company» (MSC). Владелец дочерней круизной компании MSC Cruises назвал самый крупный европейский лайнер в честь своей подруги Divina (божественная), которая стала крестной матерью корабля. Имя этой непревзойденной всемирно известной актрисы —  Софи Лорен.

Подробно: Божественная. Плавающий Вавилон

В яхтенном порту Чанаккале. Этому городу турецкой боевой славы будет посвящен отдельный пост.

После стоянки в городе турецкой боевой славы продолжаем путь по проливу Дарданеллы

Напротив Чанаккале через пролив на высоком холме выложена огромная надпись  «Dur Yolcu!» (Остановись путник!) и далее боле мелкими буквами «Земля, по которой ты ступаешь, не зная того – место заката целой эпохи». Это строки из поэмы Неджметтина Халила Онана, считавшего это место священным для турок. Здесь на развалинах Османской империи зарождалась светская Турецкая республика.

***
В 2016 году в соответствии с крупным турецким коммуникационным проектом строительства транспортного кольца вокруг Мраморного моря начались работы по возведению моста «Чанаккале -1915» через Дарданеллы. Мост назван в честь успешной Дарданелльской операции во время Первой мировой войны, в ходе которой Османская империя победила силы Антанты. Мост соединит берега Дарданелл между населёнными пунктами Коджавели в уезде Лапсеки в азиатской части и Сютлюдже в европейской части страны близ города Гелиболу (Галлиполи).

Специально оборудованное судно Fugro Scout под флагом Сингапура уже осуществило  буровые работы. «Чанаккале-1915» будет самым длинным подвесным мостом в мире, протяжённость его основного пролёта составит 2023 м, общая длина — 3,7 км. Проезжая часть моста будет состоять из шести полос: по три в каждом направлении.

Открытие моста, протяженностью 3 860 метров, намечается на 2023 год, когда страна будет широко отмечать 100-летие со дня основания Турецкой Республики. Стоимость проекта превышает 3 млрд. американских долларов.

С появлением моста через Дарданеллы к имеющимся трём мостам через Босфор добавится еще одна магистраль, которая сократит  время транспортировки грузов из Европы в эгейский и средиземноморский регион Турции в обход Стамбула на  200-300 км. Стоимость проезда по мосту составит 15 евро.

Тендер на строительство выиграли южнокорейские компании Daelim и SK, которые объединились в консорциум с двумя турецкими холдингами.  После завершения строительства они десять лет будут владеть, управлять и поддерживать состояние моста, лишь затем передадут трассу государству.

На снимке церемония закладки первого камень на месте строительства моста «Чанаккале-1915», состоявшаяся 18 марта 2017 года. Красочная церемония собрала тысячи гостей, в ней приняли участие турецкий премьер-министр, министр транспорта, судоходства и связи. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обратился к участникам церемонии посредством сеанса видеосвязи: «Сегодня мы начинаем строительство моста Чанаккале (Дарданеллы), и через пять лет приедем сюда на его открытие. Этот мост будет на первом месте в мире по своей протяженности. Мы связываем Азию и Европу».

http://aa.com.tr/uploads/Contents/2017/03/18/thumbs_b_c_f67784a1baaa256a645b3c042adeb1b6.jpg?v=144117

***
В проливе яхте встретился большой десантный корабль «Николай Фильченков»  Черноморского флота Российской Федерации. Корабль, построенный в Калининграде на судостроительном заводе  «Янтарь», вошел в состав флота в 1975 году. Во время несения боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке неоднократно выполнял задачи оказания международной помощи. В 1976 — 1978 годы с перерывами базировался в портах Анголы. Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. На борту имеются 3 пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса, система залпового огня А-215 «Град-М». На корабле могут располагаться до 1500 тонн техники и грузов. Экипаж состоит из 55 человек

