Какой вокзал назывался виндавским – Виндавский вокзал Википедия

Рижский вокзал — История | Достопримечательности Москвы

Внешнеторговый оборот царской России бурно развивался в конце девятнадцатого века. Этот фактор стал толчком к рассмотрению вопроса о развитии железнодорожного сообщения с прибалтийскими странами, у которых имелся выход к незамерзающему участку Балтийского моря.

В марте месяце 1897 года император Николай II издал Высочайший указ о начале строительства железной дороги, которую назвали Московско-Виндаво-Рыбинская. Общая протяженностей путей в этом направлении составила порядка 2453 километров.

Фото 1. Здание Рижского железнодорожного вокзала в Москве

История Рижского вокзала со дня основания

Место под постройку Виндавского вокзала (в будущем Рижского) выделили у Крестовской заставы, в непосредственной близости от 1-ой Мещанской улицы. Участок находился между путями Николаевской железной дороги и городским Лазаревским кладбищем.

Хотя место и было неосвоенным, акционерам железной дороги необходимо было выполнить ряд условий Городской Думы: облагородить прилегающие к станции территории, подремонтировать выходящий на пустырь Москворецкий водопровод, замостить Трифонов переулок и проезд вдоль границ Лазаревского кладбища.

Архитектором проекта вокзала стал Станислав Бржовский, уже имевший опыт создания такого объекта в Санкт-Петербурге. Это был Витебский вокзал.

Непосредственно работами руководил другой архитектор – Юлий Дидерихс. 

Сроки поджимали. Строительство путей и вокзала вели ускоренными темпами.

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Фасад здания железнодорожного вокзала был выполнен в традициях древнего русского стиля. Три стилизованные под терема строения соединялись между собой крытыми переходами, устроенными на уровне первого этажа. В центральной части вокзала устроили крытое стекло.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.

Рижский вокзал Москвы в наши дни

Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания. 

Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.

Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.

В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.

К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.

Рижский вокзал находится по адресу: Москва, Рижская площадь, 2 (станция метро «Рижская»).



Последние добавленные на сайт статьи …

progulkipomoskve.ru

Рижский вокзал — известные места в москве

С развитием сети железных дорог Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вело строительство новых железнодорожных линий. Оно было преобразовано из общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, основанного в 1868 году.

В 1897 году Общество обязалось «построить железную дорогу нормальной колеи протяжением около 1030 вёрст для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне – порт Вентспилс в Латвии. Появление этой железной дороги связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце XIX века. Московско-Виндавская железная дорога строилась в первую очередь для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики.

Станция Москва Московско-Виндавской железной дороги располагалась у Крестовской заставы. Вокзал построен по проекту известного петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса. Фасад вокзала был выполнен в «русском» стиле, с использованием множества элементов архитектуры допетровской Руси. Здание состояло из трёх двухэтажных «теремов», соединённых одноэтажными переходами. Со стороны площади в вокзал вели три входа: слева – в зал III класса, в центре – в вестибюль багажного отделения и в двухсветные залы I и II классов, и правый – в парадную комнату. Здание вокзала и пассажирская платформа освещались электричеством, вырабатываемым собственной электростанцией, расположенной в подвале левого крыла здания. Для защиты пассажиров от непогоды над платформой был устроен металлический навес.

Вокзал был открыт для пассажиров 11 сентября 1901 года – на 2,5 месяца позже, чем движение по остальной железной дороге. Поэтому первое время поезда принимались к маленькому деревянному вокзалу станции Подмосковная (сейчас– платформа Красный Балтиец), находившейся в 7 километрах от ещё строившегося Виндавского вокзала.

Рижский вокзал – один из самых тихих в Москве, с него отправляются всего два поезда в сутки. Сохранявшийся до 1970-х годов металлический навес с массивными чугунными опорами придавал ему европейский вид, а расположение здания параллельно путям делали его «провинциальным». Поэтому вокзал стал декорацией ко многим отечественным фильмам. Здесь снимали сцены из «Семнадцати мгновений весны», «Вокзала для двоих», «Баллады о солдате», «Адмирала».

