Манихино станция – Манихино-1 (железнодорожная станция) — это… Что такое Манихино-1 (железнодорожная станция)?

Содержание

Манихино-1 (железнодорожная станция) — это… Что такое Манихино-1 (железнодорожная станция)?


Манихино-1 (железнодорожная станция)

Манихино-1 — узловая железнодорожная станция Рижского направления МЖД и Большого кольца МЖД (БМО) в поселке Манихино Истринского района Московской области.

Линия Москва-Рижская — Шаховская

Легенда

3.5Москва-Рижская 
Ржевская , метро Рижская
3.9 Курский вокзал – Белорусский вокзал 
4.2 Сонково – Савёловский вокзал 
4.4Дмитровская , метро Дмитровская
5.9Гражданская
8Подмосковная
8.2Красный Балтиец
9.9Ленинградская , метро Войковская
10.5 Лихоборы – Серебрянный Бор 
11.2Покровское-Стрешнево
13.1Канал им. Москвы
14.9Тушино , метро Тушинская
16.2р.Сходня
17.8Трикотажная
18.1Граница Москвы и Московской области
21.7р.Банька
22,3Павшино
24.8Красногорская
29,3Опалиха
31Аникеевка
33,5Нахабино
33.9 На Павловскую слободу  
——Парковая-1
——Парковая-2
——Исаково
——Озерки
——Павловская Слобода
34Моторвагонное депо ТЧ-17 Нахабино
36.1Малиновка
38.1Дедовск
41.1Миитовская
44.2Снегири
49.9пл. 50 км
51.4 Поварово-2 – Кубинка-1 
52.2Манихино-1, пл. 165 км
54.5
Троицкая
57.9р. Песочная
58.2Истра
58.5р. Истра
60.5Новоиерусалимская
61.3р. Маглуша
62.4Чеховская
68.9Холщёвики
72.7пл. 73 км
75.3Ядрошино
78.2Курсаковская
80.5
Румянцево
86.0Новопетровская
87.6Устиновка
90.6пл. 91 км
95.8Лесодолгоруково
104.2Чисмена
112.7Матрёнино
118.8Дубосеково
124.7р. Лама
125.5Волоколамск
132,5пл. 133 км
135.1
Благовещенское
140,9пл. 141 км
144.5Бухолово
148,5пл. 149 км
153.8Шаховская
 На Ржев, Великие Луки, Ригу 

[править]


Расположена в километре от Волоколамского шоссе и малого московского кольца A-107. Названа по одноимённому поселку Манихино. Выходы на улицы Гагарина, Первомайскую, к остановке автобуса №27.

Является узловой станцией, на станции останавливаются электропоезда БМО и Рижского направления, однако некоторые электропоезда следуют по БМО без захода на станцию. В этом случае посадка на них возможна на платформе 165 км (платформа БМО), расположенной в 7 минутах ходьбы от Манихино-1. Станция является конечной для 1 пары электропоездов БМО.

На станции две пассажирские платформы, соединенные между собой пешеходным мостом. Первая платформа — высокая, с неё производится посадка на электропоезда Рижского направления, вторая платформа — укороченная, низкая. С неё производится посадка на электропоезда БМО. Станция относится к шестой тарифной зоне. Турникетами не оборудована.

Время движения от Рижского вокзала 1 час 10 минут.

Северная горловина станции

Тепловоз у здания дежурного по станции

Интересные факты

  • До 1995 года станция являлась конечной для некоторый электропоездов Рижского направления
  • В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино.
  • За северной горловиной станции находится пересечение с БМО. Общее число соединительных ветвей — 3.
  • От северной горловины станции отходит подъездной путь к базе РОСТО. Также существовал отходящий от южной горловины подъездной путь к Истринскому молокозаводу, разобранный в 90-е годы.

Ссылки

.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Манихино
  • Маниш

Смотреть что такое «Манихино-1 (железнодорожная станция)» в других словарях:

dic.academic.ru

Манихино-1 (станция) — это… Что такое Манихино-1 (станция)?


Манихино-1 (станция)

Манихино-1 — узловая железнодорожная станция Рижского направления МЖД и Большого кольца МЖД (БМО) в поселке Манихино Истринского района Московской области.

Линия Москва-Рижская — Шаховская

Легенда

3.5Москва-Рижская 
Ржевская , метро Рижская
3.9 Курский вокзал – Белорусский вокзал 
4.2 Сонково – Савёловский вокзал 
4.4Дмитровская , метро Дмитровская
5.9Гражданская
8Подмосковная
8.2Красный Балтиец
9.9Ленинградская , метро Войковская
10.5 Лихоборы – Серебрянный Бор 
11.2Покровское-Стрешнево
13.1Канал им. Москвы
14.9
Тушино , метро Тушинская
16.2р.Сходня
17.8Трикотажная
18.1Граница Москвы и Московской области
21.7р.Банька
22,3Павшино
24.8Красногорская
29,3Опалиха
31Аникеевка
33,5Нахабино
33.9 На Павловскую слободу  
——Парковая-1
——Парковая-2
——Исаково
——Озерки
——Павловская Слобода
34Моторвагонное депо ТЧ-17 Нахабино
36.1Малиновка
38.1Дедовск
41.1Миитовская
44.2Снегири
49.9пл. 50 км
51.4 Поварово-2 – Кубинка-1 
52.2Манихино-1, пл. 165 км
54.5Троицкая
57.9р. Песочная
58.2Истра
58.5р. Истра
60.5Новоиерусалимская
61.3р. Маглуша
62.4Чеховская
68.9Холщёвики
72.7пл. 73 км
75.3Ядрошино
78.2Курсаковская
80.5Румянцево
86.0Новопетровская
87.6Устиновка
90.6пл. 91 км
95.8Лесодолгоруково
104.2Чисмена
112.7Матрёнино
118.8Дубосеково
124.7р. Лама
125.5Волоколамск
132,5пл. 133 км
135.1Благовещенское
140,9пл. 141 км
144.5Бухолово
148,5пл. 149 км
153.8Шаховская
 На Ржев, Великие Луки, Ригу 

[править]


Расположена в километре от Волоколамского шоссе и малого московского кольца A-107. Названа по одноимённому поселку Манихино. Выходы на улицы Гагарина, Первомайскую, к остановке автобуса №27.

Является узловой станцией, на станции останавливаются электропоезда БМО и Рижского направления, однако некоторые электропоезда следуют по БМО без захода на станцию. В этом случае посадка на них возможна на платформе 165 км (платформа БМО), расположенной в 7 минутах ходьбы от Манихино-1. Станция является конечной для 1 пары электропоездов БМО.

На станции две пассажирские платформы, соединенные между собой пешеходным мостом. Первая платформа — высокая, с неё производится посадка на электропоезда Рижского направления, вторая платформа — укороченная, низкая. С неё производится посадка на электропоезда БМО. Станция относится к шестой тарифной зоне. Турникетами не оборудована.

Время движения от Рижского вокзала 1 час 10 минут.

Северная горловина станции

Тепловоз у здания дежурного по станции

Интересные факты

  • До 1995 года станция являлась конечной для некоторый электропоездов Рижского направления
  • В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино.
  • За северной горловиной станции находится пересечение с БМО. Общее число соединительных ветвей — 3.
  • От северной горловины станции отходит подъездной путь к базе РОСТО. Также существовал отходящий от южной горловины подъездной путь к Истринскому молокозаводу, разобранный в 90-е годы.

