Станция метро «Партизанская»
Дата открытия станции метро «Партизанская»: 18.01.1944.
Проектные названия: Стадион имени Сталина, Стадион народов, Стадион СССР.
Прежние названия: Измайловская (до 20.08.1963), Измайловский парк (до 03.05.2005).
Проект переименования: Измайлово (1991, 1992).
Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения. Сооружена по специальному проекту из стальных конструкций и монолитного железобетона. Имеет две островные посадочные платформы и три пути.
Архитекторы: Б.С.Виленский при участии Л.Д.Фишбейна.
Архитекторы вестибюлей: Б.С.Виленский, при участии Л.Григорьева, Л.А.Шагуриной.
Инженер-конструктор: Н.А.Кабанов.
Станционный зал отличает наличие трёх путей и двух платформ. Еще до войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного «Стадиона народов» и, чтобы исключить давку на платформах после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции построено три пути. Но, по ряду причин, строительство стадиона было заморожено. Сегодня используется только два станционных пути.
Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Легкие квадратные колонны станционного зала облицованы белым мрамором. Путевые стены отделаны вверху белым мрамором, внизу — коричневой керамической плиткой, и украшены барельефами работы скульптора С.Л.Рабиновича. На платформах у ближайших к выходу колонн установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и 80-летнего крестьянина-колхозника Матвея Кузьмина, повторившего в 1941 году подвиг Ивана Сусанина и заведшего немецкий отряд в гибельные болота (скульптор М.Г. Манизер). Над средним путём имеются ниши в потолке станции. После открытия станции в них находились светильники и фрески (художник А.Д.Гончаров). Ни фреска, ни светильники до наших дней не сохранились. К выходу ведут широкие гранитные лестницы. На промежуточной площадке установлена скульптурная группа «Народные мстители» (скульптор М.Г. Манизер). Стены наземного павильона облицованы белым и красным мрамором.
um.mos.ru
Партизанская (станция метро, Москва) — Энциклопедия нашего транспорта
Арбатско-Покровская линия | |
---|---|
«Партизанская» — зонная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Открыта 18 января 1944 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 0102+03.
Разработчики проекта
Архитекторы
Б. С. Виленский, при участии Л. Д. Фишбейна.
Архитекторы вестибюлей
Б. С. Виленский, при участии Л. Григорьева, Л. А. Шагуриной.
Инженер-конструктор
Н. А. Кабанов.
Конструкция
Колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Построена по специальному проекту из стальных конструкций и монолитного железобетона.
На станции две островные платформы и три пути. Ещё до войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного «Стадиона народов» и, чтобы исключить давку на платформах после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции построено три пути. Но по ряду причин строительство стадиона было заморожено. Сегодня используются только два станционных пути.
Название
Проектные названия
«Стадион имени Сталина», «Стадион народов», «Стадион СССР».
Прежние названия
Проекты переименования
«Измайлово» (1991, 1992).
Выход в город
- На Измайловское шоссе, Народный проспект и к северному входу Измайловского парка, к гостиничному комплексу «Измайлово» и Измайловскому Кремлю.
- К железнодорожному остановочному пункту Измайлово:
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 11 стрелочных переводов, перекрёстный съезд, 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, 2 однопутные ССВ с электродепо «Измайлово» и 1 предохранительный тупик.
Схема путевого развития |
Художественное оформление
Оформление станции посвящено теме партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Лёгкие квадратные колонны станционного зала облицованы белым мрамором. Путевые стены отделаны вверху белым мрамором, внизу — коричневой керамической плиткой и украшены барельефами работы скульптора С. Л. Рабиновича.
На платформах у ближайших к выходу колонн установлены скульптуры героев-партизан Зои Космодемьянской и 80-летнего крестьянина-колхозника Матвея Кузьмина, повторившего в 1941 году подвиг Ивана Сусанина и заведшего немецкий отряд в засаду (скульптор Матвей Генрихович Манизер). Над средним путём имеются ниши в потолке станции. После открытия станции в них находились светильники и фрески (художник А. Д. Гончаров). Ни фрески, ни светильники до наших дней не сохранились.
К выходу ведут широкие гранитные лестницы. На промежуточной площадке установлена скульптурная группа «Народные мстители» (скульптор Матвей Генрихович Манизер). Стены наземного павильона облицованы белым и красным мрамором.