Слева по курсу — автомобилевоз

На ночной вахте в Мраморном море

Рассвет

Стамбул. Пристань для яхт Ataköy Marina на европейском берегу вблизи международного аэропорта


dergachev-va.livejournal.com

Дарданеллы (Геллеспонт) — Турция — Планета Земля

Дарданеллы, пролив в Турции.Пролив Турции

Древние греки называли этот пролив между Европой (Фракией) и Малой Азией (Анатолией) Геллеспонт. Они же его и переименовали потом в Дарданеллы, в честь мифического царя Дардана, главы племени дарданов, основавшего в Анатолии город Дардания. Дардан, по мифу, был сыном Зевса и плеяды Электры. Мифы, конечно, нельзя считать корректным источником исторических знаний, и все же их сюжеты почти всегда связаны с подлинными событиями: не по форме, но по сути. Самый убедительный пример в этом смысле — город Троя, в древности стоявший на побережье Малой Азии (потом море отступило в этом месте), и мифический, и реальный. Раскопано 9 его слоев. Знаменитый археолог-любитель Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), которому повезло сделать сенсационные находки, коснулся слоя Трои II. Но историки считают, что город гомеровской «Илиады» — это Троя VII, сожженная в 1184 г до н. э. Геродот (484-425 гг до н. э.) рассказывает уже не о мифах, а о фактах истории Дарданелл, хотя и не без преувеличений. Так, по мнению историков, он очень сильно завысил численность армии персидского царя Ксеркса I, шедшей на Фермопилы. Но добросовестно изложил одну историю, связанную с этим походом. В 480 г до н. э. по приказу Ксеркса были построены два понтонных моста через Геллеспонт. Но когда армия начала переправляться, поднялась буря и разметала понтоны. Ксеркс, вне себя от гнева, приказал высечь плетьми солдат, строивших мосты, а заодно и море, затем кинуть в него цепи, а надзирателям над работами по наведению мостов — отсечь головы. Этот эпизод описал в своей трагедии «Персы» и драматург Эсхил. Геродот замечает, что Ксеркс был весьма самонадеян, выбрав такой способ пересечения Геллеспонта между Абидосом и Сестосом. Но в 334 г до н. э. таким же способом и в этом же месте, только в противоположном направлении, переправил свою армию через пролив другой полководец великий Александр Македонский. Перед началом переправы он бросил в море, в сторону Абидоса, свое копье — как символ грядущего завоевания Азии. В 1352 г тем же способом пролив преодолели турки-османы, а в 1354 г они захватили византийский город Каллиполис (затем Галлиполи, ныне Гелиболу) — с этого началось покорение османами Европы.
Каллиполис был известен с V в. до н. э. Другой относительно крупный город у побережья Малой Азии в районе Дарданелл — Чанаккале — основан как османская крепость в XIV в., но недалеко от того места, где стоял Абидос и древнее поселение, называемое сегодня Кумтепе, основанное в 2800 г до н. э. Выходцы из этого поселения основали Трою.
В истории России есть страница, тесно связанная с проливом Дарданеллы. В конце Гражданской войны, в 1920 г., в турецкий порт Галлиполи из Крыма (с остановкой в Константинополе) вошли корабли, на которых находилось 27 446 человек: 9540 офицеров, 15 617 солдат 1-го корпуса генерала А.П. Кутепова Русской армии П.Н. Врангеля, 90 воспитанников воинских частей 10-12 лет, 369 чиновников, 142 врача и санитара. Никто из них не верил, что советская власть — это надолго. Жили в полуразрушенных бараках, оставшихся от лагеря русских военнопленных Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг., и палатках, но не падали духом. В лагере поддерживалась дисциплина, проводились регулярные занятия и учения, проходили парады и футбольные матчи, была даже культурная жизнь: выходил машинописный литературный журнал с рисунками, работала библиотека, ставились любительские спектакли. Но начались болезни, а медикаментов не было никаких, остро не хватало и продовольствия, зимой люди страдали от холода. Всего в Галлиполийском лагере от болезней и осложнений от былых ран умерло 342 человека.Дарданеллы на карте.
