Ст автово метро – Станция метро Автово | Гид по Петербургу 2019

Станция метро Автово | Гид по Петербургу 2019

ЛинияКировско-Выборгская
Режим работы5:30 — 00:42
Выход в городпроспект Стачек, Автовская улица
Дата начала строительства03.09.1947
Дата открытия15.11.1955
АрхитекторЕ. А. Левинсон, А. А. Грушке
ОсобенностиСтанция мелкого заложения

 

Станция «Автово» расположена в историческом центре Санкт-Петербурга, где в середине XVII века находилась сельская община Аутово. В 2014 году станция вошла в список 12 самых красивых объектов метрополитена в мире, по версии The Guardian.

История

Станция «Автово» строилась открытым способом. Тоннели сооружали в большом котловане, который вырыли посередине проспекта Стачек. Железобетонная конструкция с плоским перекрытием поддерживалась двойным рядом столбов. Так как поблизости находится Финский залив и река Красненькая во время строительства применялся метод замораживания грунта, что помогло предотвратить протечки.

К главному входу наземного павильона станции ведёт гранитная лестница. Фасады строения украшают лепные элементы. Над входом расположен портик в дорическом стиле. Здание, напоминающее дворец, венчает купол.

 

Среди станций первой очереди метрополитена «Автово» является единственной станцией мелкого заложения. Здесь нет эскалаторов. Пассажиры попадают в подземный вестибюль, спустившись по лестнице. Сначала они попадают в нижний промежуточный зал. Здесь находится скульптурное панно «Защитники Ленинграда». Раньшеве стибюль служил залом ожидания, по его периметру были расставлены скамейки.Сегодня здесь располагается кассовый зал.

Лестница,ведущая в нижний зал, декорирована барельефами на военную тематику. Плоское перекрытие зала поддерживает 46 колонн, часть из которых облицована стеклом. При полном освещении оно играет всеми цветами радуги. Подобная облицовка была сделана в метрополитене впервые.

Крупные вентиляционные решётки, перила лестниц, множество декоративных деталей – гирлянд, венков, традиционных воинских символов – придают станции праздничный облик. Темой оформления стали героические усилия ленинградцев, отстоявших город во время блокады.

Конкурс архитектурных проектов станции «Автово» был проведён сразу после войны. Основную дискуссию среди участников конкурса вызвала проблема использования встроительстве станции новых материалов. Проект Левинсона и Грушке предполагал применение облицовки из архитектурного стекла с барельефами. Во время подготовки авторы столкнулись с рядом технических проблем. У архитекторов небыло опыта использования стекла в качестве декоративного материала в таких масштабах. Хрустальные колонны должны были быть не только изящным украшением,но и надёжной опорой для потолка. Стеклянные панели крепили с помощью металлической ленты, которая обвивала колонны и стягивала панели как обруч.Специально для проекта был разработан новый состав стекла, который был в несколькораз прочнее мрамора.

Зал станции освещают 29 бронзовых рожковых люстр. Каждая украшена десятью плафонами, хрустальными пирамидами и гирляндами. Потолок декорирован кессонами с лепниной и растительными орнаментами. На торцевой стене подземного вестибюля находится яркое панно «Победа». Мозаика была выполнена в мастерской Академии художеств.

В 2005 году началась реконструкция станции. Выполнен капитальный ремонт потолка. Для этого верхние части колонн были демонтированы. Старая лепнина заменена на кессоны из стеклофибобетона. Ремонт продолжался семь лет. Станция работала в штатном режиме, а строители приходили на объект только ночью.

Во время реставрации коммуникационных сетей были найдены ручной инструмент и лампа накаливания, которые были изготовлены в 1955 году. Находка хранится в музее метрополитена.

Интересные факты

  • Идея использовать стекло для оформления станции пришла архитектору Левинсону, когда он увидел необычную подставку настольной лампы. Она была выполнена из балясины хрустального ограждения алтаря Смольного собора.
  • В первых проектах подземного вестибюля присутствовал стеклянный пол.
  • Металлические пластины для колонн отливал Александр Громов, известный скульптор и реставтратор. На момент работы над проектом ему было 80 лет.
  • Каждая бронзовая люстра в подземном зале станции весит 350 кг.
  • В кассовом зале наблюдается интересный акустический эффект. Если в центре зала слегка топнуть ногой, можно услышать эхо.
  • В первые годы работы Ленинградского метрополитена станция «Автово» была конечной. Чтобы пересесть на поезд в обратную сторону, пассажирам нужно было подняться в верхний зал, приобрести билет, спуститься обратно и пройти через контроль.
  • В 1959 году станцию с уникальным оформлением посетил вице-президент США Ричард Никсон.
  • В 2008 году ввестибюле станции были сняты несколько сцен для фильма Валерия Тодоровского «Стиляги».

Автор статьи

Меня зовут Александра. Живу в Сибири, пишу и перевожу тексты, провожу отпуск в Петербурге. Не пытаюсь покинуть Омск.

Написано статей

.

peterburg.guide

Станция «Автово» | Мир метро


Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции:
Е. А. Левинсон, А. А. Грушке
Инженер-конструктор:
С.М. Эпштейн
Художники: В. А. Воронецкий и А. К. Соколов
Скульпторы: В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. Щеглова, М. П. Щеглов, В. И. Гордон и Р. Р. Бельский
Тип станции:
колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения: 15 метров
Пассажиропоток по станции: 1 585 187 в месяц (2016 г.)


1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. «Автово» — первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы. За станцией расположен съезд в депо ТЧ-1 «Автово» и в ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».

Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых не только в Петербурге, но и во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира. 15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Безусловно, основной «изюминкой» станции являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом. Подобный приём был применён впервые, подробнее об этом читайте ниже. По задумке архитекторов, архитектурное убранство станции должно ярко выражать радость великой Победы советского народа.