В конце 2007 — начале 2008 года была произведена частичная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный гранит, при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
Фотогалерея
wiki.nashtransport.ru
Партизанская (станция метро, Москва) — это… Что такое Партизанская (станция метро, Москва)?
Координаты: 55°47′17″ с. ш. 37°45′08″ в. д. / 55.788056° с. ш. 37.752222° в. д. (G) (O) (Я)
«Партизанская» Арбатско-Покровская линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 18 января 1944 года |
---|---|
Проектное название: | Стадион им. Сталина, Стадион СССР |
Прежние названия: | Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944—1948), Измайловская (1948—1963), Измайловский парк (1963—2005) |
Проекты переименования: | Измайлово (1991, 1992) |
Тип: | Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Количество платформ: | 2 |
Тип платформ: | островные |
Форма платформ: | прямая |
Архитекторы: | Б. С. Виленский |
Архитекторы вестибюлей: | Б. С. Виленский |
Инженеры-конструкторы: | Н. А. Кабанов |
Выход к улицам: | Измайловское шоссе, Народный проспект |
Наземный транспорт: | А 7, 15, 20, 131, 211, 783; Тб 22, 87; Тм 11, 32, 34 |
Время открытия: | 5:25 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС |
Код станции: | 050 |
«Партизанская» на Викискладе |
«Партиза́нская» (до 2005 года — «Измайловский парк», до 1963 года «Измайловская», до 1948 года «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[2]) — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»)[3]. Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[4].
История
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. «Измайловская» строилась открытым способом[7]. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первончальном виде (кроме декора)[8]. 18 января 1944 года станция «Измайловская» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловская»[6].
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк»[5]. 3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская» — в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[9].
Архитектура и оформление
Оформление посвящено теме партизанского движения[8]. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения[8], низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке[8] . Путевые стены украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия[8]. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней[1].
Проектное название станции «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток — стадион им. Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, именно поэтому станция имела 3 пути. Предполагалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором. Однако стадион им. Сталина так и не был построен, сначала из-за войны, а затем из-за неблагопрятных гидрогеологических условий, и оформление станции было изменено[7].
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым павильоном. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер)[10]. Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный павильон с поверхностью. Снаружи наземный вестибюль представляет собой массивное прямоугольное строение. Фасад вестибюля украшен глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза[11]. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором[11].
В конце 2007 — начале 2008 года произведена практически полная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный мрамор, при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменен на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
Путевое развитие
За станцией находится перекрёстный съезд[12]. Движение в сторону «Измайловской» фактически осуществляется не по главному пути, а по соединительной ветви. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово[7]. Сейчас стрелка демонтирована и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.
«Партизанская» после высадки пассажиров из следующего в депо составаЗа станцией, после выхода на поверхность, находится съезд в депо «Измайлово»[12]. Таким образом, «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель[12].
В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до новой станции.
Расположение
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку[1].
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 10 маршрутов автобусов (для пяти из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[13]
Станция в цифрах
- Код станции — 050[1].
- Пикет ПК0102+03[12].
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 42 570 человек[14].Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 48 600 человек, по выходу — 54 300 человек[15].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[16].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[17]:
Перспективы
По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо[18]. Кроме того, в одном из проектов организации движения по Малому кольцу Московской железной дороги предусмотрено строительство на ней станции «Измайловский парк» с пересадкой на «Партизанскую».
Станция в культуре
Станция «Партизанская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция являлась базой троцкистов[19].
