Как раньше называлась станция метро алексеевская – Щербаковская (станция метро) — это… Что такое Щербаковская (станция метро)?

Содержание

Щербаковская (станция метро) — это… Что такое Щербаковская (станция метро)?

Станция «Алексеевская»
Калужско-Рижская линия
Московский метрополитен
Дата открытия 1 мая 1958
Проектное название Алексеевская (1954-1957), Щербаковская (1957)
Прежние названия Мир (до 26 октября 1966), Щербаковская (до 5 ноября 1990)
Проекты переименования Ново-Алексеевская (1990)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 51
Количество платформ 1
Тип платформ(ы) островная
Форма платформы прямая
Архитекторы С.М.Кравец, Ю.А.Колесникова
Архитекторы вестибюлей С.М.Кравец, Ю.А.Колесникова, Г.Е.Голубев
Инженеры-конструкторы М.В.Головинова
Станцию возвело СМУ-8 Мосметростроя (нач. П.Бурцев)
Выход к улицам Новоалексеевская улица, Проспект Мира
Код станции 091

«Алексе́евская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «ВДНХ» и «Рижская». Код станции — 091. В марте 2002 пассажиропоток по входу составлял 54,2 тыс. чел в сутки.

Происхождение названия

На перспективных схемах метро 1954 и 1957 годов, где были указаны проектируемые и строящиеся станции станция была отмечена как «Алексеевская». На схеме начала 1958 года станция стала обозначаться названием «Щербаковская». Однако, когда она была открыта 1 мая 1958 в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», она получила название «Мир».

26 октября 1966 станция «Мир» была переименована в «Щербаковскую», в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А. С. Щербакова. Станция была переименована, чтобы избежать путаницы схожих названий (в этот же день двойная пересадочная станция «Ботанический сад» как раз была переименована в «Проспект Мира»).

В 1990 году в поездах появилась схема линий, где вместо «Щербаковской» было указано название — «Ново-Алексеевская». Однако сама станция никогда этого названия не носила.

5 ноября 1990 станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Это название происходит от села Алексеевское. История села Алексеевского восходит к концу XIV века, так как оно упомянуто как «деревня Олексеевская» в первой духовной грамоте князя Василия I. В этой духовной грамоте, в частности, упоминались «на Москве село Буиловское и с Олексеевскою деревнею». В исторических документах Алексеевское появляется снова уже в XVII веке — и под двойным названием: «Копытово, Алексеевское тож». Возможно новое название населённый пункт получил по фамилии вкладчика Чудова монастыря, жившего в XVI веке, Захария Васильевича Копытова. В 1621 г. указом царя запустевшее к тому времени поместье Копытово было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Этот владелец построил там каменную церковь во имя святого Алексия и Копытово получило второе прежнее название «Алексеевское».

Вестибюль

Имеется один выход в город, расположенный на проспекте Мира и оформленный в виде ротонды. Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором.

Архитектура и оформление

«Алексеевская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 51 м) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов С. М. Кравца и Ю. А. Колесниковой. Диаметр центрального зала — 9,5 м, боковых 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов. Поперечное сечение пилонов уменьшено.

Пилоны примерно до половины высоты облицованы белым мрамором с горизонтальными декоративными вставками тёмно-зелёного с шелковистым отливом серпентинита. Верхняя половина пилонов просто побелена. У основания пилонов установлены лавочки, которые выходят как в сторону центрального зала, так и в сторону платформ.

Путевые стены отделаны керамической плиткой молочно-белого цвета (нижняя часть — керамической плиткой чёрного цвета). Пол выложен серым и красным гранитом.

Станцию освещают люстры в виде кругов, подвешенные к потолку. Из их центра расходится множество люминесцентных трубок (аналогично станции «Площадь Восстания» в Санкт-Петербурге).

См. также

Ссылки

Координаты: 55°48′32″ с. ш. 37°38′19″ в. д. / 55.808889° с. ш. 37.638611° в. д. (G)55.808889, 37.638611

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

старые названия станций метро – Москва 24, 19.11.2014

Фото: ТАСС/ Виктор Великжанин

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». M24.ru выяснило, какие еще станции меняли свои названия и почему.

Говорят, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Разумеется, Московский метрополитен, вот уже более полувека несущий на своих плечах львиную долю всей транспортной нагрузки в российской столице, не является исключением. В нем все время что-то переименовывают, да и сам он уже успел один раз сменить свое имя, а возможно, что и второй раз тоже не за горами. Но если метро все же переименуют, то случится это не во второй, а в третий раз.

Многим известно, что до 1955 года Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен был «имени Л.М. Кагановича», а после и до наших дней включительно стал «имени В.И. Ленина». А должен был называться в соответствии с духом времени – «имени И.В. Сталина», по крайней мере именно такой вариант был принят на собрании метростроевцев.

