История московский метрополитен – ГУП «Московский метрополитен»

Содержание

История Московского метрополитена — Биографии и справки

ГУП «Московский метрополитен» (полное название — Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина») — система скоростного внеуличного транспорта Москвы.

Первые поездки

Постановление «О строительстве Московского Метрополитена» было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Строительство началось в 1932 году.

15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники».

15 мая 1935 года была открыта первая линия «Сокольники» — «Парк культуры» («Крымская площадь») с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее — «Александровский сад» («Имени Коминтерна») — «Смоленская» с тремя станциями, 2,4 км. По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек. С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал большую популярность среди горожан и гостей столицы.

Спустя год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.

Первые станции

Первые станции проектировали и оформляли известные архитекторы и художники — Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Станции, больше похожие на подземные дворцы, были украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению подземных перронов и переходов. 

В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция «Маяковская» (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена «Гран-при».

Метро во время и после войны

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем.

tass.ru

История метро в Москве и интересные факты о Московском метрополитене на MsMap.ru

Московский метрополитен осуществляет до 55–60% всех перевозок пассажиров в черте города. Исторически он стал первым в тогдашнем СССР, и до сих пор остается крупнейшим на постсоветском пространстве. В мировом масштабе более интенсивно используется метрополитен всего 3 городов — Токио, Сеула и Пекина.

Свою историю метрополитен начал еще с 15 мая 1935 г., когда его открыли для всеобщего пользования, хотя пробные рейсы осуществлялись с момента пуска первого поезда в октябре 1934 г. Первые станции строились с размахом, оформлялись архитектурно, напоминая дворцы. Постановление «Об устранении излишеств…» появилось лишь в 1955 г., после чего скорость строительства возросла, а станции стали несколько проще и дешевле, без индивидуальных проектов для каждой.

Первая линия была всего 11,6 км длиной, соединяла 13 станций, между которыми ходило 12 поездов по 4 вагона. От ст. Сокольники до ст. Охотный ряд шла одна линия, которая потом разветвлялась на две: до ст. Парк Культуры и ст. Смоленская.

Изначально метрополитен носил имя Л. М. Кагановича, который в 1931 г. представил доклад на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященный необходимости ввода метро. Именно тогда и было принято решение о строительстве. Но с 1955 г. был переименован, называясь до сих пор Московским метрополитеном им. В. И. Ленина.

Во время ВОВ метро использовалось в качестве бомбоубежища. Но как только налеты немецкой авиации прекратились, метро стали не только восстанавливать, но и дальше достраивать. Новые линии метро велись даже в годы войны, о чем есть памятные таблички на 7 станциях.

Послевоенные станции строились также с учетом возможности превращения их в бомбоубежища, но уже в случае ядерного, бактериологического или химического удара. Так появились станции глубокого заложения. Впрочем, герметичными дверями оборудованы выходы всех станций и тоннели, везде есть дизельные электростанции и вентиляционные шахты с фильтрами.

Сейчас метрополитен насчитывает 12 линий метро, число станций достигло 192, есть 27 пересадочных узлов. Лишь 10 станций являются наземными и 5 надземными (на мостах и эстакадах), остальные подземные (93 мелкого заложения и 74 глубокого). Общая протяженность превысила уже 320,9 км. Ежедневно здесь перевозится порядка 8–9 млн. пассажиров. Как и остальная транспортная сеть, метро также имеет радиально-кольцевую структуру. Кроме классических подземных линий метро, в Москве есть наземные линии, линии легкого метро, а также наземный монорельс.

На сегодняшний день проездные билеты являются бесконтактными (бесконтактные билеты и смарт-карты): транспортная карта прикладывается в валидатору автоматического турникета на входе и выходе из метрополитена. Есть билеты на одиночные поездки и более выгодные многоразовые проездные, появились билеты на 90 минут. Единые билеты подходят на весь общественный транспорт города.

Московский метрополитен — это не только удобная и доступная составляющая транспортной системы, но еще и памятник архитектуры. Многие станции выделяются богатой отделкой, так что здесь можно ознакомиться с примерами архитектуры и искусства, принадлежащими эпохе соцреализма. 44 станции отнесены к числу объектов культурного наследия. В мае 2010 к 75-летию метрополитена на станциях открыли памятные доски с именами архитекторов и датой открытия.

На сегодняшний день по 12 линиям метрополитена, общей протяженностью 320,9 км со 192 станциями ежедневно пропускается более 10 тысяч поездов. В среднем услугами Московского метрополитена каждый день пользуются более 8 миллионов пассажиров. И это — наивысший показатель в мире!

В планах правительства Москвы еще до 2020 г. ввести в эксплуатацию 64 новых станции. При этом метро должно будет выйти за МКАД.

