Кольцевая линия Московского метрополитена. Справка
По «Перспективной схеме Московского метрополитена» 1938 года Кольцевая линия планировалась значительно дальше от центра, но чтобы разгрузить Центральный пересадочный узел (ст. Площадь Свердлова, ныне – Театральная), в 1943 году было принято решение о строительстве линии по нынешней трассе, которая частично повторяет очертания наземного Садового кольца.
К строительству Кольцевой линии приступили еще до окончания Великой Отечественной войны. При проходке туннелей для линии строители столкнулись с большими трудностями: четыре прохода под Москвой-рекой, древние карстовые породы в устье Яузы, песчаные размывы и плывуны. Применялось искусственное понижение подземных вод насосами, кессонные работы, заморозка грунтов.
Не смотря на сложные условия строительства, Кольцевая линия была построена в рекордно короткие сроки. Линию сдавали тремя пусковыми участками.
1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 километра. Он прошел от Парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: «Калужская», «Серпуховская», «Павелецкая», «Таганская».
30 января 1952 года был открыт участок от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7,0 км. Линия проходила за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: площадь трех вокзалов (станция «Комсомольская»), Проспект Мира, улицу Новослободскую и Белорусский вокзал.
14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», замкнувший эту линию. Длина участка – 5,9 километра. Этот участок прошел через Красную Пресню и Киевский вокзал.
1 апреля 1954 года было принято в эксплуатацию электродепо «Красная Пресня», в которое передали все поезда работавшие на Кольцевой линии. До этого их обслуживало депо «Сокол».
На Кольцевой линии Московского метрополитена находятся 12 станций: «Парк культуры», «Октябрьская», «Добрынинская», «Павелецкая», «Таганская», «Курская», «Комсомольская», «Проспект Мира», «Новослободская», «Белорусская», «Краснопресненская», «Киевская». Каждая из них является пересадочной (в 1954 году, при замыкании кольца, пересадочных было только пять, последняя остававшаяся на линии станция без пересадки – «Новослободская» — получила переход на станцию «Менделеевская» в 1988 году). Протяженность Кольцевой линии составляет 19,4 километра, время в пути ‑ 30 минут.
Для удобства пассажиров часть станций Кольцевой линии именуются по названию расположенных вблизи вокзалов («Курская», «Павелецкая», «Киевская», «Белорусская»), часть по наименованию расположенной вблизи станции метро площади, улицы, проспекта.
Станция метро «Краснопресненская» названа по улице Красная Пресня, в честь революционных событий 1905 года на Пресне. В 1991‑1992 годах ее планировали переименовать в «Пресня».
Станция «Комсомольская» была названа по «Комсомольской площади», или «площади трех вокзалов» – Ленинградского, Ярославского и Казанского. Ее дважды хотели переименовать в «Каланчевскую» (1991) и «Три вокзала» (1992).
Станция «Новослободская» названа по одноименной улице. «Таганская» – по одноименным площади и улице. В 1991 и 1992 годах ее хотели переименовать в «Каменщики».
Станция «Парк культуры имени Горького» получила название по расположенному неподалеку Центральному парку культуры и отдыха. В 1980 году она лишилась части своего названия из-за проведения Олимпиады, во время которой названия станций объявляли на английском языке и планировали объявлять на французском. Станция стала называться «Парк культуры». После распада Советского Союза станцию хотели переименовать в «Крымскую».
Станция метро «Добрынинская» до июня 1961 года называлась «Серпуховской». «Добрынинской» названа в честь участника Октябрьской революции, токаря Московского телефонного завода Петра Григорьевича Добрынина (1894–1917).
Станция «Проспект Мира» до июня 1966 года называлась «Ботанический сад». В 1991–1992 годах ее хотели назвать «Мещанской слободой».
«Октябрьская» раньше называлась «Калужской», после распада СССР это название хотели вернуть.
Все станции Кольцевой линии являются памятниками архитектуры и по праву считаются не только самыми красивыми станциями Московского метрополитена, но и частью облика самой столицы. В убранстве «Белорусской», «Комсомольской», «Таганской», наземных павильонов «Октябрьской» и «Курской» преобладает тема триумфа. Эти станции представляют собой величественные памятники народу, победившему в тяжелейшей войне. По стилю они пересекаются со сталинским ампиром семи московских высоток. Архитекторами станций Кольцевой линии были Алексей Щусев, Алексей Душкин и Иван Таранов.