ХХ век мало изменил облик вокзала, только навес разобрали. Но своё имя вокзал менял чаще, чем другие вокзалы Москвы. Названный при открытии Виндавским, в 1930-м году он стал Балтийским, через 12 лет – Ржевским, а ещё через 4 года, в 1946 году – Рижским.

В наше время вокзал остаётся таким же тихим и как будто «немосковским». С 2005 года при вокзале открыт музей железнодорожной техники.

Прочитать статью об этом вокзале в «Московском журнале»

um.mos.ru


Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.

В 1901 году в Москве состоялось открытие Виндавского вокзала.

                Виндавский вокзал в 1901 году.
 

Уже в августе месяце 1900 года был сдан первый этаж Виндавского вокзала, а 11 сентября 1901 года прошло освящение и состоялись празднества по случаю открытия. В этот же день, в восемнадцать часов и 5 минут, от перрона отправился в Виндаву первый состав.

Здание вокзала выделяется красивым наружным фасадом в старинном русском стиле и состоит как бы из трех теремов, соединенных по первому этажу крытыми переходами. Центральная часть и крылья вокзала — двухэтажные. Украшают здание практически все элементы, встречающиеся в русской архитектуре XVII века: окна разнообразной формы, наличники, кокошники, бегунки, поребрики. Современники единодушно отмечали большой вкус и достоинства избранного варианта.

Особенно торжественной была центральная часть вокзала с крытым крыльцом и удобным входом. Вокзал обоснованно считался самым удобным для пассажиров.

Виндавский вокзал мог похвастаться и своей технической оснащенностью, в наличии у которого была даже своя автономная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ.

Но были и свои неудобства. Из-за прибытия поездов преимущественно в вечернее время и невозможности размещения всех пассажиров в залах ожидания из-за нехватки мест, последним приходилось нанимать извозчиков в селе Всехсвятском. К месту посадки люди были вынуждены идти пешком с багажом в руках.

В годы Советской власти прошла череда переименований вокзала. В 1930 году он стал Балтийским, с 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название «Рижский» получил в 1946.


Реконструкцию здания Рижского вокзала начали в 1995 году из-за строительства в этом районе эстакады транспортной развязки и обветшания здания. 

Хотя вокзальное хозяйство потеряло часть территории и вспомогательных помещений (грузовой двор, а также камеры хранения), сам Рижский вокзал реконструировали с особой тщательностью.

Отрадно то, что во время восстановительных работ не то что не достраивали лишних помещений, но восстановили бывшую лепнину и убранство внутренних залов. Воссоздали даже старинные люстры.

В настоящее время площадь вокзала составляет порядка 5 тысяч квадратных метров с возможностью одновременного размещения более 1300 пассажиров.

К сожалению, эти мощности слабо задействованы из-за ограниченного трафика поездов. В наши дни от перрона отправляются и прибывают лишь три состава дальнего следования, а также пригородные электрички.


Станция Москва-Рижская по характеру работы является пассажирской, по объему работы отнесена к первому кассу. Является начальным пунктом Рижского направления МЖД, как части Московско-Виндавской магистрали. Не является тупиковой в целом, через станцию также проходит транзитом Алексеевская соединительная линия, с которой есть съезд на Рижское направление.

Изначально существовало две отдельные станции: пассажирская и грузовая. До 1929 года они назывались Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская соответственно. В 1929 году переименованы в Москва-Пассажирская Ржевская и Москва-Товарная Ржевская. В 1963 году объединены в одну станцию Москва-Ржевская. В том же году станция переименована в Москва-Рижская. В 1999 году оборудована турникетами.
В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов в начале 2000-х годов предлагалось их закрыть, перевести пригородные поезда на другие вокзалы (рассматривались и варианты создания новых терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Эти планы не были реализованы.

24 октября 2008 года станция была закрыта для грузовой работы, ныне станция пассажирская 1 класса.
 

По данным за 2014 год, вокзал обслуживает 319850 пассажиров поездов пригородного сообщения и 38314 пассажиров поездов дальнего следования в месяц, то есть более 10 тысяч человек в день.

Рижский вокзал работает круглосуточно с перерывом для уборки залов ожидания с 23.00 до 6.00. Его пассажиропоток составляет 40 — 50 человек в час.

