Приморск (Койвисто).: varandej
Маленький-маленький (5,2 тыс. жителей) городок на полпути между Зеленогорском и Выборгом, Приморск известен с 1268 года, то есть он старше, чем Выборг. Новгородцы называли его Берёзовск, шведы — Бьёрке, финны — Койвисто. Собственно, финское название было официальным лишь в 1918-48 годах. До недавнего времени это было захолустье, однако в 2000-е годы здесь был построен гигантский нефтегазовый терминал, известный также как Порт-Лукойл, через который пошёл основной морской экспорт нефти в обход Прибалтики.
Койвисто — по сути дела город одной достопримечательности: кирхи Марии Магдалины, построенной в 1900-1904 годах Йозефом Стенбёком и ставшей вехой в финской архитектуре, прототипом многих других кирх независимой Финляндии. Однако, и сам Приморск весьма колоритен.
Из Зеленогорска в Приморск я ехал на дизеле. Изначально я планировал поездку в Койвисто из Выборга, так как дизель уходил довольно рано — но метель в Зеленогорске вынудила меня прийти на вокзал пораньше, и я успел. Приморская железная дорога проходит параллельно Финляндской, но идёт почти по берегу моря (правда, само море не видно за деревьями), однопутная и неэлектрифицированная. Путь из Териоки в Койвисто, на классическом дизеле из локомотива и двух вагонов занял около 2 часов.
Финский вокзал в Койвисто ныне используется как жилой дом, но на боковой стене осталась табличка «Приморск».
Станционные здания. Спереди — гидрант, при помощи которого заправляли водой паровозы. Сзади — веерное депо. Примерно так, не считая разрухи, крана и светофора, выглядели железные дороги в 19 веке.
Привокзальная слободка:
Попадаются кое-где и финские домики. А вообще — атмосфера глуши (хотя фактически Приморск таковой не является).
Строительство церкви Новомучеников Российских:
А вот уже и залив. Открытое море загораживает цепочка островов.
На заливе — бешеный ветер, похожий на направленную воздушную струю. Видно, как вдалеке он метёт по поверхности залива снег. И это не метель, а буран — некое подобие пыльной бури.
Порт находится в 5 километрах южнее города и отсюда не виден. Суда за заливом:
В том числе небольшие военные корабли — видимо, катера береговой охраны:
А с другой стороны видна основная цель путешествия в Приморск — кирха Марии Магдалины:
По дороге к ней, у залива, красивый воинский мемориал:
Дальше начинается центр — здесь это буквально один квартал кирпичных домов:
Магазин «Ветеран»:
Дорога к кирхе:
…В составе Российской империи Финляндия имела очень широкую автономию, на грани независимости: здесь были собственная монета, собственная таможня, своя внутренняя политика, другие законы (например, крепостное право тут отменили при Александре Первом). Финны, как и карелы, были к тому времени достаточно развитым народом со своей культурой, но жили в основном в сельской местности, в то время как городское население было почти исключительно шведским — шведы составляли 15-17% населения Финляндии.
Россия с самого начала сделала ставку на финнов и способствовало развитию их культуры в противовес шведской. К концу 19 века Финляндия подошла к мощному национальному подъёму. Это было к тому времени не просто почти готовое независимое государство, это было еще и именно ФИНСКОЕ (не шведское или русское) государство.
В первой половине ХХ века сложилась и финская архитектура — модерн (национальный романтизм) и функционализм. И кирха в Приморске стала настоящей вехой в развитии финского модерна.
Она послужила прототипом для многих других финских церквей. Только в России сохранились 2 её «потомка», построенных Йозефом Стенбёком — в Зеленогорске и Мельниково (Райсяля), похожей планировки и конструкции. Многочисленные её «потомки» строились и в самой Финляндии, в том числе кафедральный собор в Тампере, созданный уже другим архитектором. И даже в новодельных кирхах Карелии и Ленинградской области угадываются какие-то её черты.
Однако кирха в Койвисто, кажется, осталась непревзойдённой по своей самобытности и оригинальности. До недавнего времени она была в плачевном состоянии, ныне отреставрирована. Её здание разделено между краеведческим музеем и домом культуры.
О том, почему такая уникальная церковь была построена в селе (которым тогда являлся Койвисто), точной информацией не располагаю. Может быть, случайно. Но не стоит забывать, что в 30км южнее Койвисто, на мысу Кюрёниеми похоронен Микаэль Агрикола — великий финской просветитель, деятель Реформации, первый лютеранский епископ Финляндии, создатель финского алфавита и переводчик на финский первых книг — «Катехезиса» и «Евангелие». Умер он возвращаясь из посольства в Москву.
Много интересного и во дворе кирхи (ходить там было трудно, так как почти везде снег по пояс). Например, традиционный для Старофинляндии памятник погибшим в Зимнюю войну финнам.
Кривые и крепкие сосны, побитые морскими ветрами:
А ветер здесь реально валит с ног. Вид от кирхи на город:
Рядышком, в деревянном доме, находится действующая кирха Марии Магдалины:
Приморск — вообще очень веротерпимый город. Где-то слышал, что в городке с 5 тысячами населения действуют храмы и молельни 8 христианских конфессий! Лютеранская кирха в центре, православная церквушка на окраине (заснять из окна автобуса не успел, церковь новодельная и очень маленькая), несколько церквей и моленных домов разных сект. Например, Новоапостольская церковь в паре сотен метров от кирхи по главной улице:
Собственно главная улица Приморска, район рынка:
В основном же Приморск вот такой:
При этом город достаточно ухоженный и благоустроенный. Нефтегазовый порт — хорошее градообразующее предприятие.
Еще в Приморске есть несколько очень эффектных новорусских вилл в «варяжском» стиле:
Еще одна достопримечательность находится в 5км севернее Приморска, в посёлке Манола около базы отдыха — так называемая «банка» или «стакан». Я туда добраться не успел, поэтому воспользуюсь чужими фотографиями с сайта посёлка Глебычево.
«Банка» — это цельная железобетонная тумба, стоящая в воде у берега. А на тумбе лежит гигантская Цепь:
В чём было назначение этой штуковины? На ней в 1959 году проходили испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». Корабль должен был сдвинуть эту банку с места, а такая мощная цепь была нужна потому, что даже якорная цепь бы порвалась. По результатам испытаний, мощность «Ленина» составила 44000 лошадиных сил. Подробнее об этой машине, которая ныне стоит в Мурманске как музей, я уже писал здесь.
Ну а мне в Приморске оставалось только пойти на автовокзал. Роль которого играет вот этот павильон, а автобусы просто останавливаются у соседней остановки и оплачиваются при посадке:
Из Койвисто мой путь лежал в Выборг — столицу Старофинляндии. О нём и пойдёт рассказ дальше — это 5 постов. Расскажу и о брендовых достопримечательностях, и о менее известных пластах — таких как финский функционализм.
Старая Финляндия на довоенных фотографиях.
О моём путешествии и его сюрпризах.
Белоостров (Раяйоки). Бывшая граница (архивные фото).
Зеленогорск (Териоки)
Приморск (Койвисто).
varandej.livejournal.com
Город Приморск, Ленинградская область — путешествия на карте
Приморск (до 1948 года Ко́йвисто, фин. Koivisto, от koivu, береза, также в прошлом именовался Берёзовое, Берёзовское, Бьёрке от швед. Björkö — березовый остров) — город (с 1940) в России, в Выборгском районе Ленинградской области. Город расположен на берегу Финского залива, в 75 км от Санкт-Петербурга и 48 км от Выборга.
История
Первое упоминание о поселении Бьёркё в русских источниках относится к 1134 году. Как Берёзовское оно фигурирует уже в летописях датируемых 1268 годом. Со времён Ярослава Мудрого и его жены шведской принцессы Ингегерды эта территория находилась под влиянием как Швеции, так и Новгородской земли, а после 1478 года и Московского княжества, хотя по Ореховскому миру 1323 года эта территория отошла к Швеции, название населённого пункта с тех времён стало Бьёркё (швед. Björkö). Это не опровергали и Тявзинский мирный договор 1595 года, и Столбовский мирный договор 1617 года.
Россия
В 1719 году Петром I к России были присоединены завоёванные на западе земли, в том числе и Выборг. Административно новые территории вошли в состав Санкт-Петербургской губернии как Выборгская провинция. Тогда же, в 1719 году, вышел указ об учреждении караула на Большом Берёзовом острове. В 1721 году Северная война завершилась Ништадтским мирным договором, согласно которому Швеция передала эту территорию России. В 1722 году здесь была организована лоцманская служба от Выборга до Берёзовых островов.
В 1744 году, после ещё одной русско-шведской войны, была создана Выборгская губерния, куда была отнесена Выборгская провинция.
После русско-шведской «Финской» войны в 1809 году по Фридрихсгамскому миру Россия получила от Швеции всю Финляндию, Аландские острова и восточную часть Остроботнии (Похьянмаа) до рек Торнео и Муонио, в «вечное» владение Российской империи. Вновь завоёванная область перешла по Фридрихсгамскому мирному договору
В 1905 году Бьёрко (Койвисто) посетил царь Николай II с многочисленной свитой. Из дневника Николая II (1890—1906 гг.):
14-го сентября. Среда. В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьёрке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем наши отрядом…
17-го сентября. Суббота. Съехали на берег и посетили в Койвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной. Осмотрел ещё лесопилку.