Весной 1921 г удалось договориться с балканскими странами о приеме «галлиполийских сидельцев», как назвали их тогда в Европе. Лагерь опустел в мае 1923 г.
Начало его военно-стратегической истории — Троянская война. Наиболее полное ее описание дал Гомер (время жизни — приблизительно VIII в, до н. э.) в «Илиаде» и «Одиссее», языком поэзии переработав устные сказания. Точная дата этой войны не установлена, при этом большинству историков представляется, что происходила она в XIII-XII вв. до н. э. По Гомеру, поводом для нее стало похищение троянцем Парисом жены спартанского царя Менелая Елены. Многие историки искали в этом мифе подтекст, связанный с подлинными событиями. Теорий, порой прямо противоположных, было, как водится, гораздо больше, чем доказательств. По теории немецкого историка Пауля Кауэра, опубликованной в 1895 г и считающейся и сегодня одной из самых основательных, Троянская война и десятилетняя осада Трои — это противостояние эолийцев с жителями северо-западной части полуострова Малая Азия.
В эпохи Византийской империи (395-1453 гг.), а затем Османской империи (1299-1922 гг.) и Дарданеллы, и Босфор всецело принадлежали им, но, как только флот появился у России, возникает «вопрос о Проливах», или Восточный вопрос. После затяжных переговоров в 1833 г между Россией и Турцией был заключен Уникяр-Искелесийский договор об оборонительном союзе. Секретная статья договора обязывала Турцию закрывать Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех третьих стран по требованию России. Это соглашение чрезвычайно обеспокоило Англию и Францию, и в 1841 г., когда срок его истек, немедленно была принята Лондонская конвенция о Проливах, восстановившая закон Османской империи, по которому Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для военных судов всех стран. Право на свободный проход российского флота через Босфор и Дарданеллы было одним из поводов Крымской войны 1853-1856 гг за господство на Ближнем Востоке. Будучи изначально русско-турецкой, в мировой историографии эта война называется Восточной войной. Англия, Франция и Турция были в ней союзниками с 1854 г., в 1855 г к ним присоединилось Сардинское королевство. Война шла и на суше, и на море. Несмотря на многие удачные действия на Чёрном море, на героическую оборону Севастополя, Россия в этой войне потерпела поражение. По условиям Парижского мирного договора 1856 г ей было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. О выходе в Проливы и речи не было.
Но в Первую мировую войну Великобритания и Франция были уже противниками Турции. В период с 19 февраля 1915 по 9 января 1916 г произошло несколько морских сражений Первой мировой войны, объединяемых понятием «Дарданелльская, или Галлипольская, операция». Целью ее было овладение Проливами, принуждение Турции к выходу из войны и восстановление связи с Россией через Чёрное море. Началась операция с обстрела англофранцузской эскадрой турецких фортов. Но прорыва не случилось, а английская эскадра потеряла три корабля. Тогда на Галлипольский полуостров был высажен десант из австралийцев и новозеландцев, воевавших вместе с англичанами, но и на суше военная удача сопутствовала турецким войскам под руководством немецких военачальников. Англичане отошли в Салоники (Греция) с большими потерями. Но ко времени подписания Севрского мирного договора 1920 г., наряду с Версальским договором, завершившим Первую мировую войну, большая часть Турции уже была оккупирована войсками Антанты.
Конвенция Монтрё 1936 г., подписанная всеми странами Черноморского региона, включая СССР, сохраняет за военными и торговыми судами всех стран свободу прохода через Проливы как в мирное, так и в военное время. Конвенция автоматически продлевается каждые 20 лет при условии, если нет замечаний от стран, ее подписавших. Корабли Шестого флота США в период с 1990 г по сей день входили в акваторию Чёрного моря около 200 раз.


