Сигнал двухтональный – Двухтональный автомобильный сигнал своими руками

Двухтональный автомобильный сигнал своими руками

В автомобилях часто устанавливают два клаксона, тем самым звук получается двухголосным — оба  звучат одновременно. Один сигнал высокого тона с частотой звуковых колебаний около 430 Гц, другой низкого тона с частотой около 320 Гц.

   Но при поочередном звучании клаксонов резко контрастирует автомобильный сигнал на фоне ему подобных. Ранее мы рассматривали похожую схему: «Электронный переключатель сигнала и светодиодных ламп.»

Есть ещё другой вариант…

… достаточно лишь на короткое время задерживать включение сигнала низкого тона относительно сигнала высокого, и различимость звучания в целом заметно улучшится. Для реализации задержки включения нужно ввести в цепь сигнала низкого тона автомобиля реле времени. После окончания времени выдержки реле (оно не должно превышать секунды) оба клаксона, как и обычно, звучат одновременно.

   Разница в работе клаксонов незначительна, но зато различимость их звучания (или, как говорят специалисты, полетность, т.е. легкость слухового обнаружения звучания даже при значительном уровне шума) существенно выше. Следует заметить, что в первое время после переделки «голос» машины кажется чужим и даже неприятным, но очень скоро становится привычным и легко различимым среди подобных. Это важно, в первую очередь, в тех случаях, когда машина, оснащенная автосторожем, стоит на неохраняемой стоянке, где одновременно находится много автомобилей. Необходимо быстро и уверенно определить, не ваша ли машина подает сигнал тревоги. Такой необычный звук к тому же лучше воспринимают пешеходы и другие участники движения.

Есть разные варианты исполнения реле времени:

Первый вариант задержки

На рис. 1 показана схема одного из возможных его вариантов. Реле собрано на транзисторе VT1. Требуемую временную задержку обеспечивает цепь R1C1. Здесь НА1 — клаксон высокого тона, а НА2 — низкого; оба входят в состав системы электрооборудования автомобиля. Клаксон НА1 включает контактная группа К2.1 реле сигналов автомобиля (обмотка этого реле на рис. 1 не показана), а НА2 — контактная группа К1.1 дополнительного реле К1.

Диоды VD1, VD2, VD3 служат для подавления импульсов напряжения самоиндукции, возникающих на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2.

Когда устройство обесточено (контакты К2.1 разомкнуты), клаксоны выключены, конденсатор С1 разряжен. После срабатывания реле сигналов и замыкания контактов К2.1 немедленно включается клаксон НА1 высокого тона. Одновременно начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R1. Когда он зарядится настолько, что откроется транзистор VT1 и сработает реле К1, контакты К1.1 включат клаксон НА2 низкого тона.

Задержка его включения зависит от параметров цепи R1C1. При указанных на схеме типономиналах деталей она близка к 1 с. Далее оба клаксона НА1, НА2 звучат одновременно.

После размыкания контактов К2.1 оба клаксона выключатся и конденсатор С1 очень быстро разрядится через резистор R2 и эмиттерный переход транзистора VT1 — устройство снова готово к работе.

Если нажатие на кнопку подачи звукового сигнала (на руле автомобиля) будет кратковременным (менее 1 с), сработает лишь клаксон НА1, а НА2 включиться не успеет. Ясно, что такой режим ручной подачи сигнала способствует уменьшению общего городского шума.

Описанное реле времени легко смонтировать на современном автомобиле с двумя клаксонами, у которого, как правило, они включаются контактами специального реле сигналов. Клаксон такой машины имеет всего один — плюсовой — зажим, минусовым выводом служит корпус клаксона.

На автомобилях старых моделей, например, ВАЗ-2101, для управления клаксонами не использовали промежуточного реле, а сами они были подключены на автомобиле по распространенной прежде двупроводной схеме. При этом каждый клаксон обычно имел два зажима, один из которых был постоянно соединен с плюсовым проводом бортовой сети.

Для таких машин более подходит схема, представленная на рис. 2.