 

Вокзал не раз менял свое название. С момента постойки он назывался Виндавским, потом Балтийским, далее Ржевским. Рижским он стал называться только в 1946 году. до 1930 виндавский, до вередины 1930 балтийский

коротко об истории

в царской росии рост внешнеторгового оборота в конце девятнадцатого столетия вызвал стремительное строительство железнодорожных линий к портам латвии. российское купечество и промышленники на мировой рынок пробивались настойчиво. в стране, кроме муки,зерна, мяса, были и богатые месторождения каменного угля, руды и прочих полезных ископаемых. набирала также силу промышленность. достаточно быстро предприниматели оценили достоинства прокладки нового пути к Балтике.

Это обусловило строительство Московско-Виндаво-Рыбинский дороги. Создание колеи началось по указу Николая 2 в 1897 году. Общество железной дороги обратилось в городскую управу Москвы с просьбой согласиться на расположение пассажирской и товарной станции «Москва» около Крестовской заставы между Лазаревским кладбищем и Николаевской ж\д линией.

Железнодорожный вокзал было предложено построить на обширном пустыре (около Крестовской заставы), прилегающем к 1-ой Мещанской улице. При этом между улицей и самим зданием должна была оставаться площадь, способная обеспечить подъезд экипажей. Товарная станция по плану распологалась около пассажирской. На ней отводилось специальное место для отгрузки дров и лесных материалов, что в тот момент для города имело огромное значение.

От общества железной дороги понадобились значительные затраты на решение вопросов с будущим и существующим городским водопроводом, поскольку трубы Москворецкого водопровода оказались на станционной территории. а также благоустройство улиц. В результате общество согласилось с выводами города. Оно обязалось устроить около Лазаревского кладбища широкий проезд около десяти саженей ширины, после чего его замостить, в Трифоновском переулке сделать мостовую и тротуар, решить множество вопросов по содержанию Напрудной рески, а также выполнить другие работы.

Поскольку время на постройку железной дороги было сильно ограничено. то проектирование ее проводилось по упрощенным техническим условиям с использованием множества обходов естественно созданных препятствий Клинской гряды.

Виндавский вокзал построен был по проекту С. Бржозовского. Это петербургский архитектор. Он автор Витебского вокзала, находящегося в Северной столице. При этом строительство производилось под руководством архитектора Ю. Дитриха.

www.hotelsultan.ru

Виндавский вокзал — А какой московский вокзал раньше назывался «Виндавским»? — 22 ответа



ржевский вокзал

В разделе Карты, Транспорт, GPS на вопрос А какой московский вокзал раньше назывался «Виндавским»? заданный автором Невролог лучший ответ это Рижский вокзал.
Рижскому вокзалу исполнилось 100 лет.
Железнодорожной станции Москва-Рижская 11 сентября исполнилось 100 лет. К дню юбилея над центральным входом Рижского вокзала восстановлены башенные часы, которые колокольным перезвоном возвестили о вступлении вокзала во второй век своего существования. Строительство вокзала началось по указу Николая II весной 1897 года. Место под постройку на пустыре у бывшей Крестовской заставы было выбрано комиссией под руководством выдающегося инженера Александра Бородина. Возводилось здание по проекту петербургского архитектора академика Сергея Бржозовского. Праздник открытия вокзала и начала движения пассажирских поездов от Москвы на Вентспилс состоялся 11 сентября 1901 года. До 30-х годов ХХ века вокзал назывался Виндавским, затем Балтийским, Ржевским и, наконец, с 1946 года Рижским. В середине 90-х годов прошлого века проведена его реконструкция.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А какой московский вокзал раньше назывался «Виндавским»?

Ответ от Пользователь удален[гуру]
До 1930 года возал был Виндавским, до 1942 года — Балтийским, до 1946 года — Ржевским. Виндава — официальное название латвийского города Венспилс до 17 года.

