сокращения в метро | caves.ru
Сокращения используемые в метрополитенеАБ
1) Автоблокировка
2) Аккумуляторная батарея
СН
Лампа, загорающаяся при снижении давления в ТЦ
АВ
1) Автоматический выключатель
2) Автомат защиты вспомогательных цепей
АВТ
Автоматический выключатель тормоза
АВУ
Автоматический выключатель управления
АВФ
Аварийно-восстановительное формирование
АГС
Автоматический гребнесмазыватель
АК
Регулятор давления
АКБ, АКК
Аккумуляторная батарея
АКП
Автоматический контрольный пункт (турникет на вход)
АЛС
Автоматическая локомотивная сигнализация
АЛС-АРС
Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости
АМР
Автомат монеторазменный
АОС
Тумблёр на пульте вагона 81-540.7, назначение неизвестно
АПМБ
Автомат по продаже магнитных билетов
АПЭ
Устройство автоматического пуска эскалатора
АРМ
Автоматическое рабочее место
АРС
Система автоматического регулирования скорости
АРС-АО
Кодовый сигнал абсолютной остановки от АРС
АРС-Д
Система АРС «Днепр»
АРС-Р
Резервный комплект АРС
АСКД
Автоматизированная система контроля доступа.
АСКМ
Автоматическая система контроля микроклимата на станциях
АСНП
Автоматический считыватель номера поезда
АСОТП
Автоматическая система обнаружения и тушения пожара «Игла»
АСУ
Автоматизированная система управления
АСФЭ
Следящий функциональный эскалаторный автомат
АТ
Какой-то переключатель у вагона, обеспечивает безопасность движения
АТД
Асинхронный тяговый двигатель
АТДП
Автоматика телеуправления движением поездов
АТП
Асинхронный тяговый привод
АТПС
Аппарат телефонный тоннельной связи
БАВ
Блок автоматических выключателей
БАРС
Блок автоматического регулирования скорости
ББЭ
Блок бортового энергоснабжения
БВ
Быстродействующий выключатель
БД
Дверная блокировка
БИС
Блок АРС измерения скорости
БКЦУ
Блок контакторов цепей управления
БЛПМ
Блок локомотивных приёмников частот АРС «Метро»
БОР
Блок ограничивающих резисторов
БП
Блок предохранителей
БПСН, БСПН
Блок питания собственных нужд
БПФ
Блок полупроводниковый для питания фар
БРС
1) Блок устройств АРС регуляции скорости
2) Блок разъёмных соединений АСОТП «Игла-МТ»
БРУ
Блок разъединения управления
БС
Блок согласования
БСК
Бесконтактная смарт-карта
БСМ
Блок сравнения частот АРС «Метро»
БСУ
Блок согласующего устройства АРС
БТБ
Блок тормоза безопасности
БТП
Блок технических помещений
БУ
1) Блок-участок
2) Блок управления
БУВ
Блок управления вагоном
БУМ
Блок АРС управления «Метро»
БУП
Блок управления поездом
БФ
Блок фар
БЭПП
Блок электропневматических приборов
В1…В3
Электропневматические вентили
ВА
Выключатель автостопа?
ВАД
Как-то связано с восстановлением управления поездом
ВАХ
Выключатель аварийного хода
ВБ
Выключатель аккумуляторной батареи
ВБП
Тумблёр включения блоков питания
ВЗ
Вентиль замещения
ВЗК
Взрывозащитная камера
ВИП
Вторичный источник питания
ВМК
Выключатель мотор-компрессоров
ВН
Какой-то переключатель у вагона, обеспечивает безопасность движения
ВНИИЖТ
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной техники
ВО
Режим вагонного оборудования (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»)
ВОВТ
Выключатель отключения воздушного тормоза
ВОС
Какой-то выключатель у вагона
ВОСД
Тумблёр на пульте вагона 81-540.7, назначение неизвестно
ВОУ
Водоотливная установка
ВП
Тумблёр устройств АРС при режиме «Вспомогательный поезд»
ВПД
Выключатель переключения дверей
ВПРС
Машина для выправки, подбивки и рихтовки пути
ВПУ
Вспомогательный пульт управления
ВР
Воздухораспределитель
ВРП
Кнопка возврата РП
ВРУ
Выключатель резервного управления
ВРЦ
Вагоноремонтный цех
ВТ
Вентильные тормоза
ВТБ
Вентиль тормоза безопасности
ВТЗ
1) Воздушно-тепловая завеса
2) Аппаратура автоматического регулирова*ния температуры в вестибюлях
ВУ
1) Выключатель управления
2) Водоотливная установка
ВУ-222
Выключатель универсальный; его номер
ВУС
Тумблёр включения усиленного света белых фар
ВФ
Выключатель фар
ВЦн.н.