Ссылки по теме

Понятно, что данная «инициатива снизу» на самом деле была спущена «сверху», то есть из Московского комитета ВКП(б). А помогал рабочим принять правильное решение отвечавший за метрострой парторг К.Ф. Старостин. Словом все было согласовано по всем инстанциям и никто, конечно же, не возражал – но тут воспротивился сам «виновник торжества».

Из письма Сталина

До ЦК партии дошли слухи, что коллектив метро имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина. Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением и ввиду того, что Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив не принимать во внимание протестов и вынести решение о присвоении метро имени Л.М. Кагановича.


Ну а «имени В.И. Ленина» метрополитен стал, как уже было сказано, 29 ноября 1955 года. Между прочим, причину этого переименования не сообщает нам ни один справочник по истории метро и ни одна из известных биографий Кагановича. В большинстве случаев от читателя отделываются ничего не значащими фразами вроде «в связи с новыми веяниями в руководстве страны», так что о причинах остается только догадываться. Может быть, таким образом начинали тихой сапой бороться с «культом личности» еще до ХХ съезда – отказываясь от названий, связанных с именами еще живых и стоящих при власти начальников. А может просто Хрущев хотел таким образом подвинуть одного из легендарных сталинских наркомов, видя в нем соперника…

Сегодня то та, то другая партия или общественная организация периодически выступает с требованием «убрать имя вождя большевистского переворота Ленина с карты московского метрополитена» (построенного, к слову сказать, именно большевиками, в царские-то времена ни один проект так и не был реализован). И кто знает, что будет завтра, возможно, что в один прекрасный день, войдя в вагон, мы уткнемся глазами в схему «Московского метрополитена имени Николая Романова». В стране «непредсказуемого прошлого» еще и не такое бывает.

От бывших и возможных в будущем переименований московского метро в целом спустимся на уровень ниже – к названиям линий. Как правило, их меняли не по идеологическим причинам, а просто из-за того, что линии продлевали, появлялись новые станции и новые районы, с которыми они были связаны. Впрочем, из этого правила есть целых три исключения.

Самая первая линия московского метро (в народе — «красная» ветка), пала жертвой второй волны антисоветских переименований, учиненной по распоряжению первого московского мэра Гавриила Попова от 5 ноября 1990 года. До этого дня она называлась Кировско-Фрунзенской, то есть напоминала сразу о двух советских деятелях, а стала – Сокольнической. Вместе с ней Горьковско-Замоскворецкая линия превратилась просто в Замоскворецкую, что было связано с переименованием главной улицы столицы и сопутствующей станции метро из Горьковских в Тверские. В том же году Ждановско-Краснопресненская линия стала Таганско-Краснопресненской, тоже по идеологическим соображениям.

Со станциями также не всегда получается разобрать, где переименование произошло из-за чьего-то желания избавиться от напоминаний о «проклятом прошлом», а где — по практическим соображениям. В некоторых местах и вовсе просто хотели привести подземную топонимику в соответствие наземной, а в результате вышла полная чехарда.

Например, есть в московском метро второй по важности пересадочный узел: «Пушкинская» — «Чеховская» и… «Тверская». Получается как в детском ребусе «на этой картинке есть кто-то лишний». В советские времена все было куда логичнее: и главная улица столицы и привязанная к ней станция назывались в честь Горького, а теперь об этом напоминает разве что бронзовая статуя писателя, уже непонятно зачем стоящая в переходе на «Чеховскую».

Еще более любопытная история вышла с «Александровским садом». В 1935 году, когда открывали московский метрополитен, Воздвиженку как раз переименовали в улицу Коминтерна. При этом станция какое-то время называлась просто «Коминтерн», правда неизвестно насколько это название было официальным, но в самой первой схеме московского метро, изданной в мае 1935 года, был указан именно такой вариант. Потом, видимо, все же решили, что топонимика будет поважнее идеологии, и сделали, как наверху «Улица Коминтерна».

Фото: ТАСС/ Олег Власов

В 1943 году Сталин распустил Коммунистический интернационал, который он всю жизнь откровенно недолюбливал и называл «лавочкой». 24 декабря 1946 года улица Коминтерна стала улицей Калинина, а станция метро – «Калининской». В 1963 году эта улица исчезла с лица Москвы, став частью Калининского проспекта. Ну а 5 ноября 1990 года грянули те самые «поповские» переименования и Калининский проспект «разобрали обратно» на Новый Арбат и Воздвиженку. Возник вопрос: «Как же быть со станцией метро?» Решили не прерывать традиции и назвали «Воздвиженкой». Это имя станция носила всего несколько дней (успели даже отпечатать новые схемы), а потом ее внезапно и по совершенно непонятным причинам переименовали в «Александровский сад». Зачем? А никто не знает, включая официальный сайт Московского метрополитена.

История переименований «Охотного ряда» более известна и, как ни странно, более логична. При Сталине станция так и называлась, а после его смерти, когда у Кагановича «отобрали» весь метрополитен, то взамен «подарили» ее в качестве своего рода компенсации.

