Барельефы на станции метро театральная – 347. Н. Данько. Фарфоровые барельефы ст. метро «Театральная». 1938

347. Н. Данько. Фарфоровые барельефы ст. метро «Театральная». 1938


Предлагаю вашему вниманию серию замечательных фарфоровых рельефов, украшающих центральный зал станции «Театральная» Московского метро. Барельефы выполнены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Натальи Данько и посвящены народным музыке и танцу. Они вставлены в нижние ряды ромбических кессонов, чередуясь с венками, и изображают представителей народностей СССР, танцующих и играющих на музыкальных инструментах. Барельефы парные, всего их 14 штук, на них представлены семь республик. Отсутствуют Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.
 


1. «Россия»


2. «Россия»


3. «Армения»


4. «Армения»


5. «Белоруссия»


6. «Белоруссия»


7. «Грузия»


8. «Грузия»


9. «Казахстан»


10. «Казахстан»


11. «Узбекистан»


12. «Узбекистан»


13. «Украина»


14. «Украина»


Tags: 1930-е годы, r_монум.-декор. оформление моск. метро, Данько, Фомин, рельеф

synthart.livejournal.com

Фотопроект «Город на память». 80. Соцреализм в метро: Театральная — Площадь Революции

Московский метрополитен не только выполняет транспортные функции, но и остаётся уникальным музеем работ советских художников-пропагандистов. Следующие станции — «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» — открылись в печально известном 1938 году. Наверху за счастливыми советскими людьми приезжали строгие сотрудники НКВД, а в подземке фарфоровые персонажи пели и плясали, бронзовые герои выполняли планы сталинских пятилеток, а после рабочей смены прыгали с парашютом или играли в футбол.

Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название — «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Архитектор станции И.А.Фомин не дожил до реализации проекта, работу завершил его ученик Л.М.Поляков.

Строительство метро на площади Свердлова. 1933-1934гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/93435

О прежнем названии станции напоминают следы букв на путевой стене и постамент демонтированного бюста Свердлова.

Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Это представители семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н.Я.Данько. Персонажи дублируются, но, если приглядеться, каждая фигурка имеет некоторые отличия.

Русский

Русская

Узбек

Ещё узбек

Узбечка

Ещё узбечка

Армянин

Ещё армянин

Армянка

Ещё армянка

Украинец

Ещё украинец

Украинка

Грузин

Грузинка

Белорус

Белоруска

Ещё белоруска

Казах

Казашка

Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». 

В переходе две композиции на тему советского балета. 

Фамилию автора цитаты, Иосифа Сталина,  изъяли после разоблачения его культа личности.

Станция «Площадь Революции» открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). 

На торцевой стене восточного вестибюля (Богоявленский переулок) в технике флорентийской мозаики изображён герб СССР в окружении алых знамён. Ниже выложены даты «1917» и «1947» и строки одного из первых советских гимнов.

 В зале станции на постаментах установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптурным оформлением станции занимался один из виднейших советских скульпторов — М. Г. Манизер. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды). Известно, что при создании фигур матросов скульптору позировали реальные моряки — Олимпий Рудаков и Алексей никитенко.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. При перевозке некоторые скульптуры пострадали, но были восстановлены.

Многие пассажиры верят, что скульптуры на «Площади Революции» приносят удачу, и не забывают подержаться за матросский наган или флажок сигнальщика, потереть нос пограничной собаке.

Арка I
01. Революционный рабочий с винтовкой и гранатой
02. Революционный солдат с винтовкой

 Арка II
03. Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие
04. Революционный матрос с наганом

 Арка III
05. Парашютистка ОСОАВИАХИМ
06. Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

 Арка IV
07. Девушка «Ворошиловский стрелок» с малокалиберной винтовкой

08. Пограничник с собакой

 Арка V
09. Стахановец с отбойным молотком
10. Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует)

 Арка VI
11. Птичница с курицей и петухом
12. Хлебороб-механизатор

 Арка VII
13. Студент
14. Студентка с книгой

 Арка VIII
15. Спортсменка-дискоболка
16. Футболист

 Арка IX
17. Отец с ребёнком
18. Мать с ребёнком

 Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ.
19. Пионеры-авиамоделисты

20. Пионерки-географы

 Узнать больше о станциях московского метрополитена можно из книг:

Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010

Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010

 

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «МАЯКОВСКАЯ»…

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Фотографии: Евгений Чесноков
Ищу сессионную или постоянную работу: репортажная фотография, интервью, редактор, модератор веб-сайта

http://evge_chesnokov.livejournal.com/
http://www.facebook.com/evge.chesnokov
http://vk.com/id11270471

 

www.yamoskva.com

Соцреализм в метро: Театральная — Площадь Революции

Московский метрополитен не только выполняет транспортные функции, но и остаётся уникальным музеем работ советских художников-пропагандистов. Следующие станции — «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» — открылись в печально известном 1938 году. Наверху за счастливыми советскими людьми приезжали строгие сотрудники НКВД, а в подземке фарфоровые персонажи пели и плясали, бронзовые герои выполняли планы сталинских пятилеток, а после рабочей смены прыгали с парашютом или играли в футбол.



Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название — «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Архитектор станции И.А.Фомин не дожил до реализации проекта, работу завершил его ученик Л.М.Поляков.


Строительство метро на площади Свердлова. 1933-1934гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/93435

О прежнем названии станции напоминают следы букв на путевой стене и постамент демонтированного бюста Свердлова.

Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Это представители семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н.Я.Данько. Персонажи повторяются, но, если приглядеться, каждая фигурка имеет некоторые небольшие отличия.


Русский


Русская


Узбек


Ещё узбек в другом халате


Узбечка


Армянин


Армянка


Украинец


Украинка


Грузин


Грузинка


Белорус


Белоруска


Казах


Казашка

Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».

В переходе две композиции на тему советского балета.

Фамилию автора цитаты, Иосифа Сталина, изъяли после разоблачения его культа личности.

Станция «Площадь Революции» открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства).

На торцевой стене восточного вестибюля (Богоявленский переулок) в технике флорентийской мозаики изображён герб СССР в окружении алых знамён. Ниже выложены даты «1917» и «1947» и строки одного из первых советских гимнов.

В зале станции на постаментах установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Скульптурным оформлением станции занимался один из виднейших советских скульпторов — М. Г. Манизер. Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты (также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, который находился в тупиковом торце центрального зала). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды). Известно, что при создании фигур матросов скульптору позировали реальные моряки — Олимпий Рудаков и Алексей никитенко.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и были возвращены обратно в 1944 году. При перевозке некоторые скульптуры пострадали, но были восстановлены.

Многие пассажиры верят, что скульптуры на «Площади Революции» приносят удачу, и не забывают подержаться за матросский наган или флажок сигнальщика, потереть нос пограничной собаке.

Арка I
01. Революционный рабочий с винтовкой и гранатой
02. Революционный солдат с винтовкой

Арка II
03. Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие
04. Революционный матрос с наганом

Арка III
05. Парашютистка ОСОАВИАХИМ
06. Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Арка IV
07. Девушка «Ворошиловский стрелок» с малокалиберной винтовкой
08. Пограничник с собакой

Арка V
09. Стахановец с отбойным молотком
10. Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует)

Арка VI
11. Птичница с курицей и петухом
12. Хлебороб-механизатор

Арка VII
13. Студент
14. Студентка с книгой

Арка VIII
15. Метательница диска
16. Футболист

Арка IX
17. Отец с ребёнком
18. Мать с ребёнком

Замурованная арка. Скульптуры есть только со стороны платформ.
19. Пионеры-авиамоделисты
20. Пионерки-географы

Узнать больше о станциях московского метрополитена можно из книг:

Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010
Наумов М.С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010

ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «МАЯКОВСКАЯ»…

moscow-walks.livejournal.com

Фарфоровые фигурки на станции метро «Театральная» в Москве. — Письма о Ташкенте

Пишет Виолетта Лаврова

Фарфоровые фигурки «Узбечка», «Узбек» (в разных халатах) 1938 год, украшают станцию метро «Театральная». Автором является скульптор Наталья Данько.

«Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Это представители семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н.Я. Данько. Персонажи повторяются, но, если приглядеться, каждая фигурка имеет некоторые небольшие отличия.»

Наталья Яковлевна Данько (1892-1942) — советский скульптор-керамист.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Данько оказалась в блокадном Ленинграде. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в город Ирбит. По пути из-за последствий истощения сестра и мать умерли. Сама Наталия Данько умерла 18 марта 1942 года вскоре после приезда в Ирбит.

Наталья Данько является автором известных фарфоровых изделий на восточную тему: чернильницы «Игра в шахматы» ЛФЗ. 1939 г., «Пробуждающийся Восток» и др.

http://moscow-walks.livejournal.com/1624924.html

http://kviten.livejournal.com/67978.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Данько,_Наталья_Яковлевна

Похожие темы

Like

Like Love Haha Wow Sad Angry

mytashkent.uz

Метро, которого нет: станция «Театральная»: tov_tob — LiveJournal

Если бы у меня спросили, какая из станций Киевского метро наиболее сильно пропитана идеологической составляющей советской эпохи, я бы не задумываясь назвал «Театральную». И в хорошем, и в плохом смысле. В плохом — из-за потерянного ради идеологии изначального проекта, в хорошем — за тот вестибюль, который получила станция.

«Театральная» — станция с необычной историей. Изначальные проекты были гораздо ближе к театрам, нежели прежнее название станции «Ленинская», однако по иронии судьбы станция получила оформление целиком и полностью связанное с вождем Октябрьской революции, но при этом носит название «Театральная». Необычна также история строительства станции — «Театральная» была встроена в действующую линию между «Крещатиком» и «Университетом», и строилась специально ради обеспечения пересадки на Сырецко-Печерскую линию.

Вначале традиционная краткая характеристика станции.

Станция «Театральная» была открыта 6 ноября 1987 г. Варианты проектных названий — «Ул. Ленина», «Театральная». Название на момент открытия станции — «Ленинская». Современное название станция получила в 1993 г. от расположенных поблизости Национальной оперы Украины и Русского драматического театра им. Леси Украинки. Конструкция станции трехсводчатая пилонная глубокого заложения. Как уже было сказано выше, «Театральная» является частью пересадочного узла между Святошинско-Броварской и Сырецко-Печерской линиями.

Архитекторы: Н. Алёшкин, А. Крушинский, Т. Целиковская.
Художник-скульптор: А. Кущ.

Пассажиропоток на вход — 17,8 тыс. пассажиров в сутки. Сколько десятков тысяч перемещается через пересадку — можно только догадываться. Вообще, в часы пик пересесть с «Театральной» на «Золотые ворота» достаточно проблематично и существующий пересадочный узел уже давно нуждается в расширении. Первые разговоры о строительстве второго перехода на «Золотые ворота» начались еще в 2007 г., но на текущий момент по-прежнему нет даже проекта будущего перехода, поэтому говорить о сроках его строительства, как и сроках появления второго выхода, для которого был оставлен задел в торце станции, пока преждевременно.

В 70-е годы, когда проектировалась Сырецко-Печерская линия, остро встал вопрос организации пересадочных узлов с уже существующими линиями. И, если возможность пересадки с Куреневско-Красноармейской линии была изначально заложена на станции «Площадь Льва Толстого», то со Святошинско-Броварской все было не так однозначно. В 1940-е годы при планировании сети метрополитена предполагалось, что третья линия метро будет пересекать первую в районе станции «Университет» с пересадкой на станции «Ул. Коминтерна», но при непосредственной разработке проекта трассировка Сырецко-Печерской линии была скорректирована и станция «Университет» оказалась на значительном отдалении от основной трассы, что потребовало бы строительства слишком большой и неудобной загогулины на линии. Кроме того, широкие пилоны «Университета» и его короткий центральный зал явно не располагали к перемещениям большого количества людей. Вариант завести линию через «Крещатик» также не выдерживал никакой критики, т.к. последняя и без того была перегружена. В результате был выбран третий вариант: построить между «Крещатиком» и «Университетом» новую станцию и уже на ней организовать пересадочный узел. Кроме решения проблемы пересадки, новая станция также заполняла давний пробел в виде исключенной из проекта первой очереди станции рядом с Оперой.