Ответ от Просо[гуру]
Рижский вокзал — один из железнодорожных вокзалов Москвы, расположен на Рижской площади, на пересечении Проспекта Мира и Сущёвского вала. До 1930 вокзал назывался «Виндавский» , до 1942 — «Балтийский» , до 1946 — «Ржевский» .
Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.
Два пути Рижского вокзала обслуживают поезда дальнего следования (в день — три поезда). Два — на Ригу (поезд N1 «Латвийский экспресс» и поезд N3 «Юрмала») , и один поезд в Великие Луки. Два пути вокзала обслуживают пригородные поезда. Несколько путей занимает экспозиция музея истории железнодорожного транспорта.
31 июля 2004 года на Рижском вокзале открыли музей железнодорожной техники, на котором стоят более 40 образцов отечественных и трофейных паровозов, вагонов, щебнеочистительных машин и др. [2], [3]
Также с Рижского возкала в 12:00 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье) отправляется экскурсионный ретро-поезд на паровозной тяге до станции Подмосковная (рядом платформа Красный Балтиец) , где проводятся экскурсии по депо («Паровозная прогулка» )


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Рижский вокзал на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Рижский вокзал

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Рижский вокзал — это… Что такое Рижский вокзал?

Координаты: 55°47′34″ с. ш. 37°37′57″ в. д. / 55.792778° с. ш. 37.6325° в. д. (G) (O) (Я)55.792778, 37.6325

 п·о·р Москва — Нахабино
Рижское направление

условные обозначения

Рижский вокзал — официальное название пассажирского здания станции Москва-Рижская Московской железной дороги. Один из железнодорожных вокзалов Москвы, расположен на Рижской площади, на пересечении Проспекта Мира и Сущёвского вала. До 1930 вокзал назывался «Виндавский», до 1942 — «Балтийский», до 1946 — «Ржевский».

Краткая характеристика

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса[2], наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.[3]

Два перронных пути станции Москва-Рижская, у которых расположено пассажирское здание, обслуживают поезда дальнего следования на Ригу и Великие Луки. Ещё два перронных пути обслуживают пригородные поезда. Несколько путей занимает экспозиция музея истории железнодорожного транспорта.

На Рижском вокзале существует Центр научно-технической информации ОАО «РЖД» и Центр инновационного развития, в котором находится выставочный центр инноваций на железнодорожном транспорте (вход напротив музея железнодорожной техники).

Вблизи вокзала расположен наземный павильон станции метро «Рижская», платформы Ржевская (Алексеевской соединительной линии Курского и Смоленского направления) и Рижская ОЖД.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов, в начале 2000-х годов предлагалось их закрыть, перевести пригородные поезда на другие вокзалы (рассматривались и варианты создания новых терминалов) и ликвидировать подъездные железнодорожные пути. Эти планы, однако, не были реализованы. Оба вокзала работают не круглосуточно. Рижский вокзал работает с 7:30 до 22 часов. Его пассажиропоток составляет 40—50 человек в час.[4]

Направления

С Рижского вокзала отправляются поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги.

№ поезда Название Направление Курсирует
001/002 «Латвияс Экспресис» Рига Ежедневно
003/004 «Юрмала» Рига По отдельному распоряжению
661/662 Великие Луки Ежедневно

Также от путей у вокзала следуют пригородные электропоезда (42-46 в день, по состоянию на лето 2010 года) до станций: Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская.

Все пригородные поезда отправляются из пригородного тупика, расположенного на удалении от собственно вокзала.

Галерея

Панорама здания Рижского вокзала
  • Виндавский вокзал в начале ХХ в.

  • Виндавский вокзал в начале ХХ в.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Московско-Виндавская железная дорога: varandej

Магистраль Москва-Виндава (ныне Вентспилс) была построена в 1897-1901 годах, отчасти как прямой путь из Москвы к незамерзающим портам Балтики, отчасти как стратегический коридор «центр-запад» (Первая Мировая уже маячила на горизонте), отчасти как фрагмент транс-Евразийского пути.
Для своего времени это была одна из самых современных железных дорог России, но за 100 лет она наоборот превратилась в одну из самых архаичных железных дорог страны. «Визитная карточка» Виндавской магистрали — это ручные стрелки и рукописные билеты, распространённые к западу от Великих Лук.