Крупнейшие станции Московского метрополитена «Комсомольская» и «Курская» построены колонными, а остальные 10 станций имеют пилонную конструкцию.
На станциях «Комсомольская» и «Киевская» впервые в практике метростроения были сооружены четырехленточные эскалаторные тоннели диаметром 11,5 метра.
На станции «Новослободская» впервые были использованы витражи из цветного стекла. Все 32 витража выполнены рижскими мастерами по эскизам художника Павла Корина. Своды потолка станции «Белорусская» декорированы ‑ впервые в сооружениях метрополитена – 12 мраморно-мозаичными панно.
Все станции Кольцевой линии рассчитаны на прием составов из восьми вагонов, однако такие поезда по ней никогда не ходили. С момента открытия первой очереди 1 января 1950 года на линии работали шестивагонные составы, затем в связи с малым числом пассажиров количество вагонов в поездах было уменьшено до пяти, а с мая 1951 года до четырех.
В 1953 году в связи с увеличившимся пассажиропотоком и ожидающимся резким увеличением количества пассажиров после завершения строительства третьей очереди Кольцевой линии составы стали пятивагонными, а к концу года шестивагонными.
В настоящее время Кольцевую линию обслуживают шестивагонные составы или пятивагонные типа «Русич».
В будущем для снижения нагрузки на Кольцевую линию планируется построить еще две станции. Одну в районе Театра Российской армии между станциями «Новослободской» и «Проспектом Мира» с пересадкой на запланированную станцию «Достоевская» Люблинско–Дмитровской линии, другую в районе Белого дома – на перегоне между «Киевской» и «Краснопресненской».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Кольцевая линия метро со станциями — История
Кольцевая линия московского метро – пятая ветка московского метрополитена. Ее протяженность 19,4 километра. Включает в себя 12 пересадочных станций.Эта ветка объединяет все направления метро. Исключение составляют Каховская линия и Бутовская линия легкого метро.История Кольцевой линии
Данные о первоначальных планах заложения Кольцевой линии разнятся.
Согласно одним сведениям, она вообще не планировалась. По другим данным, проект Кольцевого направления метро разработали в 1938 году, но ее станции должны были находиться значительно дальше от центра.
Решение о заложении Кольцевой линии на территории ее современного расположения было принято в 1943 году.
Великая Отечественная война сыграла свою роль на выборе конструкций и методов строительства: для большей надежности было выбрано глубокое заложение.
Открытие первого участка кольца датируется 1950 годом.
Участок, проходящий за Садовым кольцом и объединивший крупнейшие транспортные узлы города, ввели в эксплуатацию в 1952 году.
Последний участок Кольцевой линии, проходящий через Красную Пресню и пришедший на Киевский вокзал, замкнул кольцо и был открыт в 1954 году.Одновременно с линией в районе Красной Пресни было построено депо для линии метро.
Было начато, а затем заморожено на Кольцевой линии метро, по причине отсутствия финансирования, строительство платформы «Площадь Суворова» на участке от станции «Новослободская» до станции «Проспект Мира».
В перспективе рассматривается строительство платформы между «Киевской» и «Краснопресненской», в точке пересечения с планирующимся участком продления Калининской линии московского метрополитена.
Станции Кольцевой линии:
- станция метрополитена Киевская
- станция метрополитена Краснопресненская
- станция метрополитена Белорусская
- станция метрополитена Новослободская
- станция метрополитена Проспект Мира
- станция метрополитена Комсомольская
- станция метрополитена Курская
- станция метрополитена Таганская
- станция метрополитена Павелецкая
- станция метрополитена Добрынинская
- станция метрополитена Октябрьская
- станция метрополитена Парк Культуры
Последние добавленные на сайт статьи … |
progulkipomoskve.ru
Кольцевая линия метро Москвы
Кольцевая линия метро в столице знакома всем, кто хотя бы единожды побывал в Москве. Метрополитен – самый простой и популярный способ того, как можно в столице добраться до нужного адреса. При этом, пользуясь подземкой, избежать какой-либо из станций Кольцевой линии практически невозможно. Ведь она соединяет собой почти что все железнодорожные вокзалы и непосредственно ветки метро, а каждая из ее станций может быть использована пассажирами для перехода на другие, нужные им, линии.