В отличие от московской «Тверской», которую встроили прямо в действующий перегон, причем без перекрытия движения (см. картинку у to_the_future), схема строительства «Театральной» выглядела иначе. Давайте посмотрим, о чем идет речь по схемам ниже (чертежников и метрофанатов прошу заранее извинить за углы вместо кривых 🙂 ).

1. Вначале было слово был самый обычный перегон между «Крещатиком» и «Университетом», открытый в 1960 г. Жил он себе спокойно своей жизнью, пока не решили строить «Театральную».

2. Южнее действующего перегона была построена станция и тоннели, к ней примыкающие.

3. На завершающем этапе строительства (в 1987 г.) была выполнена врезка новых тоннелей в старую трассу. С 1 апреля по 1 октября движение по перегону было закрыто и линия оказалась разорванной на две части. Поезда ходили от «Лесной» до «Крещатика» и от «Святошина» до «Вокзальной». Также от «Вокзальной» до «Университета» по 2-му пути ходил челнок. Чтобы компенсировать разрыв в движении поездов метро, на этот период было открыто 4 новых автобусных и 3 троллейбусным маршрута; на 5-ти автобусных и 2-х трамвайных было увеличено количество подвижного состава; 4 троллейбусных маршрута временно изменили свою трассу. Спустя месяц после завершения врезки открылась «Театральная».

4. Наконец, спустя два года была открыта Сырецко-Печерская линия с пересадкой на «Золотые ворота». Ее строительство, конечно, было более растянуто во времени и целый ряд выработок появился одновременно со строительством «Театральной», но нам сейчас для схемы это не сильно важно. Старые тоннели перегона «Крещатик»-«Университет» в местах врезки забутованы и действующий тоннель внешне ничем не отличается от любого другого тоннеля в метро. Основная же часть старых тоннелей между врезками существует в прежнем виде, хотя оборудование и рельсошпальная решетка были частично демонтированы. Сейчас старые тоннели используются как часть вентиляционной системы действующих тоннелей. При строительстве «Золотых ворот» их, кстати, пришлось слегка «подрезать» снизу сводом центрального зала станции.

1. Как могла бы выглядеть станция? Вариант оформления станции «Ленинская», предложенный НИИ Граждансельстрой:

2. Варианты Киевметропроекта. Этот и следующий эскиз были наиболее близки к реализации и по их образу и подобию построена нынешняя станция. Изначальный замысел, заложенный в этих эскизах, заключался в аллюзии на классическую музыку, которую любил В.И. Ленин, поэтому в пилонах предполагались вставки композиций из труб, символизирующих орган. Однако, местному руководству партии показалось, что для станции с названием «Ленинская» такого формата прославления вождя революции недостаточно и сверху было спущено указание «доработать» проект. В результате вместо проекта с органными композициями, получилась чересчур монументальная станция с бюстом В.И. Ленина и его цитатами на пилонах.

3. Еще один вариант нереализованного оформления станции:

4. Разработка породы в одном из станционных забоев:

5. Осмотр станции архитекторами, руководством города и метростроя. На заднем плане можно разглядеть один из будущих проходов из центрального зала станции в боковой (за фото спасибо 81412):

6. Одна из бригад, выполнявших врезку тоннелей в старый участок. В процессе врезки выяснилось, что за 30 лет бетон стал настолько крепким, что рассматривался вариант проведения буро-взрывных работ, но впоследствии обошлись без него.

7. Судя по всему макет одной из вставок внутри пилона:

8. Вестибюль станции. Подготовка к монтажу эскалаторов:

9. Вид на вестибюль с противоположной стороны. Монтаж эскалаторов в самом разгаре. Нижний ярус — будущее машинное отделение, верхний — эскалаторный зал, через который проходят пассажиры. В нижнем левом углу можно увидеть частично смонтированные машины.

10. Армирование купола эскалаторного зала:

11. Открытие станции 6 ноября 1987 г.:

12. Станция в первые годы работы. На балкончиках перехода свет не горит — «Золотые ворота» еще не открыты.