Смотрите также

— схема Московского метрополитена
— карта метро города Москвы

www.msmap.ru

История Московского метрополитена — Циклопедия

 → Московский метрополитен

Документальный фильм «История Московского метро» [26:05] «Москва, есть Метро» 1935 год. О строительстве первого метро СССР. Документальный фильм [1:02:53]
История московского метро ч.1. 26.08.2015 Лекция Андрея Сурикова в Музее Москвы. [50:37]
История московского метро ч.2. [1:16:54]

Московский метрополитен ведет свою историю с XIX века. Первое предложение о создании московского метро появилось в 1875 году (тогда появилась идея проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи, через Трубную и Лубянскую площади), но в проект эта идея так и не воплотилась.[1]

[править] Довоенное время

Открытие метрополитена

15 июня 1931 года пленум Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) постановил строительство Московского метрополитена, в ноябре 1934 года было создано управление метрополитена при Моссовете. В это время должно было состояться открытие метрополитена, но его пришлось отложить из-за отсутствия эскалаторов.

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди метрополитена от станции «Сокольники» до «Парка Культуры» и от «Охотного ряда» до «Смоленской». Общая протяженность составила 11,2 км.

20 марта 1937 года начал действовать участок второй очереди метрополитена от «Смоленской» до «Киевской». Длина нового участка составила 1,4 км.

13 марта 1938 года введен в действие участок от станции «Александровский сад» («Станция Коминтерна») до «Курской» (длина нового участка составила 2,3 км), организовано движение метропоездов по Арбатско-Покровской и Кировско-Фрунзенской линиям. В сентябре была открыта Горьковско-Замоскворецкая линия, от станции «Сокол» до «Площади Свердлова».

[править] Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны Московский метрополитен служил для жителей города бомбоубежищем. На предприятиях метрополитена оказывалась помощь фронту (изготовление военной продукции, ремонт военной техники). Метрополитеновцы принимали участие в восстановлении разрушенных железнодорожных путей.

После начала войны началась спешная подготовка территории метрополитена к укрытию жителей от налетов немецко-фашистской авиации, уже 23 июня 1941 года станция «Кировская» (сейчас «Чистые пруды») была закрыта. Во время первого налета немецкой авиации в ночь с 21 на 22 июля началось укрытие населения в метрополитене.

Сравнение схемы метрополитена 1943 и 1944 годов

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим, бывали случаи, когда при воздушных налетах там укрывалось до 500 000 человек. Движение поездов продолжалось, но при воздушной тревоге приостанавливалось.

6 ноября на станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

1 января 1943 года Горьковский радиус метрополитена был продлен на 6,2 км (от станции «Театральная» до «Завода имени Сталина»). 18 января 1944 года было закончено строительство участка от станции «Курская» до «Измайловской» (ныне «Измайловский парк»), а 28 января в эксплуатацию был введен участок Арбатско-Покровской линии, протяженность — 7,1 км (от «Курской» до «Измайловского парка»). В это же время было завершено строительство третьей очереди метрополитена.

За все время воздушных налетов со стороны немецко-фашистской авиации в метрополитене родилось 217 детей. За годы войны он перевез примерно 1 500 000 000 пассажиров.[2]

[править] Послевоенное время

Логотип Московского метрополитена Автоматические контрольные пункты Народный музей Московского метрополитена

23 мая 1946 года в метрополитен на вечное хранение было передано Красное знамя Государственного комитета обороны Союза Советских Социалистических Республик (за успехи и заслуги в годы войны).

1 января 1950 года в эксплуатацию введен первый участок кольцевой линии метрополитена от станции «Курская» до «Парка Культуры», общей протяженностью 6,4 км, а 30 января 1952 года был открыт еще один участок — от «Курской» до «Белорусской» (протяженность — 7 км). 5 апреля 1953 года началось движение поездов на участке «Площадь Революции» — «Киевская» (протяженность — 3,9 км).

14 марта 1954 года введен в строй участок кольцевой линии от станции «Белорусская» до «Парка Культуры» длиной 5,9 км. 5 ноября была продлена Арбатско-Покровская линия метрополитена (от «Измайловской» до «Первомайской»).

1 мая 1957 года была продлена Сокольническая линия (от станции «Парк Культуры» до «Спортивной»), длина нового участка составила 2,4 км. Ровно через год началось движение поездов по Рижской линии, от станции «Ботанический сад» до «ВСХВ». 7 ноября 1958 года открыто движение поездов от станции «Калининская» до станции «Кутузовская» (Филевская линия). В этот же день было начато внедрение в Московский метрополитен автоматических контрольных пунктов (АКП).