Второй вариант задержки

По принципу работы это реле ничем не отличается от предыдущего. Укажем лишь, что здесь SB1-контакты рулевой кнопки звукового сигнала.

В журнале «За рулем», 1993, N» 7, с. 38, 39 в статье «Голос узнаете сразу» были описаны устройства, позволяющие имитировать звук старинного клаксона с резиновой грушей (когда на грушу нажимали, раздавался звук сравнительно высокого тона, а когда отпускали -низкого).

Они собраны на электромагнитных и тепловых реле, поэтому довольно сложны, а надежность работы невысока.

Ниже описаны два электронных аналога этих устройств. Несмотря на то, что в их составе также присутствует одно электромагнитное реле, они проще в реализации и работают лучше. При нажатии на сигнальную кнопку будет звучать клаксон высокого тона, а после ее отпускания кратковременно прозвучит клаксон низкого тона.

Схема такого устройства применительно к современному автомобилю показана на рис. 3.

Третий вариант задержки

Здесь диоды VD1, VD4, VD5 служат для подавления высоковольтных импульсов самоиндукции на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2.

При замыкании контактов К2.1 реле сигналов звучит клаксон НА1 и заряжается конденсатор С1 через резистор R2 и диод VD2. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как закрыт диод VD3. Реле К1 обесточено, клаксон НА2 выключен.

После размыкания контактов К2.1 выключается клаксон НА1, открывается диод VD3 и конденсатор С1 разряжается через резистор R1, эмиттерный переход транзистора VT1, диод VD3 и обмотку клаксона НА1. При этом транзистор открывается, срабатывает реле К1 и контактами К1.1 включает клаксон НА2. После разрядки конденсатора (примерно через секунду) транзистор закрывается, реле К1 отпускает якорь, выключая клаксон НА2. Устройство снова готово к работе.

Четвертый вариант задержки

Если на автомобиле нет реле сигналов и клаксоны включаются непосредственно контактами сигнальной кнопки на руле, то устройство следует собирать по схеме на рис. 4.

В нем диоды VD1, VD4, VD5 — защитные, а VD2 и VD3, как и в предыдущем устройстве, коммутируют цепи зарядки и разрядки конденсатора С1. По порядку работы устройство тоже практически не отличается от предыдущего.

В заключение несколько замечаний, общих для всех описанных в этой статье устройств. Реле времени везде настроено на выдержку приблизительно 1 с. Если необходимо это время продлить, нужно пропорционально увеличить сопротивление резистора R1, и наоборот.

Транзистор КТ829А можно заменить любым из этой серии; годятся также транзисторы КТ972А и КТ972Б. Если же приобрести указанные составные транзисторы не удалось, можно использовать составленные, например, из транзисторов серий КТ801 или КТ807 и КТ815 или КТ817 (желательно выбирать наиболее высоковольтные по напряжению коллектор-эмиттер).

Во всех устройствах лучше всего использовать малогабаритные реле 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11, 116.3747-10,116.3747-11,117.3747-10 или 117.3747-11, рассчитанные на номинальное напряжение 12 В (см. статью В. Банникова «Малогабаритные автомобильные электромагнитные реле в «Радио», 1994, №9, с. 42 и №10, с. 41).

Диоды КД102А можно заменить на КД102Б, КД510А или любые из серий КД103, КД109, КД226. Вместо КД213А подойдут КД213Б или КД202 с буквенными индексами В, Д, Ж, К, М, Р. С диодами из серии КД202 габариты устройства придется несколько увеличить. Если пойти на еще большее увеличение размеров, то вместо КД213А можно использовать диоды серий КД204, Д242, Д305. В силу кратковременности работы устройств каких-либо теплоотводов для диодов или транзисторов не требуется.

При любом отказе устройства для возврата к стандартному варианту питания клаксонов достаточно замкнуть перемычкой контактную группу К1.1.

Схема поочередно переключающихся сигналов

О чем мы ранее рассказывали в этой схеме поочередно включаются то один сигнал, то другой.

Подробнее о схеме в статье: «Электронный переключатель сигнала и светодиодных ламп.»

