Ленино (станция метро) — это… Что такое Ленино (станция метро)?
- Ленино (станция метро)
«Цари́цыно» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями Кантемировская и Орехово. Находится на территории района «Царицыно» Южного административного округа города Москвы.[1]История
Станция открыта 30 декабря 1984 года в составе участка «Каширская» — «Орехово».
В связи с восстановительными работами, связанными с просадкой пути, возникшего из-за вымывания грунта и ошибки при вторичном нагнетании бетона (подушки вокруг тоннеля) при строительстве, на перегоне «Царицыно» — «Орехово», участок был закрыт с 31 декабря 1984 года по 9 февраля 1985 года.
До переименования 5 ноября 1990 года носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно».Вестибюли и пересадки
Наземные вестибюли отсутствуют, выход в город осуществляется по подземным переходам к улицам Луганская, Товарищеская и Каспийская, а также к платформе «Царицыно» Курского направления Московской железной дороги.
Техническая характеристика
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 8 метров). Сооружена по типовому проекту из сборных унифицированных железобетонных конструкций. На станции два ряда по 26 колонн с шагом 6,5 метров.
Оформление
Путевые стены облицованы жёлтым и красным мрамором с мозаичными вставками, которые посвящены успехам советской науки и техники. Колонны облицованы белым мрамором. Пол выложен серым гранитом. Над лестничными маршами находятся панно из флорентийской мозаики (художник — А. Н. Кузнецов), посвящённые Москве — силуэты заводских цехов и труб, башен Кремля, Шуховской башни.
Интересные факты
- При смене названия станции в 1990 году для новых надписей были частично использованы старые. Например, заметно, что буквы «И», «Н» и «О» на путевой стене немного отличаются от остальных.
Станция в цифрах
- Код станции — 023.
- Время открытия станции в 5 часов 35 минут, время закрытия станции для входа пассажиров в 1 час ночи. [2].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию [3]:
Фотографии
См. также
Ссылки
Координаты: 55°37′18″ с. ш. 37°40′09″ в. д. / 55.621667° с. ш. 37.669167° в. д.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Лениногор
- Лениногорск (Казахстан)
Смотреть что такое «Ленино (станция метро)» в других словарях:
Царицыно (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Царицыно. Координаты: 55°37′18″ с. ш. 37°40′09″ в. д. / 55.621667° с. ш … Википедия
Кантемировская (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кантемировская (значения). Координаты: 55°38′09″ с. ш. 37°39′22″ в. д. / … Википедия
Хронология Московского метрополитена — Содержание 1 XX век 1.1 1901 1.2 1912 1.3 1931 1.4 … Википедия
Бирюлёво Восточное — У этого топонима есть и другие значения, см. Бирюлёво. Район Бирюлёво Восточное Муниципальное образование Бирюлёво Восточное Герб … Википедия
Дольская улица — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ ЮАО … Википедия
Автобус № 245 (Москва) — Маршрут автобуса 245 Маршрут Отправка Кинотеатр «Эльбрус» Конечная Бирюлёво Товарная станция Основные остановки Ереванс … Википедия
Третья Радиальная улица — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия
Список маршрутов маршрутных такси города Москвы — Основная статья: Общественный транспорт Москвы В приведённом списке указаны конечные пункты маршрутов маршрутных такси Москвы и организации, их обслуживающие. Содержание 1 Комментарии 2 Список коммерческих маршрутов … Википедия
Дуговая улица (Москва) — Дуговая улица Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ ЮАО … Википедия
Проезд Кошкина — Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ ЮАО … Википедия
dic.academic.ru
Площадь Ленина (станция метро — это… Что такое Площадь Ленина (станция метро?
Площадь Ленина (станция метро, Минск)
«Пло́щадь Ле́нина» (белор. Пло́шча Ле́ніна) — станция Минского метрополитена. Расположена на Московской линии, между станциями «Октябрьская» и «Институт Культуры». «Площадь Ленина» была открыта 26 июня 1984 года в составе первой очереди минского метро.
С 1992 по 2003 год станция объявлялась как «Площадь Независимости» (белор. Плошча Незалежнасці), однако затем первоначальное название станции было восстановлено. По словам начальника технического отдела Минского метрополитена, официального решения о переименовании станции «Площадь Ленина» в «Площадь Независимости» никогда не принималось, однако были устные распоряжения руководства Мингорисполкома
Конструкция
Станция односводчатая из монолитного железобетона. Оформление выдержано в спокойных тонах, путевые стены облицованы тёмно-розовым мрамором. В центре платформы установлена художественная композиция в виде колонны, увенчанной серпом и молотом.