Станция расположена на территории муниципального округа «Автово» в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга по адресу проспект Стачек д. 90, к. 2. Выход через наземный вестибюль осуществляется прямо на проспект Стачек, между двумя жилыми многоэтажными домами. Рядом со станцией расположены сквер, школа, различные торговые предприятия и кафе, банки, а улице Автовской расположен цирк-шапито. Чуть дальше расположено множество автомобильных стоянок, стадион завода имени Жданова, профессиональное училище № 84. Граница жилого района очерчивается товарной железнодорожной станцией Автово.

Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт, который образует львиную долю пассажиропотока станции. Напротив наземного вестибюля станции имеется подземный переход, по обе стороны которого размещены остановки наземного общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. На параллельной проспекту Стачек Кронштадтской улице расположена крупная трамвайная остановка, объединяющая сразу 5 трамвайных маршрутов. Наземный транспорт, следующий от метро «Автово» обслуживает всю юго-западную часть города, не имеющую в непосредственной близости станции метро. Имеются пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов.

Станция построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».

Пол станции выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, украшенных лепниной.

На посадочной платформе, в сторону станции «Проспект Ветеранов», сохранилось историческое информационное табло, которое сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов следующих в депо.

Главная «изюминка» станции — стеклянные колонны были предложены Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец.

На применении такого материала настаивал и член-корреспондент Академии наук СССР Н. Н. Качалов. Неудивительна настойчивость профессора Качалова, ведь он был настоящим подвижником в деле стекольной промышленности. В середине 1920-х годов благодаря Качалову в Советском Союзе была внедрена отечественная технология изготовления оптического стекла, что позволило нашей стране с 1927 года отказаться от ввоза его из-за границы. Отделка колонн стеклянными панелями с обратным рельефом на станции «Автово» стала новаторским приемом.

Добиться того, чтобы бетонная конструкция колонны не просматривалась сквозь стеклянную облицовку было достаточно сложно: заднюю поверхность стекла пришлось обработать гранями отражающими свет, причём расположить их нужно было под определенным углом — 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Благодаря мастерской работе, создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла, данное заблуждение попало даже в некоторые путеводители по городу.

Литые стеклянные пластины для колонн были изготовлены на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Такое рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».

На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды — символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства, победившего фашизм.

Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». На самом деле, эти ленты не являются декоративными, основная их функция — предотвращение растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн. Стеклянные панели закреплены с помощью этой декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.

По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. К сожалению, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку всех колонн к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Однако, после печального известного постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», в одно мгновение завершившего эпоху советского монументального классицизма, к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались. Формы под стекло со временем были безвозвратно утеряны.

Капитель колонны облицованной мрамором.

 Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга». Мрамор — камень известковой породы как губка впитывает воду, а подземный зал станции «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах.

 Надписи на путевых стенах выполнены их алюминия.

В верхней части стены украшены вентиляционными решётками из алюминия, обработанного «под золото».

Орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Фото 1957 года.

С течением времени гидроизоляция станции утратила свои защитные свойства и стала пропускать воду, мрамор потускнел, а по стенам стали раскрываться трещины. В период 2006-2012 гг. были проведены серьезные мероприятия по капитальному ремонту станции: существующую мраморную облицовку путевых стен обновили идентично оригинальному решению мрамором «Коэлга», были устранены течи, восстановлена гидроизоляция. Также полной замене подвергся декоративный лепной потолок станции для чего была применена уникальная технология, с помощью которой новые элементы-реплики изготавливались прямо на платформе станции.

Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда

Центральный зал в 1957 г.

Поезд на станции. Фото 1956 г.

 Станция в конце 1970-х гг.

Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать» (в некоторых источниках указывается как «Победа»).

Панно выполнено художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым. Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру — Мир»

Отдельного внимания заслуживают массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Фото 1955-1956 гг. Автор: Л.М. Безверхний. Источник: «Архитектура Ленинграда», 1957

 На фотографии видны люстры, расположенные ближе к торцу станции. Эти три люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и утеряны. Фото: Studio Erpé, 1956 г.

К сожалению, до настоящего момента люстры дошли не в первоначальном виде. В начале 1970-х годов, нижний ряд плафонов-«стаканов» был демонтирован. Фото Г.Н. Савиной, 1957 г.

На фотографии 1986 года, люстры уже в нынешнем виде без нижним плафонов.

Сегодняшний вид на люстру.

22. Люстра снизу.

Конструкции станции «Автово» расположены в трёх уровнях. Эскалаторы на станции не предусмотрены, все уровни соединены лестницами. С посадочной платформы лестница ведет в многопролетный аванзал переходящий в подходной коридор и в круглый подземный кассовый зал.

Завершения стен окаймляющих лестничный марш украшены симметричными барельефами поддерживающим общую милитаристскую тематику оформления станции.

Колонны в аванзале, где расположены турникеты, облицованы уральским мрамором «Коркодино». На заднем плане виден походной коридор ведущий в круглый подземный кассовый зал.

26. Освещение зала осуществляется круглыми люстрами в виде дубовых венков, с шестью светильниками.

Аванзал в 1957 году.

Стены в круглом (кассовом) зале и подходном коридоре облицованы мрамором Прохорово-Баландинского месторождения и цветным мрамором «Газган».

При входе на станцию в подземном кассовом зале пассажиров встречает панно «Защитники Ленинграда» (скульпторы В. И. Гордон и Р. Р. Бельский), на котором изображены солдат, моряк и рабочий в окружении знамен и ордена Победы. .

Из подходного коридора в верхний вестибюль с обеих сторон ведет винтовая лестница. Стены лестничных проходов облицованы красным Нижнетагильским мрамором, ступени — гранитом Лезниковского месторождения.

Светильники-бра освещающие винтовые лестницы.

Винтовые лестницы выводят в наземный распределительный зал. В торце по первоначальному проекту должен был быть барельеф со Сталиным (см. изображение 58).

С одной стороны зала расположены кабины телефонов-автоматов в виде портиков из колонн искусственного мрамора, между которыми на фоне стекла вставлены орнаментированные решётки с деталями из анодированного алюминия. Фото 1957 года.

 С противоположной стороны также расположены билетные кассы. Фото 1956 года.

