Волжские суда и пароходы на старых фото, часть №1
Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плав. средства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.
Немного из истории судоходства на Волге:
Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х — начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.
В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.
Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» — «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Некоторые владельцы присваивали пароходам свои фамилии — «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». В Нижнем Новгороде были пароходы с названиями «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».
Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.
В 1918 году суда частных пароходств были национализированы. В советское время действовали разные государственные пароходства, долгое время использовались суда дореволюционной постройки. Многие пароходы были переименованы. В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.
01. Косовые на Волге
02. Переправа через Волгу, №35
03. Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре
04. Самара, вид на Волгу, №60
05. Затон в Самаре
06. Волга, пароход «Межень» №16 (год постройки — 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.
07. Волга, пароход «Межень»
08. Волга, пароход «Миссисипи»
09. Волжская №8 дноочистительная машина «Грязнуха»
10. Волга, у пристани общества «Кавказ и Меркурий»
11. Волга, пароход общества «Самолёт» «Князь Владимир святой»
12. Волга, группа пассажиров на пароходе
13. Волга, пассажирский пароход общества К и М («Кавказ и Меркурий») №30
14. Виды Волги, отход парохода
15. Волга, пароход «Пётр Великий», №5
16. Волга, буксирный пароход, №13
17.
18.
19. Волга, мимо Жигулей, №67
20. Волга, «в горах»
21. Баржи на Волге
22. Волга, пароход «Гончаров» общества «Самолёт»
23. Караван на Волге, №20
24. Волга, нагрузка баржей, №27
25. Самара, берег близ дачи Аннаева
26. Волга, пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Фельдмаршал Суворов»
27. Волга, пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Фельдмаршал Суворов», №62
28. Волга, пароход «Александр II», фотограф А.П. Васильев в Самаре
29. Волга, пароход «Геннадий Ратков Рожнов» общества «Самолёт»
30. Волга, пароход «Александр» общества «Русь»
31. Самара, пароход «Нижегородец», №66
32. Волга, пароход общества «Самолёт», №17
33. Волга, пароход «Пушкин», фотограф А.П. Васильев в Самаре
34. Пароход «Царевич»
35. Пароход «Император Николай II»
36. Волга, пароход общества К и М
37. Теплоход «Царьград», позже переименован в «Урицкий»
38. Волга, пароход «Цесаревич Николай», №2
39. Волга, пароход «Пётр Великий» №9
40. Буксирный пароход «Самара»
41. Волга, пароход «Дворянка»
42. Пароход «Парижская коммуна», а слева буксир «Беднота»
43. Пароход «Кремль»
44. Волга, буксир «Украинец» рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год
45. Пароход «Василий Лебедев-Кумач»
46. Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы
47. Волга, пароход «К.С. Станиславский», фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973)
48. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы
49. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы
50. Волга, пароходы «Павел Бажов» и «Вера Фигнер» у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы
Приглашаю всех в группу «История Поволжья и реки Волги» https://vk.com/volgahistory
Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
chronograph.livejournal.com
Волжские суда и пароходы на старых фото, часть №2 — ZAVODFOTO.RU
Волжские суда и пароходы на старых фотографиях и открытках (часть фото их архива Владимира Самарцева, часть — из музея речного флота Нижнего Новгорода)
01. Косоушка на Волге
02. Буксир «Окарь», Нижний Новгород 1896 год
03. Нагрузка барж на Волге
04. Продажа арбузов с лодок на Волге около Саратова
05. Волга, пароход «Цесаревич Николай» около Саратова
06. Саратовский ледокол
07. Пристань в Саратове, пароход «Святогор»
08. Трешкоут — небольшое беспалубное деревянное судно
09. Ярославль, перевоз через Волгу, фото П. И. Иваницкого
10. Рыбинск, Журавлёвские пароходы «Пчёлки»
11. Пароходы Общества «Самолет» — «Николай Жеванов», «Князь Федор Ярославский» и «Щедрин-Салтыков» в Рыбинске
12. Пароход «Князь Ярослав Мудрый» общества «Самолет» в Рыбинске
13. Рыбинск, вид с Волги
14. Ярославль, пароход «Москва» на реке Волге
15. Буксир «Колотилов» на Волге
16. Суда около Нижнего Новгорода
17. Нижний Новгород, 1906 год
18. Суда около Нижнего Новгорода
19. Нижний Новгород, общий вид с Ярмарочного собора, фото М. П. Дмитриев
20. Плёс, пароход на Волге, издательство В. Бакакина
21. Неопределённый пароход на Волге
22. Пароход «Графиня», в 1930-м году переименован в «Иосиф Сталин» (построен в 1909, утилизирован в 1943 году)
23. Казанская спасательная станция на Волге
24. Васильевский затон и мастерские Казанского округа для ремонта судов
25. Казань, устье реки Казанки
26. Пароход «Александр Полежаев» на Волге
27. Пароход «Спартак»
28. Пристань и пароход общества «Самолёт» в Сызрани
29. Сызрань, пароходная пристань
30. Пароход «Володарский»
31. Пароходы на Волге
32.
33. Алексеевский затон, зимняя стоянка пароходов общества «Самолёт», пароход «Островский» (построен в 1898 г., судьба неизвестна)
34. Пароход «Христофор Колумб» пароходного общества «Зевеке» в Нижнем Новгороде
35. Пароход «Колорадо» в Нижнем Новгороде
36. Пароход «Михаил Колонин»
37. Пароход «Волга»
38. Пароход «Спартак»
39. Команда парохода «Радищев»
40. На Волге, 1930 год
41. Пароход «Первое мая» на Волге
42. Служебный пожарный пароход «Астрахань»
43. Плавучая церковь во имя Николая Чудотворца в Астрахани
44. Нагрузка рыбой парохода в Астрахани
45. Астрахань, пароход «Ольга» на Волге
zavodfoto.livejournal.com
Волжские пароходы и теплоходы на старых фото, часть №3
Волжские пароходы, теплоходы и прочие суда на старых фотографиях. Часть фото из архива Владимира Самарцева.
01. Волга, постройка баржи
02. Пароход «Святослав» около Жигулёвского пивзавода в Самаре
03. Пароход «Жигулёвский завод» на Волге
04. Корабли на Волге в Самаре
05. Корабли на хлебной пристани Ровное, фото Максима Дмитриева
06. Пристань в Ярославле, фото Максима Дмитриева
07. Корабли на Волге около села Батраки близ Сызрани
08. Нижний Новгород, около 1895 года
09. Пароход «Байрам Али» в Самаре
10. Товаро-пассажирский пароход «Аллегани» общества Зевеке в Нижнем Новгороде
11. Канонерская лодка «Монгол» (разработана и создана в Нижнем Новгороде, перевезена частями по железной дороге на реку Амур и там собрана) около 1907 года
12. Пароход «Ворошилов»
13. Буксирный пароход «Островский»
14. Пароход «Спартак»
15. Заднеколёсный пароход общества Зевеке — «Жемчужина»
16. Пароход «Память товарища Маркина» на Волге
17. Пароход «Глеб Успенский»
18. Пароход «Иосиф Сталин»
19. Пароход «Карл Маркс»
20. Пароход «Карл Маркс»
21. Пароход «Соперник» на Волге, 1931 год