11 (24) июля 1905 года неподалёку был подписан Бьёркский договор Николаем II и Вильгельмом II.
С началом Первой мировой, Российское военное ведомство принимает решение о строительстве железнодорожной ветки Териоки (Зеленогорск) — Койвисто (Приморск).
Финляндия
До 1918 года Берёзовое было в составе Выборгской губернии, затем, по результатам Тартуского мирного договора 1920 года населённый пункт вышел из состава России и до Московского мирного договора от 12 марта 1940 года входил в состав Финляндии, а поселение Берёзовое тогда получило название
СССР
После Зимней войны, согласно Московскому мирному договору, город присоединён к СССР и вошёл в состав Карело-Финской ССР. Во время Советско-финской войны (1941—1944) город был занят финскими войсками с 2 сентября 1941 по 18 июня 1944. Московское перемирие в 1944 году и Парижский мирный договор между СССР и Финляндией (1947), согласно которым граница на Карельском перешейке возвращались к границе, установленной Московским мирным договором 1940 года, окончательно утвердили принадлежность Приморска.
1 октября 1948 года город был переименован в Приморск.
По данным 1990 года в административном подчинении Приморского городского совета находился также посёлок Красный Остров.
Порт Приморск
Морской торговый порт Приморск — нефтеналивной порт, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Название порту было присвоено 12 декабря 2000 года. Является самым крупным портом по перевалке нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. Грузооборот порта: 2008 год — 75,6 млн.т.; 2009 год — 79,1 млн.т.
Транспортное сообщение
Город связан с другими городами автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Железнодорожное сообщение существует по направлению Финляндского вокзала: Санкт-Петербург — Зеленогорск — Приморск — Выборг, прямое автобусное сообщение от петербургской станции метро «Парнас».
Достопримечательности
- Лютеранская кирха святой Марии Магдалины (1900—1904, неоготика с элементами модерна). Архитектор Йозеф Стенбек.
- Краеведческий музей.
- «Банка» («Стакан») — бетонное сооружение — пирс, на котором испытывался первый советский атомный ледокол «Ленин». На ней присутствует гигантская цепь для швартовки этого ледокола.
- Развалины финского полевого госпиталя и дача подруги Маннергейма.
- В Приморске, городе с населением около 5 тыс. человек, имеется 8 различных религиозных общин: православная, лютеранская, община миролюбия, церковь двенадцати апостолов и др.
- Памятники героям Великой Отечественной войны, братские могилы, мемориальное военное кладбище.
- Живописный каменный мол финской постройки.
- Ряд песчаных пляжей с красивыми видами.
- На территории города находится ряд живописных и несколько курьёзных своей роскошью дач «новых русских» постройки начала 1990-х годов (часть из них разрушается).
tropki.ru
МБУК Приморский краеведческий музей — История Койвисто
Сельская волость Койвисто входила в Береговой уезд Выборгской губернии. Территория волости занимала полуостровное положение. В церковном отношении волость входила в приход Койвисто. В границах прихода располагались Койвисто кауппала — поселок Койвисто, включая Тервахартиала (совр. Пляжная улица) и Пенттиля (совр. Карасевка), деревни и хутора, расположенные на полуострове Киперорт (совр. Кузнечный) — Куркела, Киискиля, Ватнуори (д. Моряково в современное время не существует), Хяркяля (совр.Годуновка), Путус (совр.Вязы), Маннола (совр. Манола), Макслахти (совр. Прибылово), Ромпетти (совр. Глебычево), несколько деревень в районе Раутанен (совр.Зайчихино), 15 хуторов в районе Хумалийоки (совр. Ермилово), а также деревни и хутора на островах: на Койвусаари — Бьерке (совр. о. Большой Березовый) — Эстиля, Ингертиля, Яккола, Патала, Хуттола, Сааренпяя, на Тиуринсаари (совр. Западный Березовый) — Ванхакюля (Старая деревня) и Партиала (не существуют), на Пийсаари (Северный Березовый) — Кескисаари, Алватти, Киурлахти и Соукка (все деревни утрачены). ФОТО
На 1939 год приход насчитывал порядка 11933 жителей, из них в поселке Койвисто проживало 2 469. С 30.10.1925 года поселок Койвисто выделен в самостоятельную административную единицу указом, который гласил «Согласно министерства внутренних дел выделить поселок Каттерлахти, а так же дома деревни Тервахартиала под номерами 1,2, 4, 5, 7 и 8 в отдельную общину под названием «Койвисто» 1 января 1927 года».
Во время шведского владычества король Густав II Адольф проектировал здесь постройку города, но проект остался неосуществленным.
Королева Кристина, унаследовавшая трон от своего отца Густава Адольфа, подарила в 1650 году Койвисто генералу Гансу Вахмейстеру в качестве баронских земель. В 1681 году во время правления Карла XI баронство Койвисто было упразднено.
30.07.1720 русский вице-адмирал Корнелиус Крюйс с супругой получил в пожизненное пользование земли, включающие в себя в соответствии с поземельной книгой 1728 года 76 имений на материке Койвисто, 23 имения на острове Пииспансаари и 66 имений в Выборгской волости. После смерти вдовы Крюйса имения находились во владении оружейного завода Райяйоки (Сестрорецк) до 1772 года. Земельный налог за имения платила государственная казна, оружейному заводу принадлежала только рабочая сила. В 1772году крестьяне материковой части Койвисто и острова Пииспансаари были освобождены от принудительной службы на оружейном заводе.
В 1798 году часть имений волости Койвисто стала относиться к стекольному заводу Роккола. В 1817 году эти имения были возвращены казне.
К началу XIX века в Койвисто проживают в основном финны, встречаются шведские и реже русские семьи. В поселке — железнодорожный и автобусный вокзалы, телеграфная станция, почта, таможня, полиция, лоцманская станция, аптека и больница, гимназия, 2 народные школы, правление сельской общины, культурный центр, коммунальное хозяйство, Сберегательный (Saastopankki) и Народный акционерный (Kansallis Osake Pankki) банки, вино-водочная компания, консервный завод, несколько лесопилок, рестораны и кафе и множество магазинов: хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, шляпный и текстильный, промтоварный магазин и магазин готовой одежды, торговые залы в районе вокзала. Работу жителям Койвисто давало море. Рыбу ловили круглый год. В округе Койвисто сложились традиционные для этих мест способы ловли рыбы, особенно салаки.
Для ловли рыбы применялась сеть размером метров 500, у которой два рукава метров по 200 и кошель. Сеть предварительно разбирали на берегу, аккуратно складывали в лодку, один конец снасти привязывали к вороту на берегу. Затем 2 рыбака с лодки опускали сеть в воду. Описывая полукруг по заливу, рыбаки возвращались на берег, крепили ко второму вороту другой конец снасти и начинали тянуть сеть, пока она вся не окажется на суше. Осенью этим же способом традиционно ловили рыбу «по холодной воде». ФОТО
Зимой широко применялся подледный лов рыбы. Зимний промысел был намного обильнее летнего рыболовства, так как зимой и рыбаков было больше, и улов сохранялся лучше. Ватага рыбаков уезжала на лед в отдаленные районы Финского залива на несколько недель, за десятки километров от родных деревень. Жили в небольшой будочке — времянке, которую доставляли к месту лова рыбы на санях, отсюда и название «будочный рыболовный промысел». По площади времянки были не более 4-5 кв. метров, в них обычно ночевало от двух до четырех человек. Небольшой очаг давал лишь кратковременное тепло — рыболовы спали одетыми и обутыми. В лютый мороз им приходилось время от времени просыпаться, чтобы протапливать печь. На очаге готовили еду, кофе и чай. С собой у рыбаков были продукты из дома – хлеб, сливочное масло, сало. Свежую салаку, выловленную в море, поджаривали вместе с полосками сала – это было отменное блюдо!
Необходимую пресную воду рыбаки вытапливали из морского льда. Его добывали, выламывая ломом глыбы льда, и оставляли их на поверхности. Мороз и ветер «выпаривали» из них соль.
Извозчики привозили на лед снасти и дрова, и обычно увозили улов на побережье. Извозчики, перевозящие улов, всегда пользовались одним и тем же маршрутом. Если вьюга засыпала следы на льду, извозчик опускал поводья, позволяя лошади самой находить дорогу.
Зачастую за уловом приезжали оптовые скупщики и покупали рыбу прямо со льда. А рыбаки продолжали ловить рыбу до самой весны.
Рыбная ловля на льду – это тяжелая и изнурительная работа, намного более сложная и суровая, чем ловля в любое другое время года. Рыболовам приходилось проводить много часов на льду, доставая рыбу из сетей. Натянув полотнище на деревянные палки, они укрывались от студеного ветра. Замерзающие, леденеющие руки рыбаки время от времени смачивали водой в проруби.
