Метро калининская – Калининская (станция метро) Википедия

Содержание

Калининская (станция метро) Википедия

«Александровский сад»

Филёвская линия
Московский метрополитен
Район Арбат
Округ ЦАО
Дата открытия 15 мая 1935 года
7 ноября 1958 года (повторное открытие)
Дата закрытия 5 апреля 1953 года
Прежние названия Улица Коминтерна, имени Коминтерна, Калининская, Воздвиженка
Тип колонная четырёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 7,4
Количество платформ 2
Тип платформ береговые
Форма платформ изогнутые, радиус кривизны 750 м
Архитекторы А. И. Гонцкевич, С. Сулин
Архитекторы вестибюлей П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко
Инженеры‑конструкторы В. И. Дмитриев
Станцию возвело Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков)[1]
Переходы на станции
Выход к улицам Воздвиженка, Моховая, Боровицкая площадь
Наземный транспорт А: м1, м2, м3, м6, м27, 144, К; Н1, Н2
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 054, АС
Соседние станции Арбатская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями

wikiredia.ru

Калининская (станция метро) — это… Что такое Калининская (станция метро)? 💯 ✅

Станция «Александровский сад»
Филёвская линия
Московский метрополитен
Дата открытия 15 мая 1935
Прежние названия Улица Коминтерна, Им. Коминтерна, Калининская, Воздвиженка
Тип Колонная четырёхпролётная мелкого заложения с боковыми платформами
Глубина заложения, м 7
Количество платформ 2
Тип платформ(ы) боковые
Форма платформы изогнутая
Архитекторы А. И. Гонцкевич, С. Сулин
Архитекторы вестибюлей П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко
Инженеры-конструкторы В. И. Дмитриев
Станцию возвело Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков)
Выход к улицам ул. Воздвиженка, Моховая ул., Боровицкая площадь
Переходы на станции Арбатская, Библиотека им. Ленина
Работающие операторы
сотовой связи
Билайн, Мегафон, МТС
Код станции 054

«Алекса́ндровский сад» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 — «Калининская». В 1991 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».

[1]


Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком.

Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям.

Станция в составе Филёвской линии работала в двух режимах

  • До укорачивания линии до Кунцевской с платформы № 2 отправлялись (весь день) поезда в сторону станции «Студенческая» (по основному ходу Филёвской линии), с платформы № 1, как правило, отправлялись поезда до станции «Международная» (с 10 сентября 2005 года), а в час пик — и в сторону станции «Студенческая». Однако до 1997 года было практикой и сквозное следование поездов с Арбатско-Покровской линии со станции Площадь Революции до станции Киевская (дальше не позволяла длина состава).
  • С 7 ноября 2008 года поезда отправлялются обычно с платформы № 2 (включая почти все поезда до станции «Международная»), только в час пик задействуется платформа №1 для поездов до станции «Кунцевская».

Обе платформы снабжены информационными табло, предупреждающими в случае, если поезда следуют до станции «Международная» (при этом указатель над платформой № 2 не используется), в таких случаях также производится объявление по громкой связи.

Пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный ряд» Сокольнической линии. Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеют распространение слухи о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует.

С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако, так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена.

Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич». Однако, поскольку станция входила в первую очередь строительства Московского метрополитена, длина платформ, в принципе, позволяет использовать и восьмивагонные поезда типа Е/Еж/Ем.

Пересадки

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская».

Станция в цифрах

Глубина заложения составляет 7 метров. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток по вестибюлям станции составляет 5 140 чел., пересадочный на станцию «Арбатская» — 8 800 чел., на станцию «Библиотека имени Ленина» — 84 400 чел. Пикет ПК2+40.

История

Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутный перегонный тоннель. Однако, когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений.

Станция в 1935 году

Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года.

С момента открытия в 1935 и до 1938 поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского сада» стали ходить до этой станции.

Старый вестибюль станции в 1935 году и расположение станции на карте города

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. Прямой переход появился только в 1938 году.

Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней Российской государственной библиотеки и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в здании библиотеки был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года.