Из истории появления
Существует две версии того, как появилась Кольцевая линия. Согласно первой из них, изначально планировалось устроить под землей не «кольцо», а несколько диаметральных линий. Но от такой идеи отказались после запуска второй очереди метрополитена. Оказалось, что при воплощении «диаметрального» проекта нагрузки пассажиропотока будут чрезмерно велики. Соответственно, нужно нечто другое, то есть — Кольцевая линия метро.
Другая версия появления «кольца» утверждает, что планы по его строительству присутствовали в первоначальном проекте. Согласно этой теории, объясняющей то, как появилась Кольцевая линия метро, уже при постройке «Смоленской», открытой для пассажиров в 1935 году, были заложены ответвления под пересадочные переходы.
Когда появилась эта линия?
Отмеченная на схемах лаконичным коричневым цветом, линия «кольца» стала пятой веткой московской подземки. Ее первые участки были запущены в 1950 году, а полностью завершен проект был лишь в 1988-м. Именно тогда на «Новослободской» открыли переход на соседнюю с ней станцию «Менделеевскую».
Кольцевая линия метро первой очереди, то есть ее участок, открытый в 50-м году ушедшего столетия, соединил станции:
- «Октябрьская», тогда она называлась «Калужской;
- «Добрынинская», в середине прошлого века ее именовали «Серпуховской»;
- «Павелецкая»;
- «Таганская».
То есть линия охватила южную часть Садового кольца, но только под землей. Вторая очередь строительства завершилась в 1952 году. После ее открытия к «кольцу» присоединились:
- «Комсомольская»;
- «Проспект Мира»;
- «Новослободская»;
- «Белорусская».
Замкнувшая «кольцо» третья очередь постройки была закончена в 1954 году. Она прошла через «Киевскую» и «Краснопресненскую». На Красной Пресне в то же время были оборудованы и технические отсеки, отдельное депо.
На момент объявления о завершении строительства фактически оно не было закончено. «Новослободская» станция не имела в те годы пересадочных переходов, они присутствовали лишь на планах. То есть хотя годом завершения постройки пятой коричневой линии и считается 54-й, фактически работы были закончены десятилетиями позже.
Какие станции входят в эту линию?
Станции метро Кольцевой линии выполнены в едином архитектурном стиле. Они представляют собой, с одной стороны, целостный ансамбль, с другой — каждой свойственна собственная тематика. Конечно же, стиль, в котором были оформлены вестибюли, платформы, переходы – это господствующий в то время «сталинский ампир».
В «кольцо» входят:
- «Киевская»;
- «Парк Культуры»;
- «Октябрьская»;
- «Добрынинская»;
- «Павелецкая»;
- «Таганская»;
- «Курская»;
- «Комсомольская»;
- «Проспект Мира»;
- «Новослободская»;
- «Белорусская»;
- «Краснопресненская».
К сожалению, в современном метро уже не увидеть былого великолепия, оно осталось только на старых фотографиях. Сейчас большая часть старых станций имеют только фрагментальные остатки того, что их когда-то украшало.
fb.ru
Московское метро, Кольцевая линия — Журнал Игоря Ванина
Кольцевая линия московского метро — самая шикарная, на мой взгляд. Каждая станция здесь — дворец, не похожий на соседние. Поэтому, разбирая фотографии из последней поездки в Москву, я захотел уделить ей внимание раньше других. «Раньше» — даже в двух смыслах. Народа здесь — огромные толпы, и пришлось фотографировать станции кольцевой линии самым ранним утром в два захода с 5:30 до 7:30 утра.
Общая информация по линии: количество станций — 12, длина — около 20 км. Линия соединяет основные железнодорожные вокзалы Москвы. Линия строилась в три этапа, завершённые в 1950, 1952 и 1954 годах. Все станции Кольцевой линии являются пересадочными. В будущем на Кольцевой линии планируется строительство новых промежуточных станций для пересадок на продление некоторых радиальных линий.
[← | →]
1. Парк культуры. 1950 год. Переход на одноимённую станцию Сокольнической линии. Старое название станции — Парк культуры имени Горького.
[← | →]
2. Октябрьская. 1950 год. Переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Старое название станции — Калужская.
