Старое название метро китай город – Как раньше назывались станции московского метро?

Китай-город (станция метро) — Википедия. Что такое Китай-город (станция метро)

«Китай-город»

Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен

Западный зал (южное направление)

Восточный зал (северное направление)
Дата открытия 3 января 1971 года
Прежние названия Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
Район Басманный, Тверской, Таганский
Округ ЦАО
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 29
Количество платформ 2
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Архитекторы А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторы
Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицам Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станции Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Китай-город» на Викискладе

wiki.sc

история названия района Москвы и станции метро

Москвичам и гостям столицы России наверняка известно название станции метро и района города Китай-город. Однако далеко не все жители и туристы знают о том, почему один из популярнейших районов города Москва называется Китай-город, и в этом вопросе мы сегодня разберемся.

Почему станция метро называется Китай-город

Что касается одноименной станции Московского метрополитена, то она носит такое название по совершенно очевидным причинам – ведь названа она в честь исторического района Москвы. И находится данная станция в восточной части данного района. Поэтому её наименование и является предельно очевидным.

Примечательно, что данная остановка метрополитена столицы России не всегда носила такое название, и вплоть до `90 года она носила имя в честь В. Ногина: «Площадь Ногина».

Почему Китай-город в Москве так называется

Что же касается непосредственно наименования исторического района столицы России, то он находится в районе, а точнее – внутри Китайгородской крепостной стены. Эта стена являлась пристройкой к башням Кремля, но в период между 19 и 20 веками она была разрушена, и от нее остались лишь участки.

Стоит отметить, что официальных данных о происхождении наименования района столицы на сегодняшний день нет, историки не смогли их установить. Однако существуют всевозможные гипотезы и версии, наиболее популярной и подлинной из которых считается версия о том, что в основе названия лежит старое слово «кита», не используемое нами сегодня. «Кита» – это процесс вязки специальных жердей, которые ранее широко использовались людьми в процессе возведения всевозможных укреплений.

Кроме того, существует и предположение, что название района заимствовано из итальянского языка, где «citta» означает цитадель или укрепление. Как известно, район Москвы находится в центральной её части, и вполне может подходить под понятие «цитадель».

Как видите, исходя из наиболее распространенных версий возникновения названия, ничего общего у исторического района столицы с чем-либо китайским нет, вопреки мнению многих людей, которые, впрочем, о происхождении наименования района и не задумывались.

Впрочем, существует и еще одно предположение, согласно которому район был назван в честь рынка, располагавшегося давным-давно на месте современного района. В те времена все зарубежные и иностранные товары, привезенные в Москву, считались и назывались китайскими. Именно отсюда, возможно, и произошло название района.

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в комментариях.

Загрузка…

voprosy-pochemu.ru

город — исторический район Москвы

Китай-город — исторический район, расположенный в центре Москвы, один из древнейших районов города. В прошлом был окружён кирпичной Китайгородской стеной, пристроенной к угловым башням Московского Кремля.

 

Фактически, Китай-город начинается от восточной стены Кремля и продолжается до Лубянской площади, Старой и Новой площадей и Китайгородского проезда. На севере он граничит с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на юге — ограничен Москвой-рекой.

 

Главные улицы Китай-города: Никольская, Ильинка и Варварка, которые начинаются от Красной площади (Варварка — от Васильевского Спуска) и расходятся сквозь всю территорию района, соединяясь между собой и с окружающими Китай-город улицами и площадями рядом переулков (Ветошный, Хрустальный, Богоявленский, Рыбный, Старопанский, Большой Черкасский, Никольский, Ипатьевский и Никитников). Непосредственно на территории Китай-города расположены Красная площадь и Васильевский Спуск, а также Биржевая площадь.

 

Стоит отметить, что в настоящий момент территория Китай-города не выделяется в отдельную административную единицу и входит в состав Тверского района ЦАО.