Кассовый зал наземного вестибюля

В 1990 году станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 ноября 1990 станция получила своё нынешнее имя «Александровский сад».

При строительстве в 1995—1996 годах Торгово-Рекреационного комплекса «Охотный Ряд» под Манежной площадью один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан.

Оформление

Вестибюль станции в здании Российской государственной библиотеки

Бюст М. И. Калинина

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Достопримечательности

Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади. Кроме Кремля в непосредственной близости от выходов со станции доступны: сам Александровский сад, в честь которого названа станция, а также Манеж и грот «Руины» в Александровском саду, построенные Осипом Бове.

В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как могила Неизвестного солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову.

Расписание

Схема путей станции «Александровский сад»

Станция открывается на вход для пассажиров в 5:35. Первый поезд отправляется в направлении станции «Кунцевская» в 5:44:10, последний поезд в 1:03. Первый поезд к «Международной» в 5:45, последний — в 1:05.

Платформа № 2 работает постоянно, № 1- только в час пик Информация приведена на начало 2008 года.

Перспективы

В отдалённом будущем планируется строительство второго выхода, который будет служить также пересадкой на станцию Боровицкая.

Уникальность

Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым станция является уникальной.

  • Единственная станция первой очереди и единственная подземная станция с боковыми платформами, одна из двух конечных с боковыми платформами (вторая — «Выхино»).
  • Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения.
  • Одна из двух конечных станций Московского метрополитена, которая не планировалась как конечная при строительстве (вторая — «Кунцевская»).
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок.
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, выстроенных в кривой, одна из двух станций со значительным изгибом (вторая — «Кутузовская»).
  • Станция, в декабре 2008 года вышедшая на первое место по продолжительности пребывания конечной (подробнее см. Список конечных станций Московского метрополитена). Причём маловероятно, что в сколько-либо обозримом будущем она перестанет быть конечной. Пристроить за ней другие пути, кроме трёх уже существующих, крайне сложно, а эти пути являются продолжением имеющихся линий, так что возобновление пассажирского движения по ним приведёт к тому, что Филёвская линия, которая и так уже имеет ответвление, в свою очередь станет ответвлением Арбатско-Покровской (на Сокольническую ведёт только один путь).
  • Одна из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена (вторая — «Библиотека имени Ленина», между ними и появился первый в Москве переход).
  • Рекордная по длине переходов станция. Её выход в Александровский сад находится дальше от станции, чем любой другой на других станциях (если не считать мост Багратион частью станции «Деловой центр»).
  • Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 585 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года.
  • Станция, выход которой ближе всего к Кремлю.
  • До открытия «Делового центра», а также после укорачивания линии до Кунцевской, была и является в настоящее время единственной станцией, на которой одна из платформ работает по расписанию.
  • На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, демонтированные примерно в 2003 году.

Другие интересные факты

  • У станции «Александровский сад» формально два вестибюля, а у станции «Библиотека имени Ленина» — ни одного (на самом деле оба являются по сути совмещёнными: наземный — для «Александровского сада» и «Арбатской», подземный — для «Александровского сада» и «Библиотеки имени Ленина»). Однако, судя по указателям на поверхности, дело обстоит с точностью до наоборот — на улице Воздвиженка, куда имеют выход оба вестибюля, около обоих стоят указатели «Станция метро Библиотека имени Ленина».
  • Как отмечалось выше, колонны на станции восьмиугольные. Однако колонны, поддерживающие мостик над платформой (8-я, 9-я, 10-я, считая от восточного торца станции) являются исключением, так как усиливались дополнительно. Колонны в крайних рядах в сечении квадратные, а в среднем ряду 8-я и 10-я колонны имеют сложную форму, сочетая половины восьмиугольного и квадратного сечений.

Примечания

  1. http://geo.1september.ru/2005/10/15.htm

Ссылки

Координаты: 55°45′09″ с. ш. 37°36′27″ в. д. / 55.7525° с. ш. 37.6075° в. д. (G)55.7525, 37.6075

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Калининская линия — Энциклопедия нашего транспорта

Калининская линия

Калининская линия (будущее название: Калининско-Солнцевская) — восьмая линия Московского метрополитена.