12 января 1959 года Сокольническая линия была продлена на 4,5 км (от «Спортивной» до «Университета») и состоялось открытие станции «Воробьевы горы». 7 ноября этого же года начато движение поездов на Филевской линии, от станции «Кутузовская» до «Фили» (протяженность участка — 1,7 км).

В 1961 году на всех станциях Московского метрополитена были установлены автоматические контрольные пункты, а у входа появился контролер. 13 октября введен в строй участок от станции «Фили» до «Пионерской» (Филевская линия) протяженностью — 3,5 км, 21 октября — от «Партизанской» до «Первомайской» (протяженность — 3,8 км). С этого времени станция «Первомайская» была закрыта).

13 октября 1962 года была открыта новая Калужская линия от станции «Октябрьская» до «Новых Черемушек» (протяженность участка — 8,1 км). 22 июля 1963 года в строй был сдан участок от станции «Первомайская» до «Щелковской» (Арбатско-Покровская линия) протяженностью 1,6 км, 30 декабря Сокольническая линия метрополитена была увеличена на 4,5 км (от «Университета» до «Юго-Западной»). 15 апреля 1964 года на 1,5 км была продлена Калужская линия, от «Новых Черемушек» до временной станции «Калужская» (располагалась в электродепо «Калужское»), 31 декабря на 6,2 км увеличена Горьковская линия (от «Сокола» до «Речного вокзала»).

5 июля 1965 года была продлена Филевская линия, от станции «Пионерская» до «Молодежной». Длина нового участка составила 3,8 км. 31 декабря введен в строй участок Кировско-Фрунзенской линии протяженностью 2,5 км (от «Сокольников» до «Преображенской площади»). Ровно через год была открыта Таганская (другое название — Ждановская) линия метрополитена от станции «Выхино» до станции «Сокольники». Протяженность этого участка составила 12,9 км. 6 ноября 1967 года в вестибюле «Спортивной» был открыт Народный музей Московского метрополитена.

11 августа 1969 года был введен в строй участок Замоскворецкой линии от «Автозаводской» до «Каховской», протяженность участка — 9,5 км. 3 января 1971 года были открыты:

  • Участок Калужской линии от «Октябрьской» до «Площади Ногина» протяженностью 3,8 км.
  • Участок Таганской-Краснопресненской линии от «Таганской» до «Площади Ногина» протяженностью 2,1 км.

31 декабря этого же года вступил в строй участок, соединивший Рижскую и Калужскую линии — от станции «Площадь Ногина» до станции «Проспект Мира», в связи с этим образована Калужско-Рижская линия.

Краснопресненская линия

Протяженность составила 2,9 км. Почти через год, 30 декабря 1972 года, открыта новая Краснопресненская линия (от «Баррикадной» до «Октябрьского поля») протяженностью 7,2 км. 12 августа 1974 года был открыт участок Калужско-Рижской линии метрополитена (от «Новых Черемушек» до «Беляева») протяженностью 3,6 км. После этого временная станция «Калужская», располагавшаяся в электродепо «Калужское», была закрыта.

17 декабря 1975 года введен в строй участок от станции «Площадь Ногина» до «Баррикадной». Этот участок соединил Краснопресненскую и Ждановскую линии, в результате чего была образована Ждановско-Краснопресненская (впоследствии — Таганско-Краснопресненская) линия. 30 декабря — начало эксплуатации участка от станции «Октябрьское поле» до «Планерной».

29 сентября 1978 года протяженность Калужской линии была увеличена на 8,1 км (от «ВДНХ» до «Медведково»). 15 июля 1979 года состоялось открытие станции «Горьковская» (впоследствии — «Тверская»). 30 декабря начато движение поездов на участке Калининской линии протяженностью 11,4 км (от «Марксистской» до «Новогиреево»). 5 ноября 1980 года открылась станция «Шаболовская».

20 октября 1983 года станция «Воробьевы горы» была закрыта для пассажиров. 8 ноября введена в строй Серпуховская линия протяженностью 13 км (от «Серпуховской» до «Южной»). 30 декабря 1984 года был открыт новый участок метрополитена, протяженность которого составила 6,4 км (от станции «Каширская» до «Орехова»). На Серпуховской линии было организовано вилочное движение поездов, маршрут — «Речной вокзал» — «Каховская» — «Орехово».

Посадочные платформы на станции «Сокольники» (1980-е годы)

7 сентября 1985 года Горьковско-Замоскворецкая линия была продлена на 3,4 км (от «Орехова» до «Красногвардейской»). 6 ноября в эксплуатацию принят участок Серпуховской линии длиной 1,1 км (от станции «Южная» до «Пражской»).