Фото: ТАСС

Если бы кто-нибудь додумался провести в московском метро конкурс на самое уродливое и труднопроизносимое название, то станция «Имени Л.М. Кагановича», безусловно, заняла бы там одно из первых мест. Правда, носила она это имя всего два года – пока сам Каганович не «оскоромился» по-крупному с «антипартийной группой». Когда его сняли со всех постов и влепили «строгача с занесением» в личное дело, станцию переименовали обратно в «Охотный ряд». Тут бы и сказочке конец, но в 1961 году наверху произошло очередное административное слияние улиц: из Охотного ряда, Моховой и Театрального проезда сделали проспект Маркса. Чтобы закрепить новую топонимику в сознании москвичей, решили заодно назвать по-новому и станцию метро. Ну а в 1990 году ей снова вернули изначальное имя.

Взаимоотношения «Измайловской» с «Измайловским парком» больше похожи на анекдот. Согласно перспективной схеме 1957 года, «Измайловская» должна была называться «3-й Парковой». Перед открытием в 1961 году ее переименовали в «Измайловский парк», поскольку второй ее выход вел прямо в Измайловский лесопарк. Но в 1963 году ей устроили «обмен имен» с соседкой. А у той была своя, не менее веселая история…

Изначально станция «Измайловский парк» должна была носить имя «Стадион имени Сталина» (варианты – «Стадион народов», «Стадион СССР»), поскольку главный стадион страны начинали строить именно там, а не в Лужниках. Потом грянула война, и от нашего ответа берлинскому Olympiastadion осталась одна готовая трибуна, внушительные подземные сооружения и циклопические развалины, а станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1948 году решили, что Сталина на этой линии стало как-то слишком много («Семеновская» тогда называлась «Сталинская») и переименовали станцию в «Измайловскую». Ну а когда построили «Измайловский парк», то выяснилось, что у старой станции один из выходов расположен почти рядом с центральным входом в этот самый парк. Недолго думая, станции поменяли именами, из-за чего целых 42 года несколько поколений москвичей путались в них, как в трех соснах. Только в 2005 году при Лужкове навели наконец порядок и переименовали «Измайловский парк» в «Партизанскую», в связи с тем что именно в Измайловском парке каждое 9 мая встречаются ветераны партизанского движения.

Станцию «Алексеевскую» изначально так и хотели назвать – из-за села Алексеевское, которое располагалось в этом районе примерно с конца XIV века. Затем на перспективных схемах, нарисованных после 1958 года, ее стали обозначать «Щербаковской» в честь первого секретаря Московского обкома ВКП(б) 1938-1945 годов и партийного куратора при Максиме Горьком А.С. Щербакова. Но когда в 1958 году ее наконец открыли, то дали ей совершенно другое, красивое и в чем-то даже поэтическое имя – «Мир». А в 1966-м она все-таки стала «Щербаковской», поскольку находившийся через одну остановку в сторону центра «Ботанический сад» переименовали в «Проспект Мира». Кстати, название «Ботанический сад» вновь появилось на Калужско-Рижской линии 12 лет спустя, в 1978 году, и снова через одну остановку от «Алексеевской», правда, теперь уже в направлении из центра. А «Щербаковскую», как и многие другие «слишком советские» станции, переименовали уже при Попове – 5 ноября 1990 года.

Фото: ТАСС/ Олег Иванов

Или вот еще одна загадка из разряда «полное отсутствие логики»: площадь Красные Ворота называлась Лермонтовской с 1941 по 1992 год, а станция почему-то была переименована гораздо раньше – 25 августа 1986 года. Ни на какую «десоветизацию» не спишешь.

А вот причина недавнего переименования «Улицы Подбельского» хоть и похожа на идеологическую, но на самом деле таковой не является. Фактически мэрия и руководство метро просто решили привести ситуацию в соответствии с московским законодательством, согласно которому станции метрополитена нельзя называть именами людей, если им не соответствуют находящиеся наверху ближайшие топонимы. Улицы Подбельского нет в Москве уже лет 20 как, ее переименовали в «Ивантеевскую». А станцию в полном соответствии с текущей модой на все связанное с Великой Отечественной войной переименовали в «Бульвар Рокоссовсого», хотя от того бульвара до вестибюля станции расстояние чуть ли не в полкилометра.

Это, разумеется, далеко не все переименования, случившиеся в московском метрополитене за его почти 80-летнюю историю, а лишь самые интересные. В наши дни названия станций меняют в основном не из-за идеологических противоречий, а в силу сугубо утилитарных причин, как, например из «Делового центра» сделали «Выставочную» просто потому, что старое название понадобилось в другом месте для еще строящейся станции.

Алексей Байков

Сюжеты: Мнения , Городские байки Алексея Байкова , Авторский взгляд: колумнисты M24.ru , Все, что нужно знать о московском метро

www.m24.ru

Алексеевская (станция метро — это… Что такое Алексеевская (станция метро?