Выходы
Удачное размещение станции «Площадь Ленина» позволило объединить два основных пассажирообразующих узла города — Железнодорожный вокзал и площадь Независимости. Один из выходов станции расположен на Привокзальной площади, причём по подземному тоннелю, открытому в 2003 году, со станции можно попасть прямо в новое здание вокзала и на посадочные платформы. Также, на Привокзальной площади расположен автовокзал «Центральный» и посадочные платформы электричек. Второй выход, оборудованный тремя лентами эскалаторов, ведёт на площадь Независимости, на которой расположены здания Белорусского государственного университета, Белорусского государственного педагогического университета, Дома Правительства, Мингорисполкома, центрального почтамта, а также кирпичный Красный костёл.
Перегон между станциями «Площадь Ленина» и «Октябрьская» один из самых длинных в минском метро.
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Библиотека имени Ленина (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Сокольническая линия | |
---|---|
«Библиотека имени Ленина» — пересадочная станция Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 010+52.
Разработчики проекта
Архитекторы
А. И. Гонцкевич, С. Сулин.
Инженер-конструктор
Н. М. Комаров.
Конструкция
Односводчатая мелкого заложения.
Построена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.
Первая односводчатая станция в Москве.
Под основным сводом смонтирован второй монолитный железобетонный свод, между сводами оставлен промежуток высотой в 0,5 м для вентиляционного канала.
Название
Проекты переименования
«Моховая» (1991, 1992).
Пересадки
В 1937 году станция была соединена переходом со станцией «Александровский сад» Филёвской линии. В 1946 году этот переход был реконструирован и расширен. С 1953 года, после закрытия участка «Александровский сад» — «Киевская», он соединял «Библиотеку имени Ленина» с аванзалом станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.
В 1958 году, вместе с вновь открытой Филёвской линией, был восстановлен и переход на «Александровский сад».
Выход в город
- На Моховую улицу, к Российской государственной библиотеке, на улицу Воздвиженка, к Манежу и Александровскому саду.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
В 1935 году станция имела два вестибюля: восточный (архитекторы П. П. Файдыш и С. П. Лавров, разобран) и западный (архитекторы С. М. Кравец и А. И. Соколов, интерьер В. П. Костенко).
В начале 1960-x годов был построен новый восточный выход на угол улиц Моховая и Воздвиженка с коридором к Александровскому саду, а также дополнительный выход со станции через мостик над II путём.
В 1990 году закончилась реконструкция западного вестибюля, под которым был построен общий аванзал со станцией «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Путевое развитие
Станция без путевого развития.
Художественное оформление
Посадочный зал перекрыт единым сводом (такая конструкция была впервые применена именно на этой станции). Путевые стены облицованы светло-бежевой керамической плиткой и жёлтым мрамором. На них выложены длинные прямоугольные панели, в которых на момент открытия находились схемы линии. Места опор арок свода скрыты широкими мраморными пилястрами. На своде устроены ряды неглубоких кессонов со ступенчатыми краями. Матовые полусферы светильников вмонтированы в свод поперечными рядами, а белые шары подвешены в две линии справа и слева от центральной оси станции.
Во время открытия станции центральный зал был покрыт паркетом, сегодня пол покрыт серым гранитом. Вдоль края платформ идут каёмки тёмно-серого диабаза. Лестница, начинающаяся из восточного торца, ведёт в обширный кубический аванзал с балконами над путевыми тоннелями, на глухой стене зала находится мозаичный портрет В. И. Ленина (скульптор Г. И. Опрышко, начало 1970-х годов).
Южный подземный вестибюль — сложное двухуровневое сооружение. Нижний уровень подземный, верхний — наземный. Они соединены лестницей и межэтажным эскалатором, работающим только на подъём. Верхний уровень — аванзал, частично балкон по периметру вокруг лестничного проёма. Оба уровня «пронизывают» 12 мощных колонн. Стена, на которой расположена арка эскалаторного тоннеля «Боровицкой», облицована кирпичом с клеймами и золотым веером солнечных лучей. Противоположная стена украшена небольшим майоликовым портретом В. И. Ленина.