Ссылки

.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Мания Жизели
  • Мания Жизели (фильм)

Смотреть что такое «Манихино-1 (станция)» в других словарях:

  • Манихино-1 — Станция Манихино 1 Рижское направление Московская железная дорога …   Википедия

  • Манихино-1 (железнодорожная станция) — Станция Манихино 1 Рижское направление Московская железная дорога Координаты …   Википедия

  • Манихино I — У этого термина существуют и другие значения, см. Манихино (значения). Координаты: 55°53′32.23″ с. ш. 36°55′53.54″ в. д. / 55.892286° с. ш. 36.931539° в. д.  …   Википедия

  • Манихино — Манихино: Населённые пункты: Манихино  деревня в Волховском районе Ленинградской области. Манихино  деревня в Московской области, Талдомский район, Ермолинское сельское поселение. Манихино  деревня в Московской области, Истринский… …   Википедия

  • Посёлок станции Манихино-I — Посёлок Станции Манихино Страна РоссияРоссия Субъект федерации …   Википедия

  • Посёлок станции Манихино I — Посёлок Станции Манихино Страна РоссияРоссия Субъект федерации …   Википедия

  • Посёлок станции Манихино — У этого термина существуют и другие значения, см. Манихино (значения). Посёлок Станции Манихино Страна РоссияРоссия …   Википедия

  • Внуково (железнодорожная станция) — Станция Внуково Киевское направление Московская железная дорога Дата открытия 1899[1] …   Википедия

  • Москва-Сортировочная-Киевская (железнодорожная станция) — Станция Москва Сортировочная Киевская Киевское направление Московская железная дорога Дата открытия 1929 …   Википедия

  • Очаково (железнодорожная станция) — Станция Очаково Киевское направление Московская железная дорога Дата открытия 1899[1] …   Википедия

dic.academic.ru

Посёлок станции Манихино — это… Что такое Посёлок станции Манихино?

Посёлок

Станции Манихино

Посёлок станции Мани́хино — населённый пункт, входящий в Ивановское сельское поселение Истринского района Московской области. В просторечии — Манихино, из-за чего возникает неоднозначность, так как в 2-х километрах восточнее находится деревня с таким же названием. На географических картах иногда значится ошибочно, как соседний посёлок Опытно-производственного хозяйства «Манихино».[1]

Население (постоянное) — 21 человек (2006).

Расположен в 29 километрах западнее Москвы рядом с пересечением Волоколамского шоссе и Московского Малого Кольца. Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет проложена в этих краях, по проекту отодвинута на запад, за г. Истру.

История

Посёлок назван по станции, при которой расположен (станция Манихино-I), которая в свою очередь получила название от одноимённой деревни Манихино, расположенной восточнее.

Название «Манихино» происходит от старого названия «Мыниха». Так, по данным Генерального межевания территории современного Истринского района 1770—1780 гг., деревня Манихино значилась как деревня Мыниха[2]. В 1852—1860 гг. она уже значилась как деревня «Манихина» (названия других деревень на той карте также заканчивались на -а). В середине XX в. в названии станции уже звучит привычное слово Манихино.

В далёких XII, XIII веках на этой территории жили славяне-вятичи, как собственно и на всей территории Москвы и Московского региона. Так, в близлежащих деревнях и сёлах Санниково, Манихино, Лучинское, Андреевское — сохранились десятки древних славянских курганов.[3]

В XIX и начале XX веков данная местность, где пройдёт железная дорога и появится посёлок, относилась к Звенигородскому уезду Московской губернии.[4]

В 1901 году здесь была построена станция 4 класса Манихино Московско-Виндавской железной дороги.

В 1903 году через Манихино проследовал царский поезд с императором Николаем II и его семьей. Монарх ехал посетить Новоиерусалимский монастырь по дороге, о строительстве которой 2 марта 1897 года издал указ.

До революции около станции Манихино располагалась фабрика Попова. В этом районе находилось немалое количество фабрик и заводов, в том числе кирпичных. Существование нескольких кирпичных заводов объясняется тем, что район был богат месторождениями гравия и песка, большая часть которых теперь уже выработана (Талицкое, Борисовское, Манихинское, Лешковское).

После февраля 1917 г. посёлок станции Манихино стал находиться в Тушино-Гучковском районе. Центр района (до начала 1919 г.) находился на заводе «Проводник».[5] С конца февраля 1918 г. — посёлок в Воскресенском подрайоне Звенигородского уезда. А Тушино-Гучковский район просуществовал до осени 1919 г. и был расформирован, его руководство преобразовано в Звенигородский уездный исполком. Причём, административным центром Звенигородского уезда стал Воскресенск.[6]

14 января 1929 г., в ходе районирования, Московская губерния вошла в состав Центрально-промышленной области, которая делилась на округа, а те — на районы.[7]

3 июня 1929 г. Центрально-промышленная область переименована в Московскую. В этом же 1929 году образован Воскресенский и другие районы на тот момент.[8]

В 1930 г. окружное деление упразднено, районы были подчинены непосредственно областным властям. В этом же 1930 году, в связи с переименованием города, Воскресенский район стал Истринским[9].

В 1941 — 1943 годах было построено восточное полукольцо Большого кольца МЖД со станцией Манихино-2, после чего станция Манихино была переименована в Манихино-I и стала узловой.

Осенью 1941 года с 27 октября по 8 декабря Манихино было оккупировано немецкими войсками и было практически полностью разрушено. Бои велись за обладание восточным полукольцом Большого кольца МЖД, тогда — однопутного. В послевоенные годы посёлок был восстановлен.

После войны была разобрана одноколейная соединительная ветка, соединявшая ст. Манихино и ст. Лукино. На её месте ныне проходит дорога, идущая мимо электроподстанции, жилых строений. Далее — пересекает «Зелёную Горку» и проходит через садовое некоммерческое товарищество «Родники» (главная асфальтированная дорога) до р. Истра. Мост не сохранился. После реки поворачивает на юг и идёт главной улицей СНТ «Рефрижератор» и «Рефрижератор-2» до станции Лукино.[10]

В 1950-х было построено ныне существующее здание Манихинской школы.

Дачные строения начали строиться приблизительно в 1957 году, а к 1980 году заняли современную территорию.

В 50-х гг. дорога от Москвы до станции Манихино-I занимала несколько часов. Ветка была однопутной. Возможно, пассажирские составы пропускали грузовые, разъезжались друг с другом. Позже был проложен второй путь. Вместо паровозов появились электропоезда. О времени паровозов ещё напоминают сохранившиеся специальные устройства на станции, для заполнения котлов водой.

В начале 1990-х гг. Ивановский сельский совет переименован в Ивановский сельский округ.

До 1995 года станция Манихино являлась конечной для некоторых электропоездов Рижского направления.

В 2001 году в состав посёлка был включён хутор Граб[11].

До начала 2003 года большая часть посёлка числилась на балансе МПС России в связи с расположением в непосредственной близости от железной дороги, а с расформированием организации — посёлок получил свой нынешний административный статус. Уже более века основную часть населения Манихино составляют работники железной дороги и смежных предприятий.

В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино. Несколькими годами ранее в здании размещалась библиотека. Однако, сохранились две водонапорные башни на противоположной стороне от путей. Более новая построена приблизительно в 1974 году. В этом же 2003 году Ивановский сельский округ стал именоваться сельским поселением.

Место, где в будущем будет построена ж.д. станция Манихино-I и вырастет посёлок. Карта Шуберта по материалам 1852—1853 гг. Издана в 1860 г.

География

Посёлок Манихино расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, в 2-х километрах от реки Истра. Впадающие в неё ручьи протекают в том числе и по территории посёлка, один из которых образует озеро рядом с восточной окраиной. Расстояние до Москвы (по прямой линии) — 29 километров, до города Истра — 4 километра. До административного центра сельского поселения, деревни Павловское — 1.5 километра.

Вокруг Манихино располагается лес. Преобладающие породы деревьев — ель, берёза. Из-за возросшего воздействия человека на природу дикие животные встречаются очень редко, в основном белки, лисы и зайцы.