Общая информация

Пролив между европейским полуостровом Галлиполи, или Гелиболу (Турция), и северо-западом полуострова Малая Азия.
Древнее название: Геллеспонт.
Принадлежность: Турция.
Крупнейшие города и порты на берегах пролива: Гелиболу, Чанаккале.
Важнейший аэропорт: в Чанаккале, куда летают самолеты из международного аэропорта Ататюрк в Стамбуле.
Стамбул и Чанаккале связывает также паромная переправа.

Цифры

Длина: 65 км.
Ширина: от 1,3 до 6 км.
Средняя глубина фарватера: 55 м.
Максимальная глубина: 82 м.

Экономика

Важнейшая артерия морского судоходства мирового значения.
Большую долю в объеме трансфера через проливы составляет нефть из России, Азербайджана и Ирана.
Рыболовство, в городах — пищевая промышленность, в основном производство рыбных консервов.
Сфера услуг: туризм.

Климат и погода

Средиземноморский.
Средняя температура января: — 8°С.
Средняя температура июля: +25°С.

Достопримечательности

Троя — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО: от периода неолита (Кутемпе в окрестностях Трои) до 350 г до н. э. — 400 г н. э. — 9 археологических слоев самого города;
Гелиболу: башня византийского укрепления Каллиполис (восстановлена в XIV в.), в ней — Музей турецкого адмирала Пири Рейса, автора путеводителя по Средиземному и Эгейскому морям, крепость (XIV в.), мечеть Сулеймана-Паши (XIV в.). Дом Мевлеви (XVII в.). Мемориал русским воинам в окрестностях города;
Полуостров Гелиболу — Троя и еще 32 античных памятника, Национальный парк Мира, посвященный истории Первой мировой войны (оружие, затопленные корабли, вырытые окопы, защитные сооружения).
Чанаккале: мечети: Калеи Султанийе, Кёпрюлю Мехмед-Паша, Сефер-Шах; музеи: Археологический, Ататюрка, Военный, Троянский; монументы погибшим австралийским, английским и новозеландским воинам, многочисленные горячие источники.

Любопытные факты

■ Памятник русским воинам на русском кладбище, называемом «Голым полем», установленный в 2008 г.. представляет собой реконструкцию памятника 1921 г., разрушенного землетрясением 1949 г. Тот, первый памятник был передан Гелиболу генералом А.П. Кутеповым, когда его корпус покидал город. На вершине каменного кургана установлен крест. Надпись на памятнике гласит: «Первый корпус Русской армии — своим братьям-воинам, в борьбе за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920-1921 годах и в 18541855 годах, и памяти своих предков-запорожцев».
■ Почти все время Второй мировой войны Турция держала нейтралитет, Дарданеллы были закрыты для кораблей воюющих стран. В феврале 1945 г. Турция вступила в войну на стороне антигитлеровской коалиции, однако этой декларацией и ограничилась.
■ В последнее время в Турции звучит все больше призывов пересмотреть положения Конвенции Монтрё. Речь идет об экологической угрозе Проливам в связи со все большей плотностью потока кораблей и возрастанием количества аварий с нефтеналивными судами.
■ В 2011 г турецкий археолог Растем Аслан, руководитель раскопок на территории Трои, сделал заявление, что его группой, работавшей на побережье возле городка Канаккале, на дне пролива обнаружены остатки древнего поселения, возраст которого — примерно пять тыс. лет. По словам Аслана, сохранилось лишь примерно 5% его строений.
■ 3 мая 1810 г. великий английский поэт Джордж Гордон Байрон вместе с товарищем, лейтенантом Экенхедом, переплыл Дарданеллы, задавшись целью повторить подвиг древнегреческого героя Леандра, каждую ночь переплывавшего Геллеспонт ради свидания с возлюбленной. Байрон преодолел расстояние между точками, где в древности находились города Абидос и Сестос, за 1 час и 10 минут. В честь 200-летия этого события в 2010 г. состоялся массовый заплыв через Дарданеллы по маршруту Байрона, а это 5 км (с учетом сноса по течению, по прямой расстояние здесь от одного берега до другого около одной морской мили). Среди 140 участников заплыва был и потомок поэта. Нынешний рекорд пересечения пролива вплавь составляет 48 мин. Победитель заплыва 2010 г. преодолел пролив за 1 час и 27 минут. Но все равно он — настоящий герой. Температура воды в тот день была необычайно низкой для мая — +13°С, к тому же штормило.

geosfera.org