Станция «Алексеевская»
Калужско-Рижская линия
Московский метрополитен

Координаты: 55°48′28″ с. ш. 37°38′19″ в. д. / 55.807778° с. ш. 37.638611° в. д. (G)55.807778, 37.638611

Дата открытия 1 мая 1958
Проектное название Алексеевская (1954-1957), Щербаковская (1957)
Прежние названия Мир (до 26 октября 1966), Щербаковская (до 5 ноября 1990)
Проекты переименования Ново-Алексеевская (1990)
Тип Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 51
Количество платформ 1
Тип платформ(ы) островная
Форма платформ(ы) прямая
Архитекторы С.М.Кравец, Ю.А.Колесникова
Архитекторы вестибюлей С.М.Кравец, Ю.А.Колесникова, Г.Е.Голубев
Инженеры-конструкторы М.В.Головинова
Станцию возвело СМУ-8 Мосметростроя (нач. П.Бурцев)
Выход к улицам Новоалексеевская улица, Проспект Мира
Наземный транспорт А 85, 714; Тб 9, 14, 37, 48
Код станции 091

«Алексе́евская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «ВДНХ» и «Рижская». Код станции — 091. В марте 2002 пассажиропоток по входу составлял 54,2 тыс. чел в сутки.

Происхождение названия

На перспективных схемах метро 1954 и 1957 годов, где были указаны проектируемые и строящиеся станции станция была отмечена как «Алексеевская». На схеме начала 1958 года станция стала обозначаться названием «Щербаковская». Однако, когда она была открыта 1 мая 1958 в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», она получила название «Мир».

26 октября 1966 станция «Мир» была переименована в «Щербаковскую», в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А. С. Щербакова. Станция была переименована, чтобы избежать путаницы схожих названий (в этот же день двойная пересадочная станция «Ботанический сад» как раз была переименована в «Проспект Мира»).

В 1990 году в поездах появилась схема линий, где вместо «Щербаковской» было указано название — «Ново-Алексеевская». Однако сама станция никогда этого названия не носила.

5 ноября 1990 станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Это название происходит от села Алексеевское. История села Алексеевского восходит к концу XIV века, так как оно упомянуто как «деревня Олексеевская» в первой духовной грамоте князя Василия I. В этой духовной грамоте, в частности, упоминались «на Москве село Буиловское и с Олексеевскою деревнею». В исторических документах Алексеевское появляется снова уже в XVII веке — и под двойным названием: «Копытово, Алексеевское тож». Возможно новое название населённый пункт получил по фамилии вкладчика Чудова монастыря, жившего в XVI веке, Захария Васильевича Копытова. В 1621 г. указом царя запустевшее к тому времени поместье Копытово было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Этот владелец построил там каменную церковь во имя святого Алексия и Копытово получило второе прежнее название «Алексеевское».

Вестибюль

Имеется один выход в город, расположенный на проспекте Мира и оформленный в виде ротонды. Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором.

Архитектура и оформление

«Алексеевская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 51 м) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов С. М. Кравца и Ю. А. Колесниковой. Диаметр центрального зала — 9,5 м, боковых 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов. Поперечное сечение пилонов уменьшено.

Пилоны примерно до половины высоты облицованы белым мрамором с горизонтальными декоративными вставками тёмно-зелёного с шелковистым отливом серпентинита. Верхняя половина пилонов просто побелена. У основания пилонов установлены лавочки, которые выходят как в сторону центрального зала, так и в сторону платформ.

Путевые стены отделаны керамической плиткой молочно-белого цвета (нижняя часть — керамической плиткой чёрного цвета). Пол выложен серым и красным гранитом.

Станцию освещают люстры в виде кругов, подвешенные к потолку. Из их центра расходится множество люминесцентных трубок (аналогично станции «Площадь Восстания» в Санкт-Петербурге).

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

М. «Алексеевская». Проспект мира

М. «Алексеевская» расположена на Калужско-Рижской линии. Станция имеет всего один выход, и он ведет к проспекту Мира и улице Новоалексеевской. Станция была переименована несколько раз. Почему она меняла название? Что находилось ранее там, где сегодня расположено м. «Алексеевская»?

Село Алексеевское

Как и многие другие станции Москвы, м. «Алексеевская» унаследовала свое название от населённого пункта. Согласно историческим данным, в XV веке здесь находилось небольшое село, в которое входило не более двадцати дворов. Правда, назывался этот населенный пункт несколько иначе — «Олексеевское». Упоминается он впервые в духовной грамоте Василия I.

В документах 17 века написание названия деревни изменилось, но еще не совпадало с современным. Там, где сегодня находится ст. м. «Алексеевская», когда-то была поместье Захария Копытова, отсюда и название «Копытово Алексеевское тож» В начале 17 века деревня перешла к Дмитрию Трубецкому, который на ее территории построил каменную церковь. Позже она была переименована в Алексеевское.