Планировка

Посёлок разделён железной дорогой на две части[12]. В северной части вдоль железной дороги проходит улица Первомайская, на которой расположены одноэтажные частные жилые дома.

В южной части посёлка находятся улицы Пушкинская, Гагарина, Мира и другие, а также садоводческие товарищества, некоторые из которых также имеют большие размеры и сложную планировку. В западной части, отделённой от южной ручьём, расположена улица Железнодорожная, где находятся 7 многоквартирных двух- и трёхэтажных жилых домов.

Экономика и социальная сфера

Несмотря на чрезвычайно выгодное расположение Манихино, экономическая ситуация в посёлке неблагоприятная. Работают несколько предприятий, обслуживающих железную дорогу, в том числе тяговая подстанция, дистанция пути, дистанция снабжения, которые, в связи с кадровой политикой ОАО РЖД, привлекают к работе приезжих из других регионов и стран ближнего зарубежья. Малый бизнес представлен пятью магазинами, сосредоточенными в южной части посёлка.

Средняя школа посёлка Манихино с 1990-х проводит обучение детей с 1 по 9 класс. Ранее в школе можно было получить полное среднее образование. Современное здание школы построено в 1950-х годах XX века, расположено на ул. Железнодорожная.

До 2003 года рядом со школой находился амбулаторный пункт, стоящий на балансе МПС. При переформировании МПС в ОАО РЖД амбулаторный пункт[13] был ликвидирован в связи с убыточностью, поэтому медицинское обслуживание отсутствует, а в здании этого медицинского учреждения устроено общежитие.

В непосредственной близости от пассажирских платформ станции Манихино-1 находится отделение почтовой связи[14], обслуживающее посёлок, а также находящиеся рядом деревни Высоково, Качаброво, посёлок Троицкий. С середины 1990-х годов график работы постоянно изменялся, в итоге после 2005 года отделение работает только на доставку корреспонденции.

Культура

Объектами культуры для жителей посёлка являются храмы посёлка Троицкий, Новоиерусалимский монастырь города Истры, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей в Снегирях. Ещё предстваляет интерес памятная каменная доска с именами погибших жителей деревни Обновлённый Труд, расположенной чуть южнее посёлка. Также, между посёлками станции Манихино-I и Павловское имеются горнолыжные склоны, которые туристическими организациями именуются названием «Манихино».

Транспорт

В посёлке находится станция Манихино-1 Московской железной дороги, расположенная на 53 километре Рижского направления Московской железной дороги, а также остановочный пункт «пл. 165 км» Большого кольца МЖД, расположенный на востоке посёлка в 7 минутах ходьбы от станции.

Также рядом со станцией находятся две автобусные остановки, обслуживаемые Истринским АТП и расположенные по разные стороны от железнодорожных путей. С западной остановки отправляются рейсовые автобусы маршрута 27 до станций Новоиерусалимская и Лукино, а также маршрутное такси до посёлка Агрогородок. С восточной остановки отправляется маршрутное такси по части маршрута автобуса 27 до деревень Павловское, Лужки, Ивановское и до станции Лукино.

Виды посёлка

Примечания

  1. Программа Правительства Московской области «Газификации населённых пунктов Московской области». В данном документе, в частности в позициях 55 и 56 говорится, что существуют два разных посёлка, цитата: «Газопровод к пос. станции Манихино» и «Газопровод к пос. Опытного Производственного Хозяйства „Манихино“».
  2. Возможно наименование деревни Мыниха как-то связано с немецкой фамилией Миних, Мюних, Münnich. В немецком языке есть слово Mönch — монах.
  3. К сожалению, из-за застройки как коттеджами, так и городскимдомами — верхний культурный слой не сохраняется.
  4. В 1781—1796 гг. Воскресенск являлся уездным городом. Также известно, что в Звенигородском уезде имелась Павловская волость. К этой волости относилась деревня «Зеленькова(я)». Ныне имеется деревня Зеленьково, расположенная между Нахабино и Павловской Слободой, поэтому центром той волости должно быть был Павловская Слобода.
  5. Подробнее об этих событиях изложено в статье о д. Ивановское (Истринский район)
  6. История Истринского края
  7. В эту же область вошли Рязанская, Тверская, Тульская, части Владимирской и части Калужской губерний. Центр Центрально-промышленный области — Москва, в область входили 8 округов: Московский, Орехово-Зуевский, Коломенский, Серпуховской, Тульский, Тверской, Рязанский, Бежецкий и Калужский (всего 144 района).
  8. Не путайте с современным Воскресенским районом на юге Московской области
  9. Дополнение: в 1931 г. Москва выделена из состава Московской области. В 1935 г. 26 районов переданы в состав новообразованной Калининской области. В сентябре 1937 года в ходе разукрупнения из Московской были выделены Тульская и Рязанская области (77 районов).
  10. Имеются такие доводы: «Дорога существовала в 1920-е — 30-е гг. для вывозки торфа. Использовался труд заключённых. По воспоминаниям местных жителей, имела продолжение вплоть до ст. Поварово. Насыпь впоследствии была частично использована для строительства одного из вариантов „Большого кольца“, затем тоже разобранного». (Торфовозная УЖД, неэлектрифицированная, максимальная длина 10 км, разобрана).
  11. Постановление Губернатора МО от 16.12.2001 № 372-ПГ
  12. Улицы посёлка ОППХ Манихино. Почтовые индексы населённых пунктов России. Архивировано из первоисточника 26 марта 2012.
  13. В настоящий момент ближайшее учреждение здравоохранения находится в г. Дедовск, а также в г. Истра.
  14. Информация об объекте почтовой связи 143540. ИВЦ ОАСУ РПО. Архивировано из первоисточника 26 марта 2012.

См. также

Ссылки

Картографическая информация

Маршруты походов

Горнолыжные склоны (немного восточнее посёлка)

Фотографии, информация

Коттеджный посёлок (немного западнее основного посёлка)

dic.academic.ru

Посёлок станции Манихино Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Манихино.

Мани́хино — посёлок станции в городском округе Истра Московской области. В просторечии — Манихино, из-за чего возникает неоднозначность, так как в 2-х километрах восточнее находится деревня с таким же названием. На географических картах иногда значится ошибочно, как соседний посёлок опытного производственного хозяйства «Манихино».[2]

Население — 1021[1] чел. (2010).

Расположен в 29 километрах западнее Москвы рядом с пересечением Волоколамского шоссе и Московского Малого Кольца. Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет проложена в этих краях, по проекту отодвинута на запад, за город Истру.

История

Посёлок назван по станции, при которой расположен (станция Манихино I), которая в свою очередь получила название от одноимённой деревни Манихино, расположенной восточнее.

Название «Манихино» происходит от старого названия «Мыниха». Так, по данным Генерального межевания территории современного Истринского района 1770—1780 годов, деревня Манихино значилась как деревня Мыниха[3]. В 1852—1860 годах она уже значилась как деревня «Манихина» (названия других деревень на той карте также заканчивались на -а). В середине XX века в названии станции уже звучит привычное слово Манихино.

В далёких XII, XIII веках на этой территории жили славяне-вятичи, как собственно и на всей территории Москвы и Московского региона. Так, в близлежащих деревнях и сёлах Санниково, Манихино, Лучинское, Андреевское — сохранились десятки древних славянских курганов.[4]

В 1781 году был образован Воскресенский уезд с административным центром в городе Воскресенске (ныне город Истра).

В 1796 году Воскресенский уезд был упразднен, его территория была присоединена к соседним: Рузскому, Звенигородскому и Московскому уездам.

В XIX и начале XX веков данная местность, где пройдёт железная дорога и появится посёлок, относилась к Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Административный центр располагался в селе Еремеево в 7 2/3 верстах (8,2 км) на северо-восток.[5]

В 1901 году здесь была построена станция 4 класса Манихино Московско-Виндавской железной дороги.