В январе 1986 года был введен в строй участок Серпуховской линии (от станции «Серпуховская» до «Боровицкой») общей протяженностью 2,8 км. К этому времени работы по сооружению центрального участка Калининской линии от «Марксистской» до «Третьяковской» протяженностью 1,7 км были завершены. 6 ноября 1987 года Калужско-Рижская линия была увеличена на 3 км (от «Беляева» до «Теплого Стана»). 21 декабря состоялось открытие станции «Чеховская» (на Серпуховско-Тимирязевской линии) с новым участком, длина которого составила 1,6 км.

31 декабря 1988 года был открыт участок Тимирязевско-Серпуховской линии от станции «Чеховская» до «Савеловской». Длина нового участка — 4,2 км. Ровно через год была открыта новая станция метрополитена, «Крылатское» (Филевская линия), длина участка составила 1,9 км.

[править] Постсоветское время

Вагон метро типа Д, выпускавшийся до 1995 года

17 января 1990 года в эксплуатацию введен участок Калужско-Рижской линии от станции «Теплый Стан» до «Битцевского парка», протяженностью 3,6 км. 3 августа был открыт участок Сокольнической линии от станции «Преображенская площадь» до «Улицы Подбельского» (протяженность — 3,8 км). 5 ноября ряду объектов метрополитена были даны новые названия:

Линии
  1. Горьковско-Замоскворецкая линия > Замоскворецкая линия.
  2. Кировско-Фрунзенская линия > Сокольническая линия.
Станции
  1. «Щербаковская» > «Алексеевская».
  2. «Площадь Ногина» > «Китай-город».
  3. «Дзержинская» > «Лубянка».
  4. «Проспект Маркса» > «Охотный Ряд».
  5. «Кировская» > «Чистые Пруды».
  6. «Ленино» > «Царицыно».
  7. «Площадь Свердлова» > «Театральная».
  8. «Калининская» > «Александровский сад».
  9. «Колхозная» > «Сухаревская».
  10. «Горьковская» > «Тверская».

1 марта 1991 года был открыт участок Серпуховско-Тимирязевской линии длиной 8,5 км (от станции «Савеловская» до «Отрадного»). 31 декабря 1992 года введен в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена (от «Отрадного» до «Бибирево»), общая протяженность — 2,6 км. 15 июля 1994 года открылся участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Бибирево» до «Алтуфьево» общей протяженностью 2 км.

20 ноября 1995 года принят в эксплуатацию оборотный тупик на «Каширской», с этого момента было прекращено вилочное движение поездов по Замоскворецкой линии. 29 декабря был введен в строй участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до «Волжской» протяженностью 12,1 км.

25 декабря 1996 года протяженность Люблинской линии Московского метрополитена была увеличена на 5,4 км (от «Волжской» до «Марьино»). 25 августа 1997 года были введены в строй вторые выходы на станциях «ВДНХ» и «Белорусская». 11 августа 1999 года открылась станция «Дубровка» (Люблинская линия).

31 августа 2000 года была открыта первая часть Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Пражская» до «Улицы академика Янгеля» общей протяженностью 2 км. 12 декабря 2001 года Бутовский участок был продлен на один перегон протяженностью 1,4 км (от «Аннино»).

14 декабря 2002 года состоялось повторное открытие станции «Воробьевы горы». 26 декабря, после запуска новой станции «Бульвар Дмитрия Донского», было завершено строительство Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина перегона составила 2 км.

6 мая 2003 года была открыта станция «Парк Победы», протяженность перегона «Киевская» — «Парк Победы» составила 3,2 км. 27 декабря введена в эксплуатацию первая очередь Бутовской линии метрополитена из пяти станций («Бульвар Адмирала Ушакова», «Бунинская Аллея», «Улица Горчакова», «Улица Скобелевская» и «Улица Старокачаловская»), длина пускового участка составила 5,5 км.

Монорельсовая транспортная система

10 ноября 2004 года началась опытная эксплуатация монорельсовой транспортной системы, а 20 ноября — перевозка пассажиров по этой системе (платная, в экскурсионном режиме).

2 сентября 2005 года на станции «Маяковская» открылся новый выход. 10 сентября состоялось открытие станции «Деловой центр», ставшей 171-й станцией Московского метрополитена. 30 августа 2006 года была введена в строй станция «Международная». 30 августа 2007 года введен в эксплуатацию участок от станции «Чкаловская» до «Трубной» (Люблинская линия) протяженностью 3,2 км. 29 декабря была открыта станция «Сретенский бульвар».

7 января 2008 года был открыт новый участок метрополитена от станции «Парк Победы» до «Строгино» (Арбатско-Покровская линия), тогда же состоялось открытие станции «Кунцевская». 7 сентября была открыта станция «Славянский бульвар».

26 декабря 2009 года были открыты станции «Мякинино», «Митино» и «Волоколамская» и завершено строительство участка в районе Митина (Арбатско-Покровская линия). 19 июня 2010 года были открыты две новые станции метрополитена — «Достоевская» и «Марьина роща» (Люблинско-Дмитровская линия).