Фотогалерея
wiki.nashtransport.ru
Площадь Ленина (станция метро, Новосибирск)
«Площадь Ленина» Ленинская линия | |
Новосибирский метрополитен | |
Расположение платформ: | Координаты: 55°01′48″ с. ш. 82°55′14″ в. д. / 55.03° с. ш. 82.920556° в. д. (G) (O)55.03, 82.92055655°01′48″ с. ш. 82°55′14″ в. д. / 55.03° с. ш. 82.920556° в. д. (G) (O) |
---|---|
Дата открытия: | 28 декабря 1985 года |
Район: | Центральный |
Тип: | Односводчатая мелкого заложения |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Архитекторы: | Гецкин А.С. |
Инженеры-конструкторы: | Романов В.И. (гл. инженер), Шапошников В.Д., Кальян С.С. |
Выход к улицам: | Красный проспект, Вокзальная магистраль, пл. Ленина, ул. Депутатская, ул. Орджоникидзе |
Наземный транспорт: | А 21, 203, 258, 1038, 1113, 1117, 1141, 1150, 1197, 1198, 1232 1264, 1999; Тб 5, 10, 13 |
Время открытия: | 6:00 |
Время закрытия: | 24:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | Билайн, МегаФон,МТС, Tele2 |
«Пло́щадь Ле́нина» — станция Ленинской линии Новосибирского метрополитена, расположенная между станциями «Октябрьская» и «Красный проспект», под центральной площадью Новосибирска — площадью Ленина, по имени которой и получила своё название.
Открыта 28 декабря 1985 года в составе участка «Красный проспект» — «Студенческая». Архитектор: Гецкин А.С.
Вестибюли
Станция имеет два подземных вестибюля (северный и южный). Оба вестибюля связаны с платформой эскалаторами. Каждый вестибюль имеет два входа. Три из четырех выходов совмещены с подуличными переходами, а один встроен в историческое здание Городского торгового корпуса.
Входы северного вестибюля работают с 6:00 до 0:00, входы южного — с 7:00 до 23:00.
Подземные переходы под Красным проспектом, служащие входами в метро, примечательны своими «живыми уголками» — уголком психологической разгрузки в южном переходе (со стороны Мэрии), в котором расположены клетки с волнистыми попугаями за стеклянной перегородкой, и зоомагазином с аквариумом в северном переходе (со стороны Вокзальной магистрали).
Станция в цифрах
Длина пути до «Октябрьской» — 1796 м (один из самых длинных перегонов в Новосибирском метрополитене), до «Красного проспекта» — 1274 м.
Ежедневный пересадочный пассажиропоток станции составляет 25,8 тыс. человек.
Станция мелкого заложения, односводчатая, введена в эксплуатацию 28 декабря 1985 года.[1] Проект станции выполнен институтом «Ленметрогипротранс».
Оформление
Станция возведена открытым способом работ, односводчатая, с островной платформой. Стены облицованы мрамором светлых тонов, пол — гранитом. Торцевые стены над посадочной платформой украшены панно из цветного камня. Художественное решение стен разработано ленинградскими художниками, отражает величие страны и революционное прошлое города. По оси зала станции расположены скамьи, указатели и плазменные телеэкраны. Художник: Кузнецов А.Н.
Городское окружение
Возле станции располагаются многие достопримечательности Новосибирска: Мэрия, Новосибирский театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, театр «Красный факел», Филармония, Концертный зал консерватории, Областной театр кукол, краеведческий музей, Госбанк, Первомайский сквер, Главпочтамт, а также поликлиника № 1, супермаркет «Зебра», кинотеатр им. Маяковского, торговые ряды в подземном переходе под часовней.
Интересные факты
- В каждом из вестибюлей станции у выходных турникетов расположена план-карта наземной инфраструктуры с указанием всех достопримечательностей и продублированными подписями на английском языке.
- В северном переходе можно увидеть напольное увековечивание года сдачи станции в эксплуатацию — 1985.
- С 22 января 2010 года в каждом из входных вестибюлей станции расположена золотая памятная доска Новосибирского метрополитена, посвящённых истории его строительства. На церемонии открытия присутствовали первые лица города и ветераны метростроя. Именно строителям-первопроходцам принадлежала идея увековечивания имён тех людей, которые начали строительство «новосибирской подземки».[2]
- Третий выход станции встроен в историческое здание Городского торгового корпуса.