История и статистика

Калининская линия вступила в строй 30 декабря 1979 года. Её пуск был приурочен к Летним Олимпийским играм 1980 года в Москве.

Своё название линия получила от Калининского района Москвы, через который и была построена. Сегодня такого района уже не существует, однако название линии осталось неизменным.

В 1986 году Калининская линия «вошла» внутрь Кольцевой линии, образовав со станциями «Третьяковская» Калужско-Рижской и «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии 3-станционный пересадочный узел. При строительстве новой третьей станции со станцией «Третьяковская» Калужско-Рижской линии был образован совмещённый пересадочный узел, в котором поезда Калужско-Рижской линии, следующие в сторону станции «Октябрьская», стали прибывать в новый зал, а поезда Калининской линии в сторону станции «Марксистская» — наоборот, в старый.

Глубокие колонные станции «Марксистская» и «Авиамоторная» построены без нижних клинчатых перемычек. Тем самым была достигнута значительная экономия средств в строительстве за счёт отказа от дорогостоящих и сложных в монтаже фасонных тюбингов.

На колонной станции мелкого заложения «Новогиреево» увеличен шаг колонн со стандартных 6 до 7,5 м.

Для возможности прихода метрополитена в район Новокосино, расположенный полностью за пределами МКАД, прорабатывалось несколько вариантов строительства. Одним из них был проект лёгкого метро. Линия должна была протянуться от станции «Новогиреево» между Носовихинским шоссе и Суздальской улицей, в полосе отвода, первоначально оставленной для продления традиционного «тяжёлого» метро, и заканчиваться возле Николо-Архангельского кладбища. На перспективу предполагалось продление линии на юг через район Кожухово и соединение её с ещё одной линией лёгкого метро в районе Жулебино. Реализовать проект предполагалось в 2007 году. Однако данный проект, как и прочие проекты по строительству линий лёгкого метро, был отклонён. Было решено продлевать в Новокосино Калининскую линию, одноимённая станция открылась в 2012 году.

Калининско-Солнцевская линия

Ещё по советским планам линия должна была получить своё развитие на запад. В 70-х предполагалось её объединение с глубоким Арбатским радиусом с дальнейшим продлением в районы Раменки и Солнцево вдоль Мосфильмовской улицы и Мичуринского проспекта. При этом на участке «Александровский сад» — «Площадь Революции» должно было быть восстановлено пассажирское движение.

В 1985 году с появлением планов строительства четырёх хордовых линий и ММДЦ «Москва-Сити» линию планируется довести до станции, расположенной в центральном ядре ММДЦ. Однако из-за распада СССР и резкого ухудшения экономической обстановки в стране реализация планов хордовых линий откладывалась на отдалённую перспективу. В связи с отказом от Митино-Бутовской хорды Калининская линия предполагалась к продлению за станцию «Деловой центр» в районы Строгино и Митино, но также на отдалённую перспективу, после прихода туда Арбатско-Покровской линии. Для обслуживания ММДЦ было построено ответвление Филёвской линии как более экономный вариант транспортного обеспечения оного на ближайшее время.

Во второй половине нулевых в связи с окончательным отказом от строительства центрального участка Солнцево-Мытищинской хорды и появлением проекта первого участка Третьего пересадочного контура Калининскую линию предполагается продлить в районы Раменки и Солнцево по трассе бывшей хорды. Объединённая линия получила проектное название Калининско-Солнцевская. Строительство Солнцевского радиуса началось в 2011 году. Планировалось, что в 2015 году вместе с участком до станции «Раменки» будет построен и центральный участок КСЛ «Третьяковская» — «Деловой центр», который и объединит два радиуса. Однако вопреки заключениям проектных институтов, экспертов и позициям Москомархитектуры и Московского метрополитена комплекс градостроительный политики Москвы отказался от строительства данного участка под предлогом высокой стоимости строительства. В итоге Солнцевская линия была временно объединена с первым участком Большой кольцевой линии, фактически став воплотившейся Солнцево-Мытищенской хордой. Тем не менее, с 2014 года ведётся строительство перегона «Дорогомиловская» — «Деловой центр» для организации полноценного оборота за станцией «Деловой центр» и восстановления её пассажирской работы.