Зимняя рыбная ловля была опасным промыслом, так как сильный ветер и мороз образовывали на льду полыньи. Бывали случаи, когда рыбаки с времянками и лошадьми вынуждены были долго дрейфовать на льдинах. И только случай помогал выжить!
Ежегодная добыча рыбы достигала 140-180 тыс. тонн в год – 4/5 его составляла салака.
В экспозиции музея можно увидеть разные принадлежности для лова рыбы: блесны и крючки, для сетей — грузила и поплавки из бересты, игла для починки сетей. Наиболее разнообразны в выставке грузила. Самое старое из них, это камень, оплетенный берестой (XVв.). Встречаются и камни, с просверленными для крепления отверстиями, более поздние и часто встречаемые керамические грузила.
Рыбу перерабатывали здесь же в Койвисто. В 1907 году в Койвисто на побережье и островах существовало несколько небольших коптилен и консервный завод.
Продавали свежую и копченую рыбу на местных рынках (Выборг, Котка, Петербург), а так же вывозили в государства Европы и даже в Америку. Салака из Койвисто была необычно вкусна и пользовалась хорошим спросом. И когда рыбаки привозили ее на рынок, то зазывали покупателей обычно таким приговором:
«Покупайте салаку!
Самую лучшую салаку –
Салаку из Койвисто!»
Покупали ее на «ура»!
Совсем не случайно в музее «обитает» игрушка — детеныш кольчатой нерпы.
Кроме рыболовства койвистовцы охотились на тюленей, четыре вида которых в описанные времена обитало в Финском заливе. Тюлени приносили большой урон рыбакам – съедали рыбу из сетей. Поэтому на них была разрешена охота и в результате, сегодня в районе Березовых островов сохранился всего один вид – балтийская кольчатая нерпа, которая обитала и обитает сейчас в районе островов Березового архипелага. На тюленей охотились для добычи жира. Жир нерпы подобен рыбьему жиру. Во времена поста корабли из Койвисто вывозили сотни бочек с жиром нерпы в европейские страны. А из шкурок зверька шили непромокаемую одежду для рыбаков и охотников.
В качестве кораблестроителей жители Койвисто заслужили самые высокие отзывы. Прославились они умением строить хорошие лодки и корабли. Такие мастерские находились в Хумалийоки и в деревне Киискиля (хозяин М. Пелтонен).
В Хумалийоки (Ермилово) и на острове Койвусаари (Б. Березовый) в деревне Эстиля были две крупные верфи, со стапелей которых сходили 3-х-мачтовые красавцы — корабли: «Койвисто», «Венус», «Бьерко», «Иоганнес» и многие другие. Суда имели необычную форму днища, что придавало им небывалую устойчивость на воде, и кораблям покорялись океанские глубины. Наивысший расцвет судостроения в Койвисто был накануне 1-ой Мировой войны. Перебазировавшись после войны из Койвисто в Раума АО «Холлминг» продолжает и сейчас строить суда.
Еще в XVII в. койвистовцы владели почти четвертью финского торгового флота. Шкиперы из Койвисто бороздили водные просторы от Ладоги и Северного залива до Риги и Германии. Из Койвисто везли зерно, лес и пиломатериалы, деготь и мех. В больших количествах вывозили из Койвисто рыбу. При возвращении везли соль и известь. В XVIIIв. в строящийся Петербург койвистовцы на своих судах везли бревна, камни и песок.
В Финском Койвисто — множество причалов, куда приставали лодки, катера, яхты. С церковного причала морским транспортом можно было добраться до любого из островов Березового архипелага, а также в Вийпури (Выборг), Уурас (Высоцк), Ремпетти и в Петербург. При чем, пароходом из Выборга в Койвисто добирались за 3часа 45 минут. ФОТО
Перевозками в Койвисто занималось несколько пароходных компаний. Конкуренция между ними была очень большой, так что рейсов было несколько десятков и интервалы между ними были небольшими. С интервалом в четверть часа отходили суда на Выборг или ближайшие острова.
Удобная гавань, защищенная островами, рядом с оживленным торговым путем в Петербург и далее к Неве способствовало тому, что в 1896 году в Койвисто началось строительство государственного порта. О порте в Койвисто следует сказать особо, поскольку он был вторым портом Финляндии и, очевидно, имел самый большой в стране пристанционный участок пути. Государство построило в 1924 году две пристани: Главную каменную и деревянную для «Суурсаари». Остальные грузовые причалы построили частные фирмы, на пример, АО «Питкяранта».
Первоначально порт находился в распоряжении управления железных дорог, но в 1927 году он перешел в управление по мореходству. По предложению государственного портового комитета его площадь была расширена, и были проведены насыпные работы, облегчающую погрузку пиломатериалов. Также в порту был назначен капитан порта и установлен порядок его работы.
Порт стал центром, вокруг которого сосредоточилось развитие поселка Койвисто.
Огромный объем экспорта леса и пиломатериалов из ладожской Карелии и со всего Карельского перешейка обслуживался портом Койвисто, а так же импорт каменного угля и товаров различных промышленных предприятий проходил через этот порт. Компания «Питкяранта Оу» (Disen Wood), занимавшаяся экспортом пиломатериалов, привозила их в Койвисто из Питкяранта по железной дороге или по водной системе реки Невы и Саймы через Сайменский канал.
Заготовка древесины, ее переработка и продажа пиломатериалов так же приносили жителям Койвисто большой доход.
Лесопилки располагались по всему побережью: в Хумалийоки и Макслахти, на мысу Кирккониеми (Светлый) в Койвисто были расположены 3 крупные лесопилки и склады фирмы Холминг, а так же небольшие пилорамы семей Курки, Айроли и Франца Койвисто. Пиломатериалы складировались в порту, затем на судах отправлялись за границу, в том числе Англию и Данию.
В волости Койвисто имелось и второе место загрузки леса, которое было известно еще задолго до строительства железной дороги Выборг – Койвисто. Это гавань в Макслахти (точнее Ремпети), которая была самой большую в стране гаванью по вывозу круглого лесоматериала. Фото
Железнодорожное сообщение с Терийоки (Зеленогорск) было открыто в 1916 году и Выборг – Койвисто в 1926 году. Койвисто стал крупным транспортным узлом. В 25 году было построено и 2х-этажное кирпичное здание вокзала со станционными постройками. К сожалению, в период советско — финляндской войны здание вокзала было разрушено во время бомбежек.
Поскольку железнодорожная станция находилась не так близко от поселка – в 2 км., а поезд и автобус до Выборга ходили с одинаковой скоростью, пассажиры отдавали предпочтение автобусным перевозкам. Время автобуса в пути – 1 час 15 минут.
В 1928 году Тойво Томмола основал компанию по междугородным перевозкам «Койвисто Авто Оу». В 1931 году Т. Томмола приобрел две кабины автомобилей «Форд» с рамами, к ним пристроили салоны на 16 человек.
Автобусом компании «Койвисто Авто Оу» можно было доехать до Куолемоярви, Вийпури, Мурила (Высокое), Иоганнес (Советский) и Куоккала (Малышево), а с 1938 года открылась линия до Кивеннапа (Поляны) и Ватнуори (Моряково).
В 1935 году компания построила в Койвисто автобусный вокзал. В нем был ресторан второго класса, небольшая гостиница, а также ремонтные мастерские компании. Вокзал располагался справа от поселкового магазинчика (нынешнее кафе «Каламбур» примерно, на месте современного «Выборгбанка»).
В выставке можно увидеть фотографии: семья Т. Томмола, автовокзал, расценки на проезд, и, найденный мальчишками уникальный фирменный знак компании «Койвисто Авто Оу». Сегодня автобусы фирмы Койвисто Авто Оу можно встретить как в Финляндии, так и в Выборге. ФОТО
С помощью приморчан нам удалось собрать небольшую коллекцию кухонной утвари и посуды.
Удивляют стеклянные банки для круп, подаренные музею Т. Михницкой. Эти банки из довоенного финского Койвисто закрывались — закручивались металлическими крышками, с которыми мы познакомились лишь в 70-х годах.
Необычная чашечка с веселой мордашкой — оказывается не для питья кофе! В ней мужчины сбивали пену для бритья. В тоже время веселая мордашка задавала хорошее настроение на весь день. Об этом нам поведала одна финская пара. ФОТО
Тарелочка для сыра, на которой изображен водопад в Иматра.
Суповая тарелка из сервиза фирмы «Арабиа». На тарелке изображена целая сюжетная картинка: работающая мельница, на заднем плане – кирха, и лодочка с рыбаками – на переднем плане. Конечно, этой тарелкой пользовалась финская семья. А нам ее подарила Данилова Антонина Николаевна. Она приехала в Койвисто в 1944году как инструктор по переселению. Жила она с подружкой в общежитии, жили бедно. В хозяйстве – две ложки и кастрюля, ни одной тарелки! По талону, полученному в горисполкоме Койвисто, подружки приобрели по тарелке в магазине (современное кафе «Каламбур»), куда собирали все вещи и предметы, из домов, оставленных финскими жителями. Эта тарелка, пусть и с трещиной, напоминала Антонине Николаевне о ее молодости. С грустью расставалась она с тарелкой. Давно ушла из жизни Антонина Николаевна, а у нас в музее есть такой великолепный экспонат и его история.