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
Площадь Ленина (станция метротрама) — это… Что такое Площадь Ленина (станция метротрама)?
Координаты: 48°43′01″ с. ш. 44°31′47″ в. д. / 48.716944° с. ш. 44.529722° в. д. (G) (O) (Я)48.716944, 44.529722
«Площадь Ленина» | |
Волгоградский метротрам | |
Дата открытия: | 5 ноября 1984 года |
---|---|
Район: | Центральный |
Тип: | Односводчатая мелкого заложения |
Глубина заложения, м.: | 7 |
Количество платформ: | 1 |
Тип платформы: | островная |
Форма платформы: | прямая |
Выход к улицам: | проспект им. В. И. Ленина, |
Наземный транспорт: | Тб 1, 8, 8а, 12 |
Работающие операторы сотовой связи: | Билайн, |
«Пло́щадь Ле́нина» — станция Волгоградского метротрама. Расположена между станциями «ТЦ Европа» и «Комсомольская».
История
Станция открыта 5 ноября 1984 года в составе первой очереди строительства.
Свое название получила по одноимённой площади.
Техническая характеристика
Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения — 7 метров).
Тоннели со стороны станции «ТЦ Европа» перекрещиваются на разных уровнях, чтобы обеспечить возможность использовать как островные платформы станций центрального участка, так и боковые платформы наземных станций северного участка.
Станция имеет один подземный вестибюль, оборудованный двумя эскалаторами, работающими на подъём с 7:30 до 13:00 и с 15:00 до 18:00, и лестницей для спуска (а также и для подъёма в часы, когда эскалаторы не работают). Из вестибюля пассажиры попадают в подземный переход, связывающий две стороны проспекта Ленина. Имеет выход на одноимённую городскую площадь, в том числе к знаменитому дому Павлова. В нескольких минутах ходьбы от станции расположен музей-панорама «Сталинградская битва».
Оформление
Станция отделана мрамором и красным гранитом. На полу станции выложен геометрический узор. Южную торцевую стену занимает витраж со сложной композицией идеологического содержания, увенчанной изображением серпа и молота. За ним можно видеть неиспользуемую часть станции, подготовленная по стандартам метро (с высокой платформой, низким потолком и тонкими круглыми колоннами).
Ссылки
dic.academic.ru
Площадь Ленина (станция метро, Санкт-Петербург) — Энциклопедия нашего транспорта
Линия 1 (Кировско-Выборгская) | |
---|---|
«Площадь Ленина» — зонная станция линии 1 Петербургского метрополитена.
Открыта 1 июня 1958 года в составе участка «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина».
Разработчики проекта
Архитекторы станции
А. К. Андреев, Ю. Н. Козлов.
Архитектор южного вестибюля
А. К. Андреев.
Инженер-конструктор станции
А. К. Андреев.
Инженер-конструктор северного вестибюля
Е. А. Эрганов.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения с укороченным центральным залом.
На станции два наклонных трехленточных хода, начинающиеся из торцов станции. Время поездки на эскалаторе 2 мин. 58 сек. Эти эскалаторы, такие же, как и на станции «Чернышевская», являются одними из самых длинных (высота подъема не менее 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 м).
Вентиляционная шахта станции выходит прямо в центральный зал.
Название
Станция получила название по одноименной площади, простирающейся от вокзала до реки Невы. А она в свою очередь была названа так в 1924 году в память о приезде В. И. Ленина в Петроград из эмиграции и первоначально носила статус аллеи. 7 ноября 1926 года на ней установили памятник вождю, после этого стала формироваться площадь.
Проектное название
«Финляндский вокзал».
Название связано с тем, что еще по довоенным планам Кировско-Выборгская линия должна была соединить все имеющиеся на тот момент вокзалы в городе. Однако, современное здание Финляндского вокзала, в которое встроен южный вестибюль станции, было построено лишь в 1960 году.
Выход в город
- На площадь Ленина, к улицам Комсомола и Боткинской.
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Северный выход был открыт 31 июля 1962 года.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием.