13. Станция в наше время. Пилоны станции облицованы красно-коричневым гранитом Лезниковского месторождения в Житомирской обл. (то же месторождение, откуда в 1929 г. был взят гранит для Мавзолея). Подсветка во всех трех залах станции закарнизная.

14. В нишах пилонов установлены бронзовые вставки в форме знамен с цитатами из работ В.И. Ленина:

15. Я не рассматривал все пилоны, но как минимум многие (если не все) «знамена» имеют свою форму.

16. В торце центрального зала станции установлен большой бронзовый бюст В.И. Ленина. В отличие от своих собратьев на «Университете» и «Берестейской», в 90-е годы он не попал под нож. Вероятнее всего потому, что здесь его не так просто демонтировать. В конце 2009 и в начале 2010 г. вандалы пытались дважды повредить бюст: сначала покорежить кувалдой, потом выжечь на лбу звезду. В обоих случаях Ильич оказался живее всех живых, т.к. бронза подобным посягательствам поддается плохо.

17. На полу станции можно заметить едва различимый рисунок — между пилонами гранит имеет несколько иной оттенок, образуя широкие поперечные полосы.

18.

19. Поднимемся в вестибюль. Тот редкий случай, когда вместо простых перекрытий и стен было сделано нечто большее. Эскалаторный зал станции целиком является композицией «Спираль времени». Построенная из горельефов и барельефов, расположенных на стенах зала и олицетворяющих собой исторические события, спираль уходит на свод, закручиваюсь вокруг большой люстры.

20.

21. Начало спирали:

22. Композиция наполнена соцреалистичными мотивами, которыми когда-то была богата советская архитектура:

23.

24. Сейчас, конечно, такие лозунги как «Через трактор к социализму» вызывают улыбку.

25. Между тем детали композиции проработаны очень хорошо, их гораздо интересней разглядывать, чем сухие цитаты внизу на пилонах станции.

26. Нижняя часть спирали завершается словами «Миру мир!» и подчеркнута голубями, улетающими в небо дальше по спирали:

27.

28.

29. Как по мне, птицы прекрасны. Поднимаясь на эскалаторе на них гораздо приятней смотреть, чем на банальный побеленный потолок.

30.

Следующая остановка на станциях «Житомирская» и «Академгородок».

См. также:
Станции «Крещатик» и «Арсенальная»
Станции «Университет» и «Вокзальная»
Все публикации серии «Метро, которого нет»

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе «Киевметростроя» за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

tov-tob.livejournal.com

Достопримечательность рядом с метро Театральная в Москве

36

4.7

Красная площадь Достопримечательность Красная площадь

4.8

Большой Театр Театр Театральная площадь, 1

5

ЦУМ Торгово-развлекательный центр Петровка, 2

4.6

Театр им. А.П. Чехова Театр Камергерский переулок, 3

4.2

Мавзолей В.И. Ленина Достопримечательность Красная площадь

5

Камергерский переулок Достопримечательность Камергерский переулок

5

150₽ Малый театр Театр Театральный проезд, 1

5

Петровский Пассаж Торгово-развлекательный центр Неглинная, 13, корп. 1

5

Дом союзов Концертный зал Большая Дмитровка, 1

5

Доходный дом Воронцовой — Евдокимова — Шориной Достопримечательность Кузнецкий Мост, 7/6/9

5

Столешников переулок Достопримечательность Столешников переулок

5

Никольская улица Достопримечательность Никольская

5

Бывшая гостиница «Дюссо» Достопримечательность Театральный проезд, 3/2

5

Богоявленский монастырь Религия Богоявленский переулок, 2/6

5

Здание гостиницы «Националь» Достопримечательность Моховая, 15/1

5

Улица Охотный ряд Достопримечательность Охотный Ряд

5

Театральная площадь Достопримечательность Театральная площадь

5

Здание гостиницы «Москва» Достопримечательность Охотный Ряд, 2

4

Городская усадьба Мясоедовых Достопримечательность Кузнецкий Мост, 1/8

4

Доходный дом Сокол Достопримечательность Кузнецкий Мост, 3, корп. 2

4

Историко-архивный институт Достопримечательность Никольская, 15, корп. 1

4

Памятник А. П. Чехову Достопримечательность Тверская, 2

4

Здание Госбанка СССР Достопримечательность Неглинная, 12

3

Достопримечательности рядом с метро Театральная в Москве – гордость города, а для туристов – объект повышенного внимания и восхищения. Обязательны для посещения исторически значимые места, являющиеся свидетелями великого прошлого и жизни выдающихся деятелей ушедших эпох. В список примечательных мест нередко попадают улицы и бульвары, площади и парки, отличающиеся интересным обликом здания и сооружения, многообразные памятники (исторические, архитектурные, природные и другие). Достопримечательности рядом с метро Театральная в Москве, безусловно, заслуживают особого внимания, поскольку являются отражением истории города, неотъемлемыми слагаемыми его неповторимого образа.

Гиды

упоминается в 5 гидах

localway.ru

Театральная (станция метро, Москва) — это… Что такое Театральная (станция метро, Москва)?

Координаты: 55°45′28″ с. ш. 37°37′07″ в. д. / 55.757778° с. ш. 37.618611° в. д. (G) (O) (Я)55.757778, 37.618611

«Театральная»

Замоскворецкая линия

Московский метрополитен
Дата открытия:

11 сентября 1938 года

Проектное название:

Театральная

Прежние названия:

Площадь Свердлова (до 5 ноября 1990 года)

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

35 метров[1]

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

И. А. Фомин, И. Е. Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков[2]

Инженеры-конструкторы:

А. Ф. Денищенко, Н. М. Комаров[2]

Станцию возвело:

Шахта № 67-69 (СМУ-7) Мосметростроя (руководитель А. Танкилевич)

Выход к улицам:

Охотный ряд, Театральный проезд, Манежная площадь, Никольская

Переходы на станции:

Охотный ряд
Площадь Революции

Наземный транспорт:

А К, 12ц; Тб 2, 12, 33

Время открытия:

выход на Театральную площадь: 5:30
выход к Красной площади: 5:35

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

032

«Театральная» на Викискладе

«Театра́льная» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» — «Тверская», «Театральная» — «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название — «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина[3] и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия.[4] Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

«Театральная» связана переходами с двумя станциями — «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.

История

Проект станции «Площадь Свердлова» 1936 года[сн 1] Памятная доска в ознаменование открытия станции «Площадь Свердлова»

Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве.[5] В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.[6]

В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).[7]

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).[7]

Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым.[8] Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.[2]

Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро.[9] Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина».[10]

Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов.[3] 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».[2] В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд».[2] В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции.

В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры).[11] Станцию метро также переименовали в «Театральную»[2] (тем не менее на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года юго-восточный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.[12]

С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).[13]

Техническая характеристика

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[2] (глубина заложения — 35 метров[1]). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.[14]

Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями — 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.[14]

Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов.[14] Таких проёмов по 8 с каждой стороны.[3] Ширина каждого проёма — 3 метра, глубина — 2,8 метра, высота — 3,35 метра.[14]

Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.[14]

Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца — 7,9 метра, ширина — 75 сантиметров.[14] Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М.[15]

В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.[16]

Ордината оси станции — ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией.[17] К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении — «Театральная» — «Тверская»; в чётном направлении — «Театральная» — «Новокузнецкая»[сн 2]. На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.

  • Проекты станции «Театральная»
  • Фрагмент поперечного разреза

Архитектура и оформление

Станция

Посадочная платформа Оформление свода

Станция стала последней работой архитектора И. А. Фомина.[3] В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные ворота».[3] Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами — занавес.[18] По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».[3] После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.[18]

Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал.[19] Он оформлен по мотивам дорического ордера.[18] Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз,[19] опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения.[18] Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода.[20] Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции.[21] Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.[20]

Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции.[20] Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.[22]

Фарфоровые фигурки на станции «Театральная»

Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами.[23] Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР.[18] Фигурки имеют высоту около метра.[24] Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах.[23] Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина.[21] Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько.[20]. Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста».[21] Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов.[23] Все барельефы — белые с лёгкой позолотой.[8]

Станция решена в тонах белого цвета.[1] Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки.[8] Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка[1]. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.[8]

Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).[8]

Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке.[18] Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой».[8]

Вестибюли

Вестибюль станций «Театральная» и «Площадь Революции» Вестибюль станций «Театральная» и «Охотный ряд»

Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.[25]

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам.[25] Выход из метро находится в самом эскалаторном зале.

Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична.[26] Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход — настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.[27]

Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом.[28]. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором,[18] на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое — «Площадь Свердлова».

Переходы

Переход c «Площади Революции» на «Театральную» Переходный тоннель на станцию «Охотный ряд»

Переходы на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором.[18] На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца[29] (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло»,[18] над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов — М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Далее к «Охотному ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной.[29] Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы — супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова.[29]

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор — Н. Н. Андриканис.[30] Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое — мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали).[30] Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники,[30] но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.[30]

В 1974 году было построено ещё два перехода — из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный ряд» к торцу «Театральной». В конце перехода с «Охотного ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент.[31]

Пересадки

Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями — по подземным переходам и через общие наземные вестибюли.[32] Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».

Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, — через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный ряд». Затраченное время составит около 2,5 минут. С «Охотного ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.[32]

Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки — подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.[32]

Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный ряд» совершили 241 000 человек, а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» — 209 300 человек.[33]

Режим работы

Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь — в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи.[34] Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 49 минут 15 секунд, первый состав в сторону «Красногвардейской» — в 5 часов 43 минуты 25 секунд.[35]

Расположение

Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка, 2.[36] Выход на Театральную площадь. Южный вестибюль выходит на площадь Революции.

Наземный общественный транспорт

Вблизи северного вестибюля станции на Театральном проезде расположена остановка «Театральная площадь» автобусов № К, 12ц и троллейбусов № 2, 12, 33.

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[37][38]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № К (кольцевой) «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад» Театральная площадь Улица Балчуг
авт. № 12ц «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Ледовый дворец Ст. метро «Китай-город»
тр. № 2 «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город» Фили Ст. метро «Китай-город»
тр. № 12 «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Больница МПС Ст. метро «Китай-город»
тр. № 33 «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Кропоткинская», «Боровицкая» Улица Кравченко Ст. метро «Китай-город»

Достопримечательности

Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей.[сн 4]

Примечания

Сноски

  1. Проект 1936 года был почти в точности реализован; были установлены дополнительные светильники над скамьями
  2. О средствах сигнализации и связи на них см. статью Средства сигнализации и связи // Замоскворецкая линия
  3. На плане не показаны переходы и гермозатворы, появившиеся после открытия станции
  4. В статье указаны только те достопримечательности, которые перечислены на информационных щитах станции

Источники

  1. 1 2 3 4 Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — С. 61—62.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Театральная. Официальный сайт Московского метрополитена. Архивировано из первоисточника 23 декабря 2012. Проверено 21 декабря 2012.
  3. 1 2 3 4 5 6 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 39
  4. Перронный зал. reestr.answerpro.ru. Архивировано из первоисточника 20 мая 2012. Проверено 28 января 2012.
  5. Предыстория. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 13 октября 2011.
  6. Нереализованные проекты станций московского метро. moscowwalks.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 13 октября 2011.
  7. 1 2 Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 13 октября 2011.
  8. 1 2 3 4 5 6 Зеленин, Кравец, Маковский, 1941, с. 43
  9. Москва цвета солдатской шинели. his.1september.ru. Архивировано из первоисточника 25 января 2012. Проверено 11 ноября 2010.
  10. Военное подземелье, metro.molot.ru. Проверено 18 октября 2011.
  11. Театральная площадь. Имена московских улиц. Топонимический словарь. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 17 октября 2011.
  12. Замоскворецкая линия. Станция «Театральная». news.metro.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 18 октября 2011.
  13. «Комстар – ОТС» запускает сеть WI-FI в метро. wifi.coms

dic.academic.ru