Станция «Щербаковская»

Строительство м. «Алексеевская» началось в начале пятидесятых. Открытие состоялось в 1954 году. Но почти сразу станция была переименована. Она была названа в честь тогдашнего политического деятеля Щербакова. А спустя четыре года снова переименована. Станция «Мир» присутствовала на схеме московского метро совсем недолго. М. «Проспект мира», м. «Алексеевская» расположены на одной и той же ветке. И первая, и вторая относится к Калужско-Калужской линии. С «Проспекта Мира» осуществляется переход на кольцевую ветку.

Для того чтобы избежать путаниц, а также еще по ряду причин, станция, о которой речь идёт в сегодняшней статье, в 50-60-е годы была переименована несколько раз. Но современное название м. «Алексеевская» получила лишь в девяностых. Более тридцати лет она именовалась «Щербаковской».

Архитектурные особенности

У этой станции, как уже было сказано, есть всего один выход. Наклонный ход для эскалаторов строился снизу вверх — уникальный случай в истории строительства московского метрополитена.

Глубина станции составляет 51 метр. Сооружена она по проекту Ю. Колесниковой и С. Кравца. По внешнему облику вестибюля м. «Алексеевская» имеет много общего с такими станциями, как «Фрунзенская», «ВДНХ», «Рижская», «Проспект Мира», «Университет». Интерьер зала оформлен в довольно сдержанном стиле, в отделке применялась плитка молочного цвета. Пол выложен красным и серым гранитом. Станция освещена люстрами, подвешенными к потолку. Стоит рассказать об одной из улиц, на которую осуществляется выход из м. «Алексеевская».

Путь на Ярославль

Проспект расположен между садовым кольцом и Сухаревской площадью, представляет собой продолжение Енисейской улицы и Сретенки. В 17 веке отсюда начиналась дорога на Ярославль. На территории Москвы этот путь проходил через Ростокино, Алексеевское и другие села. Приблизительно в это время здесь возникла Мещанская Слобода, в честь которой впоследствии было названо несколько московских улиц.

Во второй половины XIX века территория современного проспекта Мира активно застраивалась особняками и доходными домами. В конце следующего столетия здесь появился ряд построек, большая часть из которых, конечно, не сохранилась до наших дней. В начале тридцатых годов прошлого века проспект Мира, как и многие другие московские улицы, заасфальтировали, однако не очень удачно. В строительных работах принимали участие специалисты американской фирмы, которые, видимо, ничего не знали о суровых русских морозах.

Строительство проспекта

Покрытие рассыпалось спустя два года, не выдержав зимних холодов. В 1934 году улицу расширили, ликвидировав трамвайные пути. В этих же целях были ликвидированы палисадники, расположенные рядом с жилыми домами. В 1936 году началась масштабная реконструкция проспекта. Проектирование и строительство осуществлялось в сжатые сроки. В результате поспешной реконструкции существенно пострадал архитектурный облик улицы. Специалисты, создавая проекты новых домов, не учитывали стиль построек, существующих на протяжении нескольких столетий. А вскоре здесь развернулось и массовое жилищное строительство. Уже после войны, в 1949 году, вдоль проспекта было высажено несколько сотен тополей. Спустя восемь лет сооружён Второй Ростокинский мост.

Торговые центры у станции метро «Алексеевская»

Достопримечательностей в этом районе мало. Человек, интересующийся историей Москвы, в непосредственной близости от этой станции едва ли сможет найти для себя что-нибудь интересное. Здесь есть несколько небольших гостиниц, различные магазины. Торговые центры у метро «Алексеевская»:

  • «Калибр».
  • «Ярославский».
  • «Чайка Плаза».
  • «Парк Мира».
  • «Антарес».

На проспекте Мира есть множества достопримечательностей и интересных исторических зданий. Среди которых немало зданий, возведенных ещё в XVII веке. Протяженность этой улицы составляет почти девять километров. Выйти на проспект Мира можно не только со станции «Алексеевская», но также с «Сухаревской», «ВДНХ», «Рижской» и «Проспект Мира».

fb.ru

Ст.м. Алексеевская — BluesMaker`s home


«Алексеевская», а вернее «Щербаковская» (в момент открытия «Мир») — станция, открытая в 1958 году в составе участка от «Проспекта мира» (тогда «Ботанический сад») до «ВДНХ» (тогда «ВСХВ»). В оформлении станции очень много элементов сходных со станциями «Рижская» и «ВДНХ» с «Проспектом мира» — они выполнены по одной конструктивной схеме. Прогуляемся и посмотрим.

Сначала немного ретроснимков. ТТХ станции. Суровая фотография. Темно-зеленый камень тут выглядит черным. Эти люди в черных одеждах — тут станция похожа на какой нибудь морг или склеп.

Среди новостроек ротонда павильона выглядела вполне органично.

А еще вокруг павильона тут стоят фонари. Теперь их нет. Тут видно прежнее название станции — «Щербаковская».