Станция Площадь Ленина строилась как конечная станция второй очереди Кировско-Выборгской линии и является одной из пяти станций, имеющих 2 тупика (другие — Автово, Проспект Ветеранов, Проспект Просвещения, Площадь Александра Невского — 1). Единственное «но» — это то, что 3-й путь не заканчивается тупиковым упором, а продолжается дальше. Путевое развитие станции позволяет организовывать зонные обороты и обеспечивать место для отстоя состава.
Художественное оформление
Памятный жетон в блистереЮжный наземный вестибюль станции разместился в первом этаже нового корпуса Финляндского вокзала. На стене кассового зала помещено мозаичное панно (художники А. И. Мыльников и А. Л. Королев), посвященное выступлению В. И. Ленина в Петрограде 3 (16) апреля 1917 года.
Фасад северного наземного вестибюля выделяется большими окнами-витринами, разделенными пилонами, а до 2004 года над входом и выходом уходили вверх два козырька. После трагедии на «Сенной площади» их сняли, оставив серую полоску краски на их месте.
Оформление станции выдержано в контрастных красно-белых тонах. На путевых стенах плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены декоративные решётки с надписью «1958» (по году открытия станции). Поверх плитки пущен деревянный карниз, покрашенный шаровой краской. Пилоны облицованы мрамором, на них расположены горизонтальные светильники закарнизного освещения. Пол перронов асфальтовый, с полосой из квадратиков плитки, частично закрашенной белой полосой. По краю укреплен гранитом.
Изначально станция освещалась оригинальными круглыми люстрами в центральном зале, теперь вместо них используется закарнизное освещение, которое, к тому же, было заменено с люминесцентного на натриевое в 2006 году.
Фотогалерея
Южный вестибюль («Площадь Ленина-1»)
Северный вестибюль («Площадь Ленина-2»)
Ссылки
wiki.nashtransport.ru
Станция «Площадь Ленина» | Мир метро
Станция открыта: 7 января 1986 года (28 декабря 1985 года)
Тип станции: односводчатая мелкого заложения
Архитектор: А. Гецкин
Художник: А. Кузнецов
Главный инженер проекта: В. Романов
Главные конструкторы: В. Шапошников, С. Кальян
- Станция сегодня
- Строительство станции
- Описание станции
Станция расположена в центре города вдоль Красного проспекта под центральной площадью Новосибирска. Выходы в город через подземные переходы расположенные по площади, один из выходов станции расположен в торцевой части исторического здания города — Краеведческого музея.
1. Станция сегодня
Станция расположена в самом центре Новосибирска.
Для удобства и сокращения времени посадки высадки пассажиров в вагоны поездов, и возможности ориентироваться пассажирам при ожидании электропоезда, у края платформы в местах открытия дверей вагонов нанесена разметка, выполненная по технологии напольной графики. На этот эксперимент Новосибирское метро вдохновила Бангкокская подземка.
Станция возведена открытым способом работ, односводчатая, с островной платформой.
Возле станции располагаются многие достопримечательности Новосибирска: Мэрия, Новосибирский театр оперы и балета, театр «Красный факел», Филармония, краеведческий музей, Госбанк, Первомайский сквер.
Стены облицованы мрамором светлых тонов, пол — гранитом.
Торцевые стены над посадочной платформой украшены панно из цветного камня.
Художественное решение торцевых стен разработано ленинградскими художниками, отражает величие страны и революционное прошлое города.
Мозаичные панно на торцевых стенах.
Такой тип мозаики называется — флорентийская.
Этот вид мозаичной техники зародился в XV—XVI в. в Италии, в г. Флоренция (откуда и получил своё название). Характерной особенностью флорентийской мозаики является то, что она составляется из крупных кусков цветного камня, вырезаемых по контурам изображения, при этом мастер использует не только цвет, но обыгрывает природную текстуру камня.
Имеются эскалаторные спуски из трех лент, каждая длиной по 15 метров.
Вестибюль выхода в сторону Краеведческого музея.
Напольное увековечивание даты открытия станции и метрополитена в переходе со стороны Вокзальной магистрали.
Технологические работы в ночное окно.
Мотовоз.
Станция «Площадь Ленина». Май 2009. Фото: Gelio (Степанов Слава).
2. Строительство станции
Первоначальный проект станции.
Сооружение станции проходило под самой центральной площадью города. В результате чего та на несколько лет стала перекрытой для всего транспорта.
8 апреля 1981 года. Вбиваются первые сваи.