С окончанием строительства Солнцевского радиуса до станции «Рассказовка» в августе 2018 года перегон «Киевская» — «Парк Победы» полностью исчерпал свою пропускную способность.

В марте 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил об окончательном отказе от строительства соединения двух радиусов в центральной части города, объяснив своё решение следующим образом: «Эта связка намечалась в самом центре города, рытье там огромных котлованов на глубине с прокладкой коммуникаций может парализовать всю центральную часть города».

Хронология открытия участков и станций

Электродепо

С марта 1985 по 1 февраля 1989 года электродепо «Новогиреево» находилось в составе депо «Красная Пресня» в качестве оборотного.

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Количество Период
6 1979—1992
7 1992 — июль 2009
8 Июль 2009 — настоящее время

Тип подвижного состава

С апреля 2012 по апрель 2013 года велась замена вагонов 81-717/714 на 81-760/761 «Ока».

Техническая информация

В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.

Напольное оборудование:

Поездное оборудование:

  • 81-717/714 — АРС-МП;
  • 81-760/761 — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).

На станции «Новогиреево» происходит смена систем АЛС-АРС, поэтому остановка на ней обязательна. В режиме АЛС-АРС проезд станции без остановки невозможен.

Резервное средство сигнализации:

На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ. На участке «Новогиреево» — «Новокосино» светодиодные излучатели ИСМПЛ установлены изначально.

Канал радиосвязи — первый.

См. также: Техническо-распорядительные акты станций Калининской линии.

Фотогалерея станций линии

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Калининская линия метро со станциями – История

Ветка длиной 13,1 км включает 7 станций. Линия полностью проложена под землей. Имеет участки мелкого и глубокого заложения. 

Ветка частично проходила под некогда Калининским районом Москвы, в честь которого и получила свое название. 

  

История развития Калининской ветки метро/h3>


Линию начали закладывать к Летним Олимпийским Играм 1980 года, которые должны были проходить в Москве. 

В 1979 году первый участок линии от станции «Марксистская» до «Новогирево», протяженностью 11,4 км, начал свою работу. 

Следующий участок от «Марксистской» до «Третьяковской» станции открыли в 1986 году. 

В первоначальных планах было открытие станции на Николоямской площади, которая явилась бы пересадочным узлом на Кольцевую линию. 

Проекты, разработанные в 1960-х годах, предполагали строительство станции у платформы железнодорожной станции «Реутово»,  а также промежуточную станцию на отрезке «Перово» — «Шоссе Энтузиастов» в точке пересечения Зеленого проспекта, Перовской улицы и улицы Плеханова. Однако эти проекты так и не были реализованы. 

Станцию «Новокосино», которая строится в данный момент, планируется открыть в ближайшее время, продлив, таким образом, ветку в восточном направлении еще на 3,23 км.

Дальнейшее развитие Калининской линии должны были продолжить в западном направлении Москвы.

Проект западной части метро появился еще в 1990-х годах, когда предполагалось закладывать тоннели в район Солнцево. В этом случае разгружались Сокольническое и Филевское направление метрополитена.

Однако возникла возможность строительства легкого метро, в результате чего были разработаны проекты Солнцевской линии.

Калининскую линию решили проводить севернее первоначальных проектов по направлению к Северному Бору. Однако проекты застройки так и не были приняты окончательно.  

 

От планов строительства легкой Солнцевской линии отказались. 

Было принято решение вести Калининскую ветку по первоначальному маршруту. 

В перспективах продлить ветку от «Третьяковской» до станции «Раменки» к 2015 году, построив ряд станций на этом отрезке.