31 мая 2011 года был открыт вестибюль станции «Сретенский бульвар». 2 декабря состоялось открытие трех новых станций Московского метрополитена — «Зябликово», «Шипиловской» и «Борисово» (Люблинско-Дмитровская линия).

30 августа 2012 года на Калининской линии открылась станция «Новокосино». 24 декабря того же года на Замоскворецкой линии открылась станция «Алма-Атинская». Через 4 дня на Арбатско-Покровской линии открылась станция «Пятницкое шоссе».

9 сентября 2013 года на Таганско-Краснопресненской линии открылись станции «Лермонтовский проспект» и «Жулебино».

31 января 2014 года открылся участок Калининской линии от станции «Парк Победы» до станции «Деловой Центр». 27 февраля Бутовская линия продлилась от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка». 27 августа на Таганско-Краснопресненской линии открылась станция «Спартак», которая строилась очень долго. 8 декабря на Сокольнической линии открылась станция «Тропарёво».

21 сентября 2015 года на Таганско-Краснопресненской линии открылась станция «Котельники».

cyclowiki.org

описание, история, экскурсии, точный адрес

Московское метро (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Станции Московского метрополитена — «подземные дворцы Москвы», отличаются поистине дворцовым великолепием вестибюлей и подземных залов. Подземные комплексы украшены статуями и рельефами, монументально-декоративными композициями (живопись, мозаика, витражи и росписи) ведущих художников страны. Система включает 12 линий (в т. ч. линию легкого метро) общей протяженностью 298,8 км (в двухпутном исчислении), на которых расположены 182 станции.

Станции «Маяковская», «Площадь Революции» с 76 бронзовыми скульптурами М. Г. Манизера, «Кропоткинская», «Комсомольская-кольцевая» с мозаиками П. Д. Корина, «Новослободская» и другие принадлежат к числу интереснейших памятников архитектуры 1930—1950-х гг. Некоторые из них официально находятся под охраной государства. Новые станции метро отличаются простотой и строгостью оформления.

Немного истории

Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Сама транспортная система с 1992 года преимущественно именуется как Московский метрополитен.

Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, часть вагонов была эвакуирована. Постановление Государственного комитета обороны от 15 октября 1941 года предполагало уничтожение оборудования метро в случае появления войск противника «у ворот Москвы».

Московское метро

Примечательные станции

«Комсомольская»

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней, шесть из которых изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после разоблачения культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.

Наземный вестибюль станции между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов украшен барельефами Г. И. Мотовилова.

«Курская»

Архитектурный декор станции глубоко символичен, все три части — Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон — имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримcкие люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца.

Авторы проекта станции архитекторы Г. А. Захаров и З. С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии.

«Киевская»

Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. На своде над пилонами размещены 24 фрески, изображающих трудящихся Советской Украины. Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и дополнительно украшены цветным керамическим карнизом. Торец станции занимает крупное мозаичное панно, изображающее народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией. Авторы живописных произведений — большой творческий коллектив художников: В. А. Коновалов, В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов, Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксенов, И. В. Радоман, Г. И. Опрышко.

«Маяковская»

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар деко». Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя — диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом.

Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции панно было 35, одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

«Площадь Революции»

В отделке станции использован чёрный армянский мрамор «давалу», сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающие советских людей (автор — Матвей Манизер). важды).

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937: рабочие и солдаты, крестьяне и матросы, парашютистка, девушка «Ворошиловский стрелок», пограничник с собакой (4 скульптуры, у всех собак натёртые студентами до блеска морды. Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесёт ему удачу), стахановец и молодой инженер, птичница с курицей и петухом, а также студенты, спортсмены и пионеры.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «на станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Музей метро

Народный музей истории Московского метрополитена расположен в южном вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах.

Адрес: 119048, Москва, Хамовнический вал, 36.

Режим работы: понедельник 10:00 — 16:30, вторник-четверг 9:00 — 16:30; пятница 9:00 — 15:00. Выходные дни: суббота и воскресенье. Последний понедельник каждого месяца — санитарный день. Вход посетителей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. Для одиночных посетителей вход свободный.

Запись на экскурсии производится не ранее, чем за 4 недели до даты проведения экскурсии, а на дни массового посещения музеев (18 апреля, 18 мая и т. д.) не ранее, чем за две недели. Телефон для справок и записи на экскурсии: +7 495 622-73-09.

tonkosti.ru

История Московского метрополитена. Часть II

        

               История Московского метрополитена.  Часть II


 

                                                         Строительство станции «Маяковская»

Вот что вспоминают о строительстве московского метро:

Перед нами была поставлена совершенно новая задача и, как объект архитектурного творчества, задача эта характеризовалась рядом своеобразных особенностей, которые предопределили пути архитектурных решений.
Особенности эти непосредственно вытекали из специфической строительной сущности сооружения, с одной стороны, и из технологии этого транспортного организма, с другой.