Что за необычные чайники с «юбочками» в нашей экспозиции! Чайники для кипячения воды на печке типа «голландка». Вы снимаете пару кружков с плиты и ставите туда чайник. Чайник держится на «юбочке», а почти 2 см его опускаются ниже плиты ближе к огню, тем самым ускоряя закипание воды. А на носике – крышечка, которая будет звенеть, сообщая вам, что чайник закипел.
В коллекции стеклянных бутылок, что хранятся в нашем музее, можно увидеть разнообразные бутылки из-под вина и лимонада, из-под мясного соуса, пивные бутылки разной формы с керамическими крышками Выборгского пивного завода.
Во второй половине 19 века в Финляндии начали основываться народные школы. Сеть их увеличивалась и к концу 30х годов XX в. в большинстве деревень прихода Койвисто имелись свои народные школы, дававшие начальное или 7-летнее образование. Школы были открыты в поселке Койвисто, Макслахти, Раутанен, Хумалийоки, в деревнях на островах — Эстиля, Ингертиля, Тиуринсаари, Ванхакуля, Партиала, а так же в деревнях на полуострове Киперорт (Кузнечный): Маннола, Куркела, Киискиля (Орлино) и другие. Наряду с народными существовали школы, открытые при церквях. При некоторых школах были открыты интернаты — дети из дальних деревень могли оставаться здесь на неделю. В Раутанен (Зайчихино) был открыт Детский дом.
В 1921 году в Койвисто — поселке открылась гимназия.
На 1930 год в школах обучалось 1570 учащихся, а в 1939 году — 1770.
В 1907 -1908 годах в Койвисто открылась и сделала первый выпуск 25 человек Школа морских капитанов. За 11 лет Школа выпустила 156 человек. Преподавали в Школе Фредерик Вильгельм Нуроос и Карл Август Ахто — в прошлом капитаны с большим морским стажем.
Для обучения молодых девушек домоводству повсеместно создавались отделения женского общества «Мартта», а позднее — отделения Союза женщин Финляндии. Эти организации стремились с помощью курсов, лекций, выставок воспитать умелых хозяек и вырастить работящих, активных людей.
Все общественные организации, а так же просветительские учреждения имели собственные дома, построенные с помощью и на средства жителей тех деревень, где они располагались.
Молодежные театры существовали в Макслахти, Хумалийоки, и в Куркела. В Алвати (Южная деревня) на Пийсаари — певческие хоры.
Спортивные молодежные общества были основаны почти в каждой деревне: женская команда гимнасток — в Раутанен, мужская команда гимнастов — в Койвисто. Молодежные общества были организаторами всевозможных соревнований; заезды на велосипедах, различные соревнования бегунов ( кросс, марафон, эстафета), волостные соревнования добровольных пожарных дружин, лыжные старты.
В каждой деревне была своя небольшая церковь или молильный дом. На праздничные мессы вся округа съезжалась в Койвисто в кирху, чтобы послушать орган и полюбоваться великолепными витражами.
На такие собрания прихожане обычно принаряжались, и то тут, то там мелькали, вынутые по случаю праздника из сундуков, старинные нарядные костюмы местности Койвисто.
Такой костюм представлен и в выставке нашего музея Женский костюм – koiviston kansalis puko является жемчужиной коллекции «Финский Койвисто». Костюм подарили обществу «Приморск – Койвисто» друзья из Финляндии: члены общественных организаций «Койвисто» и «Российско-Финская дружба». Выполнила костюм мастерица Рая Торккели. ФОТО
Среди бытовых предметов следует обратить внимание, на найденную на одном из островов, дверную табличку «Ommi Patonen». Несколько лет назад в музей пришел финский турист, и сказал, что его дядя Ommi Patonen жил на острове Большой березовый.
Курительные принадлежности: наиболее старые кусочки трубок для табака – дошли до нас с петровских времен, пачку из-под сигарет «Saima» нашли на чердаке кирхи, разнообразные пепельницы удивительных форм.
Детские игрушки и женские украшения.
Медицинская посуда. Среди нее удивляют притертые крышки для медицинских флакончиков. Крышечки напоминают головы ушастых зайчат. По одной и другой стороне крышки – ложбинка – и, не открывая флакончика, можно накапать нужное количество капель!
А еще в выставке есть небольшой тюбик из-под мази с надписью «Koiviston Apteek, Apoteket Biёrko». Мазь изготовили и продали в аптеке, которая находилась на месте, где сейчас расположен магазин «София». Несколько лет назад музей посетили родственники хозяина аптеки. Они были очень рады увидеть этот тюбик в выставке. А нам подарили план дома, где располагалась аптека. Оказывается, в одной половине дома семья жила, а в другой располагалась аптека.
В выставке представлена женская блузка. Интересна не сама блузка, а пуговки, пришитые на нее. Блузку подарила музею Каарина Тервехартиала. Она родилась в Койвисто в 1924году, в 1939 г. окончила церковную школу. На выпускном вечере на ее платье были эти самые пуговички. В память о Койвисто она пришила их на блузку, и в каждый свой визит в Приморск одевала блузку. Однажды, она рассказала нам эту трогательную историю, и по нашей просьбе – подарила блузку музею.
После военных событий 1939-1940 г.г., а затем и 1941-1944г.г. жители Койвисто — финны были эвакуированы и расселены в 13 приходов Финляндии: Порвоо, Хамина, Турку, Мянтсяля, Лахти, Кархула, Раума, Коувола, Хельсинки, Аскола, Сало, Тампере, Пернио.
В 1948 году было организовано финское общество «Койвисто» -бывших жителей этих мест финнов. Приморчан связывают с ними теплые дружеские отношения.
Колотова И.Н.
Директор МБУК «Приморский краеведческий музей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Березовское- Бьерке – Койвисто- Приморск. — С-П: ИПК «ВЕСТИ»,1998 г.
Балашов Е.А. Карельский перешеек: Земля неизведанная.ч.5. Западный сектор: Койвисто(Приморск).-С-П:КультИнформПресс, 2002г.
Прибалтийско-финские народы. История и судьбы родственных народов.- Ювяскюля: »Атена», 1995 г.
Koivisto — Porvoo: Koivikko-Saatio, 1953.
Тойво Тикка. Рёмпётти. Портовая деревня в волости Койвисто. Историческое исследование и воспоминания о деревне Рёмпётти, относившейся к волости Койвисто. Перевод с финского языка Дмитриевой Н.В. 2011 год.
primorskmuseum.ru
Кирха Святой Марии Магдалины в Койвисто
На Карельском перешейке, на побережье Балтийского моря, расположен город Приморск. В прошлом он назывался Койвисто. В наши дни это типичный провинциальный городок с серой застройкой советского периода. Но издалека виден острый готический шпиль. Как он оказался здесь, каким чудом сохранился?
Все статьи о поездке: Автопутешествие по Тверской, Новгородской, Ленинградской областям и Карелии 2018
Кирха Святой Марии Магдалины в Койвисто
История Койвисто — Приморска
Первое летописное упоминание о селении, которое называлось Березовское, или Березовое, относится к 1268 году. Эти земли принадлежали новгородцам, но по Ореховскому миру 1323 года отошли шведам. Поселение было переименовано в Бьёрке (швед. Björkö) — «березовый остров». После подписания Ништадтского мирного договора в 1721 году, завершившим Северную войну, эта территория оказалась в составе Выборгской провинции Российской империи (с 1744 года — Выборгская губерния). В 1812 году Выборгская губерния была включена в Великое княжество Финляндское.
Берег Балтийского моря в Койвисто (Приморске)
Основное население Койвисто составляли финны. Шведские и, тем более, русские семьи встречались реже. Большинство местных жителей круглый год занималось рыболовством, в основном добывали салаку. Это было опасным делом, особенно зимой. Свежая и копченая салака из Койвисто высоко ценилась и поставлялась не только в Выборг и Санкт-Петербург, но и шла на экспорт в Европу и даже в Америку. Кроме того, местные жители охотились на тюленей, из которых добывали жир, а из шкур шили практичную одежду.
Панорама Койвисто, 1930-1939 годы
Местные жители славились в качестве искусных кораблестроителей и шкиперов. Благодаря удобной гавани, защищенной островами, Койвисто был выбран для строительства государственного порта, ставшего со временем вторым по грузообороту в Финляндии. Отсюда шли на экспорт пиломатериалы, каменный уголь и промышленные товары с Карельского перешейка и Ладожской Карелии.
Порт в Койвисто
В 1916 году было открыто железнодорожное сообщение с Терийоки (Зеленогорском), а в 1926 году — с Выборгом, что превратило Койвисто в крупный транспортный узел. К сожалению, красивое здание железнодорожного вокзала 1925 года постройки было разрушено во время бомбежек в Зимнюю войну.