[← | →]
3. Добрынинская. 1950 год. Переход на станцию Серпуховская Серпуховско-Тимирязевской линии. Старое название станции — Серпуховская.
[← | →]
4. Павелецкая. 1950 год. Переход на одноимённую станцию Замоскворецкой линии.
[← | →]
5. Таганская. 1950 год. Переход на одноимённую станцию Таганско-Краснопресненской линии и станцию Марксистская Калининской линии.
[← | →]
6. Курская. 1950 год. Переход на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии и станцию Чкаловская Люблинской линии. Выход к Курскому вокзалу.
[← | →]
7. Комсомольская. 1952 год. Переход на одноимённую станцию Сокольнической линии. Выход к Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам.
[← | →]
8. Проспект Мира. 1952 год. Переход на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Старое название станции — Ботанический сад.
[← | →]
9. Новослободская. 1952 год. Переход на станцию Менделеевская Серпуховско-Тимирязевской линии.
[← | →]
10. Белорусская. 1952 год. Переход на одноимённую станцию Замоскворецкой линии. Выход к Белорусскому вокзалу.
[← | →]
11. Краснопресненская. 1954 год. Переход на станцию Баррикадная Таганско-Краснопресненской линии.
[← | →]
12. Киевская. 1954 год. Переход на одноимённые станции Арбатско-Покровской и Филёвской линий. Выход к Киевскому вокзалу.
Предыдущая серия фотомарафона по Московскому метро: Люблинско-Дмитровская линия (10)
Следующая серия: Станция Славянский бульвар
PS. В силе остаётся моя предыдущая просьба к москвичам: приветствуется всяческая критика, особенно по балансу белого (фотографировал «бегом», по некоторым станциям не запомнил визуально цветовую температуру, а «автомат» безбожно врёт). Если где-то наврал — подсказывайте, пожалуйста, чтобы я поправил до выкладывания новых фотографий на Metrowalks.
one-in.livejournal.com
Большая кольцевая линия метро — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В Москве каждый день огромное число пассажиров метрополитена едет в центр до Кольцевой линии и дважды делает там пересадку, чтобы доехать до нужной станции, расположенной на соседней радиальной ветке.
Решить эту проблему должна строящаяся Большая кольцевая линия метро. Только подумайте: вместо нынешних 40 минут, которые нужны, чтобы добраться от станции «Юго-Западная» до «Кунцевской», с помощью второго кольца вы доберетесь всего за 18-20 минут!
|
Строительство Большой кольцевой линии столичной подземки является крупнейшим в мире проектом в области метростроения.
Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и двумя электродепо (включая существующий участок «Каховская – Каширская»).
Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить имеющиеся пересадочные контуры – первый (станции внутри Кольца) и второй (собственно Кольцевая линия).
В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:
Со станций БКЛ можно будет сделать:
Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году. Однако вследствие недостатка ресурсов и по другим причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.
Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы были начаты в ноябре того же года.
Цвета в интерьерах станций второго кольца метро расскажут о пересадках (фотолента)
С запуском второго кольца москвичи будут быстрее добираться из одного района в другой, предполагается, что новым кольцом будут пользоваться около миллиона человек в день.
Первый участок Большого кольца на северо-западе Москвы был открыт в феврале 2018 года. Здесь разместилось пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская, «ЦСКА» и «Петровский парк».
В декабре 2018 года открылась еще одна станция Большого кольца метро «Савёловская».
Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ. Сейчас на Большом кольце работает 18 тоннелепроходческих щитов. Полностью завершить реализацию проекта планируется ло конца 2023 года.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/vtoroi-tonniel-nachali-stroit-na-uchastkie-bkl-mietro-ot-khoroshievskoi-do-ulitsy-narodnogho-opolchieniia?from=cl
Строительство Большой кольцевой линии метро решит стратегическую задачу: отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Это сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках и освободит перегруженный центр города.
Видеосюжеты по теме:
- Сейчас путь от «Калужской» до «Севастопольской» занимает 35 мин, а будет всего 10 мин.
- На поездку от «Ржевской» до «Авиамоторной» вместо 20 мин, потребуется только 12 мин.