Особенности первого рода заложены в подземности расположения проектируемых объектов. Отсюда наличие не имеющих естественного освещения интерьеров, нуждающихся нередко в особых транспортных средствах для сообщения с поверхностью, отсюда же новые конструктивные габариты, особенности вентиляционных устройств, специальные подходы к  отделке, превращающейся в облицовку, и т.д.

Особенности второго рода вытекают из непрерывности работы этого организма, которая является следствием его массовости. Большие составы, сменяющие друг друга каждые 1 – 5 минуты и переносящие со станции на станцию значительные массы пассажиров с недоступными в городских условиях (на поверхности) скоростями, рождают свои особые потоки пассажиров, с особыми темпами передвижения их с улиц на платформы и обратно. Наконец, компоновка этого нового организма, крепко и неразрывно увязанного с наиболее ответственными узлами городских магистралей, — вот примерное содержание вопросов, владевших вниманием
архитектора.

Архитектору было над чем поработать в метро, — об этом красноречиво говорят результаты первых опытов работ наших архитекторов на строительстве первой очереди метро. Но даже трактовка роли архитектуры в метро у нас является новой. Это и понятно. Метрополитен, являясь наиболее массовым средством транспортного обслуживания городского населения, не
нуждается в рекламе — этом единственном для капиталистических стран средстве стимулировать заботы об архитектурной «приманке». Только бедственное положение лондонского метрополитена, жестоко страдающего от автобусной конкуренции, заставило его выдвинуть архитектуру как последний ресурс для приманки пассажиров. Но архитектура эта — чисто внешняя, только оформительская.

С.М. Кравец, архитектор.* 

                                                   Конструкция для туннеля, 1934:

                                                            Туннель почти готов, 1930-е:

                                    Партийный глава Москвы Лазарь Каганович инспектирует стройку, 1933:

                                                Комсомольцы — метростроевцы, 1933  г.:

 

О подготовке метрополитена к решающему пуску сохранились воспоминания Льва Огнева (Лазаря Бронтмана), которого современники называли «королем московских журналистов».

В начале января 1935 года он получил возможность побывать в метро для подготовки репортажа о готовности метростроевцев и увидел такую картину: «Встретил Петриковского — директора метрополитена. Ходит взволнованный, на вопросы отвечал отрывисто. Тут же вертится начальник штаба особой охраны метро. Стал ждать. Часов около десяти приехал Л.М. Каганович ( в 1930-1935 годах занимал должность первого секретаря МК и МГК ВКП (б) — ред.), с ним вместе Булганин, Хрущев — в робе и ватнике и Старостин. Каганович быстро осмотрел станцию, коротко ее одобрил и предложил поехать по опытной трассе. Поезд стоял, дожидаясь. Сам Каганович встал в кабину машиниста. Доехали до Красносельской. Осмотрели. Одобрил, понравилась — » с большим вкусом». Дальше поехал в вагоне. «Это что, дерматин на диванах? Немедленно заменить кожей, рваться будет. Лампочек слишком много: зажигать через одну.» Каганович заставил продемонстрировать ему работу централизованного поста и проэкзаменовал дежурного по посту. Лейтмотив тот же: крушений не будет?.. Поехали обратно. На ст. Комсомольская он спросил Петриковского: «А уборные построили?» — «Да». — «Поставьте швейцара. И деньги берите. Обязательно. В чем дело? Захотел получить удовольствие — плати монету». 4 февраля 1935 года прошел первый испытательный поезд по всей трассе. Мы ждали его на Комсомольской. Ждали 5 часов. С поездом приезжал страшно довольный Хрущев, Булганин и Старостин. Сели составлять коммюнике. Через день — 6.02 прокатили депутатов. Ночью проехал Каганович«.

Всего через три с половиной года после решения Пленума ЦК ВКП (б) — 4 февраля 1935 года, по всей трассе прошел первый испытательный поезд и через два дня первыми пассажирами восьми поездов Московского метро стали 25 000 делегатов проходившего в Москве VII Всесоюзного съезда Советов.