Вспомогательные цепи низкого напряжения
ВШ
Вентиляционная шахта
ВЭКА
Вагон(?)-электровоз контактно-аккумуляторный
ГАЛС
Генератор частот АЛС
ГВ
Главный разъединитель
ГДП
График движения поездов
ГЗ
Гермозатвор (металлоконструкция)
ГК
Групповой контактор
ГО
Гражданская оборона
ГПК
Горнопроходческий комплекс
ГС
Скоростемер, устанавливаемый на ПС без устройств АРС
ГЩ
Щиток с низковольтными предохранителями
Д1…Д2
Делители давления
ДАУ
Дублирующее автоматическое управление
ДАУ-АРС
Система АРС с ДАУ
ДБ
Дверная блокировка
ДВР
Дверной воздухораспределитель
ДВЩ
Датчик вращения шестерни
ДД1…ДД4
Датчики давления
ДДЭ
Дежурный по депо
ДЗА
Дистанция защиты автоматики
ДИП
Динамовский / дополнительный источник питания (разработан АЭК «Динамо», обе расшифровки аббревиатуры используются примерно в равном объёме)
ДИСК-Б
Дистанционно-информационная система контроля букс
ДИСКОР
Диалоговая информационно-справочная система контроля оперативных работ, формирует справки о перевозках пассажиров
ДК-117
Коллекторный ТД с указанием модели
ДКПТ
1) Выполняет функции РКТТ
2) Датчик контроля пневматического тормоза
ДКР
Дистанция капитального ремонта пути
ДМ
Дверная воздухомагистраль
ДП
1) Датчик пути АРС
2) Датчик противоюза
ДПС
Дизель-подвижной состав
ДР
1) Дифференциальное реле
2) Дистанция ремонта
ДС
1) Начальник станции
2) Скоростемер, устанавливаемый на ПС с устройствами АРС
ДСО
Дистанция специальных объектов
ДСП
Дежурный по станции
ДСП п/о
Дежурный по приёму и отправлению поездов
ДСЦП
Дежурный (станционного) поста централизации
ДТ
1) Датчик тока
2) Дроссель-трансформатор
ДТБ
Датчик температуры буксы АСОТП «Игла-МТ»
ДЦ
Диспетчерская централизация
ДЦХ
Поездной диспетчер
ДЧ
Дистанция движения
ЕжТК
Опытный модернизированный вагон для Таганско-Краснопресненской линии
Еи
Опытные вагоны типа Е с импульсным регулированием
ЕО, ЕНО, ЕНОД
Виды осмотра ПС
Ер
Опытные вагоны типа Е с изменёнными рессорами
ЗР
Кран запасного резервуара напорной магистрали
ЗРЭПС
Завод по ремонту электроподвижного состава
ЗУ
Защитный участок
ЗУМ
Заземляющие устройства
ИВК
Фильтр мотор-компрессора
Игла-МТ
АСОТП «Игла» с функцией обнаружения нагрева букс
ИДП
Инструкция по движению поездов
ИНСУ
Инверторная система управления
ИО
Измерительный орган
ИПТД
Источник подвозбуждения тяговых двигателей
ИС
1) Изолирующий стык
2) Измеритель скорости
ИС, ИСИ
Инструкция по сигнализации
ИУ
Управляющие импульсы
ИШ
Индуктивный шунт
К1
Разобщительный кран пневмопривода ЭКК
КАПП
Контролёр автоматических пропускных пунктов
КАХ
Кнопка аварийного хода
КБ
1) Кнопка бдительности
2) Кассир билетный
КБ1…КБ3
Клапан быстрого сброса
КВ
Контроллер машиниста (буквально – контроллер вагоновожатого)
КВК
Кабельно-вентиляционный коллектор
КВР
Капитально-восстановительный ремонт
КВТ
Кнопка восприятия торможения
КВЦ
Контактор вспомогательных цепей
КГУ
Контрольно-габаритное устройство
КГУЛЗ
Лампа контроля КГУ зелёного цвета
КГУЛК
Лампа контроля КГУ красного цвета
КД
Контактор дверей
КЗ
Короткое замыкание
КЗ-2
Контактор заряда АБ
КЗП
Какая-то кнопка у вагона
КИП
Контрольно-инспекторская поездка
КК
1) Катушка контактора
2) Контактор МК
КМ
Кран машиниста
КМ, КМ-9
Штамп в удостоверении работника метрополитена, разрешающий проезд в кабине машиниста
КО
1) Контактор освещения 2) Кнопка «Отпуск»
КП
Колесная пара
КР
1) Контактный рельс
2) Капитальный ремонт
3) Контроллер реверса
КР-1, КР-2
Капитальный ремонт первого, второго объёма (в наст. время – СР и КР соответственно)
КРЗД
Кнопка резервного закрытия дверей
КРМ
Кран машиниста
КРМК
Кнопка резервного включения МК
КРП
1) Контроллер резервного пуска (то же, что и КРУ)
2) Капитальный ремонт с продлением срока службы
КРР
Кнопка резервного реверсирования
КРУ
Контроллер резервного управления
КС
Конструкционная скорость
КС1; КС2
Силовая соединительная коробка; коробка заземления
КСАУДП
Комплексная система автоматического управления движением поездом
КСАУП
Комплексная система автоматического управления поездом
КСБ
Контактор силового блока
КСД, КСЭД
Комплексная система (эксплуатации) «Движение»
КТ
Кнопка «Тормоз»
КТР
Кнопка «Тормоз резервный»
КУ
Кнопка управления
КШ
ЭМК ослабления возбуждения
КЭ
Контакторный элемент кулачкового типа
ЛАВТ
Тумблёр на пульте 81-540.7
ЛАД
Лаборатория асинхронных двигателей
ЛБ, л/б
Локомотивная бригада
ЛБК
Локальный блок контроля системы «Игла»
ЛБК-ТБ
Локальный блок контроля температуры букс АСОТП «Игла-МТ»
ЛВД
Лампа включения двигателей
ЛИТС
Линейная информационно-телеметрическая станция
ЛК
Линейный контактор
ЛКВД
Лампа контроля выключения двигателей
ЛКВП
Лампа контроля включения преобразователя
ЛКВЦ
Лампа контактора КВЦ
ЛКП
Какая-то сигнальная лампа у вагона
ЛКТ
Лампа контроля торможения
ЛН
Лампа накаливания
ЛП, л/п
Линейный пункт
ЛПК
Линейный пункт контроля
ЛС
Линия связи
ЛСД
Лампа сигнализации дверей
ЛСН
Лампа сигнализации неисправности
ЛСТ
Лампа сигнализации тормоза
ЛУ
Локомотивный указатель
ЛХРК
Сигнальная лампа хода МК
ЛХТ
Лампа, при автоведении контролирующая сбор схемы на «ход» и «тормоз»
МАРС
Модернизированная система АРС
МВ
Масляный выключатель
МК
1) Металлоконструкция (гермозатвор)
2) Мотор-компрессор
МРА
Монеторазменный автомат
МС
Машина для счёта монет
МСЦ
Механосборочный цех
МТ
1) Микрофон для передачи машинистом информации поездному диспетчеру
2) Магистраль торможения на устройстве АРС
МУ
1) Магистраль управления
2) Маршрутный указатель
МУМ
Машинист уборочных машин
МУС
Местная усилительная станция громкоговорящего оповещения на станциях
МХ
Магистраль хода на устройстве АРС
НМ
Напорная магистраль
НР
Нулевое реле
НСТ
Нормативная станция по труду
НЧ
Нулевая частота АЛС
ОВ
Обмотка возбуждения
ОВП
Огнетушитель воздушно-пенный
ОВТ
Тумблёр отпуска вентильных тормозов
ОП
1) Огнетушитель порошковый 2) Сигнал опасности
ОПУ
Основной пульт управления
ОСП
1) Индикатор отсутствия признаков пожара АСОТП «Игла»
2) Огнетушитель самосрабатывающий порошковый
ОТЦ
Что-то у ТЦ
ОУ
Огнетушитель углекислотный
ОЧ
Отсутствие частоты АРС
ОЭМЗ
Опытно-электромеханический завод
ОЯ
Обмотка якоря
П
Главный предохранитель
ПА-КСД
Поездная автоматика, комплексная система «Движение»
ПБ
Педаль бдительности
ПБМ
Один из блоков АРС
ПВБ
Путевая восстановительная бригада
ПВС
Пункт восстановительных средств
ПВУ
1) Повагонное управление (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»)
2) ??? (на других вагонах)
ПГ
Путевой генератор частот АРС
ПД
Положение о дисциплине
ПДИ
Постоянно действующий инструктаж
ПИ
Пожарный извещатель АСОТП «Игла»
ПК
1) Приёмные устройств АРС
2) Пожарный кран
ПКА
Пункт контрольно-автоматический (турникет на выход)
ПКГ
Групповой переключатель положений
ПКПП
Приёмно-контрольный пожарный прибор
ПМ
1) Поломоечная машина
2) Подметальная машина
3) см. ПМТ
4) Пульт машиниста
ПМСАУП
Программно-моделирующая система автоматического управления поездом
ПМТ
Тормозной переключатель. Ставит силовые цепи на моторный или тормозной режим, имеет 2 фиксированных положения ПМ и ПТ.
ПОНАБ
Прибор обнаружения нагретых букс
ПП
Переключатель положений
ППЗ, ПВЗ
Переключатели защиты поезда, вагона
ППР
Планово-подъёмочный ремонт
ПР
1) Пальцевый разъём ЭКК автосцепки
2) Пневморессора
3) Путевое реле АРС
ПРВ
Промежуточное реле времени
ПРВУ-И
Программный распреде*литель водоотливной установки на интегральных микросхемах
ПРС
Поездная радиосвязь
ПРТ
Преобразователь реостатного торможения
ПС
1) Подвижной состав
2) Пригласительный сигнал
3) Последовательное соединение
ПСП
Переходной переключатель. Ставит ТД на параллельное или последовательное соединение, имеет два фиксированных положения – ПС и ПП.
ПСТ
Полное служебное торможение
ПСЧ
Приёмник сигнальных частот АРС
ПТ
1) Проверка пневматических тормозов
2) см. ПМТ
3) Путевой трансформатор
ПТК-ТЛС
Программно-технический комплекс с телемеханическими и локальными связями
ПТО
1) Пункт технического обслуживания
2) Производственно-технический отдел (техотдел)
ПТЭ
Правила технической эксплуатации метрополитенов
ПУ
Пульт управления
ПУПМ
Переговорное устройство «Пассажир – машинист»
ПЦБК
Промежуточный центральный блок контроля системы «Игла»
РА
Рельсовый автобус
РБ
Ревизор безопасности
РВ
1) Реле времени
2) Ртутный выпрямитель
РВО
1) Реле времени освещения
2) Реверсивный выключатель основного управления
РВР
Реверсивный выключатель резервного управления
РВТ
Реле времени торможения
РВТБ
Резервный вентиль тормоза безопасности
РД
1) Реле дверей
2) Реле давления
РЗ
1) Реле заземления
2) Реле заряда
3) Реле сигнализации
4) Реле защиты
РЗП
Реле защиты преобразователя
РЗПВ
Реле защиты преобразователя вагона?
РИУ
Радиоинформатор
РК
Реостатный контроллер
РКМ, РКП
Кулачковые контакторы РК
РКР
Реле контроля реверса
РКСУ
Реостатно-контакторная система управления
РКТТ
Реле контроля тормозного тока
РМ
Рукоятка машиниста (на вагонах «Яуза» и «Скиф») – по функциям аналогична КВ
РМЦ
Ремонтно-механический цех
РО
Реле остановки
РОТ
Реле отключения тяги
РП
Реле перегрузки
РП1…РП6
Регулятор положения кузова
РПБ
Реле педали бдительности
РПвозв.
Реле возврата РП
РПЛ
Силовые катушки РП
РПП
Реле переключателя положений
РПУ
1) Реле пониженной уставки
2) Резервный пульт управления
РР
Реле реверсирования
РРИ
Радиорелейный информатор
РРП
Реле резервного пуска
РРТ
Реле ручного торможения
РС
1) Рельсосмазыватель
2) Лампа равенства скоростей
РСБ
Ремонтно-строительная база
РСУ
1) Ремонтно-строительный участок
2) Реле системы управления
РТ
1) Токовое реле
2) Реле торможения
3) Тиристорный регулятор
РТМ
Многофункциональный тиристорно-импульсный регулятор
РТП
Рычажно-тормозная передача
РУ
Реле установок
РУМ
Аналогично РЦУ
РУТ
Реле ускорения и торможения
РЦ
1) Рельсовая цепь
2) Разъединительная цепь
РЦ АРС
Разъединительная цепь АРС
РЦ УКС
Разъединительная цепь УКС
РЦУ
Разъединитель цепей управления
САММ
Система автоведения «МИИТ-метро»
СВ
Соединительная втулка
СД
Служба движения
СДПП
Серводвигатель переключателя положений
СДРК
Серводвигатель РК
СК
Силовая коробка
СКБ
Старший кассир билетный
СММ
Снегоуборочная машина метрополитена
СОВС
Система отопления и вентиляции салона
СОСД
Светильник открытия станционных дверей
СОТ
Сигнализация отпуска тормоза
СР
1) Стоп-реле
2) Средний ремонт (аналогичен КР-1)
ССВ
Служебная соединительная ветвь
СТ
Скоростной трамвай
СТБ
Силовой тиристорный блок
СТД
Служба технической диагностики
СТП
1) Совмещенная тягово-понизительная подстанция
2) Скорая техническая помощь ПВС
СУ
1) Санузел
2) Согласующее устройство АРС.
СУРСТ
Система управления работой станции с применением теленаблюдения
СЦБ
Сигнализация, централизация, блокировка
СЧРСТ
Система управления работой промышленного телевидения и телеуправления
ТАБ
Тяговая аккумуляторная батарея
ТВУ
Тонально-вызывное устройство
ТД, ТЭД
Тяговый (электро)двигатель
ТИСУ
Тиристорно-импульсная система управления
ТК
Тиристорный контроллер
ТМ
Тормозная магистраль
ТМР
Тяговый трансформатор
ТО-1 (2,3,4)
Техническое обслуживание первого (второго, третьего, четвёртого) объёма
ТП
Тяговый привод
ТПК
Тоннелепроходческий комплекс
ТПМК
Тоннелепроходческий механизированный комплекс
ТПП
Тягово-понизительная подстанция
ТР
1) Токоприёмник рельсовый
2) Тепловое реле
ТР БАРС
Тяговый режим БАРС (обозначение на мониторе вагонов «Скиф»)
ТР-1 (2, 3)
Текущий ремонт первого (второго, третьего) объёма
ТРА
Техническо-распорядительный акт
ТРК, ТРТП
Тепловое реле
ТРП
Тиристорный регулятор
ТС
Тиристор
ТЦ
Тормозной цилиндр
ТЧ
Тяговая часть – депо моторвагонного подвижного состава
ТЧЗр-1
Заместитель начальника депо по ремонту (цифра – номер конкретного ТЧ)
ТЧЗэ-1
Заместитель начальника депо по эксплуатации (цифра – номер конкретного ТЧ)
ТЧМ, ТЧМи
Машинист-инструктор
ТШ
ЭМК цепи подмагничивания ТД
ТЭ
Тумблёр «Тормоз экстренный»
ТЭМ
Электронная система телемеханики
УАВА
Устройство аварийного выключения автостопа, универсальный автоматический выключатель автостопа
УГР
Уровень головки рельса
УГС.М
Устройство голосовой связи машиниста
УГС.П
Устройство голосовой связи пассажира
УКПТ
Устройство контроля прохода в тоннель
УКС
Устройство контроля скорости
УКС
Какой-то переключатель у вагона, обеспечивает безопасность движения
УНЧ
Усилитель низкой частоты
УОС
Устройство ограничения скорости
УОТП
Устройство определения тормозного пути
УП
Сигнальный знак для ночной расстановки составов
УСПМ, УЭСПМ
Устройство (экстренной) связи «Пассажир-машинист»
УФКП
Устройство фотоэлектрического контроля пассажира
УЦТВ
Устройство цветного теленаблюдения
УЧПП
Уровень чистого пола платформы
ФКМ
Функциональная клавиатура машиниста (на вагонах «Яуза» и «Скиф»)
ЦБКИ
Центральный блок контроля индикации системы «Игла»
ЦИК
Цифровой информационный комплекс
ЦКС
Центр кинологической службы
ЦПА
Цех поездной автоматики
ЦПУ
Центральный пересадочный узел
ЦУВ
Цепи управления вагона
ШИМ
Широтно-импульсная модуляция инвертора напряжения
ШР
Штекерный разъём ЭКК автосцепки
ШРМП
Штепсельный разъём местного питания
ШС
Шаровой подшипник
ШЧ
Дистанция сигнализации и связи
ЭВР
Вид воздухораспределителя на вагонах «Скиф»
ЭКА, Эк/а
Электровоз контактно-аккмуляторный
ЭКГ
Групповой реостатный контроллер
ЭКК
Электроконтактная коробка
ЭМК
Электромагнитный контактор
ЭМЦХ, ЭПВ, ЭВ
Электропневматический вентиль автостопа (то же, что и ЭПК)
ЭПК
Электропневматический клапан автостопа
ЭПС
Электроподвижной состав
ЭСТ
Электронная система телемеханики
ЭТ
1) Экстренное торможение
2) Электрическое торможение
ЭТПП
Электромагнитный дисковый тормоз переключателя положений
Прим. Некоторые аббревиатуры были образованы не от слов, которые означают в данный момент, а весьма давно пришли в метрополитен с железной дороги и имеют свою длинную историю. Поэтому напрямую они не расшифровываются, а просто что-то означают. Например: ДЦХ, ДДЭ и прочее
caves.ru
Словарь метротерминов
10 сентября 2015Оглавление:
1. Словарь метротерминов
2. Б
3. В
4. Г
5. Д
6. Е
7. К
8. Л
9. М
10. Н
11. П
12. Р
13. С
14. Т
15. У
16. Ф
17. Э
Приведены основные понятия, термины и аббревиатуры, встречающиеся в литературе о метрополитене и железной дороге.
Подавляющее большинство сокращений пришли в метрополитен с железной дороги напрямую или образованы по аналогии и имеют свою историю образования.
А
- автоматический выключатель.
- АВТ автоматический выключатель торможения.
- АВУ автоматический выключатель управления.
- АВФ аварийно-восстановительное формирование.
- АГС автоматический гребнесмазыватель.
- АК регулятор давления.
- АКБ аккумуляторная батарея.
- АКП автоматический контрольный пункт.
- АЛ Алексеевская линия
- АЛС автоматическая локомотивная сигнализация.
- АЛС-АРС автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости.
- АЛСР автоматическая локомотивная сигнализация с использованием радиоканала.
- АМР автомат монеторазменный.
- АПЛ Арбатско-Покровская линия.
- АПМБ автомат по продаже магнитных билетов.
- АПЭ устройство автоматического пуска эскалатора.
- АРМ автоматизированное рабочее место.
- АРТСКВ артезианская скважина.
- АРС система автоматического регулирования скорости.
- АРС-АО кодовый сигнал абсолютной остановки от АРС.
- АРС-Д система АРС «Днепр».
- АРС-Р резервный комплект АРС.
- АСД автоматическая станционная дверь.
- АСКД автоматизированная система контроля доступа.
- АСКМ автоматическая система контроля микроклимата на станциях.
- АСКОПМ автоматизированная система контроля оплаты проезда в метрополитене.
- АСНП автоматический считыватель номера поезда.
- АСОТП автоматическая система обнаружения и тушения пожара «Игла».
- АСУ автоматизированная система управления.
- АСФЭ следящий функциональный эскалаторный автомат.
- АТД асинхронный тяговый двигатель.
- АТДП автоматика телеуправления движением поездов.
- АТП асинхронный тяговый привод.
- АТПС аппарат телефонной тоннельной связи.
Просмотров: 22615
www.opklare.ru
Некоторые термины. Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах
Некоторые термины
Вентиляционная шахта (сокращено ВШ) — строение в виде киоска, служащее для обеспечения непрерывного воздухообмена в метрополитене. ВШ обычно представляет собой киоск, расположенный на поверхности, ствол шахты с решетками, и нижнюю вентиляционную установку. ВШ находятся вблизи парков и зеленых насаждений, чтобы исключить попадание вредных газов в метрополитен, и не далее трехсот метров от тоннеля метро. Эти шахты весьма и весьма привлекают диггеров.
Депо — предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава.
Метромост — мост, по которому проходит линия метро.
Пошерстный съезд — ветка, соединяющая два разнонаправленных железнодорожных пути. Позволяет развернуть поезд, меняя лишь его направление, как это делается на конечной станции метрополитена. Поезд двигается вдоль съезда, останавливает движение, меняются кабины, и, двигаясь в обратном направлении, поезд съезжает с главного пути на второй, прибывая на вторую платформу под посадку пассажиров.
Сбойка — подземная горная выработка (горизонтальная или наклонная), соединяющая две близко расположенные выработки, например штрек и просек.
Тюбинг (от англ. tube — труба), элемент сборной крепи подземного сооружения (например, тоннеля метрополитена). Материал — чугун, сталь, железо бетон.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
document.wikireading.ru
Происхождение слова «метро» (перепост) | Блог о языках и городах
Ещё один лингвотранспортный перепост из блога «Я шагаю по метро» (первый был про букву Ё в названиях станций московского метро). На этот раз — о происхождении самого слова метро. Я вроде бы и знал, что в англоязычных странах метро не называется «метро», но про лондонский Metropolitan слышал и был уверен, что от него и пошло международное название подземки. А оказалось всё сложнее. Как и со словом парламент, которое вроде бы явно французское (от parler «говорить», т.е. парламент — это говорильня), но в средневековой Франции представительный орган власти «парламентом» не назывался, а назывался Генеральными штатами (États Généraux). Ну а Parliament был и остаётся в старой доброй Англии.
Оригинал статьи в блоге «Я шагаю по метро» >>
Слово «метро» давно уже кажется нам неотъемлемой частью русского языка. Но откуда же произошло это слово? И есть ли у него этимологические родственники? И почему такая странная картинка в заголовке? Попробуем разобраться.
Как известно, первым метрополитеном в мире стала лондонская подземная железная дорога. Построена она была в 1863 году компаниейMetropolitan Railway, что переводится как «столичная железная дорога».
Но в Лондоне слово «метрополитен» стало обозначать только одну линию метро, ту самую, первую. Целиком же метро называютUnderground (подземка) или Tube (труба). В англоязычных США также в большинстве случаев используют слово «подземка» для обозначения метро, только его другой вариант — Subway.
Стало быть, слово «метрополитен» пришло к нам не из английского. И действительно, смотрим в словарь: metropolitan — относящийся к столице, крупному городу или метрополии; житель столицы; центральный. Есть даже такое сочетание: metropolitan bus service — городские и пригородные автобусы.
Знакомый нам смысл слово «метрополитен» (равно как и его сокращение «метро») приобрёл в Париже. Здесь в 1900 году подземная железная дорога была построена компанией Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris (Парижская компания столичной железной дороги).
Во французском языке слово métropolitain также сначала обозначало «столичный», постепенно приобретя и смысл подземной железной дороги. Именно из Франции слово «метро» пришло в другие языки. Кроме России и республик бывшего СССР, словом «метро» сейчас пользуются в Испании, Португалии, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Чехии, Турции и многих других.
Получается, ближайшие родственники у слова «метрополитен» — «митрополит», «метрополия», «метрополь» и «метросексуал»:
Но слово «метрополитен» не случайно имело одинаковый смысл «столичный» в разных европейских языках. Туда оно пришло из Греции:μητροπολίς [метрополис] — столица, метрополия. Слово это составное: πολίς [полис] — город; μητρο [митро] — материнский.
Выходит, прямым предком слова «метро» является греческое μήτηρ [митир] — мать.
Забавно, что, хотя «мать» — слово женского рода, слово «метро» в русском языке первоначально было мужского рода. Вспомним хотя бы строчки из известной песни:
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Мужской род поначалу ему достался в наследство от слова «метрополитен», так как воспринимался, как сокращение. Но вскоре правила русского языка взяли своё. И по аналогии со словами «перо», «ведро» и «нутро», слово «метро» тоже стало среднего рода.
Такая вот история.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
massimoling.ru
Объясните термины плиз — Метрополитен [Свежие записи][Архив][Друзья][Личная информация]
|
ru-metro.livejournal.com
Метрополитен это что такое Метрополитен: определение — История.НЭС
Метрополитен
В середине XIX в. в крупных городах мира остро встала транспортная проблема. Население некоторых городов составляло 1 млн человек и более. Основным средством передвижения был транспорт на конной тяге. Кареты и омнибусы не справлялись с возросшим объемом перевозок. Улицы городов, построенные еще в XVI–XVIII вв., были узкими и не позволяли осуществлять оживленное движение.
Единственным выходом из данной ситуации было строительство дорог под улицами городов. Строительство первого метрополитена началось в Лондоне. Оно стало возможным благодаря изобретенному в 1814 г. английским инженером М. Брюнелем туннелепроходческому щиту. Образцом для его создания послужил морской моллюск?древоточец, пробуривавший отверстия в затонувших кораблях при помощи раковины.
В 1818 г. Брюнель получил патент на изобретение, представлявшее собой механическую копию древоточца, предназначенного для бурения туннелей. В дальнейшем по образцу этого изобретения были построены механизированные проходческие щиты.
В 1846 г. Ч. Пирсон создал свой проект подземной железной дороги и представил его Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. Для его осуществления в 1853 г. создается компания North Metropolitan Railway. Именно она дала название новому виду транспорта. Слово «метрополитен» в переводе означает «столичный».
Строительство метрополитена началось в 1860 г. 10 января 1863 г. состоялось открытие первой линии лондонской подземки. Она соединяла станции Фаррингдон?Стрит и Паддингтон, между которыми находилось 5 промежуточных станций. Ее длина составляла 3,6 км. Общее время поездки – 33 минуты. Составы двигались при помощи паровозов. В вагонах было газовое освещение. 6 составов, состоящих из 4 вагонов, двигались с интервалом 15 минут. В первый день работы было перевезено 30 000 пассажиров.
Несмотря на то что поездка в метро проходила в туннелях, заполненных паровозным дымом, новый вид транспорта оправдал возложенные на него ожидания. В 1863 г. было принято решение о строительстве кольцевой линии лондонского метрополитена протяженностью 30 км. Она была открыта в 1884 г., на одной станции соединялась с первой линией.
В 1868 г. в Нью?Йорке была пущена первая линия надземной железной дороги, расположенной на металлических эстакадах. Сначала использовалась канатная тяга. В 1871 г. ее заменили на паровую, а в 1890 г. – на электрическую.
В 1890 г. первая электрифицированная линия появилась и Лондоне. Оплата поездки не зависела от дальности и равнялась двум пенсам.
В 1896 г. первая линия метрополитена была запущена в Будапеште. Открытие парижского метрополитена было приурочено к началу промышленной выставки 1900 г. Впоследствии метрополитены появились в Мадриде, Афинах, Буэнос?Айресе, Токио и других городах. Нередко в одном и том же городе проектирование, строительство и эксплуатацию отдельных линий вели разные фирмы. Поэтому метро не представляло единой сети. Различные линии отличались шириной колеи и напряжением в электрической контактной сети.
Первые проекты московского метрополитена появились еще до Октябрьской революции, но они не были осуществлены из?за недостатка средств. В 1931 г. пленум ЦК ВКП (б) принял решение о начале его строительства. Для этого была создана организация «Метрострой». В 1932 г. началось строительство, в 1935 г. были пущены первые линии общей протяженностью 11,6 км с 13 станциями. Строительство московского метро не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны.
В 1960 г. была пущена первая линия Киевского метро. В Украине, кроме киевского, метрополитен есть еще в Харькове и Днепропетровске.
В современных городах на долю метрополитена приходится значительная часть пассажирских перевозок, превышающая долю остальных видов городского транспорта.
Кроме подземных и надземных линий существуют наземные линии метро, построенные в районах с небольшой плотностью застройки. На отдельных линиях метрополитена в Париже, Монреале, Мехико и Саппоро (Япония) построена специальная колея с бетонными дорожками для поездов на пневматических шинах.
Сети метрополитена могут быть: с независимым движением поездов по отдельным линиям (как в Советском Союзе), с переходом части поездов с одной линии на другую (Лондон, Нью?Йорк) и комбинированные. Расстояние между станциями может составлять 500–800 м (Берлин, Мадрид, Милан и др.) или 1–2 км в городах бывшего СССР. Кроме того, в ряде городов мира (Нью?Йорк, Париж, Сан?Франциско) есть линии скоростного метрополитена, где станции располагаются на расстоянии 3–6 км. Они соединяются переходами со станциями обычного метро.
Современные линии метрополитена проектируются и строятся с учетом расположения жилых районов и предприятий, созданием взаимосвязи с другими видами городского, пригородного и междугородного транспорта. На расположение туннелей метрополитена оказывают влияние инженерно?геологические условия данной местности. В зависимости о
interpretive.ru
Метрополитен — Терминология
10 сентября 2015http://sng-trans.ru/ сколько будет стоить доставка до якутска.
Оглавление:
1. Метрополитен
2. Определение метрополитена
3. Основные свойства
4. Терминология
5. История
6. Хронография действующих систем метрополитена
7. Строящиеся и планируемые метрополитены
8. Подвижной состав
9. Станция метрополитена
10. Двойное назначение
11. Города стран бывшего СССР, в которых имеется действующее метро
12. Особые случаи
13. Города СССР, в которых метро планировалось в конце эпохи социализма
14. Вымышленные метро
Электрическая подземка в Будапеште первая в континентальной Европе.
Название «метрополитен» принято во многих странах. Происходит от названия компании «Metropolitan Railway», построившей первую подобную дорогу в Лондоне. В то же время в самой Великобритании используется термин underground, а в США как subway, так и «метро». Лондонцы метро называют tube.
В 1900 году в Париже открылась первая линия метро, эксплуатирующая компания получила название Compagnie du chemin de fer Métropolitain de Paris. Входы и выходы со станций стали обозначаться словом Métropolitain, позже Métro. Оттуда эти термины и пришли в русский язык. Кроме того, Максимом Горьким в «Городе Жёлтого Дьявола» было введено в русский язык слово-калька «подземка». Оно прижилось, но исключительно в качестве обозначения зарубежных метрополитенов.
Своя система связанной с метрополитеном терминологии используется в немецкоязычных странах. В настоящее время наиболее распространённые термины U-Bahn и S-Bahn. Термин U-Bahn является сокращением от Untergrundbahn. U-Bahn ближе к метро в российском понимании, так как является внутригородским транспортом, в основном расположенным под землёй. S-Bahn ближе к пригородным железнодорожным поездам.
В городах S-Bahn иногда имеет подземные участки, и, зачастую, интегрирован с U-Bahn. В настоящее время термин S-Bahn обычно не расшифровывается как сокращение и означает городские поезда, а термин Stadtbahn принял другое значение легкорельсовый транспорт городская железная дорога. Также имеется термин Hochbahn, означающий трассы метро, проложенные на эстакадах «надземки».
В городах США также часто используется интегрированная система метрополитена и вылетных рельсовых линий. Иногда пути их проходят по эстакадам, в связи с чем для таких линий используется термин «надземка» см. эстакадный транспорт.
Просмотров: 37275
www.opklare.ru