БАШМАК ТОРМОЗНОЙ
приспособление, применяемое при маневровом движении для уменьшения скорости передвигающихся вагонов или их остановки. Различают Б. т.: а) ручные и б) механизированные (централизованного управления и автоматические). Ручные Б. т. состоят из стального полоза с одним или двумя бортами по бокам и головки с ручкой, приклепанной к полозу. Действие Б. т. основано на торможении движущегося вагона вследствие трения нижней поверхности полоза Б. т. при скольжении его по рельсу.
При наезде на Б. т. колесо вагона упирается в его головку, скользя с башмаком по рельсу; сопротивление движению резко увеличивается, вагон замедляет свой ход и, если башмак не снимается, останавливается. Б. т. накладывают на рельс руками или при помощи специальной вилки. Ручной способ торможения Б. т. при значительных скоростях вагонных составов и большой работе, напр. на сортировочных горках, делает работу башмачников затруднительной, опасной и недостаточно эффективной. Ввиду этого прибегают к механизированным Б. т. Последние отличаются от ручных тем, что установка их на рельсы, а иногда и удаление производятся при помощи специальных механизмов: механ. или электр. привода, приспособления, надвигающего Б. т. при помощи троса на путь следования вагонных составов, и т. п. Наиболее распространенный вид механизированных Б. т. представляет собой башмак, могущий скользить в желобе, к-рый образован ходовым рельсом и направляющим рельсом, отогнутым с конца (см. фиг.). По направляющему рельсу при помощи троса, приводимого в движение мотором, Б. т. надвигается на рельсы против движения состава, причем при наезде на него вагона нарушается связь между тросом и Б. т.; последний производит торможение колесных пар и ими же при движении отводится в нормальное положение на отогнутый конец направляющего рельса. Управление такого рода Б. т. производится с поста централизации. В нек-рых устройствах управление механизированными Б. т. осуществляется автоматически при помощи педалей. Перед началом торможения Б. т. автоматически выдвигается навстречу спускающемуся отцепу. Когда последний наезжает на педаль, электродвигатель приходит в действие и передвигает башмак в направлении от вагона. Чем скорее движется отцеп, тем раньше он нагоняет башмак и, следовательно, тем сильнее затормаживается. В устройствах централизации во избежание выхода маневрового состава на путь следования поезда по заготовленному маршруту также применяют иногда механизированные башмаки (невзрезные и взрезные). У взрезного Б. т. самый башмак выходит из обоймы, накладываемой на рельс, и, скользя вместе с колесом по рельсам, тормозит состав. Вновь обойма устанавливается вручную.
slovar.wikireading.ru
тормозной башмак — патент РФ 2345922
Изобретение относится к устройствам торможения рельсового подвижного состава и предназначено преимущественно для регулирования скорости движения вагонов и отцепов на сортировочных горках. Тормозной башмак содержит колодку с ручкой, закрепленную на полозе двумя заклепками. Колодка имеет выемки, в которые запрессован антифрикционный материал. Выемки в колодке могут быть выполнены в виде пазов в форме «ласточкиного хвоста». Вставки могут быть выполнены из антифрикционного порошкового материала, который состоит: 8-10% Fe, 0,6-1% Al
Рисунки к патенту РФ 2345922
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для торможения подвижного состава на сортировочных горках.
За годы развития железных дорог были созданы различные модели башмаков (однобортные, двубортные, монолитные или собранные из нескольких узлов, с различными типами заклепок), но главные конструктивные особенности остались непременными: наличие полоза, на который накатывается колесо, колодки, на которую упирается его круг катания, и ручка (например, немецкий патент №9359, A.D. 1914, патент США 3450061, кл. A61h 7/10 от 1969 г.). Указанные башмаки имеют достаточно сложную конструкцию, что в условиях сортировочных станций не позволяет обеспечить надежную их работу.
Известны тормозные башмаки различных типов для торможения и закрепления вагонов на станциях (см., например, В.П.Шейкин и др. Повышение надежности ручного торможения и закрепления вагонов на станциях. Сборник трудов ВНИИЖТ «Развитие и механизация сортировочных устройств». М.: Транспорт, 1993, с.89-97).
Опыт показал, что использование этих башмаков для торможения вагонов имеет ряд недостатков, следствием которых является «приваривание полоза к рельсу и образование ползунов на поверхности катания колес».
В патенте РФ №2142891 (В61К 7/00 от 1997 г.) описан тормозной башмак без полоза, который позволяет получить безъюзовое торможение. Однако такая конструкция башмака не обеспечивает надежного торможения вагонов, его работа неустойчива и создает незначительное замедляющее усилие.
Известно устройство для торможения подвижного состава на сортировочных горках, содержащее колодку с ручкой, закрепленную на полозе двумя заклепками с запрессованными в них, со стороны опорной поверхности полоза, вставками из самосмазывающегося материала (а.с.1655830, В61К 7/16, 1988), которое является наиболее близким аналогом и выбрано в качестве прототипа.
Недостатком известного устройства является заклинивание колесных пар при торможении и образование на их поверхности катания односторонних ползунов и термомеханических повреждений, когда колесо тормозимой колесной пары, находящееся не на башмаке, скользит без качения по рельсу.
Колесные пары, на которых глубина односторонних ползунов превышает нормативную величину, необходимо выкатывать из-под вагонов и направлять в ремонт (на обточку).
Даже самый щадящий режим башмачного торможения приводит к повреждению колесных пар и образованию ползунов глубиной 0,3-0,9 мм, что может вызывать разрушения колес и рельсов, снижает безопасность движения поездов и увеличивает эксплуатационные расходы.
Техническим решением задачи является повышение эффективности работы устройства и предотвращение заклинивания колесных пар.
Устройство содержит колодку 1 с ручкой, закрепленную на полозе 2 двумя заклепками 3, впрессованные в колодку вставки 4 из антифрикционного материала (фиг.1).
Указанная цель достигается тем, что колодка башмака содержит выемки (фиг.2), в которые запрессован антифрикционный материал. Выемки в колодке выполнены в виде пазов в форме «ласточкиного хвоста», а вставки выполнены из антифрикционного порошкового материала, который состоит: 8-10% Fe, 06-1% Al
Устройство работает следующим образом. Колесо, наезжая на полоз 2 башмака, упирается в колодку 1 (фиг.1) и первоначально за счет инерции проворачивается на 60-90 градусов.
При этом колесо взаимодействует с антифрикционными вставками 4, обладающими низким коэффициентом трения, и переносит их частицы на полоз 2, происходит уменьшение коэффициента трения
При одинаковой нагрузке на колеса qк усилия их взаимодействия с рельсом и башмаком будут происходить при условии
кр·qк>кб·qк
В случае, если усилие в паре трения колесо-рельс F кр=кр·qк будет больше усилия Fкб=кб·qк, в паре трения колесо-башмак (F
Испытания, проведенные в реальных эксплуатационных условиях, показали, что башмаки с антифрикционными вставками обеспечивают эффективное надежное торможение и проворот колесной пары. Длина тормозного пути при этом изменяется на 5-10%, незначительно.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Тормозной башмак, содержащий колодку с ручкой, закрепленную на полозе двумя заклепками, отличающийся тем, что колодка имеет выемки, в которые запрессован антифрикционный материал.
2. Тормозной башмак по п.1, отличающийся тем, что выемки в колодке выполнены в виде пазов в форме «ласточкин хвост».
3. Тормозной башмак по п.п.1 или 2, отличающийся тем, что вставки выполнены из антифрикционного порошкового материала, который состоит
Fe | 8-10% |
Al2O3 | 0,6-1% |
С | 3,5-5% |
Sn | 3,5-4,5% |
Cu | остальное |
www.freepatent.ru
Ручной тормозной башмак — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Ручной тормозной башмак
Cтраница 1
Ручной тормозной башмак ( рис. 59) состоит из подошвы ( полоза), на носок которой наезжает колесо, головки с опорной пластинкой, в которую колесо упирается, и рукоятки ( ручки), держась за которую укладывают башмак на рельсы. Бор-ты башмака служат для удержания его на рельсах. В основном используют двубортные башмаки, так как они более устойчиво держатся на рельсе, чем однобортные. На каждом стрелочном посту должно быть не менее двух тормозных башмаков. [2]
Недостающее до требуемого на участке ( сверх единого наименьшего) количество ручных тормозов в поезде может заменяться ручными тормозными башмаками из расчета один башмак за три тормозные оси при установке его под груженый вагон и за одну ось при установке его под порожний вагон. [3]
Недостающее до требуемого на участке ( сверх единого наименьшего) количество ручных тормозов в поезде может заменяться ручными тормозными башмаками из расчета один башмак за три тормозные оси при установке его под груженый вагон in за одну ось при установке его под порожний вагон. [4]
Недостающее до требуемого на участке ( сверх единого наименьшего) количество ручных тормозов в поезде может заменяться ручными тормозными башмаками из расчета один башмак за три тормозные оси при установке его под груженый вагон и за одну ось при установке его под порожний вагон. [5]
Если требуется ручных тормозов более установленного по сети единого наименьшего количества ( 0 6 оси на каждые 100 т массы поезда), а также ели в исключительных случаях в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее количество ручных тормозов, недостающие могут заменяться ручными тормозными башмаками. [6]
Наибольшее распространение в настоящее время получили двухбортные башмаки, являющиеся более устойчивыми и применяемые для торможения как на постоянных, так и на переменных тормозных позициях и на любой ( правой или левой) рельсовой нити. Общий вид ручного тормозного башмака ( двухборт-ного) показан на фиг. [7]
Вагоны с разрядными грузами и цистерны со сжиженными газами при стоянке на станции вне поездов, за исключением находящихся под накоплением на путях сортировочных парков, должны устанавливаться на особых путях. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены ручными тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. [8]
Единое наименьшее число ручных тормозов на каждые 100 т массы состава грузового, грузо-пассажирского и почтово-багажного поезда, следующего в пределах двух или более дорог, установлено 0 6 тормозной оси. При потребности ручных тормозов более установленного единого наименьшего числа, а также в исключительных случаях, предусмотренных МПС, когда в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее числи ручных тормозов, недостающее их количество может быть заменено ручными тормозными башмаками. [9]
На горках большой мощности вагонными замедлителями оборудуют все тормозные позиции. На горках большой и средней мощности временно допускается тормозить вагоны тормозными башмаками на третьей тормозной позиции. Ручной тормозной башмак состоит из подошвы, на носок которой наезжает колесо, и головки ( с опорной пластинкой), в которую колесо упирается. После наезда колеса на башмак вагон некоторое время продолжает движение. [11]
Единое наименьшее количество ручных тормозов на каждые 100 т веса состава грузового и почтово-багажного поездов, следующих в пределах двух и более дорог, принимается 0 6 тормозной оси. Для поездов, следующих в пределах дороги, а также для руководящих спусков круче 12 % о потребность в ручных тормозах устанавливается начальником дороги. При потребности ручных тормозов более установленного по сети единого наименьшего количества 0 6 оси на каждые 100 т веса состава недостающее их количество заменяется ручными тормозными башмаками из расчета один башмак за три тормозные оси при установке его под груженый пагон и за одну тормозную ось при установке его под порожний вагон дополнительно к четырем тормозным башмакам, имеющимся на локомотиве. В этом случае груженым вагоном считается вагон при загрузке на ось более 10 Т брутто. [12]
Министерством путей сообщения установлены нормы ручных средств для закрепления составов на месте на перегоне. Для участков, где уклон превышает 0 012, количество тормозных башмаков и ручных тормозов в поезде устанавливает начальник дороги. Если ручных тормозов недостает до установленных норм, их заменяют ручными тормозными башмаками из расчета один башмак за две тормозные оси при установке под порожний вагон и за три оси под груженый вагон. В этом случае груженым считается вагон, у которого нагрузка на ось брутто 10 т и более. [14]
В грузовые поезда может ставиться подвижной состав с пролетными трубками не более восьми осей в одной группе, а в хвО — сте поезда перед последним вагоном — не более четырех осей. Последний вагон должен быть автотормозным с включенным тормозом. Каждый сформированный состав должен быть обеспечен необходимым количеством ручных тормозов вагонов для удержания его на месте в случае порчи или невозможности приведения в действие автоматических тормозов. Единое наименьшее количество ручных тормозов на каждые 100 т массы состава грузового, грузо-пассажирского и почтово-багажного поезда, следующего в пределах двух или более дорог, установлено 0 6 тормозной оси. При потребности ручных тормозов более установленного единого наименьшего количества, а также в исключительных случаях, предусмотренных МПС, когда в составе грузового поезда не может быть обеспечено единое наименьшее количество ручных тормозов, недостающее их количество может быть заменено ручными тормозными башмаками. [15]
Страницы: 1
www.ngpedia.ru
Башмаки тормозные | Советы по ремонту дома и квартиры своими руками
На сортировочной станции, в целях экономии времени, электровоз не довозит вагоны до нужного места, а толкает их. Пока вагон катиться по рельсам, электровоз успевает отправить на нужное место еще один вагон. И так далее. Для того, чтобы вагоны остановились именно там, где нужно на рельсы ставятся специальное приспособление, которое называется тормозным башмаком
.
Кроме вышеописанного применения такие башмаки используются для предотвращения скатывания вагона при его остановке под наклоном. Тормозные башмаки можно применять как к одиночным вагонам, так и сразу к нескольким, стоящим в сцепке.
Тормозные башмаки устанавливаются по направлению к движущемуся вагону. Колесо, накатываясь на башмак, упирается в него и вагон останавливается. При этом, нужно быть готовым к тому, что башмак будет скользить по рельсе из-за поступательной силы вагона.
Башмаки не изнашивают колеса, а износ рельс от трения минимален. Если нужно уменьшить скорость вагона, то существуют конструкции, которые отбрасывают башмак в необходимом для этого месте. Такая конструкция гасит скорость вагона и тогда, когда она будет снижена до необходимой, башмак отбрасывается, а вагон продолжает движение дальше с той скоростью, которая необходима.
Тормозные башмаки могут иметь различную конструкцию. Чаще всего для вышеописанных целей используется башмак Бюссинга. Он состоит из стальной пластины до 500 мм в длину. На ней устанавливается упор. У этой пластины есть односторонний или двухсторонний свес. Конструкция башмака Бюссинга помогает ему обхватывать рельс и при этом не бояться стрелок и крестовин.
Вес вышеописанной конструкции башмака не превышает 5-8 кг. Литые башмаки, которые также используются в железнодорожном деле, весят вдвое больше. Это их главный минус. Но, есть еще один. У литых башмаков нос конструкции загибается кверху. Что может привести к сбросу вагона или выходу башмака из строя.
На объектах, где повышенные требования к пожарной безопасности используют башмак тормозной искробезопасный. Он эффективно справляется с возложенными на него функциями и при этом обладает повышенной искробезопасностью.
В зависимости от конструкции башмака их долговечность рассчитана на остановку 1000 – 1500 вагонов.
sami-stroim.com
Тормозной башмак — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Тормозной башмак — приспособление для торможения движущихся групп вагонов (отцепов) и других видов подвижного состава, а также закрепления подвижного состава от внезапного движения (ухода). Башмаки являются инвентарём особого учёта, имеют номера и хранятся строго в отведённых местах.
Применение
Тормозной башмак используется в качестве тормозного средства на сортировочных путях сортировочных станций и для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. При торможении отцепов при сортировке вагонов для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка[1], с помощью которой обеспечивается безопасность и удобство работы при затормаживании любой тележки отцепа, выведение тормозного башмака из-под колёс осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикреплённого к нему рельса-остряка. При механизации горок тормозные башмаки заменяют вагонными замедлителями. При закреплении подвижного состава башмаки укладывают под его колёса и продвигают подвижной состав для накатывания его колес на плоскую часть башмака (иначе башмаки могут быть случайно изъяты или украдены).
Принцип работы
Тормозной эффект основан на замене трения качения вагона трением скольжения тормозного башмака по рельсу и второго колеса заторможенной колёсной пары по другому рельсу. Скольжение вагона на тормозном башмаке называют юзом. Длина юза зависит от:
- состояния поверхностей трения пар «башмак — рельс» и «рельс — колесо вагона»
- массы вагона
- осевой нагрузки вагона
- скорости входа вагонов на башмак
- погодных условий.
Виды тормозных башмаков
Различают двубортные и однобортные тормозные башмаки. Двубортные тормозные башмаки более устойчивы и могут применяться на станциях для торможения на любой по ходу движения отцепов рельсовой нити.
Сбрасывающий башмак
Сбрасывающий (опрокидывающий) башмак применяется для сброса состава с рельсов в случае неконтролируемого ухода. В основном устанавливается в тупиках. Башмак крепится к рельсу, состоит из: резьбового крепления, остряка для сброса, язычка для подъёма колеса на остряк.
Упор тормозной стационарный
Механизм, применяемый взамен тормозных башмаков в местах постоянного закрепления подвижного состава. Управление упором происходит дистанционно с помощью привода, похожего на стрелочный. Имеет условное обозначение УТС-380.
Башмак накатной
Переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь. Существуют двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»). Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.
Напишите отзыв о статье «Тормозной башмак»
Ссылки
- ↑ Видео: [www.youtube.com/watch?v=T6GB5wWKf_c#t=2m36s укладка тормозных башмаков под движущийся отцеп] (фрагмент учебного фильма «Беда на ст. Чусовская»)
Литература
Отрывок, характеризующий Тормозной башмак
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»
Была одна странница, Федосьюшка, 50 ти летняя, маленькая, тихенькая, рябая женщина, ходившая уже более 30 ти лет босиком и в веригах. Ее особенно любила княжна Марья. Однажды, когда в темной комнате, при свете одной лампадки, Федосьюшка рассказывала о своей жизни, – княжне Марье вдруг с такой силой пришла мысль о том, что Федосьюшка одна нашла верный путь жизни, что она решилась сама пойти странствовать. Когда Федосьюшка пошла спать, княжна Марья долго думала над этим и наконец решила, что как ни странно это было – ей надо было итти странствовать. Она поверила свое намерение только одному духовнику монаху, отцу Акинфию, и духовник одобрил ее намерение. Под предлогом подарка странницам, княжна Марья припасла себе полное одеяние странницы: рубашку, лапти, кафтан и черный платок. Часто подходя к заветному комоду, княжна Марья останавливалась в нерешительности о том, не наступило ли уже время для приведения в исполнение ее намерения.
wiki-org.ru
Тормозной башмак
Тормозной башмак содержит колодку с ручкой. По обеим сторонам колодки сбоку прикреплены два полоза для фиксации башмака на рельсе. Колодка выполнена по меньшей мере с одним пазом. В пазу размещена вставка из упругого материала для взаимодействия с рельсом. Обеспечивается снижение металлоемкости, повышение долговечности и надежности башмака. 2 ил.
Предлагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для остановки и замедления подвижного состава на сортировочных горках.
Известно устройство тормозного башмака, содержащего полоз, две боковые щеки, опорную колодку и рукоятку. В щеках имеются окна, а в дополнительных щечках на осях расположены эксцентричные ролики с насечкой на цилиндрических образующих (а.с. СССР N 1572891, от 25.08.88, кл. B 61 K 7/12). Недостатками данного устройства являются заклинивание колесной пары и большая металлоемкость конструкции. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является горочный тормозной башмак, в котором повышение долговечности достигается увеличением толщины сечения полоза, выполнением отбортовки у отверстий полоза под заклепки, раззенковкой отверстий в колодке под них, впрессованием вставок из самосмазывающегося порошкового материала на железной основе в заклепки со стороны соприкосновения их с рельсом (а.с.СССР N 1655830 от 24.10.88, кл. B 61 K 7/16). Недостатками данного устройства являются торможение юзом, недостаточная надежность и долговечность, невозможность регулирования на тормозных позициях сортировочной горки. Эти недостатки возникают из-за традиционного конструктивного решения тормозного башмака с удлиненным полозом и жестким закреплением на нем опорной колодки. В момент торможения колесо наезжает на полоз и основной динамический удар приходится на опорную колодку, что приводит к быстрому износу обеих соприкасающихся поверхностей. При этом опорная колодка должна быть выполнена из высококачественной стали, чтобы выдержать такие удары, а это повышает металлоемкость устройства в целом. Целью предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей, снижение металлоемкости, повышение надежности устройства. Для решения поставленных задач тормозной башмак, содержащий опорную колодку с ручкой, в соответствии с изобретением имеет два полоза, прикрепленные по обеим сторонам колодки сбоку, для фиксации башмака на рельсе. Колодка выполнена по меньшей мере с одним пазом, в котором размещена вставка из упругого материала, (например, резины) для взаимодействия с рельсом. Такое устройство тормозного башмака позволяет значительно уменьшить длину полозьев и выполнить их под одним углом заострения вместе с опорной колодкой. Колесо не наезжает на полоз, а толкает башмак. При этом опорная колодка может быть выполнена из менее прочного и дорогостоящего материала, например чугуна. Упругая резиновая вставка в опорной колодке, с одной стороны, значительно уменьшает энергию удара как на опорную колодку, так и на буксовый узел и ходовые части тележки, а с другой стороны, создает между башмаком и рельсом предварительную силу трения скольжения башмака, не превышающую силу сцепления колеса с рельсом, за счет чего достигается безъюзовое торможение. Такая конструкция башмака дает возможность регулировать скорость подвижных составов на тормозной позиции путем увеличения или уменьшения площади контакта колесо-башмак, башмак-рельс. Таким образом, вышепоставленные цели достигаются за счет оптимизации условий взаимодействия башмака с рельсом и колесом. На фиг. 1 изображен тормозной башмак, вид сбоку. На фиг.2 — то же, вид спереди. Тормозной башмак содержит опорную колодку 1 с ручкой 2. В опорной колодке 1 имеется паз 3, в котором размещена вставка 4 из упругого материала, например резинотехническое изделие. Для фиксации башмака на рельсе 5 служат два полоза 6, которые закреплены сбоку по обеим сторонам колодки 1 с помощью винтового соединения 7. Устройство работает следующим образом. При наезде колесной пары на башмак колесо толкает башмак и его основная часть, опорная колодка, создает тормозную силу за счет взаимодействия упругой вставки с рельсом. Малая энергетическая емкость башмака уменьшает динамику удара, так как в момент наезда нет жесткого закрепления опорной колодки. Применение такой конструкции башмака в процессе опытных испытаний показало следующие преимущества: увеличение срока службы в сравнении с существующими башмаками; простота в изготовлении; возможность безоткатного снятия из-под колеса на горизонтальном участке железнодорожного пути; уменьшение вероятности выброса башмака при наезде.Формула изобретения
Тормозной башмак, содержащий колодку с ручкой, отличающийся тем, что по обеим сторонам колодки сбоку прикреплены два полоза для фиксации башмака на рельсе, а колодка выполнена по меньшей мере с одним пазом, в котором размещена вставка из упругого материала для взаимодействия с рельсом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2findpatent.ru
Виды тормозных башмаков, способы их установки
Тормозной башмак – это устройство, с помощью которого осуществляется торможение движущихся вагонов (для закрепления вагонов на подъездных путях и станциях). Для того чтобы закрепить состав, башмаки укладываются под колеса. Чтобы они оставались на месте, подвижной состав накатывается на их плоскую часть.
Принцип работы тормозных башмаков очень прост. Когда состав движется по рельсам, то принцип работы колес можно охарактеризовать как трение-качение вагона. При торможении с помощью тормозного башмака этот принцип можно охарактеризовать как трение (скольжение) – юз. Длина юза зависит от массы вагона, осевой нагрузки, скорости вагона, погодных условий и состояния поверхностей трения.
Тормозные башмаки представлены двумя основными видами: двубортные и однобортные. Есть еще и сбрасывающие башмаки. Они используются в тех случаях, когда необходимо сбросить с рельс неконтролируемый движущийся состав. Кроме этих видов можно выделить и упор тормозной стационарный. Он используется для закрепления подвижного состава вместо тормозных башмаков. Управление механизмом осуществляется на дистанционном уровне.
Установка тормозных башмаков не занимает много времени. Они устанавливаются на каждую рельсу. При этом направление башмаков должно быть к движущему вагону. Процесс торможения заключается в накатывании колеса на башмак. Как только состав останавливается, отдача заставляет колесо откатиться и сойти с башмака.
На сортировочных станциях тормозные башмаки устанавливаются специалистами. Один мастер может обслуживать несколько рельс. Также работник станции может одновременно обслуживать два состава. Все зависит от скорости поезда и его опыта.
На страницах нашего сайта Вы можете найти тормозные башмаки и любые другие расходные материалы, в частности 35х625 ГОСТ 1335-84 трубки тормозного рукава, кольца и прокладки. Их своевременная замена поможет снизить риск выхода из строя важных элементов ж/д составов, в том числе и элементов, влияющих на торможение движущихся вагонов.
gms1520.ru