Соотношение тонов сигналов обычно устанавливают близким к малой терции, которая, являясь основой минорного аккорда (трезвучия), вызывает у человека ощущение тревоги. Поэтому данный схемы можно также использовать для охраны своего участка, дома, дачи и т.д.




П О П У Л Я Р Н О Е:

  • Электронный барометр своими руками
  • Барометр — это прибор, предназначенный для измерения атмосферного давления. Особенно полезны барометры метеочувствительным людям и рыбакам. Барометры бывают жидкостные, механические и электронные. О последнем сегодня и пойдёт речь. С помощью чувствительного датчика давления, схемы затем через светодиоды электронный барометр способен отображать изменение атмосферного давления в сторону его понижения или повышения.

    Подробнее…

  • Стробоскопы «АВТО-ИСКРА» и СТБ-1. Назначение. Сравнение. Схема.
  • Многие знают, насколько важна для работы двигателя правильная установка угла опережения зажигания, регуляторов угла опережения зажигания. Неправильная установка начального угла опережения зажигания всего на 2-3°, а также неисправности регуляторов опережения приводят к потере мощности двигателя, его перегреву, повышенному расходу горючего и самое главное — к сокращению срока службы двигателя в целом. Подробнее…

  • Усовершенствованный электронный блок зажигания.
  • Представленная ниже, схема зажигания автомобиля предназначена для опытных радиолюбителей.

    Тем, кто ранее собирал простые схемы блоков зажигания и желающим собрать устройство, из которого, максимально «выжато» все или может почти всё!

    Подробнее…


— н а в и г а т о р —


Популярность: 155 просм.


ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ


www.mastervintik.ru

Двухтональный звуковой сигнал для автомобиля

материалы в категории

Двухтональный сигнал для автомобиля

В общей суматохе звукового шума каждый автовладелец хотел-бы чтобы клаксон именно его автомобиля звучал по-особенному.
Промышленностью выпускаются клаксоны с различной тональностью звучания, но вот с их использованием могут возникнуть трудности:
Если подключить одновременно два клаксона с разной тональностью, то сильного эффекта это не принесет, если сделать так чтобы они работали по-переменно то это уже будет нарушением правил ПДД так как такими сигналами могут оснащаться лишь машины спецтехники.

Но есть и другой путь — достаточно лишь на короткое время задерживать включение сигнала низкого тона относительно сигнала высокого, и различимость звучания в целом заметно улучшится. Для реализации задержки включения нужно ввести в цепь сигнала низкого тона автомобиля реле времени. После окончания времени выдержки реле (оно не должно превышать секунды) оба клаксона, как и обычно, звучат одновременно. 

   Разница в работе клаксонов незначительна, но зато различимость их звучания (или, как говорят специалисты, полетность, т.е. легкость слухового обнаружения звучания даже при значительном уровне шума) существенно выше. Следует заметить, что в первое время после переделки «голос» машины кажется чужим и даже неприятным, но очень скоро становится привычным и легко различимым среди подобных. Это важно, в первую очередь, в тех случаях, когда машина, оснащенная автосторожем, стоит на неохраняемой стоянке, где одновременно находится много автомобилей. Необходимо быстро и уверенно определить, не ваша ли машина подает сигнал тревоги. Такой необычный звук к тому же лучше воспринимают пешеходы и другие участники движения.