 Стены наземного вестибюля выполнены из искусственного мрамора. Полы покрыты гранитом «Тераццо».

 Купол поддерживают 8 дорических канелированых колонны, по бокам стены украшены пилястрами. По карнизу опоясывающему основание купола выбита надпись: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава!»).

 Двери изготовленные из дуба также украшены дубовыми венками.

Наземный вестибюль станции расположенный на проспекте Стачек создан архитекторами Е.А. Левинсоном и А.А. Грушке. Как ни странно, но вестибюль напоминает церковь: восьмиколонный дорический портик, купол, апсида. В советском понимании тех лет первое такое монументальное сооружение и есть храм, посвящённый защитникам Отечества. Однако уже спустя два-три года после открытия в самый разгар хрущёвских кампаний по борьбе с «архитектурными излишествами» и антирелигиозной, проект наземного вестибюля был подвергнут жёсткой критике.

В наземном вестибюле напротив входа планировалось создать большой витраж из цветного стекла, посвященный И.В. Сталину. Окружность купола предполагалось опоясать надписью: «Слава Великому Сталину — организатору побед над врагами Советской Родины». Но в процессе оформления станции текст надписи изменили: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!». Также планировали установить профиль «вождя народов» и при входе на станцию, но от всех этих идей по политическим мотивам впоследствии отказались.

 Наземный павильон станции в первые дни после открытия. Ещё нет дома слева от станции метро, его построят только через четыре года, в 1959 году.

 Фасад вестибюля отделан терразитовой штукатуркой. Фото Б. Уткина и Л. Зиверта. 1956 г.

40. Главный фасад украшен шестиколонным портиком, к которому ведёт гранитная лестница. Фото 1957 г.

Севернее вестибюля вырос забор ограждающий строительную площадку на месте будущего дома 90 по проспекту Стачек. Фото Ю Шаламова. 1957 г.

Вид на проспект Стачек. Справа виден вестибюль станции. 1960 г.

Фасады наземного павильона станции украшают барельефы: «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941 — 1943 годах (скульпторы В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. и М. П. Щегловы).

Вестибюль расположен между домами 90 и 94 по проспекту Стачек. Фото 1961 г.

 Наземный павильон в наши дни.

27 июля 1959 года во время своего визита в Ленинград на станции побывал вице-президент США Ричард М. Никсон. Рядом с Никсоном 1-ый секретарь Ленинградского обкома КПСС Спиридонов И.В. Фото А. Батанова.

Первые посетители метро, пока ещё только по специальным пригласительным билетам. 6 ноября 1955 года. Фото В. Капустина и И. Баранова.

Первый поезд с пассажирами отправляется со станции «Автово». 6 ноября 1955 года. Фото Н. Науменкова и П. Федотова.


2. Строительство станции и проекты

Станция «Автово» мелкого заложения. Подземный зал находится на глубине 15 метров. Строительство станции и прилегающих перегонов началось зимой 1941 года, когда по трассе 1 очереди метрополитена были заложены все шахты. Строительство шло высокими темпами, пока не началась Великая Отечественная война. 25 июня работы по всей первой очереди были приостановлены, а построенные выработки было решено затопить, в целях консервации. Работы по строительству станции были возобновлены в конце 1946 года.

Станция строилась открытым способом в очень тяжелых гидрологических условиях, вызванных протеканием рядом Красненькой речки и подземными грунтовыми водами. Впервые в нашем городе при строительстве станции было применено замораживание грунтов. На проспекте Стачек был вырыт котлован и в нем возвели все необходимые конструкции. Своды станции покрыли изоляцией и засыпали котлован грунтом, восстановили асфальтовое покрытие проспекта Стачек и продолжили строительство уже под землей. Тоннели, соединяющие станцию «Автово» с электродепо «Автово», проходят под рекой Красненькой в пластических глинах и суглинках, насыщенных водой. Из-за этого метростроители для проходки участка к депо так же использовали замораживание грунта.

Диаметр тоннелей, ведущих к станции «Кировский завод», составляет не 5,5 метров, как диаметр других тоннелей первой очереди, а 6 метров, как в Москве. «Уменьшение диаметра, — как пишет В. Г. Авдеев, — позволяло экономить на обделке до 1,5 тысяч тонн чугуна на 1 километр пути».

 В 1930-е годы Автово являлось окраинной частью города. Одновременно с началом строительства нового жилого района тут начались первые работы по сооружению станции метрополитена первой очереди.

 Заморозка стен котлована станции.

 Попытка защиты замороженных стен котлована при помощи соломенных матов.

 Как видно, станция изначально планировалась мелкого заложения. Автор проекта: М.А. Шепилевский. 1947 год. 2 тур конкурса.

 Первоначально колонны планировалось банально одеть в мрамор. Автор проекта М.К. Бенуа. 1947 год. 2 тур конкурса.

 Интересно, что по первоначальному проекту, не был реализован фриз на путевых стенах станции. Предполагалась, что по обеим сторонам путевых стен будет написано «Слава великому Сталину». На потолке предлагалось разместить мозаики из смальты. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1947 год. 2 тур конкурса.

Как уже говорилось выше, по проекту и все 46 колонн должны были быть стеклянными. Авторы проекта: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. 1949 год. 3 тур конкурса. Проект принят к осуществлению с незначительными изменениями.

 Макет станции в 1/10 от натуральной величины на выставке в Ленинградском филиале Академии архитектуры СССР. Макет изготовлен из художественного стекла на Ленинградской зеркальной фабрике. 14 февраля 1949 года. Фото А.А. Михайлова.

 Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.

Как уже говорилось, опоясывать основание купол должны была четырежды повторявшаяся надпись «Великому Сталину Слава!», которая по политическим мотивам (после развенчания культа личности) была заменена на: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» По той же причине отказались и от барельефа со Сталиным (сейчас на его месте пустующее углубление в стене, отделанное тёмным мрамором). Авторы проекта наземного вестибюля: Е.А. Левинсон, А.А. Грушке. Начало 1950-х. Проект принят к осуществлению.