.

progulkipomoskve.ru

Авиамоторная (станция метро, Калининская линия) Википедия

«Авиамоторная»

Калининская линия
Московский метрополитен

Центральный зал, 4 августа 2014 года
Район Лефортово
Округ Юго-Восточный
Дата открытия 30 декабря 1979 года
Проектное название Новая
Проекты переименования Лефортово (1992 год)
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 53
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы А. Ф. Стрелков, В. И. Клоков, Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова
Скульпторы Дж. Я. Бодниек, Х. М. Рысин
Художники А. М. Мосийчук
Инженеры‑конструкторы Е. С. Барский
Переходы на станции  Авиамоторная (строится)
Выход к улицам Авиамоторная, шоссе Энтузиастов
Наземный транспорт А: м8, 59, 125, 125к, 440, 730, 759, 805, 859, 987; Н4; Тб: 24, 30, 53; Тм: 12, 24, 32, 37, 38, 46, 50
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 082
Соседние станции Шоссе Энтузиастов и Площадь Ильича
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями

wikiredia.ru

Московское метро, Калининская линия — Журнал Игоря Ванина — ЖЖ

Для следующей серии моего фотомарафона по Московскому метрополитену (в порядке работы над новой версией сайта «Прогулки по метро») выбрал Калининскую линию.

Калининская линия — одна из самых коротких в Московском метро — всего 7 станций, протяжённость — около 13 километров в восточную часть Москвы. Большая часть линии построена глубоким заложением; мелких односводчатых станций и сороконожек, которые я не очень люблю, здесь немного — по одной.

Первый участок этой линии из 6 станций был открыт 30 декабря 1979 года, а в 1986 году линия была продлена на один перегон в сторону центра — до «Третьяковской». В эти годы уже не было тотальной борьбы с «архитектурными излишествами», поэтому станции Калининской линии не настолько унылы, как станции некоторых линий, построенные в 60-е годы. Однако и особенных шедевров, на мой взгляд, не наблюдается.

[← | →]
1. Третьяковская, северный (новый) зал. 1986 год. Пилонная, оформлена в полукруглых линиях. Станция с кросс-платформенной пересадкой между Калининской и Калужско-Рижской линиями. В этот зал прибывают поезда Калининской линии со станции «Марксистская» и Калужско-Рижской линии со станции «Китай-Город» в сторону «Октябрьской».


[← | →]
2. Третьяковская, южный (старый) зал. 1970 год. Пилонная, типовой проект, оформлена в прямых линиях. До 1985 года этот зал принадлежал только Калужско-Рижской линии, а сейчас здесь следуют поезда КРЛ (в сторону станции «Медведково») и Калиниской линии (в сторону станции «Новогиреево»).


[← | →]
3. Марксистская. Тип станции — трёхсводчатая колонная глубокого заложения, типовой проект. Переход на станции Таганские Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий. До начала 1986 года была конечной станцией Калининской линии. Выход в город на улицы Таганская и Марксистская.


[← | →]
4. Площадь Ильича. Тип станции — трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. Переход на станцию Римская Люблинской линии. Выход в город на площадь Рогожской Заставы, улицу Сергия Радонежского, шоссе Энтузиастов, на Рогожский и Золоторожский валы.


[← | →]
5. Авиамоторная. Тип станции — трёхсводчатая колонная глубокого заложения с двумя рядами по 15 колонн. Выход в город на Авиамоторную улицу и Шоссе Энтузиастов.


[← | →]
6. Шоссе Энтузиастов. Тип станции — трёхсводчатая пилонная глубокого заложения, типовой проект. Выход в город на шоссе Энтузиастов и Электродную улицу, к Электродному проезду и улице Плеханова, к Измайловскому парку.


[← | →]
7. Перово. Тип станции — односводчатая мелкого заложения с распором свода на «стены в грунте». Выход в город на Зеленый проспект и 2-ю Владимирскую улицу.


[← | →]
8. Новогиреево. Конечная станция Калининской линии. Тип станции — колонная трехпролетная мелкого заложения с двумя рядами колонн, шаг между которыми был экспериментально увеличен до 7.5 метров (вместо стандартных 6 м). Выход в город на Зеленый и Свободный проспекты.