 Реализовать реле времени можно по-разному. На рис. 1 показана схема одного из возможных его вариантов. Реле собрано на транзисторе VT1. Требуемую временную задержку обеспечивает цепь R1C1. Здесь НА1 — клаксон высокого тона, а НА2 — низкого; оба входят в состав системы электрооборудования автомобиля. Клаксон НА1 включает контактная группа К2.1 реле сигналов автомобиля (обмотка этого реле на рис. 1 не показана), а НА2 — контактная группа К1.1 дополнительного реле К1. Диоды VD1, VD2, VD3 служат для подавления импульсов напряжения самоиндукции, возникающих на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2. 
   Когда устройство обесточено (контакты К2.1 разомкнуты), клаксоны выключены, конденсатор С1 разряжен. После срабатывания реле сигналов и замыкания контактов К2.1 немедленно включается клаксон НА1 высокого тона. Одновременно начинается зарядка конденсатора С1 через резистор R1. Когда он зарядится настолько, что откроется транзистор VT1 и сработает реле К1, контакты К1.1 включат клаксон НА2 низкого тона. 
   Задержка его включения зависит от параметров цепи R1C1. При указанных на схеме типономиналах деталей она близка к 1 с. Далее оба клаксона НА1, НА2 звучат одновременно. 
   После размыкания контактов К2.1 оба клаксона выключатся и конденсатор С1 очень быстро разрядится через резистор R2 и эмиттерный переход транзистора VT1 — устройство снова готово к работе. 
   Если нажатие на кнопку подачи звукового сигнала (на руле автомобиля) будет кратковременным (менее 1 с), сработает лишь клаксон НА1, а НА2 включиться не успеет. Ясно, что такой режим ручной подачи сигнала способствует уменьшению общего городского шума. 
   Описанное реле времени легко смонтировать на современном автомобиле с двумя клаксонами (например, на «Москвиче» АЗЛК-2141), у которого, как правило, они включаются контактами специального реле сигналов. Клаксон такой машины имеет всего один — плюсовой — зажим, минусовым выводом служит корпус клаксона. 
   На автомобилях старых моделей, например, ВАЗ-2101, для управления клаксонами не использовали промежуточного реле, а сами они были подключены на автомобиле по распространенной прежде двупроводной схеме. При этом каждый клаксон обычно имел два зажима, один из которых был постоянно соединен с плюсовым проводом бортовой сети. 
   Для таких машин более подходит схема, представленная на рис. 2. По принципу работы это реле ничем не отличается от предыдущего. Укажем лишь, что здесь SB1-контакты рулевой кнопки звукового сигнала. 


   В журнале «За рулем», 1993, N» 7, с. 38, 39 в моей статье «Голос узнаете сразу» были описаны устройства, позволяющие имитировать звук старинного клаксона с резиновой грушей (когда на грушу нажимали, раздавался звук сравнительно высокого тона, а когда отпускали -низкого). Они собраны на электромагнитных и тепловых реле, поэтому довольно сложны, а надежность работы невысока. 
   Ниже описаны два электронных аналога этих устройств. Несмотря на то, что в их составе также присутствует одно электромагнитное реле, они проще в реализации и работают лучше. При нажатии на сигнальную кнопку будет звучать клаксон высокого тона, а после ее отпускания кратковременно прозвучит клаксон низкого тона. 
   Схема такого устройства применительно к современному автомобилю показана на рис. 3. Здесь диоды VD1, VD4, VD5 служат для подавления высоковольтных импульсов самоиндукции на обмотках реле К1 и клаксонов НА1, НА2. 
   При замыкании контактов К2.1 реле сигналов звучит клаксон НА1 и заряжается конденсатор С1 через резистор R2 и диод VD2. Транзистор VT1 в это время закрыт, так как закрыт диод VD3. Реле К1 обесточено, клаксон НА2 выключен. 
   После размыкания контактов К2.1 выключается клаксон НА1, открывается диод VD3 и конденсатор С1 разряжается через резистор R1, эмиттерный переход транзистора VT1, диод VD3 и обмотку клаксона НА1. При этом транзистор открывается, срабатывает реле К1 и контактами К1.1 включает клаксон НА2. После разрядки конденсатора (примерно через секунду) транзистор закрывается, реле К1 отпускает якорь, выключая клаксон НА2. Устройство снова готово к работе. 
   Если на автомобиле нет реле сигналов и клаксоны включаются непосредственно контактами сигнальной кнопки на руле, то устройство следует собирать по схеме на рис. 4. В нем диоды VD1, VD4, VD5 — защитные, а VD2 и VD3, как и в предыдущем устройстве, коммутируют цепи зарядки и разрядки конденсатора С1. По порядку работы устройство тоже практически не отличается от предыдущего. 
   В заключение несколько замечаний, общих для всех описанных в этой статье устройств. Реле времени везде настроено на выдержку приблизительно 1 с. Если необходимо это время продлить, нужно пропорционально увеличить сопротивление резистора R1, и наоборот. 
   Транзистор КТ829А можно заменить любым из этой серии; годятся также транзисторы КТ972А и КТ972Б. Если же приобрести указанные составные транзисторы не удалось, можно использовать составленные, например, из транзисторов серий КТ801 или КТ807 и КТ815 или КТ817 (желательно выбирать наиболее высоковольтные по напряжению коллектор-эмиттер). 
   Во всех устройствах лучше всего использовать малогабаритные реле 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11, 116.3747-10,116.3747-11,117.3747-10 или 117.3747-11, рассчитанные на номинальное напряжение 12 В (см. статью В. Банникова «Малогабаритные автомобильные электромагнитные реле в «Радио», 1994, №9, с. 42 и №10, с. 41). 
   Диоды КД102А можно заменить на КД102Б, КД510А или любые из серий КД103, КД109, КД226. Вместо КД213А подойдут КД213Б или КД202 с буквенными индексами В, Д, Ж, К, М, Р. С диодами из серии КД202 габариты устройства придется несколько увеличить. Если пойти на еще большее увеличение размеров, то вместо КД213А можно использовать диоды серий КД204, Д242, Д305. В силу кратковременности работы устройств каких-либо теплоотводов для диодов или транзисторов не требуется. 
   При любом отказе устройства для возврата к стандартному варианту питания клаксонов достаточно замкнуть перемычкой контактную группу К1.1.

