Метро площадь ногина – Китай-город (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта

Содержание

Площадь Ногина Википедия

«Китай-город»

Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен

Западный зал (южное направление)

Восточный зал (северное направление)
Район Басманный, Тверской, Таганский
Округ ЦАО
Дата открытия 3 января 1971 года
Прежние названия Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 29
Количество платформ 2
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Архитекторы А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторы Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицам Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станции Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Китай-город» на Викискладе

wikiredia.ru

Китай-город (станция метро) — это… Что такое Китай-город (станция метро)?

Координаты: 55°45′20″ с. ш. 37°37′57″ в. д. / 55.755556° с. ш. 37.6325° в. д. (G) (O) (Я)55.755556, 37.6325

«Китай-город»

Калужско-Рижская линия

Таганско-Краснопресненская линия

Московский метрополитен

Восточный зал (северное направление)

Дата открытия:

3 января 1971 года

Прежние названия:

Площадь Ногина

Тип:

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

29

Количество платформ:

2

Тип платформ:

островные

Форма платформ:

прямые

Архитекторы:

А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2]

Инженеры-конструкторы:

Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов

Выход к улицам:

Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик

Наземный транспорт:

А К, 12ц, 158; Тб 2, 12, 25, 33, 45, 63

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Код станции:

096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия)

«Китай-город» на Викискладе

dic.academic.ru

Какие станции московского метро были переименованы и почему? | Справка | Вопрос-Ответ

Последнее обновление — 8 июля 2014 года.

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». В свое время станция получила свое наименование по улице Подбельского, на которой расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улица Подбельского была переименована в Ивантеевскую. Новое название «Бульвар Рокоссовского» присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.

В Москве существует более десятка станций, имена которых больше не соответствуют топонимике на поверхности. АиФ.ru рассказывает, какие станции уже меняли свои названия и что послужило этому причиной.

«Бульвар Рокоссовского» — «Улица Подбельского»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция «Улица Подбельского» получила своё название в 1990 году, когда была открыта. В тот период на поверхности была одноимённая улица, которая в 1994 году была переименована в Ивантеевскую, от подмосковного посёлка Ивантеевка, расположенного на северо-востоке от столицы. Вадим Подбельский, чьё имя носит в данный момент станция, был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почты и телеграфа Москвы и РСФСР.

Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны, маршала Константина Рокоссовского.

«Битцевский парк» — «Новоясеневская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта 17 января 1990 года. До 3 июня 2008 года станция носила название «Битцевский парк». Название станции связано с расположенным в непосредственной близости от неё природно-историческим парком «Битцевский лес». Сам лес назван по реке Битца, которая берет начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности вблизи пересечения МКАД и Профсоюзной улицы.

В 2008 году станция «Битцевский парк» была переименована в «Новоясеневскую» с целью передачи старого названия строящейся станции Бутовской линии. Новое название станция получила по названию района Ясенево, в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса.

Район получил свое название от бывшего села Ясенево, известного в 13 веке, как великокняжеское, а затем — царская вотчина.

В 1960 году территория села вошла в состав города Москвы. С конца 1970-х является районом жилищного строительства.

«Завод имени Сталина» — «Автозаводская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 1 января 1943 года. До 5 июля 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ). После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва название станции также было изменено на «Автозаводскую» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

«Улица Коминтерна» — «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад» 

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена «Александровский сад» получила своё название из-за расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, ко вхожу в который ведёт переход от станции. До 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Опоздать на 5 секунд и прослыть улиткой. Машинист о работе метрополитена. Читайте подробнее >>

«Горьковская» — «Тверская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 20 июля 1979 года. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская», по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».

«Охотный Ряд» — «Имени Кагановича» — «Охотный ряд» — «Проспект Маркса» — «Охотный ряд»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

За время существования станции «Охотный ряд» её переименовывали 4 раза. Сначала она, как и сейчас, называлась «Охотным рядом» — название было дано по одному из московских торговых рядов (ХVII в), в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

25 ноября 1955 года, когда весь метрополитен, носивший до этого имя Лазаря Кагановича, лишили этого имени, дав ему имя Ленина, имя Кагановича присвоили станции «Охотный ряд», и она стала называться станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда станцию переименовали в «Проспект Маркса». А 5 ноября 1990 года станцию вновь переименовали в «Охотный ряд».