В 1903 году через Манихино проследовал царский поезд с императором Николаем II и его семьей. Монарх ехал посетить Новоиерусалимский монастырь по дороге, о строительстве которой 2 марта 1897 года издал указ.

До революции около станции Манихино располагалась фабрика Попова. В этом районе находилось немалое количество фабрик и заводов, в том числе кирпичных. Существование нескольких кирпичных заводов объясняется тем, что район был богат месторождениями гравия и песка, большая часть которых теперь уже выработана (Талицкое, Борисовское, Манихинское, Лешковское).

В 1918 году в составе Еремеевской волости был образован Ивановский сельсовет.

В 1921 году Еремеевская волость была передана во вновь образованный Звенигородский уезд.

14 января 1929 года, в ходе районирования, Московская губерния вошла в состав Центрально-промышленной области, которая делилась на округа, а те — на районы[6].

3 июня 1929 года Центрально-промышленная область переименована в Московскую. В этом же 1929 году образован Воскресенский и другие районы на тот момент.[7]

В 1929 году Еремеевская воласть вошла в состав Воскресенского района Московской области. Ивановский сельсовет продолжил свое существование как административно-территориальная единица Воскресенского района.

В 1930 году окружное деление упразднено, районы были подчинены непосредственно областным властям. В этом же 1930 году, в связи с переименованием города, Воскресенский район стал Истринским[8].

В 1941—1943 годах было построено западное полукольцо Большого кольца МЖД со станцией Манихино II, после чего станция Манихино была переименована в Манихино I и стала узловой.

Осенью 1941 года с 27 октября по 8 декабря Манихино было оккупировано немецкими войсками и было практически полностью разрушено. Бои велись за обладание западным полукольцом Большого кольца МЖД, тогда — однопутного. В послевоенные годы посёлок был восстановлен.

После войны была разобрана одноколейная соединительная ветка, соединявшая ст. Манихино I и ст. Лукино. На её месте ныне проходит дорога, идущая мимо электроподстанции, жилых строений. Далее — пересекает «Зелёную Горку» и проходит через садовое некоммерческое товарищество «Родники» (главная асфальтированная дорога) до р. Истра. Мост не сохранился. После реки поворачивает на юг и идёт главной улицей СНТ «Рефрижератор» и «Рефрижератор-2» до станции Лукино[9].

В 1950-х было построено ныне существующее здание Манихинской школы.

Дачные строения начали строиться приблизительно в 1957 году, а к 1980 году заняли современную территорию.

В 1957 году Истринский район был упразднен, его территория вошла в состав Красногорского района.

В 50-е годы дорога от Москвы до станции Манихино I занимала несколько часов. Ветка была однопутной. Возможно, пассажирские составы пропускали грузовые, разъезжались друг с другом. Позже был проложен второй путь. Вместо паровозов появились электропоезда. О времени паровозов ещё напоминают сохранившиеся специальные устройства на станции, для заполнения котлов водой.

В 1960 году был вновь образован Истринский район из части Красногорского района (и упраздненного в 1959 году Ново-Петровского района).

В феврале 1963 года Истринский район был вновь упразднен, его территория была передана в Волоколамский район.

В январе 1965 года Истринский район, как административно-территориальная единица был вновь восстановлен.

В начале 1990-х годов Ивановский сельский совет переименован в Ивановский сельский округ.

До 1995 года станция Манихино I являлась конечной для некоторых электропоездов Рижского направления.

В 2001 году в состав посёлка был включён хутор Граб[10].

До начала 2003 года большая часть посёлка числилась на балансе МПС России в связи с расположением в непосредственной близости от железной дороги, а с расформированием организации — посёлок получил свой нынешний административный статус. Уже более века основную часть населения Манихино составляют работники железной дороги и смежных предприятий.

В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино. Несколькими годами ранее в здании размещалась библиотека. Однако, сохранились две водонапорные башни на противоположной стороне от путей. Более новая построена приблизительно в 1974 году. В 2005 году Ивановский сельский округ был преобразован в сельское поселение. В 2017 году сельское поселение Ивановское упразднено вместе с преобразованием Истринского района в городской округ Истра. После преобразование данная территория имеет название «Территориальное управление Ивановское городского округа Истра Московской области»[11].

В 2017 году в состав посёлка станции Манихино был включён старый дачный посёлок «Зелёная горка».[источник не указан 489 дней]

Место, где в будущем будет построена ж. д. станция Манихино I и вырастет посёлок. Карта Шуберта по материалам 1852—1853 годов. Издана в 1860 году.

Население

Численность населения
2002[12]2006[13]2010[1]
959↘21↗1021

География

Посёлок Манихино расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, в 2 километрах от реки Истры. Впадающие в неё ручьи протекают в том числе и по территории посёлка, один из которых образует озеро рядом с восточной окраиной. Расстояние до Москвы (по прямой линии) — 29 километров, до города Истры — 4 километра. До административного центра бывшего сельского поселения, деревни Павловское — 1,5 километра.

Вокруг Манихино располагается лес. Преобладающие породы деревьев — ель, берёза. Из-за возросшего воздействия человека на природу дикие животные встречаются очень редко, в основном белки, лисы и зайцы.

Планировка

Посёлок разделён железной дорогой на две части[14]. В северной части вдоль железной дороги проходит улица Первомайская, на которой расположены одноэтажные частные жилые дома.

В южной части посёлка находятся улицы Пушкинская, Гагарина, Мира и другие, а также садоводческие товарищества, некоторые из которых также имеют большие размеры и сложную планировку. В западной части, отделённой от южной ручьём, расположена улица Железнодорожная, где находятся 7 многоквартирных двух- и трёхэтажных жилых домов.

Экономика и социальная сфера

Несмотря на чрезвычайно выгодное расположение Манихино, экономическая ситуация в посёлке неблагоприятная. Работают несколько предприятий, обслуживающих железную дорогу, в том числе тяговая подстанция, дистанция пути, дистанция снабжения, которые, в связи с кадровой политикой ОАО РЖД, привлекают к работе приезжих из других регионов и стран ближнего зарубежья. Малый бизнес представлен пятью магазинами, сосредоточенными в южной части посёлка.

Средняя школа посёлка Манихино с 1990-х проводит обучение детей с 1 по 9 класс. Ранее в школе можно было получить полное среднее образование. Современное здание школы построено в 1950-х годах, расположено на ул. Железнодорожная.

До 2003 года рядом со школой находился амбулаторный пункт, стоящий на балансе МПС. При переформировании МПС в ОАО РЖД амбулаторный пункт[15] был ликвидирован в связи с убыточностью, поэтому медицинское обслуживание отсутствует, а в здании этого медицинского учреждения устроено общежитие.

В непосредственной близости от пассажирских платформ станции Манихино-1 находится отделение почтовой связи[16], обслуживающее посёлок, а также находящиеся рядом деревни Высоково, Качаброво, посёлок Троицкий. С середины 1990-х годов график работы постоянно изменялся, в итоге после 2005 года отделение работает только на доставку корреспонденции.

Культура

Объектами культуры для жителей посёлка являются храмы посёлка Троицкий, Новоиерусалимский монастырь города Истры, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей в Снегирях. Ещё представляет интерес памятная каменная доска с именами погибших жителей деревни Обновлённый Труд, расположенной чуть южнее посёлка. Между посёлками станции Манихино I и Павловское имеются горнолыжные склоны, которые туристические организации именуют «Манихино». На северной окраине поселка расположен дом семьи известного географа и писателя Юрий Николаевича Голубчикова[17]

Транспорт

В посёлке находится станция Манихино I Московской железной дороги, расположенная на 53 километре Рижского направления Московской железной дороги, а также остановочный пункт 165 км Большого кольца МЖД, расположенный на востоке посёлка в 7 минутах ходьбы от станции.