Источник: Радио №11, 1994 г., стр. 32
Автор: В. БАННИКОВ, г. Москва

Обсудить на форуме

radio-uchebnik.ru

Двухтональный сигнал для настройки PA из WAV-файла — 4 Сентября 2015

04.09.2015

Не секрет, что для оценки и настройки линейности КВ-усилителя мощности необходим такой инструмент, как двухтональный генератор. Говорят, что когда-то (когда трава была зеленее, солнце ярче, а девушки красивее), этот прибор должен был находиться у каждого радиолюбителя в обязательном порядке… Я немного то время не застал и у меня (как и у многих, я думаю) этого прибора в наличии нет. Некогда, я даже приобрел печатную плату качественного варианта этого прибора, но до сих пор руки так и не дошли до сборки…

Методика настройки и оценки линейности PA описана, например, здесь.

В SDR-трансиверах возможность тестирования двухтональным сигналом, как правило, заложена в софте. Например, в программе PowerSDR данный функционал находится во вкладке тестирования. С аналоговой техникой всё обстоит сложнее — нужно иметь аппаратный генератор с достаточно чистым спектром сигналов, сигналы должны быть идентичны по уровню, кроме того, необходимо ещё правильно подобрать уровень самого двухтонального сигнала при подаче его на микрофонный вход трансивера. Поскольку, даже получив желаемый результат при испытании двумя тонами, можно испортить SSB-сигнал, подключив на микрофонный вход тангенту и чрезмерно увеличив усиление по микрофону.

Однажды, появилась мысль, задействовать компьютер для решения этой задачи, применительно к традиционной передающей технике. Идея заключается в следующем — использовать wav-файл с записью двух тонов в качестве источника сигнала для настройки КВ-усилителя мощности.

Файл создается в редакторе SoundForge (или другом звуковом редакторе) в стерео-варианте. В одном канале записан сигнал частотой 900Гц (генерирует сам редактор), в другом — 1900Гц (в последствии, я стал использовать частоты 1кГц/2кГц). Я подготовил несколько файлов с уровнями от -50дБ до 0дБ.  Длительность каждого файла — 60сек., но его можно увеличить, по желанию. Вы можете сделать самостоятельно любую комбинацию частот и любой уровень сигнала в каналах. Можете даже подготовить тестовый диск с записью различных частот… Я себе сделал такой диск для настройки УМЗЧ и пользуюсь им постоянно, т.к. НЧ-генератора у меня тоже нет.