Под катом — рассказ о Рижском вокзале Москвы (довольно малоизвестный даже москвичам вокзал), о вокзалах и станциях Южной Псковщины (бывшей Великолукской области), о ручных стрелках, о пейзажах в духе «Неуловимых мстителей» и о том, как съездить в почти что круиз по плацкартному билету.

Рижский вокзал ежедневно обслуживает всего два дальних поезда: Москва-Рига и Москва-Великие Луки. Первый — фирменный, международный и жутко дорогой, но нам в данном случае более интересен второй. Ведь в составе Великолукского поезда курсирует прицепной вагон Москва-Себеж, идущий до крайнего перед границей города (собственно, Себеж и был моей основной целью). Но главное: достигнув Великих Лук, вагон перецепляется к поезду Великие Луки-Посинь.
И получается:
В Великих Луках — в 6:50 прибытие, в 8:50 отправление дальше.
В Себеже — в 12:25 прибытие, в 15:37 отправление назад.
В Великих Луках — в 19:26 прибытие, в 20:50 отправление в Москву.
Таким образом, на каждый город остаётся в сумме по 3-3,5 часа. Этого вполне достаточно для блиц-осмотра.

Так я и поехал. Успел в итоге не всё, но сам маршрут считаю вполне годным к использованию — где ещё возможно осмотреть два города по одному билету?
Ну а первой достопримечательностью для меня стал уже упомянутый Рижской вокзал:

Рижский вокзал был построен в 1897-1901 годах, и изначально назывался Виндавский. В 1930 его переименовали в Балтийский, в 1942 в Ржевский, в 1946 в Рижский. Автором его был Станислав Бржозовский — архитектор Витебского вокзала в Петербурге. И в целом, архитектура Рижского вокзала очень изысканная, но больше он похож на вокзалы в крупных провинциальных городах, чем в столицах.

Еще интереснее вокзал выглядит со стороны путей:

На платформе очень спокойно и уютно, и мне почему-то подумалось, что так выглядят вокзалы в богатых азиатских странах с небольшой железнодорожной сетью — скажем, на Тайване или в Малайзии. Такой изолированной от мегаполиса островок благородного старинного транспорта, со всех сторон окружённый высотками.
Здесь же, на Рижском вокзале — музей Московской железной дороги:

Среди экспонатов паровоз Ов-841 (в обиходе «Овечка»), построенный в 1903 году на Брянском заводе. На заднем плане вагоны нашего поезда и Останкинская телебашня:

Также отсюда то ли ходит, то ли ходил раньше экскурсионный ретропоезд с паровозом.
Пригородное сообщение на Рижском вокзале развито намного лучше, чем дальнее, но при этом пригородная платформа отделена от междугородней музеем. Интересно, что сам вокзал принадлежит Московской ЖД, а расположенная здесь же станция «Рижская» (первая от Ленинградского вокзала) — Октябрьской.

Но хватит о Москве!
Сев в полупустой вагон, я долго не мог заснуть, и смотрел в окно на тёмных станциях. Запомнился паровозный гидрант в Волокламске, модерновый вокзал в Шаховской, гигантский сталинский вокзал в Ржеве.
Под утро я выглянул в окно и увидел станцию с вот таким названием:

Это последняя станция перед Великими Луками, и сейчас самое время рассказать о псковском участке Виндавской магистрали.
Хотя здесь не сохранилось семафоров или паровозов, а большинство вокзалов сталинские, этот участок поражает своей архаичностью.
Во-первых, многие станции здесь до сих пор не подключены к системе «Экспресс», и железнодорожные билеты на них выглядят так:

Правда, мои купленные в Москве билеты ничем не отличаются от обычных. Но в здешних кассах выписывают такие.
Другая достопримечательность Виндавской магистрали — это ручные стрелочные переводы. Если на большинстве станций стрелки переводятся автоматически, нажатием кнопки, то здесь как встарь путеец подходит, поворачивает балансир (с кирпичом) и нажимает на рычаг:

«Коробочки с глазом» — это флюгарки, ночью они горят двумя цветами, показывая, в какую сторону переведена стрелка. Увы, в таком виде заснять их мне не удалось.