Также рядом со станцией находятся две автобусные остановки, обслуживаемые Истринским АТП и расположенные по разные стороны от железнодорожных путей. С западной остановки отправляются рейсовые автобусы маршрута 27 до станций Новоиерусалимская и Лукино, а также маршрутное такси до посёлка Агрогородок. С восточной остановки отправляется маршрутное такси по части маршрута автобуса 27 до деревень Павловское, Лужки, Ивановское и до станции Лукино.

Виды посёлка

Примечания

  1. 1 2 3 Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (неопр.) (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013). Дата обращения 20 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  2. ↑ Программа Правительства Московской области «Газификации населённых пунктов Московской области» Архивная копия от 10 февраля 2009 на Wayback Machine. В данном документе, в частности в позициях 55 и 56 говорится, что существуют два разных посёлка, цитата: «Газопровод к пос. станции Манихино» и «Газопровод к пос. Опытного Производственного Хозяйства „Манихино“».
  3. ↑ Возможно наименование деревни Мыниха как-то связано с немецкой фамилией Миних, Мюних, Münnich. В немецком языке есть слово Mönch — монах.
  4. ↑ К сожалению, из-за застройки как коттеджами, так и городскимдомами — верхний культурный слой не сохраняется.
  5. ↑ «Утраченный Божий Дом»
  6. ↑ В эту же область вошли Рязанская, Тверская, Тульская, части Владимирской и части Калужской губерний. Центр Центрально-промышленный области — Москва, в область входили 8 округов: Московский, Орехово-Зуевский, Коломенский, Серпуховской, Тульский, Тверской, Рязанский, Бежецкий и Калужский (всего 144 района).
  7. ↑ Не путайте с современным Воскресенским районом на юге Московской области
  8. ↑ Дополнение: в 1931 году Москва выделена из состава Московской области. В 1935 году 26 районов переданы в состав новообразованной Калининской области. В сентябре 1937 года в ходе разукрупнения из Московской были выделены Тульская и Рязанская области (77 районов).
  9. ↑ Имеются такие доводы: «Дорога существовала в 1920-е — 30-е годы для вывозки торфа. Использовался труд заключённых. По воспоминаниям местных жителей, имела продолжение вплоть до ст. Поварово. Насыпь впоследствии была частично использована для строительства одного из вариантов „Большого кольца“, затем тоже разобранного». (Торфовозная УЖД, неэлектрифицированная, максимальная длина 10 км, разобрана).
  10. ↑ Постановление Губернатора МО от 16.12.2001 № 372-ПГ
  11. ↑ http://sp-ivanovskoe.ru/
  12. ↑ Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица № 02c. Численность населения и преобладающая национальность по каждому сельскому населенному пункту. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  13. ↑ Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области на 1 января 2006 года (неопр.) (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Дата обращения 4 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.
  14. ↑ Улицы посёлка ОППХ Манихино (неопр.). Почтовые индексы населённых пунктов России. Дата обращения 13 февраля 2009. Архивировано 26 марта 2012 года.
  15. ↑ В настоящий момент ближайшее учреждение здравоохранения находится в городе Дедовске, а также в городе Истре.
  16. ↑ Информация об объекте почтовой связи 143540 (неопр.) (недоступная ссылка). ИВЦ ОАСУ РПО. Дата обращения 13 февраля 2009. Архивировано 26 марта 2012 года.
  17. ↑ Голубчиков, Юрий Николаевич (рус.) // Википедия. — 2017-11-24.

Ссылки

Картографическая информация

Маршруты походов

Горнолыжные склоны (немного восточнее посёлка)

Фотографии, информация

Коттеджный посёлок (немного западнее основного посёлка)

wikiredia.ru

Посёлок станции Манихино-I — это… Что такое Посёлок станции Манихино-I?

Посёлок

Станции Манихино

Посёлок станции Мани́хино — населённый пункт, входящий в Ивановское сельское поселение Истринского района Московской области. В просторечии — Манихино, из-за чего возникает неоднозначность, так как в 2-х километрах восточнее находится деревня с таким же названием. На географических картах иногда значтся ошибочно, как соседний посёлок Опытно-производственного хозяйства «Манихино».[1]

Население (постоянное) — 21 человек (2006).

Расположен в 29 километрах западнее Москвы рядом с пересечением Волоколамского шоссе и Московского Малого Кольца. Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет проложена в этих краях, по проекту отодвинута на запад, за г. Истру.

История

Посёлок назван по станции, при которой расположен (станция Манихино-I), которая в свою очередь получила название от одноимённой дкревни Манихино, расположенной восточнее.

Название «Манихино» происходит от старославянского слова «маниха» — «вор». Якобы в этой местности с давних пор селились люди, промышлявшие воровством и грабежами. Однако, по данным Генерального межевания территории современного Истринского района 1770-1780 гг., деревня Манихино значилась как деревня Мыниха[2]. В 1852-1860 гг. она уже значилась как деревня «Манихина» (названия других деревень на той карте также заканчивались на -а). В середине XX в. в названии станции уже звучит привычное слово Манихино.

В далёких XII, XIII веках на этой территории жили славяне-вятичи, как собственно и на всей территории Москвы и Московского региона. Так, в близлежащих деревнях и сёлах Санниково, Манихино, Лучинское, Андреевское — сохранились десятки древних славянских курганов.[3]

В XIX и начале XX веков данная местность, где пройдёт железная дорога и появится посёлок, относилась к Звенигородскому уезду Московской губернии.[4]

В 1901 году здесь была построена станция 4 класса Манихино Московско-Виндавской железной дороги.

В 1903 году через Манихино проследовал царский поезд с императором Николаем II и его семьей. Монарх ехал посетить Новоиерусалимский монастырь по дороге, о строительстве которой 2 марта 1897 года издал указ.

До революции около станции Манихино располагалась фабрика Попова. В этом районе находилось не малое количество фабрик и заводов, в том числе кирпичных. Существование нескольких кирпичных заводов объясняется тем, что район был богат месторождениями гравия и песка, большая часть которых теперь уже выработана (Талицкое, Борисовское, Манихинское, Лешковское).

После февраля 1917 г. посёлок станции Манихино стал находиться в Тушино-Гучковском районе. Центр района (до начала 1919 г.) находился на заводе «Проводник».[5] С конца февраля 1918 г. — посёлок в Воскресенском подрайоне Звенигородского уезда. А Тушино-Гучковский район просуществовал до осени 1919 г. и был расформирован, его руководство преобрзовано в Звенигородский уездный исполком. Причём, административнм центром Звенигородского уезда стал Воскресенск.[6]

14 января 1929 г., в ходе районирования, Московская губрния вошла в состав Центрльнопромышленной области, которая делилась на округа, а те — на районы.[7]

3 июня 1929 г. Центральнопромшленная область переименована в Московскую. В этом же 1929 году образован Воскресенский и другие районы на тот момент.[8]

В 1930 г. окружное деление упразднено, районы были подчинены непосредственно областным властям. В этом же 1930 году, в связи с переименованем города, Воскресенский район стал Истринским[9].

В 1941 — 1943 годах было построено восточное полукольцо Большого кольца МЖД со станцией Манихино-2, после чего станция Манихино была переименована в Манихино-I и стала узловой.

Осенью 1941 года с 27 октября по 8 декабря Манихино было оккупировано немецкими войсками и было практически полностью разрушено. Бои велись за обладание восточным полукольцом Большого кольца МЖД, тогда — однопутного. В послевоенные годы посёлок был восстановлен.

Посёлок станции Манихино и его окрестности. На месте плавной грунтовой дороги от ст. Манихино-I до Лукино проходила одноколейная железная дорога, разобранная после войны.