Далее, записываем файл на компакт-диск в формате CD-DA и с проигрывателя подаем через простейший смеситель на двух резисторах (я поставил по 10кОм) моно-сигнал на соответствующие контакты микрофонного разъема трансивера, отключив тангенту. Подключение осуществляется согласно этой схеме:

Важно, чтобы проигрыватель умел регулировать уровень выходного сигнала. Начиная с минимального, подбираем оптимальный уровень сигнала, поданного на микрофонный вход трансивера по показаниям ALC и смотрим ВЧ-сигнал на эквиваленте нагрузки.  В последствии, обилие файлов с дискретными уровнями избавило меня от необходимости наличия подобной функции у плеера.

Убедившись в качестве исходного двухтонального сигнала, отключаем эквивалент, подключаем к выходу трансивера испытуемый PA (не забываем про согласование), выход PA нагружаем на эквивалент нагрузки и смотрим форму двухтонального сигнала. 

Далее, занимаемся непосредственно настройкой своего PA по известной методике… Подбираем оптимальный уровень раскачки PA, регулируем ток покоя и т.п..

Можно попробовать снимать исходный сигнал с выхода звуковой карты и регулировать уровень программно, однако, в большинстве случаев, качество сигнала с CD-плеера будет выше, чем с интегрированной ЗК, например.

Собственно, свои файлы сигналов и фото я выложил здесь. В папке WAV-2 выложены моно-варианты файлов. Файлы создавались микшированием предварительно подготовленных стерео-вариантов в моно. При их использовании пассивный смеситель не нужен — подаем сигнал с любого из каналов CD-плеера на микрофонный вход трансивера. Причём, обратите внимание, что файлы созданы парами. Если Вы ориентируетесь, скажем, на файл одного тона 1.5кГц с уровнем -10дБ (настроили по нему чувствительность микрофонного входа по показаниям ALC-метра), то после этого нужно использовать файл двухтонального сигнала с уровнем -16дБ, т.к. разница между ними должна составлять именно 6дБ. Пиковая же мощность этих двух сигналов будет одинаковой, но инерционный ALC метр в случае с двухтональным сигналом этого не зафиксирует… Хорошо бы посмотреть тональный и двухтональный сигнал с выхода источника на осциллографе. При правильно подобранных уровнях, пиковые амплитудные значения в обоих случаях должны быть идентичными. 

Аудио-файлы «белого шума» можно использовать для комплексной оценки SSB-сигнала и уровня внеполосных излучений. Подобрать уровень чувствительности микрофонного входа нужно таким образом, чтобы на самых пиках индикатор ALC иногда достигал предельной отметки в «0дБ» (на шкале моего IC-78 это 9 баллов по шкале S-метра).

Можно использовать различные программные генераторы, например, функцию в программе SpectraLab или Adobe Audition, но сигнал на выходе необходимо будет смикшировать таким образом, чтобы исключить взаимное влияние между каналами и нагрузка для выхода ЗК была бы согласованной. Вот настройки в программе SpectraLab. Обратите внимание, что сначала нужно подобрать уровень сигнала на микрофонном входе трансивера по показаниям индикатора ALC (сигнал достигает нулевой отметки или 9 баллов по шкале S-метра), а при подаче двух тонов, уровень каждого из них должен быть ниже на 6дБ. Тогда, на осциллографе вы увидите, что пики двухтонального и тонального сигналов будут иметь одинаковую амплитуду. Индикатор ALC в случае с двумя тонами будет показывать несколько меньший уровень…

Что касается обычной интегрированной ЗК, то если запустить функцию качания частоты и послушать сигнал на выходе, то в большинстве случаев вы услышите массу гармоник, подмешиваемых в исходный сигнал. Именно по этой причине я предложил использовать воспроизведение файла с CD-плеера. Либо, качество ЗК не должно вызывать сомнений.

08.09.2015

Сегодня я опробовал свою идею на практике, результат — порадовал! Как и предполагалось, при попытке вывести сигнал с линейного выхода интегрированной звуковой карты положительного результата не было — на выходе была каша из смеси гармоник. Поскольку, имеющаяся под рукой CD-дека не воспроизводила CD-RW диски — пришлось записать CD-R и снова возобновить эксперименты. Подготовил побольше файлов с разными уровнями (позже, выложу весь диск и дам ссылку), чтобы была возможность подобрать нужный при усилении микрофонного входа 90 единиц моего IC-78 (компрессор отключен) и приемлемом уровне индикатора ALC (чтобы не было избыточного усиления сигнала). Оказалось, что подошёл исходный сигнал с уровнем «-30дБ».