- Время в пути от «Сокольников» до «Рубцовской» пока занимает 22 мин, а с открытием ТПК оно составит всего 10 мин!
stroi.mos.ru
Как создавалась кольцевая линия московского метро, легенды, мифы
Добавил: Zelen
Тема: Метро
Ну, конечно, куда же без античной легенды, в которой происхождение вещей объясняется следом от ногтя божества! Согласно такой легенде, кольцевая линия в Московском метро появилась почти случайно. Сталин слушал доклад о перспективном развитии метрополитена и пил кофе. Докладчики планировали обойтись без разгрузочной линии, обойдясь радиальными ветками и пересадочными станциями. Тогда Сталин поставил чашку прямо на план — остался круглый кофейный след. «Вот ваш главный недостаток, его и постройте» — произнес вождь, и вскоре линия, которую в честь Сталина нарисовали коричневым цветом, была внесена в проект.
Кольцевая одновременно создала для пассажиров пересадочные пункты и, соединив семь из девяти столичных вокзалов (кроме Рижского и Савеловского), стала своеобразной транзитной магистралью для приезжих. По очередному мифу, проект кольцевой линии метро предполагал охватить и оставшиеся вокзалы, но был изменен по указу министра городского строительства СССР Г.М. Попова, мать которого жила на Новослободской улице. В 1988 году в этом районе все же появилась последняя станция Кольцевой линии — Менделеевская, но ни товарищ Попов, ни его мама этого уже не увидели.
Все кольцевые станции — глубокого заложения, так как все еще помнили прошедшую войну и допускали возможность следующей. Тема Победы стала красной нитью оформления станций коричневой линии: «Октябрьская» рассказывает об исторической славе советского народа, «Таганская» — славу отечественного оружия, «Комсомольская» расписана эпизодами из истории воинской славы СССР, «Белорусская» и «Киевская» — подвигу братских народов.
Едва кольцевая линия московского метро была проложена, в 1955 году грянул указ о борьбе с архитектурными излишествами, и в результате на два десятилетия образом жизни метрополитена стали пост и экономия. А «Кольцевая» — лучшим, экспортным его лицом.
Н. Зеленецкая
Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 8
22-91.ru
Кольцевая линия (Москва) — это… Что такое Кольцевая линия (Москва)?
Кольцевая линия | |
---|---|
условные обозначения |
Кольцева́я ли́ния Моско́вского метрополите́на — пятая линия московского метро, соединяющая все его линии (кроме Каховской линии и Бутовской линии лёгкого метро) и большинство железнодорожных вокзалов Москвы. На схемах обозначается коричневым цветом.
Среднесуточный пассажиропоток линии в 2011 году составлял 540 тыс. человек[1].
История
Причины строительства
В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. По другим сведениям, уже в конструкцию станции «Смоленская», пущенной в 1935 году, была заложена «пересадка на будущую станцию Кольцевой линии: тогда Кольцо трассировалось целиком вдоль Садового кольца»[2]. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. После Великой Отечественной войны было решено разгрузить их при помощи Кольцевой линии.
Помимо пассажиропотоков от радиальных веток, Кольцевая линия соединила семь из девяти вокзалов столицы. Москва являлась и по сей день является центром пассажирских перевозок дальнего следования, между многими городами нет прямых поездов, и пересадка чаще всего производится в Москве. Именно такие транзитные пассажиры, которые едут лишь с одного вокзала на другой, до сих пор составляют немалую долю пассажиров Кольцевой линии.
Строительство
Опыт Великой Отечественной войны и высокая вероятность новой послужили причиной выбора для Кольцевой линии глубокого заложения. Первая очередь, открывшаяся в 1950-м году, прошла от парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: «Калужская», «Серпуховская», «Павелецкая», «Таганская».
Второй участок кольца, открывшийся в 1952-м году, проходил за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: станция «Комсомольская» (Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы), «Проспект Мира», улица Новослободская и Белорусский вокзал. При этом не были снабжены связью с метрополитеном Рижский вокзал и Савёловский вокзал.
Последняя очередь в 1954-м замкнула кольцо, пройдя через Красную Пресню (там же было построено для линии депо) и Киевский вокзал.