22. Пароход «Михаил Калинин»
23. Пароход «Михаил Калинин»
24. Пароход «Академик Тимирязев» (подбит в боях под Сталинградом)
25. Пароход «Память товарища Маркина»
26. Пожарный пароход «Гаситель»
27. Канонерская лодка «Чапаев» на Волге в годы ВОВ
28. Экипаж парохода «Гончаров» в 1946 году
29. Пароход «Волгарь»
30. Пароход «30 лет ВЛКСМ», 1952 год
31. Грузовой теплоход «Черкессия»
32. Пароход «Кремль» на пристани в Жигулёвске
33. Пароход на пристани в Жигулёвске
34. Теплоход «София», 1958 год
35. На Волге, 1958 год
36. Теплоход «Эрнст Тельман», 1958 год
37. Теплоход «Эрнст Тельман», 1958 год
38. Теплоход «Л. Доватор»
39. Теплоход «Л. Доватор»
40. Судоремонтный завод в Тольятти, 1980-е годы
Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
chronograph.livejournal.com
Волжские суда и пароходы на старых фото, часть №2
Волжские суда и пароходы на старых фотографиях и открытках (часть фото их архива Владимира Самарцева, часть — из музея речного флота Нижнего Новгорода)
01. Косоушка на Волге
02. Буксир «Окарь», Нижний Новгород 1896 год
03. Нагрузка барж на Волге
04. Продажа арбузов с лодок на Волге около Саратова
05. Волга, пароход «Цесаревич Николай» около Саратова
06. Саратовский ледокол
07. Пристань в Саратове, пароход «Святогор»
08. Трешкоут — небольшое беспалубное деревянное судно
09. Ярославль, перевоз через Волгу, фото П. И. Иваницкого
10. Рыбинск, Журавлёвские пароходы «Пчёлки»
11. Пароходы Общества «Самолет» — «Николай Жеванов», «Князь Федор Ярославский» и «Щедрин-Салтыков» в Рыбинске
12. Пароход «Князь Ярослав Мудрый» общества «Самолет» в Рыбинске
13. Рыбинск, вид с Волги
14. Ярославль, пароход «Москва» на реке Волге
15. Буксир «Колотилов» на Волге
16. Суда около Нижнего Новгорода
17. Нижний Новгород, 1906 год
18. Суда около Нижнего Новгорода
19. Нижний Новгород, общий вид с Ярмарочного собора, фото М. П. Дмитриев
20. Плёс, пароход на Волге, издательство В. Бакакина
21. Неопределённый пароход на Волге
22. Пароход «Графиня», в 1930-м году переименован в «Иосиф Сталин» (построен в 1909, утилизирован в 1943 году)
23. Казанская спасательная станция на Волге
24. Васильевский затон и мастерские Казанского округа для ремонта судов
25. Казань, устье реки Казанки
26. Пароход «Александр Полежаев» на Волге
27. Пароход «Спартак»
28. Пристань и пароход общества «Самолёт» в Сызрани
29. Сызрань, пароходная пристань
30. Пароход «Володарский»
31. Пароходы на Волге
32.
33. Алексеевский затон, зимняя стоянка пароходов общества «Самолёт», пароход «Островский» (построен в 1898 г., судьба неизвестна)
34. Пароход «Христофор Колумб» пароходного общества «Зевеке» в Нижнем Новгороде
35. Пароход «Колорадо» в Нижнем Новгороде
36. Пароход «Михаил Колонин»
37. Пароход «Волга»
38. Пароход «Спартак»
39. Команда парохода «Радищев»
40. На Волге, 1930 год
41. Пароход «Первое мая» на Волге
42. Служебный пожарный пароход «Астрахань»
43. Плавучая церковь во имя Николая Чудотворца в Астрахани
44. Нагрузка рыбой парохода в Астрахани
45. Астрахань, пароход «Ольга» на Волге
Приглашаю всех в группу «История Поволжья и реки Волги» https://vk.com/volgahistory
Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ
посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
chronograph.livejournal.com
Фото кораблей и судов Российской империи!!: picturehistory
Здесь собраны фотографии кораблей, принадлежавших Российской империи в последние годы её существования.
«Иртыш»
«Полтава»
«Слава»
Броненосец «Андрей Первозванный» в походе.