Информация о Калининской линии на официальном сайте Московского метрополитена.

Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: станция Римская

Следующая серия: Филёвская линия

PS. Приветствуется всяческая критика по фотографиям, дополнения и уточнения по комментариям, чтобы всё привести к наилучшему виду к выкладывания новых фотографий на новую версию сайта Metrowalks.

PPS. Отвечаю на чей-то вопрос из комментов к предыдущим постам. Нет, я делал не по одному снимку на каждой станции. Обычно их было от трёх до десяти. По одной фотографии я выкладываю сейчас в обзорных постах по целой линии, а на сайт пойдут полные фотоподборки по каждой станции.

one-in.livejournal.com

Калининская линия — это… Что такое Калининская линия? 💯 ✅

Калининская линия

условные обозначения

Кали́нинская ли́ния — восьмая линия Московского метрополитена, расположена на востоке города. На схемах метро обозначается жёлтым цветом.

В состав линии входят 8 станций, длина линии составляет 16,3 км. Среднее время поездки по всей линии — 22 минуты. Средняя скорость движения подвижного состава — 45 км/ч. Линия полностью подземная. Участок «Третьяковская»—»Шоссе Энтузиастов» — глубокого заложения, участок «Перово»—»Новокосино» — мелкого[1]. Линия была названа в честь Калининского района Москвы (в свою очередь, получившего название в честь советского политического деятеля Михаила Калинина), под которым она частично проходила[1]. Рядом со станцией метро «Площадь Ильича» располагается железнодорожная платформа «Серп и Молот» Горьковского направления МЖД, а неподалёку от станции метро «Авиамоторная» находится платформа «Новая» Казанского направления МЖД. Также недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов» располагается станция «Лефортово» Малого кольца МЖД, а от станции метро «Новогиреево» — платформа «Новогиреево» Горьковского направления МЖД. До 2015 года линия будет продлена на запад (от станции «Третьяковская» до станции «Раменки»)[2].

Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 337 тыс. человек[3].

История

Линия строилась к Московской Олимпиаде; первый участок «Марксистская» — «Новогиреево», длиной 11,4 км, был открыт в 1979 году. В 1986 году открыт участок «Марксистская» — «Третьяковская» длиной 1,7 км[4]. При проектировании линию предполагалось вести не к Таганской, а к Николоямской (Ульяновской) площади с постройкой одноимённой станции на Кольцевой линии для пересадки с Калининской. С 1960—1961 гг. до 1989 г. планировалось построить станцию метро у платформы «Реутово»[5] и станцию между уже существующими «Перово» и «Шоссе Энтузиастов», которая должна была быть построена на месте пересечения Перовской улицы, Зелёного проспекта и улицы Плеханова, но эти планы не были реализованы. В 2012 году был открыт участок «Новогиреево» — «Новокосино», длиной 3,23 км.

На Калининской линии впервые после двадцати лет доминирования аскетичных «сороконожек» появились станции, построенные по индивидуальному проекту, с оригинальными архитектурными решениями.

Депо и подвижной состав

Депо

Сначала линия обслуживалась электродепо «Новогиреево» (в то время обозначалось как ТЧ-7), введённым в эксплуатацию 30 декабря 1979 года, но в период с марта 1985 года по 1 февраля 1989 года основным электродепо для Калининской линии являлось электродепо ТЧ-4 «Красная Пресня» (Новогиреево использовалось в качестве оборотного)[6][7]. С 1 февраля 1989 года электродепо «Новогиреево» вновь обрело основной статус и получило новое обозначение ТЧ-12.

Подвижной состав

Подвижной состав — 81-717/714 и 81-760/761 «Ока». В 2009 году проведены работы по переходу с семивагонных составов на восьмивагонные. С июля 2009 года по линии курсируют только восьмивагонные составы.

По данным 2010 года, на линии задействовано около 200 вагонов[8].