До 1978 года станция «ВДНХ» была конечной. Не так много архивных фотографий этой станции. Да и современные фотографы предпочитают фотографировать красивые кольцевые станции и станции Сокольнической линии первой очереди.

И еще ретро фото. Тут видно, что на другую сторону Проспекта мира можно перейти по пешеходному переходу. То есть вместо того, чтобы сделать еще один выход из станции на другую сторону проспекта, решили ограничится строительством подзмного пешеходного перехода. Такое же решение и у «ВДНХ» и у «Рижской».

1. Выходной павильон у станции один, наземный в виде ротонды. Спереди он похож на такой же, например, на соседних «Рижской» и «ВДНХ». Ничего удивительного, их разрабатывал один и тот же коллектив архитекторов.

2. Однако он не совсем круглый. Задняя секция меньше в диаметре и ниже.

3. Получается такая вот ступенька. Занятно. Вообще тут бы и начать мои любимые пространные рассуждения на тему унификации наземных павильонов в Московском метро. Было бы логично и тут павильон выполнить круглым, без всяческого выпендрежа… Но видимо сделать этого было нельзя по объективным причинам. Быть может это связано с тем, что наклонный ход для эскалатора сооружали снизу вверх, а не наоборот, как это делается всегда. Зато теперь павильон выглядит оригинально.

4. Павильону также как и на «ВДНХ» требуется ремонт. Однако сделать это также безболезненно не получится, так как тут только один вестибюль и если его ремонтировать или менять эскалаторы, то станцию надо закрывать целиком, как «Бауманскую».

5. Двери стоят еще олдскульные, выкрашенные в потрясающий розовый.

6. Над входом надпись «Вход».

7. Кассовый зал. Он украшен полосками из темно-зеленого мрамора. Это перекликается с оформлением станционного зала. Что интересно, такое же оформление и на «Рижской» те же зеленые полоски.

8. Интересно, что за этими дверям сбоку, неужели гермозатворы?

9. Такая же зала и на выходе. Только тут нет, как ни странно, касс. Тут вместо них будка полиции.

10. Над выходом надпись «Выход». А на «Рижской» написано «Выход в город». Снова отход от унификации.

11. Оформление эскалаторного зала абсолютно такое же как на «ВДНХ» и «Рижской». Однако в отделке стен используется разного цвета камень. Тут он серый, на «ВДНХ» красный с прожилками, на «Рижской» кремовый. Естественно валидаторы старые с пирамидками. Эскалаторы тоже старые.

12. При входе на станцию привычный гермозатвор.

13. Форма пилонов как на «ВДНХ», однако украшены они скромнее. Главное украшение пилонов — это вентрешетки, а также облицовка нижней части камнем. Вот тут снова зеленые мраморные полоски, что мы видели во внутреннем оформлении наземного вестибюля.

14. Как и на «Рижской» с «ВДНХ» тут стоят скамейки у каждого пилона. Скамейки похожи на таковые на «ВДНХ» но немного проще. Светильники-люстры такие же как на станции «Курская» кольцевой линии.

15. Глухая стена станции ничем не отделана, но тут есть прикольное ограждение лестницы вниз в служебные помещения. Выполнено в общей стилистике с вентрешетками пилонов и вот тут же видно с металлическими вставками на путевой стене. Странно, что на глухой стене нет никакого панно или памятника.

16. А еще тут крутые набалдажники в виде… наверное шишек.

17. Декор крупным планом.

18. Всякий раз видя такую большую белую поверхность сводов хочется пригласить сюда каких нить графитчиков, чтобы они разрисовали тут все. Было бы очень мило.

19. Тут мое внимание привлекла дверь сверху. Какой то проход, но вот куда и как туда добираться?

20. Вид на центральный зал.

21. И в другую сторону тоже. Сюда я бы тоже пригласил художников, чтобы они расписали своды, а что, почему станция метро не может быть холстом для художников.

22. Удивительное дело с названием станции. В середине 50-х на схемах рисовали участок до «ВДНХ» и там станция называлась «Алексеевская». Однако в 1958 году станция открылась с названием «Мир». Но в 1966 году, соседнюю станцию переименовали в «Проспект мира», и чтобы видимо избежать путаницы станции присвоили имя Щербакова — большого советского политического деятеля. В 1990 году станции вернули можно сказать историческое название — «Алексеевская». Интересная история.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

ВДНХ <- Алексеевская -> Рижская
МОСКОВСКОЕ МЕТРО

bluesmaker.livejournal.com

Алексеевская (станция метро, Москва) — Википедия

Координаты: 55°48′28″ с. ш. 37°38′19″ в. д. / 55.80778° с. ш. 37.63861° в. д. / 55.80778; 37.63861 (G) (O) (Я)

«Алексеевская»

Московский метрополитен
Дата открытия:

1 мая 1958 года

Проектное название:

Алексеевская (1954—1957), Щербаковская (1957)

Прежние названия:

Мир (до 26 октября 1966), Щербаковская (до 5 ноября 1990)

Проекты переименования:

Ново-Алексеевская (1990)

Район:

Алексеевский

Округ:

СВАО

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

51

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова

Архитекторы вестибюлей:

С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев

Инженеры-конструкторы:

М. В. Головинова

Станцию возвело:

СМУ-8 Мосметростроя (начальник П. Бурцев)

Выход к улицам:

Проспект Мира, Новоалексеевская улица

Наземный транспорт:

А 85, 714, 903; Тб 9, 14, 37, 48

Время открытия:

5:30

Время закрытия:

1:00

Код станции:

091

«Алексеевская» на Викискладе

«Алексе́евская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «ВДНХ» и «Рижская».