Пароход «Святой Павел»
Госпитальное судно 2-й ТЭ «Орел» на стоянке в Носси-Бэ
Грузовой Пароход «Императрица Александра»
Енисейские пароходы «Первый» и «Второй».
Император Николай II покидает военный корабль.
Ледокол «Микула Селянинович».
Ледокол «Царь Михаил Фёдорович» перед спуском на воду.
Ледокол «Царь Михаил Фёдорович» после спуска.
Ледокол № 2
Матрос с «Крокодила».
Матросы с линкора «Сисой Великий» в Нагасаки.
На борту броненосного крейсера «Адмирал Макаров» в порту Антивари в августе 1910 г. по случаю посещения корабля королем Черногории Николаем I.
Пароход «Алеут» на стапеле. 1909 год.
Пароход «Амур».
Пароход «Двинск».
Пароход «Добрыня Никитич».
Пароход «Россия» на стапеле перед спуском. 06.03.1908г.
Пароход «Царь».
Пароход «Якут».
Пароходы в Ревеле (Таллине).
Погрузка угля вручную на пароход «Канада» в Архангельске. 1915-1916 гг.
Подводная лодка «Дельфин» на испытаниях в Кронштадте.
Подводная лодка «Краб».
Посыльное судно «Кречет».
Проводы плавгоспиталя «Царица» на Дальний Восток.
Транспорт «Ксения».
Транспорт «Маньчжурия».
Транспорт «Монголия».
Транспорт «Самоед» в плавдоке Металлического завода. Балтийский флот.
Черноморское портовое судно «Могучий».
Яхта «Нева» у Английской набережной.
Источник: http://clubs.ya.ru/4611686018427461470/posts.xml?tb=0
picturehistory.livejournal.com
Камские пароходы: humus
Берег р. Кама. Пароходная пристань и Кафедральный Собор.
Буксиры на реке Кама в близи г.Перми
Контора и пристань братьев Каменских на р.Кама
Контора и пристань братьев Каменских на р.Кама
Мост через р. Кама
На Каме
На Каме
Параходы на р. Каме
Пароход «Александр» братьев Каменских
Пароход «Алексей».Торговый Дом Бр.Каменские
Пароход «Анна Степановна Любимова». АО «Иван Любимов и К».
Пароход «Василий» Братьев Каменских
Пароход «Граф Иван Лазарев»
Пароход «Григорий»
Пароход «Григорий» братьев Каменских
Пароход «Екатеринбург»
Пароход «Екатеринбург» АО «Иван Любимов и К».
Пароход «Екатеринбург» акционерного общества «Ив. Любимов и Ко»
Пароход «Иван Любимов». АО «Иван Любимов и К».
Пароход «Инженер-Технолог». АО «Иван Любимов и К».
Пароход «Кама»
Пароход «Кама». АО «Иван Любимов и К».
Пароход «Кама».о-ва «Ив. Любимов и Ко».
Пароход «Коммерции Советник». АО «Иван Любимов и К»
Пароход «Марианна» братьев Каменских
Пароход «Мотовилиха»
Пароход «Мотовилиха»
Пароход «Надежда». Вятка
Пароход «Наталия»
Пароход «Пермь»
Пароход «Пермь». Товарищество «Братья Каменские»
Пароход «С.-Петербург»
Пароход «Санкт-Петербург»
Пароход «Урал»
Пароход «Чердынь» на Каме
Пароход на Каме
Пароход на Каме
Пароход на р. Каме
Пароходы на Каме
Пароходы на Каме. Пермь.