Кольцевая линия оказалась ключевой в дальнейшем развитии Московского метрополитена. Часто радиальные линии строились «от кольца», лишь впоследствии соединяясь центральным участком. В настоящее время каждая из двенадцати станций на Кольцевой линии пересадочная (в 1954, при замыкании кольца, пересадочных было только шесть; последняя остававшаяся на линии станция без пересадки — «Новослободская» — получила переход на станцию «Менделеевская» в 1988 году).
Архитектура
Станции Кольцевой линии, как и другие станции, построенные в то время, являются памятниками расцвета архитектуры сталинского ампира. Каждая станция посвящена особой теме, но при этом охватывает эпоху и чувства народов СССР конца 1940-х — начала 1950-х. Особую роль играет подвиг Победы в Великой Отечественной войне. Станция «Парк Культуры» символизирует отдых советского народа. «Калужская» («Октябрьская») — сочетание Победы с исторической славой. «Серпуховская» («Добрынинская») — величие русского зодчества. «Павелецкая» — Волгу, хлебницу России. «Таганская» — сочетание Победы с воинской славой. «Курская» — Черноземье. «Комсомольская» — самая грандиозная из всех; её своды расписаны эпизодами из истории воинской славы России. «Ботанический сад» («Проспект Мира») — плодородность советского сельского хозяйства. «Новослободская» задумывалась как станция-грот, где витражи рассказывают о культурном величии страны. «Белорусская» посвящена братскому народу Белоруссии. «Краснопресненская» — победе революций 1905 и 1917 гг. «Киевская», аналогично «Белорусской», рассказывает об истории братской республики Украины.
При этом почти все станции в той или иной форме содержали прославления Иосифа Сталина, которые потом были тщательно убраны, доходило до переделок целых мозаичных композиций. Помпезность интерьера также относится и к вестибюлям. Интересен и тот факт, что при строительстве у линии изначально было всего лишь шесть пересадочных узлов. Из них только два («Белорусская» и «Курская») сохранили свой первоначальный станционно-вестибюльный облик. Вестибюли станций «Комсомольская» и «Парк Культуры», построенные всего на 15—17 лет раньше, были снесены, так как они не отвечали требованием послевоенной помпезности. Радиальная «Павелецкая», хоть и сохранила свой первоначальный уличный облик, но в 1953 году была полностью перестроена под новые «требования». А радиальная «Киевская» (1937 года, ныне Филёвской линии) была вообще закрыта и заменена новой.
В отношении величия станции Кольцевой линии конечно не исключительны, первая очередь Ленинградского метрополитена, глубокий Арбатский радиус и т. п. стоят с ними наравне. По архитектурным замыслам такими же должны были стать станции Рижского, Фрунзенского, Филёвского и других радиусов. Однако вскоре после завершения Кольцевой линии в 1955 году началась т. н. «борьба с архитектурными излишествами», в результате которой архитектура вновь строящихся станций Московского метрополитена вплоть до середины 1970-х была лишена той яркости и помпы, присущей Кольцевой линии, кроме того, больше внимания уделялось радиусам, а не центру. Таким образом Кольцевая линия стала лицом не только самого метрополитена, но и всего города.
Пересадки
Депо и подвижной состав
Депо, обслуживавшие линию
Количество вагонов в составах
Как и все станции московского метрополитена (за исключением Филевской и Бутовской линии), станции Кольцевой линии рассчитаны на приём восьмивагонных поездов, однако такие поезда по ней никогда не ходили. На Кольцевой линии перегруженными являются центральные вагоны поезда (поскольку напротив них чаще всего располагаются переходы на другие станции), а крайние вагоны относительно свободны. В связи с этим, добавление седьмого и восьмого вагонов практически не разгрузит линию[источник не указан 988 дней].
По данным 2010 года, на линии задействовано около 230 вагонов[3].
Именные поезда
На линии до января 2012 года эксплуатировался именной поезд «Читающая Москва» типа 81-717/714, оформленный цитатами и иллюстрациями из произведений классиков отечественной и зарубежной литературы. В настоящее время находится в депо «Замоскворецкое».
С 2012 года по линии ходит именной поезд «175 лет железным дорогам России», оформленный в стиле фирменных цветов «РЖД».