После войны была разобрана одноклейная соединительная ветка, соединявшая ст. Манихино и ст. Лукино. На её месте ныне проходит дорога, идущая мимо электроподстанции, жилых строений. Далее — пересекает «Зелёную Горку» и проходит через п. Троицкий (главная асфальтированная дорога) до р. Истра. Мост не сохранился. После реки, поворачивает на юг и идёт главной улицей местных строений до ст. Лукино.[10]

В 1950-х было построено ныне существующее здание Манихинской школы.

Дачные строения начали строиться приблизительно в 1957 году, а к 1980 году заняли современную территорию.

В 50-х гг. дорога от Москвы до станции Манихино-I занимала несколько часов. Ветка была однопутной. Возможно, пассажирске составы пропускали грузовые, разъезжались друг с другом. Позже был проложен второй путь. Вместо паровозов появились электропоезда. О времени паровозов ещё напоминают сохранившиеся специальные устройства на станции, для заполнения котлов водой.

В начале 1990-х гг. Ивановский сельский совет переименован в Ивановский сельский округ.

До 1995 года станция Манихино являлась конечной для некоторых электропоездов Рижского направления.

До начала 2003 года большая часть посёлка числилась на балансе МПС России в связи с расположением в непосредственной близости от железной дороги, а с расформированием организации — посёлок получил свой нынешний административный статус. Уже более века основную часть населения Манихино составляют работники железной дороги и смежных предприятий.

В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино (станция). Несколькими годами ранее — в здании размещалась библиотека. Однако, сохранились две водонапорные башни на противоположной стороне от путей. Более новая построена приблизительно в 1974 году. В этом же 2003 году Ивановский сельский округ стал именоваться сельским поселением.

Место, где в будущем будет построена ж.д. станция Манихино-I и вырастет посёлок. Карта Шуберта по материалам 1852—1853 гг. Издана в 1860 г.

География

Посёлок Манихино расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, в 2-х километрах от реки Истра. Впадающие в неё ручьи протекают в том числе и по территории посёлка, один из которых образует озеро рядом с восточной окраиной. Расстояние до Москвы (по прямой линии) — 29 километров, до города Истра — 4 километра. До административного центра сельского поселения, деревни Павловское — 1.5 километра.

Вокруг Манихино располагается лес. Преобладающие породы деревьев — ель, берёза. Из-за возросшего воздействия человека на природу дикие животные встречаются очень редко, в основном белки, лисы и зайцы.

Планировка

Посёлок разделён железной дорогой на две части[11]. В северной части вдоль железной дороги проходит улица Первомайская, на которой расположены одноэтажные частные жилые дома.

В южной части посёлка находятся улицы Пушкинская, Гагарина, Мира и другие, а также садоводческие товарищества, некоторые из которых также имеют большие размеры и сложную планировку. В западной части, отделённой от южной ручьём, расположена улица Железнодорожная, где находятся 7 многоквартирных двух- и трёхэтажных жилых домов.

Экономика и социальная сфера

Несмотря на чрезвычайно выгодное расположение Манихино, экономическая ситуация в посёлке неблагоприятная. Работают несколько предприятий, обслуживающих железную дорогу, в том числе тяговая подстанция, дистанция пути, дистанция снабжения, которые, в связи с кадровой политикой ОАО РЖД, привлекают к работе приезжих из других регионов и стран ближнего зарубежья. Малый бизнес представлен пятью магазинами, сосредоточенными в южной части посёлка.

Средняя школа посёлка Манихино с 1990-х проводит обучение детей с 1 по 9 класс. Ранее в школе можно было получить полное среднее образование. Современное здание школы построено в 1950-х годах XX века, расположено на ул. Железнодорожная.

До 2003 года рядом со школой находился амбулаторный пункт, стоящий на балансе МПС. При переформировании МПС в ОАО РЖД амбулаторный пункт[12] был ликвидирован в связи с убыточностью, поэтому медицинское обслуживание отсутствует, а в здании этого медицинского учреждения устроено общежитие.

В непосредственной близости от пассажирских платформ станции Манихино-1 находится отделение почтовой связи [13], обслуживающее посёлок, а также находящиеся рядом деревни Высоково, Качаброво, посёлок Троицкий. С середины 1990-х годов график работы постоянно изменялся, в итоге после 2005 года отделение работает только на доставку корреспонденции.

Культура

Объектами культуры для жителей посёлка являются храмы посёлка Троицкий, Новоиерусалимский монастырь города Истры, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей в Снегирях. Ещё предстваляет интерес памятная каменная доска с именами погибших жителей деревни Обновлённый Труд, расположенной чуть южнее посёлка. Также, между посёлками станции Манихино-I и Павловское имеются горнолыжные склоны, которые туристическими организациями именуются названием «Манихино».

Транспорт

В посёлке находится станция Манихино-1 Московской железной дороги, расположенная на 53 километре Рижского направления Московской железной дороги, а также остановочный пункт «пл. 165 км» Большого кольца МЖД, расположенный на востоке посёлка в 7 минутах ходьбы от станции.

Также рядом со станцией находятся две автобусные остановки, обслуживаемые Истринским АТП и расположенные по разные стороны от железнодорожных путей. С западной остановки отправляются рейсовые автобусы маршрута 27 до станций Новоиерусалимская и Лукино, а также маршрутное такси до посёлка Агрогородок. С восточной остановки отправляется маршрутное такси по части маршрута автобуса 27 до деревень Павловское, Лужки, Ивановское и до станции Лукино.

Виды посёлка

Примечания

  1. Программа Правительства Московской области «Газификации населённых пунктов Московской области». В данном документе, в частности в позициях 55 и 56 говорится, что существуют два разных посёлка, цитата: «Газопровод к пос. станции Манихино» и «Газопровод к пос. Опытного Производственного Хозяйства „Манихино“».
  2. Возможно наименование деревни Мыниха как-то связано с немецкой фамилией Миних, Мюних, Münnich. В немецком языке есть слово Mönch — монах.
  3. К сожалению, из-за застройки как коттеджами, так и городскимдомами — верхний культурный слой не сохраняется.
  4. В 1781-1796 гг. Воскресенск являлся уездным городом. Также известно, что в Звенигородском уезде имелась Павловская волость. К этой волости относилсь деревня «Зеленькова(я)». Нынеимеется деревня Зеленьково, расположенная между Нахабино и Павловской Слободой, поэтому центром той волости должно быть был Павлвская Слобода.
  5. Подробнее об этих событиях изложно в статье о д. Ивановское (Истринский район)
  6. История Истринского края
  7. В эту же облсть вошли Рязанская, Тверская, Тульская, части Владимирской и части Калужской губерний. Центр Цетралнопромышленнй области — Москва, в область входили 8 округов: Московскй, Орехово-Зуевский, Коломенский, Серпуховской, Тульский, Тверской, Рязанский, Бежецкий и Калужский (всего 144 района).
  8. Не путайте с современным Воскресенским районом на юге Московской области
  9. Дополнение: в 1931 г. Москва выделена из состаа Московской области. В 1935 г. 26 районов переданы в состав новообразованной Калининской области. В сентябре 1937 года в ходе разукрупнения из Московской были выделены Тульская и Рязанская области (77 районов).
  10. Имеются такие доводы: «Дорога существовала в 1920-е — 30-е гг. для вывозки торфа. Использовался труд заключённых. По воспоминаниям местных жителей, имела продолжение вплоть до ст. Поварово. Насыпь впоследствии была частично использована для строительства одного из вариантов «Большого кольца», затем тоже разобранного». (Торфовозная УЖД, неэлектрифицированная, максимальная длина 10 км, разобрана).
  11. Улицы посёлка ОППХ Манихино. Почтовые индексы населённых пунктов России.
  12. В настоящий момент ближайшее учреждение здравоохранения находится в г. Дедовск, а также в г. Истра.
  13. Информация об объекте почтовой связи 143540. ИВЦ ОАСУ РПО.

См. также

  • Манихино (Истринский район) — соседняя деревня, известная с XIX века.
  • Манихино-1 — железнодорожная станция псёлка.
  • Манихино-2 — станция в 1,5 км от северной окраины посёлка. Иногда также также именуются близлежащий посёлок Агрогородок, находящийся немного южнее собственно посёлка Агрогородок.
  • Посёлок Опытно-производственного хозяйства «Манихино» — посёлок, расположенный в ≈3 км южнее.

Сылки

Картографическая информация

Маршруты походов

Горнолыжные склоны (немного восточнее посёлка)

Фотографии, информация

Коттеджный посёлок (немного западнее основного посёлка)

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Манихино-1 (станция) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Манихино (значения).
Станция Манихино I

Рижское направление
Большое кольцо МЖД

Московская железная дорога
ДЦС ДЦС-3 Московско-Смоленский
Регион ж. д. Московско-Смоленский
Дата открытия 1906[1]
Тип промежуточная
Классность 3
Количество платформ 2
Количество путей 8
Тип платформ низкая боковая, высокая островная
Форма платформ прямая
Длина платформ, м 100
250
Ширина платформ, м 2,5
5
Прилегающие перегоны Снегири — Манихино I (2), Манихино I — Новоиерусалимская (2), Манихино I — Манихино II (3)
Выход к ул. Гагарина,
ул. Первомайская
Пересадка на станции пл. 165 км
Пересадка на А 27
Расстояние до Волоколамска 73 км 
Расстояние до Москвы 53 км 
Тарифная зона 6
в АСУЖТ 197007
в «Экспресс-3» 2001044
 Манихино I на Викискладе

Мани́хино I — узловая железнодорожная станция Рижского направления и Большого кольца Московской железной дороги в посёлке станции Манихино городского округа Истра Московской области. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к 3 классу.

Расположена в километре от

ru-wiki.ru

Манихино (посёлок станции, городской округ Истра)

Мани́хино — посёлок станции в городском округе Истра Московской области. В просторечии — Манихино, из-за чего возникает неоднозначность, так как в 2-х километрах восточнее находится деревня с таким же названием. На географических картах иногда значится ошибочно, как соседний посёлок опытного производственного хозяйства «Манихино».[2]

Население — 1021[1] чел. (2010).

Расположен в 29 километрах западнее Москвы рядом с пересечением Волоколамского шоссе и Московского Малого Кольца. Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет проложена в этих краях, по проекту отодвинута на запад, за город Истру.

История

Посёлок назван по станции, при которой расположен (станция Манихино I), которая в свою очередь получила название от одноимённой деревни Манихино, расположенной восточнее.

Название «Манихино» происходит от старого названия «Мыниха». Так, по данным Генерального межевания территории современного Истринского района 1770—1780 годов, деревня Манихино значилась как деревня Мыниха[3]. В 1852—1860 годах она уже значилась как деревня «Манихина» (названия других деревень на той карте также заканчивались на -а). В середине XX века в названии станции уже звучит привычное слово Манихино.

В далёких XII, XIII веках на этой территории жили славяне-вятичи, как собственно и на всей территории Москвы и Московского региона. Так, в близлежащих деревнях и сёлах Санниково, Манихино, Лучинское, Андреевское — сохранились десятки древних славянских курганов.[4]

В 1781 году был образован Воскресенский уезд с административным центром в городе Воскресенске (ныне город Истра).

В 1796 году Воскресенский уезд был упразднен, его территория была присоединена к соседним: Рузскому, Звенигородскому и Московскому уездам.

В XIX и начале XX веков данная местность, где пройдёт железная дорога и появится посёлок, относилась к Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии. Административный центр располагался в селе Еремеево в 7 2/3 верстах (8,2 км) на северо-восток.[5]

В 1901 году здесь была построена станция 4 класса Манихино Московско-Виндавской железной дороги.

В 1903 году через Манихино проследовал царский поезд с императором Николаем II и его семьей. Монарх ехал посетить Новоиерусалимский монастырь по дороге, о строительстве которой 2 марта 1897 года издал указ.

До революции около станции Манихино располагалась фабрика Попова. В этом районе находилось немалое количество фабрик и заводов, в том числе кирпичных. Существование нескольких кирпичных заводов объясняется тем, что район был богат месторождениями гравия и песка, большая часть которых теперь уже выработана (Талицкое, Борисовское, Манихинское, Лешковское).

В 1918 году в составе Еремеевской волости был образован Ивановский сельсовет.

В 1921 году Еремеевская волость была передана во вновь образованный Звенигородский уезд.

14 января 1929 года, в ходе районирования, Московская губерния вошла в состав Центрально-промышленной области, которая делилась на округа, а те — на районы[6].

3 июня 1929 года Центрально-промышленная область переименована в Московскую. В этом же 1929 году образован Воскресенский и другие районы на тот момент.[7]

В 1929 году Еремеевская воласть вошла в состав Воскресенского района Московской области. Ивановский сельсовет продолжил свое существование как административно-территориальная единица Воскресенского района.

В 1930 году окружное деление упразднено, районы были подчинены непосредственно областным властям. В этом же 1930 году, в связи с переименованием города, Воскресенский район стал Истринским[8].

В 1941—1943 годах было построено западное полукольцо Большого кольца МЖД со станцией Манихино II, после чего станция Манихино была переименована в Манихино I и стала узловой.

Осенью 1941 года с 27 октября по 8 декабря Манихино было оккупировано немецкими войсками и было практически полностью разрушено. Бои велись за обладание западным полукольцом Большого кольца МЖД, тогда — однопутного. В послевоенные годы посёлок был восстановлен.

После войны была разобрана одноколейная соединительная ветка, соединявшая ст. Манихино I и ст. Лукино. На её месте ныне проходит дорога, идущая мимо электроподстанции, жилых строений. Далее — пересекает «Зелёную Горку» и проходит через садовое некоммерческое товарищество «Родники» (главная асфальтированная дорога) до р. Истра. Мост не сохранился. После реки поворачивает на юг и идёт главной улицей СНТ «Рефрижератор» и «Рефрижератор-2» до станции Лукино[9].

В 1950-х было построено ныне существующее здание Манихинской школы.

Дачные строения начали строиться приблизительно в 1957 году, а к 1980 году заняли современную территорию.

В 1957 году Истринский район был упразднен, его территория вошла в состав Красногорского района.

В 50-е годы дорога от Москвы до станции Манихино I занимала несколько часов. Ветка была однопутной. Возможно, пассажирские составы пропускали грузовые, разъезжались друг с другом. Позже был проложен второй путь. Вместо паровозов появились электропоезда. О времени паровозов ещё напоминают сохранившиеся специальные устройства на станции, для заполнения котлов водой.

В 1960 году был вновь образован Истринский район из части Красногорского района (и упраздненного в 1959 году Ново-Петровского района).

В феврале 1963 года Истринский район был вновь упразднен, его территория была передана в Волоколамский район.

В январе 1965 года Истринский район, как административно-территориальная единица был вновь восстановлен.

В начале 1990-х годов Ивановский сельский совет переименован в Ивановский сельский округ.

До 1995 года станция Манихино I являлась конечной для некоторых электропоездов Рижского направления.

В 2001 году в состав посёлка был включён хутор Граб[10].

До начала 2003 года большая часть посёлка числилась на балансе МПС России в связи с расположением в непосредственной близости от железной дороги, а с расформированием организации — посёлок получил свой нынешний административный статус. Уже более века основную часть населения Манихино составляют работники железной дороги и смежных предприятий.