 

 

История Китай-города


Китай-город в своих современных границах вырос из Великого посада — древнейшего района Москвы, изначально расположенного на территории Кремля, но выросшего за его пределы ещё в 14 веке. Однако, поселение на его современной территории существовало и до этого.

 

В 16 веке оказалось, что Кремль не резиновый, и московская знать стала переселяться за его пределы, обосновавшись в Китай-городе, ввиду чего он постепенно приобретает черты аристократического района — кроме Зарядья, которое периодически заливалось водой и было заселено ремесленниками. Купцы же селились в Замоскворечье. Иван IV Грозный в период своего правления попытался изменить сложившийся порядок, выселив бояр из Китай-города и указав селиться в нём купцам, однако, после его смерти всё вернулось к исходному порядку. В 17 веке с территории Кремля выводят приказы — органы государственного управления («министерства» Русского государства), и приказные люди также поселяются в Китай-городе.

 

Постепенно на улицах Китай-города возникают различные лавки, конторы и учреждения, и он становится одновременно центром просвещения и деловым центром Москвы: на Никольской возникает Московский печатный двор (позднее — Синодальная типография) и Славяно-греко-латинская академия, на Ильинке — Гостиный двор, Биржа, многочисленные доходные дома и торговые ряды, на Варварке — конторские и торговые здания.

 

Советские годы приносят в Китай-город дух номенклатуры: здесь размещаются комплекс зданий ЦК КПСС и ряд других партийно-государственных учреждений. После распада Советского Союза в их зданиях размещаются уже российские государственные учреждения, а здания ЦК КПСС занимает Администрация Президента РФ, но в целом облик района уже не меняется.

 

 

Китайгородская стена


Первые укрепления вокруг Китай-города появились в 1394 году: Москва готовилась к нашествию Тамерлана, и для защиты посада был спешно вырыт ров, позже дополненный частичными деревянными укреплениями.

 

В правление Елены Глинской, в 1534-1538 годах по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена каменная Китайгородская стена. Стена примкнула к угловым Кремлёвским башням — Угловой Арсенальной и Беклемишевской — и окружила Китай-город, став фактически «второй очередью» Московского Кремля. Стена была возведена согласно последним технологиям и канонам фортификационной науки и рассчитана на развившуюся артиллерию, что было хорошо заметно в сравнении с более старой Кремлёвской стеной: Китайгородская была ниже, но толще и оборудована площадками для установки орудий.

 

Стена Китай-города, общая длина которой составляла 2567 метров, изначально имела 12 башен и 4 ворот, но позже для удобства горожан в ней были проделаны несколько новых ворот.

 

Однако, к 18 веку стена стала терять своё оборонительное значение, и в начале 19 века её участки, примыкавшие к Кремлёвской стене, были снесены. Окончательный снос стены произошёл в советские годы: в 1934 году она была полностью разобрана, за исключением небольшого участка между площадью Революции и Театральным проездом позади гостиницы «Метрополь», который дошёл до наших дней.

 

 

Происхождение названия


Название «Китай-город» иногда в шутку ассоциируют с китайцами, но на деле никакого отношения к Китаю и китайцам оно не имеет.

 

Наиболее распространённая версия гласит, что название района произошло от древнерусского слова «кита», означающего связку жердей, использовавшихся для строительства деревянных и древоземляных укреплений, то есть это отсылка к укреплениям, защищавшим Китай-город до строительства каменной стены.

 

Тем не менее, на этот счёт существует целый ряд теорий, среди которых обычно не выделяется какой-то одной общепринятой.

 

 

Достопримечательности Китай-города


Так как Китай-город наряду с Кремлём является одним из древнейших районов Москвы, на его территории сохранилось большое количество архитектурных и культурных достопримечательностей.

 

В сущности, как элемент городской среды район сам по себе является достопримечательностью: Красная площадь и Васильевский Спуск стали обязательными к посещению любым туристом местами, а улицы Никольская, Ильинка и Варварка — одни из старейших исторических улиц Москвы. Особенно среди улиц и переулков Китай-города выделяется пешеходная Никольская улица.

 

В пределах Китай-города находятся Покровский собор (Собор Василия Блаженного) и большое количество других монастырей и церквей: Казанский собор, Заиконоспасский монастырь, церковь Зачатия Анны, что в Углу, церковь Георгия Победоносца на Псковской горе, церковь Ильи Пророка на Ильинке, церковь святителя Николая Красный Звон, церковь Варвары Великомученицы на Варварке, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Ваврварских ворот и прочие.

 

На улицах Китай-города сохранился ряд архитектурных памятников, среди которых: Верхние торговые ряды (современный ГУМ) и Средние торговые ряды, здание Исторического музея, Лобное место, Гостиный двор, Биржа, Никольские торговые ряды, аптека Феррейна, здание Синодальной типографии, Никольские торговые ряды и большое количество доходных домов и конторских зданий. В 1990-х годах были восстановлены

Воскресенские ворота Китай-города, которые принято считать памятником фортификационной архитектуры, хотя существующие ворота и не являются оригиналом. Одной из самых ярких — но, к сожалению, не самых известных — архитектурных достопримечательностей стал сохранившийся участок Китайгородской стены позади гостиницы «Метрополь».

 

Также одной из наиболее значительных точек притяжения является парк «Зарядье», строящийся на месте снесённой гостиницы «Россия».

 

 

Станция метро «Китай-город»


Любопытный факт: станция метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий находится за пределами исторического Китай-города (выходы из вестибюлей расположены по его восточной границе) на территории Белого города.

 

Изначально станция носила название «Площадь Ногина» — в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина, но в 1990 году её переименовали в «Китай-город», учитывая близость этого исторического района, поэтому ряд соседних с ним кварталов Белого города иногда ошибочно причисляют к Китай-городу.

 

Непосредственно на территории Китай-города находится выход со станции метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии.

mosprogulka.ru

Китай-Город (станция метро) — это… Что такое Китай-Город (станция метро)?

Все языкиАбхазскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАканАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийРусскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиАбхазскийАварскийАдыгейскийАзербайджанскийАймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийРусскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмурдскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

dic.academic.ru

Старые и новые названия станций метро

1. Сокольническая линия

    (Сокольники-Спортивная, Кировско-Фрунзенская)

Бульвар Рокосовского («Улица Подбельского»)

Красные ворота («Лермонтовская»)

Чистые пруды ( «Кировская»)

Лубянка («Дзержинская»)

Охотный ряд («Имени Л. М. Кагановича»,  «Охотный ряд»,  «Проспект Маркса»)

Кропоткинская («Дворец Советов»)

Парк культуры («Парк культуры имени Горького»)

Воробьёвы горы («Ленинские горы»)


2. Замоскворецкая линия

    (Сокол-Автозаводская, Горьковско-Замоскворецкая)

Тверская («Горьковская»)

Театральная («Площадь Свердлова»)

Автозаводская («Завод имени Сталина», «Завод имени Лихачева»)

Царицыно («Ленино»)


3. Арбатско-Покровская линия

    (Киевская-Первомайская)

Партизанская («Стадион народов», «Измайловская», «Измайловский парк»)

Семеновская («Сталинская»)


4. Филевская линия

Арбатская  («Арбатская площадь»)

Александровский сад («Улица Коминтерна», «Им. Коминтерна», «Калининская», «Воздвиженка»)


5. Кольцевая линия

Парк культуры («Парк культуры имени Горького»)

Октябрьская («Калужская»)

Добрынинская («Серпуховская»)

Проспект Мира («Ботанический сад»)


6. Калужско-Рижская линия

   (Ботанический сад — ВСХВ)

ВДНХ («ВСХВ»)

Алексеевская («Мир», «Щербаковская»)

Сухаревская («Колхозная»)

Китай-город («Площадь Ногина»)

Третьяковская («Новокузнецкая»)

Новоясеневская («Битцевский парк»)


7. Таганско-Краснопресненская линия

    ( Ждановско-Краснопресненская)

Китай-город («Площадь Ногина»)

Выхино («Ждановская»)


Ни одна из станций Калининско-Солнцевской, Серпуховско-Тимирязевской, Люблинско-Дмитровской, Каховской, Большой кольцевой и Бутовской линий, а также станции Московского центрального кольца, не меняли своего названия.

retromosfoto.ucoz.ru

Китай-город (станция метро) Википедия

«Китай-город»

Калужско-Рижская линия
Таганско-Краснопресненская линия
Московский метрополитен

Западный зал (южное направление)

Восточный зал (северное направление)
Район Басманный, Тверской, Таганский
Округ ЦАО
Дата открытия 3 января 1971 года
Прежние названия Площадь Ногина (до 5.11.1990)[1]
Тип Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 29
Количество платформ 2
Тип платформ островные
Форма платформ прямые
Архитекторы А. Ф. Стрелков, Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[2][3]
Инженеры‑конструкторы Е. C. Барский, Ю. З. Муромцев, А. И. Семенов
Выход к улицам Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик
Наземный транспорт А: м2, м3, м5, м7, м8, м9, м10, м27, 38, 101, 122, 144, 158, 904, К, т25, Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н7, Н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт
Соседние станции Кузнецкий мост, Таганская, Тургеневская и Третьяковская
 Интерактивная схемаi
свернуть схему развёрнутая схема со станциями
 «Китай-город» на Викискладе

wikiredia.ru

Китай-город (станция метро) — Википедия

Координаты: 55°45′20″ с. ш. 37°37′57″ в. д. / 55.75556° с. ш. 37.63250° в. д. / 55.75556; 37.63250 (G) (O) (Я)

«Китай-город»

Московский метрополитен

Западный зал (южное направление), 2015 год

Дата открытия:

3 января 1971 года

Прежние названия:

Площадь Ногина

Район:

Басманный, Тверской, Таганский

Округ:

ЦАО

Тип:

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

29

Количество платформ:

2

Тип платформ:

островные

Форма платформ:

прямые

Архитекторы:

А. Ф. Стрелков, Л .В. Лилье, В .А. Литвинов, М. Ф. Марковский, Л. В. Малашонок, И. Г. Петухова, И. Г. Таранов[1][2]

Инженеры-конструкторы:

Е.C. Барский, Ю.З. Муромцев, А.И. Семенов

Выход к улицам:

Площадь Ильинские Ворота, Площадь Варварские Ворота, Славянская площадь, Солянский тупик

Наземный транспорт:

А К, 12ц, 25, 158, Н5, Т25; Тб 12, 16, 33, 45, 63

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Код станции:

096 (Калужско-Рижская линия),
117 (Таганско-Краснопресненская линия), Кт

«Китай-город» на Викискладе

«Кита́й-го́род» — станция Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линий Московского метрополитена, кроссплатформенный пересадочный узел. Расположена под Ильинским сквером между станциями «Третьяковская» и «Тургеневская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы.

Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. До 5 ноября 1990 года называлась «Площадь Ногина» (в честь Виктора Ногина, советского партийного деятеля). Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. «Китай-город» — одна из самых загруженных станций Московского метрополитена[3].

Путевое развитие

История проектирования станции связана с историей проектирования Таганского (позднее — Ждановского) и Калужского радиусов. Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров: Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской, Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр — Калужско-Тимирязевский. В этих планах в составе Таганско-Тверского диаметра появляется станция «Площадь Ногина». Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году[4].

В планах 1938 года впервые появилось соединение Дзержинско-Калужского и Таганско-Тимирязевского диаметров в районе Яузских Ворот[4]. Планы строительства метро в те годы часто менялись. В 1957 году было решено соединить Калужско-Тимирязевский и Таганско-Краснопресненский диаметры в районе площади Ногина. По планам 1965 года планировалось в 1968 году продлить Калужско-Рижскую линию до площади Ногина, а в 1970 году — Ждановско-Тимирязевскую[5]. В 1968 году были подтверждены планы 1965 года относительно станции у площади Ногина[6].

Участок от «Таганской» к площади Ногина строился ускоренными темпами. Ввести в эксплуатацию сдвоенную шестизальную станцию Ждановского и Калужского радиусов планировалось в 1970 году[6]. Одновременно с этим строился участок «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужско-Рижской линии. При сооружении двух совмещённых в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка[7]. Работы велись в шести параллельных тоннелях[7].

Станция открылась 3 января 1971 года в составе участка «Таганская» — «Площадь Ногина» Ждановского радиуса и участка «Октябрьская» — «Площадь Ногина» Калужского радиуса. После открытия станция не полностью вступила в строй: поскольку она являлась конечной для двух радиусов (Ждановского и Калужского), один из залов работал только на высадку, другой — только на посадку. 5 января 1972 года Калужский радиус был соединён с Рижским, 17 декабря 1975 года Ждановский — с Краснопресненским; при этом образовались, соответственно, Калужско-Рижская и Ждановско-Краснопресненская (ныне Таганско-Краснопресненская) линии[6]. Таким образом, станция полностью заработала лишь в конце 1975 года.

5 ноября 1990 года станция была переименована в «Китай-город» по названию исторического района Москвы, на границе которого расположена станция[2]. При этом площади Ногина (до 1924 года — Варварская площадь) присвоили новое название — Славянская площадь.

Архитектура и оформление[править]

Фактически «Китай-город» — это комплекс из двух конструктивно независимых станций[8]. Оба зала «Китай-города» — колонные станции глубокого заложения (глубина — 29 метров) с тремя сводами. Построены по проекту группы архитекторов под руководством А. Ф. Стрелкова — Л. В. Лилье, В. А. Литвинова, М. Ф. Марковского (западный станционный зал), Л. В. Малашонка (восточный станционный зал), И. Г. Петуховой и И. Г. Таранова (аванзалы)[1]. Станции обязаны своим художественным оформлением (чеканные карнизы из алюминия, находящиеся над колоннами, металлические вставки на путевых стенах с изображением зажжённого факела, а также серпа и молота, и др.) Х. М. Рысину, А. Я. Лапиню и Д. Я. Бодниеку.

«Китай-город» является первой в Московском метро кроссплатформенной пересадкой: для пересадки с одной линии на другую в пределах одной станции достаточно перейти с одной стороны платформы на другую[8]. Но такой вид пересадки возможен при следовании в одном направлении (на север или на юг). Для пересадки с одного направления на другое нужно пройти по короткому переходу, который начинается в центре зала. Такой вид пересадки в Московском метрополитене был впоследствии применён ещё на четырёх станциях: «Каширская», «Третьяковская», «Парк Победы» и «Кунцевская». На восточную станцию прибывают поезда, следующие в северном направлении (2-й путь в сторону станции «Кузнецкий Мост» и 1-й путь в сторону станции «Тургеневская»), а на западную прибывают поезда, следующие в южном направлении (1-й путь в сторону станций «Таганская» и 2-й путь в сторону станции «Третьяковская»).

Конструктивно обе станции трёхсводчатые. Опорой для сводов в них служат массивные невысокие колонны. Мостики через платформы в середине залов опираются на массивные пилоны, по три в каждом зале[9]. В обоих залах архитекторы выбрали острую форму опор. В западном зале это сложное сочетание длинных асимметричных трёхгранных призм, вытянутых по длине опоры (по их форме проектировщики назвали зал «Кристалл»[2]). Линии налегания сводов на опоры прикрыты широкими металлическими фризами, которые покрыты отчеканенными «пирамидками». Под фризами расположены светильники. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором, полы — кремовым. На путевых стенах находятся металлические решётки с чеканкой, изображающие серп, молот, звёзды и голубей[9].

Опоры в восточном зале в целом прямоугольного сечения. По бокам они имеют гладкие стенки, а со стороны центрального и боковых залов — «рифлёные» поверхности в виде сочетания треугольных выступов и ниш (из-за этого проектировщики назвали зал «Гармошка»). Колонны и путевые стены облицованы кремовым мрамором. В основании путевых стен — белый рисунчатый мрамор с вделанными литыми плитами, изображающими горящий факел. Полы вымощены плитами серого гранита[9].

«Китай-город» не имеет наземных вестибюлей; вход (с площадей Ильинские ворота и Варварские ворота, Славянской площади и Солянского тупика) осуществляется через подземные переходы. Подземные вестибюли — общие для обоих залов. Южный вестибюль соединён со станциями эскалаторным ходом, северный — эскалатором и переходом, в который ведут лестницы из двух залов. В глухом торце перехода установлен бюст В. П. Ногина (работы А. П. Шлыкова)[10].

  • Восточный зал станции. 3 августа 2008 года.

  • Указатели в зале станции южного направления. 2 ноября 2015 года.

  • Kitay-gorod Sickle&Hammer Medalion.png

    Медальон на путевой стене западного зала, изображающий серп и молот. 9 января 2015 года.

Станция в цифрах[править]

  • Код станции — 096[1] и 117[2].
  • Пикет ПК01+13[11].
  • По данным 1999 года, суточный пассажиропоток станции составлял 103 880 человек[12]. В марте 2002 года ежедневный пассажиропоток по входу составлял 104 100 человек[13].
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи[14].
  • Таблицы времени прохождения первого поезда через станцию[15]:

Станция метро «Китай-город» расположена между станциями «Тургеневская» и «Третьяковская» на Калужско-Рижской линии и между станциями «Кузнецкий Мост» и «Таганская» на Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город через северный подземный вестибюль по переходам на площадь Ильинские Ворота, к Лубянскому проезду, на улицу Ильинка, Старую и Новую площади, через южный вестибюль — на Славянскую площадь, улицу Солянка, Лубянский проезд, Солянский тупик, Китайгородский проезд, улицу Варварка, Старую площадь и площадь Варварские Ворота.

Наземный общественный транспорт[править]

Станция имеет выход к четырём остановкам общественного транспорта[16]:

  • Остановка Ильинские ворота троллейбуса № 45 (недалеко от северного вестибюля).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158и Т25 и троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобусов № 158 и «К», троллейбуса № 63 (рядом с выходом из южного вестибюля, у церкви).
  • Остановка Метро «Китай-город» автобуса № 12ц и троллейбусов № 2, 12 и 33 (находится на Китайгородском проезде, у одноимённой стены).

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2012 год)[17][18]

Маршрут Следует к станциям метро Конечный пункт 1 Конечный пункт 2
авт. № К (кольцевой) «Театральная», «Площадь Революции», «Александровский сад» Театральная площадь Улица Балчуг
авт. № 12ц «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Лубянка», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Ледовый дворец Ст. метро «Китай-город»
авт. № 158 «Павелецкая», «Лубянка» Третий Павелецкий проезд Лубянская площадь
тр. № 2 «Багратионовская», «Парк Победы», «Кутузовская», «Арбатская», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост» Фили Ст. метро «Китай-город»
тр. № 12 «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» Больница МПС Ст. метро «Китай-город»
авт. № Т25 «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» Проспект Будённого Лубянская площадь
тр. № 33 «Ленинский проспект», «Октябрьская» (кольцевая), «Октябрьская» (радиальная), «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина», «Театральная», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Кропоткинская», «Боровицкая» Улица Кравченко Ст. метро «Китай-город»
тр. № 45 «Электрозаводская», «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» Проспект Будённого Четвёртая Кабельная улица
тр. № 63 «Рязанский проспект», «Марксистская», «Таганская», «Лубянка», «Кузнецкий мост» 138-й квартал Выхина Лубянская площадь

Достопримечательности[править]

В непосредственной близости к северному выходу «Китай-города» находятся Политехнический музей и памятник героям Плевны.

Недалеко от станций есть задел под станцию «Хмельницкая» (случайное спрямление, требующее корректировки путей Арбатско-Покровской линии)[4]. Ранее планировались в отдалённой перспективе сооружение этой станции и соединение её переходами с «Китай-городом»[19]. В ближайшее время строительство новой станции не планируется.

Станция «Китай-город» в культуре[править]

  • На станции «Китай-город» разворачиваются несколько эпизодов постапокалиптического романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, на станции жили банды, занимающиеся организованной преступностью[20].
  • Станция фигурировала в фантастическом рассказе Владимира Васильева «Скромный гений подземки», изданном в сборнике «Мифы Мегаполиса». В этом рассказе упоминается, что переход со станции «Китай-город» на станцию «Маросейка» («Хмельницкая») был устроен через тупиковый торец северного аванзала, где сейчас стоит бюст Ногина[21].
  • Станция являлась популярным местом, где назначали встречу «на Ноге у Головы», что означало — на станции метро «Площадь Ногина» возле памятника Ногину, который был выполнен в виде бюста.
  1. 1,01,11,2 Китай-город. Калужско-Рижская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  2. 2,02,12,22,3 Китай-город. Таганско-Краснопресненская линия. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 28 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  3. ↑ Пассажиропоток метрополитена Москвы в январе вырос на 6.1% до 176.342 млн.. AK&M (2 февраля 2012). Проверено 2 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 21 мая 2012.
  4. 4,04,14,2 Лисов И. Проектирование и первые очереди строительства. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011.
  5. Лисов И. Московский метрополитен хрущевской эпохи. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  6. 6,06,16,2 Лисов И. От Генплана 1971 года до наших дней. metro.molot.ru. Проверено 15 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 26 января 2012.
  7. 7,07,1 Калужско-Рижская линия. metro.molot.ru. Проверено 29 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  8. 8,08,1 Наумов, 2010, с. 315
  9. 9,09,19,2 Наумов, 2010, с. 316
  10. ↑ Наумов, 2010, с. 317
  11. ↑ Схема путевого развития Московского Метрополитена. trackmap.ru. Проверено 14 марта 2012. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
  12. ↑ Исследования пассажирских потоков. 18 марта 1999 года. metro.ru. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  13. ↑ Исследования пассажирских потоков. Март 2002 года. metro.ru. Проверено 26 апреля 2012 года. Архивировано из первоисточника 25 января 2012.
  14. ↑ Режим работы станций и вестибюлей. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 19 декабря 2010 года. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  15. ↑ Время отправления первых поездов. Официальный сайт Московского метрополитена. Проверено 25 января 2012 года. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  16. ↑ Метро «Китай-город» на Яндекс-картах. Яндекс. Проверено 30 мая 2012.
  17. ↑ Поиск автобусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  18. ↑ Поиск троллейбусного маршрута Москвы. Китай-город. Я приеду.ру. Проверено 18 марта 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  19. ↑ В Москве будет возведена станция метро ‘Хмельницкая’. vsesmi.ru. Проверено 31 мая 2012. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  20. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — Доп, тираж 100 000 экз. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  21. Васильев В. Н. Скромный гений подземки // Мифы Мегаполиса. — М.: АСТ, 2007. — С. 100—126. — 448 с.
  • Зверев В. Метро московское. — М.: Алгоритм, 2008. — 272 с. — ISBN 978-5-9265-0580-8.
  • Зиновьев А. Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4.
  • Наумов М. С., Кусый И. А. Московское метро. Путеводитель. — М.: Вокруг света, 2006. — 360 с. — ISBN 5-98652-061-0.
  • Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010. — 448 с. — ISBN 978-5-7853-1341-5.
  • Чередниченко О. Метро-2010. Путеводитель по подземному городу. — М.: Эксмо, 2010. — 352 с.

www.wiki-wiki.ru