Происхождение названия[править]

На перспективных схемах метро 1954 и 1957 годов, где были указаны проектируемые и строящиеся станции, была отмечена как «Алексеевская»[1][2]. На схеме начала 1958 года станция стала обозначаться названием «Щербаковская». Однако, когда она была открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», она получила название «Мир».

26 октября 1966 года станция «Мир» была переименована в «Щербаковскую», в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А. С. Щербакова. Станция была переименована, чтобы избежать путаницы схожих названий (в этот же день двойная пересадочная станция «Ботанический сад» как раз была переименована в «Проспект Мира»).

В 1990 году в поездах появилась схема линий, где вместо «Щербаковской» было указано название — «Ново-Алексеевская». Однако сама станция никогда этого названия не носила.

5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Это название происходит от села Алексеевское. История села Алексеевское восходит к концу XIV века, так как оно упомянуто как «деревня Олексеевская» в первой духовной грамоте князя Василия I. В этой духовной грамоте, в частности, упоминались «на Москве село Буиловское и с Олексеевскою деревнею». В исторических документах Алексеевское появляется снова уже в XVII веке, и под двойным названием: «Копытово, Алексеевское тож». Возможно, новое название населённый пункт получил по фамилии вкладчика Чудова монастыря, жившего в XVI веке, Захария Васильевича Копытова. В 1621 году указом царя запустевшее к тому времени поместье Копытово было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Этот владелец построил там каменную церковь во имя святого Алексия, и Копытово получило второе прежнее название «Алексеевское».

Имеется один выход в город, расположенный на проспекте Мира и оформленный в виде ротонды. Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором. Интересен тот факт, что наклонный ход для эскалаторов на станции возводили снизу вверх (первый известный случай применения подобной технологии в России).

Архитектура и оформление[править]

«Алексеевская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 51 метр) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов С. М. Кравца и Ю. А. Колесниковой. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов. Конструктивно аналогична станциям Проспект мира, ВДНХ, Рижская, Фрунзенская, Университет. Поперечное сечение пилонов уменьшено.

Пилоны примерно до половины высоты облицованы белым мрамором с горизонтальными декоративными вставками тёмно-зелёного мрамора с шелковистым отливом серпентинита. Верхняя половина пилонов просто побелена. У основания пилонов установлены лавочки, которые выходят как в сторону центрального зала, так и в сторону платформ.

Путевые стены отделаны керамической плиткой молочно-белого цвета (нижняя часть — керамической плиткой темно-зеленого цвета). Пол выложен серым и красным гранитом.

Станцию освещают люстры в виде кругов, подвешенные к потолку. Из их центра расходится множество люминесцентных трубок (аналогично станции «Курская» на Кольцевой линии).

Посадочная платформа

Станция в цифрах[править]

  • Указатель «Выход в город». 24 ноября 2010 года

  • Посадочная платформа. 24 ноября 2010 года

  • Название станции на путевой стене

www.wikiznanie.ru

Алексеевская (станция метро, Москва) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 55°48′28″ с. ш. 37°38′19″ в. д. / 55.80778° с. ш. 37.63861° в. д. / 55.80778; 37.63861 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.80778&mlon=37.63861&zoom=15 (O)] (Я)

«Алексеевская»

Московский метрополитен
Дата открытия:

1 мая 1958 года

Проектное название:

Алексеевская (1954—1957), Щербаковская (1957)

Прежние названия:

Мир (до 26 октября 1966), Щербаковская (до 5 ноября 1990)[1]

Проекты переименования:

Ново-Алексеевская (1990)

Район:

Алексеевский

Округ:

СВАО

Тип:

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

52

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова

Архитекторы вестибюлей:

С. М. Кравец, Ю. А. Колесникова, Г. Е. Голубев

Инженеры-конструкторы:

М. В. Головинова

Станцию возвело:

СМУ-8 Мосметростроя (начальник П. Бурцев)

Выход к улицам:

Проспект Мира, Новоалексеевская улица

Наземный транспорт:

А 85, 172, 714, 714к, 903, 903к, Т9; Тб 14, 37, 48

Время открытия:

5:30

Время закрытия:

1:00

Код станции:

091

«Алексеевская» на Викискладе
Алексеевская (станция метро, Москва)Алексеевская (станция метро, Москва)

«Алексе́евская» — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «ВДНХ» и «Рижская».