Сначала опробовал всё на минимальной выходной мощности трансивера, потом, определившись с уровнем входного сигнала, постепенно увеличивал выходную мощность, пока весь экран осциллографа на пределе 20В/дел не показал двухтональный сигнал на все 6 клеток экрана. Уровень мощности по индикатору трансивера был в пределах 85 единиц.

Оценить выходную мощность (среднюю, эффективную или пиковую) не берусь, но по картинке увидел, что несколько мал ток покоя транзисторов… Если разберусь в схеме — попробую на досуге подобрать «правильный ток», чтобы форма сигнала была близка к идеальной. По поводу определения разных видов мощности можно почитать здесь и здесь.

Тем не менее, уже можно пробовать использовать этот сигнал с выхода трансивера для дальнейшей проверки внешних PA. Для раскачки имеющихся PA мне достаточно иметь мощность сигнала 20-30Вт.

Спустя пол-часа…

Был подключен PA на 2-х ГИ-7Б и определён уровень выходного сигнала, при котором визуально не искажалась форма двухтонального сигнала на выходе (сигнал смотрел осциллографом на эквиваленте нагрузки). Уровень выходного сигнала — 36 единиц по шкале регулировки выходной мощности. К сожалению, в режиме нажатия ключа SX-200 показал мощность только 250Вт (на тот момент использовался источник анодного напряжения 1200В). Однако, вопросов в качеству сигнала, уверен, ни у кого не возникнет!

Далее, если увеличивать раскачку с трансивера, верхушки двухтонального сигнала начинают сплющиваться и растет анодный ток PA. К слову, ранее, я использовал уровень усиления до 46-ти единиц по шкале мощности трансивера…

Таким образом, тест двухтональным сигналом позволяет определить пиковую мощность SSB-сигнала, которая может иметь в конкретных условиях используемой передающей аппаратуры только одно значение. Определив при этом максимальное амплитудное значение сигнала, можно найти тот уровень мощности тонального сигнала (эффективная мощность) с источника для настройки внешнего PA, при котором, по уровню допустимых искажений третьего порядка последующий сигнал в режиме SSB будет вписываться в допустимые нормы. Максимальная же мощность в режиме нажатия может быть достигнута заметно большей, но по критерию допустимого уровня искажений, SSB-сигнал при этом же уровне раскачки уже выйдет за допустимые рамки… В телеграфе или цифровых видах это ещё может быть допустимо, а в SSB — уже нет.

Полезные ссылки по теме:

http://www.cqham.ru/ntest.htm

http://smham.ucoz.ru/publ/12-1-0-334

http://smham.ucoz.ru/publ/12-1-0-303

http://smham.ucoz.ru/publ/13-1-0-292

http://smham.ucoz.ru/publ/13-1-0-282

http://smham.ucoz.ru/publ/12-1-0-335

И напоследок, примеры хорошего и плохих сигналов в эфире.

1 — хороший сигнал (резкие границы полосы, отсутствует несущая и обратная боковая), 2 — плохой сигнал (размытые границы полосы, недостаточно подавлена несущая, недостаточно подавлена обратная боковая).

Два плохих сигнала (две станции) отстоят друг от друга на 2,5МГц, мешают друг-другу и тем, кто работает вокруг…

Яркий пример плохого сигнала при тональной посылке («зубов» по бокам от основного тона быть не должно).

Эта же станция, после настройки тональником, сигнал SSB «во всей красе».

Успехов в настройке!

06.12.2018

Перекрёстная ссылка на измерение уровня IMD посредством удалённого SDR-приёмника. Более наглядный и весьма точный способ…

p.s. Если Вы обнаружили ошибку в моих рассуждениях и предположениях — просьба сообщить мне об этом через форму обратной связи.

mk748.ucoz.ru