 Работы по изготовлению форм для отливки стекла в мастерской.

 Отделочные работы. Хрустальная облицовка колонн изготавливалась стекла на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС), закрытом в 90-е годы.

 Монтаж хрустального стекла на капитель колонны.

 Метростроевцы на станции.


3. История и происхождение названия

Станция получила своё название по историческому району в котором она расположена. К слову заметить, что «Автово» — первая станция Петербургского метро получившая себе в имя ойконим (название населённого пункта) местности в которой расположена, причём финского происхождения.

В 1824 году сильное наводнение практически уничтожило деревню Автово. Согласно легенде, Император Александр I объезжавший наиболее пострадавшие прибрежные места на Петергофской дороге, посетил одно селение, полностью уничтоженное наводнением. Вокруг Императора тотчас-же собрались крестьяне и начали жаловаться на свою долю. Внимание Императора привлёк один старик который сильнее всех жестикулировал, однако, разобрать слов Государь не мог. Он вызвал из толпы старика и велел ему рассказать кто как пострадал и что потерял.
Старик тут же заголосил с характерным местным говором:
— Батюшка, царь, у таво коров унесло, а у таво весь скарб, а у таво коней, а у таво дом, а у таво… (с характерным ударением на «у»)
— Хорошо — сказал царь, — у того, у того, а у тебя то что?

По ещё одной похожей легенде старик заголосил: — Батюшка, царь, у афтаво коров унесло, у афтаво весь скарб, у афтаво коней, у афтаво… На что царь ответил: — Это всё у Афтова, а у других что погибло? После этого Императору объяснили что «афтово» на местном говоре значит «этого». Царь посмеялся над своей ошибкой и приказал на казённые деньги выстроить новую деревню и назвать её Аутово/Афтово.

В 1824 году действительно было наводнение уничтожившее деревню, на месте которой сделали насыпи высотой 4-5 м и на выстроили новое поселение, строения которого сохранялись вплоть до 30-х годов ХХ века. Тем не менее, конечно же, это легенда. Впервые деревня Аутова встречается 1676 году на шведской карте задолго до вышеописанного наводнения.

До сих пор нет единого мнения об этимологии названия, вероятнее всего оно происходит от финского «аутто» — что означает «пустынный», либо «аутио», означающее «заброшенный», «безлюдный», что, впрочем, близко по смыслу. Кроме того, существуют версии, что Автово происходит от одного из финских обозначений медведя «овто» или от названия сачка «отава».

В 1703 году в 10 верстах от этой деревни был заложен Санкт-Петербург. А через несколько лет рядом с деревней пролегла дорога, связавшая Санкт-Петербург с загородной резиденцией Императоров — Петергофом, что послужило толчком к развитию местности. Вскоре тут выросла ямская слобода, начали строиться многочисленные дачи. К середине XIX века Автово превратилось в престижную дачную местность, где проживала и владела землями значительная часть столичной элиты.

Появление в 1801 году в окрестностях Автова чугунолитейного завода, который был переведён сюда из Кронштадта, к концу XIX века вкорне изменило судьбу местности. Вокруг заметно разросшегося завода, получившего в 1876 году название Путиловский (сегодня — Кировский), выросли многочисленные бараки, общежития и ночлежки превратившие некогда престижный район в рабочую окраину. Центральным стержнем района по прежнему оставалось Петергофское шоссе, оно остаётся им и поныне, правда теперь магистраль называется — проспект Стачек. Современное название также отчасти затрагивает историю района, т.к. жители района активно принимали участие в событиях трёх русских революций.

В 1917 году Автово входит в городскую черту. В 1937 году, в районе начинается комплексное строительство нового жилого района, которое было прервано начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной. В эти годы по границе района проходил передний край героической обороны Ленинграда, о чём свидетельствует сохранившийся до наших времен ДОТ, а на месте нынешнего вестибюля станции размещались артиллерийские батареи, штабы и тылы воинских частей. В годы Войны деревянное Автово было полностью уничтожено, так как в блокаду при огромном дефиците древесины такие дома были пущены на растопку, а жителей отселили в центральные районы города.

Уже с 1944 по несколько скорректированным проектам продолжилась начавшаяся до Войны застройка района, завершившаяся большей частью к 1960 году. В 1955 году в район пришло метро.

Память о событиях и значимости района в годы Великой Отечественной войны отражена в топонимике района (улица Зенитчиков, улица Зайцева (генерал-майор, участник Гражданской войны и Великой Отечественной войны), улица Маршала Говорова, ул. Маринеско. Воины, павшие в боях за Ленинград в Автово, вместе с мирными жителями, жертвами блокады, погребены на Красненьком кладбище. В 1968 году на Комсомольской площади был открыт монумент Героическому комсомолу.

Стоит также добавить что именно из Автово (от вышеупомянутой Комсомольской площади) берёт начало Краснопутиловская улица, которая является началом пути в столицу России — Москву.


Источники:
1) А.П. Сапаров, Е.П. Серебровская, «Ленинградский метрополитен», 1956 г.
2) А.М. Соколов, «Ленинградское метро», 1957 г.
3) «Петербургский метрополитен: от идеи до воплощения», 2005
4) «Петербургский метрополитен: из прошлого в будущее» ГМИ СПб, 2013
5) Шавель Ю.В., Графов Д.Ю. «Петербургский метрополитен — 60», 2015
6) Архив Сергея Бабушкина

www.mirmetro.net

Автово — Питерское метро

Автово

Колонная станция мелкого заложения (глубина — 12 м). Единственная станция мелкого заложения первой очереди. И, до ремонта весны 2011 года, также одна из «кафельных» станций. Но в 2011 году облицовка путевых стен была сменена на благородный мрамор. Также после ремонта освещение станции сменили с белого на желтое. На фотографии ниже — уникальный момент, еще во время ремонта, когда стена уже мраморная, а освещение еще белое.