Метро городов мира в цифрах и фактах. Читайте подробнее >>

«Кировская» — «Чистые пруды»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 15 мая 1935 года и носила название «Кировская». Станцию переименовали 5 ноября 1990 года, после того как сменилось название находившейся здесь улицы Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886–1934). Новое название станции было дано по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

«Красные ворота» — «Лермонтовская» — «Красные ворота»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станцию «Красные ворота» в 1935 году назвали в честь Красных ворот, а в 1962 году её переименовали в «Лермонтовскую» — недалеко от вестибюля станции раньше находился дом, где родился великий русский поэт. На заре перестройки, в 1986 году, станции вернули прежнее название «Красные ворота».

«Мир» — «Щербаковская» — «Алексеевская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Была открыта 1 мая 1958 года под названием «Мир». 26 октября 1966 года её переименовали в «Щербаковскую» в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени Александра Щербакова. 5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Такое название станция получила в честь села Алексеевского, принадлежавшего князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. История села Алексеевского восходит к концу XIV века. В начале XX века село Алексеевское вошло в черту Москвы, в конце 20-х – начале 30-х годов здесь были сооружены Алексеевский студенческий городок и первые многоэтажные жилые дома. С 1950-х гг. в районе началась массовая жилая застройка.

«Дзержинская» — «Лубянка»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция метро была открыта 15 мая 1935 года. До ноября 1990 года она называлась «Дзержинская». Название станции прямо указывало на её месторасположение: площадь, на которой она находится, в то время именовалась площадью Дзержинского, в честь Феликса Дзержинского — советского деятеля, основателя ВЧК. В 1990 году площади вернули её историческое название — Лубянская, а станцию метро переименовали в «Лубянка». Название «Лубянка» является перенесённым топонимом. Впервые оно упомянуто в летописи 1480 года, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте.

Что придумано для удобства пассажиров в метрополитенах мира? Читайте подробнее >>

​«Колхозная» — «Сухаревская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat  

Станция была открыта 5 января 1972 года. Изначально она называлась «Колхозная», в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства. 5 ноября 1990 станцию переименовали в «Сухаревскую» вместе с переименованием близлежащей Колхозной площади в Большую и Малую Сухаревские площади. Новое название станция получила в честь Сухаревской башни, которая была построена в 1692–1695 годах по инициативе Петра I. Своё название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

«Ждановская» — «Выхино»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat  

Станция была открыта 31 декабря 1966 года. Современное название дано по московскому району Выхино, на территории которого расположена станция. Первоначальное название станции — «Ждановская» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова. Его имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.

«Ленино» — «Царицыно»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat  

До переименования 5 ноября 1990 года станция «Царицыно» носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно». Станция была открыта 30 декабря 1984 года.

«Площадь Свердлова» — «Театральная»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 11 сентября 1938 года и носила название «Площадь Свердлова», в честь одноимённой площади. Площадь была названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название — Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры), а станцию метро также переименовали в «Театральную».

Ход кротом: как изменится московское метро в ближайшие семь лет. Читайте в материале «АиФ» >>

«Площадь Ногина» — «Китай-город»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

До 5 ноября 1990 года станция называлась «Площадь Ногина», в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина. Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. При этом площадь Ногина (до 1924 года — Варварская площадь), на которой была расположена станция, переименовали в Славянскую площадь, где установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

«Сталинская» — «Семёновская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта станция была 8 января 1944 года. В 1961 году получила название «Семёновская», по расположенной над ней Семёновской площади, первоначально станция носила названия «Сталинская», поскольку была расположена в Сталинском районе Москвы. Расположенная рядом Семёновская площадь названа в честь созданной царём Петром I Семёновской солдатской слободы, где располагался Семёновский полк — один из первых гвардейских полков в России.

«Дворец советов» — «Кропоткинская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Построенная в 1935 году станция носила название «Дворец советов» в честь восьмой высотки Москвы, которую так и не удалось построить на месте снесённого храма Христа Спасителя. В 1957 году её переименовали в честь философа-анархиста, князя Петра Алексеевича Кропоткина, родившегося в этом районе столицы. В 1991–1992 годах предлагалось переименовать станцию в «Пречистенку», в середине 1990-х годах — в «Храм Христа Спасителя», в 2008 году — в «Патриаршую».

«Измайловский парк» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» — «Партизанская» 

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станцию открыли 18 января 1944 года. Тогда она носила название «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». 20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк», а 3 мая 2005 года она стала называться «Партизанской». Такое название станция получила, поскольку на ней находятся статуи и барельефы на партизанскую тему времён Великой Отечественной войны, а в Измайловском парке культуры и отдыха проходят встречи ветеранов партизанского движения.

7 самых красивых станций метро в мире. Пройдите фото-тест >>

www.aif.ru

Китай-город (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°45′20″ с. ш. 37°37′57″ в. д. / 55.75556° с. ш. 37.63250° в. д. / 55.75556; 37.63250 (G) (O) (Я)

«Китай-город»

Московский метрополитен

Западный зал (южное направление), 2015 год

Дата открытия:

3 января 1971 года

Прежние названия:

Площадь Ногина

Район:

Басманный, Тверской, Таганский

Округ:

ЦАО

Тип:

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

29

Количество платформ:

2

Тип платформ:

островные

Форма платформ:

прямые

Архитекторы:

А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2]

Инженеры-конструкторы:

Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов

Выход к улицам:

Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик

Наземный транспорт:

А К, 12ц, 25, 158, Н5, Т25; Тб 12, 16, 33, 45, 63

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Код станции:

096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт

«Китай-город» на Викискладе

«Кита́й-го́род» — станция Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена, кроссплатформенный пересадочный узел. Расположена под Ильинским сквером между станциями «Третьяковская» и «Тургеневская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[3].

Путевое развитие

История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[4].

В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[4]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[5]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[6].

Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[6]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[7]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[7].

Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[6]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.

5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция[2]. При этом площади Ногина (до 1924 года — Варварская площадь) присвоили новое название — Славянская площадь.

Архитектура и оформление[править]

Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[8]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[1]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Д. Я. Бодниеку.

«Китай-город» является первой в Московском метро кроссплатформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[8]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на четырёх станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы» и «Кунцевская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).

Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[9]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[2]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[9].

Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[9].

«Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[10].

  • Восточный зал станции. 3 августа 2008 года.

  • Указатели в зале станции южного направления. 2 ноября 2015 года.

  • Kitay-gorod Sickle&Hammer Medalion.png

    Медальон на путевой стене западного зала, изображающий серп и молот. 9 января 2015 года.

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 096[1] и 117[2].
  • Пикет ПК01+13[11].
  • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[12]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[13].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[14].
  • Таблицы времени прохождения первого поезда через станцию[15]:

Станция метро «Китай-город» расположена между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.

Наземный общественный транспорт[править]

Станция имеет выход к четырём остановкам общественного транспорта[16]:

  • Остановка Ильинские ворота троллейбуса № 45 (недалеко от северного вестибюля).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158и Т25 и троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158 и «К», троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля, у церкви).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобуса № 12ц и троллейбусов № 2, 12 и 33 (находится на Китайгородском проезде, у одноимённой стены).

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[17][18]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № К (кольцевой) «Театральная», «Площадь Революции», «Александровский сад» Театральная площадь Улица Балчуг
авт. № 12ц «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Ледовый дворец Ст. метро «Китай-город»
авт. № 158 «Павелецкая», «Лубянка» Третий Павелецкий проезд Лубянская площадь
тр. № 2 «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост» Фили Ст. метро «Китай-город»
тр. № 12 «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Больница МПС Ст. метро «Китай-город»
авт. № Т25 «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» Проспект Будённого Лубянская площадь
тр. № 33 «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Кропоткинская», «Боровицкая» Улица Кравченко Ст. метро «Китай-город»
тр. № 45 «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» Проспект Будённого Четвёртая Кабельная улица
тр. № 63 «Рязанский проспект», «Марксистская», «Таганская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» 138-й квартал Выхина Лубянская площадь

Достопримечательности[править]

В непосредственной близости к северному выходу «Китай-города» находятся Политехнический музей и памятник героям Плевны.

Недалеко от станций есть задел под станцию «Хмельницкая» (случайное спрямление, требующее корректировки путей Арбатско-Покровской линии)[4]. Ранее планировались в отдалённой перспективе сооружение этой станции и соединение её переходами с «Китай-городом»[19]. В ближайшее время строительство новой станции не планируется.

Станция «Китай-город» в культуре[править]

  • На станции «Китай-город» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, на станции жили банды, занимающиеся организованной преступностью[20].
  • Станция фигурировала в фантастическом рассказе Владимира Васильева «Скромный гений подземки», изданном в сборнике «Мифы Мегаполиса». В этом рассказе упоминается, что переход со станции «Китай-город» на станцию «Маросейка» («Хмельницкая») был устроен через тупиковый торец северного аванзала, где сейчас стоит бюст Ногина[21].
  • Станция являлась популярным местом, где назначали встречу «на Ноге у Головы», что означало — на станции метро «Площадь Ногина» возле памятника Ногину, который был выполнен в виде бюста.
  1. 1,01,11,2 Китай-город. Калужско-Рижская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  2. 2,02,12,22,3 Китай-город. Таганско-Краснопресненская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  3. ↑ Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6.1% до 176.342 млн.. AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 21 мая 2012.
  4. 4,04,14,2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  5. Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  6. 6,06,16,2 Лисов И. От Генплана 1971 года до наших дней. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  7. 7,07,1 Калужско-Рижская линия. metro.molot.ru. Проверено 29 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  8. 8,08,1 Наумов, 2010, с. 315
  9. 9,09,19,2 Наумов, 2010, с. 316
  10. ↑ Наумов, 2010, с. 317
  11. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2012. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  12. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  13. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 26 апреля 2012 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  14. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  15. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  16. ↑ Метро «Китай-город» на Яндекс-картах. Яндекс. Проверено 30 мая 2012.
  17. ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  18. ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  19. ↑ В Москве будет возведена станция метро ‘Хмельницкая’. vsesmi.ru. Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  20. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  21. Васильев В. Н. Скромный гений подземки // Мифы Мегаполиса. — М.: АСТ, 2007. — С. 100—126. — 448 с.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

wp.wiki-wiki.ru

Площадь Ногина (станция метро) Википедия

«Китай-город»

Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен

Западный зал (южное направление)

Восточный зал (северное направление)
Район Басманный, Тверской, Таганский
Округ ЦАО
Дата открытия 3 января 1971 года
Прежние названия Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 29
Количество платформ 2
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Архитекторы А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторы Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицам Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станции Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Китай-город» на Викискладе

wikiredia.ru

Почему Китай-город так называется? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Когда в Москву приезжают люди из других городов, многие из них, услышав о районе Китай-город, интересуются, живут ли там китайцы. Полагая, наверное, что место с таким названием обязательно должно являться чем-то вроде местного чайна-тауна. В ответ на это столичные жители обычно улыбаются и говорят, что китайцы там компактно никогда не селились, а район этот назвали так по какой-то другой причине. Впрочем, объяснить, почему так произошло, могут далеко не все.

Согласно наиболее распространенной версии, название района происходит от восточнославянского слова «кита», которое означает «плетень». Дело в том, что некоторая часть этого района была защищена от захватчиков с помощью особой земляной стены. Она была воздвигнута по принципу плетня — переплетенные жерди ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся землей, глиной, крупным щебнем, камнями.

Китай-город на плане (1638) Маттеуса Мериана выделен жёлтым цветом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1535 году Елена Глинская (мать Ивана Грозного) приказала воздвигнуть вокруг Большого Посада более современные укрепления для защиты от нашествия татар и литовцев. Под руководством итальянского инженера Петрока Малого они были построены всего за три года. Стена, которую по-прежнему называли Китайгородской, состояла из красного кирпича. Ее длина составляла 2,5 км, толщина — 6 м, высота — 6,5 м.

От дуба к кирпичу: как менялся московский Кремль? Инфографика>>

Что стало с китайгородской стеной?

Стена простояла без малого 400 лет, разобрали ее лишь в 1932-1935 годах. Это было связано с тем, что эти укрепления сильно обветшали и совершенно не вписывались в концепцию новых властей по развитию столицы. Кроме того, в НКВД считали, что Китайгородская стена могла «послужить оплоту внутреннего сопротивления или терроризма».

На сегодня уцелели лишь два участка стены — от площади Революции за гостиницей «Метрополь» и от Варварской площади до набережной.

Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части. Фото: Commons.wikimedia.org

Как раньше называлась станция метро Китай-город?

До 5 ноября 1990 года эта станция метрополитена называлась «Площадь Ногина» — в честь советского политического деятеля Виктора Ногина (1878-1924). Ногин был профессиональным революционером. В биографии его нет ничего необычного, он так же, как и другие его товарищи по партии, некоторое время жил в эмиграции в Лондоне, томился в ссылке в Сибири, вел пораженческую агитацию и т.д. В историю Ногин вошел главным образом благодаря тому, что во время событий октября 1917 года именно он руководил московским Военно-революционным комитетом. Благодаря его активным действиям город удалось сравнительно оперативно зачистить от контрреволюционных элементов.

Полицейская карточка Виктора Ногина. Октябрь 1907 года. Фото: Commons.wikimedia.org

www.aif.ru

Китай-город (станция метро) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к поиску
«Китай-город»

Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен

Западный зал (южное направление)

Восточный зал (северное направление)
Район Басманный, Тверской, Таганский
Округ ЦАО
Дата открытия 3 января 1971 года
Прежние названия Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 29
Количество платформ 2
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Архитекторы А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторы Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицам Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станции Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Китай-город» на Викискладе

wiki2.red