 Пуск пробного поезда Московского метрополитена 6 февраля 1935 года. Слева направо: Л. З. Мехлис (будущий министр государственного контроля СССР), А. Г. Ханджян (первый секретарь ЦК КП (б) Армянской ССР), Н. С. Хрущев, Л. П. Берия (тогда первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б)), H.A. Лакоба (председатель Совета Народных Комиссаров ССР Абхазия

В тo время, перед началом движения состава, вместо привычного объявления «Осторожно, двери закрываются», на всю станцию звучало громогласное предупреждение помощника машиниста: «Го-о-т-о-о-о-в!». В первый рейс первые пассажиры Московского метро отправились со скоростью 5 км в час, а первым машинистом был человек с сакраментальным русским именем — Иван Иванович Иванов.

                                          Метростроевцы- первые пассажиры метро. Иван Шагин, 1935:

19 февраля началось регулярное учебное движение по трассе. В период обкатки тысячи москвичей — передовиков производства, получили возможность проехать по первой линии лучшего в мире метрополитена.

15 мая 1935 года, в 7 часов утра открыли двери для пассажиров все 13 станций первой линии метро.

              

 Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».

Данное ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 году дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту. 

К 1935 г. в городах мира действовало около 20 метрополитенов. Кроме Европы и Северной Америки, метро появилось в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, 1911 г.) и в Азии (Токио, 1925 г.)

1937 г. 20 марта. Открыта первая станция второй очереди — «Киевская».

1938 г. 13 марта. Открыт Покровский радиус со станциями «Площадь Революции» и «Курская». Таким образом, на схеме появилась вторая самостоятельная линия -Арбатско-Покровская.

11 сентября. Открыт Горьковский радиус — важнейший во второй очереди: 6 станций, 9,6 км тоннелей, депо Сокол.

                                     Первый поезд на Покровском радиусе.. В. Гребнев, 1938 г.:

                                          Плакат. Виктор Дени и Николай Долгоруков, 1935:

В 1938 г. Московский метрополитен перевозил 719 тыс. чел. в день.

15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен, в течение 3 часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые не был открыт. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно не работало. К вечеру приказ об уничтожении метро был отменён.

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. За время авианалётов в метро родилось 217 детей.

 

Проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были продолжены во время Великой Отечественной войны. Строительство возобновилось уже в мае 1942 года. Были введены в строй два отрезка пути: в январе 1943 года — «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина», а в январе 1944 года — «Курская» — «Измайловский парк». На 7 станциях, построенных в военное время, имеются памятные таблички с надписью «Сооружено в дни Отечественной Войны».

После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии и глубокой части Арбатской линии от «Площади Революции» до «Киевской». Кольцевую линию первоначально планировали строить под Садовым кольцом. Первая очередь линии — от «Парка культуры» до «Курской» расположена как раз под Садовым кольцом. Но позже было решено строить северную часть Кольцевой линии на 1—1,5 км от Садового кольца, таким образом обеспечивая доступ к семи из девяти вокзалов столицы. Вторая очередь Кольцевой линии открылась в 1952 году, а в 1954 году строительство линии было завершено.

Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом холодной войны. Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерной войны. После завершения строительства линии в 1953 году верхняя часть линии была закрыта, но в 1958 году открылась вновь как часть Филёвской линии.

С 1955 года в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов строительства за счёт удешевления строительства станций. На каждую станцию стали выделять определённую сумму, и в неё необходимо было уложиться. От дорогих индивидуальных проектов каждой станций стали склоняться к более дешёвым типовым проектам.

В конце 1950-х и в 1960-е гг. развивалась концепция радиусов, соединённых лишь с Кольцевой линией: в 1958 году открылся Рижский радиус, в 1962 году — Калужский, в 1966 году — Ждановский, в 1972 году — Краснопресненский. Лишь в 1971 и 1975 годах соответственно радиусы были объединены в диаметральные линии — Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую. С конца 1970-х по начало 1990-х введены Калининская и Серпуховско-Тимирязевская линии, которые были построены по подобному проекту, сначала как радиус от кольца с постепенным продлением в обратном направлении, через центр, с образованием нового диаметра .

                                                    Станция «Охотный Ряд» в 1935-м:

            Несуществующий ныне павильон станции метро «Смоленская площадь», 1930-ые:

 

 

                                                Пассажиры Московского метрополитена, 1935:

                                                               Постсоветский период

В конце 1980-х годов появляется концепция скоростных хордовых линий метро, ведущих в спальные районы и аэропорты за пределами МКАД. Позднее вследствие снижения финансирования метрополитена эти планы были отложены на неопределённый срок. В 1992-94 гг. был достроен северный участок Серпуховско-Тимирязевской линии. В 1995 году была открыта Люблинская линия, запроектированная ещё в середине 1980-х. В середине 1990-х появились новые проекты развития скоростного транспорта Москвы: лёгкое метро, монорельс, мини-метро и скоростная транспортная система. В конце 2002 года была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского», впервые выведшая метро за пределы МКАД, оставаясь при этом на территории Москвы. В 2003 году как продолжение этой ветки была открыта Бутовская линия. В 2004 году была построена линия монорельса.