В начале 2012 года началось обновление подвижного состава вагонами 81-760/761 «Ока» — первый восьмивагонный состав прибыл в конце января, завершить замену планируется до конца 2012 года. Эксплуатация с пассажирами началась 12 апреля 2012 года. Для замены парка планируется поставка 184 вагонов, ещё 56 вагонов было поставлено для обсуживания нового участка «Новогиреево» — «Новокосино».[9]

Средства сигнализации и связи

В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия.

Напольное оборудование:

  • участок Третьяковская — Новогиреево — АРС-ДАУ;
  • участок Новогиреево — Новокосино — АРС-Днепр.

Поездное оборудование:

  • Вагоны типа 81-717/714 — АРС-МП;
  • Вагоны типа 81-760/761 — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).

На станции «Новогиреево» происходит смена систем АЛС-АРС, поэтому остановка на ней обязательна. В режиме АЛС-АРС проезд станции без остановки невозможен.

Резервное средство сигнализации:

  • участок «Третьяковская» — «Новогиреево» — трёхзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков;
  • участок «Новогиреево» — «Новокосино» — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.

На линии установлены линзовые светофоры. В 2007 году вместо ламп накаливания в них были установлены светодиодные излучатели ИСМПЛ. На участке Новогиреево — Новокосино светодиодные излучатели ИСМПЛ установлены изначально. Канал радиосвязи — первый.

Аварии и теракты

Авария эскалаторов на «Авиамоторной»

17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием, произошёл инцидент с человеческими жертвами.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2—2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора (около 100 человек) скатились вниз. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Пластиковая обшивка балюстрады действительно не была способна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв — 8 погибших и 30 раненых — было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм[10].

Теракт на станции «Третьяковская»

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок[11].

Пересадки

Перспективы

Восточный радиус

В 2009 году появилась идея продления линии от станции «Новокосино» в Кожухово, однако проект был признан нецелесообразным[12]. Планировались станции «Николо-Архангельская», «Святоозёрская», «Косино-Ухтомская» и «Руднево». Три последние по нынешним планам появятся в составе Кожуховской линии.

Западный радиус

Изначальный проект развития западного участка Калининской линии предполагал её продление на юго-запад, в Солнцево, ещё в 1990-х гг. Линия должна была поддержать транспортное снабжение Мосфильмовского района и тем самым облегчить Филёвскую и Сокольническую линии. Однако с появлением возможности постройки лёгкого метро была спроектирована Солнцевская линия, из-за чего Калининскую планировали провести севернее, в районы Филёвская Пойма, Мнёвники и Серебряный Бор. Таким образом, в дальнейшем планировался к застройке участок общей протяжённостью 13,5 км, включающий в себя 9 последующих станций: «Кадашёвская», «Гоголевский бульвар» (по другим источникам — «Волхонка»), «Плющиха», «Конюшковская», «Трёхгорный вал», «Деловой центр», «Шелепихинская», «Мясищевская», «Мнёвники», «Серебряный бор», «Строгино 2». Окончательное решение застройки данного участка пока что так и не было утверждено.[13] Однако после отказа от строительства лёгкого метро Солнцевской линии и решения вести её классическим способом от «Парка Победы» старые планы продления Калининской линии на запад вновь стали актуальными. Ныне существует проект продления линии от строящейся станции «Деловой центр» до «Парка Победы». Станцию «Третьяковская» соединят со строящимися станциями «Волхонка», «Плющиха», «Кутузовский проспект», «Деловой центр», «Парк Победы», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Здесь она может быть соединена в одну Калининско-Солнцевскую линию. Работы по строительству участка «Деловой центр»—»Парк Победы» начались в декабре 2011 года[14], проектирование станций «Волхонка», «Плющиха» и «Кутузовский проспект» ожидается в 2012 году[15]. По другим планам, Калиниской линии отойдёт часть Арбатско-Покровской от станции Строгино.

проектируемая трасса линии от станции «Волхонка» до станции «Деловой Центр»

В составе Третьего пересадочного контура

Станция «Авиамоторная» станет частью Третьего пересадочного контура, соединяющего линии метро на расстоянии одной-трех станций от Кольцевой линии. Участок от станции «Нижняя Масловка» до «Авиамоторной» будет построен к 2020 году.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru