History кинель – Городской округ Кинель | Историческая справка

Городской округ Кинель | Историческая справка

История городского округа Кинель

Город Кинель Самарской (до 25.01.1991 года — Куйбышевской) области расположен в 40 км от областною центра. Временем рождения города считается 1837 год.

Кинель расположен на левом берегу реки Большой Кинель, при слиянии рек Б.Кинель и Самара. До 20-х годов 19 века на этом бассейне богатейшая земля пустовала.

Когда-то, в начале 30-х годов 19 века, на этих плодородных землях возникло маленькое поселение Студенец, состоявшее из восемнадцати семей удельных крестьян. Причиной поселения явилось обилие воды, равнинность рельефа, разнообразие почв, лугов и пастбищ, пойменных лесов, рек и озер, богатых рыбой и водоплавающей птицей. Здесь пролегала почтовая дорога между городами Самара и Оренбург. На этом месте в 1837 году и возник небольшой железнодорожный поселок, название которому дали «Кинель» — по имени протекавшей рядом реки.

С 6 декабря 1850 года вся эта территория стала подведомственной Самарской губернии.

12 августа 1875 года в Самаре впервые раздался свисток локомотива. А вскоре железнодорожная линия Оренбург — Самара через Кинель была принята в эксплуатацию. Официальное открытие её состоялось 1 января 1877 года. Именно в этот день небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией Кинель, с 1888 года — узловой.

По мнению отдельных краеведов в 1877 году станция называлась Чарыковская по имени помещика, на землях которого были построены и село, и станция. С 1895 года растущее пристанционное село и станция слились в единый населенный пункт с общим названием Кинель.

 По переписи на 28 января 1897 года общее число жителей насчитывалось 1700 человек. К 1910 году население Кинеля, после образования Самарского сельскохозяйственного училища (1903г.), заметно выросло и дошло до 3013 жителей.

К 1916 году Кинель — станция 1 класса была отнесена к крупнейшим станциям России того времени. И уже тогда можно было говорить о железной дороге, как о градообразующей отрасли для города.

По переписи населения на 1 мая 1931 года насчитывалось уже около 8300 человек, в том числе в микрорайонах Новые Студенцы, сельскохозяйственный институт, Советы, Речка, Горный, Можаро-Минаевский, Иван-Часы (Елшняги), Лебедь. Перед войной в 1939 году население поселка Кинель составило 17 160 человек.

Большие изменения в поселке произошли за годы Советской власти. 30 января 1930 года село (поселок) отнесено к категории рабочих поселков (см. Справочник.: Государственный архив Куйбышевской области и его филиалы. с.278).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года поселок Кинель переименован в город районного подчинения Кинель (см. книгу » Дополнение к справочнику административно — территориального деления Союзных республик». Издание информационных статей при службе Президиума Верховного Совета СССР. — М.. 1944. — С.6). С изданием указа был избран исполнительный комитет Кинельского городского Совета депутатов трудящихся.

В конце войны Кинель был маленьким городком, являясь райцентром. Население сосредотачивалось вблизи станции с северной и южной сторон.

По мере развития железнодорожного хозяйства развивалось также и городское. В 1957 году, как только в Кинеле был построен свой асфальтовый завод, дороги на улицах города начали понемногу покрываться асфальтом. В начале 60-х годов с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ, автомагистраль как с выходом из г. Кинель, так и в направлении городов Куйбышев и Отрадный также была заасфальтирована. Большая асфальтовая дорога была проведена в направлении с.Бобровка и М.Малышевка. с появлением хороших асфальтовых дорог, созданное в 1958 году автотранспортное предприятие начало организовывать регулярное автобусное движение в г. Куйбышев, с. М.Малышевка и по другим маршрутам, а также внутри города.

К началу 1963 года население города выросло до 35 тысяч человек. В связи с этим, указом президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 году город Кинель районного подчинения был преобразован в город областного подчинения.

К 25-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в 1970 году был заложен парк Победы с обелиском в память погибшим на фронтах землякам. Обелиск представлял собой усеченную 4-х гранную пирамиду с пятиконечной звездой на вершине и с барельефным изображением Золотой Звезды Героя Советского Союза на лицевой стороне. Парк Победы, в 1985 году был реконструирован. Сегодня обелиск представляет собой красивую композицию трех винтовочных штыков, направленных ввысь, с вечным огнем в основании.

Границы города — городская черта — определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Городская черта г. Кинель установлена решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687 на общей площади 5288 га и дополнительными решениями о передаче земель в ведение города.

В настоящее время в административные границы городского округа входят микрорайоны Лебедь, Елшняги, Горный, поселок Алексеевка, поселок Усть — Кинельский с населенными пунктами Студенцы, Советы, Мельница.

Численность населения городского округа на 01.01.2011 года составляет 54,763 тысячи человек. В границах городского округа осуществляется местное самоуправление, которое является формой народовластия, обеспечивающей населению Кинеля возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Выборными органами местного самоуправления в городе являются Дума городского округа Кинель и глава городского округа. Исполнительным органом городского самоуправления является администрация городского округа Кинель.

Кинель расположен в центральной части Самарской губернии и занимает очень выгодное транспортно-географическое положение. Наш город выполняет важную транспортную функцию среди городов России. Маленькой точкой отмечен он на географической карте, но является одной из крупнейших в мире узловых станций.

museum.samgd.ru

История города Кинель — КинельГид

Век XIX

Кинель как поселение был основан в 1837 году Бобровскими крестьянами по ерику Язевки (река расположенная на северной стороне города между улицами Энгельса и Рабочая).

1 января 1877 года, на станцию Кинель (до 1884 года станция Чарыковская) прибыл первый железнодорожный поезд. В то время станция являлась собственностью оренбуржских купцов, которые и занимались строительством этой ветви железной дороги. 1888 станции Кинель был присвоен второй класс, она стала узловой станцией, работающей по направлениям Кинель-Самара, Кинель-Похвестнево и Кинель-Бузулук. Так же нужно отметить и тот факт, что земли под строительство железнодорожных путей у крестьян выкупали, но зачастую приходилось вмешиваться комиссии. Крестьяне жаловались о убытках связанных с потерей земли, и в итоге получили большие денежные компенсации и акции ЖД.

В 1885 году было построено здание вокзала, которое и сегодня используется по назначению.

Век XX

Начался новый век насыщены событиями как хорошими так и трагичными для всего государства Российского, волна реформ и революционных кружков коснулась и Кинель.

В апреле 1901 года в сельхозучилище был проведён обыск, были обнаружены листовки, обыск проводил инспектор Мещерский. Чуть ранее в марте месяце в пос. Алексеевка открыла свою работу грязелечебница, на восемь ванн. В начале апреля в с. Малая Малышевка была открыта больница, в мае на станции Кинель открылась камера хранения. А в октябре этого же года на станцию прибыл князь Константин, который в свою очередь осмотрел вокзал и депо, отметив чистоту и порядок. Следующий год 1902, для Кинельского района обернулся трагедией, во многих посёлках случились пожары. В июне в с. Бобровка сгорела 9 домов, в сентябре в с. Малая Малышевка сгорело 45 домов. Самый крупный пожар обрушился на с. Домашка где на тот момент проживало около 4 тысяч крестьян, за несколько часов огонь уничтожил 539 дворов из 756 имеющихся в селе на тот момент. Людям пришлось зимовать в землянках. Погорельцам была оказана помощь губернатором.

1903-1904 года были годами революционной пропаганды, обширным агитациям и кружкам не мешала даже то что в 1904 году началась русско — японская война. В г. Кинель было объявлено военное положение и всеобщая мобилизация. Далее идут долгие и кровопролитные времена, трагичные как для жителей Кинеля так и для всей России.

1928 году Самарском округе было образованно 11 районов, одним из них стал Кинельский сельский район, центром которого стал г. Кинель (на тот момент наименовался как рабочие село). В сентябре был избран исполком, первым председателем стал Чигин. В этом же году начали создавать первые колхозы.

Материал проходит корректировку и будет дополнен.

Специально для КИНЕЛЬГИД.©

kinelgid.ru

История — Сайт администрации Городского округа Кинель

Город Кинель Самарской (до 25.01.1991 года — Куйбышевской) области расположен в 40 км от областного центра. Временем рождения города считается 1837 год.

Кинель расположен на левом берегу реки Большой Кинель, при слиянии рек Б.Кинель и Самара. До 20-х годов 19 века на этом бассейне богатейшая земля пустовала.

Когда-то, в начале 30-х годов 19 века, на этих плодородных землях возникло маленькое поселение Студенец, состоявшее из восемнадцати семей удельных крестьян. Причиной поселения явилось обилие воды, равнинность рельефа, разнообразие почв, лугов и пастбищ, пойменных лесов, рек и озер, богатых рыбой и водоплавающей птицей. Здесь пролегала почтовая дорога между городами Самара и Оренбург. На этом месте в 1837 году и возник небольшой железнодорожный поселок, название которому дали «Кинель» — по имени протекавшей рядом реки.

С 6 декабря 1850 года вся эта территория стала подведомственной Самарской губернии.

12 августа 1875 года в Самаре впервые раздался свисток локомотива. А вскоре железнодорожная линия Оренбург — Самара через Кинель была принята в эксплуатацию. Официальное открытие её состоялось 1 января 1877 года. Именно в этот день небольшой поселок стал именоваться железнодорожной станцией Кинель, с 1888 года — узловой.

По мнению отдельных краеведов в 1877 году станция называлась Чарыковская по имени помещика, на землях которого были построены и село, и станция. С 1895 года растущее пристанционное село и станция слились в единый населенный пункт с общим названием Кинель.

По переписи на 28 января 1897 года общее число жителей насчитывалось 1700 человек. К 1910 году население Кинеля, после образования Самарского сельскохозяйственного училища (1903г.), заметно выросло и дошло до 3013 жителей.

К 1916 году Кинель — станция 1 класса была отнесена к крупнейшим станциям России того времени. И уже тогда можно было говорить о железной дороге, как о градообразующей отрасли для города.

По переписи населения на 1 мая 1931 года насчитывалось уже около 8300 человек, в том числе в микрорайонах Новые Студенцы, сельскохозяйственный институт, Советы, Речка, Горный, Можаро-Минаевский, Иван-Часы (Елшняги), Лебедь. Перед войной в 1939 году население поселка Кинель составило 17 160 человек.

Большие изменения в поселке произошли за годы Советской власти. 30 января 1930 года село (поселок) отнесено к категории рабочих поселков (см. Справочник.: Государственный архив Куйбышевской области и его филиалы. С.278 ).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года поселок Кинель переименован в город районного подчинения Кинель (см. книгу » Дополнение к справочнику административно — территориального деления Союзных республик». Издание информационных статей при службе Президиума Верховного Совета СССР. — М.. 1944. — С.6). С изданием указа был избран исполнительный комитет Кинельского городского Совета депутатов трудящихся.

В конце войны Кинель был маленьким городком, являясь райцентром. Население сосредотачивалось вблизи станции с северной и южной сторон.

По мере развития железнодорожного хозяйства развивалось также и городское. В 1957 году, как только в Кинеле был построен свой асфальтовый завод, дороги на улицах города начали понемногу покрываться асфальтом. В начале 60-х годов с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ, автомагистраль как с выходом из г. Кинель, так и в направлении городов Куйбышев и Отрадный также была заасфальтирована. Большая асфальтовая дорога была проведена в направлении с.Бобровка и М.Малышевка. с появлением хороших асфальтовых дорог, созданное в 1958 году автотранспортное предприятие начало организовывать регулярное автобусное движение в г. Куйбышев, с. М.Малышевка и по другим маршрутам, а также внутри города.

К началу 1963 года население города выросло до 35 тысяч человек. В связи с этим, указом президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 году город Кинель районного подчинения был преобразован в город областного подчинения.

К 25-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, в 1970 году был заложен парк Победы с обелиском в память погибшим на фронтах землякам. Обелиск представлял собой усеченную четырехгранную пирамиду с пятиконечной звездой на вершине и с барельефным изображением Золотой Звезды Героя Советского Союза на лицевой стороне. Парк Победы, в 1985 году был реконструирован. Сегодня обелиск представляет собой красивую композицию трех винтовочных штыков, направленных ввысь, с вечным огнем в основании.

Границы города — городская черта — определяет территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Городская черта г. Кинель установлена решением исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся от 15 октября 1976 года № 687 на общей площади 5288 га и дополнительными решениями о передаче земель в ведение города.

В настоящее время в административные границы городского округа входят микрорайоны Лебедь, Елшняги, Горный, поселок Алексеевка, поселок Усть — Кинельский с населенными пунктами Студенцы, Советы, Мельница.

Численность населения городского округа на 1 января 2017 года составляет 57,855 тыс. человек, в том числе:              г. Кинель – 35,321 тыс. человек, п.г.т. Алексеевка – 11,150 тыс. человек, п.г.т. Усть-Кинельский – 11,384 тыс. человек. В границах городского округа осуществляется местное самоуправление, которое является формой народовластия, обеспечивающей населению Кинеля возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Выборными органами местного самоуправления в городе являются Дума городского округа Кинель и глава городского округа. Исполнительным органом городского самоуправления является администрация городского округа Кинель.

Кинель расположен в центральной части Самарской губернии и занимает очень выгодное транспортно-географическое положение. Наш город выполняет важную транспортную функцию среди городов России. Маленькой точкой отмечен он на географической карте, но является одной из крупнейших в мире узловых станций.

xn--c1acbljimlat3k.xn--p1ai

Кинель

В 922 году через заволжские степи в направлении Булгарского царства проследовал караван посольства багдадского халифа. Впоследствии секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан по результатам это поездки написал трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский язык – «Записки»). И вот здесь, на страницах его труда, можно найти самое первое литературное упоминание о реке Кинал, которая протекает по Среднему Заволжью и впадает в реку Самур. Ныне эти реки мы знаем под названиями Большой Кинель и Самара (рис. 1).

По названию реки

Как сказано в книге «Самарская топонимика» (авторы В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман и Ю.Н. Смирнов), слово «Кинель» имеет свое происхождение из тюркских языков. И далее сказано: «Сравните татарское «кин» — «широкий», «широко», «киняю» — «шириться, расширяться, увеличиваться», «кинеюле» — «расширяемый». В тюркских же языках известны нарицательные «ел», «ёл» в значении «река», «речной путь». Отсюда Кинель – «широкая, расширяющаяся (во время половодья) река».

В течение столетий, минувших со времени путешествия по Заволжью Ахмеда Ибн-Фадлана, на берегах реки Кинель появилось немало различных сел и деревень. В их числе в начале 30-х годов XIX века в 40 верстах от уездного города Самары было основано маленькое поселение Студенец, поначалу состоявшее лишь из 18 дворов удельных крестьян. Переселенцам приглянулось обилие лугов и пастбищ в этих местах, почти нетронутые пойменные леса и многочисленные озёра, богатые рыбой и водоплавающей птицей, и вдоль берегов Кинеля было основано еще несколько сёл – Чарыковка, Сколково, Богдановка, Георгиевка, Покровка, Веретяевка, Кривая Лука, и другие (рис. 2-8).

Поскольку совсем рядом с новым поселением пролегала оживленная почтовая дорога, соединявшая между собой города Самару и Оренбург, село Студенцы быстро стало расти и развиваться. Именно на его месте в 1837 году и возник придорожный поселок, который по имени протекавшей рядом реки получил название Кинель. В 1851 году он оказался в пределах созданной по указу императора Николая I обширной Самарской губернии.

В 1859-1860 годах, уже при следующем государе Александре II, в Российской империи началось большое железнодорожное строительство. При этом до берегов Волги, а именно до станции Сызрань, чугунные рельсы смогли дойти только через 15 лет. Хотя к тому моменту железнодорожный мост через Волгу еще только проектировался, уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках, которые по мере готовности вводились во временную эксплуатацию. К строительству привлекались крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. В результате постоянное движение на этой линии через Самару и Кинель до Оренбурга протяженностью 507,3 версты открылось 1 января 1877 года (рис. 9-23).

Позже от станции Кинель началось строительство ещё одной ветки рельсового пути в направлении Уфы, которая затем пошла на Южный Урал, до города Златоуста. Так начиналась Самаро-Златоустовская железная дорога, на которой станция Кинель с 1888 года стала одним из самых крупных транспортных узлов. С того момента жизнь значительной части здешнего населения стала неразрывно связанной с работой проходящей через посёлок стальной магистрали. Уже тогда можно было говорить о железной дороге как о градообразующей отрасли для этого населённого пункта (рис. 24-26).

После 1895 года в состав пристанционного посёлка Кинель вошла и соседняя деревенька Чарыковка, названная так по фамилии владельца земель, на которых и была построена железнодорожная станция. Согласно переписи населения, проходившей 28 января 1897 года, общее число жителей Кинеля превысило 1700 человек. В 1903 года на его окраине было открыто сельскохозяйственное училище (впоследствии – Самарский сельскохозяйственный институт), и в итоге к 1910 году число жителей посёлка достигло 3 тысячи человек.

В 1916 году Кинелю был присвоен статус железнодорожной станции 1 класса. Это означало, что с того момента она стала относиться к числу крупнейших транспортных развязок России дореволюционного времени (27-36).

Огненная трагедия

Однако незадолго до этого события железнодорожный узел Кинель стал жертвой страшного пожара. Как свидетельствуют газеты того времени, в 3 часа пополудни 21 июня 1911 года в районе станции загорелся сарай, и уже через полчаса от него пылали дома на двух соседних улицах. Между тем всё оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу, и, конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать. В итоге уже через час с небольшим огонь перекинулся через пути на другую сторону поселка.

Когда загорелась железнодорожная станция, в Кинеле началась невообразимая паника. Вскоре уже пылали прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того – в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.

К 8 часам вечера из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги. Однако к тому времени пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном тушили лишь дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня (рис. 37-41).

Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до того построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле до пожара были деревянными, и их, конечно же, в тот страшный вечер целиком поглотила огненная стихия. В общей сложности из 530 зданий, которые в этом поселке состояли на учёте до 21 июня 1911 года, целыми остались только 26, в их числе – уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.

По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого не сумели его вынести из загоревшегося дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.

По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого полностью подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. А лишившиеся жилья кинельцы в течение всех ремонтных работ ходили вдоль вагонов остановленных поездов и просили милостыню. Справедливости ради следует сказать, что им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель здесь останавливались проходящие поезда (рис. 42).

В целом же кинельская трагедии заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и ряд финансово-строительных льгот, введенных решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году Кинель почти целиком воскрес буквально из пепла. Однако разгоревшиеся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 года надолго затормозили процесс их восстановления.

Советские годы

В течение первого десятилетия советской власти на железной дороге, как и по всей стране, из-за разрухи и экономического хаоса не строилось никаких новых объектов. Сил и средств у железнодорожников хватало лишь на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии доставшиеся от царской России сооружения, линии и подвижной состав. Лишь в конце 20-х годов, когда был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в Кинеле впервые после революционных событий и гражданской войны началось новое же

xn—-7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai

История возникновения города Кинель Самарской области

Город Кинель расположен в Самарской области, в 40км от областного центра — г.Самара (до 1991 года г.Куйбышев). Население города на сегодняшний день насчитывает более 57 000 жителей. В национальный состав населения входят русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, белорусы, казахи, башкиры, марийцы, евреи, немцы и другие народы. Кинель расположен на берегу реки «Большой Кинель» при впадении ее в реку «Самара». В состав городского округа Кинель входят три населенных пункта: г.Кинель, пос.Алексеевка и пос.Усть-Кинельский (СХИ).

Развитие города началось в начале 30-х годов с образования поселения удельных крестьян, которое называлось «Студенец». Данное поселение возникло благодаря наличию плодородных почв и удобного месторасположения около рек, богатых рыбой. В 1837 году на данном месте был образован поселок, он возник благодаря удобной дорожной развязке, проходящей в этом месте почтовой дороге Самара-Оренбург. Данный поселок был назван Кинель, в честь реки, около которой он был расположен.

Немного позднее, в 1875 году, когда Кинель уже был подведомственен Самарской губернии, через него была организована железнодорожная линия Оренбург-Самара, в результате чего появилась железнодорожная станция Кинель, расположенная в центре поселка.

После образования Сельскохозяйственного училища в 1903 году, население Кинеля значительно возросло, практически в два раза, с 1700 человек до 3000.

После 1916 года в Кинеле была построена масштабная железнодорожная развязка, благодаря этому появились рабочие места, увеличился прирост населения и поселок уже стал перерастать в город. А 16 марта 1944 года поселок Кинель был официально переименован в город районного подчинения Кинель. После этого события город стал развиваться вместе с железной дорогой, строились новые развязки и пути.

После Великой Отечественный войны город стал развиваться не зависимо от железной дороги, появился собственный асфальтовый завод, в результате чего дороги улиц преобразились. В настоящее время город Кинель является одной из крупнейших узловых станций в мире, благодаря выгодному месторасположению.

www.kinelcity.ru

Городской округ Кинель | Фотогалерея

Вокзал

Паровозное депо постройки 1885

48школа

Ателье

Больница 1936

Почтамт

Райком
  

Строительствомоста через р. Кинель. 1960

40-летие Победы

Баня №1 по ул. Шоссейной

Вид ДКЖ с ул. Некрасова 1985 г.

Возложение цветов к обелиску 09.05.70 г.

Гастроном на ул. Советской

Дом культуры железнодорожников (ДКЖ) (1963 г.)

Железнодорожный переезд

Здание Горкома КПСС и Горсовета 1985 г.

Карта

Переделанный обелиск с вечным огнем 1985 г.

Поле стадиона Локомотив

Средняя школа №48 (с 1954 г.)

Cредняя школа №48 вид с ул. 50 лет Октября

Средняя школа №9-25-60-46 (1933-1976 гг.)

 

Стадион Локомотив вид с ул. Маяковского

Ул. Д. Бедного

Школа №1 (с 1968 г.)

Школа №2 (с 1982 г.) п. Усть-Кинельский

Школа №3 (с 1976 г.), бывшая №1 (1938-1968 гг.)

Школа №45 (с 1963г.) вид с ул. Ульяновской

Школа №46 (с 1951 г.)

Школа №48

 

museum.samgd.ru

160 ВЕРСТА — город КИНЕЛЬ: honzales

Не могу не поделиться интересным мнением об истории города Кинеля, несколько расходящимся с общепринятым, от Константина Николаевича Сименко.
Материал дополню несколькими картами, о которых упоминает автор, но изображений которых нет в исходной статье.
Итак, слово К.Н. Сименко::

Вторая половина 19 века. Строительство железной дороги в границах будущей станции Кинель.

Интересные факты обнаружились в документальных источниках второй половины девятнадцатого века

Споры о дате основания того или иного населенного пункта — вопрос не новый. Совсем недавно историки усомнились в истинном возрасте Самары. Помнятся и дебаты вокруг «тысячелетия» Казани…

Главный вопрос в этой теме: что считать датой основания населенного пункта? Первое летописное упоминание или день, когда была поставлена первая крепость. А что же не так с нашим городом?
На этот вопрос газете ответил Константин СИМЕНКО, магистр экологии, методист Самарского областного центра детско-юношеского туризма и краеведения Центра социализации молодежи.

Анализируя и обобщая информацию о дате основания современного города Кинеля из различных документов, можно сделать вывод, что за основу взята фраза, переносимая из источника в источник: «Железная дорога прошла рядом с маленьким сельцом — Новые Студенцы, с населением 174 человека, возникшим как населенный пункт в 1837 году и расположенным на левом рукаве реки Большой Кинель». Что касается фразы: «… село Новый Студенец… расположено на левом берегу реки Большой Кинель» — это неверно ни с географической, ни с исторической точек зрения.

Мною был проведен анализ картографического и литературного материала Российской Империи, начиная с XVIII века и до двадцатого столетия, в поисках изначального расположения Кинеля и села Новые Студенцы.

Карты съемки военных топографов Российской империи под руководством А. И. Менде 1861 года и карты главного топографа военно-топографического отдела Главного Российского штаба

И. А. Стрельбицкого 1870 года, а также пояснения к ним, подтверждают: на месте современного города Кинеля в это время не существовало никакого населенного пункта.

Ну что тут можно добавить?

Разве что ПГМ — План Генерального Межевания, показывающий, что никакого Кинеля на его нынешнем месте до начала строительства железной дороги не было — впрочем, об этом мне известно давным-давно, а вот «отцам города» выгодней иная точка зрения, да…:


Но прслушаем же К.Н. Сименко далее:

А село Новый Студенец расположено на правом берегу реки Большой Кинель.

Есть и еще одна карта — действительно, село Студенцы — на правом берегу р. Б. Кинель:

В то же время из пояснительных докладных записок военного картографа К. Теннера к карте 1861 года следует, что, «…пойма реки Большой Кинель в квадрате V-II (месторасположение современного г. Кинель — ред.) на высотах 16,0-18,0 заболочена, проходимость в радиусе 7,5 верст крайне ограничена… безлюдна…». То же касается и карты 1870 года.

Я так понимаю — речь об этой карте:

Еще одним доказательством служат материалы Военно-статистического обозрения Российской Империи Департамента генерального штаба за 1853 год. В данном издании дается полное природно-хозяйственное и статистическое описание Самарской губернии. А также алфавитный список селений, где присутствуют:


  • пригород Алексеевск (176 дворов),

  • село Бобровка (243 двора),

  • деревня Студенец Новый (62 двора),

  • село Кривая Лука (177 дворов) и другие, но нет упоминания о населенном пункте на территории будущего Кинеля.


История возникновения нашего города начинается с подписания Александром II указа от 26 января 1857 года о сооружении первой сети железных дорог в России. Этот указ положил начало строительству будущей Транссибирской железнодорожной магистрали и возникновению новых населенных пунктов на карте России. В 1871 году выходит Высочайшее решение на сооружение Самаро-Оренбургской железной дороги, в 1874-м — утверждается проект железной дороги и начинается ее строительство от Сызрани, через Самару, Бузулук до Оренбурга.

Со станции Смышляевка железная дорога через деревянный мост реки Падовка проходила по ее левому берегу, где сейчас располагается пивоваренный завод «Балтика». Здесь же размещалась станция «Падовская». Затем железнодорожная ветка проходила по северной окраине современного поселка Усть-Кинельский, у села Новый Студенец через паромную переправу пересекала реку Большой Кинель, и через восемь верст, на земле, принадлежащей Валерию Ивановичу Чарыкову (на то время вятскому губернатору), начинается строительство узловой станции, которая на тот момент числилась, как 160 верста.

Приведу данные из отчета техника-строителя Оренбургской железной дороги И. Гордона: «28 августа 1874 года принимали в селе Бобровка на почте рабочий инвентарь, прибыли два геодезиста… 29 августа встречался с управляющим землевладельца Чарыкова…». И вот еще из его записей: «Земли, отчуждаемые под строительство станции, — неугодья, весной попадают под разлив р. Кинель. Поселения и времянки отсутствуют… 1 октября закончена разбивка и отсыпка двух десятин под строительство казарм и подсобных строений для жилья…» (Дневник И. Гордон, арх. Брест-Моск. ж.д. — ред.).

Станция на 160 версте Самаро-Оренбургской железной дороги была построена в конце 1875 года. Тогда это была маленькая промежуточная станция, находившаяся в ведении частной компании оренбургских купцов. Правление железной дороги в знак уважения к бывшему землевладельцу В. И. Чарыкову, назвало ее «Чарыковская». Это название подтверждается рядом дореволюционных источников. для примера назову один из них — «Материалы по гипсометрии Европейской России: свод высот нивелировки железных дорог и каталог высот над уровнем моря железнодорожных станций» А. А. Тилло, 1884 год — «…станция Чарыковская — 227.94.1».

Историю же изменений названий железнодорожного пункта «160 верста» на Самаро-Оренбургской, а затем Самаро-Златоустовской железной дороге можно проследить в Адрес-календарях и памятных книжках Самарской губернии за XIX век. Из этого следует, что четырнадцать лет, со дня своего открытия в 1875 году и до 1889 года, станция на 160 версте носила название «Чарыковская». И в 1889 году впервые на карте Самарской области появляется станция и пристанционный поселок — Кинель.

Дело в том, что еще в 1885 году, после смерти Валерия Ивановича Чарыкова его сын, Николай Валерьевич Чарыков, обратился в уездную управу и к руководству железной дороги с просьбой о переименовании станции «Чарыковская». Он обосновал эту просьбу неэтичностью использования фамилии древнего гербового дворянского рода в местах общего пользования. Так как в народе станцию называли «Чарыковка», как, впрочем, и другие: «Падовская» — «Падовка», «Георгиевская» — «Георгиевка» и т. д. Это и послужило главным поводом к переименованию. При этом большинство авторов связывает название станции Кинель с именем протекавшей рядом реки. Но, предположительно, это название стало правопреемником названия разъезда «Кинельский» на 152-й версте, располагавшегося на берегу одноименной реки.

Подводя итог, можно сказать: официальных источников, подтверждающих возникновение города Кинеля в 1837 году, нет.
Остается открытым вопрос, кто и когда первым высказал данное мнение.

Город Кинель был основан в 1875 году на пустых, незаселенных землях как железнодорожная станция «Чарыковская» Оренбургской железной дороги, и село Новый Студенец не является местом его основания. Свое современное имя город получил в 1889 году, по названию разъезда «Кинельский», находившегося на 152-й версте.

Источник:

статья Елены ВАСИНОЙ «160 ВЕРСТА — ст. «ЧАРЫКОВСКАЯ» — город КИНЕЛЬ», газета «Кинельская жизнь», Выпуск № 30 [1] (1017) от 31.07.2017 г.


honzales.livejournal.com