Станция уникальна тем, что далее в сторону окраины (до ныне закрытой станции Дачное, а затем — проспекта Ветеранов) метро строилось открытым способом. На бульваре Новаторов в снежные зимы хорошо видно ребристую структуру тоннелей, проступающую на поверхности ввиду передачи тепла через землю.

На станции Автово нет эскалаторов, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница и через вестибюль — лестница прямая.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн.

Из них 30 облицованы мрамором…

…а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Стекло при оформлении метро было применено впервые. Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря специфичной огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами.

Из-за нехватки средств, борьбы с архитектурными излишествами и срыва сроков поставок стеклянных панелей, первоначальный проект, предусматривающий остекление и внутреннюю (?) подсветку всех колонн подземного зала, не был реализован.

Не все колонны круглые в плане: при входе на станцию потолок поддерживают две квадратные колонны.

Интересно, что из-за невозможности восстановить первоначальный вид стеклянных колонн, «если что», при ремонте их тщательно запаковывали в деревянные «чехлы». А мраморные — не полностью.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.

Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем.

Даже и алый шнурок не забыли.

По бокам лестницы, над путями, сделаны декоративные мостики, на которых расположены магазины.

Специально для тупых и гастарбайтеров везде наклеили специальные знаки.

На левой путевой стене станции виден набор декоративных решеток, скрывающих вентиляцию. Во время ремонта вентиляционная труба была выведена прямо туда.

Интересно сравнить с той же станцией времен ремонта.

В дальнем от входа конце станции в тоннелях видны стрелочные переводы, ведущие в сразу два метродепо — “Автово” и “Дачное”.

С правой стороны висит табло “Посадки нет”. Я не проверял, работает ли оно сейчас…

…но до ремонта оно уже очень давно не работало.

Что вам еще рассказать? «Автово» стала первой станцией метро, сохранившей в своем имени ойконим (название исторической части), причем финского происхождения. Прежде здесь находилась деревня «Аутово», от которой местность и приобрела своё название. Хотя, положа руку на перец — легенд про название этой местности не счесть. И про крестьянина, и про Сталина, и бла-бла-бла.

Красивая станция. Но уж очень много здесь людей-пингвинов. Отсюда идет в спальный Юго-Запад и далее за город к Рамбову и фонтанам туева хуча маршруток.

А по ночам здесь носятся по тоннелям вот такие зверушки.

Сипло завывая 130-сильным движком от 130-го “Зилка” и оставляя за собой удушливую вонь паленого 76-го бензина.

Однако, осторожно, двери закрываются.

Далее, через станции “Ленинский проспект” и “Проспект Ветеранов”, через адские гнездилища людей-пингвинов Юго-Запада, мы поедем по единственным в Питере тоннелям, построенным открытым способом. И где-то там же останется ныне несуществующая станция “Дачное”, ныне МРЭО-5, царствие ей небесное.

subway-spb.ru

Станция метро «Автово» — Санкт-Петербург

Открыта 15 ноября 1955 г.
Архитекторы Е.Н. Левинсон и А.А. Грушке.
Инженер-конструктор С.М. Эпштейн.
Названа из-за расположения в историческом районе Санкт-Петербурга — Автово.

ВНИМАНИЕ.
Станция часто является конечной для поездов,следующих от «Кировского завода».

Колонная трёхпролётная станция мелкого (12 м) заложения. На станции отсутствуют эскалаторы, в станционный зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В.А. Воронецкого и А.К. Соколова. 30 колонн облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом. Для предотвращения растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн, стеклянные панели закреплены с помощью декоративной блестящей ленты, обвивающей колонны. Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80º. Благодаря специфичной огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Идею применения такого решения подсказал профессор кафедры теоретической физики Пермского государственного университета Г.З. Гершуни. Станцию освещают массивные двухцветные люстры, расположенные по центру зала и над станционными платформами.

Имеется наземный вестибюль (wikimapia.org/17099) с выходом в город к проспекту Стачек.

Информация о станции:
www.metrowalks.com/ru/petersburg/kirovsko-vyborgskaya/a…
metro.vpeterburge.ru/stations/1/avtovo/
pitermetro.ru/Avtovo.html
wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%…
vadim-bv.livejournal.com/102433.html


Строительство первой очереди Ленинградского метро началось в 1937 г. и должно было завершиться в 1942. Первоначальный проект насчитывал две линии и 13 станций: 8 на первой («Автово», «Кировский завод», «Парк им. Девятого января» — нереализованная; «Сталинская» — нынешняя «Нарвская»; Балтийская», «Технологический институт» с пересадкой на вторую линию, «Пушкинская» и «Площадь Восстания»; станция «Владимирская» в первом проекте отсутствовала) и 5 на второй (нынешние «Технологический институт-2», «Фрунзенская», «Электросила», «Парк Победы» и «Московская»). Из-за начавшейся Великой Отечественной войны уже в 1941 г. строительство было заморожено и возобновлено лишь в 1946, причём только в объёме первой линии.
Станция «Автово» открылась 15 ноября 1955 г. в составе Первой очереди Ленинградского метрополитена. Именно отсюда, к станции «Площадь Восстания», отправился первый в Ленинграде поезд метро.

На станции отсутствуют эскалаторы, в Нижний кассовый зал ведёт широкая, облицованная красным мрамором, винтовая лестница. Далее, на саму станционную платформу спускается ещё одна — прямая лестница.

Это единственная на участке первой очереди метро станция мелкого заложения (глубина залегания — 12 метров). Особенности её конструкции позволили значительно развить архитектурные приёмы построения станции метро по сравнению с остальными семью станциями первой очереди. В результате, «Автово» получилось одной из красивейших станций метро в нашем городе. Небольшая глубина залегания позволила отказаться от тяжёлых сводов и массивных пилонов и арок для их поддержки. Станцию перекрывает кессонированный потолок, поддерживаемый 46 колоннами. Первые две при входе — квадратные в сечении, остальные — круглые. Первоначально планировалось облицевать все колонны художественным стеклом, однако, из-за отсутствия средств к открытию станции стеклом были отделаны только 16 колонн, остальные временно облицевали мраморной плиткой. Но, как известно, нет в мире ничего более постоянного, чем временное. Уже в 1956 г. Н. С. Хрущёв выступил против «архитектурных излишеств», и вопрос о завершении отделки станции навсегда был закрыт.