На станцию запроектировано 4 входа с 9-ю лестничными спусками, из которых четыре встраивались в здания Горисполкома (мэрия), Высшей партийной школы (НГАХА), краеведческого музея и Облпотребсоюза. Остальные два открытые: два — к скверу Оперного театра, два — банку и один — в Первомайский сквер. Не построенными остались три встраиваемые в здания и один открытый лестничный спуски по экономическим причинам.
Перед началом строительства станции «Площадь Ленина» построили временный проезд между Первомайским сквером и зданием магазина «Орбиты» (Краеведческий музей).
5 мая 1981 года. Тоннелепроходческий щит перед проходкой тоннеля в сторону «Площади Ленина».
3 июня 1981 года. Через 2 дня немеханизированный щит выйдет в эту демонтажную камеру со стороны станции «Октябрьская».
5 июня 1981 года. Из толщи грунта показался немеханизированный щит. Состоялась первая в истории Новосибирского метро сбойка.
11 июня 1981 года.Щит выходит из тоннеля в демонтажную камеру.
Станция «Площадь Ленина». Март 1982 года. После завершения проходки участка тоннеля – выход в камеру экспериментального механического комплекса КТ-5,6-Д2.
Вид на стройплощадку со стороны Оперного театра.
Там строится метро…
Начало сооружения центрального зала. Видна арочная опалубка.
Котлован ещё не весь выбран, несмотря на это уже началось сооружение платформенного зала.
Февраль 1982 года. Свод станции сооружался с применением передвижной арочной металлической опалубки.
Котлован станции «Площадь Ленина». Хорошо видны тоннели в сторону станции «Октябрьская» и историческое здание Краеведческого музея.
4 мая 1983 года. Лозунг-призыв.
Вся стройка под контролем Вождя.
Верхняя кромка станции расположена всего в 50 см от уровня проезжей части площади. Верхняя часть свода защищена дополнительной теплоизоляцией.
В апреле 1985 года начался монтаж эскалаторов. На станции имеется эскалаторный спуск из трех лент. Каждая лента длиной 15 метров.
По существовавшим в то время нормам эскалатор в вестибюле, со стороны мэрии, не требовался, т.е. можно применить лестницу, но выполнено было пожелание архитектора.
Строительство подземных переходов у здания Госбанка.
Выход к Вокзальной магистрали.
Вид на площадь со стороны Госбанка.
Котлован уже засыпан.
Выход к скверу у Оперного театра.
Октябрь 1985 года. Асфальтирование площади. Совсем уже скоро ничего не будет напоминать о проходившей тут стройке.
Почти всё готово.
2 ноября 1985 года было завершено благоустройство площади, а уже 7 ноября она была открыта для транспорта.
7 января 1986 года в 18:00 на станции состоялся городской митинг, посвященный вводу в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди Новосибирского метрополитена.
Передача символического ключа начальником Управления строительства «Новосибирскметрострой» С. А. Смирновым начальнику метрополитена Ю. С. Лелекову.
В первые дни после открытия разменные автоматы наполнялись к исходу каждого часа.
Вид станции в первые годы работы.
Торцевая мозаика и эскалаторы. Фото конца 1980-х годов.
3. Описание станции
Открыта в составе первого пускового комплекса официально — 28 декабря 1985 года, для пассажиров — 7 января 1986 года. При строительстве станции была частично ликвидирована аллея Красного проспекта, а располагавшийся там бюст трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина был перенесен к зданию областной Администрации.
Интересный факт! Ежедневный пассажиропоток по станции составляет 26,4 тыс. человек — это второе место по загруженности в Новосибирском метро. |
Станция односводчатая мелкого заложения с островной платформой возведена открытым способом. Среди всех односводчатых станций в Новосибирске имеет наименьшую длину свода — около 80 метров, торцевые участки являются однопролетными. К платформе станции ведут эскалаторные спуски из трех лент, каждая длиной 15 метров (несмотря на то, что при такой глубине заложения, СНиПами допускалось сооружение лестничных маршей, однако, были удовлетворены пожелания архитекторов оснастить станцию эскалаторами). Цветовая композиция станции строится на сочетании темного и белого мрамора и торжественной целостности открытого на всю глубину платформы зала. Буквы на путевых стенах станции, согласно проекту, выполнены монументальными. Торцевые стены над платформой украшены панно из цветного камня, выложенными по технологии флорентийской мозаики. Художественное решение разработанное ленинградскими художниками должно отражать величие страны и революционное прошлое города.