Работа стрелочника — весьма трудоёмкая и опасная. Я ехал в плацкарте с железнодорожницей, так вот она эти штуки почти ненавидела. Путейцев на станциях тут аномально много. И всё же хочется верить, что когда сюда дойдёт цивилизация и появится автоматический перевод, эти странные артефакты сохранят для Истории:

Кстати, вопреки расхожему мнению, «столица» ручных стрелок — не Новосокольники, а Великие Луки, где их больше наверное раз в 10. Вообще же, встречаются ручные стрелки на всём пути от Великих Лук до Себежа.

Станция Великие Луки, общий вид:

Большинство вокзалов на Московско-Виндавской дороге сталинские, так как аутентичные были разрушены войной. В Великих Луках вокзал самый большой и мощный, и отличается радикально островным расположением — здесь нет даже привокзальной площади, как в Смоленске (который тоже островной). С севера от вокзала — Петербургская сторона, с юга — Московская.

Внутрь я так и не зашёл. В основном Великие Луки сейчас — грузовая станция, тут постоянно десятки поездов с цистернами, в то время как пассажирские (и дальние, и пригородные) ходят всего несколько раз за день. К вокзалу вплотную примыкает гигантский полуразрушенный Локомотиворемонтный завод:

И в общем, станция Великие Луки — одна из самых впечатляющих станций, которые мне случалось видеть. Отсюда же отходит Бологое-Полоцкая железная дорога, которую часто называют «заповедной».

Великие Луки с поезда — в 1944-57 годах этот город был областным центром, единственным на Виндавской магистрали в пределах РСФСР:

До Себежа отсюда ехать еще 3 часа. Поезд идёт довольно быстро (не хуже, чем по основным дорогам), но с большим количеством остановок. В часе пути от Великих Лук находится крупная станция Новосокольники у пересечения линий Москва-Рига и Петербург-Киев. Устроена она так же — Петербургская и Московская стороны, «островной» вокзал. Вокзал тут поменьше, чем в Великих Луках, но покрасивее. Впрочем, мне его адекватно заснять не удалось:

Скверик у вокзала, между путей:

И сам город Новосокольники (9,5 тыс. жителей):

Отсюда недалеко до городка Невель — в прошлом типичного белорусского райцентра с костёлами, синагогами и руинами замка, но всё было разрушено в войну и после. О Новоскольниках и Невеле можно почитать здесь. Между тем, мы пересекаем историческую границу России: Невельский и Себежский уезды входили в «черту оседлости» и относились к Витебской губернии.

Вокзал на станции Пустошка — еще в часе пути от Новосокольников:

Пустошка — по идее город (4,8 тыс. жителей), но на глаз это село. В полутора часах езды отсюда городок Опочка, лишённый железной дороги. Однако в 1771-1776 годах Опочка была губернским городом! Дело в том, что Псковщину и Витебщину тогда объединили в одну губернию, а Опочка располагалась точно посредине. Потом губернию разделили между Псковом и Витебском, а в Опочке сохранились 4-этажные Присутственные места. К тому же, там находится автовокзал в здании ямской станции 1850-х годов — то есть выполняет одни и те же функции уже 150 лет, его можно считать старейшим в России.

Чем дальше на запад, тем живописнее делаются места вдоль дорог. Появляются озёра, становятся всё выше холмы. Леса тут как и всюду на псковщине замшелые, то есть здесь хорошая экология. Вообще, леса здесь очень живописны, похожие боры я видел в Польше по дороге в Прагу (еще в школьные годы):

Еще в часе пути от Пустошки — посёлок Идрица (5,4 тыс. жителей). С восточной стороны он встречает вот этой странной конструкцией — то ли стела Победы, то ли водонапорка:

Вокзал Идрицы:

Виды с поезда:

В 5км южнее Идрицы находится деревня Зародищи, куда я не попал. Там находится Никольская церковь, перестроенная в 1879 году из костёла 1598 года постройки! То есть, это второй по возрасту уцелевший костёл России не считая Калининградской области (после Доминиканского собора в Выборге 15 века):


Фотография отсюда, там же подробный фотоотчёт о Зародищах.