Планировался также проект Мини-метро изначально как частное ответвление от станции «Киевская» Филёвской линии в сторону делового центра «Москва-Сити». Оно должно было иметь более малые кривые, более крутые подъёмы и более короткие платформы по сравнению с обычным метрополитеном. Однако затем от концепции мини-метро отказались, и в итоге было построено простое ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная».

В декабре 2009 года впервые в истории одна из линий Московского метрополитена выходит за пределы административных границ Москвы. Арбатско-Покровская линия продлевается от станции «Киевская» до «Митино», включая в себя бывший участок Филёвской линии.

На этой линии появляется первая станция, находящаяся на территории Московской области и одновременно первая станция, построенная на частные деньги — «Мякинино». Люблинско-Дмитровская линия была продлена от «Чкаловской» через центр города до станции «Марьина Роща».

15 мая 2010 года Московскому метрополитену исполнилось 75 лет. В честь этого юбилея на всех станциях были установлены памятные доски, на которых указана дата открытия станции и имя архитектора.

     

 

lemur59.ru

МЕТРОПОЛИТЕН | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

МЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах – также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.

После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира. В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве. Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.

Технические средства.

Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами. На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах. В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.

Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.

Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения. Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры. На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.

История возникновения метро.

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863. Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890. Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.

К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой. В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан». В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».

Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.

В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина. В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904. В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.

МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА

Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.

США.

Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.

Ньюйоркский метрополитен – самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. – в год. Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности. Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 – под землей.

Великобритания.

Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.

Франция.

Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами. Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч. Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.


Япония.

Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, – самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.

СНГ.

Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн. пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского. Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.

Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).

Германия.

Наиболее протяженные метрополитены в Германии – берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км. Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское – в 1975. В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.

Швеция.

Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.

Дания.

Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, – 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.

Испания.

Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год – более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.

Канада.

Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, – самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское – около 175 млн. пассажиров в год.

Мексика.

Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.

Норвегия.

Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.

Италия.

Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.

Венгрия.

Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.

Другие страны.

Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов – в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.

www.krugosvet.ru

Московское метро: история развития метрополитена


История московского метро. Впервые о строительстве подземного туннеля в Москве заговорили еще в 1872 году. Инженер В.А. Титов предложил связать таким образом Курский вокзал и район Марьиной Рощи.

Проект подземки отвергли и посчитали, что развитие трамвая более выгодно городу. И уже в марте 1899 года в Москве появилась первая трамвайная линия на Нижней Масловке.

К вопросу о строительстве подземки возвращались еще не раз, но предпринять практические шаги стало возможным только к тридцатым годам ХХ столетия.

Метро Москвы: как все начиналось


15 июня 1931 года стало важнейшим событием в истории развития московского метрополитена. 

Пленум Центрального Комитета ВКП(б) принял решение о начале строительства подземки и утвердил схему, включающую в себя 5 станций. 

Первая линия должна была связать Сокольники и «Парк Культуры», а от станции «Охотный ряд» задумали сделать ответвление до Смоленской площади.

10 декабря 1931 года у дома под номером 13А по Русаковской улице начали строительство пробной наклонной шахты и повели туннель в сторону Красного Села (станция метро «Красносельская»).

21 марта 1933 года Совет Народных Комиссаров утвердил новую схему московского метро. Она уже включала в себя 10 станций, вместо 5, а общая протяженность линий составляла 80 километров.

Все работы в шахтах велись вручную. Метростроевцы использовали при строительстве только кирки, лопаты и вагонетки. 

Это не позволяло ускорить работы по скорейшему открытию метро и, поэтому, было принято решение о закупке в Англии двух проходческих щитов.

Один сразу приступил к работе, а второй разобрали для изучения и копирования.

Благодаря этому, уже через полгода в шахте работали 42 щита, сделанные на заводах Ленинграда, Горловки и Новокраматорска. 

15 октября 1934 года от «Комсомольской» до «Сокольников» пустили первый пробный поезд, а к концу года сквозное сообщение связало между собой и все остальные станции.

Официальным временем открытия Московского метрополитена можно считать 15 мая 1935 года. Ровно в 7 часов утра открылись двери всех вестибюлей метро.

Изначально, Московскому метрополитену присвоили имя Лазаря Кагановича, руководившего его строительством. 

Удобства подземки жители признали в короткие сроки. 

Уже к декабрю 1935 года метро перевозило по 177 тысяч человек в сутки, а к 1940 этот показатель перешел рубеж в миллион пассажиров.

Так зарождался Московский метрополитен.

Метро сегодня – это 12 линий, 222 станции, 381 километр путей и миллионы перевезенных пассажиров в сутки.


Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.



progulkipomoskve.ru