См. также
Примечания
Литература
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8
- М. А. Зеленин, С. М. Кравец, В. Л. Маковский Архитектура Московского метрополитена. — М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4
- Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Ссылки
dic.academic.ru
Партизанская (станция метро, Москва)
Состояние | отпатрулирована |
Координаты: 55°47′17″ с. ш. 37°45′08″ в. д. / 55.78806° с. ш. 37.75222° в. д. / 55.78806; 37.75222 (G) (O) (Я)
«Партизанская» 03 Арбатско-Покровская линия | |
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | 18 января 1944 года |
---|---|
Проектное название: | Стадион им. Сталина, Стадион СССР |
Прежние названия: | Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944—1948), Измайловская (1948—1963), Измайловский парк (1963—2005) |
Проекты переименования: | Измайлово (1991, 1992) |
Тип: | Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Количество платформ: | 2 |
Тип платформ: | островные |
Форма платформ: | прямая |
Архитекторы: | Б. С. Виленский |
Архитекторы вестибюлей: | Б. С. Виленский |
Инженеры-конструкторы: | Н. А. Кабанов |
Выход к улицам: | Измайловское шоссе, Народный проспект |
Наземный транспорт: | А 7, 20, 131, 211; Тб 22, 87; Тм 11, 32, 34, 34К. |
Время открытия: | 5:25 |
Время закрытия: | 1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: | МТС |
Код станции: | 050, И |
«Партизанская» на Викискладе |
«Партиза́нская» (до 2005 года — «Измайловский парк», c 1947 до 1963 года — «Измайловская», до 1948 — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина») — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»). Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Содержание
- 1 История
- 2 Архитектура и оформление
- 3 Путевое развитие
- 4 Расположение
- 5 Станция в цифрах
- 6 Перспективы
- 7 Станция в культуре
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
История
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий. В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица».
Почтовая марка СССР «Станция «Измайловская» (1947)03 Арбатско-Покровская линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
п·о·р условные обозначения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора).
18 января 1944 года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Станция имела очень длинное название и не позднее 1948 года её переименовали в «Измайловскую».
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк».
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков.
В период 15-19 мая 2015 года в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции в прошли две выставки уникального подвижного состава метрополитена. Во время первой выставки в течение 15 и 16 мая на станции демонстрировались снятые с эксплуатации исторические вагоны, сохранённые для будущей экспозиции в музее метрополитена и отреставрированные к началу выставки. В ходе экспозиции были представлены вагоны типов А № 1 (моторный) и 1031 (прицепной), Г № 530, УМ5 № 806, Д № 2037, Е № 3605 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001. Во время второй выставки, прошедшей 18 и 19 мая, на станции были выставлены служебные и хозяйственные поезда.
Архитектура и оформление
Скульптурная группа «Партизаны» Памятник Герою Советского Союза Матвею КузьминуВнешние изображения | |
---|---|
Конкурсные проекты станции «Стадион имени Сталина» | |
Ю. Н. Шевердяев, В. С. Андреев | |
В. М. Таушканов. Вариант 1 | |
В. М. Таушканов. Вариант 2 | |
В. М. Таушканов. Вариант 3 | |
Неизвестный архитектор | |
Б. С. Виленский |
Оформление станционного зала посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке . Путевые стены украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней.
Внешние изображения | |
---|---|
Проект второго выхода. 1940-е годы |
Проектное название станции: «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток, поскольку стадион им. Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, и поэтому на станции были уложены три пути. Предполагалось также строительство второго выхода (который и должен был вести к стадиону) с единственным в Москве шестиниточным эскалатором; но стадион им. Сталина так и не был построен (сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий), и оформление станции было изменено.
Однако трёхпутная структура у станции осталась, и в результате «Партизанская» является самой широкой станцией Московского метрополитена (имеется в виду ширина станционного зала).
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Снаружи наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение. Фасад вестибюля украшен глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.
В конце 2007 — начале 2008 года произведена практически полная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный мрамор; при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
Путевое развитие
«Партизанская» после высадки пассажиров из следующего в депо составаЗа станцией находится перекрёстный съезд. Движение в сторону «Измайловской» фактически осуществляется не по главному пути, а по соединительной ветви. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово. Сейчас стрелка демонтирована и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.
За станцией, после выхода на поверхность, находится съезд в депо «Измайлово». Таким образом, «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
Станция метро «Партизанская»До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель.
В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до новой станции.
Расположение
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку.
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 10 маршрутов автобусов (для пяти из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 7 | — | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 20 | — | Ивановское | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 131 | «Шоссе Энтузиастов» | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 211 | — | Улица Молостовых | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Партизанская» |
Тб. № 22 | «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Комсомольская площадь | 16-я Парковая улица |
Тб. № 87 | «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Электрозаводский мост | 16-я Парковая улица |
Тм. № 11 | «ВДНХ», «Преображенская площадь», «Семёновская», «Первомайская» | Останкино | 16-я Парковая улица |
Тм. № 32 | «Авиамоторная», «Семёновская» | Проезд Энтузиастов | Метро «Партизанская» |
Тм. № 34 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Семёновская», «Первомайская» | Новогиреево | 16-я Парковая улица |
Станция в цифрах
- Код станции — 050.