Здание железнодорожного вокзала в Койвисто
Грянула Октябрьская революция. Согласно Тартускому мирному договору 1920 года, город отошел к получившей независимость Финляндии и получил финское название Койвисто — Березовый.
Улица в Койвисто
В 1939 году между СССР и Финляндией разразилась война, по результатам которой в 1940 году Карельский перешеек и Северное Приладожье вошли в состав СССР. Койвисто оказался на советской территории. Финнам было приказано покинуть свои дома и уехать в Финляндию. На бывшие финские земли переселили советских граждан. Осенью 1941 года Койвисто вновь был занят финскими войсками, но весной 1944 года они оставили город окончательно.
Окрестности Койвисто, картина в Приморском краеведческом музее
В 1948 году Койвисто был переименован в Приморск. Вплоть до 1990-х годов он оставался закрытым приграничным городом с жесткой пропускной системой.
Современная застройка Приморска
Диорама Койвисто
История кирхи Святой Марии Магдалины в Койвисто
Первое письменное упоминание о приходе Койвисто относится к 1575 году. Однако церкви здесь строились и ранее, на островах. Первая кирха была построена в XIV веке на острове Суокансаари (ныне — Северный Березовый). Во времена шведского владычества на острове Кирккосаари (ныне — Большой Березовый) была построена вторая церковь. Третья кирха была поставлена на мысу Кирккониеми (ныне — мыс Светлый).
В 1706 году началось строительство четвертой кирхи, на этот раз — на материке. Это была временная деревянная церковь. Она простояла до 1763 года, когда была освящена пятая по счету кирха в Койвисто — рубленая церковь с двускатной крышей, осмоленная снаружи и окрашенная изнутри. В 1775 году рядом с ней по проекту мастера Бломгрена была возведена деревянная колокольня, которая погибла в Великую Отечественную войну. Император Александр III подарил деревянной кирхе новую люстру, а прежнюю велел отправить в этнографический музей.
Население Койвисто росло, и со временем кирха перестала вмещать всех прихожан, к тому же она изрядно обветшала. Поэтому в 1900 году рядом с ней заложили новую каменную кирху, шестую по счету. Старая деревянная церковь была разобрана и перевезена в Выборг. Там её заново собрали на улице Валтакату (ныне Приморская), близ пересечения с улицей Гагарина. Она сгорела в зимнюю советско-финскую войну 1939-1940 годов.
Новую кирху освятили 18 декабря 1904 года. Она была построена в стиле финского национального романтизма по проекту финского архитектора Йозефа Стенбека (1854–1929). Всего по его проектам на территории Финляндии и Карельского перешейка было сооружено 35 лютеранских церквей, из которых до наших дней сохранились 33. Три из них находятся на территории России: церковь Преображения Господня в Зеленогорске, церковь Святой Марии Магдалины в Приморске и кирха в Мельникове. Еще одна кирха, в Пионерском, утрачена в 1975 году.
Каменная кирха и деревянная колокольня в Койвисто
Здание кирхи имеет в плане форму креста. Его длина составляет 37 метров, ширина — 28 метров, высота шпиля — 60 метров. Наружные стены сложены из местных пород гранита, имеющих красновато-коричневый оттенок, внутренние — из кирпича. Крыша первоначально была крыта немецкой черепицей, замененной финнами в 1941 году гальванически обработанными металлическими листами. Новая кирха, рассчитанная на 1800 мест, могла вместить всех прихожан.
Вход в кирху Святой Марии Магдалины
Шпили кирхи
Лютеранская церковь Святой Марии Магдалины
Лютеранская церковь Святой Марии Магдалины
Лютеранская церковь Святой Марии Магдалины
В сентябре 1905 года император Николай II посетил Койвисто и пожертвовал церковному приходу 22.500 марок. На эти деньги в Финляндии на фабрике в Кангасала был изготовлен орган на тридцать один регистр. Переднюю панель органа украшала медная чеканка со сценами охоты по эскизу Стенбека, работа мастера Илмари Хелина.
Орган в кирхе Святой Марии Магдалины
Внутреннее убранство кирхи было нарядным. В кирхе хранился макет парусника 1785 года, перенесенный сюда из старой кирхи (сейчас он находится в Финляндии). Жена архитектора Анна Стенбек написала большую настенную фреску «Тайная вечеря». В 1928 году известный витражист Леннарт Сегерстроле в окне западного фасада создал витраж на библейскую тему «Христос и 4 ангела», ставшую самым большим по площади витражом того времени в Финляндии — 46 кв.м. На алтарном окне был изображён сюжет явления воскресшего Христа Марии Магдалине. Южное окно украшал витраж Лаури Вялкке «Пётр и Павел».
Алтарь кирхи Марии Магдалины
Скамьи в кирхе были дубовые, резные, ручной работы. Со сводчатого потолка свешивалось 10 хрустальных люстр, 5 из которых дошли до настоящего времени и находятся в Финляндии. В дар приходу Койвисто из Швеции были переданы золотые литургические сосуды, изготовленные в 1777 году в Стокгольме при короле Густаве III.
Богослужение в кирхе Марии Магдалины
В 1940 году, после того, как Койвисто вошел в состав СССР, в кирхе Святой Марии Магдалины разместились Дом культуры и конюшня, проводились собрания переселенцев. В начале Великой Отечественной войны церковь серьезно пострадала от советского снаряда, который пробил крышу и разорвался внутри. Осенью 1941 года, когда финны снова заняли Койвисто, кирху отремонтировали, возобновились службы.
Кирха в Койвисто
Под натиском Советской армии весной 1944 года, финны покинули Койвисто навсегда. В здании кирхи открыли клуб моряков. Резные скамьи были перевезены в городской кинотеатр на Комсомольской улице.
В период военного лихолетья пропал орган. Предполагают, что он был утрачен в период с 1939 по 1941 год. Куда он исчез, доподлинно неизвестно. То ли вывезли в Кронштадт, то ли расплавили на грузила… Достоверных сведений нет, и это стало причиной возникновения различных слухов и домыслов. Так, в начале 90-х годов милиция задержала финна, что-то разыскивающего в Приморске. Им оказался Тойво Кансанен (Кансанахо) — последний пастор прихода Койвисто. Он признался, из-за изменившейся местности вокруг кирхи не может найти то, что искал. Некоторые считают, что бывший пастор искал орган, который финны спрятали где-то в окрестных лесах.
Также существует легенда о дочери пастора Тойво Кансанена, которая не захотела покидать Койвисто во время эвакуации и, приковав себя в колокольне кирхи, из снайперской винтовки стреляла по наступавшим балтийцам.
В 1948 году, по просьбе местных комсомольцев в кирхе организовали Дом культуры. Здание было отремонтировано и разделено на отдельные помещения, все следы принадлежности к религии были уничтожены. Алтарное окно заложили. Кресты, которые считали золотыми, но на самом деле оказались покрытыми медью дубовыми, сбили.
Заложенное окно алтаря
В 1990-е годы бывшая кирха использовалась нецелевым образом. В разное время её занимали бар «Харви», дискотека, магазин. Все это нанесло зданию серьезный ущерб. В наши дни кирха находится в весьма плачевном состоянии, денег на её капитальную реконструкцию нет. Выделенных неравнодушными людьми средств хватает лишь на текущий ремонт самого необходимого.
Приморский краеведческий музей
В 1996 году в малом зале бывшей кирхи разместился Приморский краеведческий музей, занимавший до того другие помещения. Во время нашего посещения мне посчастливилось пообщаться с его директором — Колотовой Ириной Николаевной. Благодаря её рассказам и пояснениям, история Койвисто — Приморска перестала быть абстракцией. Своим внутренним взором я увидела конкретных людей, многие поколения которых жили здесь, приумножали богатство небольшого, но очень живописного города, а потом волею судьбы были вынуждены покинуть эти края, оставить свою родину и могилы предков навсегда. Предметы быта, хозяйственная утварь и одежда позволяют разглядеть характер местных жителей.
На пианино — финская игрушка: детеныш кольчатой нерпы
Традиционные орудия рыболовства жителей Койвисто
Предметы быта жителей Койвисто
Праздничный костюм жительницы местности Койвисто
Свистелки
Каповая чаша, которую изготовил Онни Карвонен в Северной Карелии в часы досуга в 1943 году. Она была отправлена полевой почтой его сестре Сенья Мякинен в поселок Кийскиля
Экспозиция Приморского краеведческого музея
Экспозиция Приморского краеведческого музея
Другая часть музейной экспозиции посвящена самым трагическим страницами истории русского и финского народов — зимней советско-финской и Великой Отечественной войнам.
Карта наступления советских войск на Карельском перешейке в 1944 году
Двигатель авиационный РОН-120
Парус и крест
В 1992 году у северного фасада кирхи, где некогда было воинское захоронение, установили памятник «Парус и крест», выполненный по проекту уроженца Койвисто, скульптора Алпы Саало (1877-1955). Крест символизирует память о погибших здесь русских и финнах, военных и гражданских, а парус — дружбу между русским и финским народами.
Памятник «Парус и крест» в Приморске (Койвисто)
Информация для путешественников и карта
- Адрес МБУК «Приморский краеведческий музей»: 188910, Ленинградская область, Выборгский р-н, г. Приморск, ул. Заводская, д. 5.
- Телефон/факс: 8 (81378) 75 221
- E-mail: [email protected]
- Сайт: primorskmuseum.ru
- Часы работы: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30). Воскресенье — выходной день (экскурсии и мероприятия проводятся по предварительным заявкам, группа от 10 человек).
Использованные материалы:
- Сайт МБУК «Приморский краеведческий музей»
- Колотова И.Н. Финский рыбацкий Койвисто // Карельский перешеек. Страницы истории. Книга первая. СПб., 2017. С.370-388
- Николай Рисак. Финский Koivisto — русский Приморск. Один город — два лика.
© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
anashina.com
Бьёрке – Койвисто – Приморск: amsmolich
Шведы эти острова назвали Бирка (Бьёрке), что значит берёза. Также можно встретить названия Биёркё, Бирке, Беркё, Берке и Бъэрк-э. Финны называли это место так же (по-фински Койвисто). Территория волости занимала полуостровное положение. История Бьёрке связана с морем.Открытой воды в этих местах почти не видно, вдоль побережья много островов. Здесь могли укрываться суда от любых штормов, а берег такой, что позволял кораблям свободно пришвартовываться к берегу. Примерно в X-XI веках в этих местах появилась меновая торговля купцов с местными жителями.
Первый раз Бьёрке упоминается в немецких летописях в 1268 году как складское место Ганзейского союза. Название Бьерке фигурирует в проекте договора, заключенного между немецкими и голландскими купцами и новгородцами. Немцы и голландцы просили новгородцев обеспечивать им защиту на пути из Бьёрке в Неву, но новгородцы обещали протекцию только начиная от острова Котлин.
Интересно, ганзейские купцы не пользовались компасом. Поскольку Бьёрке был расположен на пути ганзейских купцов, то шкиперы, из года в год проходящие по одним и тем же маршрутам и промерявшие глубину хребтов и омутов морского дна, так наглядно представляли себе всю картину моря, что на основе двух-трех замеров могли определить расположение судна в море, даже если суши и не было видно. Все данные собирались и на их основе составлялись морские карты.
До Ореховецкий мира (1323) ни одно из государств не облагало жителей Бьёрке налогами, так как до этого момента ещё не существовало четкой границы между западом и востоком. Но после заключения договора Карельский перешеек был разделен надвое. Жители Бьёрке оказались шведскими подданными. В 1293 году был основан Выборг , туда стали возить камень, песок и другие строительные материалы.
Наряду с развитием мореходства в Бьёрке стало развиваться рыболовство. Немецкие купцы экспортировали рыбу в Эстляндию.
Массовому уничтожению жители Бьёрке подвергались в 1570-1572 годах, в 1582 и 1592 годах. В 1581 году острова Бьёрке служили морской базой шведскому флоту, когда Понтус Делагарди возглавлял поход на Нарву .
После столетия истребительных войн с заключением Столбовского мира для жителей Бьёрке начался почти вековой период мирной жизни. Но тяжелая рекрутская повинность и налогообложение продолжались, так как Швеция сражалась в 1620-е и в 1650-е с Польшей, в 1630-1640-х годах участвовала в 30-летней войне с Австрией. Кроме того, Швеция воевала с Данией в 1640-1650-х годах, и понесла огромные потери в 1670-х годах.
Следующее упоминание о Бьёрке относится к 12 марта 1710 года, когда граф Ф.М. Апраксин с 13-тысячным корпусом пехоты и кавалерии прошел по льду Финского залива с острова Котлин до Выборга. В том же году состоялся переход флота от острова Котлин до Выборга. Флот был разделен на три отряда: корабельным командовал вице-адмирал К.И. Крюйс, галерным – контр-адмирал И.Ф. Боцис, отрядом шняв – Петр I (под именем Петра Михайлова). Выборг был взят . В память о тех событиях один из островов Березовского архипелага, два пролива и поселок были названы Петровскими.
В 1719 году был учрежден караул н Большом Березовом острове, чтобы суда, следовавшие из Петербурга к Выборгу, «не приставали к проходившим чужестранным судам и товаров тайно не провозили».
В 1720 году вице-адмирал Корнелиус Крюйс получил Бьёрке в пожизненное владение.
В 1817 году эти земли были возвращены в казну.
У нас интересно преподают историю. Некоторые думают, что Крымская война была исключительно в Крыму. Меж тем в начале лета 1855 года к Березовым островам подошел английский флот, который напал на порты Балтийского моря. Англичане предполагали использовать Бъёрке-зунд для создания военно-морской базы для блокады Кронштадта. На берег высадился десант. Подойти к Петербургу они не смогли, но жители побережья очень пострадали от военных действий. Кстати, Петербург был тогда не защищен с севера, никто не предполагал нападения с той стороны. Поэтому после войны было начато строительство укреплений. Позже эти укрепления использовал Маннергейм, так что он не на пустом месте и не с нуля строил свою защитную линию.
Бьёрке оказалось в крайне выгодном положении, находясь на расстоянии 100км от Петербурга и 50км от Выборга. Финляндия была защищена таможней, но в то же время могла сбывать свои товары в России. В Петербург возили камень, песок и сваи для строительства. Кроме того в Петербурге были хорошо оплачиваемые рабочие места. Город богател и процветал, численность населения увеличивалась. Основными занятиями было рыболовство, судостроение и судоходство. В 1914-1916 годах была построена железная дорога Терийоки – Бъёрке.
В 1920 году Бьёрке был переименован в Койвисто.
С портом Койвисто связана одна удивительная история вынужденного кругосветного путешествия петроградских детей. Зимой 1918 года представитель американской миссии Красного Креста Бремхолл вывез из голодающего Петрограда почти 800 воспитанников одной из колоний. Их путь лежал за Урал, но волею непредвиденных обстоятельств группа детей оказалась на Дальнем Востоке, затем на японском корабле «Йомимару» они отправились в Америку (Сан-Франциско – Нью-Йорк). Узнав, что их хотят оставить на постоянное жительство во Франции, воспитанники потребовали возвращения в Россию. На том же корабле их переправили в Финляндию. Осенью 1920 года они высадились в порту Койвисто, чтобы проследовать оттуда в санаторий «Халила». 25 января 1921 года последняя партия детей была отправлена в Петроград.
Из архива Кати Козловой : «Близко к берегу пароход не мог подойти, приходилось грузить на баржи, с барж , перегружали в вагоны финской железной дороги, доставили в Уссикирко. Йомей-Мару не разрешили подойти к Петрограду из-за политических соображений. Финны были настроены враждебно. Пришлось пароход выгружать в Киойвисто, а потом по железной дороге до станции Уссикирко в санаторию Халило. В Петроград мы поездом, отдельными группами доезжали до станции Белоостров, у погранзоны американская администрация передавала нас родным, приехавшим из Петрограда на встречу».
Разгрузка парохода Йоме-Мару в Койвисто:
В 1920-1930-х годах количество судов сократилось, торговый флот никогда уже не смог достичь уровня 1910 года. Людям пришлось искать работу в других регионах Финляндии. Промышленность была развита слабо. Имелись лесопильные заводы, ремонтно-механические мастерские, рыбозаводы и мельницы. В 1924 году была построена железная дорога Койвисто – Выборг. В порту была сооружена 100-метровая каменная пристань.
В 1944 году бои за овладение Бъёркским архипелагом носили ожесточенный, но кратковременный характер.
После войны эти места стали заселятся переселенцами из Саратовской, Вологодской и Смоленской областей, а также из Белоруссии и с Украины. Переселенцам была предоставлена работа, связанная с рыбной ловлей и переработкой рыбы. Открылись текстильная фабрика и звероферма. В конце 1950-х годов в Приморске началось строительство секретного объекта, специализирующегося на космической технике. В Приморск из Москвы и Ленинграда стали съезжаться высококвалифицированные инженеры и химики. Началось строительство многоэтажек, по дорогам забегали «Москвичи» и «Волги». В 1959 году в Приморске проходили ходовые испытания первого в мире атомного ледокола «Ленин». В 1990-е годы Приморский НТЦ РКК «Энергия» был закрыт. В 2001 году начал работать нефтеналивной порт.
Продолжение будет.
amsmolich.livejournal.com
Приморск (он же Берёзовское, Бьёрко и Койвисто)
Маленький городок с населением 6 тысяч жителей неподалёку от Выборга на берегу Финского залива. Расположен на территории Старой Финляндии, то есть бывшей финской территории, отошедшей к СССР в 1940 году. В транспортном плане город довольно труднодоступен. Два раза в сутки через него проходит дизельный поезд Зеленогорск-Приморск-Выборг, регулярным автобусным сообщением Приморск связан с Выборгом и менее регулярным (4 автобуса в день) — с Питером. Главной достопримечательностью Приморска является, безусловно, финская кирха.
Село Берёзовское, впервые упомянутое в летописях в 1268 году, основано было предположительно новгородцами, а по Ореховецкому мирному договору 1323 года, отошло к Швеции и получило название Björkö, являющееся калькой названия Берёзовское на шведский язык. В составе Швеции Бьёрко (название приходится писать с буквой О на конце, так как двух букв Ё быть не может даже в иностранных словах) был торговым городом на берегу моря, и, кстати, название старорусской единицы измерения берковец (10 пудов), произошло именно от названия этого города. В составе России западная часть Карельского перешейка оказалась во время Северной войны. В период нахождения в составе Российской Империи — как до присоединения к Финляндии, так и после него, город имел три названия: Берёзовое, Бьёрко (Бьёрке), а также финское название Койвисто (Koivisto). Любопытно при этом, что все три названия обозначают одно и то же. В сентябре 1905 года город посетил император Николай II, оставив в дневнике записи:
«
14-го сентября. Среда. В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьёрке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем наши отрядом…
16-го сентября. Пятница. Встали рано. В 10 час отправился на миноносец «Грозящий», который снялся с якоря и пошёл к выходу в море. Долетели до острова Рондо и вернулись к якорной стоянке в час и 5 мин.
17-го сентября. Суббота. Съехали на берег и посетили в Койвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной. Осмотрел ещё лесопилку.
»
2.
В начале Первой Мировой войны было принято решение о строительстве железнодорожной ветки Териоки-Койвисто, которая уже в период нахождения Карельского перешейка в составе независимой Финляндии была продлена до Выборга. Во время советско-финской войны Койвисто был занят Красной армией в феврале 1940 года, а по Московскому мирному договору вошёл в состав СССР. Во время Великой Отечественной войны здесь находились финские войска со 2 сентября 1941 года по 18 июня 1944. 1 октября 1948 года Койвисто был переименован в Приморск. До начала 1990-х годов Приморск находился в погранзоне, и доступ сюда был серьёзно ограничен.
3. Финский залив. Приморск расположен не на открытой части залива, а за архипелагом Берёзовые острова.
В 2000 году в Приморске был открыт нефтеналивной торговый порт, ставший местом работы для большинства жителей городка.
4. Центр города выглядит в основном вот так:
5. В окрестных лесах, как я успел заметить по дороге из Выборга на автобусе, много крупных валунов. Иногда они попадаются и в городском пейзаже:
6. Даже тут встречается дублирование вывесок на финском языке:
7. Самая главная достопримечательность Приморска — это гранитная кирха. Построена в 1902-1904 годах по проекту архитектора Йозефа Стенбека (он же автор кирх в Териоки (Зеленогорске) и Ряйсяля (Мельниково)). 18 декабря 1904 года кирха была освящена в честь святой Марии Магдалины. Кирха построена в стиле северного модерна, а основным мотивом её архитектурной композиции служат возвышенные остроконечные формы.
В 1905 году, посетив Койвисто (упомянуто выше), Николай II пожаловал приходу 22500 финских марок (напомню, в автономном Великом княжестве Финляндском была своя валюта), на которые для храма был изготовлен орган. Согласно местной легенде, в начале Зимней войны финны орган не вывезли, а спрятали в местном лесу. Попытки найти орган неоднократно предпринимались, но оказывались безуспешными.
8. Фото кирхи в 1930-е годы. Колокольня была разрушена попаданием снаряда в 1941 году.
Существует легенда, согласно которой после эвакуации населения Койвисто в начале Зимней войны дочь последнего пастора кирхи Тойво Кансанена не желала покидать родной дом, взяла снайперскую винтовку, приковала себя цепью к стене кирхи и стреляла по наступающим с моря советским матросам.
9.
После войны в кирхе разместился дом культуры. Несколько десятков лет здание не реставрировалось и постепенно ветшало, а полностью восстановлено было лишь в последние годы. С 1996 года в одном из залов кирхи располагается краеведческий музей.
10.
11, 12. Интерьеры кирхи в 1930-е годы:
Автор витража — финский художник-витражист Леннарт Сегерстроле. Витраж выполнен в 1928 году.
13.
14.
15. В 1992 году возле кирхи был поставлен памятник «Парус и крест» в память о погибших финских и советских воинах и в знак дружбы между Россией и Финляндией. Автор памятника — финский скульптор Алпо Сайло, уроженец Койвисто.
16. Вид от пирса:
И ещё немного города.
17. Памятник герою Советского Союза Николаю Лебедеву, погибшему в 1944 году в морском бою с финнами у Койвисто.
Последующие фотографии, к сожалению, получились смазанными, так как я перебрал с выдержкой.
18. Мемориал Великой Отечественной войне:
19. Свежепостроенная православная церковь Новомучеников и Исповедников Российских:
20. А вот и железнодорожная станция, которая, вкупе со всем тем, что рядом с ней расположено, создаёт впечатление глухомани. Однопутная неэлектрифицированная дорога, по которой дизель ходит два раза в сутки. На станции — ни души.
21. Здание вокзала тоже имеется, но, как я понял, не используется по назначению. Между прочим, образец финского модерна начала XX века. Только ракурс для снимка я неудачный выбрал, — и здание плохо видно, и ещё и мусор на переднем плане (о том, что де при финнах такого не было, я слышал уже много раз, поэтому писать об этом не надо).
22. А вот так выглядит местность рядом с железной дорогой:
В целом сам город оставил довольно странные впечатления. Вроде бы город, а вроде бы просто посёлок, — больно уж маленький. Кирха впечатлила очень сильно. Жаль только, что не удалось прокатиться на зеленогорско-приморском дизеле. Но, впрочем, ещё доведётся. А ещё, кстати, в Приморске какие-то злые собаки. Видимо, близость границы сказывается. 🙂 Но, пожалуй, самая удивительная особенность Приморска как города — там нет памятника Ленину.
nord-ursus.livejournal.com
МБУК Приморский краеведческий музей — Лютеранская церковь в Приморске (Койвисто)
18 декабря 1904года в п. Койвисто (современный г.Приморск) торжественно была открыта новая лютеранская кирха на 1500 мест.
Первая церковь в приходе Койвисто была построена в XIV веке на острове Суокансаари (Северный Березовый). Последующие церкви были построены во времена шведского владычества на острове Кирккосаари (Большой Березовый). Затем церкви строили на побережье бухты Котерлахти на мысу Кирккониеми (ныне мыс Светлый).
С 1763 года на побережье красовалась (как редкий памятник народного творчества)рубленая церковь-оригинальное строение с двускатной крышей. Здание было осмолено снаружи и окрашено изнутри. В 1785 году была изготовлена церковная кафедра, украшенная придворным художником Лангом (PetterLang, 1727-1780 г.г.) серией рисунков, изображавших Спасителя в окружении евангелистов, а также Моисеяи Аарона.
В 1909году старое здание церкви перевезли из Койвисто в Выборг, поставили на улице Валтакату (ныне Приморская), близ пересечения ее с улицей Гагарина. Проект реконструкции выполнил архитектор Я. Ланкинен. Он же осуществлял наблюдение за перевозкой здания. Эта церковь вошла в историю города Выборга под названием Таликкаланкиркко (во время советско-финляндской войны 1939-1940г. г. она сгорела)
Вот рядом с этой деревянной кирхой и началось в 1900году строительство нового гранитного храма. По окончании строительства взметнулся храм к небесам своей башнейна 60 метров.
Выполненная по проекту архитектора И. Стенбека, кирха в Койвистоявляется одним из шедевров его творчества.
Иосиф ДаниелСтенбек (1854-1929г.г.) получил образование в Германии и работал архитектором в Финляндии, специализируясьна проектировании церквей для провинциальных приходов небольших городов и сел.
Проект каменной церкви (кирхи) в Койвисто отражает как направление его личных творческих поисков, так и общее развитие церковной архитектуры в Финляндии в начале XX века. И.Стенбек сохранил в проекте неоготические черты в виде островерхой башни идобавил к ним простую выразительность средневековых форм входных и оконных арок, а также усилил местный характер здания, применив в облицовке фасадов гранит. На Карельском перешейке примерами творчества И. Стенбека являются также церкви в Териокки (ныне Зеленогорск-1907-1908г.г.), в Райсала (ныне Мельниково – 1912г.) и в Куолемаярви(1903г.). Первые две существуют и понастоящее время-в них расположены кинотеатры, а здание в Куолемаярви было разрушено во время войны 1939-1940 годов.
Через некоторое время после окончания строительства кирхи, в Койвисто пожаловал Царь Николай II с многочисленной свитой и домочадцами.
Из дневника императора Николая II:
«14-го сентября.Среда.В 2 часа покинули Транзунд и перешли в Бьорке. Стали на якорь между Кайвицей и Равицей со всем нашим отрядом…
16-го сентября. Пятница. Встали рано. В 10 час.отправился на миноносец «Грозящий», который снялся с якоря и пошел к выходу в море. Долетели до острова Рондо и вернулись к якорной стоянке в час и 5 мин.
17-го сентября.Суббота.Съехали на берег и посетили Кайвисто кирку, она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней деревянной. Осмотрел еще лесопилку«.
Царь подарил приходу Койвисто значительную сумму, на эти деньги заказали в Кангасала (Финляндия) 31-регистровый орган для церкви.
Судьба органа до сих пор не известна.По рассказам старожилов орган то ли вывезли в Кронштадт, то ли расплавили на грузила (Койвисто- рыбацкий город), но ни одного очевидца тех событий пока не нашлось. Запросы в архивы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, показывают, сведения об органе теряются в хаосе военного и послевоенного лихолетья.
Проектируя здание с необычными по форме стрельчатыми окнами, напоминающими стилизованный лист березы, архитектор Стенбек мог думать и о применении здесь витражей.Однако лишь в 1928г.известный финский художник ЛеннартСегерстроле(1892-1975) выполняет в окне западного фасада великолепный витраж «Христос и 4 ангела». Это самый большой по площади (46 кв. м.) витраж Финляндии на тот период.
Посколькукирха в Койвисто была воздвигнута в честь Марии Магдалины, на алтарном окне был изображен библейский сюжет, рассказывающий о явлении Спасителя кающейся Марии Магдалине.
В центре композиции располагаласьфигура Иисуса Христа в полный рост(4 м), ее высота превышает другие фигуры вдвое. Левой рукой Спаситель прижимает к груди терновый венец, правой рассыпает красные розы (роза является небесной защитницей добрых дел)в протянутые руки сидящей у его ног плачущей грешнице. От пролитых Магдалиной слез раскаяния, цветыменяют свой цветна белый.
Четыре коленопреклоненных ангела поддерживали ленту, верхний изгиб которой имел надпись на финском языке «Бог есть любовь». Выше в сиянии парил белый голубь-символ святого духа.
Помещенный в нижней части витража пеликан как бы поддерживал всю группу своими сильными распростертыми крыльями. Пеликан в традиционной христианской символике означает самопожертвование.
У сердца Христа -терновый венец, в котором находится Агнец, т.е.образ самого Спасителя как жертвы.
Композиция была построена на контрастах. Ангелов 4-е, соответственно и в цветовой гамме господствовали синие, белые, желтые и черные тона, а в центре сияли жгучие накаленные оттенки. Эта пестрота красок,рассчитанная на эффекты освещения и многообразие точек зрения,красиво заполняла широкий проем западного окна здания кирхи.
Одновременно с росписью западного окнаСегерстролеработает и над эскизом нового алтаря.Витраж и обновлённый алтарь были открыты одновременно.
Славилась кирха и своим внутренним убранством. Несколько хрустальных люстр украшало ее. 4 из них находятся сейчас в церквях Финляндии: Мянтсяля(подарена церкви в Койвисто в 1904г. семьей Пеус), Порнайнен, Тубовара,Алавус, а 5-я — в концертном зале города Иматра (Финляндия).
Финский скульптор МиккоХови(1879-1962), родившийся в Койвисто, подарил приходу, выполненную из дерева скульптуру «Добрый пастырь». Она долгое время украшала кирху, теперь находится в одной из церквей города Хамина.
Хранилась в кирхе и золотая церковная посуда (потир и грааль), выполненная ювелиром Андерсом Цахоун(AndercZachoun) в Стокгольме, и подаренная приходу Койвисто в 1777 году шведским королем Густавом III. Царский подарок хранится сегодня в Национальном музеег.Хельсинки.
Чтобы снискать защиту у Всевышнего или получить желаемое, прихожане презентовали церкви всевозможные подарки.Одним из них был «кasakka»-макет корабля, изготовленный Ханну Лоймаранта в 1928году, и сохранившийся до наших дней.В Хамина в церкви Ангелниеми(Angelniemi) можно увидеть этот искусно выполненный кораблик.
Слева от входа в кирху, находилась деревянная часовня (постр.1775 г.),которая осталась от старой церкви. В 1941году во время войны,часовня сгорела.
Оставила война свои отметины и на гранитном храме: на южном фасаде слева от окна видны два глубоких следа-результат попадания снарядов корабельной артиллерии, практически уничтожены витражи, внутри — хаос и беспорядок.
Читаем П.Лукницкого:
«Правее кирхи один большой белый крест, за ним полуциркулярными рядами белеют многие десятки малых.За кирхой- море в купах деревьев.Со стороны моря кирху обводят гранитные могильные камни, полированные, с надписями…Зеленая лужайка, ограда из гранитных, грубо тесаных камней».
В 1992 году со стороны северного фасада кирхи, на месте старого воинского захоронения был установлен небольшой памятник «Крест и парус», выполненный по проекту скульптора АйлыСаало,родившейся в Койвисто. Каменотес КариНарвонен претворил проект в жизнь.
Крест — символ памяти о тех, кто погиб здесь,русских и финнах, военных и гражданских; парус- символ дружбы между русским и финским народами.
С марта 1940г.по август 1941г. в здании кирхи функционировал кинотеатр, здесь же проводились первые собрания переселенцев, тех, кто приехал сюда осваивать «новые земли»после войны 1939-1940 годов.
В июне 1944г.в здании находились раненые, здесь же были расселены на несколько дней и мирные жители, вернувшиеся из эвакуации.
Из воспоминаний старожилов:
«…Мы приехали в Койвисто 15-летними девочками.Ночь пришлось переночевать в кирхе.Как там было красиво! Со всех сторон окна расписаны святыми, сводчатый потолок.Кроме нас вздании находились раненые,они стонали всю ночь… Около кирхи столько было надгробных плит и крестов… А на следующее утро нас на барже перевезли на остров».
Из воспоминаний Лагова Владимира Николаевича:
«После войны в центре зала кирхи находилась огромная хрустальная люстра, которая была разбита во время спуска. Долгое время мы,ребятишки Койвисто, играли хрустальными подвесками.
Все двери были обиты медью,с крыши спускались медные громоотводы. Сама же крыша была пробита буквально «как решето».
В комнатке за сценой был спуск в подвал, но мы не спускались – боялись». (И в настоящее время существует этот лаз,к сведению любителей искать клады, это всего лишь вентиляционная шахта, подвалов в кирхе не было»).
Летом и осенью 1944г. в здании бывшей церкви располагался клуб моряков. Городской кинотеатр открыли на Комсомольской улице(ныне здание магазина «Альта»), туда же перевезли резные дубовые скамейки из кирхи. Лишь в преддверии 31-й годовщины Октябрьской революции в августе 1948 года комсомольцы и несоюзная молодежь райсовета, И.Драгунов, Т. Хоменко, М. Афонина, К. Печникова, З. Максимова и др. выступили с обращением ко всем трудящимся Койвисто:
«Нашему городу нужен культурный очаг. Собственными силами восстановим Дом Культуры. Растет и изменяется облик нашего города Койвисто. Вместе с тем, нас неудовлетворяет имеющийся сейчас районный Дом Культуры. Между тем на берегу Финского залива, на живописном месте стоит прекрасное здание, в котором до Великой Отечественной войны существовал Дом Культуры.
Мы пришли к мысли, что можно и нужно, как можно быстрее восстановить это здание и сделать его настоящим Домом Культуры.
Лучшим нашим подарком к 31 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции будет -восстановление Дома Культуры в городе Койвисто.Это дело-дело всех комсомольцев и несоюзной молодежи, всех трудящихся нашего города.
За работу, дорогие Койвистовчане!»
20 августа 1948года вышло постановление бюро райкома ВКП(б) «О восстановлении Дома культуры в городе Койвисто». И начались работы…
Из рассказа председателя районного Совета И. М.Митрофанова «Трудящиеся города Койвисто и района решили,не дожидаясь отпуска государственных средств, начать восстановительные работы своими силами, методом народной стройки. Исполком районного Совета и бюро райкома партии поддержало эту инициативу».
Население города с 28августа по 5 ноября напряженно работало на восстановлении Дома Культуры, главным образом в выходные дни, вечерами.Была изменена внутренняя планировка, в результате чего, здание приобрело зрительный зал с балконом на 500 мест, 2-ой этаж, где разместились многочисленные кружки, большую сцену, прекрасное фойе.
Какой же Дом Культуры под крестами?
Из Ленинграда пригласили верхолазов, чтобы отпилить боковые части большого и малого крестов.Собралась толпа — многие считали, что кресты — золотые… Но когда отпиленные куски упали,оказалось, что это дерево(дуб), покрытое медью.
На шпиль водрузили флаг внушительных размеров (2 на 3 метра), но ветер почти мгновенно разорвал его. Второй флаг сшили уже в 6 слоев, но и этот провисел не долго…
На торжественное заседание, посвященное 31-ой годовщине Великого Октября, трудящиеся города Приморска и Приморского района Ленинградской области собрались в новом Доме Культуры.
С кирхой связано много разных легенд: о дочке пастора, которая была прикована в башнеи стреляла по наступавшим балтийцам до последнего патрона; о захоронениях священнослужителей, которые яко бы существовали в подвалах. Мифы, легенды- они украшают нашу жизнь…
В настоящее время в здании располагается городской Дом Культуры, с июня 1996г. в малом зале разместился Приморский краеведческий музей.
Автор: Колотова Ирина Николаевна
primorskmuseum.ru