Типы вагонов, использовавшихся на линии
Все 81-717 и большинство 81-714 прошли капитальный ремонт второго объёма на ЗРЭПСе и Мытищинском машиностроительном заводе. Эксплуатация первого поезда из вагонов 81-740.4/741.4 началась на Кольцевой линии 3 июля 2009 года, с января 2010 года началась массовая замена подвижного состава на вагоны «Русич». В сентябре 2011 года по линии курсировало 2 четырёхвагонных состава данной модели 81-740.4/741.4[4]. Как сообщил начальник Московского метрополитена Иван Беседин на пресс-конференции 22 ноября 2011 года, полную замену вагонов 81-717/714 на 81-740.4/741.4 «Русич» планируется завершить к 1 декабря 2011 года. До 1 декабря 2011 года по линии курсировало 33 поезда «Русич», три из которых четырёхвагонные, и 1 «номерной». С 1 декабря по линии курсируют только поезда типа «Русич» (за исключением именного поезда «Читающая Москва», который проходил до января 2012 года, после чего был отправлен в электродепо «Замоскворецкое»). Часть вагонов 81-717/714 были списаны, однако значительное количество вагонов были переданы в различные депо, в «Новогиреево» для замены парка более старых «номерных» вагонов у которых вышел срок службы, в «Варшавское» и «Владыкино» для 40-парного графика движения поездов, а также на Филёвскую линию в ТЧ-9 «Фили», где уже эксплуатируются на участке «Александровский сад» — «Международная», на участке «Фили» — «Александровский сад» при следовании из депо и на участке «Александровский сад» — «Багратионовская» при следовании в депо.
Технические подробности
- В 2006 году на 81 вагоне, эксплуатируемом на Кольцевой линии, были впервые установлены видеокамеры централизованной системы видеонаблюдения. Информация с этих камер сохраняется в видеоархивах. Ко всем камерам может в любой момент подключиться оператор Ситуационного центра Московского метрополитена
Средства сигнализации и связи
- По I главному пути — двузначная автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненная АЛС-АРС и сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».
- По II главному пути — двузначная автоблокировка с автостопами, дополненная АЛС-АРС и сигналом «один жёлтый огонь».
Напольное оборудование АЛС-АРС — АРС 1/4, поездное оборудование — АРС-МП.
Канал радиосвязи — первый.
Перспективы
Непосредственно при проектировании и строительстве линии были предусмотрены заделы для последующего строительства станций. Такие заделы были предусмотрены между станциями «Таганская» и «Курская», «Новослободская» и «Проспект Мира», «Киевская» и «Краснопресненская». Задел представляет собой прямолинейный участок тоннелей на минимальном уклоне с межтоннельным расстоянием, позволяющим строительство станции.
В декабре 2015 г. будет построена станция «Суворовская площадь» (между станциями «Новослободская» и «Проспект Мира») с пересадкой на станцию «Достоевская», а в отдалённом будущем — станция «Российская» между станциями «Киевская» и «Краснопресненская» с пересадкой на станцию «Конюшковская».
Аварии и теракты
Взрыв на станции «Белорусская» 5 февраля 2002 года
Взрыв на станции «Белорусская» случился 5 февраля 2002 года в 18:45 по московскому времени. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Благодаря большому весу скамьи, которая смягчила удар, последствия взрыва были не столь большими.[5]
Авария эскалатора на станции «Комсомольская» 15 апреля 2012 года
15 апреля 2012 года, в вестибюле станции Комсомольская резко остановился эскалатор, в результате пострадало 9 человек, погибших нет.
Кольцевая линия в культуре и искусстве
Кольцевая линия упоминается в нескольких песнях отечественных музыкальных коллективов. У группы «Сплин» в песне «Частушки» есть фраза «в кольце метро, в дыму у папиросы». У группы «Звери» есть песня «Кольцевая», в припеве которой звучат слова «Метро, кольцевая пускает по кругу». Во всех вышеперечисленных песнях явно не упоминается, что речь идёт о кольцевой линии именно московского метрополитена, но, опираясь на косвенные факты, такие как отсутствие кольцевых линий во всех прочих метрополитенах бывшего СССР, вероятнее всего допустить, что речь именно о московском метрополитене.
Дмитрий Шагин написал стихотворение «По кольцу»[6], которое позднее было исполнено в виде песни на альбоме «Москва митьковская».
Во «Вселенной Метро 2033» Содружество Станций Кольцевой Линии («Ганза») являются основной торговой артерией метро и богатейшей организацией.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru