Нижегородский вокзал в москве – Нижегородский вокзал и окрестности — АЛЕКСЕЙ

Нижегородский вокзал — Howling Pixel

Мелкий текст

Нижегородский вокзал, второй в Москве, был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом, было неказистым. Единственная известная его фотография — это случайно сделанный снимок 1955—1956 годов (см. ниже).

Газета «Московские ведомости» писала 29 июня 1861 года: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».[1]Е. А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».

[2]

Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина и отправилась в роковую свою поездку до Обираловки (нынешний Железнодорожный), где и бросилась под поезд[3].

С 1866 года обслуживал также и южное (впоследствии Курское) направление. Таким образом, с момента появления Курского направления Курское и Нижегородское всегда делили общий пассажирский вокзал.

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить со строящимся Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года[4] отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе

[1].

Современное состояние

Во время строительства 4 пути на перегоне Карачарово — Железнодорожная на станции Карачарово сооружается 6 путей (с заделом для возможного строительства ещё двух путей ВСМ в будущем), где будет иметь ТПУ «Рязанская» и пересадку на станцию метро Нижегородская улица.

Примечания

  1. 1 2 Гудок.ру Невидимые вокзалы Москвы
  2. ↑ Е. А. Салиас. Волга; путевой очерк. Собрание сочинений, т. II. С. 319
  3. Толстой Л.Н. Л.Н. Толстой. Анна Каренина. (Конец главы XXX части седьмой.). rvb.ru. Дата обращения 6 марта 2018.
  4. ↑ История Курского вокзала Архивная копия от 20 мая 2008 на Wayback Machine на сайте Московской железной дороги.

Ссылки

Алексеевская соединительная линия

Алексе́евская соедини́тельная ли́ния — железнодорожная соединительная ветка Московского железнодорожного узла, соединяющая некоторые радиальные направления этого узла и используемая для транзитного движения поездов с одного на другое.

Проходит по Центральному, Северо-Восточному, границе между Центральным и Северным административными округами Москвы. Относится к Московской железной дороге (Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы, граница по бывшему Алексеевскому посту, находящемуся ныне в границах станции Москва-Рижская).

Включает:

двухпутную электрифицированную линию длиной 11 км с автоматической блокировкой от Белорусского вокзала (станция Москва-Пасс.-Смоленская) до Курского вокзала (станция Москва-Пасс.-Курская) (в противоположную сторону от основного Белорусского / Курского направления) с четырьмя промежуточными остановочными пунктами электропоездов, включая одну внеклассную станцию (условно с запада на восток):

платформу Савёловская (подземный переход на основные платформы станции Москва-Бутырская у Савёловского вокзала и на станцию метро «Савёловская»)

платформу Москва-Станколит (неофициально — Станколит)

станцию Москва-Каланчёвская. В границах станции находятся:

платформа Ржевская (пешеходный переход к Рижскому вокзалу и к станции метро «Рижская»)

Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «ФПК» («Правительственный вокзал»).

платформа Каланчёвская (пешеходный переход на три вокзала и станцию метро «Комсомольская»)

ответвление на Савёловское направление при движении с запада от Белорусского вокзала через платформы Савёловского вокзала

ответвление на Рижское направление при движении с востока от Ржевской, минуя платформы Рижского вокзала (но не станцию Москва-Рижская)

ответвление на Ленинградское направление (главный ход ОЖД) при движении с востока от Ржевской, минуя Ленинградский вокзал (станцию Москва-Пасс.)При этом участок линии между платформами Москва-Станколит и Ржевская (не включая их) находится в границах станции Москва-Рижская, в том числе развязка с Рижским направлением и бывший пост Алексеевский, а также два передаточных стрелочных съезда к станции Москва-Товарная главного хода Октябрьской железной дороги. Участок с ответвлением на Савёловское направление находится в границах станции Москва-Бутырская, в том числе один путь у платформы Савёловская.

По ветви есть пригородное пассажирское движение на/с направлений:

Смоленское (Белорусское) (с/до станций Савёловского или Курского направления)

Рижское (только с/до Ржевской, Каланчёвской и станций Курского направления)

Курское (кроме Савёловского вокзала)

Савёловское (только с/до станций Белорусского направления)

Горьковское (только один экспресс в день до Каланчёвской, более частое сообщение ограничено количеством путей с Горьковского направления на транзитные платформы Курского вокзала).Кроме продления следования электропоездов далее основных вокзалов до Каланчёвской или других вокзалов, ветвь позволяет соединять попарно направления разных вокзалов, и эта возможность интенсивно используется для транзитного пассажирского сообщения электропоездами:

Смоленское — Савёловское направления

Смоленское — Курское направления

Курское — Рижское направления (минуя платформы Рижского вокзала)Также поездами дальнего следования используются съезды на ОЖД, савёловское и тульское направление:

Ленинградское — Курское направления (для поездов, следующих из Санкт-Петербурга или Мурманска в направлении Кавказа или Крыма)

Ленинградское — Горьковское направление (использовалось «Сапсанами» маршрута Санкт-Петербург — Нижний Новгород в 2010—2011 годах и с 2018 года)

Смоленское-Курское направление (поезд 109С Москва-Анапа, следующий с пригородной платформы Белорусского вокзала).В связи с тем, что моторвагонное депо ТЧ-18 им. Ильича, обслуживавшее ранее Смоленское направление, закрыто, и все электропоезда переданы в депо ТЧПРИГ-14 Лобня, Алексеевская соединительная линия обеспечивает возможность перемещения поездов из депо ТЧПРИГ-14 Лобня Савёловского и ТЧПРИГ-3 Перерва Курского направлений для работы на Смоленском направлении.

Учитывая все возможные пересадки с охваченных линией вокзалов и остановочных пунктов, не охваченными данной пересадочной системой остаются только Киевское и Павелецкое направления (вокзалы являются тупиковыми, находятся на юго-западе / юге, в то время как данная линия проходит севернее). При этом Павелецкое направление связано с Курским через соединительную ветку Царицыно — Бирюлево на юге Москвы, по которой есть движение поездов дальнего следования, но нет пригородного (в середине 2000-х ходил Аэроэкспресс с Белорусского вокзала в аэропорт Домодедово).

Арнольд, Максимилиан Юрьевич

Максимилиа́н Юрьевич (Георгиевич) Арно́льд (1838 — декабрь 1897) — русский архитектор, техник-строитель, профессор архитектуры.

Железнодорожные вокзалы Москвы

В Москве имеется девять действующих железнодорожных вокзалов. Они входят в Московскую и Северо-Западную региональные дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «Российские железные дороги». Ранее (до 1896 года) также существовал Нижегородский вокзал, в начале XX века рассматривалась возможность создания Центрального вокзала.

Курский вокзал

Ку́рский вокзал (первое время после объединения с Нижегородским вокзалом назывался Курско-Нижегородский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Курская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Находится по адресу ул. Земляной вал, д. 29.

Москва-Товарная (значения)

Москва-Товарная — часть названия нескольких грузовых железнодорожных станций в Москве:

Москва-Товарная (неофиц. Москва-Товарная-Октябрьская) — станция Октябрьской железной дороги на Ленинградском направлении

Москва-Товарная-Курская — станция Московской железной дороги на Курском направлении

Москва-Товарная-Павелецкая — станция Московской железной дороги на Павелецком направлении

Москва-Товарная-Рязанская — станция Московской железной дороги на Казанском/Рязанском направлении

Москва-Товарная-Смоленская — станция Московской железной дороги на Смоленском направленииМосква-Товарная-Балтийская — бывшая станция, ныне часть станции Москва-Рижская

Москва-Товарная-Бутырская — бывшая станция, ныне часть станции Москва-Бутырская

Москва-Товарная-Горьковская — бывшая станция, на которой находился Нижегородский вокзал

Москва-Товарная-Киевская — бывшая станция, ныне товарный парк станции Москва-Пасс.-Киевская

Москва-Товарная-Ржевская — бывшая станция, ныне часть станции Москва-Рижская

Москва-Товарная-Ярославская — бывшая станция Московской железной дороги, ныне Ярославский парк станции Лосиноостровская

Московский вокзал (Нижний Новгород)

Вокзал Нижний Новгород (до 2010 года Московский вокзал) — пассажирский терминал станции Нижний Новгород-Московский (до 2010 года Горький-Московский) — главный вокзал Нижнего Новгорода. Расположен по адресу: площадь Революции, д. 2. Входит в Горьковскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов. Расположен на 442 км главного хода Горьковской железной дороги. По объёму выполняемой работы отнесён к 1-му классу, по характеру выполняемой работы является грузовым. Открыт 2 августа 1862 года.

Московско-Курская железная дорога

Московско-Ку́рская желе́зная доро́га — казённая железная дорога в России, существовавшая в период с 1866 по 1918 годы.

Октябрьское вооружённое восстание в Москве (1917)

Октя́брьское вооружённое восста́ние в Москве́ — вооружённое выступление большевиков в Москве, проходившее с 25 октября (7 ноября) по 2 (15) ноября 1917 год во время Октябрьской социалистической революции. Именно в Москве в ходе октябрьского восстания развернулись наиболее длительные и упорные бои. Некоторые историки оценивают московские бои как начало Гражданской войны в России.

Орлов, Николай Иванович (архитектор)

Николай Иванович Орлов (1860—1918) — русский архитектор.

Площадь Курского Вокзала

Пло́щадь Ку́рского Вокза́ла — площадь в центре Москвы в Басманном районе с внешней стороны Садового кольца, прилегает к улице Земляной Вал. Здесь расположен Курский вокзал и станции метро «Курская» и «Чкаловская».

Серп и Молот (завод, Москва)

Московский орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени металлургический завод «Серп и Молот» — один из старейших и крупнейших заводов на территории Центральной России. Основан в 1883 году. Прекратил деятельность в 2011 году.

Таганский район

Тага́нский район — район Центрального административного округа Москвы. Расположен к востоку и юго-востоку от исторического центра города — Зарядья и Китай-города, по левому (северному) берегу реки Москвы. Району соответствует внутригородское муниципальное образование муниципальный округ Таганский.

Территория района, заселявшаяся с запада на восток, начиная с рубежа XIV—XV веков, включает основанное в XIII веке Крутицкое подворье. В XVII веке в районе сложилась система слобод ремесленников и хлебопашцев, а во второй половине XVIII возник центр старообрядчества — Рогожская слобода.

Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой, располагавшейся на месте современных Радищевских улиц близ Таганской площади. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы — треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы.

Хохловка (юго-восток Москвы)

Хохло́вка — бывшая деревня, известная с 1686 года, располагавшаяся к юго-востоку от Москвы, являлась пригородом. Примерно в конце XIX века начале XX века была включена в состав Москвы при её расширении и сейчас входит во внутригородское муниципальное образование Нижегородский. Находилась вдоль железнодорожных путей Горьковского направления МЖД рядом с Нижегородским вокзалом (вторым по времени строительства в Москве), а также между селом Карачарово и Рогожской слободой (центром московского старообрядчества). Сейчас на её месте находятся такие улицы как: Верхняя Хохловка, Нижняя Хохловка, Новохохловская, часть Нижегородской улицы и другие.

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Нижегородский вокзал — Википедия. Что такое Нижегородский вокзал

Нижегородский вокзал, второй в Москве, был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом, было неказистым. Единственная известная его фотография — это случайно сделанный снимок 1955—1956 годов (см. ниже).

Газета «Московские ведомости» писала 29 июня 1861 года: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».[1]Е. А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».[2]

Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина и отправилась в роковую свою поездку до Обираловки (нынешний Железнодорожный), где и бросилась под поезд[3].

С 1866 года обслуживал также и южное (впоследствии Курское) направление. Таким образом, с момента появления Курского направления Курское и Нижегородское всегда делили общий пассажирский вокзал.

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить со строящимся Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года[4] отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе[1].

До 1876 года, пути, идущие с вокзала, имели также существенно иное месторасположение в сегодняшних границах Москвы, проходя примерно где сейчас проходит Перовская улица http://retromap.ru/m.html#r=081876&z=12&y=55.738418&x=37.778549[нет в источнике].

Современное состояние

Во время строительство 4 пути на перегоне Карачарово — Железнодорожная на станции Карачарово сооружается 8 путей, где будет иметь ТПУ «Рязанская» и пересадку на станцию метро Нижегородская улица.

Нижегородский вокзал

Чертёж вокзала  

Нижегородский вокзал. Фрагмент Плана города Москвы изданного Картографическим заведением Ильина (1890 год).  

Нижегородский вокзал, фото 1955—1956 гг. из архива О. Дроздовой.  

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Нижегородский вокзал

28.01.2019

Ещё одна краеведческая статья (после статьи о Дангауэровке) у меня уже была написана (скомпилирована из разных источников) очень давно ещё для ЖЖ-блога, а на сайт перенести всё как-то руки не доходили. Но произошло то, что произошло, поэтому решил всё выложить побыстрее.

Про политиков и политику я стараюсь всуе не писать и вообще эту тему не поднимать (кроме  совсем уж одиозных случаев, типа очередных «как бы выборов» или какого-нибудь ЧП), но недавно оккупационное правительство покусилось на мой родной район, который на самом деле и так уже давно уничтожен унылыми человейниками а-ля П44, разрезан многополосными шоссе и утыкан т.н. «магазинами шаговой доступности». Остались отдельные зелёные пятачки некогда тихого и спокойного района – и одним из таких пятачков является сквер, находящийся рядом с моим старым домом (снесённым) и чудом сохранившийся до наших дней. Более того, лет 8-10 назад его неплохо отреставрировали, посадили кусты, цветы, деревья и даже поставили старую ограду, ровно ту, которая стояла ещё до войны. Но в середине января ездил навестить родителей, и вот, очередной «подарок» – крошечный скверик, последнее тёплое воспоминание о детстве – и тот хотят уничтожить своими загребущими руками…

Понимаю, что от подобных петиций толку нет, тем более, что от людей в современной России ничего не зависит, раз уж эти уроды решили строить, то будут строить в любом случае, но тем не менее: подписать петицию на change.org


Новости за май 2019 года.

Кажется, сквер удалось отстоять.


Так при чём тут железная дорога и что такое Нижегородский вокзал?

Я 2/3 своей жизни прожил в Таганском районе и только в зрелом возрасте, начав интересоваться историей, обнаружил, что на месте квартала, где я жил, раньше был крупный Нижегородский вокзал. Далее инфа из Вики.

Нижегородский вокзал – второй в Москве (после Ленинградского), был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом было неказистым; его изображения, по-видимому, не сохранились. Газета «Московские ведомости» от 29 июня 1861 года писала: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казённой Николаевской дороге». Е. А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить с новым Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе.

 

Вокзал упоминается у Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина»:

«Да, надо ехать на станцию железной дороги, а если нет, то поехать туда и уличить его». Анна посмотрела в газетах расписание поездов. Вечером отходит в восемь часов две минуты. «Да, я поспею». Она велела заложить других лошадей и занялась укладкой в дорожную сумку необходимых на несколько дней вещей. Она знала, что не вернётся более сюда. Она смутно решила себе в числе тех планов, которые приходили ей в голову, и то, что после того, что произойдёт там на станции или в именье графини, она поедет по Нижегородской дороге до первого города и останется там.

<…> И ясность, с которою она видела теперь свою и всех людей жизнь, радовала ее. «Так и я, и Пётр, и кучер Фёдор, и этот купец, и все те люди, которые живут там по Волге, куда приглашают эти объявления, и везде, и всегда», – думала она, когда уже подъехала к низкому строению Нижегородской станции и к ней навстречу выбежали артельщики.

– Прикажете до Обираловки? – сказал Пётр.

Она совсем забыла, куда и зачем она ехала, и только с большим усилием могла понять вопрос.

– Да, – сказала она ему, подавая кошелёк с деньгами, и, взяв в руку маленький красный мешочек, вышла из коляски»

 

Подробнее про вокзал и окрестности можно узнать в блоге у Алексея Дедушкина, который собрал крупицы информации и фотографии в отдельный пост. Копипастить сюда не вижу смысла, выложу только несколько фотографий с пояснениями.

Возможно, это единственный снимок Нижегородского вокзала  (1955-1956 гг).

 

Нивелирный план (1888 год).

 

Кадр немецкой аэрофотосъёмки 1942 г. Красным овалом обозначено конторское здание товарной станции Москва-Рогожская (бывш. Нижегородского вокзала).

 

Немецкая аэрофотосъёмка, в отдельном слое – современные улицы. Показан тот самый сквер.

 

А вот и он – сквер, ещё со старой оградой (фото начала 50-х годов).

«Вот и сквер в конце нечётной стороны Новорогожской улицы. Его окаймляет невысокая, но основательная решётка. Этот зелёный островок существует и поныне. Но никакой решётки нет. Наверное, средств у отцов города стало гораздо меньше, чем 60 лет назад. За сквером просматриваются домики, расположенные на Рабочей улице и в многочисленных Рабочих переулках. В одном из них (под № 8) я родился. А в скверике мама меня выгуливала. Тени на булыжной мостовой – от забора и от станционных сооружений. Возможно, свою тень (вероятно, дальнюю) отбросило и небольшое здание службы дистанции (дом № 44), сохранившееся до сих пор».

Около 10 лет назад старая ограда была восстановлена именно в таком виде как на фото – со звёздами. Дом №44 и сейчас стоит, только он теперь №16.

 

Любопытный факт из истории района (не вокзала). На третьей версте курской железной дороги в 1979 году народовольцами во главе с Софьей Перовской был совершено покушение на царя Александра II. Террористы сняли небольшой двухэтажный дом недалеко от железной дороги и около двух месяцев делали подкоп под железнодорожное полотно, чтобы заложить бомбу. Но взорвать удалось только поезд с вещами и свитой, сам царь ехал в другом составе.

Я хотел выяснить точное местоположение злосчастного дома, но не получилось – разные источники называют разные расстояния, но участок железной дороги примерно этот:

Если кто-то знает, где точно располагался тот дом – напишите мне.

 

Не могу не упомянуть об одном важном событии в жизни Нижегородского вокзала – о возможной эвакуации Сталина в Куйбышев (Самару) в 1941 году.

Это воспоминания местного жителя, которые я нашёл на каком-то форуме (дело было давно, ссылку на пост не сохранил).

Вообще мне повезло с районом. Мы жили на Абельмановской заставе. С одной стороны на неё выходило Рязанской шоссе (ныне Нижегородская ул.), а параллельно шло шоссе Энтузиастов. А между ними в то время были расположены запасные пути старой нижегородской дороги, там были паровозные депо, вагонные депо и т.д. Тупик этот заканчивался каких-то в 200 метрах от нашего дома. Когда я стал постарше, то мы пролезали на эти пути и собирали там большие уплотнительные кольца, которые потом катали с использованием проволочного крючка. Нас гоняла железнодорожная милиция, что только подзадоривало нас, видя, как неуклюже пролезают они под вагонами в своих длиннополых шинелях и шашкой на боку (такая у них форма была). И вот однажды женщины, которые там работали, сказали нам: «это сейчас вам шутки, попробовали бы вы так в 41, когда там поезд Сталина стоял». Запомнилось это мне надолго, но сути дела я так и не понимал – что за поезд Сталина. Узнал намного позже, а здесь речь завёл, опять же, в связи с фильмом (имеется в виду фильм «Москва. Осень. 1941», НТВ). Там было сказано, что на Казанском вокзале был подготовлен поезд для эвакуации Сталина. Опять же, если мыслить логически – Казанский вокзал самое оживлённое место, откуда постоянно отправлялись поезда на восток – на Урал, в Ташкент. Разумно ли ставить там секретный поезд для Сталина? Уже позже, читая роман П. Проскурина «Имя твоё» я вновь вспомнил об этом поезде. Именно Проскурин написал, что Сталин два часа ходил по платформе Рогожско-Симоновского тупика в раздумье, а потом возвратился в Москву. Так родился миф, который в фильме для пущей важности был помещён на Казанский вокзал. Конечно, это ложь, которую Проскурин пытался выдать за правду. На самом деле по инициативе Л. Берия, Г. Маленкова, Л. Кагановича спецпоезд для Сталина был приготовлен за Абельмановской заставой. В ожидании Сталина у спецпоезда дежурили сотрудники личной охраны Сталина П. Лозгачев, В. Туков, В. Круташев, Н. Кирилин, П. Шитоха, А. Белехов. Сталин к спецпоезду не приехал ни в октябре, ни в ноябре.

 

А это письмо непосредственного участника операции «эвакуация Сталина».

Рыбин А.Т. (Бывший военный комендант ГАБТа СССР, майор в отставке). Письмо в редакцию журнала «Коммунист» (август 1982 года)

В книгах М. Паджева «Через всю войну», П. Проскурина «Имя твоё» и других публикациях утверждается, что И. В. Сталин 19-го октября 1941 г. утром прибыл на железнодорожную платформу Рогожско-Симоновского тупика, где ходил у спецпоезда в течение двух часов, преодолевая в себе противоречия, ехать ему в Куйбышев или остаться в Москве. Писатели, использовав название Рогожско-Симоновского тупика, несколько оказались отдалёнными от истины. 16-го октября 1941 года автор от полковника Груздева получил приказ выделить вспомогательный наряд из состава сотрудников НКВД во главе со ст. лейтенантом П. Щепиловым и закрыть посты за Крестьянской заставой по Рабочей улице. Миновав заставу, мы поехали по Рабочей улице, где встретили несколько милицейских работников, регулирующих уличным движением, среди которых был мне знакомый по службе М. Коновалов. Перед нами раскинулось множество железнодорожных путей, идущих в тупик от основной ветки Курского вокзала. При этом эта обширная территория тупика тогда была огорожена глухим забором, который начинался от нынешней Новорогожской улицы, стоял по Нижегородской почти до Абельмановской заставы. Прежде на территорию тупика поступали под разгрузку железнодорожные составы с дровами и стройматериалами. Естественно, что там в 1941 году никаких железнодорожных платформ и в помине не было. Направляясь к спецпоезду, я на разветвлении от основной магистрали железной дороги встретил сотрудников транспортной милиции, преграждавших проход посторонним лицам в сторону тупика и спецпоезда. Приближаясь к спецпоезду, я с удивлением увидел известных мне с 1930 года сотрудников личной охраны И.В. Сталина: П.И. Лозгачева, К. Альтшулера, А. Белехева, Е. Жеребятьева, К. Ишметова, П. Шитоха, В. Круташева, В. Тукова. Но фашистские асы не дремали. Одиночные самолёты, преодолев заградительный огонь, прорвались в район тупика и сбросили две фугасные авиабомбы мелкого калибра, вели пулемётный обстрел территории тупика, под пулемётным обстрелом оказались сотрудники И. Хрусталев и С. Афонасьев, которые своевременно укрылись в цементной трубе крупного диаметра и таким образом остались целыми, хотя пули густо цокали по трубе. Водитель автомашины М. Гагач и др. пострадали от осколочных ранений разорвавшихся фугасок. Пробыв у спецпоезда несколько дней, не дождавшись приезда И.В. Сталина, сотрудники по приказу командования с постов снялись и возвратились в Кремль и на дачу. В этой связи нам хорошо известно, что И. Сталин в октябре 1941 года на Московские вокзалы не выезжал, а работал в Кремле и частично на ближней даче. Если говорить о выезде И. Сталина из столицы, то у него были куда более надёжные средства передвижения, ибо на аэродроме под охраной лейтенантов Ю. Королькова, А. Сусанина и др. находилось несколько спецсамолётов Ставки Верховного Главного Командования. Сейчас становится очевидным, что поднятая организационная шумиха вокруг спецпоезда – это не что иное, как хитроумная приманка, для кое-каких простачков, попавших впросак.

Вот что вспоминает бывший комендант дачи И.В. Сталина, Сергей Соловов: «В середине октября 1941 г. я уже кое-что с дачи перевёз в спецвагон. И. Сталин заметил мои хлопоты и спросил: «Что за перевозка?» Я ответил: «Готовимся, товарищ Сталин, к эвакуации в Куйбышев». Верховный на это сказал: «Никакой эвакуации, остаёмся на месте до победы»». Бывший личный сотрудник для поручений И. Сталина, М. Старостин говорит: «Помню, видимо, за нами И. Сталин заметил прокуйбышевское настроение и пригласил нас ночью к себе. Он сказал: «Из Москвы я не поеду, её надо защищать, и вы остаётесь со мной»». Начальник охраны генерал Н. Власик по инициативе начальства отправил личную библиотеку И. Сталина в Куйбышев. Верховный об этом узнал и заявил: «Этого делать не следовало. Из Москвы я не поеду».

Небезынтересно, как излагал финальную часть с приготовлением спецпоезда полковник Н. Кириллин: «16-го октября 1941 года я и генерал Н. Суслов направились своими глазами посмотреть приготовление спецпоезда для Верховного, по возвращении в Кремль не прошло и 30-40 мин., выходит из Совнаркома нарком путей сообщения Л. М. Каганович и на повышенной ноте подзывает Суслова. Тот подбежал. Л. Каганович, обращаясь к Суслову, возбуждённо сказал: «Сейчас мне Сталин дал нагоняй за организацию спецпоезда»».

Прошло с тех пор 40 лет, на месте территории железнодорожного тупика, где стоял спецпоезд, раскинулся жилой массив с озеленёнными дворами и улицами. Что касается Симоновского тупика, то таковой находился в большой отдалённости от Нижегородской ул., в радиусе железнодорожной станции Чухлинка и никакого отношения к тупику и спецпоезду не имел.

Так выглядит историческая действительность, которую опровергнуть невозможно.

 






www.etheroneph.com

www.etheroneph.com

Московский вокзал: табло вокзала. Отправление.

московское время
рейсрасписаниестатус
13:36, 23 июня

отправлен

13:54

отправлен

14:02

отправлен

14:12

ожидается

14:16

ожидается

14:23

ожидается

14:35

ожидается

14:45

ожидается

15:10

ожидается

15:20

ожидается

15:30

ожидается

15:30

ожидается

15:40

ожидается

15:50

ожидается

15:53

ожидается

16:10

ожидается

16:10

ожидается

16:25

ожидается

16:30

ожидается

16:32

ожидается

16:38

ожидается

17:03

ожидается

17:10

ожидается

17:10

ожидается

17:20

ожидается

17:30

ожидается

17:35

ожидается

17:35

ожидается

17:45

ожидается

17:55

ожидается

rasp.yandex.ru

Нижегородский вокзал — это… Что такое Нижегородский вокзал?

Координаты: 55°44′16.2″ с. ш. 37°41′19.1″ в. д. / 55.737833° с. ш. 37.688639° в. д. (G) (O) (Я)55.737833, 37.688639

Нижегородский вокзал, второй в Москве, был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом, было неказистым; его изображения, по-видимому, не сохранились. Газета «Московские ведомости» писала 29 июня 1861 года: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».[1]Е.А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».[2]

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить с новым Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года[3] отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе[1].

Примечания

dic.academic.ru

Нижегородский вокзал Википедия

Мелкий текст

Нижегородский вокзал, второй в Москве, был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом, было неказистым. Единственная известная его фотография — это случайно сделанный снимок 1955—1956 годов (см. ниже).

Газета «Московские ведомости» писала 29 июня 1861 года: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».[1]Е. А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».[2]

Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина и отправилась в роковую свою поездку до Обираловки (нынешний Железнодорожный), где и бросилась под поезд[3].

С 1866 года обслуживал также и южное (впоследствии Курское) направление. Таким образом, с момента появления Курского направления Курское и Нижегородское всегда делили общий пассажирский вокзал.

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить со строящимся Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года[4] отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе[1].

Современное состояние[ | ]

Во время строительства 4 пути на перегоне Карачарово — Железнодорожная на станции Карачарово сооружается 6 путей (с заделом для возможного строительства ещё двух путей ВСМ в будущем), где будет иметь ТПУ «Рязанская» и пересадку на станцию метро Нижегородская улица.

Нижегородский вокзал

Чертёж вокзала  

ru-wiki.ru

Нижегородский вокзал — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нижегородский вокзал, второй в Москве, был открыт в 1861 в начале сооружения железной дороги между Москвой и Нижним Новгородом. Располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Единственный из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Вследствие расположения вдали от центра города, положение вокзала было нестабильным, и долгие годы в документах вокзал именовался временным.

Одноэтажное деревянное здание вокзала, построенное архитектором М. Ю. Арнольдом, было неказистым. Единственная известная его фотография — это случайно сделанный снимок 1955—1956 годов (см. ниже).

Газета «Московские ведомости» писала 29 июня 1861 года: «Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».[1]Е. А. Салиас, отметив в своём путевом очерке, что нижегородская дорога «может служить образцом нашим дорогам», тут же оговаривается: «за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».[2]

Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина и отправилась в роковую свою поездку до Обираловки (нынешний Железнодорожный), где и бросилась под поезд[3].

С 1866 года обслуживал также и южное (впоследствии Курское) направление. Таким образом, с момента появления Курского направления Курское и Нижегородское всегда делили общий пассажирский вокзал.

После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и Нижегородский вокзал решено было объединить со строящимся Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).

С 14 июня 1896 года[4] отправление поездов в Нижний Новгород стало производиться из правого крыла Курского вокзала, а старая станция (в советское время известная как Москва-Товарная-Горьковская) стала использоваться для обслуживания грузовых перевозок. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе[1].

До 1876 года, пути, идущие с вокзала, имели также существенно иное месторасположение в сегодняшних границах Москвы, проходя примерно где сейчас проходит Перовская улица http://retromap.ru/m.html#r=081876&z=12&y=55.738418&x=37.778549[нет в источнике].

Современное состояние

Во время строительство 4 пути на перегоне Карачарово — Железнодорожная на станции Карачарово сооружается 8 путей, где будет иметь ТПУ «Рязанская» и пересадку на станцию метро Нижегородская улица.

Нижегородский вокзал

Чертёж вокзала  

Нижегородский вокзал. Фрагмент Плана города Москвы изданного Картографическим заведением Ильина (1890 год).  

Нижегородский вокзал, фото 1955—1956 гг. из архива О. Дроздовой.  

Примечания

Видео по теме

Ссылки

wiki2.red