- Пикет ПК0102+03.
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 42 570 человек.Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 48 600 человек, по выходу — 54 300 человек.
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) | Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) | |
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Пятницкое шоссе» | 5:32:35 | 5:35:05 |
5:36:05 | 5:34:35 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 6:00:20 | 6:00:35 |
6:00:45 | 6:00:35 |
Перспективы
По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо. Кроме того, согласно проекту организации движения по Малому кольцу Московской железной дороги предусмотрено строительство на нём станции «Измайлово» и транспортно-пересадочного узла с пересадкой на «Партизанскую».
Станция в культуре
Станция «Партизанская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция являлась базой троцкистов.
См. также
- Партизанская (станция метро, Минск)
Предшественник: Курская | ↑ Наумов, 2010, с. 187Литература
Ссылки
Партизанская (станция метро, Москва) Информацию ОПартизанская (станция метро, Москва) КомментарииПартизанская (станция метро, Москва) Партизанская (станция метро, Москва) что, Партизанская (станция метро, Москва) кто, Партизанская (станция метро, Москва) описание There are excerpts from wikipedia on this article and video поисковая системаСлучайные СтатьиСоциальные Счета |
www.turkaramamotoru.com
Партизанская (станция метро, Москва) — ВиКи
«Партиза́нская» (до 1947[2] — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[3], с 1947 до 1963 года — «Измайловская», с 1963 до 2005 года — «Изма́йловский парк») — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения.
«Партизанская» | |
---|---|
Арбатско-Покровская линия | |
Московский метрополитен | |
| |
Район | Измайлово |
Округ | ВАО |
Дата открытия | 18 января 1944 года |
Проектное название | Стадион им. Сталина, Стадион СССР |
Прежние названия | Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944—1947), Измайловская (1947—1963), Измайловский парк (1963—2005) |
Проекты переименования | Измайлово (1991, 1992) |
Тип | Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м | 9 |
Количество платформ | 2 |
Тип платформ | островные |
Форма платформ | прямая |
Архитекторы | Б. С. Виленский Л. Д. Фишбейн[1] |
Архитекторы вестибюлей | Б. С. Виленский Л. Григорьев Л. А. Шагурина |
Инженеры‑конструкторы | Н. А. Кабанов |
Переходы на станции | 14 Измайлово (через улицу) |
Выход к улицам | Измайловское шоссе, Народный проспект |
Наземный транспорт | А: 7, 20, 36, 131, 211; Тб: 22; Тм: 11, 32, 34, 34К. |
Режим работы | 5:30—1:00 |
Код станции | 050, И |
Соседние станции | Семёновская и Измайловская |
«Партизанская» на Викискладе |
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»)[3]. Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[4]. Объект культурного наследия народов России регионального значения.
История
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного Стадиона народов им. Сталина. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий[5]. Предполагалось разгружать по два поезда сразу перед началом матча на стадионе, а по окончании матча — загружать одновременно по два поезда[6].
В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица»[7].
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом[8]. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора)[9].
18 января 1944 года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[7], после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций. Станция имела очень длинное название, и осенью 1947 года её переименовали в «Измайловскую».
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк»[5].
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков[4].
В период 15—19 мая 2015 года в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции прошли две выставки уникального подвижного состава метрополитена. Во время первой выставки в течение 15 и 16 мая на станции демонстрировались снятые с эксплуатации исторические вагоны, сохранённые для будущей экспозиции в музее метрополитена и отреставрированные к началу выставки. В ходе экспозиции были представлены вагоны типов А № 1 (моторный) и 1031 (прицепной), Г № 530, УМ5 № 806, Д № 2037, Е № 3605 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001[10]. Во время второй выставки, прошедшей 18 и 19 мая, на станции были выставлены служебные и хозяйственные поезда[11].
Архитектура и оформление
Скульптурная группа «Партизаны» Памятник Зое КосмодемьянскойОформление станционного зала посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке. Путевые стены также украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия[9]. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, в которых располагались большие круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней[1].