В 2003 году было снесено старое здание вокзала, находившееся возле второй пассажирской платформы. По проекту здание было аналогично старому зданию вокзала на станции Павшино. Несколькими годами ранее в здании размещалась библиотека. Однако, сохранились две водонапорные башни на противоположной стороне от путей. Более новая построена приблизительно в 1974 году. В 2005 году Ивановский сельский округ был преобразован в сельское поселение. В 2017 году сельское поселение Ивановское упразднено вместе с преобразованием Истринского района в городской округ Истра. После преобразование данная территория имеет название «Территориальное управление Ивановское городского округа Истра Московской области»[11].

В 2017 году в состав посёлка станции Манихино был включён старый дачный посёлок «Зелёная горка».[источник не указан 247 дней]

Место, где в будущем будет построена ж. д. станция Манихино I и вырастет посёлок. Карта Шуберта по материалам 1852—1853 годов. Издана в 1860 году.

Население

Численность населения
2002[12]2006[13]2010[1]
959↘21↗1021

География

Посёлок Манихино расположен на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды, в 2 километрах от реки Истры. Впадающие в неё ручьи протекают в том числе и по территории посёлка, один из которых образует озеро рядом с восточной окраиной. Расстояние до Москвы (по прямой линии) — 29 километров, до города Истры — 4 километра. До административного центра бывшего сельского поселения, деревни Павловское — 1,5 километра.

Вокруг Манихино располагается лес. Преобладающие породы деревьев — ель, берёза. Из-за возросшего воздействия человека на природу дикие животные встречаются очень редко, в основном белки, лисы и зайцы.

Планировка

Посёлок разделён железной дорогой на две части[14]. В северной части вдоль железной дороги проходит улица Первомайская, на которой расположены одноэтажные частные жилые дома.

В южной части посёлка находятся улицы Пушкинская, Гагарина, Мира и другие, а также садоводческие товарищества, некоторые из которых также имеют большие размеры и сложную планировку. В западной части, отделённой от южной ручьём, расположена улица Железнодорожная, где находятся 7 многоквартирных двух- и трёхэтажных жилых домов.

Экономика и социальная сфера

Несмотря на чрезвычайно выгодное расположение Манихино, экономическая ситуация в посёлке неблагоприятная. Работают несколько предприятий, обслуживающих железную дорогу, в том числе тяговая подстанция, дистанция пути, дистанция снабжения, которые, в связи с кадровой политикой ОАО РЖД, привлекают к работе приезжих из других регионов и стран ближнего зарубежья. Малый бизнес представлен пятью магазинами, сосредоточенными в южной части посёлка.

Средняя школа посёлка Манихино с 1990-х проводит обучение детей с 1 по 9 класс. Ранее в школе можно было получить полное среднее образование. Современное здание школы построено в 1950-х годах, расположено на ул. Железнодорожная.

До 2003 года рядом со школой находился амбулаторный пункт, стоящий на балансе МПС. При переформировании МПС в ОАО РЖД амбулаторный пункт[15] был ликвидирован в связи с убыточностью, поэтому медицинское обслуживание отсутствует, а в здании этого медицинского учреждения устроено общежитие.

В непосредственной близости от пассажирских платформ станции Манихино-1 находится отделение почтовой связи[16], обслуживающее посёлок, а также находящиеся рядом деревни Высоково, Качаброво, посёлок Троицкий. С середины 1990-х годов график работы постоянно изменялся, в итоге после 2005 года отделение работает только на доставку корреспонденции.

Культура

Объектами культуры для жителей посёлка являются храмы посёлка Троицкий, Новоиерусалимский монастырь города Истры, Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей в Снегирях. Ещё представляет интерес памятная каменная доска с именами погибших жителей деревни Обновлённый Труд, расположенной чуть южнее посёлка. Между посёлками станции Манихино I и Павловское имеются горнолыжные склоны, которые туристические организации именуют «Манихино». На северной окраине поселка расположен дом семьи известного географа и писателя Юрий Николаевича Голубчикова[17]

Транспорт

В посёлке находится станция Манихино I Московской железной дороги, расположенная на 53 километре Рижского направления Московской железной дороги, а также остановочный пункт 165 км Большого кольца МЖД, расположенный на востоке посёлка в 7 минутах ходьбы от станции.

Также рядом со станцией находятся две автобусные остановки, обслуживаемые Истринским АТП и расположенные по разные стороны от железнодорожных путей. С западной остановки отправляются рейсовые автобусы маршрута 27 до станций Новоиерусалимская и Лукино, а также маршрутное такси до посёлка Агрогородок. С восточной остановки отправляется маршрутное такси по части маршрута автобуса 27 до деревень Павловское, Лужки, Ивановское и до станции Лукино.

Виды посёлка

Примечания

  1. 1 2 3 Численность сельского населения и его размещение на территории Московской области (итоги Всероссийской переписи населения 2010 года). Том III (DOC+RAR). М.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области (2013). Проверено 20 октября 2013. Архивировано 20 октября 2013 года.
  2. ↑ Программа Правительства Московской области «Газификации населённых пунктов Московской области». В данном документе, в частности в позициях 55 и 56 говорится, что существуют два разных посёлка, цитата: «Газопровод к пос. станции Манихино» и «Газопровод к пос. Опытного Производственного Хозяйства „Манихино“».
  3. ↑ Возможно наименование деревни Мыниха как-то связано с немецкой фамилией Миних, Мюних, Münnich. В немецком языке есть слово Mönch — монах.
  4. ↑ К сожалению, из-за застройки как коттеджами, так и городскимдомами — верхний культурный слой не сохраняется.
  5. ↑ http://www.istra-ltc.ru/publication/administrativno-territorialnoe.htm#1
  6. ↑ В эту же область вошли Рязанская, Тверская, Тульская, части Владимирской и части Калужской губерний. Центр Центрально-промышленный области — Москва, в область входили 8 округов: Московский, Орехово-Зуевский, Коломенский, Серпуховской, Тульский, Тверской, Рязанский, Бежецкий и Калужский (всего 144 района).
  7. ↑ Не путайте с современным Воскресенским районом на юге Московской области
  8. ↑ Дополнение: в 1931 году Москва выделена из состава Московской области. В 1935 году 26 районов переданы в состав новообразованной Калининской области. В сентябре 1937 года в ходе разукрупнения из Московской были выделены Тульская и Рязанская области (77 районов).
  9. ↑ Имеются такие доводы: «Дорога существовала в 1920-е — 30-е годы для вывозки торфа. Использовался труд заключённых. По воспоминаниям местных жителей, имела продолжение вплоть до ст. Поварово. Насыпь впоследствии была частично использована для строительства одного из вариантов „Большого кольца“, затем тоже разобранного». (Торфовозная УЖД, неэлектрифицированная, максимальная длина 10 км, разобрана).
  10. ↑ Постановление Губернатора МО от 16.12.2001 № 372-ПГ
  11. ↑ http://sp-ivanovskoe.ru/
  12. ↑ Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица № 02c. Численность населения и преобладающая национальность по каждому сельскому населенному пункту. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004
  13. ↑ Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области на 1 января 2006 года (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 4 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.
  14. ↑ Улицы посёлка ОППХ Манихино. Почтовые индексы населённых пунктов России. Проверено 13 февраля 2009. Архивировано 26 марта 2012 года.
  15. ↑ В настоящий момент ближайшее учреждение здравоохранения находится в городе Дедовске, а также в городе Истре.
  16. ↑ Информация об объекте почтовой связи 143540. ИВЦ ОАСУ РПО. Проверено 13 февраля 2009. Архивировано 26 марта 2012 года.
  17. ↑ Голубчиков, Юрий Николаевич (рус.) // Википедия. — 2017-11-24.

Ссылки

Картографическая информация

Маршруты походов

Горнолыжные склоны (немного восточнее посёлка)

Фотографии, информация

Коттеджный посёлок (немного западнее основного посёлка)

wiki.sc