От Идрицы до Себежа — еще полчаса пути.
Заброшенная колея уходит в лес:

Станция Заваруйка — вокзал:

И общий вид станции:

Ещё какой-то полустанок с «автобусной» остановкой:

Я ехал в последнем вагоне, и на этом участке наснимал много кадров из тамбура, через окошко задней двери. В основном Виндавская магистраль выглядит так:

Так, а это что?!

Вдоль путей жгли прошлогоднюю траву, поэтому тот тут, то там горели огни, поезд мчался сквозь дым. У меня сразу возникла ассоциация с «Неуловимыми Мстителями» и другими советскими боевиками о Гражданской войне:

А вот уже и Себеж — пограничная станция с таможней, живописно расположенная в котловине между холмов:

Всё строго: на платформу выпускают только к прибытию поезда, чужаков проверяют и досматривают. Фотографировать тут опасно, и если бы не пара нехитрых приёмов, которым меня в своё время научил periskop, я бы и не рискнул.
Кстати, вокзал в Себеже дореволюционный, типовой для Виндавской магистрали, но по крайней мере в Псковской области единственный уцелевший:

Из Себежа я уезжал в том же вагоне, с теми же проводницами, на том же самом месте и даже на том же само матрасе, что и приехал. Да и большая часть кадров в этом посте была снята по дороге обратно.
О Великих Луках и Себеже и пойдёт речь дальше.

varandej.livejournal.com

Рижский вокзал. Москва, Рижский вокзал. Железнодорожный вокзал

Рижский вокзал — это отправной пункт для регулярных пассажирских поездов. Отсюда они следуют в северо-западном направлении.

Направления

Отсюда поезда дальнего следования отправляются в Псков и Великие Луки. Кроме того, отходят фирменные составы в Ригу: «Латвияс Экспресис» (идет ежедневно), а также «Юрмала».

Ездят и многочисленные пригородные поезда, которые связывают столицу с различными городами Подмосковья, такими как Красногорск, Истра, Дедовск и прочие, что выгодно отличает от остальных Рижский вокзал. Электрички подходят к станциям Румянцево, Новоиерусалимская, Шаховская, Волоколамск, Нахабино. По выходным дням до станции Шаховская следует экспресс.

Месторасположение

Размещение очень удобное имеет Рижский вокзал – метро Рижская. Сюда можно добраться общественным наземным транспортом, а также воспользоваться услугами такси.

Коротко об истории Рижского вокзала

В царской России рост внешнеторгового оборота в конце девятнадцатого столетия вызвал стремительное строительство железнодорожных линий к портам Латвии. Российское купечество и промышленники на мировой рынок пробивались настойчиво. В стране, кроме муки, зерна, мяса, были и богатые месторождения каменного угля, руды и прочих полезных ископаемых. Набирала также силу промышленность. Достаточно быстро предприниматели оценили достоинства прокладки нового пути к Балтике.

Это обусловило строительство Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. Создание колеи началось по указу Николая II в 1897 г. Общество железной дороги обратилось в городскую управу Москвы с просьбой согласиться на расположение пассажирской и товарной станции «Москва» около Крестовской заставы между Лазаревским кладбищем и Николаевской ж/д линией.

Железнодорожный вокзал было предложено построить на обширном пустыре (около Крестовской заставы), прилегающем к 1-ой Мещанской улице. При этом между улицей и самим зданием должна была оставаться площадь, способная обеспечить подъезд экипажей. Товарная станция по плану располагалась около пассажирской. На ней отводилось специальное место для отгрузки дров и лесных материалов, что в тот момент для города имело огромное значение.

От общества железной дороги понадобились значительные затраты на решение вопросов с будущим и существующим городским водопроводом, поскольку трубы Москворецкого водопровода оказались на станционной территории, а также благоустройство улиц. В результате общество согласилось с выводами города. Оно обязалось устроить около Лазаревского кладбища широкий проезд около десяти саженей ширины, после чего его замостить, в Трифоновском переулке сделать мостовую и тротуар, решить множество вопросов по содержанию Напрудной речки, а также выполнить другие работы.

Поскольку время на постройку железной дороги было сильно ограничено, то проектирование ее проводилось по упрощенным техническим условиям с использованием множества обходов естественно созданных препятствий Клинской гряды.