Проектное название станции: «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток, поскольку стадион имени Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, и поэтому на станции были уложены три пути. Предполагалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором, поскольку на станции три пути; но стадион имени Сталина так и не был построен — сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, — и оформление станции было изменено[8]. Трёхпутная структура у станции осталась, и теперь станционный зал «Партизанской» — самый широкий зал Московского метрополитена[12].
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер)[13]. Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение с фасадом, украшенным глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором[14].
В конце 2007 — начале 2008 года асфальтовое покрытие пола станции было практически полностью заменено на тёмный мрамор; при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
Путевое развитие
Станционный зал «Партизанская» после высадки пассажиров из следующего в депо составаЗа станцией находится перекрёстный съезд[15]. Движение в сторону «Измайловской» осуществляется по стрелке по отклонению. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово[8]. Сейчас стрелка демонтирована, и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там пути никогда не было.
За станцией после выхода на поверхность находится съезд в депо «Измайлово»[15]. Таким образом «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции, и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель[15].
В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до этой новой станции.
Расположение и пересадки
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку[1].
На незначительном удалении от станции расположен остановочный пункт Московского центрального кольца Измайлово, на который возможна непрямая уличная пересадка. Пассажиры метрополитена и МЦК могут пересаживаться между линиями с осуществлением билетного контроля, но без дополнительного списывания поездки в течение 90 минут с момента первого прохода, если пассажир сохранил и при пересадке приложил билет, использованный им ранее для входа.
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 11 маршрутов автобусов (для шести из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая[16]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 7 | — | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 20 | — | Ивановское | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 36 | 03 Семёновская, 08 Шоссе Энтузиастов / 14 Шоссе Энтузиастов, 08 Новогиреево | Платформа Новогиреево | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 131 | «Шоссе Энтузиастов» | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 211 | — | Улица Молостовых | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Партизанская» |
Тб. № 22 | «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Комсомольская площадь | 16-я Парковая улица |
Тм. № 11 | «ВДНХ», «Преображенская площадь», «Семёновская», «Первомайская» | Останкино | 16-я Парковая улица |
Тм. № 32 | «Авиамоторная», «Семёновская» | Проезд Энтузиастов | Ст. метро «Партизанская» |
Тм. № 34 | «Шоссе Энтузиастов», «Семёновская», «Первомайская» | 3-я Владимирская улица | 16-я Парковая улица |
ТМ № 34К | «Первомайская», «Семёновская» | 16-я Парковая улица | Ст. метро «Семёновская» |
Станция в цифрах
- Код станции — 050[1].
- Пикет ПК0102+03[15].
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 42 570 человек[17].Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 48 600 человек, по выходу — 54 300 человек[18].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[19].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[20]:
По чётным числам | Будние дни | Выходные дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Измайловская» | 05:59:00 | 05:59:00 |
05:59:00 | 05:59:00 | |
В сторону станции «Семёновская» | 05:31:00 | 05:31:00 |
05:31:00 | 05:31:00 |
Перспективы
Станция в культуре
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Партизанская (неопр.) (недоступная ссылка). Арбатско-Покровская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
- ↑ Катцен, Рыжков, 1948, подписано в печать 28 октября 1947 года, с. 17, 20.
- ↑ 1 2 Об открытии новых станций метрополитена в 1944 году (неопр.). Газета «Известия» (20 января 1944). Проверено 12 сентября 2017. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 Станция метро «Измайловский парк» переименована в «Партизанскую» (неопр.). lenta.ru (6 мая 2005). Проверено 21 декабря 2008. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- ↑ 1 2 Арбатско-Покровская линия. Станция «Партизанская» (неопр.). news.metro.ru. Проверено 26 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
- ↑ Зиновьев А. Н. «Сталинское метро. Исторический путеводитель». 2011. — 240 с. ISBN 978-5-9903159-1-4
- ↑ 1 2 Проектирование и первые очереди строительства (неопр.). metro.molot.ru. Проверено 11 марта 2011. Архивировано 14 августа 2011 года.
- ↑ 1 2 3 Арбатско-Покровская линия. Станция «Партизанская» (неопр.). metro.molot.ru. Проверено 26 октября 2012. Архивировано 4 ноября 2012 года.
- ↑ 1 2 Наумов, 2010, с. 186.