Конкурс на архитектурное оформление станции «Площадь Ленина», в центре г. Новосибирска, выиграл головной институт «Ленметрогипротранс» (Архитектор А.С.Гецкин), а на художественное — московский художник А.Н.Кузнецов (его фамилия, имя и отчество запечатаны на одном и мраморных панно, которые были набраны на складчатом рельефе по торцам платформы).
Интересный факт! Станция «Площадь Ленина» является визитной карточкой Новосибирска. Она является практически калькой одноименной станции Минского метро, различие только в оформление сводчатой части, оформление которой очень похоже на московскую станцию «Перово». |
Архитектурное решение станции выдержано в строгих лаконичных и объемных цельных формах, даже буквы на стенах должны быть монументальны. По концам платформенного участка выполнены так называемые «разломы» с повышенной высотой для демонстрации мощи сводчатой части и монументально-художественных картин.
Строительство станции
По изначальному проекту, на станции были запроектированы 4 входа с 9-ю лестничными спусками, из которых четыре встраивались в здания Горисполкома (мэрия), Высшей партийной школы (НГАХА), краеведческого музея и Облпотребсоюза. Остальные два открытые: два — к скверу Оперного театра, два — банку и один — в Первомайский сквер. Не построенными остались три встраиваемые в здания и один открытый лестничный спуски по экономическим причинам.
Строительство станции началось в марте 1981 года, уже в 5 мая с помощью тоннелепроходческого щита началась механизированная прохода перегонных тоннелей в сторону станции «Площадь Ленина». 5 июня 1981 года на перегоне в сторону «Октябрьской» состоялась первая в истории Новосибирского метро сбойка. По этому случаю на площади Ленина состоялся торжественный митинг. 12 февраля 1982 года состоялась сбойка во втором перегонном тоннеле в сторону «Октябрьской».
В начале 1983 года, несмотря на то что котлован станции ещё не был до конца выбран, строители приступают к возведению платформенного зала: в феврале начались работы по сооружению свода станции с применением передвижной арочной металлической опалубки. Верхняя кромка свода расположена всего в 50 см от уровня проезжей части площади, для чего потребовалось её дополнительно защитить теплоизоляцией. К началу 1985 года в конструкциях станция была полностью готова и начались отделочные работы. 7 января 1986 года станция открыла свои двери для пассажиров.
Интересный факт! 7 января 1986 года в 18:00 на станции «Площадь Ленина» состоялся городской митинг, посвященный пуску Новосибирского метро. После торжественной церемонии передачи символического ключа начальником «Новосибирскметростроя» С. А. Смирновым начальнику метрополитена Ю. С. Лелекову, первый в Сибири метрополитен открыл двери для всех пассажиров. |
История и происхождение названия:
Станция получила своё название по центральной площади города — площади Ленина, под которой станция, собственно и расположена. Место, где сейчас расположена площадь стало отправной точкой от которой начал расти новый город Ново-Николаевск (с 1923 года — Новосибирск). Согласно генплану 1896 года вокруг площади были нарезаны первые кварталы и улицы, на площади же разместился базар. Однако, спустя несколько лет базар сместился на территорию нынешнего Сибревкома. Тогда эта площадь носила имя Новобазарной. В 1912 году базар был перенесён на новое старое место — Ярмарочную площадь (сегодняшнюю площадь Ленина). Современный вид площади начал формироваться начиная с 1926 года, тогда же было принято решение формировать площадь как центральную площадь города, разместить на ней все основные городские учреждения (именно на ней ещё в 1911 году было построено здание городской Думы, в котором сейчас расположен Краеведческий музей. Площадь неоднократно меняла свой название, сначала она была Базарной, потом Ярмарочной, в 1920 году вместе с проспектом она получила название — Красная площадь. К завершению Гражданской войны в России площадь была переименована в Площадь Жертв Революции и носила это название с 1922 по 1924 год. В 1924 году после смерти В.И.Ленина площадь назвали в его честь. С 1935 по 1961 год главная площадь Новосибирска носила имя И.В.Сталина, но после кампании по десталинизации в 1961 году площади возвратили имя Ленина, которое она и носит до сих пор.
www.mirmetro.net