Пермь. Выход пассажиров с пристани Любимова
Пермь. Мост через Каму
Пермь. Пароход «Кама» у пристани Каменских
Пермь. Пристани
Пермь. Пристань «Братьев Каменских»
Пермь. Пристань «Истомина» на р.Кама
Пермь. Пристань «Ржевина»
Пермь. Пристань братьев Каменских
Пермь. Пристань на Каме
Пристани Истомина
Пристань братьев Каменских
Пристань у города Перми
Речная пристань на Каме
Речная станция на Каме в Перми
humus.livejournal.com
Где живет настоящий колесный пароход? — ZAVODFOTO.RU
Как же я приятно удивился, когда на территории Городецкого СРЗ вдруг увидел настоящий колесный пароход «К.М.Станюкович». Вот так, совсем близко от меня, стояла настоящая живая и заботливо восстановленная история.
В Городце я фотографировал новые узоры на борту теплохода «Дмитрий Фурманов». Об этих узорах я уже рассказал в прошлом посте.
02.
Вот они. Заметны по правому борту «Фурманова».
03.
А сегодня покажу весьма интересного соседа – колесный пароход «К.М.Станюкович».
04.
Колесный пароход «К.М.Станюкович» был построен в Венгрии в 1956 году по проекту 737А. До середины 80-х годов прошлого века пароход был приписан к Московскому пароходству и исправно работал на различных пассажирских линиях.
05.
Но в 80-е годы прошлого века практически все пароходы были постепенно заменены более современными теплоходами и списаны.
06.
В конце 2000-х группа энтузиастов попыталась восстановить «Станюковича».
07.
Занялись корпусом, восстановили паровую машину, поставили новый паровой котел, дизель-генератор.
08.
Пароход в таком восстановленном виде даже ходовые испытания прошел. Но потом деньги закончились, и судьба «К.М.Станюковича» теперь туманна.
09.
Для круизов он не подходит – у речных путешественников уже не те требования к комфорту, да кают там мало.
10.
Использовать в качестве банкетника – можно, но дорого. И еще попробуй специалиста по работе с паровой машиной найти.
11.
Вот и стоит теперь колесный речной пароход «К.М.Станюкович» без дела на территории Городецкого СРЗ.
12.
Может для какого-нибудь ретро-фильма пригодится.
13.
Но посмотреть на него вблизи было очень интересно.
14.
Пока разглядывал «Станюковича», не заметил и залез на берегу в злобные колючки 🙂
15.
Что еще удалось посмотреть на Городецком СРЗ? Обратите внимание на расположенную в правой части кадра «Волгонефть-39». К ней мы еще вернемся, а пока запомните её размеры: 132,6 метра в длину!
16.
А это понтонный мост, который ставят в городе Павлово через Оку.
17.
Говорят, что по нему барин в свои угодья катается.
18.
«УК-5». Катер (тип «Ярославец») Московского городского детского морского центра имени Петра Великого. Как осенью 2014 года покинул Москву, так и застрял здесь в Городце.
19.
А вот эти точки на корпусе катера остались поле измерения толщины металла специальным прибором. В трех точках листа болгаркой зачищают площадки и измеряют остаточную толщину металла. Если меньше нормы, то лист меняют.
20.
Танкер «Волгонефть-39» 1969 года постройки.
21.
Пробираемся и на него 🙂
22.
Брашпиль на корме «Волгонефти» – штуковина, при помощи которой можно управлять якорем и швартовыми.
23.
На якорной цепи в определенных местах есть цветные метки. По ним определяют длину, на которую выбрана цепь при отдаче якоря. Ну и при обратном процессе помогает.
24.
Фото сделано под самой ходовой рубкой, а нос танкера далеко-далеко впереди. И как этой махиной судоводители управляют! Фантастика 🙂
25.
Еще одна интересная особенность танкера – боновые заграждения. Представляют из себя ленту синих полых мешков с грузом внутри. В обязательном порядке при загрузке/разгрузке топлива вокруг танкера ставят эти боновые заграждения. В случае чего топливное пятно не разольется дальше по водоему, а останется в пределах бонового кольца.
26.
Вот такая небольшая экскурсия случилась у меня на Городецком СРЗ в марте 2016 года.
Понравился рассказ? Жми на кнопку!
zavodfoto.livejournal.com