Происхождение названия

На перспективных схемах метро 1954 и 1957 годов, где были указаны проектируемые и строящиеся станции, была отмечена как «Алексеевская»[2][3]. На схеме начала 1958 года станция стала обозначаться названием «Щербаковская». Однако, когда она была открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», она получила название «Мир».

26 октября 1966 года станция «Мир» была переименована в «Щербаковскую», в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени А. С. Щербакова. Станция была переименована, чтобы избежать путаницы схожих названий (в этот же день двойная пересадочная станция «Ботанический сад» как раз была переименована в «Проспект Мира»).

В 1990 году в поездах появилась схема линий, где вместо «Щербаковской» было указано название — «Ново-Алексеевская». Однако сама станция никогда этого названия не носила.

5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Это название происходит от села Алексеевское. История села Алексеевское восходит к концу XIV века, так как оно упомянуто как «деревня Олексеевская» в первой духовной грамоте князя Василия I. В этой духовной грамоте, в частности, упоминались «на Москве село Буиловское и с Олексеевскою деревнею». В исторических документах Алексеевское появляется снова уже в XVII веке, и под двойным названием: «Копытово, Алексеевское тож». Возможно, новое название населённый пункт получил по фамилии вкладчика Чудова монастыря, жившего в XVI веке, Захария Васильевича Копытова. В 1621 году указом царя запустевшее к тому времени поместье Копытово было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Этот владелец построил там каменную церковь во имя святого Алексия, и Копытово получило второе прежнее название «Алексеевское».

Вестибюль

Имеется один выход в город, расположенный на проспекте Мира и оформленный в виде ротонды. Наземный вестибюль соединён со станционным залом эскалатором. Интересен тот факт, что наклонный ход для эскалаторов на станции возводили снизу вверх (первый известный случай применения подобной технологии в России).

Архитектура и оформление

«Алексеевская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 51 метр) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов С. М. Кравца и Ю. А. Колесниковой. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Обделка из чугунных тюбингов. Конструктивно аналогична станциям Проспект мира, ВДНХ, Рижская, Фрунзенская, Университет. Поперечное сечение пилонов уменьшено.

Пилоны примерно до половины высоты облицованы белым мрамором с горизонтальными декоративными вставками тёмно-зелёного мрамора с шелковистым отливом серпентинита. Верхняя половина пилонов просто побелена. У основания пилонов установлены лавочки, которые выходят как в сторону центрального зала, так и в сторону платформ.

Путевые стены отделаны керамической плиткой молочно-белого цвета (нижняя часть — керамической плиткой темно-зеленого цвета). Пол выложен серым и красным гранитом.

Станцию освещают люстры в виде кругов, подвешенные к потолку. Из их центра расходится множество люминесцентных трубок (аналогично станции «Курская» на Кольцевой линии).

Посадочная платформа

Общественный транспорт

Автобусы

Троллейбусы

Станция в цифрах

Галерея

  • Alexeyevskaya (Алексеевская) (5316649499).jpg

    Указатель «Выход в город». 24 ноября 2010 года

  • Alexeyevskaya (Алексеевская) (5316674917).jpg

    Посадочная платформа. 24 ноября 2010 года

  • Alexeyevskaya (Алексеевская) (5317247120).jpg

    Название станции на путевой стене

Напишите отзыв о статье «Алексеевская (станция метро, Москва)»

Примечания

  1. На мемориальной станционной табличке данная смена названия ошибочно датирована 1991 годом
  2. [metro.ru/map/1954/1/ Схема 1954 года на сайте metro.ru]
  3. [metro.ru/map/1957/3/ Схема 1957 года на сайте metro.ru]

Ссылки

  • [mosmetro.ru/stations/kaluzhsko_rizhskaya/alexeyevskaya/ Алексеевская]. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 23 ноября 2013.
  • [www.metro.ru/stations/kaluzhsko-rizhskaya/alexeyevskaya/ «Алексеевская» на сайте www.metro.ru]
  • [news.metro.ru/f66.html «Алексеевская» на сайте news.metro.ru]
  • [msk-atlant.ru/zapravka_alekseevskaa.html Информация о «Алексеевской» на сайте Msk]
  • [metrowalks.ru/moscow/station-6-6 Фото станции на сайте metrowalks.ru]
  • [moscow.gramota.ru/map101.shtml Старинные окраины Москвы: Алексеевское]

Отрывок, характеризующий Алексеевская (станция метро, Москва)

– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.
Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей.
Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова.
Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы».
– Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам.
– Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея.
– Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю.
– Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна.
– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать.
Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала:
– Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…
Она не успела договорить. Князь перебил ее.
– И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты…
Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать.
– Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить.
– Да я не знаю… mon pere.
– Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета.
Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее.
«Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину.
Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne.
– Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne.
– Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.]
– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n’est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j’ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.

wiki-org.ru