- ↑ Московский метрополитен показал ретровагоны и ретропассажиров (неопр.). Русский Блоггер. Проверено 16 мая 2015.
- ↑ На станции «Партизанская» открылась выставка хозяйственных поездов метро (неопр.). Вести. Проверено 18 мая 2015.
- ↑ Дарья Буянова. Как развивалось московское метро // Metro Москва. — 2015. — № 52 за 15 мая. — С. 6—7.
- ↑ Наумов, 2010, с. 187.
- ↑ Наумов, 2010, с. 188.
- ↑ 1 2 3 4 Схема путевого развития Московского Метрополитена (неопр.). trackmap.ru. Проверено 14 марта 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
- ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Партизанская (неопр.). Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года (неопр.). metro.ru. Проверено 19 декабря 2010. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года (неопр.). metro.ru. Проверено 26 апреля 2012. Архивировано 25 января 2012 года.
- ↑ Режим работы станций и вестибюлей (неопр.) (недоступная ссылка). Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 12 октября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
- ↑ Расписание поездов (неопр.). mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».
- ↑ Лисов И. От Генплана 1971 года до наших дней (неопр.). metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано 26 января 2012 года.
- ↑ Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
Литература
- Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
- Зеленин М. А., Кравец С. М., Маковский В. Л. Архитектура Московского метрополитена. — М.: Государственное архитектурное издательство академии архитектуры СССР, 1941.
- Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
- Катцен И. Е., Рыжков К. С. Московский метрополитен. — М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1948.
- Кравец С. М. Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 83 с.
- Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
- Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
- Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Ссылки
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Партизанская (станция метро, Москва) — Рубрикатор
«Партиза́нская» (до года — «Измайловский парк», c до года — «Измайловская», до — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[1]) — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Открыта 18 января года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»)[1]. Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[2].
История
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий[3]. В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица»[4].
Шаблон:Арбатско-Покровская линия Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом[5]. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора).
18 января года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[4]. Станция имела очень длинное название и не позднее 1948 года её переименовали в «Измайловскую».
20 августа года была переименована в «Измайловский парк»[3].
3 мая года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков[6].
В период 15-19 мая 2015 года в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции в прошли две выставки уникального подвижного состава метрополитена. Во время первой выставки в течение 15 и 16 мая на станции демонстрировались снятые с эксплуатации исторические вагоны, сохранённые для будущей экспозиции в музее метрополитена и отреставрированные к началу выставки. В ходе экспозиции были представлены вагоны типов А № 1 (моторный) и 1031 (прицепной), Г № 530, УМ5 № 806, Д № 2037, Е № 3605 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001[7]. Во время второй выставки, прошедшей 18 и 19 мая, на станции были выставлены служебные и хозяйственные поезда[8].
Архитектура и оформление
Оформление станционного зала посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке . Путевые стены украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней[9].
Проектное название станции: «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток, поскольку стадион им. Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, и поэтому на станции были уложены три пути. Предполагалось также строительство второго выхода (который и должен был вести к стадиону) с единственным в Москве шестиниточным эскалатором; но стадион им. Сталина так и не был построен (сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий), и оформление станции было изменено[5].
Однако трёхпутная структура у станции осталась, и в результате «Партизанская» является самой широкой станцией Московского метрополитена (имеется в виду ширина станционного зала)[10].
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Снаружи наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение. Фасад вестибюля украшен глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.
В конце — начале года произведена практически полная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный мрамор; при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
Путевое развитие
За станцией находится перекрёстный съезд[11]. Движение в сторону «Измайловской» фактически осуществляется не по главному пути, а по соединительной ветви. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово[5]. Сейчас стрелка демонтирована и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.
За станцией, после выхода на поверхность, находится съезд в депо «Измайлово»[11]. Таким образом, «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
До конца года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель[11].
В конце года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до новой станции.
Расположение
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку[9].
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 10 маршрутов автобусов (для пяти из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[12]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 7 | — | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 20 | — | Ивановское | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 131 | «Шоссе Энтузиастов» | Станция «Перово» | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 211 | — | Улица Молостовых | Ст. метро «Партизанская» |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Партизанская» |
Тб. № 22 | «Комсомольская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Комсомольская площадь | 16-я Парковая улица |
Тб. № 87 | «Электрозаводская», «Семёновская», «Первомайская» | Электрозаводский мост | 16-я Парковая улица |
Тм. № 11 | «ВДНХ», «Преображенская площадь», «Семёновская», «Первомайская» | Останкино | 16-я Парковая улица |
Тм. № 32 | «Авиамоторная», «Семёновская» | Проезд Энтузиастов | Ст. метро «Партизанская» |
Тм. № 34 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Семёновская», «Первомайская» | Новогиреево | 16-я Парковая улица |
Станция в цифрах
- Код станции — 050[9].
- Пикет ПК0102+03[11].
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 42 570 человек[13].Согласно статистическому исследованию года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 48 600 человек, по выходу — 54 300 человек[14].
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи[15].
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[16]:
Перспективы
По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо[17]. Кроме того, согласно проекту организации движения по Малому кольцу Московской железной дороги предусмотрено строительство на нём станции «Измайлово» и транспортно-пересадочного узла с пересадкой на «Партизанскую»[18].
Станция в культуре
Станция «Партизанская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция являлась базой троцкистов[19].
См. также
Примечания
- ↑ 1,01,1
- ↑
- ↑ 3,03,1
- ↑ 4,04,1
- ↑ 5,05,15,2
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑ 9,09,19,2 Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокmosmetro
не указан текст - ↑ .
- ↑ 11,011,111,211,3
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
Литература
Ссылки
<center>
rubrikator.info
Партизанская (станция метро, Москва) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Партизанская» | |||
Арбатско-Покровская линия | |||
Московский метрополитен | |||
Перронный зал ст. «Партизанская» | |||
Район | Измайлово | ||
---|---|---|---|
Округ | ВАО | ||
Дата открытия | 18 января 1944 года | ||
Проектное название | Стадион им. Сталина, Стадион СССР | ||
Прежние названия | Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (1944—1947), Измайловская (1947—1963), Измайловский парк (1963—2005) | ||
Проекты переименования | Измайлово (1991, 1992) | ||
Тип | Колонная трёхпролётная мелкого заложения | ||
Глубина заложения, м | 9 | ||
Количество платформ | 2 | ||
Тип платформ | островные | ||
Форма платформ | прямая | ||
Архитекторы | Б. С. Виленский Л. Д. Фишбейн[1] | ||
Архитекторы вестибюлей | Б. С. Виленский Л. Григорьев Л. А. Шагурина | ||
Инженеры‑конструкторы | Н. А. Кабанов | ||
Переходы на станции | 14 Измайлово (через улицу) | ||
Выход к улицам | Измайловское шоссе, Народный проспект | ||
Наземный транспорт | А: 7, 20, 36, 131, 211; Тб: 22; Тм: 11, 32, 34, 34К. | ||
Режим работы | 5:30—1:00 | ||
Код станции | 050, И | ||
Соседние станции | Семёновская и Измайловская | ||
| |||
«Партизанская» на Викискладе |
«Партиза́нская» (до 1947[2] — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[3], с 1947 до 1963 года — «Измайловская», с 1963 до 2005 года — «Изма́йловский парк») — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская». Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы. Конструкция станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения.
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»)[3]. Архитектор: Б. С. Виленский. Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне[4]. Объект культурного наследия народов России регионального значения.
История
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий[5]. В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица»[6].
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом[7]. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора)[8].
18 января 1944 года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»[6], после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций. Станция имела очень длинное название, и осенью 1947 года её переименовали в «Измайловскую».
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк»[5].
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков[4].
В период 15—19 мая 2015 года в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции прошли две выставки уникального подвижного состава метрополитена. Во время первой выставки в течение 15 и 16 мая на станции демонстрировались снятые с эксплуатации исторические вагоны, сохранённые для будущей экспозиции в музее метрополитена и отреставрированные к началу выставки. В ходе экспозиции были представлены вагоны типов А № 1 (моторный) и 1031 (прицепной), Г № 530, УМ5 № 806, Д № 2037, Е № 3605 и контактно-аккумуляторный электровоз ВЭКА-001[9]. Во время второй выставки, прошедшей 18 и 19 мая, на станции были выставлены служебные и хозяйственные поезда[10].
Видео по теме
Архитектура и оформление
wiki2.red