Бетонные опоры, так же как и каменные, со временем подвергаются осадке. Если стекло, материал весьма хрупкий, прикреплять к конструкции наглухо, на цементном растворе, то оно быстро растрескается. Ленинградские архитекторы нашли такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил их сохранность. Большую помощь оказал известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии Наук Н. Н. Качалов. Технологическими процессами руководил инженер Ф. С. Энтелис. Он и разработал систему креплений хрупких пластин облицовки. Стеклянные панели были закреплены с помощью декоративной золочёной ленты, обвивающей колонны. Золоченая лента оказалась необходимой, чтобы стягивать их, словно обручем. Сами пластины выполнены из прозрачного, искрящегося, как хрусталь, стекла. Однако бетонный стержень сквозь них не виден. Его невозможно разглядеть, даже подойдя к колоннам вплотную. Это была нелегкая задача. Слишком уж противоречивые свойства требовались от стеклянной облицовки! На экспериментальной базе — в цехах Ленинградского завода художественного стекла — архитекторы и инженеры без устали подбирали оттенки литых пластин. Дело не ладилось. Искристость стекла неизменно сопровождалась прозрачностью — бетонная основа была бы видна сквозь него. Тут мог помочь только какой-либо оптический «фокус». И физики подсказали его. Профессор Пермского государственного университета Г. З. Гершуни указал, что раз сборная облицовка отлита не гладкой, а с выпуклым орнаментом, то нет ничего проще. Нужно внутреннюю поверхность делать не гладкой, а дать рельеф, но только обязательно граненый, причем гранить под углом в 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект. Свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Поэтому становятся не видны опорные конструкции под стеклом и все колонны кажутся стеклянными монолитами.

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Массивные двухцветные люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа», с изображением женщины с младенцем, работы художников В. А. Воронецкого и А. К. Соколова.

А вот как описывал будущую станцию «Автово» один из ее создателей — архитектор Евгений Левинсон:
«Оформление станции посвящается теме — передний край обороны Ленинграда во время Великой отечественной войны. Основным строительным материалом для этой станции является стекло.
Представьте себе 60 хрустальных колонн, возвышающихся на фоне красных стен перрона, украшенных барельефами. По верхней части стен идут надписи, напоминающие о героической обороне Ленинграда. Помимо специальных приборов освещения, потолки станции имеют большие стеклянные витражи, подсвеченные изнутри»..
www.citywalls.ru/house15065.html

wikimapia.org

Автово (станция метро, Санкт-Петербург) — Энциклопедия нашего транспорта

Линия 1 (Кировско-Выборгская)

«Автово» — зонная станция линии 1 Петербургского метрополитена.

Открыта 15 ноября 1955 года в составе участка «Площадь Восстания» — «Автово».

Разработчики проекта

Архитекторы

Е. Н. Левинсон, А. А. Грушке.

Инженер-конструктор

С. М. Эпштейн.

Конструкция

Колонная трёхпролётная мелкого заложения.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн. Наземный вестибюль соединяется с посадочными платформами широкой винтовой лестницей в северном торце.

В 2006—2007 годах из-за постройки над станцией путепровода, станция начала деформироваться, гидроизоляция пришла в негодность, на стенах стали появляться ржавые подтёки и трещины, в связи с чем проводился капитальный ремонт в 2007—2009 гг НПО «Спецгидроизоляция». Новая гидроизоляция стен трёхслойная: после снятия старой облицовки стенах станции проделываются отверстия, в которые нагнетается цемент, заполняющий пустоты. Второй этап — впрыскивание пенополиуриетана под большим давлением (заделка микротрещин). Третий слой гидроизоляции — стены обмазывают цементом со специальными добавками. Но эта технология не даёт стопроцентной гарантии и мраморные плиты облицовки крепят на специальные кассеты, при установке между несущей стеной и мрамором получается двухсантиметровый зазор. Этот зазор позволяет сбрасывать воду в трубы водоотвода, не соприкасаясь с облицовкой.

Название

Станция получила название по расположению в одноименном историческом районе Санкт-Петербурга. Еще в допетровское время в этих краях находилось несколько деревень — Лаурола, Нипрола, Лахта у Моря и другие. После русско-шведской войны середины XVII века эта сельская община получила название Аухтуа (auhto — песчаного происхождения). По другим данным, название пошло от финского autto, что значит пустое место, пустошь.

Выход в город

  • На проспект Стачек, к Кронштадтскому путепроводу, Автовской улице.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием.

За станцией Автово расположен съезд в депо Автово и Дачное.

Художественное оформление

Памятный жетон

Тема оформления станции — «Оборона Ленинграда»

Наземный павильон станции выполнен оформлен мощным двойным 6-колонным портиком и куполом на большом световом барабане. Кассовый зал станции очень просторен, гораздо просторнее, чем на любой другой станции. Вознесенный высоко купол создает впечатление строгой торжественности. Ее подчеркивает надпись, поясом охватившая основание купола. Она раскрывает внутренний смысл и этой торжественности, и многих деталей, говорящих о воинском героизме и славе. Надпись гласит: «Доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой, слава в веках!» (в первоначальном варианте «Великому Сталину слава»). Фасады наземного павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941—1943 годах», работы скульпторов В. И. Ингал, В. Н. Бельской, В. И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е. В. Щегловой, М. П. Щеглова. При входе на станцию хотели установить профиль И. В. Сталина, но от этой идеи к 1955 году отказались. В наземном павильоне установленно панно «Защитники Ленинграда», работы скульпторов В. И. Гордона и Р. Р. Бельского.

Станция отражает тему обороны Ленинграда (Во время Великой Отечественной войны одноименный район стал передним краем обороны). В композиции внутренних помещений, в трактовке декоративного убранства, в изобразительных элементах-барельефах и мозаике авторы стремились передать этот замысел. В станционный зал ведет широкая, облицованная красным мрамором лестница. Решетки, люстры и светильники украшены лавровыми ветвями, золочеными мечами и другими эмблемами воинской доблести.

Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 30 из них отделаны мрамором, а 16 облицованы декоративным стеклом. Сверкая и слегка отсвечивая голубизной, они придают подземному залу праздничную пышность. По поводу применения литого стекла для отделки Ленинградского метрополитена архитекторы много спорили. Были среди них убежденные приверженцы этого декоративного материала, были и противники. Стекло издавна использовалось в качестве облицовки, но в таких масштабах, как на данной станции, оно никогда не применялось. Это ставило перед архитекторами ряд трудностей. Каждая колонна перевита блестящей золоченой лентой, это не только элемент украшения: за стеклом помещена опорная конструкция из бетона, а бетонные опоры, так же как и каменные, со временем подвергаются осадке и если стекло, материал весьма хрупкий, прикреплять к конструкции наглухо, на цементном растворе, то оно быстро растрескается, так что ленинградские архитекторы решили найти такой способ закрепления плит на бетоне, который обеспечил бы их сохранность, большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно, известный знаток художественного стекла, член-корреспондент Академии наук Н. Н. Качалов. Сами пластины выполнены из прозрачного, искрящегося, как хрусталь, стекла, однако бетонный стержень сквозь них не виден, его невозможно разглядеть, даже подойдя к колоннам вплотную. Профессор Г. З. Гершуни указал, что раз сборная облицовка отлита не гладкой, а с выпуклым орнаментом, то нужно внутреннюю поверхность делать не гладкой, а дать рельеф, но только обязательно граненый, причем гранить под углом в 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать.

В самом конце зала стена украшена мозаичной картиной «Победа». Художники В. А. Воронецкий и А. К. Соколов в образе женщины с младенцем воплотили благородную тему борьбы за мир. Среди мозаичистов, работавших над этим панно, был известный любитель древнего искусства Д. М. Малышев. Он занимается мастерством мозаичиста около 60 лет, ему поручали восстановление мозаичной живописи Ломоносова и бесценной старины — Софийского собора в Киеве. Теперь искусство старого мастера ожило под землей в хорошо подобранных красках замечательной русской смальты.

Фотогалерея

  • Путевая стена

  • Название станции на путевой стене

  • Технологическая дверь

  • Вентиляционные решётки

  • Мозаика «Победа»

  • Капитель колонны

  • Лестница на платформу

  • Барельеф над перилами

  • Подходной коридор

Вестибюль

Ссылки

wiki.nashtransport.ru

Станция метро Автово в Санкт-Петербурге

Станция метро Автово в Санкт-Петербурге расположена в юго-западной части города, недалеко от места пересечения Проспекта Стачек с Автовской и Портовой улицами. Станция расположена на расстоянии примерно 8,2 километра юго-западнее Дворцовой площади. Расстояние до КАД (кольцевая автомобильная дорога) примерно 3,5 километра.

Станция Автово расположена на Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена (линия 1, красная линия), между станциями «Кировский завод» и «Ленинский проспект». Станция была открыта 15 ноября 1955 года. Наземный вестибюль станции расположен между домами № 94 и №90 на проспекте Стачек. Подземный зал станции расположен на глубине 12 метров. Вход и выход пассажиров осуществляется по лестницам (эскалаторы отсутствуют).

В районе расположения станции прежде находилась деревня Аутово. Позднее этот район города стали называть Автово. Этим объясняется выбор названия станции.

Станцию «Автово» часто называют в числе самых красивых станций метро в Санкт-Петербурге. При оформлении зала использованы пластинами из литого стекла. Внутренняя поверхность стеклянных пластин имеет рельефный рисунок.

Рядом со станцией метро Автово в Санкт-Петербурге находятся:

  • Цирк в Автово. Адрес: Автовская улица, 1А, Санкт-Петербург.
  • Музей «Анна Ахматова. Серебряный век». Адрес: улица Автовская, 14, Санкт-Петербург.
  • Гостиница «Office Apartments». Адрес: Краснопутиловская улица 19, Санкт-Петербург, Россия.

Санкт-Петербург: достопримечательности, музеи, театры, торговые центры, полезная информация.
Метро в Санкт-Петербурге – информация для туристов.
Схема метро – карта расположения станций и линий метро в Санкт-Петербурге.

Расположение станции метро на карте города.

www.visit-plus.com

Станция метро «Автово» (Санкт-Петербург) Часть 1

Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы станции: Е. А. Левинсон, А. А. Грушке
Инженер-конструктор: С.М. Эпштейн
Художники: В. А. Воронецкий и А. К. Соколов
Скульпторы: В. И. Ингал, В. Н. Бельская, В. И. Гордон, В. В. Чибриков, Е. В. Щеглова, М. П. Щеглов, В. И. Гордон и Р. Р. Бельский
Тип станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения: 15 метров

Использована информация с сайта «Мир метро».
1. Описание станции
2. Проекты и строительство
3. История и происхождение названия


1. Описание станции

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания» (7 станций, 10,8 км), расположена на Кировско-Выборгской линии (Линия 1). Именно на «Автово» прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена. До открытия станции «Дачное» (1 июня 1966 года), являлась конечной. «Автово» — первая станция мелкого заложения Петербургского метро, на станции отсутствуют эскалаторы. За станцией расположен съезд в депо ТЧ-1 «Автово» и в ремонтное депо ТЧ-2 «Дачное».

Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых не только в Петербурге, но и во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира.15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. Безусловно, основной «изюминкой» станции являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом. Подобный приём был применён впервые, подробнее об этом читайте ниже. По задумке архитекторов, архитектурное убранство станции должно ярко выражать радость великой Победы советского народа.