Виндавский вокзал построен был по проекту С. Бржозовского. Это петербургский архитектор. Он автор Витебского вокзала, находящегося в Северной столице. При этом строительство производилось под руководством архитектора Ю. Дитриха.

Открытие

В 1901 г. в Москве состоялось открытие Виндавского вокзала. Первый поезд в Виндаву отправился в начале седьмого вечера. В 1901 г. сюда из Ржева пришел первый состав. После чего регулярно трижды в неделю ходил поезд Москва-Ржев.

Описание

Здание вокзала выделяется невероятно красивым фасадом в классическом русском стиле. Состоит оно из 3 теремов, которые по первому этажу соединены крытыми переходами. Крылья вокзала и центральная часть здесь двухэтажные. Здание украшают почти все элементы, которые встречались в русской архитектуре семнадцатого века: различной формы окна, кокошники, наличники, поребрики, бегунки. Современники дружно отмечали достоинства и утонченность данного избранного варианта.

Невероятно торжественной оказалась центральная часть здания, обладающая удобным входом и крытым крыльцом. Вокзал вполне обоснованно считался наиболее комфортным для пассажиров, а по техническим параметрам был во многом совершенен. При этом он имел собственную электростанцию, освещающую платформы и помещения.

Смена названий

Вокзал свои наименования менял неоднократно. С самого момента постройки он был Виндавским, потом Балтийским, далее Ржевским. Рижским он стал называться только в 1946 г.

В конце тридцатых годов сложилась ситуация, когда технические скорости составов с паровой тягой начали сдерживать перевозки. Железная электрифицированная дорога обладала более высокой пропускной способностью. По этой причине в 1929 году на московском узле первым электрифицировали участок Москва-Пушкино, далее, в 1933 г., пошли электрички по направлению горьковскому, по рязанскому — в 1935-м, по курскому — в 1937-м.

Запуск электричек

Первые электрички, согласно плану третьей пятилетки, на рижском направлении должны были пойти в 1943 г. Но помешала ВОВ. И они оправились лишь в 1945 г.

Рижский вокзал со временем ветшал. Площадь при нем также нуждалась в переустройстве из-за постоянных пробок. И в 1995 г. Правительством Москвы было принято решение застроить ее, проведя реконструкцию развязки транспорта.

Главной проблемой, которая стояла перед городом, было как раз обустройство упомянутой развязки в месте пересечения Рижской эстакады с проспектом Мира, а также Сущевским валом, при этом не должна была эстетически пострадать Москва. Рижский вокзал же должен был развиваться. Специалисты из возможных вариантов, таких как эстакада и тоннель, предпочли первый, учитывая гидрологически сложную обстановку. Возведение эстакады потребовало сноса части грузового двора вокзала, а также камеры хранения и нескольких других строений.

Рижский вокзал в современном мире

Пролетное строение с широким движением в 2 стороны, а также системой пешеходных подземных переходов, объединивших станцию метро, сам вокзал, улицы города – все это современное, посвежевшее, обновленное. Облик здания после реконструкции не изменился: никаких дополнительных этажей, пристроек не прибавилось. Кроме того, по прежним чертежам восстановили лепнину потолков, а нарядные люстры отреставрировали.

На сегодняшний день Рижский вокзал представляет собой около 5000 кв. м. площади. Здесь есть световая информация на платформе и в залах, модернизированные билетные кассы, светлые, просторные залы ожидания на 1300 персон, комфортная гостиница и пр. Световые табло вокзала и перронов отображают информацию, необходимую для проезжающих. Пассажиры могут воспользоваться камерами хранения. А также услугами носильщика, по громкоговорящей связи заказать объявление. Можно воспользоваться ламинированием и копировальными услугами, междугородней, местной связью. Также на вокзале есть возможность заказать встречу гостей и их трансфер. Кроме того, предлагаются многие другие услуги. В вокзальном комплексе пропускная способность увеличилась в три раза. Прямые электропоезда отсюда связывают Москву с Дедовском, Красногорском, Волоколамском, Истрой. При этом здесь очень гибкое расписание: Рижский вокзал позволяет пассажирам уехать в выбранном направлении круглосуточно.

fb.ru