Станция расположена на территории муниципального округа «Автово» в Кировском районе на юго-западе Санкт-Петербурга по адресу проспект Стачек д. 90, к. 2. Выход через наземный вестибюль осуществляется прямо на проспект Стачек, между двумя жилыми многоэтажными домами. Рядом со станцией расположены сквер, школа, различные торговые предприятия и кафе, банки, а улице Автовской расположен цирк-шапито. Чуть дальше расположено множество автомобильных стоянок, стадион завода имени Жданова, профессиональное училище № 84. Граница жилого района очерчивается товарной железнодорожной станцией Автово.

Вокруг станции сосредоточен мощный пересадочный узел на наземный транспорт, который образует львиную долю пассажиропотока станции. Напротив наземного вестибюля станции имеется подземный переход, по обе стороны которого размещены остановки наземного общественного транспорта: автобусов, троллейбусов и маршрутных такси. На параллельной проспекту Стачек Кронштадтской улице расположена крупная трамвайная остановка, объединяющая сразу 5 трамвайных маршрутов. Наземный транспорт, следующий от метро «Автово» обслуживает всю юго-западную часть города, не имеющую в непосредственной близости станции метро. Имеются пригородные маршруты в Петродворец, Стрельну, Красное Село и Ломоносов.

01. Станция построена в характерном монументальном стиле, являющимся воплощением идеи величия и мощи советского государства. Плоское перекрытие зала поддерживают 46 колонн, 16 из которых облицованы декоративным стеклом. Остальные колонны облицованы мрамором «Коелга».

02. Пол станции выложен из красного Лезниковского гранита, а также серого и чёрного полированного гранита с Украины, образующих геометрический рисунок. Потолок собран из декоративных кессонов, украшенных лепниной.

03. На посадочной платформе, в сторону станции «Проспект Ветеранов», сохранилось историческое информационное табло, которое сегодня оповещает пассажиров о прибытии составов следующих в депо.

04. Главная «изюминка» станции — стеклянные колонны были предложены Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, чем-то напоминающее хрусталь, чтобы станция выглядела как подземный дворец.

На применении такого материала настаивал и член-корреспондент Академии наук СССР Н. Н. Качалов. Неудивительна настойчивость профессора Качалова, ведь он был настоящим подвижником в деле стекольной промышленности. В середине 1920-х годов благодаря Качалову в Советском Союзе была внедрена отечественная технология изготовления оптического стекла, что позволило нашей стране с 1927 года отказаться от ввоза его из-за границы. Отделка колонн стеклянными панелями с обратным рельефом на станции «Автово» стала новаторским приемом.

Добиться того, чтобы бетонная конструкция колонны не просматривалась сквозь стеклянную облицовку было достаточно сложно: заднюю поверхность стекла пришлось обработать гранями отражающими свет, причём расположить их нужно было под определенным углом — 80 градусов. При этих условиях создается своеобразный оптический эффект: свет отражается от граней прежде, чем достигнет бетона, и прозрачное стекло перестает просвечивать. Благодаря мастерской работе, создаётся ощущение что колонны полностью созданы из стекла, данное заблуждение попало даже в некоторые путеводители по городу.

Литые стеклянные пластины для колонн были изготовлены на экспериментальной базе в цехах Ленинградского завода художественного стекла. Такое рельефное прессованное стекло напоминало хрусталь, за что станцию даже называли «хрустальным дворцом».

05. На рельефном стекле особенно выделяются пятиконечные звезды — символ Советского Союза и веточки дуба, олицетворяющие силу государства, победившего фашизм.

06. Стеклянные детали укреплены на специальном каркасе и обвивают колонну спиральными лентами, разделёнными тонкими жгутиками покрашенных «под золото». На самом деле, эти ленты не являются декоративными, основная их функция — предотвращение растрескивания стекла при осадке бетонных опорных конструкций колонн. Стеклянные панели закреплены с помощью этой декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.

По первоначальному проекту предполагалась отделка всех колонн стеклом, кроме того также предусматривалась и внутренняя подсветка всех колонн. К сожалению, подрядчик не успевал полностью выполнить отливку всех колонн к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. Однако, после печального известного постановления № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве», в одно мгновение завершившего эпоху советского монументального классицизма, к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались. Формы под стекло со временем были безвозвратно утеряны.

07. Капитель колонны облицованной мрамором.

08. Путевые стены, облицованные во всю высоту белым мрамором «Коелга». Мрамор — камень известковой породы как губка впитывает воду, а подземный зал станции «Автово» расположен в водонасыщенных грунтах.

09. Надписи на путевых стенах выполнены их алюминия.

10. В верхней части стены украшены вентиляционными решётками из алюминия, обработанного «под золото».

11. Орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Фото 1957 года.

С течением времени гидроизоляция станции утратила свои защитные свойства и стала пропускать воду, мрамор потускнел, а по стенам стали раскрываться трещины. В период 2006-2012 гг. были проведены серьезные мероприятия по капитальному ремонту станции: существующую мраморную облицовку путевых стен обновили идентично оригинальному решению мрамором «Коэлга», были устранены течи, восстановлена гидроизоляция. Также полной замене подвергся декоративный лепной потолок станции для чего была применена уникальная технология, с помощью которой новые элементы-реплики изготавливались прямо на платформе станции.

12. Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда

13. Центральный зал в 1957 г.

14. Станция в конце 1970-х гг.

15. Торец подземного зала станции украшает яркое, золотистое мозаичное панно из смальты «Родина-мать» (в некоторых источниках указывается как «Победа»).

16. Панно выполнено художниками В.А. Воронецким и А.К. Соколовым. Женщина с младенцем на руках символизирует мир, завоеванный в тяжелой борьбе с фашизмом, а сверху развивается лента с надписью «Миру — Мир»

17. Отдельного внимания заслуживают массивные люстры, добавляющие станции помпезности. Фото 1955-1956 гг. Автор: Л.М. Безверхний.Источник: «Архитектура Ленинграда», 1957

18. На фотографии видны люстры, расположенные ближе к торцу станции. Эти три люстры, одна в центральном зале и две над платформами, не сохранились до настоящего времени. В 1970-х по неизвестным причинам они были сняты и утеряны. Фото: Studio Erpé, 1956 г.

vseslavd.livejournal.com